Top.Mail.Ru
Как российские мартинисты в начале ХХ века рассказывали историю тамплиеров

Как российские мартинисты в начале ХХ века рассказывали историю тамплиеров

Перед вами фрагмент статьи об ордене тамплиеров, опубликованный в журнале «Изида» за 1910 год. Это был официальный печатный орган мартинистов, сиречь «масонов». Об истории храмовников мне доводилось читать всякое и, казалось бы, уже ничему не удивлюсь. Однако, я ошибался. Судите сами. Ниже привожу фрагмент статьи [сохранил дореволюционноенаписание для полноты картины].

Газета мартинистов Изида

Орденъ Тампліеровъ.

ИСТОРИЧЕСКІЙ ОЧЕРОКЪ.

Происхожденіе ордена тампліеровъ-слѣдующее:

Въ 1118 году его основали девять крестоносцевъ, среди коихъ былъ Гюгъ де Пайенъ. При этомъ они получили благословеніе отъ Константинопольскаго Патріарха. Ихъ явной цѣлью была защита паломниковъ, приходящихъ на поклоненіе въ Iерусалимъ, но тайной ихъ цѣлью было возстановленіе храма Соломона, откуда и происходитъ ихъ названіе тампліеры, отъ temple -храмъ.

взяли себѣ изъ Библіи за образецъ воиновъ-каменьщиковъ Зарабабеля, которые создавали храмъ, держа въ одной рукѣ мечъ, а въ другсй лопатку По сему, мечъ и лопатка были дезизомъ ордена тампліеровъ, а впослѣдствіи, какъ извѣстно, тотъ-же девизъ былъ принятъ орденомъ масоновъ.

Константинопольскій Патріархъ, давая свое благословеніе Гюгу Пайенскому. надѣялся, что возстановленіе Соломонова храма и посвященіе его Патріархату, дастъ послѣднему навсегда перевѣсъ надъ соперничавшимъ съ нимъ Папскимъ престоломъ.

Но, повидимому, Гюгъ де Пайенъ имѣлъ въ головѣ другіе планы, нежели служеніе интересамъ Константинопольскаго Патріарха. А именно, въ то время на востокѣ существовала секта Iоаннитовъ, которая отрицала божественность Іисуса Христа, смотрѣла на Евангеліе, какъ на рядъ аллегорій, и приписывала свое основаніе апостолу Іоанну. Крестоносцы этой секты принимали титул «Христосъ». Во время основанія ордена тампліеровъ такимъ жрецомъ Іоаннитовъ былъ нѣкій Ѳеоклитъ, который посвятилъ въ тайны своей секты Гюга Пайенскаго и соблазнилъ его перспективой завоеванія этой сектой, во главъ съ тампліерами, цѣлаго міра.

Но всѣ эти стремленія были извѣстны лишь немногимъ лицамъ, стоящимъ во главѣ ордена, тогда какъ оффиціально тампліеры исповѣдывали и зашищали римско-католическую религію.

Между тѣмъ ихъ секретная доктрина, подъ вліяніемъ ученія Іоаннитовъ, пошла по мистико-пантеистическому пути, и отчасти сблизилась съ манихеизмомъ. Несомнѣнно, что тампліеры обладали нѣкоторыми познаніями въ магіи, т. е. и въ донынѣ неизвѣстныхъ тайнахъ физики и психической жизни. Въ ихъ тайныхъ собраніяхъ употреблялись пантеистическіе символы магіи, какъ напр. идолъ Бафомета представлявшій человѣка съ грудями женщины и съ головой козла. Несомнѣнно также, что доктрина тампліеровъ, подобно развѣтвленіямъ манихеизма и гностицизма, приняла чувственный оттѣнокъ, и что въ ихъ ложахъ часто устраивались оргіи.

Тампліеры стремились увеличить могущество ордена накопленіемъ богатствъ, и дѣйствительно къ XIV вѣкѣ они въ одной Европѣ имѣли до 10.000 феодальныхъ владѣній.

Въ виду могущества ордена, онъ становился опаснымъ для сувереновъ Европы, а своей тайной религіозной доктриной онъ угрожалъ католицизму.

Филиппъ Красивый почувствовалъ опасность, представляемую тампліерами и рѣшилъ истребить ихъ.

Еъ 1305 году, благодаря поддержкѣ Филиппа Красиваго, архіепископъ Бертранъ вступилъ на святѣйшій престолъ подъ именемъ Климента V. Передъ выборомъ вь папы, онъ долженъ былъ дать Филиппу секретное обязательство помочь ему въ разрушеніи ордена храма.

Хотя по наружности тампліеры и были преданными защитниками католической вѣры, но и папа Климентъ чувствовалъ грозившую съ ихъ стороны опасность и дѣятельно поддерживалъ Короля Филиппа въ его дѣйствіяхъ противъ ордена.

Король Филиппъ прекрасно подготовилъ рѣшительный и неожиданный ударъ ордену. Въ ночь на 13-е Ноября 1307 года окружные начальники во Франціи получили секретныя приказанія арестовать всѣхъ тампліеровъ и секвестровать ихъ владѣнія. Къ утру почти всѣ рыцари храма были уже въ оковахъ. Вь одномъ Парижѣ 140 тампліеровъ были брошены въ тюрьмы.

Въ это-же время король Филиппъ пригласилъ другихъ государей Езропы послѣдовать его примѣру: и особенно въ Сициліи, въ Кастиліи, въ Италіи, Англіи и въ Арагонѣ рыцари храма подверглись жестокому гоненію.

Во Франціи процессъ тампліеровъ велся съ особой строгостью и судьи не скупились на пытки.

Но такъ какъ Филиппъ Красивый не хотѣлъ раскрывать передь народомъ политическихъ и религіозныхъ плановъ тампліеровъ, то послѣднихъ обвинили въ черной магіи, колдовствѣ и содоміи.

Согласно актамъ процесса рыцари храма на своихъ собраніяхъ поклонялись головѣ изъ дерева съ двумя карбункулами на мѣстѣ глазъ, горѣвшими небеснымъ свѣтомъ.

Затѣмъ среди нихъ неожиданно появлялись дьяволъ въ видѣ чернаго кота, который милостиво и любезно разговаривалъ съ рыцарями, и красивыя дьяволицы, увлекавшія рыцарей въ свои объятія.

Подъ вліяніемъ пытокъ арестованные рыцари сознавались въ преступленіяхъ, которыя имъ приписывали, и подписывали внушенныя судьями заявленія. Однако, впослѣдствіи многіе рыцари отказались отъ вынужденыхъ признаній и это обстоятельство затягивало процессъ. Папа Климентъ V издалъ до семи буллъ, съ цѣлью ускоренія процеcса, и, наконецъ, въ 1310 году предписалъ окончательный судъ надъ рыцарями храма. Соборы Сенскій и Реймсскій раздѣлили рыцарей на четыре категоріи, при чемъ въ первыя три вошли тампліеры, сознавшіеся въ занятіяхъ магіей и тѣмъ способствовавшіе осужденію ордена въ общественномъ имѣніи. Ихъ ожидала тюрьма на разные сроки: но лица четвертой категоріи, которыя или не сознались въ взводимыхъ на нихъ сбвиненіяхъ. или взяли свои признанія обратно, были осуждены на сожженіе.

10-го Мая 1310 года въ Парижѣ сжигаютъ живымъ перваго тампліера, а черезъ 8 дней на костры возводятъ еще 54-хъ рыцарей и, дабы усилить мученія, ихъ жарятъ на медленномъ огнѣ.

Цѣлый рядъ казней и въ Парижѣ и въ провинцiи слѣдуетъ за этимъ, но гроссмейстеръ ордена Яковъ Моле было сожженъ только 18 Марта 1313 года, на томъ местѣ, гдѣ теперь въ Парижѣ стоитъ конная статуя Генриха IV.

Уже въ 1311 году Вѣнскій соборъ изъ болѣе чѣмъ 300 прелатовъ, осудилъ орденъ храма на уничтоженіе, и можно сказать, что самъ орденъ пересталъ существовать, но духъ его остался и возродился въ другихъ обществахъ…

***

О том, кто такие Іоанниты и откуда у этой истории ноги растут, я расскажу в другой статье. Следите за анонсами публикаций в группе milites TEMPLI на ВК.

Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с) Санкт-Петербург 2021/2023

Орден мартинистов в России

P.S. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Как утверждают сами мартинисты – «Происхождение Учения теряется в древности, восходя своими истоками к праотцу Адаму, но окончательно осмыслили его, и оформили в согласованную философскую и духовную школу три Великих Мастера, благодаря которым и возникло название “Мартинизм”: Дом Мартинес де Паскуалис и его два ученика и друга, Луи Клод де Сен-Мартен и Жан-Батист Виллермоз». [источник]

МАРТИНИСТСКИЙ ОРДЕНА В РОССИИ
Появлением мартинизма в современном смысле слова Российская империя обязана Папюсу, посетившему Санкт-Петербург в 1900 г., где он выступил с публичными лекциями. Ему удалось заинтересовать великих князей Николая Николаевича и Петра Николаевича, великих княгинь Милицу Николаевну и Анастасию Николаевну. В результате этого в Петербург был приглашен «духовный учитель» Папюса – Филипп Низье, встретившийся с российским императором 20 сентября 1901 г. благодаря протекции великих князей и княгинь. К этому же времени относится легенда о создании мартинистской ложи под названием Крест и звезда, куда Николая II посвятил лично Низье, хотя по другой версии эта ложа существовала с 1910 по 1916 г.

Приезд Папюса в Россию в 1900 г. был не единственным. Следующие его визиты состоялись в 1905-1906 гг.. Приблизительно в этот же период уполномоченным Ордена Мартинистов в России стал В. В. Муравьев-Амурский. Он ищет лиц, готовых присоединиться к Ордену и вскоре на него выходит П. М. Казначеев, незадолго до этого познакомившийся с одним из последних членов Ордена Злато-Розового Креста, В. С. Арсеньевым. Мартинистская активность Муравьева-Амурского и его помощника М. К. Исаева была малоэффективна.

Полноценное развитие мартинизма в Российской империи стало возможным благодаря деятельности Чеслава Иосифовича Чинского, известного магнетизера и гипнотизера. Познакомившись в Париже с Папюсом, он вступил в его Герметическую Школу, а затем стал мартинистом под именем Пунар Бхава [Punar Bhava]. 2 мая 1910 г. он был назначен Суверенным Делегатом Ордена мартинистов для Российской Империи.

Хотя Чинский писал разные сочинения на оккультную тему, вряд ли их можно назвать такими популярными, как «Курс энциклопедии оккультизма Г. О. Мёбеса [после посвящения – Butatar], с которым он знакомится в 1910 г. Вскоре открывается первая в России мартинистская ложа Св. Аполлония Тианского. Мартинисты в России начинают активное развитие: новые члены Ордена проходят обучение, с 1909 г. печатается журнал «Изида» [издавался до 1916 г.], название которого пересекалось с подобным журналом во Франции – «Покров Изиды» [Le Voile d’Isis], основанным в 1890 г.. Активная деятельность российских мартинистов привлекла внимание радикально настроенной общественности. Из-за давления Православного Союза Михаила Архангела все свои лекции Мёбесу приходилось читать в присутствии полиции.

Со слов самого Мёбеса, в Мартинистский Орден он пришел в 1910 г., с уже вполне сложившимся эзотерическим миросозерцанием и уже в начале 1911 года, далее цитируем: «несмотря на снабжение меня Парижской Высшей Герметической Школой почетным дипломом на степень доктора герметизма и очень почетное и доверчивое обращение со мною фон Чинского, я неофициально ухожу из Ордена, недовольный поверхностным отношением к науке и преданию большинства членов Ордена, его печати, а также периодической печати дружественного с ним парижского каббалистического Ордена Креста+Розы».

С лета 1912 г. Петербуржская ложа Мебеса начинает самостоятельную, независимую от Парижа деятельность. Мёбес создает русский независимый Верховный Совет, начинает видоизменять ритуалы. По словам самого Мебеса: «В конце 1912 или в начале 1913 г. я официально сообщаю Папюсу, что я категорически утверждаю не только фактическую, но и формальную свою автономию, и прошу провозгласить это печатно, что и выполняется журналом «Initiation», правда в очень мягкой и почтительной ко мне форме, но все же категорично». Это встречает неодобрение со стороны Казначеева и Чинского, в итоге Папюс передает управление мартинистами в Российской империи брату Казначееву [Ennoüs], который, воспользовавшись случаем, учредил – во главе с С. К. Маркотуном [при посвящении получил имя Narcissus] – ложу Св. Апостола Андрея в Киеве. В результате Мебес исключает Казначеева из своего собственного Верховного Совета.

В свою очередь у самостоятельной организации Мебеса была более витиеватая судьба. В конце 1912 – начале 1913 гг., после окончательного разрыва с Москвой и Парижем, в петербуржской ложе Св. Аполлония Тианского Мёбесом создается, по его собственным словам, Автономный Разряд «русского послушания [термин «русский» после Октябрьской революции заменен термином «восточный»; и тот и другой термин фактически означали «независящий от Парижа»]».

Несмотря на попытки выстроить свою систему, чертой всему стал большевистский переворот. После него уже не имперские, а советские власти предприняли попытку репрессировать Мёбеса и его кружок. В 1925-1926 гг. Б. В. Астромов [Кириченко] и С. В. Полисадов попытались сотрудничать с ОГПУ при СНК СССР, но были арестованы. На многочисленных допросах они рассказали о лицах, которых знали, что и привело к аресту Мёбеса. Имена своих подчиненных он на допросе не назвал: «Раскрывать псевдонимы и называть своих учеников я не могу – не позволяет совесть». Коллегия ОГПУ, собранная 24 августа 1928 г., постановила выслать Мёбеса на Урал сроком на три года, дальнейшая его судьба неизвестна. Остальные члены его кружка [и даже косвенно связанные с ними лица] были также репрессированы вне зависимости от социального статуса, семейного положения и возраста: одних отправили в лагеря, других – под расстрел.

Sar Aratron
Sarah Gladius Dei