Top.Mail.Ru
Как герцог Буйонский в поход собирался и как ашкеназы ему помогали

Как герцог Буйонский в поход собирался и как ашкеназы ему помогали

Первый крестовый пилигримаж — единственный в череде военных набегов Запада на Восток увенчавшийся успехом. Правда, со второй попытки и едва не окончившийся под Антиохией. Но Богу было угодно, Deus vult, чтобы банды закованных в кольчуги западных варваров [по выражению Анны Комниной] по щиколотку залили кровью Святой город во имя торжества католической секты. Иерусалим был взят и Годфрид Буйонский уселся на королевский трон, отказавшись, правда, от короны.

Годфрид Буйонский

Главный инициатор экспансии на Восток, папство в лице Урбана II, финансировать поход явно не собиралось. Все, что понтифик счел возможным сделать для «воинов Христа» – это пообещать им охранять их имущество на время военной компании. Явно рассчитывая на то, что назад вернуться далеко не все и имущество можно будут попросту прикарманить. Так что материальное обеспечения похода каждый предводитель брал единолично на себя либо делил со своими вассалами.

Герцогство Нижняя Лотарингия не было герцогством в территориальном смысле и вассалов у него не было. Титул герцога, который принял на себя Годфрид, означал лишь то, что он является военным руководителем, командующим, или воеводой, если по-русски. К слову, граф — это административный руководитель. Это потом уже эти «должности» станут титулами и будут передаваться по наследству.

Откуда же Годфрид взял средства на формирование и дальнейшее содержание довольно внушительной армии?

Герцог начал с монахов. Монастырь Св. Петра в родном Буйоне он обобрал буквально до нитки. Этого, разумеется, было недостаточно и он направил Альберта Льежского учинить обыск по всей епархии. Этому епископу с большой дороги пришлось перевернуть все церкви и монастыри в поисках драгоценностей, золотой и серебряной посуды. Судя по всему, местный клир не вполне разделял всеобщее воодушевление. К слову, на соборе в Клермоне немецкое духовенство не присутствовало. Но и этих средств оказалось недостаточно. Пришлось Готфриду распродавать собственное имущество.

Думается, что сделал он этого без особого сожаления. Ибо по всему было видно, что возвращаться назад он не собирается. В ход пошли личные и семейные аллоды Бейси и Женапп и даже собственный замок Буйон. За него он получил солидную сумму, Цитадель имела стратегического положение и естественно была в цене. В конечном итоге удалось насобирать 1300 марок серебра [1 марка — 249 г]. Часть серебра пошла на чеканку монет. Любопытный факт: два deniers, вероятно из этой суммы, были обнаружены в кладе, найденном в России. Они носят надпись GODEFRIDUS IEROSOLIMITANUS и похожи по форме на монеты льежской чеканки.

ем временем пришли тревожное известие о разгроме «народных крестоносцев» под Никеей и Годфрид понял, что надо поторапливаться, хотя и считал, что средств еще недостаточно. Впрочем, вскоре нашелся способ существенно пополнить полковую кассу.

Вооруженные пилигримы, уже начавшие движение вверх по Рейну, чрезвычайно критично отнеслись к тамошним лицам иудейского вероисповедания. Главным источником наживы местных ашкеназов было ростовщичество, иными словами, грабеж. Представьте себе, что некто предлагает вам взять взаймы ваши же деньги, перед этим сворованные у вас, под огромный процент. Думаю что желание помять физиономию такому мошеннику возникнет само собой. Вот пилигримы и постарались восстановить справедливость и воздать сынам Сиона по полной. Разумеется, иудеи обиделись и кинулись жаловаться Генриху IV. Поскольку король частенько запускал руку в иудейский карман [это назвалось взимать пошлину за право заниматься ростовщичеством. Христианам, кстати, это было строжайше запрещено], то пообещал иудеям помощь – зачем резать курочку, несущую золотые яйца?! И поскольку дело разворачивалось тут же, на среднем Рейне, король поручил Годфриду взять это племя под защиту.

Герцог был не только хорошим воякой, но и, как сейчас сказали бы, креативным бизнесменом. Будущий «защитник гроба Господнего» предложил иудеям сделку: он отводит от их голов мечи крестоносцев взаимен на оказание ему единовременной финансовой поддержки в свободно конвертированной валюте. В итоге бравый герцог получил от иудеев Кельна и Майнца по 500 zekukim [zakuk – от 8 до 12 унций] серебра, что в итоге составило около 1500 марок. Иными словами, за свою «помощь» он вытряс из иудеев больше, чем выручил за все свое имущество, включая замок и церковную утварь со всей епархии. Злопамятные иудеи потом описали эту историю, закончив рукопись словами: «да будут кости его измельчены до праха».

В Константинополе Годфриду опять повезло, ему перепало от самого Алексея Комнина. Так что Босфор он пересек весьма состоятельным генералом и войско его, по крайне мере до Антиохии, ни в чем не нуждалось. Ну а дальше уже другая история…

P.S.

Мне вспомнилось, как другой герой крестовых походов выходил из подобной ситуации. Я имею ввиду cбор средств. Человек-легенда, король Ричард Львиное Сердце. Почитайте, это забавно: «Ричард I: “Я бы продал и Лондон, если бы нашел покупателя»

Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с) Санкт-Петербург 2022/2023

Следите за анонсами новых публикаций в нашей группе milites TEMPLI во ВКонтакте