Португальский “Люцифер” из замка Томар

Тамплиеры появились в Португалии уже в 1126 году. Страна еще не была суверенным государством. Графство Португальское входило в королевство Кастилия и Леон . Дочь тамошнего короля Альфонсо VI Тереза, была выдана замуж за графа Генриха Бургундского и в качестве приданного молодому супругу пожаловали титул графа Португальского. Отсюда и ведет свою родословную бургундская династия первых португальских монархов.

Афонсу Энрикеш

В 1128 году, за несколько месяцев до знаменитого собора в Труа,узаконившего орден тамплиеров, Тереза, уже будучи вдовой, дарит португальским храмовникам замок Суре. Однако, тамплиеры не оценили дар. В возникшем конфликте между Терезой и ее сыном, Афонсу Энрикешем, они поддержали Афонсу. В 1128 году войска Энрикеша при поддержке португальской знати и тамплиеров наголову разбили войска Терезы. Графиня была пленена и сын заточил ее в Леонский монастырь. Навечно…

Бразды правления графством Португальским перешли к Энрикешу. Правой рукой нового правителя стал тамплиер Гуалдим Паиш. Спустя несколько месяце Афонсу подтверждает дарственную на замок Суре. Тогда же началась его переписка с Бернаром Клервоским и в Португалии появляются цистерцианцы. Страна, уже не будучи испанской, но еще не до конца ставшая португальской, по сути становится тамплиерской… [читать статью «Томар, тамплиеры и PORT-U-GRAL»]

В 1139 году Афонсу одерживает блистательную победу при Оурике над полчищами сарацин. Предание гласит, что в ходе сражения были повержены пять мавританских королей [!] и их щиты в качестве трофея преподнес Энрикешу его верный Гуалдим Паиш. Эти пять щитов до сих пор украшают герб Португалии. Сразу после этой битвы впервые Афонсу стали называть королем — Rei dos Portugueses, а он сам стал именовать себя Братом тамплиеров…

Гуалдим Паиш

Но вернемся к Гуалдиму. В сороковых годах XII века он отправляется на Святую землю, где принимает активное участие в непрекращающейся войне. Факт отправки португальских тамплиеров в Утремер — довольно редкое явление. Война с маврами на Пиренейском полуострове требовала такого же напряжения сил, как и война на Ближнем Востоке. И имела такое же значение. Каждый боец был на счету, а тамплиеры, как основная ударная сила португальской армии, всегда были на передовой. Поэтому, вполне вероятно, что для отправки тамплиера такого ранга существовали очень весомые причины. О коих можно только догадываться, исходя из дальнейших событий…

Предположительно в 1151 году Паиш возвращается в Португалию. К тому времени бывшее графство уже стало королевством, а Гуалдим — магистром португальских тамплиеров. Афонсу Энрикеш щедро дарит земли ордену. Среди дарений — земли, на которых Паишу поручено возвести штаб-квартиру храмовников — замок Томар. К 1160 году крепость была возведена. При строительстве была использована технология, ранее не применявшаяся в постройках фортификационных сооружений — круглые башни. К слову, они докажут свою эффективность при отражении нападения Якуба аль-Мансура в 1190 году…

Но самой главной отличительной деталью этого великолепного замка, безусловно, является ротонда — круглая церковь тамплиеров. Считается, что она подражает ротонде Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Но это не так. На самом деле она ближе к арабскому храму Купол Скалы [Куббат ас-Сахра], расположенному на Храмовой горе в Иерусалиме и который крестоносцы упорно ассоциировали с храмом Соломона. Алтарь церкви замка Томар имеет в основе тот же восьмиугольник. Может этим и объясняется весьма странная фраза из одного документа, датируемого 1162 годом и подписанного магистром Паишем:

«мы монахи храма, которые остаются в вере Соломона…»

Томарский «люцифер»

Магистр Гуалдим Паиш оставался на посту в течении долгих тридцати семи лет. Стоя у истоков образования португальского королевства, он потратил все свои силы и средства Ордена на укрепление мощи этого молодого государства. Подавляющее большинство крепостей и замков того времени построено под его руководством.

Томар. Церковь Санта-Мария-душ-Олива

Он умер в 1171 году и был похоронен рядом с Томаром в церкви Санта-Мария-душ-Олива, им же и построенной. Его могилу украшает плита с очень интересной эпитафией:

ERA. M.CC.VIII MAGISTER GUALDINUS NOBILIS: SIQUI DEM GENERE: BRACARA ORIUNDUS: EXITIT TEMPO RE: AUTEM ALFONSI: ILUSTRISSIMI: PORTUGALIS RE GIS: HIC SAECULAREM ABNEGANS MILICIAM IN BREVI: UT LUCIFER: EMIUT: NAM TEMPLI MILES GEROSO LIMAM PETIT: IBIQUE PER QUINQUENIUM NON INHERMEM VITAM DUXIT: CUM MAGISTRO ENIM SUO: CUM FRATIBUSQUE INPLERISQUE PRAELIS CONTRA AEGIPTI: ET SURIAE INSURREXIT REGEM: CUNQUE ASCALONA CARETUR: PRESTO FUIT IN ANTOCHIA: PERGENS SEPE CONTRA: SULDAN DETIONE DIMICAVIT. POST QUINQUENIUM AD PREFACTUM QUI EUM EDUCAVERAT ET MILITEM FECERAT REVERSUS EST PERGENS FACTUS DOMUS TEMPLI PORTUGALIS PROCURATOR HOC CONSTRUXIT CASTRUM PALUMBAR THOMAR OZEZAR ET HOC QUOD DICITUR ALMOURIOL ET EIDANIAM ET MONTEM SANCTUM

MCCVIII [1171 Эра Христа]. Мастер Гуалдим, безусловно, из благородного сословия, родившийся в Браге, жил во времена Афонсу, прославленного короля Португалии. Отказавшись от светского рыцарства, он поднялся, как люцифер, и как воин Храма отправился в Иерусалим, где в течение пяти лет вел тяжелую жизнь. Со своим Магистром и братьями он участвовал во многих битвах против царей Египта и Сирии. Будучи при взятии Аскалона, затем Антиохии, много раз сражался за Сидон. Он вернулся к королю, чтобы тот принял его и сделал рыцарем. Став защитником Дома Храма в Португалии, основал позднее замки Помбал, Томар, Зезер и тот, что называется Альмуроль, а также Иданья и Монсанто.

Сравнение магистра Паиша с Люцифером вызывает, мягко говоря, удивление. Это уже потом, во время процесса над тамплиерами, веке в XIV, когда их обвинили в числе прочего и в вероотступничестве, данный факт был бы понятен. Но в данном случае речь идет о XII веке. Тамплиеры в апогее славы, их репутация не подлежит сомнению…

А все дело в том, что Люцифер и сатана становятся равнозначными понятиями лишь начиная с XIV века, в эпоху позднего Средневековья. А до этого слово lucifer и именно со строчной буквы, а не заглавной, используют не как имя собственное, а как метафору, эпитет для обозначения утренней звезды, звезды, свет несущей. Именно в этом значении его применял Иероним Стридонский, чьи переводы Священного Писания легли в основу Вульгаты. Именно в этом значении его используют в гимнах Exsultet и гимне Илапия Пиктавийского, применяя его к Иисусу.

Tu verus mundi lucifer» [«Ты — истинный светоносец мира»[

Магистру Паишу в этой эпитафии просто отдали должное. Ему и Ордену тамплиеров. Ведь именно с их помощью взошла звезда Португалии…

И напоследок — по какому-то мистическому предзнаменованию умер он 13 октября — в роковое для тамплиеров число…

Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с) Санкт-Петербург 2019-2020

При перепечатке статьи указание на источник обязательно