Top.Mail.Ru
Алиенора Аквитанская и миф о куртуазной любви

Алиенора Аквитанская и миф о куртуазной любви

Когда солнце ярко светило в окна большого зала башни Maubergeon, Алиенора, королева Англии и герцогиня Аквитанская, собралась, чтобы выслушать дело, представленное на ее рассмотрение. В окружении дочери и других знатных придворных дам, являя собой воплощение куртуазной уравновешенности и авторитета, Алиенора слушала, как два рыцаря – один молодой и плохой, другой старый, но хороший – просили ее принять решение по делу огромной важности.

башня Maubergeon

башня Maubergeon

Оба мужчины желали любви одной и той же женщины. Младший утверждал, что если объект их привязанности выберет его, то он сможет стать лучше и, благодаря своей молодости, изменить свой характер. Однако королеву это не убедило. Возможно, это и правда, но даже если он со временем изменит свой характер, для молодой женщины было бы неразумно любить человека с такой дурной репутацией, особенно когда на ее любовь претендует более достойный. Нет, решила Алиенора, его нынешний характер плох, и нечего обещать, что он изменится: так она произнесла слова в пользу старшего, более подходящего жениха, решив еще один вопрос, вынесенный на рассмотрение знаменитых Cours d’Amour [Суды Любви — во времена рыцарства во Франции и Провансе судилища из знатных дам, обсуждавшие вопросы о любви. Существование таких Впервые об этом оригинальном учреждении упоминается в XVI в., в книге Жана Нострадама [брат знаменитого Нострадамуса] Vie des poètes provensaux. По его словам, как скоро возникал между трубадурами спор по какому-нибудь вопросу, относящемуся к теории любви, и спорящие не приходили к соглашению, они обращались за разрешением спора к знатным дамам-президентшам, державшим гостеприимный двор любви. – прим. пер.].

Алиенора Аквитанская, герцогиня, которая при жизни была королевой двух разных монархий, давно считается олицетворением эпохи романтики и рыцарства XII века. Как гласит популярная история, Алиенора, расставшись со вторым мужем Генрихом II Английским, вернулась в свои родовые земли Аквитанию на территории современной юго-западной Франции. Там царило сильное волнение, дворяне бунтовали, народ был неуправляемым и отчаянно нуждался в руководстве и контроле. Более чем компетентная Алиенора приняла вызов и взялась за установление мира и гармонии в своем беспокойном королевстве.

Алиенора Аквитанская

Алиенора Аквитанская

Башня Мобержонн в Пуатье, где она основала свой двор, была роскошной, просторной и величественной. Именно отсюда Алиенора заботилась о том, чтобы утихомирить свою беспорядочную провинцию, превратив страну варварства и дурных манер в возрожденный социальный и экономический центр. Именно в этот очаг цивилизации приезжали многие, чтобы стать свидетелями свершившегося чуда: рыцари, трубадуры и поэты – все они приезжали, чтобы выразить Алиеноре почтение и отведать изысканности и добродетели ее двора.

Мало того, Алиенора и ее изящные спутницы, как говорят, председательствовали в настоящих судах – Судах Любви. На заседания этих судов рыцари приносили свои споры о романтике и любви, после чего женщины выносили приговор, и их решение было окончательным. Под чутким руководством Алиеноры идеи куртуазной любви процветали, а рыцари учились быть настоящими рыцарями: каждый преданно тосковал по своей госпоже, обещая свою привязанность только ей, стремясь своими поступками доказать свою состоятельность и завоевать ее любовь. Одним словом, пока истории об Артуре и его галантных рыцарях странствовали по всему христианскому миру, Алиенора и ее дамы жили в реальности – Пуатье мало чем отличался от настоящего Камелота.

Таково, по крайней мере, самое популярное представление о женщине, которую так часто называют королевой куртуазной любви. Несмотря на устойчивость легенды, насколько правдивы поступки и идеи, приписываемые одной из самых романтизированных женщин Европы?

Идеи, заложенные в понятие «куртуазная любовь», благородные и рыцарские представления о том, как рыцарь или жених должен вести себя с объектом своего желания, существовали задолго до переезда Алиеноры в Пуатье. Они были неотъемлемой частью общего движения к более воспитанному, менее хаотичному обществу, которое происходило на протяжении всего XII века, с общим акцентом на добродетели и благородстве. До Алиеноры также ходили разговоры о Судах Любви – идее, согласно которой благородные женщины решали сердечные дела, а государственные вопросы решали их мужья. Поэтому Алиеноре нельзя приписывать первенство в продвижении подобных идей. На самом деле существует мало доказательств того, что она лично продвигала эту концепцию во время своего пребывания в Пуатье. Аналогичным образом, идея о том, что Алиенора принесла свои цивилизованные и культурные южные идеи на варварский север, выйдя замуж за Людовика VII Французского, и снова приехала к менее воспитанному английскому двору в преддверии преобразований, осуществленных в Пуатье, имеет под собой шаткую почву.

Увы, по легенде, французский двор, и в частности Париж, уже преуспевал в культуре и искусстве, и за время ее жизни мало что свидетельствует о том, что Алиенора покровительствовала искусству больше, чем другие знатные дамы ее эпохи. Поэтому можно утверждать, что роль Алиеноры в распространении концепции всего придворного – это такое же литературное творение, как и подвиги Артура и его рыцарей.

Куртуазная любовь

«Куртуазная любовь»

А как же сами Суды Любви? Другая часть легенды об Алиеноре гласит, что среди тех, кто приехал погостить к ней в Пуатье, были дочери из благополучных семей, стремившиеся завершить свое образование. Как гласит история, Алиенора поручила это важное дело Мари, своей дочери от брака с Людовиком VII и графине Шампанской. Мари приехала с готовностью, взяв с собой человека по имени Андреас Капелланус, который, возможно, был капелланом в ее доме. Однако, обнаружив, что молодые люди, находящиеся под ее опекой, не восприняли ее учения, Мари оказалась перед дилеммой. В качестве решения, с одобрения Алиеноры, она поручила Андреасу написать текст для помощи в обучении, основанный на теме, которая не могла не заинтересовать молодых людей: о любви.

Андреас Капелланус действительно написал такую книгу: известную под названием De Amore, или «О любви», она была вдохновлена произведением Овидия Ars Amatoria, переведенным как «Искусство любви». Смысл произведения заключается в том, что автор рассказывает своему ученику Вальтеру об опасностях, подстерегающих его в любви. Если в произведении Овидия преследуемая женщина находилась во власти своего потенциального поклонника, то Андреас Капелланус в своем революционном тексте перевернул эту концепцию: в De Amore женщина контролировала развитие отношений, а ее поклонник, в свою очередь, был ее вассалом, тем, кто должен был доказать, что достоин ее. De Amore состояла из трех книг: в первой обсуждались истоки понятия любви и ее определение, вторая состояла из серии диалогов или бесед, показывающих, как должен происходить процесс романтических отношений. Третья книга, в свою очередь, состояла из дел из якобы «реальной жизни» Судов Любви, которыми руководили Алиенора и ее помощницы.

Решения Суда, по словам автора, основывались на серии из 31 статьи, среди которых были такие жемчужины мудрости, как «Только моральная чистота делает человека достойным любви» и «Настоящий любовник верит только в то, что, по его мнению, доставит удовольствие его возлюбленной». Алиенора упоминается в нескольких местах текста, включая случай с женщиной, которая отказалась вернуть бывшего любовника. Ранее он попросил и получил разрешение на то, чтобы проявить свои чувства к другой, но вернулся к своей прежней любовнице, сохранившей верность во время его отсутствия, и попросил восстановить его в правах. Однако женщина не согласилась, и мужчина отправился в суд, чтобы отстаивать свою правоту. Считается, что Алиенора приняла решение в пользу рыцаря, поскольку он действительно оставался верным. Ее дочь Мари также упоминается: однажды ее попросили решить, может ли настоящая любовь существовать между мужем и женой, и в итоге она вынесла довольно неприятный вердикт, что это на самом деле невозможно.

Однако все снова не так, как кажется. Хотя книга и существовала, Алиенора в ней не участвовала: единственное, что ее связывает с Алиенорой, – это то, что она упоминается в ней вместе с несколькими другими выдающимися женщинами того времени. Книга не была написана для того, чтобы помочь обучать молодых дам при дворе Алиеноры по приказу ее дочери, и на самом деле нет никаких доказательств, связывающих Мари де Шампань с двором Алиеноры в Пуатье. Мари, одной из двух дочерей Алиеноры и Людовика VII, было семь лет, когда ее родители разошлись, и нет никаких веских доказательств того, что Алиенора и Мари когда-либо виделись после этого. Кроме того, за исключением работы Капеллана [которая была написана после того, как Алиенора покинула Пуатье], нет никаких других современных упоминаний о Судах Любви. Поэтому, по словам историка Элисон Вейр, Суды Любви, в которые многие верили и продолжают верить по сей день, были «не более чем литературной выдумкой», придуманной Капелланусом.

Похоже, что именно Капелланус был родоначальником историй о причастности Алиеноры к движению куртуазной любви, и хотя легенда оказалась живучей, историческая достоверность утверждений о Судах Любви была поставлена под сомнение уже в XIX веке. С тех пор были предложены различные интерпретации произведения Капеллануса, в том числе и то, что «De Amore» следует читать как сатиру, подчеркивающую коррумпированность мирского двора, уводящую от прямого исторического повествования о событиях. Был предложен способ примирить литературное с фактическим: «суды» на самом деле были литературными или общественными собраниями, а не реальными судами. Во время этих собраний вопросы любви и благородства обсуждались как само собой разумеющееся, и Алиенора и ее дамы должны были высказывать свое мнение. Сама фраза «куртуазная любовь» не была в ходу во времена Алиеноры и была популяризирована Гастоном Парисом в 1883 году. Он описал ее как «идолизацию и облагораживающую дисциплину», с помощью которой влюбленный стремится доказать, что он достоин своей избранницы.

Хотя может показаться, что представление о королеве куртуазной любви рассыпается в прах, надежда все же есть. Ведь несмотря на фактическую неточность, легенда об Алиеноре и ее покровительстве куртуазной любви оказалась наиболее живучей по ряду причин, и ложь в ней столь же поучительна, как и правда. Что бы ни обнаружили ученые, связь между Алиенорой и романтической легендой сохраняется, и нетрудно понять, почему.

Алиенора была самым подходящим выбором для той роли, которую ей отвела легенда. Внучка человека, известного как «первый» трубадур, Гильома IX Аквитанского, можно сказать, что куртуазная любовь была у нее в крови. По общему мнению, она была очень привлекательна. Она хорошо одевалась, имела склонность к изысканным тканям и украшениям и выглядела как подобает королеве.

Если не принимать во внимание внешность, то Алиенора, несомненно, была выдающейся женщиной. В эпоху, когда женщины испытывали острую нехватку политической власти, Алиенора управляла своими землями и землями своего мужа, как совместно с супругом, так и, порой, вместо него. По сути, видно, что она не позволила низвести себя до традиционного места женщины – покорной, а не доминирующей. Об этом свидетельствуют действия Алиеноры после аннулирования ее брака с Людовиком; прекрасно понимая, что, будучи одинокой женщиной и наследницей великого региона, занимавшего большую территорию современной юго-западной Франции, она была незащищена и уязвима, она выбрала в качестве следующего мужа человека, за которого не только вышла замуж без разрешения Людовика, но и была его соперницей. Кроме того, ее второй муж, Генрих II Английский, считал ее более чем способной к управлению страной. Принято считать, что переезд Алиеноры в Аквитанию был связан с распадом их брака. Однако на тот момент такое расставание не было чем-то из ряда вон выходящим, ведь они уже жили раздельно в разные периоды своего брака, и именно в какой-то момент после ее переезда они решили расторгнуть брак. Напротив, этот переезд был выгоден Генриху, который быстро понял, что присутствие Алиеноры может многое сделать для успокоения беспокойных земель, которые благодаря его браку стали его заботой. Он ожидал, что своим присутствием и здравым смыслом она смягчит разлад, и, похоже, так оно и вышло.

Несмотря на отсутствие свидетельств присутствия Мари в Пуатье или ее роли в воспитании придворных дам, в доме Алиеноры было много фрейлин: в некоторые периоды ее пребывания там их насчитывалось до 60. Хотя ее дочерей от первого брака не было в Пуатье, дети от брака Алиеноры с Генрихом жили с ней некоторое время, вместе с невесткой и будущими невестами ее сыновей. Хотя теперь принято считать, что женщин, которым приписывают председательствование на Судах Любви, там не было, их имена, как прекрасно знал Капелланус, несли в себе авторитет и престиж, когда он упоминал их в своей работе. То, что он выбрал среди них Алиенору, говорит о ее влиянии, а тот большой вес, который она имела в контексте произведения, позволил читателям легко представить Алиенору в том положении, в которое он ее поставил.

Однако вокруг Алиеноры есть увлекательная и достоверная история, которая ставит ее в центр дела, достойного самих легенд. Около 1153 года, еще до того, как Алиенора поселилась в Пуатье, ко двору Алиеноры прибыл известный трубадур Бернар де Вентадур. Человек с сомнительной репутацией – по слухам, он пытался соблазнить жену своего покровителя, прежде чем покинуть свой дом в Лимузене, – он был глубоко влюблен в Алиенору. В своих стихах он объявляет ее прекраснейшей из всех женщин, его чувства к ней сильнее всех когда-либо существовавших, а его стихи, написанные ей, стали воплощением движения, которое позже приписали объекту его привязанности. Принято считать, что Алиенора не ответила на его чувства: их свидание закончилось, когда Генрих вызвал незадачливого трубадура в Англию под предлогом того, что ему нужен его опыт. Действительно, трубадуры в целом сыграли важную роль в создании будущей репутации: Алиенору называли «больше чем дамой» и восхваляли ее достоинства, поэтому ей продолжали посвящать произведения, как само собой разумеющееся.

Распространение легенд о короле Артуре и его рыцарях также было связано с легендой об Алиеноре: ставшая популярной в первой половине XII века с появлением истории Гальфрида Монмутского, рыцарская дружина поразила воображение многих, и в результате смешения традиций было выдвинуто предположение, что Алиенора на самом деле была вдохновительницей некоторых из появившихся позже историй о Гвиневре. Она была идентифицирована многими в работах того времени, в том числе Марией де Франс. Идея Алиеноры в образе Гвиневры или Изольды достаточно убедительна, чтобы преодолеть рационализацию, согласно которой на эти роли могли подходить любые женщины того времени, и ничто не связывало их с Алиенорой. Работа Капеллануса, в которой Алиенора сыграла такую роль, оказало важное влияние на Гастона Париса [французский исследователь средневековой литературы – прим. пер.], который, в свою очередь, популяризировал концепцию и легенду о куртуазной любви, и в конечном итоге именно драматическая роль Алиеноры в работе Капелланусв вознесла ее репутацию в царство легенды. Наряду с Капелланусом и Парисом, более поздние работы современных авторов сделали многое для того, чтобы образ Алиеноры как куртуазной королевы жил и процветал, а ложные представления о ней сохранились и по сей день, несмотря на попытки ученых опровергнуть их.

Надгробие Алиеноры Аквитанской

Надгробие Алиеноры Аквитанской

Учитывая устойчивость легенды, можно утверждать, что отсутствие фактической правды о роли Алиеноры в создании куртуазной любви мало что значит для приверженцев культа Алиеноры, и на самом деле выдумки оказались более влиятельными, чем сама женщина. По крайней мере, в народном воображении Алиенора остается королевой куртуазной любви.

Анохин Вадим [Vad Anokhin] Санкт-Петербург 2024

ЛИТЕРАТУРА

M.R Evans, R, Inventing Eleanor: The Medieval And Post-Medieval Image Of Eleanor Of Aquitaine, Bloomsbury 2014
F Swabey, Eleanor Of Aquitaine: Courtly Love And The Troubadours, Greenwood Publishing 2004
A Weir, Eleanor Of Aquitaine: By The Wrath Of God, Queen Of England, Random House 1999