Top.Mail.Ru
«Потерянные» тамплиеры

«Потерянные» тамплиеры

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕТКИ О ЖИЗНИ КОРСАРА ТАМПЛИЕРОВ РОЖЕРА ДЕ ФЛОРА

«Потерянные» тамплиеры. Корсар Рожер де Флор

Тамплиеры жили общинами в своих монастырях в Леванте и по всей Европе. Однако монастыри были разными: в одних проживало множество жителей, как рыцарей, так и сержантов, другие представляли собой маленькие домики с несколькими служителями, которых было ровно столько, сколько требовалось для управления вверенными им поместьями.

Каждый рыцарь или сержант тамплиеров был членом монастыря, который, согласно Устава, означал группу не менее чем из двух человек, чтобы обеспечить минимальный социальный контроль над всеми присутствующими членами [1]. Многие члены ордена, особенно те, кто вступил в него на более позднем этапе своей жизни, не привыкли проводить свои дни в монашеской общине. Таким образом, возникает вопрос, можно ли было поддерживать должный уровень социального контроля во всем Ордене, даже в простой командорской общине, чтобы обеспечить послушание Уставу и обетам, которые давал каждый тамплиер во время своего приема. Несколько случаев, зафиксированных после роспуска Ордена, ставят под сомнение предположение о том, что до Судебного процесса механизмы внутреннего контроля Ордена работали идеально [2]. Эта проблема была следствием повседневных обстоятельств. Большинство командорств на Западе были простыми хозяйственными единицами, населенными лишь небольшим числом слуг-тамплиеров. В некоторых районах существовали дома, в которых проживал всего один тамплиер. Похожая, но несколько иная ситуация складывалась на борту орденских кораблей , где отсутствие социального контроля могло быть еще более выраженным. В этой статье мы рассмотрим жизнь тамплиера, служившего в военно-морском штабе Ордена. Она будет посвящена самому известному капитану тамплиеров, Рожер де Флору, чтобы пролить свет на повседневные морские дела ордена.

К сожалению, информации недостаточно, чтобы представить себе повседневную жизнь на борту корабля тамплиеров, но несколько замечаний в орденском уставе и несколько деталей, упомянутых Рамоном Мунтанером в биографии Рожер де Флора, помогают нам составить хотя бы неполную картину. В орденских retrais [приложениях к Уставу] упоминаются корабли, принадлежавшие орденскому дому в Акре. Это означает, что в то время, должно быть, велась какая-то военно-морская деятельность, поскольку retrais можно отнести к концу XII века [3]. В 1207 году на кораблях тамплиеров, направлявшихся в Святую землю, находилось несколько венецианцев [4]. Такие корабли служили в основном коммерческим целям или использовались для перевозки паломников. Вероятно, тамплиеры начали военные походы на море после битвы при Хаттине [1187] [5]. И тамплиеры, и госпитальеры играли активную роль в морских войнах до Дамиетты в 1218 году [6]. Согласно Малкольму Барберу, тамплиеры активизировали свою морскую деятельность к 1230-м годам, и он предполагает, что их средиземноморский флот развивался для транспортировки «людей и припасов» с Запада в Святую землю [7]. Основными портами в западном Средиземноморье были Марсель, главная гавань на южном побережье Франции, а также морские порты Апулии на Адриатическом побережье [8]. Торговые перевозки напрямую связывали Апулию со Святой землей [9]. Калабрия реже использовалась в качестве отправной точки для морских перевозок, но апулийские порты Барлетта, Бриндизи и Манфредония были местами, куда прибывали паломники и крестоносцы и поднимались на борт кораблей, включая корабли тамплиеров [10]. Приказ, отданный Карлом I Анжуйским, королем Сицилии, в 1274 году, показывает, насколько важны были морские перевозки для военных орденов. Король поручил тамплиерам, госпитальерам и тевтонским рыцарям позаботиться о новом маяке в Бриндизи, поскольку именно они были в первую очередь заинтересованы в морской инфраструктуре, облегчавшей морское сообщение в Восточном Средиземноморье [11].

На Западе Марсель был важнее Монпелье или Барселоны [12], поэтому тамплиеры и госпитальеры в 1233/1234 году заключили с Марселем договор [13]. С этого момента военные ордена были обязаны использовать Марсель как единственный морской порт на южном побережье Франции для своих морских перевозок, особенно для транспортировки паломников и товаров в Святую землю [14]. Упоминание в договоре о commandatores navium и создание должностей, занимающихся морскими делами, таких как magister passagium или командора в Святой земле, отвечавшие за корабли ордена, свидетельствуют о постепенной институционализации морских дел тамплиеров [15].

Корабли тамплиеров, прибывавшие в Акру, подчинялись провинциальному магистру Иерусалимского королевства, который также отвечал за их груз [16]. В штате тамплиеров не было должности адмирала. Недавно Йохен Бургторф убедительно опроверг идею о том, что тамплиеры создали должность адмирала в последнее десятилетие своего существования. Только в одном источнике упоминается адмирал, но это не документ тамплиерского происхождения [17]. Согласно документа, некий Генрих Тирский просил контрагента показать ему документ от чиновника тамплиеров, которого он называл «адмиралом, или капитаном, или графом», таким образом описывая функцию, но не имея возможности сказать, какой чиновник тамплиеров отвечал за морские дела и какой у него мог быть титул [18] Согласно Устава ордена тамплиеров, по крайней мере один из чиновников центрального монастыря занимался морскими делами и отвечал за корабли ордена, когда они стояли в Акре. Корабли называются «всеми морскими судами, принадлежащими дому [командорству] Акры» [19], что говорит о том, что эти корабли принадлежали командорству тамплиеров в этом морском порту и, очевидно, являлись частью собственности ордена. Поэтому несколько удивительно, как отметил Кристьян Тоомаспоэг, что ни один корабль не упоминался на допросах в ходе суда над тамплиерами [20]. Можно предположить, что экипажи этих кораблей тамплиеров также находились в ведении провинциального магистра, по крайней мере, если среди них были слуги-тамплиеры, а не просто наемный персонал. Его коллегой на Западе мог быть некий magister passagium, проживавший в городе Марселе. Этот чиновник несколько раз упоминается в допросах во время суда над тамплиерами, а также в нескольких документах из южной Франции [21]. Вероятно, ему было поручено организовать переброску грузов, денег и людских ресурсов с Запада в Утремер [22]. И снова мы можем только предположить, что тамплиеры, служившие на этих кораблях, были подчинены этому magister passagium, когда их корабли стояли на якоре в морском порту Марселя.

Независимо от своего места в иерархии ордена, члены экипажа корабля тамплиеров пользовались определенной независимостью, поскольку их участие в морских путешествиях временно прерывало всякую связь. Сами тамплиеры учитывали, что пребывание на корабле на некоторое время прерывает все контакты с их командорствами на суше. Их Каталонский Устав гласил, что если брат, покинувший свой дом и не появлявшийся в нем более одного дня, подлежал изгнанию из ордена, то к брату, покинувшему дом и отправившемуся на корабль, следовало относиться иначе [23]. Чтобы покаяться в бегстве из ордена, он должен был поговорить с капитаном, senyor de la nave [капитаном корабля] [24]. Дни или недели, необходимые ему для возвращения в один из орденских домов, не считались временем, проведенным вне Ордена, поскольку «море считается за один день» [25]. Подобные подробные инструкции дают нам представление о жизни на борту корабля, а также о трудностях, связанных с участием в религиозной жизни тамплиеров. Брат на борту корабля – вероятно, не только тамплиерского, но и любого другого – должен был оставаться на борту до тех пор, пока корабль не причалит где-нибудь, где присутствовали тамплиеры [26]. Разница между таким «беглым» братом в море и слугами на борту корабля тамплиеров заключалась в том, что последние проводили свое время на борту на законных основаниях в соответствии с Уставом и статутами Ордена. Но и они вступали в контакт со своим начальством лишь несколько раз в течение года, а именно, когда достигали морского порта с близлежащим тамплиерским командорством , или Акры, или Кипра [откуда после 1291 года корабль тамплиеров ходил по Средиземному морю не реже одного раза в год]. Пока команда находилась в море, командир корабля был самым высокопоставленным тамплиерским чиновником. Он занимал должность прецептора, сравнимую с должностью командора дома тамплиеров [27].

Помимо своего положения в организационной структуре Ордена и системы социального контроля тамплиеров, прецептор корабля тамплиеров, возможно, был единственным тамплиером на борту этого корабля, которому помогали наемные моряки и слуги. Если на борту корабля тамплиеров было всего несколько тамплиеров – а возможно, и один, – то не было ни общины братьев, ни того, что можно назвать «монастырем», что приводило к отсутствию социального контроля. В религиозных орденах необходим определенный контроль над членами. Так, собрания глав должны были вершить правосудие за проступки или преступления братьев. Чтобы обеспечить контроль и надзор, а также свести к минимуму искушения в светском мире, тамплиерам с самого начала было запрещено покидать свои дома. Членам первоначального монастыря ордена в Иерусалиме разрешалось посещать некоторые святые места в Иерусалиме, но обычно они должны были оставаться в доме тамплиеров и не имели права покидать его без согласия своего настоятеля [18]. Когда они временно покидали свой дом и отправлялись в путь, им никогда не разрешалось идти в одиночку. Вместо этого они должны были идти группами, состоящими как минимум из двух братьев [29]. Более того, каждая группа тамплиеров – независимо от того, где они находились и сколько их было – должна была собираться в капитуле, чтобы обеспечить постоянный контроль и наказание за проступки в соответствии со статутами и Уставом Ордена [30].

Ситуация на борту корабля тамплиеров была совершенно иной. Помимо наемного персонала, необходимого для управления кораблем, тамплиеров было всего несколько человек, иногда только командир. Когда Рожер де Флор был принят в орден, он одновременно стал командиром собственной галеры. Возможно, принятие в орден было необходимым условием для этого, но мы можем предположить, что, несмотря на принятие в религиозный орден, его повседневная жизнь не сильно изменилась. Теперь он был командиром корабля и, следовательно, самым высокопоставленным тамплиером на борту.

Какое место занимал такой флотоводец в общей иерархии Ордена? Тамплиеры чаще всего использовали для обозначения любой «командной» должности термин «прецептор». Именно так назывался капитан тамплиерского корабля Santa Anna, который упоминается в двух документах, написанных в Фамагусте в 1302 году [31]. В марте и апреле 1302 года Петр Визианус действовал от имени своего корабля и монастыря тамплиеров: et Petrus Visianus, ordinis domus milicie Templi, preceptor navis vocate Santa Anna dicti Templi, eius nomine proprio, in solidum, et in nomine conventus et ordinis dicti Templi [32]. Оба документа были написаны в доме тамплиеров в Фамагусте, и второй был подписан писцом как scriba dicte navis [писец вышеупомянутого судна]. [33]. Неудивительно, что писцы были членами экипажа на борту торговых судов, где регулярно требовалось составлять контракты и другие документы. Вероятно, писцы также служили Рожеру де Флору, поскольку до нас дошло несколько писем, написанных на латыни в то время, когда Рожер выступал в качестве корсара на службе у Фридриха Сицилийского [34]. Петр Визианус все еще был прецептором того же корабля тамплиеров в 1309 году [35]. Таким образом, он командовал кораблем не менее семи лет. Рожер занимал должность командира Falconus около пяти или шести лет – это если его бегство из ордена следует отнести к началу 1290-х годов, – в противном случае он прослужил в этом качестве более десяти лет. Если командоры тамплиерских домов могли быть переведены [и часто переводились] в другие дома через пару лет, то обмен тамплиерскими чиновниками на море, похоже, происходил реже; возможно, тамплиеры не хотели отзывать своих специалистов с хорошо знакомых им кораблей. Помимо постоянного отсутствия в жизни тамплиерского монастыря на суше, капитаны тамплиеров на море обретали значительную независимость от ордена, особенно от монашеской жизни, которой они должны были бы жить.

Тамплиеры жили общинами в своих монастырях в Леванте и по всей Европе. Однако монастыри были разными: в одних проживало множество жителей, как рыцарей, так и сержантов, другие представляли собой маленькие домики с несколькими служителями, которых было ровно столько, сколько требовалось для управления вверенными им поместьями.

Каждый рыцарь или сержант тамплиеров был членом монастыря, который, согласно Устава, означал группу не менее чем из двух человек, чтобы обеспечить минимальный социальный контроль над всеми присутствующими членами [1]. Многие члены ордена, особенно те, кто вступил в него на более позднем этапе своей жизни, не привыкли проводить свои дни в монашеской общине. Таким образом, возникает вопрос, можно ли было поддерживать должный уровень социального контроля во всем Ордене, даже в простой командорской общине, чтобы обеспечить послушание Уставу и обетам, которые давал каждый тамплиер во время своего приема. Несколько случаев, зафиксированных после роспуска Ордена, ставят под сомнение предположение о том, что до Судебного процесса механизмы внутреннего контроля Ордена работали идеально [2]. Эта проблема была следствием повседневных обстоятельств. Большинство командорств на Западе были простыми хозяйственными единицами, населенными лишь небольшим числом слуг-тамплиеров. В некоторых районах существовали дома, в которых проживал всего один тамплиер. Похожая, но несколько иная ситуация складывалась на борту орденских кораблей , где отсутствие социального контроля могло быть еще более выраженным. В этой статье мы рассмотрим жизнь тамплиера, служившего в военно-морском штабе Ордена. Она будет посвящена самому известному капитану тамплиеров, Рожер де Флору, чтобы пролить свет на повседневные морские дела ордена.

К сожалению, информации недостаточно, чтобы представить себе повседневную жизнь на борту корабля тамплиеров, но несколько замечаний в орденском уставе и несколько деталей, упомянутых Рамоном Мунтанером в биографии Рожер де Флора, помогают нам составить хотя бы неполную картину. В орденских retrais [приложениях к Уставу] упоминаются корабли, принадлежавшие орденскому дому в Акре. Это означает, что в то время, должно быть, велась какая-то военно-морская деятельность, поскольку retrais можно отнести к концу XII века [3]. В 1207 году на кораблях тамплиеров, направлявшихся в Святую землю, находилось несколько венецианцев [4]. Такие корабли служили в основном коммерческим целям или использовались для перевозки паломников. Вероятно, тамплиеры начали военные походы на море после битвы при Хаттине [1187] [5]. И тамплиеры, и госпитальеры играли активную роль в морских войнах до Дамиетты в 1218 году [6]. Согласно Малкольму Барберу, тамплиеры активизировали свою морскую деятельность к 1230-м годам, и он предполагает, что их средиземноморский флот развивался для транспортировки «людей и припасов» с Запада в Святую землю [7]. Основными портами в западном Средиземноморье были Марсель, главная гавань на южном побережье Франции, а также морские порты Апулии на Адриатическом побережье [8]. Торговые перевозки напрямую связывали Апулию со Святой землей [9]. Калабрия реже использовалась в качестве отправной точки для морских перевозок, но апулийские порты Барлетта, Бриндизи и Манфредония были местами, куда прибывали паломники и крестоносцы и поднимались на борт кораблей, включая корабли тамплиеров [10]. Приказ, отданный Карлом I Анжуйским, королем Сицилии, в 1274 году, показывает, насколько важны были морские перевозки для военных орденов. Король поручил тамплиерам, госпитальерам и тевтонским рыцарям позаботиться о новом маяке в Бриндизи, поскольку именно они были в первую очередь заинтересованы в морской инфраструктуре, облегчавшей морское сообщение в Восточном Средиземноморье [11].

На Западе Марсель был важнее Монпелье или Барселоны [12], поэтому тамплиеры и госпитальеры в 1233/1234 году заключили с Марселем договор [13]. С этого момента военные ордена были обязаны использовать Марсель как единственный морской порт на южном побережье Франции для своих морских перевозок, особенно для транспортировки паломников и товаров в Святую землю [14]. Упоминание в договоре о commandatores navium и создание должностей, занимающихся морскими делами, таких как magister passagium или командора в Святой земле, отвечавшие за корабли ордена, свидетельствуют о постепенной институционализации морских дел тамплиеров [15].

Корабли тамплиеров, прибывавшие в Акру, подчинялись провинциальному магистру Иерусалимского королевства, который также отвечал за их груз [16]. В штате тамплиеров не было должности адмирала. Недавно Йохен Бургторф убедительно опроверг идею о том, что тамплиеры создали должность адмирала в последнее десятилетие своего существования. Только в одном источнике упоминается адмирал, но это не документ тамплиерского происхождения [17]. Согласно документа, некий Генрих Тирский просил контрагента показать ему документ от чиновника тамплиеров, которого он называл «адмиралом, или капитаном, или графом», таким образом описывая функцию, но не имея возможности сказать, какой чиновник тамплиеров отвечал за морские дела и какой у него мог быть титул [18] Согласно Устава ордена тамплиеров, по крайней мере один из чиновников центрального монастыря занимался морскими делами и отвечал за корабли ордена, когда они стояли в Акре. Корабли называются «всеми морскими судами, принадлежащими дому [командорству] Акры» [19], что говорит о том, что эти корабли принадлежали командорству тамплиеров в этом морском порту и, очевидно, являлись частью собственности ордена. Поэтому несколько удивительно, как отметил Кристьян Тоомаспоэг, что ни один корабль не упоминался на допросах в ходе суда над тамплиерами [20]. Можно предположить, что экипажи этих кораблей тамплиеров также находились в ведении провинциального магистра, по крайней мере, если среди них были слуги-тамплиеры, а не просто наемный персонал. Его коллегой на Западе мог быть некий magister passagium, проживавший в городе Марселе. Этот чиновник несколько раз упоминается в допросах во время суда над тамплиерами, а также в нескольких документах из южной Франции [21]. Вероятно, ему было поручено организовать переброску грузов, денег и людских ресурсов с Запада в Утремер [22]. И снова мы можем только предположить, что тамплиеры, служившие на этих кораблях, были подчинены этому magister passagium, когда их корабли стояли на якоре в морском порту Марселя.

Независимо от своего места в иерархии ордена, члены экипажа корабля тамплиеров пользовались определенной независимостью, поскольку их участие в морских путешествиях временно прерывало всякую связь. Сами тамплиеры учитывали, что пребывание на корабле на некоторое время прерывает все контакты с их командорствами на суше. Их Каталонский Устав гласил, что если брат, покинувший свой дом и не появлявшийся в нем более одного дня, подлежал изгнанию из ордена, то к брату, покинувшему дом и отправившемуся на корабль, следовало относиться иначе [23]. Чтобы покаяться в бегстве из ордена, он должен был поговорить с капитаном, senyor de la nave [капитаном корабля] [24]. Дни или недели, необходимые ему для возвращения в один из орденских домов, не считались временем, проведенным вне Ордена, поскольку «море считается за один день» [25]. Подобные подробные инструкции дают нам представление о жизни на борту корабля, а также о трудностях, связанных с участием в религиозной жизни тамплиеров. Брат на борту корабля – вероятно, не только тамплиерского, но и любого другого – должен был оставаться на борту до тех пор, пока корабль не причалит где-нибудь, где присутствовали тамплиеры [26]. Разница между таким «беглым» братом в море и слугами на борту корабля тамплиеров заключалась в том, что последние проводили свое время на борту на законных основаниях в соответствии с Уставом и статутами Ордена. Но и они вступали в контакт со своим начальством лишь несколько раз в течение года, а именно, когда достигали морского порта с близлежащим тамплиерским командорством , или Акры, или Кипра [откуда после 1291 года корабль тамплиеров ходил по Средиземному морю не реже одного раза в год]. Пока команда находилась в море, командир корабля был самым высокопоставленным тамплиерским чиновником. Он занимал должность прецептора, сравнимую с должностью командора дома тамплиеров [27].

Помимо своего положения в организационной структуре Ордена и системы социального контроля тамплиеров, прецептор корабля тамплиеров, возможно, был единственным тамплиером на борту этого корабля, которому помогали наемные моряки и слуги. Если на борту корабля тамплиеров было всего несколько тамплиеров – а возможно, и один, – то не было ни общины братьев, ни того, что можно назвать «монастырем», что приводило к отсутствию социального контроля. В религиозных орденах необходим определенный контроль над членами. Так, собрания глав должны были вершить правосудие за проступки или преступления братьев. Чтобы обеспечить контроль и надзор, а также свести к минимуму искушения в светском мире, тамплиерам с самого начала было запрещено покидать свои дома. Членам первоначального монестыря ордена в Иерусалиме разрешалось посещать некоторые святые места в Иерусалиме, но обычно они должны были оставаться в доме тамплиеров и не имели права покидать его без согласия своего настоятеля [18]. Когда они временно покидали свой дом и отправлялись в путь, им никогда не разрешалось идти в одиночку. Вместо этого они должны были идти группами, состоящими как минимум из двух братьев [29]. Более того, каждая группа тамплиеров – независимо от того, где они находились и сколько их было – должна была собираться в капитуле, чтобы обеспечить постоянный контроль и наказание за проступки в соответствии со статутами и Уставом Ордена [30].

Ситуация на борту корабля тамплиеров была совершенно иной. Помимо наемного персонала, необходимого для управления кораблем, тамплиеров было всего несколько человек, иногда только командир. Когда Рожер де Флор был принят в орден, он одновременно стал командиром собственной галеры. Возможно, принятие в орден было необходимым условием для этого, но мы можем предположить, что, несмотря на принятие в религиозный орден, его повседневная жизнь не сильно изменилась. Теперь он был командиром корабля и, следовательно, самым высокопоставленным тамплиером на борту.

Какое место занимал такой флотоводец в общей иерархии Ордена? Тамплиеры чаще всего использовали для обозначения любой «командной» должности термин «прецептор». Именно так назывался капитан тамплиерского корабля Santa Anna, который упоминается в двух документах, написанных в Фамагусте в 1302 году [31]. В марте и апреле 1302 года Петр Визианус действовал от имени своего корабля и монастыря тамплиеров: et Petrus Visianus, ordinis domus milicie Templi, preceptor navis vocate Santa Anna dicti Templi, eius nomine proprio, in solidum, et in nomine conventus et ordinis dicti Templi [32]. Оба документа были написаны в доме тамплиеров в Фамагусте, и второй был подписан писцом как scriba dicte navis [писец вышеупомянутого судна]. [33]. Неудивительно, что писцы были членами экипажа на борту торговых судов, где регулярно требовалось составлять контракты и другие документы. Вероятно, писцы также служили Рожеру де Флору, поскольку до нас дошло несколько писем, написанных на латыни в то время, когда Рожер выступал в качестве корсара на службе у Фридриха Сицилийского [34]. Петр Визианус все еще был прецептором того же корабля тамплиеров в 1309 году [35]. Таким образом, он командовал кораблем не менее семи лет. Рожер занимал должность командира Falconus около пяти или шести лет – это если его бегство из ордена следует отнести к началу 1290-х годов, – в противном случае он прослужил в этом качестве более десяти лет. Если командоры тамплиерских домов могли быть переведены [и часто переводились] в другие дома через пару лет, то обмен тамплиерскими чиновниками на море, похоже, происходил реже; возможно, тамплиеры не хотели отзывать своих специалистов с хорошо знакомых им кораблей. Помимо постоянного отсутствия в жизни тамплиерского монастыря на суше, капитаны тамплиеров на море обретали значительную независимость от ордена, особенно от монашеской жизни, которой они должны были бы жить.

Моряки-тамплиеры должны были проводить значительную часть года – в основном зимние месяцы – в морских портах, где они контактировали с местными общинами тамплиеров и подчинялись указанным должностным лицам. Их главными морскими портами были Акра и Марсель. В Акре находилась штаб-квартира тамплиеров [1191-1291], и из этого порта их корабли регулярно отправлялись на Запад. Рожер де Флор служил на маршруте между Акрой и Марселем на своем корабле Falconus. Там были и другие корабли храмовников, такие как «Роза Храма», «Хорошее приключение / Good Adventure» [Возможно, корабль назван в честь «Abbey of the Good Adventure» (также «Biele Adventure») в контексте легенды о короле Артуре: это аббатство, которое король построил у реки Хамбер, на месте своей победы над пятью противниками в начале правления. – Прим. пер.], упоминаемые в хартии [36].

Бриндизи, расположенный на Адриатическом побережье Италии, был важным морским портом, о котором сообщал Мунтанер, и, следовательно, подходящим местом для временной резиденции. Рожер де Флор вырос там и впервые познакомился с орденом тамплиеров и его кораблями этом в порту [37]. Согласно отчету Мунтанера, корабли тамплиеров, пересекавшие море между Святой землей и Италией, останавливались в Бриндизи в зимние месяцы, когда плавание было невозможно, а их команды были заняты ремонтом для следующей навигации весной [38]. О взаимодействии моряков-тамплиеров с местными командорствами ордена в Апулии почти ничего не известно. Что касается Акры, то в орденском уставе сохранилось несколько положений, но когда речь заходит о Марселе, мы можем лишь строить догадки о взаимодействии между моряками-тамплиерами и местными властями ордена. Фра Вассайль, слуга тамплиеров, вдохновивший молодого Рожер де Флора вступить в его команду, был родом из Марселя и впоследствии провел свою жизнь на борту корабля тамплиеров и в различных морских портах, особенно в Бриндизи. Около 1286 года он присутствовал в командорстве тамплиеров в Бриндизи [39]. Он был командиром корабля тамплиеров и членом ордена, а значит, не был наемным мирянином. Его присутствие на капитуле командорства в Бриндизи, а также тот факт, что два десятилетия спустя его вспоминали тамплиеры, свидетельствуют о его тесных связях с орденом. Не исключено, что он «ушел на покой» в монастырь на суше после завершения морской карьеры. Присутствие фра Вассайля в командорстве тамплиеров в Бриндизи совпало с датой повышения Рожера: когда Рожеру было около 20 лет, а именно в середине 1280-х годов, он получил в командование судно [40]. Мунтанер объясняет, что тамплиеры купили для Рожер новый корабль, но также можно предположить, что Рожер сначала сменил своего наставника Фра Вассайля, прежде чем стать капитаном Falconus. Его карьера показывает, что корабли тамплиеров и их люди представляли собой свой мир внутри ордена, который мог существовать как с тесными связями с большим сообществом братьев, так и без них, без слишком большого влияния ордена и его религиозной жизни.

Именно поэтому так трудно определить, когда Рожер де Флор окончательно покинул орден. Должно быть, это произошло где-то между 1291 годом, годом падения Акры, и 1301 годом, когда он был упомянут как последователь Фридриха, нового арагонского короля Сицилии. Тем не менее, некоторые моменты его жизни в качестве тамплиера в 1280-х годах – по крайней мере, до 1291 года – можно восстановить по рассказам Мунтанера и греческого хрониста Георгия Пахимереса. Морская жизнь тамплиеров имела мало общего с монашеской практикой, и это впечатление становится еще сильнее, если принять во внимание сообщения этих двух летописцев.

Как брат-служитель, Рожер должен был провести много времени на Кипре, куда его орден перевел центральный монастырь и, соответственно, штаб-квартиру после 1291 года [41]. Его корабль, вероятно, должен был причалить в Фамагусте. В зимние месяцы, когда он не путешествовал, ему приходилось оставаться на суше. Пример фра Вассайля предполагает, что Рожер должен был присоединиться к местному командорству своего ордена во время такого пребывания и участвовать в обычной повседневной жизни тамплиеров. Но в отчете Мунтанера есть одна маленькая деталь, которая заставляет усомниться во всем этом. У Рожера была дочь, родившаяся, должно быть, в 1290-х или конце 1280-х годов, которая впоследствии была в его компании, когда он служил императору Византии. Мунтанер утверждает, что у Рожера была дочь от женщины-киприотки [42], что означает, что Рожер не придерживался обета целомудрия и что ему удалось успешно и надолго вырваться из-под социального контроля ордена [43]. Представляется маловероятным, что Рожер остался бы на Кипре после побега из ордена и в то время, когда магистр тамплиеров все еще пытался привлечь его к ответственности.

Поэтому следующий вопрос заключается в том, был ли побег Рожера из ордена в 1291 году или вскоре после него, или же он все еще был членом ордена в 1290-х годах и покинул его только в 1299 или 1300 году. Несомненно, он все еще был тамплиером во время падения Акры в 1291 году [44]. Падение Акры положило конец присутствию крестоносцев в Святой земле. Военные ордена сыграли важную роль в эвакуации осажденного города и организовали перевозку массы беженцев в Шато-Пелерин [Атлит] и на Кипр. Рожер де Флор и его корабль «Сокол» были частью этого [45]. Сообщение Мунтанера создает впечатление, что Рожер заставлял своих пассажиров платить большие суммы за свое спасение. Такое поведение, вероятно, не было редкостью, особенно если сравнить его с действиями других капитанов в аналогичных ситуациях [46]. Судя по всему, Рожер разбогател в результате эвакуации Акры, поскольку не передал все вырученные средства своему начальству. Из-за этого магистр ордена попытался арестовать Рожера, но тот узнал об этом и покинул орден. Хотя повествование Мунтанера кажется логически последовательным, в нем есть сомнения, как отметил Эрнест Маркос Йерро, особенно если учесть, сколько времени должно было пройти между некоторыми событиями, которые в повествовании Мунтанера, кажется, следуют друг за другом сразу [47].

Согласно Мунтанеру, Рожер покинул орден сразу после падения Акры. Он привез беженцев в Атлит, а затем вернулся, чтобы отчитаться перед магистром, что, должно быть, было непросто в хаосе 1291 года. Сдача отчета могла состояться на Кипре перед одним из высших чиновников ордена, названным у Мунтанера «магистром», или в последующие годы перед вновь избранным магистром Жаком де Моле. Рожер узнал о выдвинутых против него обвинениях, когда находился в Марселе, после чего решил покинуть свой корабль и орден. Его корабль, Falco или Falconus, продолжал использоваться тамплиерами для перевозок между Кипром и Марселем [48]. Если хронология Мунтанера верна, то все это произошло в конце 1291 года [как наиболее ранняя возможная дата] или в следующем году. В противном случае связь с падением Акры становится сомнительной. Из Марселя Рожер отправился в Геную за помощью и новым кораблем, что заняло у него не менее нескольких месяцев. Затем он отправился к Роберту Анжуйскому в Катанию, город, который перешел в руки анжуйцев только в 1299 году [49]. В конце 1300 года он впервые упоминается как последователь Фридриха Сицилийского; таким образом, его прибытие в Катанию должно было произойти раньше. Во всяком случае, мы должны учитывать разрыв в семь или восемь лет.

Итак, чем же занимался Рожер с 1291 по 1300 год и когда он окончательно покинул орден тамплиеров? Мунтанер упоминает, что Рожер был хорошо известен грекам, поскольку оказывал большую помощь имперским кораблям и морякам [50]. Эти действия должны были произойти до того, как Рожер поступил на службу к Фридриху Сицилийскому, то есть до 1300 года. Его способность говорить по-гречески могла быть результатом частых контактов, в частности, его пребывания на Кипре, где он жил с женщиной и дочерью всякий раз, когда не плавал между Кипром и Италией или Марселем [51]. Опять же, эту часть его жизни следует отнести к последнему десятилетию XIII века. Основываясь на данных Мунтанера, можно сделать вывод, что Рожер участвовал в нескольких морских операциях, которые были замечены императорским двором в Константинополе. Греческий хронист Пахимерес предоставляет дополнительную информацию о том, чем занимался Рожер де Флор в годы после падения Акры [52]. Сокровища из Акры – Пахимерес упоминает монастырь, возможно, имея в виду монастырь тамплиеров в Акре, – были реинвестированы Рожером в строительство флота из нескольких кораблей. Под его командованием эти корабли сражались с мусульманами, что, вероятно, означает, что Рожер и его спутники выступали в роли корсаров и брали на абордаж корабли сарацинов. Если объяснение Пахимереса о бегстве тамплиеров верно, а Рожер разбогател и гордится своими деяниями, то он не мог покинуть орден раньше этого времени. Таким образом, его деяния, которые, очевидно, являются деяниями пирата или корсара, должны были быть совершены, когда он еще был тамплиером.

Если Рожер действительно совершал набеги на сарацинов, как это описывает греческий хронист, оставаясь членом ордена тамплиеров, это позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, растраты, в которых обвиняли Рожера, не связаны с эвакуацией Акры, а скорее относятся к его деятельности в качестве корсара-тамплиера в последующие годы. Во—вторых, тамплиеры разрешали [или, по крайней мере, терпели] своим морякам — как членам ордена, так и наемникам – выступать в качестве корсаров, как и большинство принцев и приморских городов-государств. Барбер тоже предположил, что Роджер занимался пиратством, когда еще был тамплиером [53].

Если сопоставить эту картину со скудными упоминаниями о военной деятельности тамплиеров на море, мы получаем несколько лучшее представление о том, какой могла быть жизнь тамплиерского капитана. Но вероятно ли, что капитан тамплиеров выступал в роли корсара и, таким образом, был представителем какой-то морской державы? Насколько обширными были морские силы тамплиеров? Как уже говорилось, тамплиеры имели свои корабли с XII века, но, в отличие от госпитальеров, видимо, так и не учредили должность адмирала. Конечно, есть определенные признаки того, что орден, возможно, не следует рассматривать как морскую державу. В последние годы существования ордена Жак де Моле отверг предложения о создании христианского флота под командованием военных орденов и предложил лишь морскую помощь для организации перевозок в Святую землю [54]. Тем не менее папа и другие современники считали военные ордена, включая тамплиеров, военно-морскими державами [55]. На самом деле, военные ордена, особенно тамплиеры, были, возможно, не самым важным, но, по крайней мере, значимым фактором в морской военной деятельности после падения Акры. И все же «Тирский тамплиер» упоминает в своей хронике, что папа послал двадцать галер, половина из которых были генуэзскими, а король Кипра предоставил еще пятнадцать, которые начали атаковать мусульманские замки и города на анатолийском побережье и против Александрии, но он не упоминает о присутствии тамплиеров в составе этого флота [56].

Однако другие источники свидетельствуют о том, что тамплиеры в 1290-х годах принимали самое активное участие в подобных мероприятиях. В «Анналах Генуи» сообщается, что папа Николай IV приказал военным орденам оплатить военно-морскую поддержку Кипра и Армении [57]. В 1293 году генуэзские купцы отмечали венецианские галеры, которые были вооружены – а не просто оплачены – тамплиерами [58], что свидетельствует о более активной морской роли ордена. Наконец, согласно Марино Санудо, король Кипра вместе с тамплиерами и госпитальерами вооружил семь галер и несколько кораблей поменьше около 1300 года [59]. Последнее следует рассматривать в контексте экспедиции 1300 года, в основе которой лежала надежда на союз с монголами [60]. Однако несколькими месяцами ранее тамплиеры наняли корабль у генуэзского купца для торгового плавания [61]. Пункты назначения этого торгового предприятия были названы в соответствующем договоре. Среди них несколько прибрежных городов Сирии [Акра, Тир, Триполи и Тортоса], то есть мест, находящихся под контролем мусульман, хотя торговля с мусульманами в Леванте была запрещена папскими буллами со времен падения Акры [62]. Причины этого торгового предприятия не совсем ясны, особенно в свете предстоящей военной кампании Ордена в Восточном Средиземноморье [63].

Их последующие набеги на Египет свидетельствуют о союзе с монголами, на который надеялись военные ордена и король Кипра. Эти рейды также свидетельствуют о способности тамплиеров участвовать в морских войнах. В ходе этих событий тамплиеры захватили остров Руад близ Тортосы, который они удерживали в течение нескольких лет [64]. Руад использовался тамплиерами в качестве базы для нападения на мусульманские корабли [65]. Такая деятельность тамплиеров делает более вероятным, что Рожер де Флор занимался подобной деятельностью, будучи служащим у тамплиеров и капитаном корабля Falconus, и она, безусловно, соответствует рассказу Пахимереса о деяниях Рожер после падения Акры и до его бегства из ордена.

Тем не менее, большинство источников рисуют картину ордена, который обычно не использовал галеры для морских сражений, а только для перевозки грузов и людей. Когда тамплиеры участвовали в военных действиях, они платили наемникам. Лишь в редких случаях магистр Храма упоминает о том, что у него есть «вооруженные галеры», что может означать наемников или команду тамплиеров, состоящую из рыцарей и сержантов. Похожая формулировка использована в рассказе о более раннем событии. В 1277 году между тамплиерами и князем Антиохии возникла ссора, и, по словам Марино Санудо, Magister itaque Templi septem galeas armat [хозяин Храма вооружил семь галер], но впоследствии эти галеры потерпели кораблекрушение [66]. Здесь также неясно, были ли галеры укомплектованы наемниками или членами ордена. Это относится и к рассказу Оливера Падерборна, в котором он восхваляет хорошо вооруженные корабли тамплиеров, использовавшиеся во время Пятого крестового похода [67]. Как бы то ни было, тамплиеры действительно нанимали моряков для военных целей, по крайней мере, иногда. Поэтому можно интерпретировать эпизод из жизни Рожера, переданный Пахимером, как описание корсара на службе у тамплиеров. Небольшой флот был оплачен частью сокровищ, спасенных из Акры, и подчинялся Рожеру де Флору, который был опытным моряком. Экипажи галер под его командованием могли состоять из тамплиеров, но, скорее всего, это были наемники. Роджеру было поручено преследовать и захватывать сарацинские торговые суда. В отличие от Маркоса Йерро, я утверждаю, что Рожер не был пиратом, который действовал от своего имени после ухода из ордена в начале 1290-х годов; скорее, он оставался сержантом тамплиеров до конца десятилетия, действуя как корсар от имени тамплиеров. Как показывает его пребывание в Марселе, он также продолжал плавать между Западом и Кипром осуществляя морские перевозок.

Оставив свой корабль в Марселе, он отправился в Геную. За время своей долгой службы на благо тамплиеров он установил контакты с генуэзскими купцами. Один из них, некий Тизи Дориа, помог ему снарядить новый корабль, Olivetti. Генуэзские купцы также приобрели у тамплиеров корабль Falconus, что свидетельствует о том, что Рожер использовал проверенные деловые связи [68].

Теперь мы вкратце рассмотрим связи между тамплиерами и генуэзцами. В связи с постоянным соперничеством между итальянскими городами-государствами тамплиеры привыкли поддерживать венецианцев против генуэзцев. Еще в начале 1290-х годов корабли тамплиеров и венецианцев совместно атаковали генуэзский флот с неудачным для ордена исходом [69]. Однако тамплиеры не считали генуэзцев постоянными врагами. В середине 1280-х годов магистр тамплиеров Гийом де Боже попытался выступить арбитром между двумя итальянскими городами. Он надеялся установить хорошие отношения с могущественным городом Генуя, однако союз между тамплиерами и генуэзцами так и не был материализован [70]. Как сообщает Мунтанер, именно в это время Орден купил у генуэзцев Falconus [71]. Существует множество свидетельств переговоров между тамплиерами и генуэзскими купцами в последние два десятилетия существования ордена [72], Рассказ Мунтанера о хороших отношениях Рожера с некоторыми генуэзцами, которых он уже знал, и тот факт, что Рожер сразу же отправился в Геную, покинув свой корабль и орден, являются дополнительными намеками на то, что переговоры между тамплиерами и генуэзскими купцами не были чем-то необычным в это время [73]. Это не должно нас удивлять: генуэзцы были союзниками Карла Анжуйского, который был одновременно графом Прованса, где Марсель был одним из важнейших морских портов Ордена, и правителем большей части Южной Италии, где апулийские гавани имели такое же значение для тамплиеров. При дворе Карла Анжуйского служили высокопоставленные тамплиеры, в том числе Гийом де Боже, который был родственником анжуйского правителя, командором тамплиерской провинции Сицилия и в конечном итоге магистром ордена [74]. Однако интернациональность ордена затрудняла поддержание таких союзов. Например, в 1287 году Карл Анжуйский захватил поместья как тамплиеров, так и госпитальеров, поскольку его не устраивало, что тамплиеры одобрили избрание Генриха II Кипрского королем Иерусалима [75].

Таким образом, благодаря своему участию в средиземноморской торговле и перевозках, тамплиеры имели тесные связи с Анжуйской династией и генуэзцами, а последние предоставили Рожеру убежище после его бегства из Марселя. Когда Рожер покидал свой корабль, он должен был понимать, что навсегда покидает тамплиеров и проходит точку невозврата. Среди обширных контактов Рожера был упомянутый выше Тиси Дориа, которого Маркос Йерро идентифицировал как Тедизио, члена семьи Дориа, известного своими путешествиями на Кипр в середине 1290-х годов [76]. Тедизио Дориа также был одним из генуэзских адмиралов, которому было поручено вооружить корабли, способные помочь военным орденам в период после смерти папы Николая IV [1292-1294 гг.] [77]. Согласно Мунтанеру, Тизи Дориа помог Роджеру получить новый корабль, Oliveta, что позволило ему поступить на службу к Роберту Анжуйскому [78]. Эта хронология снова вызывает ряд вопросов. В то время другой член семьи Дориа, некий Коррадо Дориа, был адмиралом на службе у Фридриха Сицилийского, противника Анжуйцев в затянувшейся войне за Сицилию [79]. Поскольку семья Дориа традиционно выступала на стороне гибеллинов [80], неудивительно обнаружить Дориа на службе у Фридриха, который считал себя преемником своего прадеда Фридриха II Гогенштауфена. Тем временем Генуя поддерживала Анжу, а семья Дориа пыталась наладить хорошие отношения с новыми владыками южной Италии. Но зачем семье Дориа поддерживать Анжуйцев, если в то же самое время один из Дориа сражался на стороне Фридриха? Однако сам Фридрих находился в состоянии войны со своим родным братом, королем Яковом Арагонским, который в то время был союзником Анжуйцев, так что вполне можно представить членов семьи Дориа по обе стороны конфликта. Следует учесть, что Коррадо Дориа участвовал в борьбе за Катанию и был взят в плен победившими анжуйцами. Таким образом, возможно ли, что Рожер де Флор и семья Дориа предложили Роберту сделку [81]?

Есть и другие гипотезы, которые можно использовать для решения этой загадки. Мунтанер может быть не совсем надежен, поскольку Рожер де Флор, вероятно, был одним из его источников, и он мог перепутать детали. Возможно, это был Тедизио Дориа, который поддерживал тамплиеров, находясь на Кипре в 1294/5 году, когда Рожер совершал набеги на сарацинов, или же Мунтанер имел в виду морскую помощь Тедизио, оказанную военным орденам после смерти папы Николая IV. Другая возможность заключается в том, что Маркос Йерро прав в своем предположении, что Рожер действовал как пират в начале 1290-х годов при помощи семьи Дориа и задолго до того, как предстал перед Робертом Анжуйским. И наконец, эпизод с Рожером де Флором и Робертом Анжуйским может быть не основан на реальных событиях, хотя Маркос Йерро убедительно доказывает, что поступление Рожера на службу к Анжуйцам было бы вполне вероятным. По мнению Маркоса Йерро, герцог Роберт мог считаться «естественным сеньором» Рожера, поскольку Рожер вырос в Бриндизи, городе, который всегда был верен Анжуйцам. Будучи сержантом тамплиеров, Рожер был членом ордена, который поддерживал Карла I Анжуйского и его преемников. Кроме того, Марсель, где Рожер оставил свой корабль, был важнейшим морским портом Прованса, которым в то время также управлял анжуйцы [82]. Тем не менее, решение Рожера поражает воображение в свете его личной истории и истории его семьи. Его отец был слугой Фридриха II, затем короля Манфреда и погиб, сражаясь против Карла I. Однако здесь снова возникают проблемы с хронологией. Как отмечает Маркос Йерро, если Рожер родился в середине 1260-х годов, а его родители были женаты со времен правления Фридриха II Гогенштауфена, то на момент его рождения родителям было бы за сорок или даже больше [83]. Поскольку история семьи Рожера известна только из отчета Мунтанера, проверить ее невозможно. Кроме того, источником Мунтанера, несомненно, был сам Рожер, который, сражаясь с каталонцами за наследника Гогенштауфенов и против Анжу, мог связать [или даже создать] семейную традицию, которую он считал подходящей в данной ситуации. В итоге мы не располагаем достоверными сведениями о родителях Рожера и их участии в политических событиях, связанных с борьбой за Сицилию до Вечерни [1282]. Поэтому, по крайней мере, можно предположить, что Рожер сначала отправился к Роберту Анжуйскому, с помощью или без помощи или согласия семьи Дориа.

Как можно охарактеризовать отношения между беглым Рожером и орденом тамплиеров? Рожер все еще считал себя тамплиером, совершая набеги на каталонское побережье от имени Фридриха Сицилийского. В нескольких хартиях он представлялся как «брат Рожер из Бриндизи, член святого ордена Храма и последователь Фридриха III, короля Сицилии» [84]. Маркос Иерро предположил, что Рожер стремился к примирению с магистром тамплиеров и поэтому продолжал подчеркивать свою принадлежность к ордену [85]. Но что значило для Рожер быть тамплиером? Как я уже утверждал ранее, сержант тамплиеров, выполняющий функции прецептора, в данном случае капитана корабля, был в значительной степени свободен от социального контроля со стороны монастыря или орденских учреждений – по нескольким причинам. Во-первых, на борту корабля он был командиром и, возможно, единственным братом-тамплиером. Во-вторых, на суше Рожер, очевидно, не был интегрирован в местный монастырь, о чем свидетельствует его сожительство с киприоткой и их дочерью, которая позже сопровождала его. Роджер не вступал в Орден с намерением стать монахом. Он присоединился к команде корабля тамплиеров, где научился жить жизнью моряка, а не члена религиозного ордена. Когда он был официально принят в число братьев-сержантов, это не изменило его повседневной жизни, если не считать повышения до должности командира. Следовательно, и побег из ордена не означал радикальных перемен в его жизни. Учитывая престиж, который давало членство в Ордене тамплиеров, Рожер не видел причин менять имя или титул.

С другой стороны, магистр тамплиеров считал Рожера де Флора беглецом, покинувшим орден без разрешения, что категорически запрещалось орденским уставом [86]. Кроме того, Рожер был обвинен в краже или присвоении сокровищ, принадлежавших ордену, – еще одно преступление, которое обычно влекло за собой тяжелые последствия [87]. Согласно Устава, магистр был обязан разыскать беглеца и доставить его к главе центрального капитула ордена, где должно было состояться рассмотрение его преступлений [88]. Несомненно, Рожерe де Флору грозило тюремное заключение до конца жизни, и поэтому он был не очень заинтересован в том, чтобы предстать перед орденскими властями. Магистр, однако, разыскал его, и после заключения Кальтабеллотского мира [1302 г.] Папа призвал Фридриха Сицилийского выдать отступника. Как сообщают Мунтанер и Пахимерес, это была неприятная ситуация: так сказать, был выписан международный ордер на арест бывшего корсара тамплиеров. По словам Мунтанера, Анжуйцы, как Карл II, так и Роберт, требовали, чтобы Рожер был передан им, потому что они его так ненавидели [89]. Магистр тамплиеров, конечно, был готов выполнить их пожелания, но интересы его ордена должны были стоять на первом месте. Устав тамплиеров требовал ареста беглеца, и магистр беспокоился о репутации своего ордена в свете поведения Рожера де Флора, поскольку тот вел себя совсем не так, как полагается тамплиеру [90]. Важность репутации ордена неоднократно подчеркивается как в Уставе, так и в статутах. Когда тамплиеров отправляли путешествовать по миру и заниматься светскими делами, от них ожидали, что они всегда будут вести себя как члены религиозного ордена [91]. Они должны были служить хорошим примером для членов других религиозных орденов, а также для светских людей [92]. Рожер полностью пренебрегал этими правилами поведения, но тамплиеры не могли допустить, чтобы он нанес ущерб репутации их ордена. Таким образом, Рожер покинул Сицилию, чтобы в очередной раз скрыться от своего ордена. Впоследствии он поступил на службу к византийскому императору и был убит через несколько лет [1305].

Обобщая те аспекты жизни Рожера де Флора, которые касаются истории и развития ордена тамплиеров, мы вынуждены признать очевидный недостаток социального контроля в некоторых отделениях ордена. То же самое, вероятно, можно сказать и о регионах, где лишь немногие тамплиеры управляли владениями ордена, например, в Центральной и Восточно-центральной Европе, где некоторые тамплиеры после вступления в орден не изменили свою повседневную жизнь, а просто выполняли функции администраторов [93]. Это совпадает с нашими наблюдениями относительно жизни на борту орденского корабля. Тамплиеры размещали на море и в некоторых пограничных районах столько братьев, сколько было необходимо. Зачастую это означало, что на корабле был только один командор, который [формально] был принят в орден, и ему помогали рабочие или матросы, которые жили в крепостной зависимости или нанимались для выполнения работы, которую нужно было сделать. Кроме того, пример Рожера де Флора проливает свет на практику ордена тамплиеров, позволявшую своим морским служащим выступать в качестве корсаров против мусульман в Восточном Средиземноморье. Временами между тамплиерами и византийцами в Эгейском море также могли существовать тесные контакты. В итоге, однако, можно сказать, что те тамплиеры, которые имели разрешение своего ордена выступать в качестве корсаров, по крайней мере, могли вести свои дела по-своему: относительно независимо от начальства и так же, как они, жили своей повседневной жизнью.

Кристиан ФОГЕЛЬ [2021]
Историк Средневековья, университет Саарланда
Перевод с английского

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] La règle du Temple, ed. Henri de Curzon (Paris 1886), 46 § 41: Et ici poent aler II freres ensembles, et en autre maniere ne voisent de jor ne de nuit.
[2] Christian Vogel, “Templar Runaways and Renegades before, during and after the Trial” in The Debate on the Trial of the Templars (1307—1314), ed. Jochen Burgtorf, Paul F Crawford, and Helen J. Nicholson (Farnham 2010), 317-26.
[3] Règle du Temple, ed. Curzon, 99—100 § 119; see Christian Vogel, Das Recht der Templer: Ausgewählte Aspekte des Templerrechts unter besonderer Berücksichtigung der Statutenhandschriften aus Paris, Rom, Baltimore und Barcelona 33 (Münster 2007), 107. For the maritime activities of the Knights Templar, see Malcolm Barber, The New Knighthood: A History of the Order of the Temple (Cambridge 1994), 2, 237—41, 291—4; Alain Demurger, Die Templer: Aufstieg und Untergang 1120—1314, 4th ed. (Munich 2005), 176—8.
[4] Documenti del commercio veneziano nei secoli XI-XIII, ed. Raimundo Morozzo della Rocca and Antonio Lombardo (Turin 1940), 2: 27—8 no. 487: si Deus nos ambos iudicaverit ante quam revertamur in Venecia de peregrinacione qua imus Ultramare cum nave Militum Templi Yerosolimitani; see Kristjan Toomaspoeg, “Carrefour de la Méditerranée et arrière-pays de la croisade: Les ordres religieux militaires et la mer au royaume de Sicile, ” in Les Ordres militaires et la mer: Actes de 130e congrès national des sociétés historiques et scientifiques, La Rochelle 2005, ed. Michel Balard (Paris 2009), 103—10, here 104.
[5] Pierre-Vincent Claverie, “Quelques réflexions sur les activités navales des ordres militaires, ” in Ordres militaires et la mer, ed. Balard, 9—19, here 10.
[6] Pierre-Vincent Claverie, “La marine du Temple dans l’Orient des croisades” in Ordres militaires et la mer, ed. Balard, 47—59, here 49.
[7] Barber, New Knighthood, 2. See also Jürgen Sarnowsky, “The Military Orders and Their Navies, ”in The Military Orders, Volume 4: On Land and by Sea, ed. Judi Upton-Ward (Aldershot 2008), 41—56, here 50. Whereas the Teutonic Knights cooperated very closely with the Venetians, the Templars and the Hospitallers kept their “maritime autonomy: ” Toomaspoeg, “Carrefour” 105.
[8] The Templars did not just have ships in the Mediterranean. For the Atlantic coast, they obtained a royal permission for the transport of wine from La Rochelle where the local commandery of the Order had at least three ships; see Jean-Claude Bonnin, “Les Templiers et la mer: L’example de La Rochelle, ”in La commanderie: Institution des ordres militaires dans l’Occident médiévale, ed. Anthony Lut¬trell and Léon Pressouyre (Paris 2002), 307—17, here 312. On the eastern Adriatic coast, the Templars were active as well; see Barber, New Knighthood, 238. It was noted that they built ships at Zara in 1242.
[9] Mariarosaria Salerno, “Templari ed Ospitalieri di San Giovanni in Calabria in età medievale: resultati ed ipotesi, ” in Religiones militares: Contributi alla storia degli ordini religioso-militari nel Medioevo, ed. Anthony Luttrell and Francesco Tommasi, vol. 2 (Citta di Castello 2008), 209-35, here 215.
[10] Salerno, “Templari ed Ospitalieri” 229.
[11] Kristjan Toomaspoeg, “The Templars and Their Trial in Sicily, ” in Debate on the Trial, ed. Burgtorf, Crawford, and Nicholson, 273—83, here 278—9; Toomaspoeg, “Carrefour” 105.
[12] Nevertheless, the Templars in the Iberian Peninsula were also active in naval affairs, as the Aragonese Templars had their own ships since 1285; see Demurger, Templer, 177. Before that date, they had arrangements with merchants from Barcelona; see Alan J. Forey, The Templars in the Corona de Aragon (London 1973), 326.
[13] Cartulaire général de V Ordre des Hospitaliers de Saint-Jean de Jérusalem, 1100—1310, ed. Joseph Delaville Le Roulx, 4 vols. (Paris 1894-1906), 2: 462 no. 2067. The document has to be dated to October 1233, according to Hans Eberhard Mayer, ed., Die Urkunden der lateinischen Könige von Jerusalem, Old French texts by Jean Riehard, 4 vols. (Hannover 2010), 3: 1363—6 (commentary on no. 785); see Damien Carraz, L’ordre du Temple dans la basse vallée du Rhone (1124—1312): Ordres militaires, croisades et sociétés méridionales (Lyon 2005), 246.
[14] Adolf Schaube, Handelsgeschichte der romanischen Völker des Mittelmeergebietes bis zum Ende der Kreuzzüge (Munich 1906), 202—3. The cargo of two ships every year was tax-free, whether it belonged to the Templars or other merchants. The Order’s ships also transported merchandise for Italian merchants as evidenced by a 1301 contract according to which the Falconus, the ship formerly commanded by Roger de Flor, had to transport merchandise from Famagusta to Marseille where it would be sold; see Notai genovesi in Oltremare: Atti rogati a Cipro da Lamberto di Sambuceto (3 Iuglio 1300—1303 Agosto 1301), ed. Valeria Polonio (Genoa 1982), 291-2 no. 246; Nicholas Coureas, “The Role of the Templars and the Hospitallers in the Movement of Commodities involving Cyprus” in The Experi¬ence of Crusading, Volume 2: Defining the Crusader Kingdom, ed. Peter Edbury and Jonathan Phillips (Cambridge 2003), 257-74, here 259.
[15] Sarnowsky, “Military Orders” 48—9. See also Marie-Luise Favreau-Lilie, “The Military Orders and the Escape of the Christian Population from the Holy Land in 1291 ’’Journal of Medieval History 19, no. 3 (1993): 201-27, here 209 note 22, with further references.
[16] The Rule and the statutes of the Order did not pay much attention to naval activities; see Barber, New Knighthood, 183. At least one article of the Order’s retrais deals with Templar ships: Regle du Temple, ed. Curzon, 99—100 § 119.
[17] Jochen Burgtorf, The Central Convent of Hospitallers and Templars: History, Organization, and Per¬sonnel (1099/1120-1310) (Leiden 2008), 145. See Claverie, “Quelques réflexions” 16; Claverie, “Marine” 51, with further references.
[18] Notai genovesi, ed. Polonio, 493 no. 413: Quadam cartam sive scripturam factam ex parte domini admirati sive capitanei vel comitti Templi. In this context, comitti can obviously be understood as “whoever is in charge of this affair”. See Burgtorf, Central Convent, 145.
[19] Règle du Temple, ed. Curzon, 99 § 119: Tuit li vaissel de mer qui sont de la maison d’Acre sont au comandement dou Comandour de la terre… et toutes les choses que li vaissel aportent, doivent estre rendus au Comandeor de la terre.
[20]Toomaspoeg, “Carrefour” 106.
[21] A magister passagium or preceptor passagium is also mentioned in some unpublished charters; see the copies in the “Collection d’Albon: ” Paris, Bibliothèque nationale de France, Nouvelles acquisitions latines, vol. 57, fols. 28, 30, 57, 62, 77, 79, 84, 94.
[22] Le procès des Templiers, ed. Jules Michelet, 2 vols. (Paris 1841—1851), 1: 458. See Jean Richard, “Les Templiers et Hospitaliers en Bourgogne et Champagne méridionale (XIIe—XIIIe siècle)” in Die geistlichen Ritterorden Europas, ed. Josef Fleckenstein and Manfred Hellmann, Vorträge und Forsc¬hungen 26 (Sigmaringen 1980), 231—42, here 233; Carraz, Ordre du Temple, 503; Vogel, Recht, 296; Burgtorf, Central Convent, 114; Claverie, “Quelques réflexions” 15.
[23] The Catalan Rule of the Templars: A Critical Edition and English Translation from Barcelona, Archivo de la Corona de Aragon, Cartas Reales, MS 3344, ed. Judi Upton-Ward (Woodbridge 2003), 60—3 § 146—7. Leaving the house without permission was prohibited by the statutes as well: Regle du Temple, ed. Curzon, 162 § 262; 232 § 426; and 291-2 § 558; see Vogel, Recht, 216-17.
[24] Catalan Rule, ed. Upton-Ward, 60—1 § 146. This section deals with prodesommes, a word often used for high-ranking Templars, but in this case, it is not clear whether these prodesommes were members of the Order. I would suggest that they were not.
[25] Catalan Rule, ed. Upton-Ward, 60—3 § 147; leaving the Order on land was different to leaving it by ship, because “whoever is on board ship cannot do as he pleases” (translation by Judi Upton-Ward): mas qui es en nave no potffere a sa volentê.
[26] Catalan Rule, ed. Upton-Ward, 60—1 § 146; if the fugitive wanted to return he had to write a report to the master and obtain the testimony of the captain of the ship.
[27] Peter Visianus served as preceptor of the Templar ship Santa Anna for several years: Notai genovesi in Oltremare: Atti rogati a Cipro da Lamberto di Sambuceto (Gennaio-Agosto 1302), ed. Romeo Pavoni (Genoa 1987), 132—3 no. 104, and 179—80 no. 150. A certain Giacomo di Ancona, who is mentioned in some charters from Apulia, was known as a preceptor navis Templi about the same time when Brother Vassayll was in charge: Guido Iorio, Il Giglio e la Spada: Istituzioni e strutture militari nel meridione angioino (Bimini 2007), 312.
[28] Règle du Temple, ed. Curzon, 45 § 40.
[29] Règle du Temple, ed. Curzon, 46, § 41.
[30] Règle du Temple, ed. Curzon, 296—7 § 569; Catalan Rule, ed. Upton-Ward, 68—71 § 163. See also Catalan Rule, ed. Upton-Ward, 80—1 § 179; see Vogel, Recht, 303.
[31] Coureas, “Role” 264—5.
[32] Notai genovesi, ed. Pavoni, 132 no. 104.
[33] Notai genovesi, ed. Pavoni, 180 no. 150.
[34] Diplomatari de l’Orient Català (1301—1409): Colleccio de documents per la historia de l’expediciô catalana a Orient i els ducats d’Atenes i Neopàtria, ed. Antoni Rubiô i Lluch (Barcelona 1947), 3—4 no. 2. Several other documents refer to Roger: Diplomatari, ed. Rubiô i Lluch, 4—8 nos. 3—7, and 9—10 no. 9.
[35] Notai genovesi, ed. Pavoni, 179—80, no. 150; see Coureas, “Role, ” 261. See also Barber, New Knight-hood, 237; Demurger, Templer, 177.
[36] Some Templar ships that were present at Marseille are known by their names, such as “La Rose” during the years 1288—1290: Documents inédits sur le commerce de Marseille au Moyen-Age, ed. Louis Blancard (Marseille 1884-1885; reprint Geneva 1978), 2: 436 and 446; or “La Bonne Aventure” in 1248: Demurger, Templer, 177. Apart from these vessels and, of course, the “Falcon”, Damien Carraz mentions “La Sainte-Trinité”, serving the route between Marseille and Apulia: Damien Carraz, “Causa defendende et extollende christianitatis’: La vocation maritime des ordres militaires en Provence (XIIe—XIIIe siecle)” in Ordres militaires et la mer, ed. Balard, 21—46, here 33. There is also charter evidence for Templar ships since 1229: Documents inédits, ed. Blancard, 2: 28—9 (no. 22, August 1229) and 134-6 (no. 87, February 1240). See also Claverie, “Marine” 54. For other Templar ships in Southern Italy, see Favreau-Lilie, “Military Orders” 206 note 10.
[37] Ramon Muntaner, “Cronica” in Les quatre grans croniques, ed. Ferran Soldevila, 2nd ed. (Barcelona 1983), 665-1000, here 840-1 (chap. 194). For an English translation see Robert D. Hughes, The Catalan Expedition to the East: From the ‘Chronicle’ of Ramon Muntaner (Barcelona 2006), 21—3.
[38] Toomaspoeg, “Carrefour” 104.
[39] Cristian Guzzo, Templari in Sicilia: La storia e le sue fonti tra Frederico II e Roberto d’Angio (Genoa 2003), 82 note 3.
[40] Ramon Muntaner, ed. Soldevila, chap. 194. Translation: Hughes, Catalan Expedition, 23.
[41] For the discussion whether the headquarters were transferred to Nicosia or Limassol, see Burgtorf, Central Convent, 133—66 (with a preference for Nicosia on page 136).
[42] Ramon Muntaner, ed. Soldevila, chap. 206. Translation: Hughes, Catalan Expedition, 58.
[43] Ernest Marcos Hierro, Almogàvers: La historia (Barcelona 2005), 75. Marcos Hierro supposes this episode to have taken place before 1291 because he assumes that Roger left the Order right after the fall of Acre: Marcos Hierro, Almogàvers, 79.
[44] Marie-Anna Chevalier, “La prise d’Acre au proces chypriote” in La fin de l’ordre du Temple: Journée d’études, Montpellier, Université Montpellier 3 Paul Valéry, 28 janvier 2011, ed. Marie-Anna Chevalier (Paris 2012), 181—220, here 191; Alain Demurger, Jacques de Molay: Le crépuscule des Templiers, 3rd ed. (Paris 2014), 92.
[45] The secondary works mentioning the participation of Roger de Flor (such as Demurger, Templer, 179; Favreau-Lilie, “Military Orders” 210—11) refer to Ramon Muntaner, ed. Soldevila, chap. 194.
[46] Favreau-Lilie, “Military Orders” 211-12.
[47] Marcos Hierro, Almogàvers, 79.
[48] See a document of 24 February 1301: Notai genovesi, ed. Polonio, 291—2 no. 246; see Coureas, “Role” 259; Demurger, Jacques de Molay, 175.
[49] Cronaca del Templare di Tiro (1243-1314): La caduta degli Stati Crociati nel racconto di un testimone oculare, ed. Laura Minervini (Naples 2000), 282-3 § 340 (576).
[50] Ramon Muntaner, ed. Soldevila, chap. 199. Translation: Hughes, Catalan Expedition, 39.
[51] Ramon Muntaner, ed. Soldevila, chap. 206; see note 43.
[52] Georgios Pachymeres, Relations historiques, ed. Albert Failler, 5 vols. (Paris 1984-2000), 4: 430-3.
[53] Barber, New Knighthood, 240-1.
[54] Alan J. Forey, “The Military Orders in the Crusading Proposals of the Late-Thirteenth and Early-Fourteenth Centuries” Traditio 36 (1980). 317-45, here 342-3; Bonnin, “Templiers” 314.
[55] Ramon Lull, for example, who wrote one of the first proposals suggested a merger of all military orders. The new Order should then also have a veritable fleet; see Forey, “Military Orders” 336. Ramon Lull must have known the situation of the military orders in Cyprus since he had traveled to the East and had been a guest of the Templar master; see Adam Gottron, Ramon Lulls Kreuzzugsideen (Berlin 1912), 22, 26, and 85-7 (text).
[56] Cronaca del Templare di Tiro, ed. Minervini, 234-5 § 288 (524). Neither does Amadi: Chroniques d’Amadi et de Strambaldi, vol. 1, ed. René de Mas Latrie (Paris 1891), 228.
[57] Jacobus Auria, Annales Ianuenses: Annali Genovesi di Caffaro e de suoi continuatori, vol. 5, ed. Cesare Imperiale di Sant’Angelo (Rome 1929), 143-4; see Chevalier, “Prise d’Acre” 194.
[58] Jacobus Auria, ed. Imperiale di Sant’Angelo, 167; see Coureas, “Role” 258; Barber, New Knighthood, 293.
[59] Marinus Sanutus, Liber secretorum fidelium crucis super Terrae Sanctae recuperatione et Conseruatione, ed. Jacques Bongars, Gesta Dei per Francos, vol. 2 (Hanau 1611; reprint Jerusalem 1972), 241—2.
[60] Marie Luise Bulst-Thiele, Sacrae domus militia Templi Hierosolimitani magistri: Untersuchungen zur Geschichte des Templerordens, 1118/19—1314 (Göttingen 1974), 309—10, with further references. Accounts from other sources: Cronaca del Templare di Tiro, ed. Minervini, 300—1 § 379 (615); Chro¬niques d’Amadi et de Strambaldi, ed. Mas Latrie, 236 (here the event is dated to 1299); see also Barber, New Knighthood, 293.
[61] Cornelio Desimoni, ed., “Actes passes à Famagouste de 1299 à 1301 par devant le notaire génois Lam-berto di Sambuceto” in Archives de l’Orient latin, vol. 2 (Paris 1884), 3—120, here 42—3; Elena Bellomo, The Templar Order in North-west-Italy (1142—e. 1330) (Leiden 2008), 54; Coureas, “Role” 263.
[62] Paul F Crawford, “The Military Orders and the Last Decade of the Thirteenth Century, ” Epeterida 33 (2007): 77—97, here 90—1; Jochen Burgtorf, “Die Templer auf Ruad (1300—1302)”, Ordines militares, Colloquia Torunensia historica: Yearbook for the Study of the Military Orders 16 (2011): 63—92, here 75.
[63] Barber, New Knighthood, 293; Coureas, “Role” 264.
[64] Demurger, Jacques de Molay, 159—66; Burgtorf, “Templer”
[65] Bulst-Thiele, Sacrae domus militia Templi Hierosolimitani magistri, 311; Barber, New Knighthood, 294; Demurger, Jacques de Molay, 161.
[66] Marinus Sanutus, ed. Bongars, 228. The galleys were supposed to assist in the siege of the city, but they did not arrive: mittitque ad obsidendum Nephyn, militesque per terram, sed galeae naufragium passae sunt, quia ibant contra Domini voluntatem. See Claverie, “Quelques reflexions, ” 11; Claverie, “Marine” 50—1.
[67] Oliverus Scholasticus (Oliver of Paderborn), “Historia Damiatina” in Die Schriften des Kolner Dom-scholasters, späteren Bischofs von Paderborn und Kardinalbischofs von S. Sabina Oliverus, ed. Hermann Hoogeweg (Stuttgart 1894), 159-280, here 181 and 194; see Sarnowsky, “Military Orders” 50; Barber, New Knighthood, 128.
[68] Ramon Muntaner, ed. Soldevila, chap. 194. Translation: Hughes, Catalan Expedition, 23—4.
[69] Cronaca del Templare di Tiro, ed. Minervini, 256—9 § 310 (537); Jacobus Auria, ed. Imperiale di Sant’Angelo, 167; Chroniques d’Amadi et de Strambaldi, ed. Mas Latrie, 230—3; see Bulst-Thiele, Sacrae domus militia Templi Hierosolimitani magistri, 313; Claverie, “Marine” 51.
[70] Bulst-Thiele, Sacrae domus militia Templi Hierosolimitani magistri, 275.
[71] According to Muntaner, Roger de Flor was aged about 20 when the Falconus was bought, that means around 1285. Claverie, however, dates this deal to 1282, referring to Muntaner; see Claverie, “Marine” 54.
[72] For some examples, see Coureas, “Role” 261-5.
[73] Ramon Muntaner, ed. Soldevila, chap. 194. Translation: Hughes, Catalan Expedition, 23-4.
[74] Toomaspoeg, “Templars” 278; David Nicolle considers the Templars “an integral part of the Angevin power structure around the Mediterranean” see David Nicolle, Crusader Warfare, Volume 1: Byzantium, Europe, and the Struggle for the Holy Land 1050-1300 AD (London 2007), 9-10. After the suppression of the Templars by the Hohenstaufen, Charles restored their estates soon after his conquest; see Salerno, “Templari ed Ospitalieri” 215.
[75] Bulst-Thiele, Sacrae domus militia Templi Hierosolimitani magistri, 280.
[76] Marcos Hierro, Almogàvers, 78. For Tedisio’s journey to Cyprus, see Antonio Musarra, “Unpublished Notarial Acts on Tedisio Doria’s Voyage to Cyprus and Lesser Armenia 1294-1295” Crusades 11 (2012): 173-97.
[77] See Claverie, “Marine” 51, who refers to the Templar of Tyre, but this source does not mention any of the admirals by name: Cronaca del Templare di Tiro, ed. Minervini, 234-5 § 288 (524).
[78] Ramon Muntaner, ed. Soldevila, chap. 194. Translation: Hughes, Catalan Expedition, 24.
[79] Cronaca del Templare di Tiro, ed. Minervini, 280-3.
[80] The Doria are mentioned as Ghibellines in Cronaca del Templare di Tiro, ed. Minervini, 278-81 § 335 (571).
[81] Cronaca del Templare di Tiro, ed. Minervini, 282-3 § 340 (576).
[82] Marcos Hierro, Almogàvers, 80.
[83] Marcos Hierro, Almogàvers, 73 note 3 (endnote on 356—7).
[84] Diplomatari, ed. Rubiô i Lluch, 3 no. 2: frater Rogerius de Brandusio ordinis sacre domus milicie Templi, serenissimi domini regis Frederici tertii Dei gratia regis Sicilie, ducatus Ampulie et principatus Capue consiliarius, familiaris et fidelis (July 1301). In a letter from September of the same year (Diplomatari, ed. Rubiô i Lluch, 4—5 no. 3), the Aragonese king addressed Roger as fratri Rogerio de ordine milicie Templi. See also Demurger, Jacques de Molay, 175, who simply remarks that Roger was still a Templar in 1301.
[85] Marcos Hierro, Almogàvers, 78.
[86] Leaving a religious order was prohibited by canon law. According to the Templar rule, it was only possible to leave the Order with the permission of the master: Regle du Temple, ed. Curzon, 258—9 § 488; Catalan Rule, ed. Upton-Ward, 6—7 §11. The pope made the same stipulation in several bulls, beginning with Omne Datum optimum in 1139: Papsturkunden für Templer und Johanniter: Neue Folge, Vorarbeiten zum Oriens Pontificius II, ed. Rudolf Hiestand (Göttingen 1984), 96—103, here especially 97—8.
[87] Regle du Temple, ed. Curzon, 230—1 § 423 and 290 § 555; Catalan Rule, ed. Upton-Ward, 54—5 § 130; see Vogel, Recht, 219, 335-42.
[88] For the legal proceedings within the Templar Order, see Vogel, Recht, 321—31.
[89] Ramon Muntaner, ed. Soldevila, chap. 199. Translation: Hughes, Catalan Expedition, 36.
[90] Regle du Temple, ed. Curzon, 237 § 437. An example is given in Regle du Temple, ed. Curzon, 312 § 603; Catalan Rule, ed. Upton-Ward, 96—7 § 198; see also Catalan Rule, ed. Upton-Ward, 86—7 § 181.
[91] Regle du Temple, ed. Curzon, 43—4 § 37.
[92] Regle du Temple, ed. Curzon, 195 § 340; see Vogel, Recht, 208—10.
[93] Some examples are given in Christian Vogel, “Die Templer in Mitteleuropa und ihre Organisationsstrukturen” in Die geistlichen Ritterorden in Mitteleuropa im Mittelalter, ed. Karl Borchardt and Libor Jan (Brno 2011), 157-70, here 169-70. See also Jonathan Riley-Smith, “The Structures of the Orders of the Temple and the Hospital in c. 1291” in The Medieval Crusade, ed. Susan J. Ridyard (Wood¬bridge 2004), 125-43, here 131, with an example of a married man who wanted to enter the Order together with his wife – successfully: Procès, ed. Michelet, 1: 591-2.
Тамплиеры | milites TEMPLI