Top.Mail.Ru
Неизвестный крестовый поход венгров в Боснию [начало XIII века]

Неизвестный крестовый поход венгров в Боснию [начало XIII века]

Неизвестный крестовый поход венгров в Боснию

Эта статья представляет собой краткий вклад в историю крестовых походов, которые велись против так называемых еретиков в первой половине XIII века. Тема хорошо известна в западных исторических исследованиях благодаря значимости кампании на юге Франции против катаров, также известной как Альбигойский крестовый поход, в начале XIII века [1]. Тем не менее, идея крестового похода с целью искоренения ересей возникла и в отношении других территорий и местных групп. Отношения между королевством Венгрия и его южным соседом Боснией представляют собой весьма похожий пример, поскольку обвинения в инакомыслии сыграли важную роль в усилиях венгерских правителей утвердить свое господство над территориями Боснии.

Проблема возникла еще в начале XIII века, когда против боснийского правителя бана Кулина были выдвинуты обвинения в том, что он и его подданные не были истинными христианами. Хотя монарх смог оправдаться от обвинений благодаря расследованию, проведённому по приказу папы Иннокентия III (1198—1216) [2] и никаких военных действий не проводилось, споры о положении христианства в Боснии продолжились. В этом исследовании рассматривается ситуация, сложившаяся в 1220-х и 1230-х годах, когда идея крестового похода для искоренения ереси возникала несколько раз. И вполне возможно, что венгерский королевский принц, герцог Славонии Коломан [3], даже возглавил войска в Боснии, как крестоносец. События кампании [кампаний] малоизвестны; однако о подготовке можно судить по основному источнику – папской переписке. Поэтому я проанализирую усилия, предпринятые в этом направлении Гонорием III [1216–1227] и Григорием IX [1227–1241], и раскрою роль терминологии крестоносцев [4]. Весьма любопытно, что венгерские источники содержат лишь косвенную информацию о крестовом походе против боснийской ереси, хотя идея борьбы с неверными в качестве крестоносцев спустя несколько лет после крестового похода короля Андраша II [1205—1235] должна была быть широко известна среди представителей светской и церковной элиты королевства Святого Иштвана [5].

Прежде чем проанализировать соответствующие источники, давайте подробнее рассмотрим так называемую боснийскую ересь, или, другими словами, проблему боснийской церкви, которая традиционно считается дуалистическим учением, связанным с богомилами и катарами [6]. Тем не менее, в историографии возникли серьезные сомнения относительно прямой связи между христианами Боснии и любыми дуалистическими учениями [такими как отказ от мирской и церковной иерархии и отказ от таинств, как крещение, Евхаристия и брак]. Влияние богомилов нельзя полностью исключить, но если оно и присутствовало, то, безусловно, было смешано с восточным монашеством и народными верованиями. Причину этого часто ищут в ландшафте Боснии, который помог местным жителям противостоять попыткам Западной церкви объединить христианство [7]. Тем не менее, представляется правдоподобным, что обвинения в инакомыслии в Боснии были, по крайней мере частично, политически мотивированными: целью было поддержать претензии Венгрии как сюзерена боснийских правителей [8], заручившись также поддержкой папской власти [9].

Апостольский престол решительно отреагировал на вопрос о подозрениях в ереси в Боснии. В 1202 году Иннокентий III отправил в Боснию своего капеллана Иоанна де Казамариса для проведения надлежащего расследования. В результате его деятельности в 1203 году после местного синода в Билино Поле [ныне Зеница, Босния и Герцеговина] бан и представители [настоятели] «христиан Боснии» принесли ему клятву [10] в верности Риму, его литургии и обычаям [11].

Весьма показательно, что после торжественного события в Боснии была принесена еще одна присяга, на этот раз в Венгрии, где бан Кулин был представлен своим сыном и двумя настоятелями боснийских христиан перед королем Эмериком [1196-1204] и несколькими венгерскими прелатами [12]. Поэтому приказа о военных действиях отдано не было, хотя идея крестового похода против ереси в Боснии присутствовала в письме папы Иннокентия III, направленном Эмерику [13].

Неизвестный крестовый поход венгров в Боснию

Следующий папа, Гонорий III, направил легата в регион, расположенный недалеко от Далмации, в 1221 году, чтобы действовать против – предполагаемых – пиратов Омиша [Альмиссы], нападавших на христиан во время их паломничества, а также на крестоносцев в их путешествиях [14]. Агент Гонория III, папский капеллан Аконтий [Accontio] вскоре получил задание разобраться с проблемой боснийской ереси [15]. Точный источник обвинений неизвестен, но вполне вероятно, что сам папский капеллан сообщил понтифику о слухах, которые он слышал относительно инакомыслия в Боснии. Можно заподозрить, что прежние методы были возобновлены венгерской стороной после сообщений о ереси в Боснии [16], особенно потому, что венгерского короля и главу венгерской церкви, архиепископа Иоанна Эстергомского, вместе с его суфражистами и другими прелатами королевства попросили оказать помощь в борьбе с ересью в Боснии. Ожидалось, что они побудят людей оказать военную помощь папскому легату в обмен на отпущение их грехов [17]. В письме папы к Аконтию содержится an quite интересная метафора, сравнивающая еретиков с lamie при дневном свете [18] – существами с человеческим лицом и телом зверя – термин, используемый папой Григорием I [590-604] для обозначения ереси или лицемерия [19].

Хотя в текстах нет другого термина, относящегося к крестовому походу, кроме упоминания об отпущении грехов [20], представляется вполне вероятным, что идея священного военного похода на территорию Боснии еще не была полностью сформулирована [21]. Тем не менее, исторический труд архидьякона Фомы [Фомы из Спалато], Historia Salonitana, предлагает дополнительную информацию о деятельности Аконтия. Согласно тексту, легат отправился на территорию еретиков, чтобы искоренить их, и отбыл в 1222 году [22]. Это утверждение, безусловно, ложно, учитывая деятельность папского капеллана в Венгрии [23]. Возможно, представление о деятельности легата в Боснии основано на более поздних событиях.

В начале 1220-х годов никаких военных действий не начиналось [24], но одно кажется несомненным: обвинения в ереси в отношении Боснии вновь появились в начале века, и на этот раз ни проверка, ни клятва не смогли их опровергнуть [25]. Обвинения, по-видимому, возникли или, по крайней мере, усилились с венгерской стороны. Если и нужно назвать ключевую фигуру, то это определенно был бы архиепископ Угрин из Калоцсы из рода Csák, бывший королевский канцлер, участник Пятого крестового похода, из окружения короля Андрея II [26], один из самых важных прелатов королевства в третьем и четвертом десятилетиях XIII века [27]. Две папские буллы, изданные в мае 1225 года, содержат информацию о планах венгерского архиепископа и его роли в венгерской деятельности в Боснии. Гонорий III хвалил Угрина за его рьяные усилия по борьбе с еретиками и, что ещё важнее, приказал ему проповедовать крестовый поход, тем самым впервые открыто упомянув о крестовом походе против еретиков в связи с событиями в Боснии [28].

Архиепископу было предложено продвигать идею борьбы с ересью с помощью крестоносцев [crucesignati], и он даже был уполномочен освобождать тех, кто принимает кресты, от отлучения, наложенного на них из-за насилия; однако полная индульгенция в хартии не упоминается [29]. Можно лишь сформулировать гипотезы относительно происхождения идеи крестового похода в Боснию против еретиков, но участие архиепископа в Пятом крестовом походе делает вероятным, что он был инициатором или, по крайней мере, одним из них. Должно быть, он был хорошо осведомлен о преимуществах борьбы в качестве крестоносца. Источники не предоставляют достаточно информации, подтверждающей теорию о том, что военная кампания действительно была реализована; однако представляется вероятным, что прелат мог расширить свою юрисдикцию на боснийские территории Усоры и Сола [30].

Угрина в его начинаниях поддерживал и венгерский монарх Андрей II, о чем свидетельствует другая папская грамота, изданная в тот же день, 15 мая 1225 года. Согласно конфирмации Гонория III, которая произошла по ходатайству короля, Угрин получил от короля территории Боснии, Усоры и Сола, чтобы очистить их от ереси [31]. Если принять во внимание все эти соображения, представляется возможным, что обвинение в ереси могло быть использовано венгерской стороной, на этот раз архиепископом Угрином, для оправдания церковной и светской экспансии в Боснию при помощи папской власти [32].

Стремления Угрина также отразились в том, что до 1227 года он завладел замком Пожега, чтобы эффективнее бороться с еретиками [33]. Кроме того, архиепископ нанял члена королевской семьи, племянника Андрея II, Иоанна [Калояна] Ангела, сына императора Исаака II Ангела [1185-1195] для участия в войне, однако, несмотря на ранее полученную плату, он не участвовал ни в каких военных действиях. Гонорий III даже уполномочил делегатов принудить Иоанна [34]. Исход этого дела неизвестен, но формулировка папского письма, адресованного Иоанну, имеет решающее значение. Согласно ей, Угрин заплатил Иоанну за то, чтобы тот сражался с еретиками под знаком креста [35]. Несмотря на кажущееся очевидным противоречие между оплатой и статусом крестоносца [36], усилия архиепископа Калочи в этом вопросе очевидны; его интересовали не просто церковные меры, поскольку вооруженное вмешательство определенно рассматривалось.

Следующие несколько лет были, несмотря на очевидное рвение Угрина, довольно спокойными, без каких-либо свидетельств какого-либо фактического вмешательства или дальнейших усилий архиепископа [37]. Следующее важное событие произошло в 1232 году, когда до преемника Гонория III, папы Григория IX, дошло обвинение в том, что епископ Боснии был неграмотным, получил свое положение через симонию и открыто защищал еретиков, одним из которых даже был его брат [38]. Источник обвинений, к сожалению, неизвестен, поскольку в папской хартии он вообще не упоминается, что часто встречается в подобных случаях [39]. Тем не менее, кажется правдоподобным, что именно архиепископ Угрин заново передал эту историю Апостольскому престолу. Это особенно вероятно, потому что понтифик поручил ему в июне 1232 года вместе с епископом Загреба Стефаном и проректором Хайсентлоринца изучить состояние епископства и епископа Боснии [40].

В мае 1233 года кардинал-легат Якоб из Пренесте, который присутствовал в Венгрии в качестве представителя папы римского с полными полномочиями [41], произвел смену руководства в епископстве Боснии [42], возможно, на основе вышеупомянутого расследования. Доминиканец Johannes Teutonicus [Иоанн из Вильдесхаузена], впоследствии генеральный магистр ордена [43], стал новым главой епархии [44], положив таким образом начало долгосрочной деятельности Ордена проповедников в Боснии [45]. Доминиканцы, должно быть, с самого начала столкнулись с враждебностью в своих начинаниях в Боснии, поскольку решение легата, вероятно, вызвало там напряженность, поскольку вынужденные изменения противоречили местным обычаям [46].

Деятельность доминиканцев была не единственной новостью 1230-х годов. Новой ключевой фигурой на венгерской стороне стал принц Коломан, второй сын венгерского монарха Андрея II, бывшего короля Галиции, а к тому времени герцог Славонии [47]. Он появляется в источниках, касающихся ситуации в Боснии, еще в 1233 году, когда вновь всплыли предыдущие обвинения в ереси в адрес Боснии и ее правителя.

Матвей Нинослав, бан Боснии [48], представил себя, возможно частично из-за судебного преследования легата Якоба [49], готовым привести свою страну и ее церковь к католической вере и бороться с предполагаемой ересью [50]. Григорий IX взял его и его семью под защиту папы до тех пор, пока тот будет готовым придерживаться своих обещаний. Папа также проинформировал герцога Коломана о своем решении [51], предположив, что Нинослав действовал из-за растущей венгерской угрозы.

Доброжелательность папы по отношению к боснийскому запрету длилась недолго, хотя причина такого поворота событий неясна. Григорий IX начал готовить действия против боснийской ереси, и Коломан, вероятно, должен был стать одной из ключевых фигур папских планов [52]. Возможно также, что сам венгерский принц снова обвинил боснийского правителя, что могло привести к новому положению дел [53].

В феврале 1234 года понтифик уполномочил легата действовать в пользу миссии против еретиков, информируя прелатов и духовенство Далмации, Боснии, Сербии и других славянских территорий [Склавонии] [54]. Они были призваны поддержать легата и убедить как можно больше людей принять крест и сражаться с еретиками [55]. Точные результаты этого папского мандата неизвестны, как и деятельность легата [56], но терминология крестоносцев, касающаяся ситуации на Балканах, вновь возникла. Упоминание о святом деле, предложении индульгенций и привилегиях крестовых походов в Святую Землю [57] ясно показывают эскалацию проблемы, когда план выхода из ситуации с помощью крестового похода становится ясно осязаемым.

Удивительно, но эта тема не встречается в папском письме, отправленном герцогу Славонии в октябре 1234 года. Согласно Григорию IX, принц Коломан должен был бороться с бесчестием еретической развращенности в Склавонии, чтобы нести туда свет католической веры [58]. Однако в письме не упоминается ни слово «крест», ни индульгенция, ни какие-либо другие духовные и мирские привилегии. Используется только фраза «святое дело». Мы не можем быть уверены, почему папская хартия была сформулирована так осторожно, но можно предположить, что участие венгерского принца в Боснии в качестве лидера крестового похода еще не было частью плана.

Недавно Дзенан Даутович выдвинул теорию, согласно которой термин Sclavonia, который в папских хартиях обычно обозначал любую территорию, населенную славянами [59], на этот раз относился конкретно к Славонии, территории Венгерского королевства. По его словам, упоминая еретиков, папа не имел в виду тех, кто живет в Боснии, а скорее, это отражало напряженность между королем Андреем II и папством [60]. Это предположение может быть подкреплено тем фактом, что герцог Коломан и его жена получили папские разрешения с хартией, изданной через два дня после упомянутого письма, которая предоставляла им право посещать мессы даже в церквях на территориях, находящихся под запретом, но только в отсутствие еретиков и отлученных от церкви лиц и за закрытыми дверями [61]. Причиной, по которой Коломан подал свое прошение Апостольскому престолу, были предыдущие действия Иоанна из Вильдесхаузена, который летом 1234 года провозгласил интердикт над Венгрией, потому что король Андрей II фактически не следовал пунктам так называемой Берегской Клятвы / Соглашения [Берегская клятва (венг.: beregi eskü), также известная как Берегское соглашение (венг.: beregi egyezmény), представляла собой договор, подписанный между Венгерским королевством и Святым Престолом в лесах Берега 20 августа 1233 года. — прим. Пер.] , которую он заключил с легатом Якобом в 1233 году, в которой он закрепил права венгерской церкви. Епископ Боснии, которому кардинал поручил действовать в случае, если венгерский монарх не выполнит своих обещаний, инициировал необходимые церковные порицания в Венгрии [62]. Стоит упомянуть, что согласно каноническому праву, крестоносцы были освобождены от последствий интердикта [63], так что эта папская мера могла быть признаком того, что Коломан не был крестоносцем. Хотя этот аргумент далек от окончательного, согласно некоторым интерпретациям, привилегия распространялась только на крестоносцев, направлявшихся в Святую Землю, и можно также утверждать, что герцог просто хотел обеспечить себе ту же привилегию, которой он пользовался как крестоносец, и для своей жены.

Параллельно с разрешением, данным принцу Коломану, епископу Боснии Иоанну из Вильдесхаузена было приказано проповедовать против ереси на территории Склавонии, и ему даже было разрешено отпускать грехи тем, кто ранее был отлучен от церкви, если они погибли, сражаясь с еретиками [64]. В хартии нет ни слова «крест», ни полной индульгенции, в отличие от другой грамоты Григория IX, выданной днем позже, 17 октября 1234 года. Этот текст был предназначен для организации папской защиты возможных крестоносцев [65]. Адресованный тем из Венгерского королевства, кто хотел выступить против еретиков под знаком креста [66], они были взяты под защиту Апостольского престола в связи с их прежним прошением [67]. Рядом с надписью на хартии [crucesignati] и упоминанием креста следует подчеркнуть отрывок, относящийся к Венгерскому королевству, поскольку он ясно указывает на то, что предполагалось, что возможные крестоносцы придут с территорий королевства. Интересно, что в хартии крестовый поход упоминается как паломническое путешествие, что является редкостью в документах Григория IX [68]. Епископ Боснии также получил хартию, датированную 17 октября, в которой сообщалось о снисхождении крестоносцам и привилегиях, предоставляемых в Венгерском королевстве всем, кто был готов сражаться с еретиками под знаком креста [69]. Крестовый поход, опирающийся на королевство святого Стефана, был явно не за горами.

крестовый поход венгров Коломана в Боснию

Принц Коломан получил личную защиту для себя и своей семьи [70] в тот же день, когда была сформулирована упомянутая папская хартия, в то время как он действовал против еретиков [71]. Представляется вероятным, что герцог Славонии действительно стремился предпринять действия. Примечательно, что, согласно папской хартии, именно сам Коломан предложил вооруженную акцию против ереси в качестве крестового похода [72]. Следует помнить, что герцог Славонии был сыном Андрея II, первого и единственного венгерского короля, который повел свои армии в Святую Землю. И таким образом, он явно шел по стопам своего отца.

На мой взгляд, это обстоятельство имеет решающее значение для предполагаемой цели кампании. Учитывая подчеркнутое рвение Коломана, ходатайство крестоносцев и упоминание Боснии в папской хартии, касающейся полномочий легата, кажется маловероятным, что папские планы касались Славонии, отдельной части венгерского королевства. Термин Склавония, вероятно, описывает земли, населенные славянами. Независимо от цели планируемой кампании, терминология крестоносцев почти полностью отсутствует в папских хартиях, адресованных Коломану, за одним исключением, упоминается только борьба с еретиками. Замечательное, но необъяснимое явление [73].Результат папских писем трудно определить. Некоторые ученые полагают, что никаких военных действий не последовало, в то время как другие предполагают, что кампания под руководством Коломана в 1234 году или, скорее, в 1235 году привела к подчинению Нинослава [74]. Действия Григория IX в августе 1235 года, по-видимому, подтверждают предположение о том, что имела место какая-то кампания. Король Андрей II обеспечил права Боснии для своего сына, Коломана, которые, хотя и, вероятно, теоретически, были признаны Святым Престолом [75].

Эта договоренность действительно может быть истолкована как свидетельство предыдущего венгерского вмешательства в Боснию или как подготовка к нему. Однако странно, что в тексте снова отсутствует какое-либо упоминание о крестовом походе [76]. Некоторые источники могут быть истолкованы как косвенные свидетельства похода в Боснию,организованного принцем Коломаном. Например, папское покровительство, дарованное в 1236 году боснийскому дворянину Сибиславу из Усоры, сыну бывшего бана Стефана, и его матери, возможно, была направлена на то, чтобы обезопасить их от Нинослава или, возможно, крестоносцев [77], хотя это могло быть связано с недавним наследованием престола в Венгрии, таким образом, из-за меняющейся ситуации в королевстве [78]. Коломан получил королевские гарантии [79] от нового короля, своего старшего брата Белы IV за его усилия. Кроме того, город Рагуза [Дубровник] в 1237 году принял решение, запрещающее своим торговцам ездить в Боснию, что указывает на некоторую турбулентность в регионе [80]. Отставка епископа Иоанна из Вильдесхаузена со своего поста в 1238 году также может быть признаком венгерской кампании, поскольку, как утверждается, это произошло из-за его неодобрения действий Коломана в Боснии [81].

В письме Григория IX доминиканскому епископу Кумании [земли половцев] от апреля 1238 года упоминается об огромных усилиях герцога Славонии, а в декабре того же года папа поздравил Коломана с его успехами в искоренении ереси в Боснии, поскольку он получил отпущение своих грехов [82]. Несмотря на различные косвенные свидетельства, указывающие на кампанию, возглавляемую венгерским королевским принцем, почти нет определенного венгерского источника, повествующего об этом или какой-либо хартии, подтверждающей эту версию. Необходимо еще раз подчеркнуть ранее указанное обстоятельство, что тексты папских хартий, отправленных венгерскому принцу, почти не содержат явных свидетельств о крестовом походе. Индульгенции и принятие креста упоминаются только один раз, и Григорий IX восхваляет в первую очередь искоренение ереси. Уже упомянутая хартия короля Белы IV, изданная в 1244 году, имеет ключевое значение в отношении предполагаемого крестового похода, поскольку в ней говорится, что Коломан принял крест перед тем, как отправиться в Боснию сражаться там с еретиками [83].

Однако это относительное отсутствие терминологии крестоносцев в папских хартиях не было универсальным. Например, в папской хартии, изданной также 22 декабря 1238 года и адресованной бенедиктинскому аббату из Печсварада, снова упоминаются венгерские крестоносцы и погашение их обетов [84]. Это говорит о том, что не все, кто уже принял крест, были готовы участвовать в кампании [кампаниях].

Хотя события экспедиции Коломана остаются неизвестными, есть лишь подозрение, что ему удалось установить контроль над определенными частями Боснии, но он не смог полностью подавить правление Нинослава. Тем не менее, нельзя игнорировать тот факт, что в историографии возникли сомнения в том, действительно ли Коломан вообще повел свою армию в Боснию или упоминание в папских посланиях о его усилиях было просто риторикой, которая ввела в заблуждение более поздних историков [85]. Хорватский медиевист Иван Майнарич даже предположил, что ссылка папских хартий на еретиков на самом деле может относиться к пиратству в Далмации [86]. Однако, на мой взгляд, вышеупомянутые меры короля Андрея II и Белы IV, а также ряд папских мандатов и их формулировки делают вероятным, что у Коломана были устремления в отношении Боснии, что делает вероятной одну или несколько кампаний, хотя остается неясным, были ли они крестовыми походами или нет. Тем не менее, формулировка хартии короля Белы от 1244 года кажется убедительной, поскольку в ней говорится, что Коломан на самом деле принял крест.

В 1238 году в политике папы произошел интригующий сдвиг: новый епископ Боснии Понса был уполномочен быть легатом в первый год своего пребывания в должности [87]. Его задача заключалась в укреплении структуры своего епископства, например, в создании нового кафедрального собора и капитула в Брдо, недалеко от Врхбосны [современный Сараево]. Исходя из этих мер, предполагается, что план собора предполагает, что территория была оккупирована герцогом Коломаном, и инициатива исходила как от него, так и от доминиканцев [88]. Однако основной миссией епископа Понсы как легата было сдерживание ереси. В тексте упоминаются усилия Коломана, защита папы и отпущение грехов тем, кто борется с инакомыслием [89]. Можно даже предположить, что из-за предыдущих успехов герцога Славонии епископ Понса должен был стать новым лидером продолжающейся борьбы с ересью [90]. Папа Григорий IX, возможно, пришел к выводу, что ситуацией в Боснии можно управлять без дальнейшей помощи мирян.

Если в политике папы действительно произошел сдвиг, это не привело к изменению поведения Коломана. В выполнении своих задач Понса [91] пользовался поддержкой — помимо финансовых мер папы римского — также герцога Славонии. Именно он подарил епископству поместье Даково [венгерское Диаковар] в епархии Печ, которое позже стало новой резиденцией епископства, хотя и оставалось за пределами его территории [93]. Помимо Коломана, бан Нинослав, что удивительно, также делал пожертвования боснийскому епископству [94], возможно, пытаясь снова завоевать расположение папы римского, чтобы защитить себя от продолжающейся угрозы.

В декабре 1239 года папа издал несколько хартий после получения известий от Коломана о недавней ситуации в Боснии [95]. Герцога Славонии похвалили за его усилия, доминиканцам Боснии было приказано проповедовать против ереси, а владения епископства Боснии были взяты под защиту папы [96]. Коломан продолжал активно участвовать в делах Боснии, но до сих пор нет следов какой-либо терминологии крестоносцев в папских письмах, ни в тех, которые были написаны ему, ни в тех, в которых упоминается его имя. Термин «дело веры» [negocium fidei] использовался, однако, в обоих письмах, направленных доминиканцам относительно задач епископа Понсы и финансового положения боснийского епископства [97]. Эта формулировка также может указывать на то, что папа рассматривал доминиканского прелата как нового лидера продолжающейся борьбы в Боснии.

Других источников, касающихся деятельности Коломана в боснийских делах, нет, хотя это не связано с изменением отношений между ним и папой Григорием IX. Герцог поддерживал сердечный контакт с Апостольским престолом, о чем свидетельствуют обсуждения планируемого объединения архиепископства Сплита и епископства Загреба среди других тем [98].

Коломан скончался вскоре после этого от смертельных ран, полученных во время сражения с монгольскими захватчиками в битве при Мухи в апреле 1241 года. Архиепископ Калочский Угрин, еще одна ключевая фигура венгерской партии, также погиб [99]. Несколько недель спустя, в июне, папа Григорий IX предложил индульгенции и отпущение грехов крестоносцам, которые были готовы защищать Венгрию во время вторжения.Смерть Коломана, должно быть, была ему неизвестна, поскольку и Коломан, и его брат, король Бела IV, получили личную папскую защиту [100].

В заключение следует отметить, что Святой Престол решительно отнесся к проблеме боснийской «ереси», и идея вооруженного вмешательства возникла еще в 1220-х годах. План крестового похода явно обсуждался, независимо от того, исходили ли обвинения в ереси исключительно политического характера из Венгрии, или боснийские христиане действительно были заражены каким-то инославием. Концепция крестового похода против ереси не была новинкой, но точное влияние альбигойского крестового похода как архетипа боснийской ситуации неясно. Возможно, что архиепископ Калочский Угрин, который участвовал в крестовом походе короля Андрея II в 1217-18 годах, выдвинул идею крестового похода против еретиков, на этот раз в Боснии, чтобы поддержать свои притязания в регионе. Однако позже амбициозный прелат был заменен в качестве ключевой фигуры принцем Коломаном, вторым сыном венгерского монарха, короля Андрея II, который становился все более и более активным в 1230-х годах. Основываясь на доступных источниках, вполне вероятно, что какая-то военная кампания под руководством герцога Славонии имела место во второй половине 1230-х годов, хотя ее детали остаются неизвестными.

Некоторые формулировки папских хартий предполагают, что идея сражаться в качестве крестоносцев в Боснии приветствовалась в Венгрии, в том числе герцогом Славонии Коломаном. В конце концов, он был сыном короля-крестоносца. Однако чрезвычайно интригует тот факт, что в апостольских письмах, направленных венгерскому королевскому принцу, есть только одно упоминание о принятии креста или какой-либо индульгенции, хотя папа Григорий IX неоднократно хвалил его за его действия против ереси, и он также был взят под защиту папы. Единственное упоминание о Коломане как крестоносце в папских источниках можно найти в грамоте, отправленной епископу Стефану Загребскому, где упоминается гото вность герцога Славонии принять крест. На мой взгляд, точная причина такой ситуации остается неясной, и об этом можно только строить гипотезы. Возможно, понтифик не хотел полностью полагаться на Коломана и стремился сохранить или вернуть себе лидирующие позиции Церкви. Должность легата, данная епископу Боснии Понсу, может свидетельствовать об этом намерении. Тем не менее, упомянутая хартия короля Белы IV от 1244 года ретроспективно подтверждает предположение, что Коломан действительно принял крест. Можно только удивляться, почему его решение почти полностью отсутствует в папских источниках.

Габор БАРАБАС / Gábor Barabás
Печский университет [Венгрия], факультет истории Средневековья и раннего Нового времени
Перевод с английского

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] See recently Rist, Rebecca, The Papacy and Crusading in Europe, 1198-1245. New York, 2009. 45—117.; Rist, Rebecca, “Salvation and the Albigensian Crusade: Pope Innocent III and the Plenary Indulgence”, = Reading Medieval Studies 36, 2010, 95-112.; Smith, Thomas W., “The Interface between Papal Authority and Heresy: The Legates of Honorius III in Languedoc, 1216-1227”, In. Smith, Thomas W. (ed.), Authority and Power in the Medieval Church c. 1000-1500. (Europa Sacra, 24.). Turnhout, 2020, 135-144.
[2] It is to be underlined that Pope Innocent III ordered a formal investigation that eventually cleared Ban Kulin from the allegations. See Majnaric, Ivan, “Giovanni de Casamaris e l’abiura di Bilino Polje 1203 — Giudice delegato papale in Bosnia”, = Review of Croatian History 13, 2017, 29-44.
[3] For Coloman see Font, Márta — Barabás, Gábor, Coloman, King of Galicia and Duke of Slavonia (1208-1241): Medieval Central Europe and Hungarian Power. (Beyond Medieval Europe). Leeds, 2019.
[4] It is disputed in the historiography, which campaigns can be described as crusades. The issue at hand may lies outside of the topic by the standards of the traditionalist view, yet, in accordance with the generalist understanding the Bosnian question falls into the category of a crusade. Even, if the categorization itself is controversial. See recently Srodecki, Paul, “Crusading on the Periphery in the High Middle Ages: Main Debates, New Approaches”, In. Srodecki, Paul — Kersken, Norbert (eds.), The Expansion of the Faith: Crusading on the Frontiers of Latin Christendom in the High Middle Ages. Turnhout, 2022, 29—52.; On the situation of Bosnia see Budak, Nevem, “Crusades and Crusading in High Medieval Dalmatia and Croatia — Failed, Abused, Imaginary”, In. Srodecki, Paul — Kersken, Norbert (eds.), The Expansion of the Faith: Crusading on the Frontiers of Latin Christendom in the High Middle Ages. Turnhout, 2022. 89-96. 95-96.
[5] For the relation of the Hungarian Kingdom to the crusades see: Sweeney, James Ross, “Hungary and the Crusades, 1169 — 1218”, = International History Review 3, 1981, 467-481.; Borosy, András, “A keresztes háborúk és Magyarország [The Crusades and Hungary]”, = Hadtörténelmi Közlemények 109, 1996, nr. 1. 3-43, and nr. 2. 11-54.; Hunyadi, Zsolt, “Úton a Szentföld felé. A Magyar Királyság szerepe a II. és III. keresztes hadjáratban [On the Way Towards the Holy Land: The Role of the Kingdom of Hungary in the Second and Third Crusades]”, = Hadtörténelmi Közlemények 133, 2020, 750-775.
[6] For a historiographic overview see Day, Kirsty, “Crusading against Bosnian Christians, c. 1234-1241”, In. Carr, Mike — Chrissis, Nikolaos — Raccagni, Gianluca (eds), Crusading against Christians in the Middle Ages. Palgrave, forthcoming; I am grateful to Kirsty Day for sending me the manuscript of her paper.
[7] For the church and heresy of Bosnia see Runciman, Steven, The Medieval Manichee: A Study of the Christian Dualist Heresy. Cambridge, 1947. 63-115.; Fine, John V. A., The Bosnian Church: A New Interpretation. A Study of the Bosnian Church and its Place in State and Society From the 13th to the 15th Centuries. (East European Quarterly. East European Monographs). New York-London, 1975. 113-121.; Lambert, Malcolm, The Cathars. Oxford,1998. 297-313.; Lorenz, Manuel, “Bogomilen, Katharer und bosnische ‘Christen’: Der Transfer dualistischer Häresien zwischen Orient und Okzident (11.-13. Jh.)”, In. Nemes, Balázs J. (ed.), Vermitteln — Übersetzen — Begegnen: Transferphänomene im europäischen Mittelalter und in der frühen Neuzeit; interdisziplinäre Annäherungen. (Nova mediaevalia, 9.). Göttingen, 2011. 87-136. 107-121.; Ternovácz, Bálint, “A bogumil eretnekség a XI. századi Magyar Királyság déli területein [The Bogomil Heresy on the Southern Part of the Hungarian Kingdom in the Eleventh Century]”, = Fons 20, 2013, 501-523. 502-503.; Rabic, Nedim, “Im toten Winkel der Geschichte: Johannes von Wildeshausen als Bischof von Bosnien 1233/34-1237”, In. Heusinger, Sabine von et al. (eds.), Die deutschen Dominikaner und Dominikanerinnen im Mittelalter. Berlin-Boston, 2016. 53-69. 56-58.; Margetic, Lujo, “Neka pitanja abjuracije iz 1203. godine [Some Questions about the Abjuration of 1203]”, In. Sanjek, Franjo (ed.), Fenomen “krstjani” u srednjovjekovnoj Bosni i Humu. Sarajevo¬-Zagreb, 2005. 27-103. 85-90.; Sliskovic, Slavko, “Dominikanci i bosansko-humski krstjani [The Dominicans and the Christians of Bosnia and Hum]”, In. Sanjek, Franjo (ed.), Fenomen “krstjani” u srednjovjekovnoj Bosni i Humu. Sarajevo-Zagreb, 2005. 479-498. 480-484.; Day, Crusading, forthcoming; Dautovic, Dzenan, “Reception of John V.A. Fine Jr.’s The Bosnian Church: A New Interpretation: Interesting Sleeve of a Never Ending Historiographical Debate”, = Studia Ceranea 12, 2022, 399-415. 401-403.
[8] The first Hungarian king who acted as overlord of Bosnia was Béla II (1131-1141), he even appointed his son, Ladislaus as duke of Bosnia. Nonetheless, the Hungarian control over Bosnia could have not been effectively realised during the Hungarian-Byzantine struggles in the second half of the twelfth century. For the relation between Hungary and Bosnia see Korai magyar történeti lexikon. Ed. Kristó, Gyula, (entry by Rokay, Péter — Takács, Miklós). Budapest, 1994. 123-124.
[9] For the topic see Barabás, Gábor, “Heretics, Pirates, and Legates. The Bosnian Heresy, the Hungarian Kingdom, and the Popes in the Early 13th Century”, = Specimina Nova Pars Prima Sectio Mediaevalis 9, 2017, 35-58.
[10] Die Register Innocenz’III., Vols I-XV. Ed. Hageneder, Othmar et al., Graz et al., 1964¬2022. Vol. VI., no. 141.; See Majnaric, Giovanni de Casamaris, 2017. 38-39.; Majnaric, Ivan, “Tending the Flock: Clergy and a Discourse of War in the Wider Hinterland of the Eastern Adriatic during the Late Twelfth and Thirteenth Centuries”, In. Kotecki, Radosiaw — Maciejewski, Jacek — Ott, John S. (eds.), Between Sword and Prayer: Warfare and Medieval Clergy in Cultural Perspective. Leiden-Boston, MA, 2018. 435-469. 446-447.
[11] Runciman, The Medieval, 1947. 104.; Fine, The Bosnian Church, 1975. 126-134.; Fine, John V. A., The Late Medieval Balkans: A Critical Survey from the Late Twelfth Century to the Ottoman Conquest. Ann Arbor, 1987. 47.; Schmitt, Jürgen, “Balkanpolitik der Arpaden in den Jahren 1180-1241”, = Ungarn-Jahrbuch 17, 1989, 25-52. 31.; Lambert, The Cathars, 1998. 298.; Lorenz, Bogomilen, 2011. 114-115.
[12] Codex diplomaticus regni Croatiae, Dalmatiae et Slavoniae, Vols. I-XV. Ed. Smiciklas, Tadija, Zagrabiae, 1904-1934. Vol. III., 24-25. nr. 19.; For the interpretation of the oaths see Sweeney, James Ross, Papal-Hungarian Relations During the Pontificate of Innocent III, 1198-1216. PhD. Diss. Cornell University, 1971. 126-132.; Fine, The Bosnian Church, 1975. 126-134.; Fine, The Late Medieval, 1987. 47.; Margetic, Neka pitanja abjuracije, 2005. 37—51.; Brkovic, Milko, “Bosansko-humski krscani u krizistu papinske i ugarske politike prema bosni i humu [The Christians of Bosnia and Hum on the Crossroad of Papal and Hungarian Politics towards Bosnia and Hum]”, In. Sanjek, Franjo (ed.), Fenomen “krstjani” u srednjovjekovnoj Bosni i Humu. Sarajevo-Zagreb, 2005. 129-178. 160.; Lorenz, Bogomilen, 2011. 107-121.
[13] Although the ruler of Dioclea, Vucan, who first reported the rumours of Bosnian heresy to Innocent III, asked the pope for a military intervention led by King Emery of Hungary. The pope turned to the Hungarian king in October of 1200 and asked him to intervene in Bosnia in accordance with the papal bull Vergentis in senium. Regesta Pontificum Romanorum inde ab anno post Christum Natum MCXCVIII ad annum MCCCIV, Vols I—II. Ed. Potthast, August, Berolini, 1874. no. 1142. [hereinafter Regesta Pontificum Romanorum]; See with further literature Barabás, Heretics, 2017. 44—48.; Majnaric, Tending the Flock, 2018. 446-447.
[14] “cruce signatos, transfretantes in terre sancte subsidium, ad obsequium Iesu Christi, et alios christianos piratica rabie spoliant, capiunt et occidunt” — Codex diplomaticus Hungariae ecclesiasticus ac civilis, Vols I-XI. Ed. Fejér, Georgius, Buda, 1829-1844. Vol. III/1., 307. [hereinafter Codex diplomaticus Hungariae]; Regesta Pontificum Romanorum, no. 6587.; See Majnaric, Tending the Flock, 2018. 440-445.
[15] Regesta Pontificum Romanorum, no. 6725.; I Regesti del Pontefice Onorio III. Dall’ anno 1216 all’ anno 1227, Vols. I—II. Ed. Pressutti, Pietro, Roma, 1884-1895. no. 3594. [hereinafter I Regesti]; See Dautovic, Dzenan, “Nulla spes sit … Bosnia and the Papacy in the Thirteenth Century”, = Specimina Nova Pars Prima Sectio Mediaevalis 11, 2021, 97—125. 99.; Dautovic, Dzenan, “Historiographic controversy about the Crusades against Bosnian “heretics””, = Journal of Balkan and Black Sea Studies 3:4, 2020, 63-77. 65-67.
[16] Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 98-99.
[17] “quatenus universi et singuli ad pestem huiusmodi abolendam, omne studium, omnemque diligentiam adhibentes, commonefaciatis subditos vestros, in remisionem eis peccaminum iniungatis, ut cum a dilecto filio magistro Acontio subdiacono et capellano nostro, Apostolice sedis legato, quem ad hoc specialiter providimus deputandum, fuerint requisiti, contra hereticos ipsos, nec non receptatores, et fautores eorum exsurgant viriliter et potenter; aliasque predicto legato impendatis ad id consilium, et auxilium opportunum” — Codex diplomaticus Hungariae, Vol. III/1., 351—352.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 6729.; I Regesti, no. 3601.
[18] “hereticos qui velut vulpecule inter sarmenta latentes, moliuntur eamdem multipliciter demoliri, penitus profligemus, discutiendo etiam latibula sarmentorum, dum hereticorum receptatores et fautores non relinquimus impunitos. Cum itaqua, sicut audiuimus, in partibus Bosnie, tanquam in cubilibus struthionum heretici receptati, velut lamie nudatis mammis catulos suos lactent, dogmatizando palam sue pravitatis errores, in enorme gregis dominici detrimentam” — Vetera monumenta historica Hungariam sacram illustrantia, Vols. I—II. Ed. Theiner, Augustinus, Romae, 1859-1860. Vol. I., 31. no. LXI. [hereinafter Vetera monumenta historica]; Cf. Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 98—99.
[19] Materials Toward a History of Witchcraft. Collected by Lea, Henry Charles, Philadelphia, 1939. Vol. I., 110.
[20] For the crusader vow and the spiritual privileges of the crusaders see Brundage, James L., Medieval Canon Law and the Crusaders. Madison-Milwaukee-London, 1969. 66-114. 139-158.
[21] Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 99.
[22] “Interea legatus Acontius in Bosnam profectus pro exterminandis hereticis multo ibi tempore laboravit. Erat autem corpore imbecilus, sed zelo catholice fidei validus propugnator. Cum ergo forti fuisset languore correptus, ad extrema perveniens totum se domino commendavit. Ibique sue vite cursum feliciter peregit anno millesimo CCXXII” — Spalatensis, Thomae, Historia Salonitanorum atque Spalatinorum Pontificum. (Central European Medieval Texts, 4.). Ed. Peric, Olga et al., Budapest-New York, 2006. 190.; See Majnaric, Ivan, “Papinski poslanik Akoncije u Dalmaciji i Hrvatskoj 1219—1223. godine [Papal Envoy Acontius in Dalmatia and Croatia in 1219—1223]”, In. Coralic, Lovorka — Sliskovic, Slavko (eds.), Humanitas et litterae. Zbornik u cast Franje Sanjeka. (Analecta Croatica Christiana, 40.). Zagreb, 2009. 79-98. 91.
[23] See Barabás, Heretics, 2017. 48.
[24] See Dautovic, Historiographic controversy, 2020. 67-68.
[25] See Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 99.
[26] Barabás, Gábor, “Thirteenth-Century Hungarian Prelates at War”, In. Kotecki, Radoslaw — Jensen, Carsten Selch — Bennett, Stephen (eds.), Christianity and War in Medieval East-Central Europe and Scandinavia. Leeds, 2021, 39-56. 42-43.
[27] For Ugrin see Zsoldos, Attila, The Arpáds and Their People. (Arpadiana, 4.). Budapest, 2021. 108-109.
[28] “ad exhortationem bone memorie magistri Aconcii, subdiaconi et capellani nostri, apostolice sedis legati, et aliorum bonorum virorum, te viriliter accinxisti (…) predices verbum crucis, fideles contra infideles efficaciter exhortando” — Vetera monumenta historica, Vol. I., 55. no. CXVIII.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 7407.; I Regesti, no. 5489.; See Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 100-101.
[29] “Et si forsitan aliqui crucesignati vel crucesignandi per violentam manuum iniectionem vinculo fuerint excommunicationes astricti, absolvendi eos iuxta formam ecclesie tibi concedimus facultatem, nisi forsan adeo fuerit gravis et enormis excessus eorum, quod merito sint ad sedem apostolicam destinandi” — Vetera monumenta historica, Vol. I., 55. no. CXVIII.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 7407.; I Regesti, no. 5489.; See Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 100-101.
[30] Regesta Pontificum Romanorum, no. 7407.; I Regesti, no. 5489.; See Majnaric, Ivan, “Some Cases of Robbing the Papal Representatives along the Eastern Adriatic Coast in the Second Half of the Twelfth and during Thirteenth Century”, = Acta Histriae 15, 2007,493-506. esp. 499-502.; Bárány, Attila, “II. András balkáni külpolitikája [The Foreign Policy of Andrew II in the Balkans]”, In. Kerny, Terézia — Smohay, András (eds.), II. András és Székesfehérvár. King Andrerw II. and Székesfehérvár. Székesfehérvár, 2012. 129-173. 159.; Barabás, Heretics, 2017. 44-45.; Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 100.; Cf. Runciman, The Medieval, 1947. 105-106.
[31] Regesta Pontificum Romanorum, no. 7406.; I Regesti, no. 5490.; See Dautovic, Historiographic controversy, 2020. 67—68.
[32] See Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 100-101.
[33] Regesta regum stirpis Arpadianae critico-diplomatica. Az Arpád-házi királyok okleveleinek kritikai jegyzéke, Vols I-II/1. Ed. Szentpétery, Emericus, Budapest, 1923-1943., Vol. II/2-4. Manuscriptis Emericus Szentpétery adhibitis et completis critice digessit Iván Borsa, Budapest, 1961—1987. no. 434.; “Quanto propensius ecclesiarum desideramus augmentum, et hereticorum exterminium studiosius procuramus” — Codex diplomaticus Hungariae, Vol. III/2. 100.; See Koszta, László, A kalocsai érseki tartomány kialakulása [The Formation of the Archdiocese of Kalocsa]. (Thesaurus Historiae Ecclesiasticae in Universitate Quinqueecclesiensi, 2.). Pécs, 2013. 19.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 7645.; I Regesti, no. 6158.
[34] Regesta Pontificum Romanorum, no. 7650.; Wertner, Mór, “Margit császárné fiai [The Sons of Empress Margaret]”, = Századok 37, 1903, 593-611. 596-597.; Runciman, The Medieval, 1947. 106.; For John (Kalojan) see Zsoldos, Attila, Magyarország világi archontológiája. 1000-1301 [Lay Archontology of Hungary. 1000-1301]. Budapest, 2011. 50, 127, 161, 181, 207.; McDaniel, Gordon L., “On Hungarian-Serbian Relations in the Thirteenth Century: John Angelos and Queen Jelena”, = Ungarn-Jahrbuch 12, 1982-1983, 43-50. 44-45.; Majnaric, Tending the Flock, 2018. 447-448.
[35] “archiepiscopus Colocensis, quod tu, ducentis marcis receptis ab eo, crucis te signaculo insignisti, contra hereticos de Bossina pugnaturus, sed … contra dictos hereticos hactenus procedere non curasti” — Monumenta Romana Episcopatus Vesprimiensis — A veszprémi püspökség római oklevéltára, Vols. I-IV. Ed. Fraknói, Vilmos, — Lukcsics, József, Budapest, 1896—1907. Vol. I., 76. no. LXXXIX.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 7650.
[36] The crusaders could occasionally get subsidies from the Church. See Brundage, Medieval Canon Law, 1969. 185—187.; For the theory of just war and the requirements of the indulgence of a crusader see Zey, Claudia, “Papsttum und Frieden im Mittelalter”, In. Althoff, Gerd et al. (eds.), Frieden. Theorien, Bilder, Strategien von der Antike bis zur Gegenwart. Dresden, 2019. 170-192. 182-183.
[37] Apart from the papal mandate given to him in 1232.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 8942.
[38] “Idem enim, sicut accepimus, imperfectum suum minime recognoscens, utpote litteralis expers scientie, ac hereticorum publicus defensator; per quemdam manifestum hereticum. Simonie vitio mediante se in episcopum procurauit assumi” — Arpádkori új okmánytár — Codex diplomaticus Arpadianus continuatus, Vols I-XII. Ed. Wenzel, Gusztáv, Pest-Budapest, 1860-1873. Vol. I., 298-299, no. 181. [hereinafter Árpádkori új okmánytár]; Regesta Pontificum Romanorum, no. 8942.
[39] Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 103.
[40] Regesta Pontificum Romanorum, no. 8942.; See Fine, The Bosnian Church, 1975. 137-138.; Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 102-103.
[41] Almási, Tibor, “Egy ciszterci bíboros a pápai világhatalom szolgálatában: Pecorari Jakab magyarországi legációja [A Cistercian Cardinal in the Service of the Papal Worldpower. The Hungarian Legation of Jacob of Pecorari]”, = Magyar Egyháztörténeti Vázlatok 5, 1993, 129-141.
[42] See Fine, The Bosnian Church, 1975. 137-138.; Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 102-103.
[43] See Rabic, Im toten, 2016.
[44] See Ganzer, Klaus, Papsttum und Bistumbesetzungen in der Zeit von Gregor IX. bis Bonifaz VIII. Ein Beitrag zur Geschichte der päpstlichen Reservationen. Köln-Graz, 1968. 132-133.
[45] Regesta Pontificum Romanorum, no. 9211.; Les registres de Grégoire IX, Vols. I-IV. Ed. Auvray, Lucien, Paris, 1890—1955. no. 1375. [hereinafter Les registres de]; See Fine, The Late Medieval, 1987. 144.; Lambert, The Cathars, 1998. 299.; Lorenz, Bogomilen, 2011. 115—116.; Dall’Aglio, Francesco, “Crusading in a Nearer East: The Balkan Politics of Honorius III and Gregory IX (1221-1241)”, In. Balard, Michel (ed.), La Papauté et les croisades: Actes du VIIe Congres de la Society for the Study of the Crusades and the Latin East / The Papacy and the Crusades: Proceedings of the VIIth Conference of the Society for the Study of the Crusades and the Latin East. Farnham, 2011. 174-183. 176, 179.; Rabic, Im toten, 2016. 59—62.; Barabás, Heretics, 2017. 49—50.; Majnaric, Tending the Flock, 2018. 448—449.; Dautovic, Dzenan, “Vampiri, lisice i korov. ‘’Sveta retorika’’ i propagandno djelovanje protiv Bosne u pismima postlateranskih papa prve polovine 13. stoljeca [Vampires, Foxes, and Weeds. “Holy Rhetoric” and Propaganda against Bosnia in the Chartres of the post-Lateran Popes in the First Half of the Thirteenth Century]”, In. Duranovic, Elmedina — Dedic, Enes — Rabic, Nedim (eds.), Zbornik radova: Bosna i njeni susjedi u srednjem vijeku. Pristupi i perspective. Sarajevo, 2019. 59—80. 68.; Rabic, Nedim, “Bosnien — zwischen Ost und West. Die Entwicklung eines Staates in Ostmitteleuropa 1050—1250”, In. Klocke, Lisa —Weber, Matthias (eds.), Das Hochmittelalter — eine vernachlässigte Epoche?: neue Forschungen zum 11-13. Jahrhundert. Frankfurt a. M., 2020. 307-326. 321-322.; Fine, The Bosnian Church, 1975. 138.
[46] See Rabic, Bosnien, 2020. 321-322.; Fine, The Bosnian Church, 1975. 138.
[47] For Coloman see Font — Barabás, Coloman, 2019.
[48] He gained power by overthrowing the former ban, who was the successor of Ban Kulin. See Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 101.
[49] Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 103-104.
[50] “Te igitur sincere caritatis brachiis amplexantes, personam et terram tuam de Bosna, cum omnibus bonis, que in presentiarum rationabiliter possides, sub B. Petri, et nostra protectione suscipimus, et presentis scripti patrocinio communimus, districtius inhibentes, ne quis te, in fide catholica permanentem, super eadem terra, quam, sicut asseris, progenitores tui, qui fuerunt vitio heretice pravitatis infecti, ab antiquo pacifice possederunt, presumat indebite molestare” — Vetera monumenta historica, Vol. I., 120. no. CC.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 9304.; Les registres de, no. 1521.
[51] Regesta Pontificum Romanorum, no. 9305.; Les registres de, no. 1522.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 9303.; Les registres de, no. 1523.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 9304.; Les registres de, no. 1521.; Az Arpád-házi hercegek, hercegnők és a királynék okleveleinek kritikai jegyzéke. — Regesta ducum, ducissarum stirpis Arpadianae necnon reginarum Hungariae critico-diplomatica. Ed. Zsoldos, Attila, Budapest, 2008. no. 6. [hereinafter Regesta ducum, ducissarum]; See Fried, Johannes, Der päpstliche Schutz für Laienfürsten. Die politische Geschichte des päpstlichen Schutzprivilegs für Laien (11.-13. Jahrhundert). Heidelberg, 1980. 288.; Fine, The Late Medieval, 1987. 143-145.; Rabic, Im toten, 2016. 63-64.; Brkovic, Bosansko-humski krscani, 2005. 144.; Margetic, Neka pitanja abjuracije, 2005. 98-99.; Sliskovic, Dominikanci, 2005. 486-487.; Dall’Aglio, Crusading, 2011. 180.; Dautovic, Vampiri, 2019. 68-69.; Fine, The Bosnian Church, 1975. 138—139.
[52] For the historiography see Dautovic, Historiographic controversy, 2020. 68-70.
[53] The investigation of Cardinal Jacob of Preneste could have had an effect on this turn of events as well. See Lorenz, Bogomilen, 2011. 116—117.; Rabic, Im toten, 2016. 63-67.; Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 106.
[54] The prior of the Carthusian monastery of St. Bartholomew in Trisulto. See Majnaric, Tending the Flock, 2018. 449.; Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 106.; The term Sclavonia used in the papal Curia referred usually not to the territory of the Hungarian Kingdom (Slavonia).; See Fine, John V. A., When Ethnicity Did Not Matter in the Balkans. A Study of Identity in Pre-Nationalist Croatia, Dalmatia and Slavonia in the Medieval and Early- Modern Periods. Ann Arbor, 2006. 106-109.; Font — Barabás, Coloman, 2019. 76-78.
[55] “Ut autem nihil omnino desit, ad tam sanctum negocium prosequendum, universis catholicis, qui ab eodem Priore commoniti crucis assumpto charactere, ad hereticorum exterminium se accinxerint” — Vetera monumenta historica, Vol. I., 123, no. CCVIII.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 9402.; Les registres de, no. 1782.
[56] See Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 106.
[57] “tam sanctum negocium prosequendum (…) illam indulgentiam, illudque privilegium elargimur, que accedentibus in terre sacre subsidium conceduntur” — Vetera monumenta historica, Vol. I., 123, no. CCVIII.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 9402.; Les registres de, no. 1782.; See Rist, The Papacy, 2009. 148, 156.; For the indulgence see furthermore Rist, Salvation, 2010. 96, 107—108.
[58] “ad convertendum in robore tue fortitudinis infectos macula heretice pravitatis, te versus partes Sclavonie ita magnanimiter et potenter accingas, quod alii huiusmodi sanctitatis opus animo prompto suscipiant, et sedentes in perfidie tenebris ad lucem catholice properare fidei non postponant. Sicque fiat, quod dum virtutis tue studio, favente Deo, numerus Dei filiorum augebitur, ita honor tue celsitudinis amplietur, quod et favorem Apostolice Sedis obtineas, et tandem in Beatorum collegio consquiescas” — Árpádkori új okmánytár, Vol. I., 319. no. 196.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 9726.; Les registres de, no. 2128.; See Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 107.
[59] Fine, When Ethnicity, 2006. 71-79.; Font — Barabás, Coloman, 2019. 76-78.; Lorenz, Bogomilen, 2011. 108.
[60] See Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 107-108.; Coloman had a conflict around 1232 with his father as well. See Zsoldos, Attila, “Az Aranybulla megújítása 1231-ben [The Renewal of the Golden Bull in 1231]”, = Aetas 37:2, 2022, 5-20. 13-14.; Zsoldos, Attila, The Golden Bull of Hungary. Budapest, 2022. 188-189.
[61] Regesta Pontificum Romanorum, no. 9728.; Les registres de, no. 2125, 2126.; See Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 107.
[62] Berend, Nora, At the Gate of Christendom: Jews, Muslims and ‘Pagans’ in Medieval Hungary, c. 1000-c. 1300. Cambridge, 2001. 156-160.; Zsoldos, The Golden Bull, 2022. 199-202.
[63] Brundage, Medieval Canon Law, 1969. 156.
[64] Regesta Pontificum Romanorum, no. 9737.; Les registres de, no. 2127.; See Rist, The Papacy, 2009. 155.
[65] For the temporal privileges of crusaders, especially the various types of protections see Brundage, Medieval Canon Law, 1969. 160—190.
[66] “dilectis filiis crucesignatis contra hereticos Sclavonie in partibus Ungarie constitutis (…) Cum igitur zelo fidei ac devotionis eccensi, signo vivifice crucis assumpto, proposueritis in Sclavoniam contra hereticorum perfidiam proficisci, nos vertris iustis precibus inclinati, personas vestra cum omnibus bonis, que impresentiarum rationabiliter possidetis, sub Beati Petri et nostra protectione suscipimus” — Árpádkori új okmánytár, Vol. I., 321. no. 198.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 9733.; Les registres de, no. 2121.
[67] The bishop of Zagreb was informed of this measure as well and he was ordered to secure the papal protection. Regesta Pontificum Romanorum, no. 9734.; Les registres de, no. 2122.; See Rist, The Papacy, 2009. 156.
[68] “ut postquam arripueritis iter peregrinationis huiusmodi” — Árpádkori új okmánytár, Vol. I., 321. no. 198.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 9733.; Les registres de, no. 2121.; See Rist, The Papacy, 2009. 148.
[69] “Universis catholicis, per regnum Hungarie constitutis, qui ad commonitionem tuam, crucis assumto charactere, ad hereticorum exterminium se accinxerint, illam indulgentiam, illudque privilegium elargimur, que accedentibus ad terre sacre subsidium conceduntur” — Codex diplomaticus Hungariae, Vol. III/2., 397.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 9738.; Les registres de, no. 2129.; See See Rist, The Papacy, 2009. 156.
[70] For the protections as the crusaders’ privileges see Brundage, Medieval Canon Law,1969. 160-170.
[71] “studio ad exterminium pravitatis heretice laborabis” — Árpádkori új okmánytár, Vol. I., 322. no. 199.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 9735.; Les registres de, no. 2123.; The bishop of Zagreb, the ecclesiastical leader of the core-territory of the Slavonian duke, was informed about these intentions too.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 9733—9738.; Les registres de, no. 2121—2124, 2127—2129.; See Basic, Ivan, “O pokusaju ujedinjenja zagrebacke i splitske crkve u XIII. stoljecu [Attempt for Unification of the Churches of Zagreb and Split in the Thirteenth Century]”, = Pro tempore 3, 2006, 5-43. 34.
[72] “Cum illustrissimum in Christo filium Colomannum regem illustrem, qui zelo fidei ac devotionis accensus signo vivifice crucis assumpto proposuit hereticos de Sclavonie partibus in manu forti et brachio extento viriliter extirpare” — Vetera monumenta historica, Vol. I., 130, no. CCXXII.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 9736.; Les registres de, no. 2124.
[73] It cannot be forgotten that the use of armed force against heretics and schismatics was rightful according to Canon Law.; Smith, The Interface, 2020. 137.
[74] With further literature see Rabic, Im toten, 2016. 61.; Dautovic, Vampiri, 2019. 69-70.
[75] Regesta Pontificum Romanorum, no. 9986.; Les registres de, no. 2726.; See Lorenz, Bogomilen, 2011. 115ff; Rabic, Im toten, 2016. 62ff; Sliskovic, Dominikanci, 2005. 489.; Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 108.
[76] Pope Gregory IX wrote in September 1235 to the prelates of Hungary regarding the crusaders in the realm, the archbishops and bishops were ordered to compel the crusaders not to travel to the Holy Land prematurely. Similar letters were sent to the prelates of France, England and Germany, therefore this case was not connected to the Bosnian situation.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 10228.; Les registres de, no. 2786—2789.; See Borosy, A keresztes, 1996/2, 47.
[77] Regesta Pontificum Romanorum, no. 10223—10226.; Les registres de, no. 3272—3275.; See Fried, Der päpstliche, 1980. 288.; Fine, The Bosnian Church, 1975. 140.; Lambert, The Cathars, 1998. 299.; Rabic, Im toten, 2016. 64-65.; Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 109.
[78] Majnaric, Tending the Flock, 2018. 449.
[79] The duke’s brother, King Béla IV, affirmed all his rights regarding his possessions.; Regesta regum stirpis, no. 634, 787.
[80] Fine, The Bosnian Church, 1975. 140.; Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 110.
[81] Regesta Pontificum Romanorum, no. 10505, 10585.; Les registres de, no. 4058, 4286.; See Ganzer, Papsttum, 1968. 132—133.; Ternovácz, Bálint, “A boszniai latin püspökség története 1344-ig [History of the Latin Bishopric of Bosnia until 1344]”, In. Fábián, Laura et al. (eds.), Micae Mediaevales V. Fiatal történészek dolgozatai a középkori Magyarországról és Európáról. Budapest, 2016. 215-228. 220.; Rabic, Im toten, 2016. 65—67.; Zsoldos, Magyarország világi archontológiája, 2011. 92.; Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 108-110.
[82] “carissimus in Christo filius noster, Colomanus rex et dux Sclavorum illustris, sicut eiusdem insinuatione percepimus, terram Bosne, deletis inde pravitatis heretice maculis, non absque multis laboribus deduxit ad lucem catholicae puritatis” — Vetera monumenta historica, Vol. I., 162, no. CCLXXXIX.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 10585.; Les registres de, no. 4286.; “de Bosne partibus deletis pravitatis heretice maculis, ibidem fulgeat lumen catholice puritatis. Super hoc siquidem, (…) et in remissionem iniungimus peccaminum” — Vetera monumenta historica, Vol. I., 168, no. CCCI.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 10688.; Les registres de, no. 4692.
[83] “cum assumpto signo crucis contra Paterinos in Boznam et in terram Rame pro nomine Christi proficisceretur” — Árpádkori új okmánytár, VII. 167, no. 109., Regesta regum stirpis, no. 634. and 787.
[84] “pro redemtione votorum crucesignatorum Ungarie contra hereticos” — Codex diplomaticus Hungariae, Vol. IV/1., 129.
[85] See Runciman, The Medieval, 1947. 106.; Fine, The Late Medieval, 1987. 144-145.; Lambert, The Cathars, 1998. 299.; Lorenz, Bogomilen, 2011. 116.; Rabic, Im toten, 2016. 61—64.; Brkovic, Bosansko-humski krscani, 2005. 144—148, 163—164.; Margetic, Neka pitanja abjuracije, 2005. 100-101.; Sliskovic, Dominikanci, 2005. 487-489.; Dall’Aglio, Crusading, 2011. 180.; Majnaric, Tending the Flock, 2018. 450-451.; Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 112-113.
[86] Majnaric, Tending the Flock, 2018. 450-451.
[87] Regesta Pontificum Romanorum, no. 10692, 10693; Les registres de, no. 4691, 4693, 4694.
[88] Fine, The Bosnian Church, 1975. 140-141.; Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 111-112.
[89] “Quum igitur carissimi in Christo filii nostri, Colomanni regis illustris, ducis Sclavonie ac aliorum fidelium circumposite regionis, efficaci diligentia faciente provenerit, quod ibidem, triumphante conditoris dextera, consurgit religio Christiana (…) secundum datam tibi a Deo prudentiam, exhorteris, ut tanquam zelum Dei habentes, se viriliter et potenter accingant ad heretice pravitatis residuum de predicta diocesi penitus abolendum. (…) omnes eiusdem regni, contra hereticos dicte diocesis, suscepto propter hoc signaculo, processuros, nec non eorum familias et bona omnia, donec de ipsorum reditu certissime cognoscatur, sub protectione ac defensione sedis apostolice admittentes (. ) suorum concedimus veniam peccatorum” — Vetera monumenta historica, Vol. I., 169—170. no. CCCVI.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 10693.; Les registres de, no. 4691.
[90] For the role of papal legates in crusades see Smith, The Interface, 2020.; Smith, Thomas W., Curia and Crusade. Pope Honorius III and the Recovery of the Holy Land: 1216-1227. (Outremer Studies in the Crusades and the Latin East, 6.). Turnhout, 2017. 261-263, 268-274, 284-295.
[91] See Fine, The Bosnian Church, 1975. 143-144.
[92] Gregory IX gave the task to the Benedictine abbot of Pécsvárad to secure certain payments for Bishop Ponsa.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 10689, 10690, RG IX. no. 4695, 4696.
[93] Regesta Pontificum Romanorum, no. 10824.; Les registres de, no. 4991.; See Fine, The Late Medieval, 1987. 144-145.; Lambert, The Cathars, 1998. 299.; Basic, O pokusaju, 2006. 34.; Lorenz, Bogomilen, 2011. 116.; Ternovácz, A boszniai, 2016. 220ff; Rabic, Im toten, 2016. 66-67.; Brkovic, Bosansko-humski krscani, 2005. 164—165.; Sliskovic, Dominikanci, 2005. 491-492.; Dautovic, Nulla spes sit, 2021. 111-112.
[94] “Dux Bosnie indignum se gratia constituens, quam in eo circa ipsum Clementia Dei fecerat, quod pravitatem contemnens hereticam, ad catholicam rediit unitatem, in erroris inuium, sicut accepimus, damnabiliter est relapsus” — Vetera monumenta historica, Vol. I., 169. no. CCCV.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 10691.; Les registres de, no. 4697.
[95] Regesta ducum, ducissarum, no. 18.
[96] Regesta Pontificum Romanorum, no. 10822-10824.; Les registres de, no. 4991-4993.
[97] “Venerabili fratri nostro episcopo Bosnensi in opus huiusmodi, ac alia, que negocio fidei opportuna fuerint, convertendam, postposito difficultatis obstaculo, integre assignetis” — Vetera monumenta historica, Vol. I., 173. no. CCCXIV.; Regesta Pontificum Romanorum, no. 10832.; See Rist, The Papacy, 2009. 148.
[98] See with further literature Basic, O pokusaju, 2006.; Font — Barabás, Coloman, 2019. 96-98.
[99] Font — Barabás, Coloman, 2019. 121—124.; Barabás, Thirteenth-Century Hungarian Prelates, 2021. 44-47.
[100] Regesta Pontificum Romanorum, no. 11032, 11033, 11034.; Les registres de, no. 6057, 6058, 6059, 6062.; See Fried, Der päpstliche, 1980. 263—264.; Srodecki, Paul, “Fighting the ‘Eastern Plague’. Anti-Mongol Crusade Ventures in the Thirteenth Century”, In. Srodecki, Paul — Kersken, Norbert (eds.), The Expansion of the Faith: Crusading on the Frontiers of Latin Christendom in the High Middle Ages. Turnhout, 2022.303-327. 312-313.
Тамплиеры | milites TEMPLI