Top.Mail.Ru
Суд над тамплиерами в Англии и Ирландии

Суд над тамплиерами в Англии и Ирландии

Суд над тамплиерами в Англии и Ирландии

ВВЕДЕНИЕ

Тамплиеры впервые появились в Британии в 1128 году [1]. В «Англосаксонской хронике» под этим годом записано, что Хуго де Пейн, магистр Храма, встретился с королем Генрихом I в Нормандии и был благосклонно принят. Затем он отправился в Британию, где встретился с королем Шотландии Давидом, который вновь одарил орден щедрыми подарками [2]. Тамплиерам удалось заполучить ценное имущество в Британии. По оценкам Филипа Славина, на момент ареста тамплиеров их манориальные владения в Англии и Уэльсе составляли 141 владение: 137 в Англии и четыре в Уэльсе, что составляло 34 400 акров обрабатываемой земли [около 22 000 пахотных и 14 400 залежных акров], а также 30 000 акров леса и постоянных пастбищ [3]. Хотя в Шотландии ордену Храма принадлежало всего два владения, можно утверждать, что на момент арестов он был самым богатым землевладельцем в Британии.

Орден был менее успешен в Ирландии, где он был утвержден кимро-норманнами, прибывшими в Ирландию в 1169 году. Первые ирландские владения тамплиеров были пожалованы им примерно в 1185 г. английским королем Генрихом II, а затем последовали пожалования от других ведущих кимрских и англо-нормандских семей, приобретавших земли в Ирландии. За исключением одного поместья в Слайго на западе Ирландии, основная часть собственности тамплиеров в Ирландии находилась в юго-восточной части острова, где господствовали захватчики [4]. По мнению Гвинна и Хэдкока, в Ирландии у ордена было всего шесть командорств, а также девять или десять camerae или подчиненных домов [5].

Очевидно, что земельные богатства тамплиеров были привлекательны для их соседей, соперников и короля. Даже в Ирландии, хотя их владения не были обширными, они располагались в засушливой части острова, наиболее подходящей для выращивания зерна. Но тамплиеры были защищены от алчных врагов своей тесной связью с королевским правительством.

С самого начала своего существования в Британии и Ирландии тамплиеры пользовались покровительством монарха. Как уже отмечалось, король Англии и король Шотландии впервые одарили их в Британии, а король Англии подарил братьям первые владения в Ирландии. Начиная с правления короля Стефана [1135-1154 гг.] и далее они получили обширные владения и льготы в Англии, начиная с ценных земельных пожертвований королевы Матильды, наследницы Булони и племянницы первых католических правителей Иерусалима Годфрида де Буйона и Балдуина I; а со времени правления короля Генриха II [1154-1189 гг.] они всегда имели своих представителей при королевском дворе [6]. Хотя с середины XIII в. орден перестал предоставлять королю своего альмонера [almoner — должностное лицо при английском дворе, ведающее раздачей милостыни. – прим. пер.], он оставался близок к королю и как доверенный королевский слуга, и как источник денег [7].

Политико-культурный контекст процесса против тамплиеров в Англии трудно установить. Это было время экономического давления; хотя ученые не согласны с тем, насколько велик был «кризис», ясно, что в первом десятилетии XIV в. экономика была на нуле, даже если она не была в депрессии [8]. Изгнание евреев из Англии королем Эдуардом I в 1290 г. должно было нанести ущерб коммерции и торговле, поскольку евреи были ведущими финансистами в королевстве. Его собственные войны во Франции, Уэльсе и Шотландии привели к тому, что королевская казна опустела, корона осталась в долгах, а подданные были раздражены непосильными налогами. В Шотландии процесс против тамплиеров совпал с англо-шотландской войной и фактически был прерван из-за этого конфликта. Учитывая исторически сложившиеся тесные связи тамплиеров с английскими королями, они не вызвали бы симпатий у Роберта Брюса и его сторонников.

В Ирландии [которая всего несколько лет спустя будет захвачена братом Роберта Брюса Эдуардом] тамплиеры опять-таки были тесно связаны с английской администрацией, и гнев ирландских свидетелей в их адрес, возможно, отражает эту связь. Однако ситуация в Англии была более сложной. Отражало ли то, что население не поддержало тамплиеров во время судебного процесса против них, широко распространенное враждебное отношение к Эдуарду II? Все же отдельные люди оказывали поддержку отдельным тамплиерам. Или же английское дворянство согласилось с тем, что перед лицом папских декретов ордену ничего нельзя было сделать, и поэтому довольствовалось тем, что обеспечивало соблюдение надлежащей процедуры судебного процесса? Тимоти Гард показал, что английское военное сословие проявляло большой интерес к крестовому походу госпитальеров в 1309 г., однако неясно, как этот интерес связан с процессом против тамплиеров, который происходил в то самое время, когда планировался и набирался крестовый поход. Возможно, будущие крестоносцы хотели продемонстрировать свою приверженность крестовому походу, пока в отношении самого известного военного ордена велось расследование, и было бы интересно узнать, происходил ли кто-то из тех, кто планировал присоединиться к крестовому походу, из семей, связанных с тамплиерами [9]. В Париже в 1313 г. король Эдуард II, королева Изабелла и их домочадцы приняли Крест одновременно с королем Франции Филиппом IV и его домочадцами, но никто из них так и не отправился в крестовый поход [10]. Эти события свидетельствуют о том, что правители Франции и Англии сознательно стремились отделить крестовый поход от знаменитого крестоносного военного ордена, утверждая, что крестовый поход может продолжаться и процветать без тамплиеров. Поскольку из запланированного крестового похода ничего не вышло, они не смогли доказать свою правоту.

Арест тамплиеров

АРЕСТЫ

Получив приказ папы Климента V об аресте тамплиеров, английский король Эдуард II отказался его выполнять, ответив, что не готов верить злонамеренным слухам: тамплиеры всегда были неизменны в чистоте католической веры, и он сам и жители его королевства часто одобряли их действия и практику. Он также написал своим союзникам – королю Арагона Якову II и королю Португалии Динишу, а также родственникам – королю Кастилии Фердинанду и королю Неаполя Карлу II – о том, что не может поверить обвинениям, выдвинутым против тамплиеров [11].

Эдуард уже отказывался принимать меры против тамплиеров. В октябре 1307 г. его тесть, король Франции Филипп IV, направил к Эдуарду своего секретаря магистра Бернара Пеле, чтобы сообщить ему о выдвинутых против ордена обвинениях.

30 октября 1307 г. Эдуард написал Филиппу, что считает обвинения неправдоподобными и что он вызовет Уильяма Дина, сенешаля Ажена – региона, где, как предполагалось, были совершены преступления тамплиеров, – и попросит его объяснить ситуацию. Он вызвал Уильяма 17 ноября [12]. Результаты расследования, проведенного Эдуардом в начале зимы 1307 г., неясны, но 26 декабря он отдал распоряжение своим шерифам и другим чиновникам об аресте тамплиеров. Все действия должны были быть конфиденциальными, чтобы тамплиеры не были предупреждены. Шерифы должны были составить описи имущества тамплиеров, арестовать их и доставить в безопасное место, например, в ближайший королевский замок, но не держать в суровой тюрьме. Им разрешалось взять с собой некоторые вещи – судя по описям, они брали свои постельные принадлежности, но не личные столовые приборы. Аресты в Англии были произведены между 9 и 11 января 1308 г. [13].

Однако указания короля не остались конфиденциальными. Когда шериф Оксфордшира и Беркшира прибыл для ареста брата Томаса из Уонхоупа, коменданта дома тамплиеров в Бишэме [Беркшир], он обнаружил, что тамплиер был изгнан из дома лордом Джоном де Феррерсом шесть дней назад и укрылся в приорстве Херли, расположенном неподалеку. Лорд Джон был потомком первоначального дарителя Бишэма, Роберта Феррерса, графа Дерби [14]. Когда люди шерифа прибыли в Бишэм, они обнаружили там лорда Джона, заявлявшего о своих правах на поместье. Тем не менее, люди шерифа вступили во владение имением от имени короля. [15]. Очевидно, Джон де Феррерс узнал о конфиденциальном приказе короля еще до того, как он мог быть выполнен, и решил действовать, чтобы вернуть собственность своей семьи. В других частях Англии семьи-дарители возвращали себе земли, подаренные их предками: так, Факсфлит в Ист-Райдинге Йоркшира, по крайней мере временно, вернулся к семье Моубрей [16].

Тамплиеры в Ирландии были арестованы только 3 февраля 1308 г., и снова были составлены описи их имущества. Хотя король Эдуард послал своим юстициарам в Уэльсе указания арестовать тамплиеров, ни один тамплиер там не был арестован, а в Шотландии были арестованы только двое [17]. Неизвестно, проводилась ли какая-либо инвентаризация в двух шотландских командорствах тамплиеров, поскольку ни одной такой записи не сохранилось.

Эдуард, должно быть, понимал, что не сможет остановить процесс против тамплиеров. В долгосрочной перспективе он не мог продолжать противостоять приказу папы Климента V об аресте тамплиеров, поскольку его положение в Англии было неуверенным. Он был должен огромные суммы денег – долги, оставшиеся ему после войн его отца, короля Эдуарда I; он был непопулярен среди своих дворян, которые презирали его дружбу с гасконским рыцарем Пирсом Гавестоном [18] и считали, что подарки, благосклонность и влияние, которые молодой король оказывал своему другу, лучше было бы использовать для себя; он проигрывал войну в Шотландии против Роберта Брюса, которого папа отлучил от церкви, и хотел сохранить папскую поддержку на этом фронте; и он не мог позволить себе обидеть короля Франции Филиппа IV, поскольку должен был жениться на дочери короля Изабелле, церемония бракосочетания состоялась в Булони 25 января 1308 г. [19].

Вместо этого Эдуард оставался на физическом расстоянии от происходящего. Когда в начале января 1308 г. тамплиеры были арестованы, он находился во Франции, готовясь к своей свадьбе. Когда в октябре 1309 г. в Лондоне начался суд, он находился в Йорке, а в Вестминстер вернулся только в начале декабря, когда основная часть первоначальных расследований была завершена. 26 июля 1310 г. он снова покинул Лондон и направился на север, в Шотландию, куда добрался в сентябре; затем он оставался в Шотландии или на англо-шотландской границе до начала августа 1311 г., после того как тамплиеры в Британии были распущены [20].

Не вмешиваясь в ход событий, Эдуард использовал то, что было для него одновременно и кризисом, и возможностью. Это был кризис, поскольку тамплиеры были одной из немногих групп в Англии, на поддержку которых он мог рассчитывать. Однако, будучи сеньором тамплиеров на Британских островах, их покровителем и защитником, Эдуард взял их собственность в свои руки, а доходы от этой собственности поступали в его казначейство. Несмотря на папские постановления и возражения инквизиторов, посланных папой в Англию, Эдуард удерживал собственность тамплиеров до тех пор, пока в Англии не завершилось судебное разбирательство.

Гарвей. Рыцари-тамплиеры в городах Англии

ВЛАДЕНИЯ ТАМПЛИЕРОВ

Поскольку доходы от владений тамплиеров теперь направлялись в казначейство, все, кто имел право на выплаты от тамплиеров [например, держателям  корроди] [Корроди был пожизненным пособием в виде еды и одежды, а часто и крова и ухода, предоставляемым аббатством, монастырем или другим религиозным домом.  –  прим. пер.], должны были обращаться к королю с просьбой о взыскании причитающихся им платежей. Это должно было привести к значительным трудностям для обширной сети держателей корроди, которые имели право на пожизненное содержание, питание, одежду и денежные выплаты от ордена: некоторые из них были фактически наемными работниками, другие – пожилыми бывшими служащими или донорами. С другой стороны, имущество, сданное в аренду арендаторам до ареста тамплиеров, оставалось в руках арендаторов; королевские чиновники, отвечавшие за управление владениями тамплиеров, просто взимали с них причитающуюся арендную плату. Некоторые командорства, такие как Уэтерби в Западном Йоркшире и Южный Уитэм в Линкольншире, очевидно, управлялись из другого, соседнего дома тамплиеров. Некоторые, например поместья в Вустершире, управлялись менеджерами. Королевские хранители поместий сохраняли организационную структуру тамплиеров, по крайней мере, на начальном этапе.

Во многих домах тамплиеров на Британских островах к началу 1308 г. проживало мало тамплиеров или их не было вовсе. В Англии в тридцати пяти домах тамплиеров на момент арестов, как правило, проживал хотя бы один брат, но только в четырех домах было более четырех братьев. В десяти домах проживал только один тамплиер, в десяти – два брата, в семи – три брата и в четырех – четыре. Очевидно, что тамплиеры сократили численность своего персонала в Англии до минимума [21]. Записи судебных разбирательств и записи о владениях в Англии показывают, что до недавнего времени тамплиеры, вероятно, проживали еще в восьми домах, которые в январе 1308 г. были либо сданы в аренду арендаторам [как в Аддингтоне в Суррее], либо управлялись из соседнего дома тамплиеров [как в Южном Уитэме в Линкольншире или в Уэтерби в Западном Йоркшире]. Предположительно, эти изменения в управлении были частью усилий тамплиеров по рационализации своих ресурсов для финансирования экспедиций на Восток, таких как морская экспедиция брата Гимберта Бланка в 1306-1307 гг. [22]

В Шотландии было только два брата, которые, по-видимому, жили в Балантродоке [ныне Темпл] в средней части Лотиана. Другое шотландское командорство, в Мэрикултере на северо-востоке Шотландии, вероятно, стало небезопасным во время войны с Робертом Брюсом. В Ирландии не сохранилось никаких официальных записей о том, кто из тамплиеров где был арестован. Согласно описям шерифа, в Килклоггане в графстве Уэксфорд было четыре тамплиера, и по крайней мере по одному в каждом из шести домов: Kilsaran в графстве Лут, Килбарри в графстве Уотерфорд, Крук в том же графстве, Кули, Клонаулти и Ратронан в графстве Типперэри и Аткилтан в графстве Карлоу [23]. Однако в описях других домов, таких как Балигауэрэн [Гоуран] в графстве Килкенни, Темплхаус в графстве Слайго, Ратбрайд и Килкорк в графстве Килдэр, а также Клонтарф близ Дублина, тамплиеры не упоминаются, хотя это был главный дом тамплиеров в Ирландии [24].

Теоретически королевские смотрители, назначенные королем Эдуардом II для управления бывшими владениями тамплиеров, преследовали ту же цель, что и тамплиеры: собрать с владений как можно больше денег. Однако на практике их намерения были совершенно иными. Администрация короля Эдуарда II стремилась получить максимальную прибыль в краткосрочной перспективе, чтобы принести пользу испытывающему большие финансовые трудности королю и, в частности, оплатить войну в Шотландии. Шерсть из владений тамплиеров продавалась для оплаты долгов короля, лес вырубался, а скот забирался для снабжения армии короля. Тамплиеры, напротив, смотрели на долгосрочную перспективу. Они должны были содержать кордоны, нанимать слуг и рабочих, финансировать местную благотворительность, а также отправлять часть своих доходов на Восток. Лишение королевских хранителей их владений сильно отличалось от прежнего управления тамплиеров [25].

Эдуард II стремился в полной мере использовать имущество тамплиеров. В марте 1309 г. он поручил своим чиновникам разыскать деньги, драгоценности и другие товары, принадлежавшие тамплиерам, и передать их в королевские руки. Затем он приказал провести полное расследование о владениях тамплиеров, их размерах и ежегодной стоимости. Однако эти земли не принадлежали ему. Папа Климент V распорядился передать конфискованное имущество тамплиеров под опеку патриарха Иерусалимского Антония Бека, епископа Даремского, архиепископов Кентерберийского и Йоркского, а также епископа Линкольнского. Они должны были иметь полную власть над этим имуществом, а в случае нанесения ему ущерба немедленно сообщать об этом. Когда папские инквизиторы прибыли в Англию в сентябре 1309 г., они должны были рассчитывать на то, что смогут использовать доходы от владений тамплиеров для оплаты своих расходов, но им практически ничего не было доступно. В конце сентября 1309 г. король Эдуард начал расследование того, кто захватил имущество и вещи тамплиеров, но на самом деле он сам отдал приказ о большинстве совершенных грабежей [26].

Когда летом 1311 г. судебный процесс в Англии был окончательно завершен, бывшие владения тамплиеров остались в руках Эдуарда. В булле Ad Providam от 2 мая 1312 г. папа Климент V закрепил бывшие владения тамплиеров за рыцарями-госпитальерами [27]. Госпитальеры не предъявляли физических претензий на земли тамплиеров в Британии и Ирландии до ноября 1313 г., когда в Англию прибыли Альберт фон Шварцбург и Леонард де Тибертис. 5 декабря 1313 г. они издали документ, в котором говорилось, что король Англии передал им все бывшие владения рыцарей-тамплиеров, насколько это было в его силах [28]. На самом деле, как свидетельствуют документы о наследстве, многие движимые вещи не были переданы, а были взяты в пользование королем. Так, например, в своем заключительном отчете о поместье тамплиеров в Гарвее [Херефордшир] ответственный за него Джон де Ла Хэй ссылается на королевские инструкции, согласно которым скот должен был быть передан двум членам королевского дома – Губерту из Саттона и Роберту де Сапи. Губерт Саттонский должен был получить omnes grossas bestias que fuerunt in custos ipsius Johannis in dicto manerio [весь крупный скот, находящийся под опекой Иоанна], а Роберт де Сапи – 100 multones [баранов, или кастрированных самцов овец], 100 овец и 30 свиней [29]. Король сохранил за собой некоторые желаемые поместья, например, Бишэм в Беркшире, который в 1308-1312 гг. использовался для размещения знатной узницы Елизаветы Брюс. Там же останавливался и король Эдуард II, датируя письма близ Бишэма декабрем 1314 г. [30]. Аналогичным образом госпитальеры так и не получили ценные йоркширские поместья Факсфлит, Ньюсам и Херст [31].

Хотя в Ирландии сохранилась инвентарная опись, но, поскольку ежегодные записи о владениях не сохранились, невозможно проследить управление королевскими чиновниками поместьями с той же степенью детализации, что и в Англии. Многие средневековые документы были уничтожены при взрыве Ирландского Бюро публичных записей в 1922 г., но среди тех, что сохранились, есть некоторые списки меморандумов ирландского казначейства за период суда над тамплиерами.

В этих записях прослеживается та же картина, что и в Англии: король Эдуард II использовал имущество тамплиеров для удовлетворения своих насущных финансовых потребностей. Так, 19 июня 1308 г. он направил своему юстициару Джону Вогану и казначею в Дублине инструкции по обеспечению припасами предстоящего похода в Шотландию. Среди прочих источников снабжения юстициарий должен был поставить из владений тамплиеров в Ирландии 1000 четвертей пшеницы, 1000 четвертей овса, 200 четвертей фасоли и гороха, 300 tuns [Бочка – английская единица измерения объема жидкости, используемая для измерения вина, масла или меда. Обычно это большой чан или сосуд, чаще всего вмещающий 252 галлона вина, но иногда использовались и другие размеры.- прим. пер.] вина, три tuns меда, 200 четвертей соли и 1000 рыб. В то же время король приказал английским шерифам поставлять материалы с земель тамплиеров в Англии. В 1309 г. шерифу графства Лут было приказано отпустить Реджинальду Ирпу, королевскому провизору [сборщику] продовольствия в районе Дрогеды, 26 фунтов стерлингов из поместья Килсаран и других земель тамплиеров в его графстве для закупки продовольствия для предстоящей экспедиции короля в Шотландию. В феврале 1310 г. шерифам Лута, Мит, Дублина и Килдэра были разосланы указания забрать все зерно из бывших тамплиерских поместий на их территории [кроме Килсарана в графстве Лут] и отправить его в Дрогеду или Дублин сборщикам продовольствия для предстоящего похода короля в Шотландию. Как и в Англии, осенью 1309 г. шерифам и хранителям земель тамплиеров в Ирландии было поручено составить отчет о размерах владений тамплиеров, чтобы король точно знал, чем владели тамплиеры и сколько это стоило. Расследование продолжалось до весны следующего года [32].

Из владений тамплиеров в Уэльсе сохранился только один счет: счет шерифа Гламоргана по поместью Лланмадок на полуострове Гоуэр за период с января по Michaelmas [29 сентября. Праздник Св. Михаила в старой Ирландии. Майклмас  в землях кельтов означал конец урожая. –  прим. пер.] 1308 года. Из него следует, что тамплиеры в Лланмадоке не проживали. Часть земли была сдана в аренду свободным и несвободным арендаторам, а часть находилась во владении, которое обрабатывали несвободные арендаторы. Никаких описей или отчетов о владениях тамплиеров в Шотландии не сохранилось: из-за войны между королем Эдуардом II и Робертом Брюсом вряд ли королевский юстициарий смог организовать эффективное управление бывшими владениями тамплиеров, а в Вестминстерскую казначейскую палату записи не поступали.

Тамплиеры в заточении

ТАМПЛИЕРЫ В ЗАТОЧЕНИИ

Инструкции короля Эдуарда II своим чиновникам в декабре 1307 г. позволяют предположить, что он не знал точно, где находятся тамплиеры, поскольку он послал распоряжение арестовать тамплиеров в Уэльсе, хотя тамплиеры там не проживали. Точно так же только двое были арестованы в Шотландии. В Ирландии был арестован 21 человек, из которых 14 были допрошены; двое прибыли из Англии и были впоследствии допрошены там, один так и не был допрошен, но продолжал получать пособие от правительства в Дублине как бывший тамплиер, а остальные четверо не получали пособия и, предположительно, умерли. В Англии был арестован 121 тамплиер. Нескольким английским тамплиерам удалось избежать ареста, но, судя по распространенным впоследствии спискам беглых тамплиеров, только трое исчезли без следа: Эдмунд Латимер или Барвилл, Джон из Пойнтона и Ральф из Булфорда [33]. Джон из Усфлета, упоминавшийся во время судебного процесса в Шотландии, возможно, вернулся в свой дом в Восточном Райдинге Йоркшира – если это тот «Джон Усфлет», который упоминается в «Патентном списке» за 10 октября 1316 г. как один из тех, кто участвовал в разрушении дамб в Халле [34]. Ричард Энгейн, бежавший во время Судебного процесса в Англии, к концу 1311 г. находился в монастыре и проходил покаяние, а Томас из Линдсея, который во время судебного процесса находился в Ирландии, весной 1312 г. вернулся в Англию и предстал перед церковным советом в Лондоне. Он был отправлен в монастырь для покаяния [35]. Стефан из Стапельбрюгге, также находившийся в Ирландии, вернулся в Англию в начале июня 1311 г. и был арестован в Солсбери. Его отвезли в Лондон и допросили; судя по его показаниям, его пытали. Он признался в некоторых обвинениях, выдвинутых против тамплиеров, и стал одним из трех тамплиеров в Англии, которые сделали это. Остается открытым вопрос, почему он вернулся в Англию именно тогда, когда вернулся, ведь в Ирландии его не пытались допросить. Было бы лучше, если бы он остался в Ирландии вместе со своим коллегой Томасом из Линдсея.

С теми тамплиерами, которые не уклонились от поимки или не сбежали во время судебного разбирательства, в целом обращались хорошо. Поскольку ведущие члены Ордена в Англии осуществляли власть от имени короля, правительству, вероятно, было неудобно заключать их в тюрьму, тем более что король дал понять, что не верит выдвинутым против них обвинениям. 25 июня 1308 г. король Эдуард разрешил лорду Генри де Перси взять под свою опеку брата Уильяма Графтонского, командора Йоркшира, при условии, что он будет привозить его на суд по первому требованию в том же состоянии, в котором он покинул тюрьму. Брат Уильям также получал пособие в размере шести пенсов в день и слугу. Вероятно, такое положение сохранялось до ноября 1308 г., когда король отдал приказ о заключении всех тамплиеров в тюрьму.

Брат Уильям де ла Мор, великий командор Храма в Англии, был заключен в Кентерберийский замок, но в марте 1308 г. ему было разрешено выходить в город с двумя спутниками в светлое время суток, при условии, что у них будет охрана. Им разрешалось иметь собственные кровати, одежду и серебряную посуду. Первоначально великий командор получал суточное содержание в размере двух шиллингов в день, которое в марте 1308 г. было увеличено до двух шиллингов и шести пенсов в день. В мае 1308 г. за великого командора поручился Антоний Бек, епископ Даремский и титулярный патриарх Иерусалимский, а в июле король назначил дополнительные доходы для великого командора и его приближенных. Ему даже было разрешено вернуть свое личное имущество из лондонского командорства тамплиеров [36].

Возможно, именно в это время в Англию попало письмо в защиту тамплиеров, написанное во Франции в начале 1308 г. В этом Lamentacio pro Templariis излагалась аргументированная защита тамплиеров с точки зрения сторонника ордена. В нем указывалось, что следователи по делам о ереси вводят в заблуждение короля Франции Филиппа IV относительно предполагаемой вины тамплиеров и что на тамплиеров оказывается неоправданное давление с целью заставить их признаться в преступлениях, которые они не могли совершить. К.Р. Чейни, впервые опубликовавший это письмо в 1965 году, отметил, что ученый М.Р. Джеймс предположил, что книга, в которой было записано письмо, «вероятно, принадлежала нотариусу епархии Дарема». Недавно Ларисcа К. Трейси предположила, что письмо было отправлено из Франции Антонию Беку, епископу Даремскому, или одному из членов его семьи, чтобы сообщить ему о бедственном положении тамплиеров во Франции; и что это письмо могло послужить причиной его благосклонного отношения к тамплиерам на протяжении всех судебных разбирательств в Англии, вплоть до его смерти 3 марта 1311 года [37].

Несмотря на хорошее обращение, более тридцати тамплиеров умерли в тюрьмах до или во время допросов в Великобритании и Ирландии, а еще несколько человек так и не были допрошены, поскольку были слишком больны или не в здравом уме. Большинство умерших до арестов жили в домах тамплиеров Денни [Кембриджшир] или Игл [Линкольншир], где у тамплиеров были больницы для престарелых и больных братьев. Предположительно, эти дома считались подходящими для этой цели из-за их расположения на открытой местности, вдали от дыма и смрада городов, на открытых участках с холодными северо-восточными ветрами. Насильственное содержание в закрытом помещении, хотя и не закованном в цепи, как их французские коллеги, даже для самых здоровых братьев было губительным, а немощные братья быстро заболевали.

Когда в сентябре 1309 г. в Англию прибыли инквизиторы, назначенные папой Климентом V, король Эдуард II разослал инструкции, согласно которым все тамплиеры, заключенные в Англии, должны были быть доставлены из тюрем, где они содержались, под стражу в Лондон, Линкольн или Йорк, чтобы их можно было допросить.

Допросы тамплиеров

ДОПРОСЫ ТАМПЛИЕРОВ

В августе 1308 г. папа изложил порядок проведения процесса, но эти инструкции были приведены в действие только в августе 1309 г., когда папская комиссия начала разбирательство во Франции, вызвав свидетелей на 12 ноября [39]. Инквизиторы, назначенные им для проведения суда в Британии и Ирландии, прибыли в Англию в сентябре 1309 года. Ими были аббат Дьедон из Лагни и Сикард из Ваура, имевшие опыт юридической и административной работы: Сикард ранее служил клерком и чиновником короля Франции [40]. Они назначали судей для проведения расследований в Шотландии и Ирландии, вместо того чтобы самим посещать эти отдаленные регионы. Очевидно, что прежде чем приступить к расследованию, необходимо было уладить множество административных вопросов, поскольку допрос тамплиеров в Англии начался только 23 октября в Лондоне.

Папа предписал, чтобы допросы проводились местным епископом или архиепископом, двумя канониками из капитула собора, двумя монахами-доминиканцами и двумя монахами-францисканцами [41]. Король Эдуард также назначил епископа Лондонского представлять его интересы на суде в Лондоне, епископа Линкольнского – в Линкольне, а архиепископа Йоркского – в Йорке. Во время допросов в Лондоне епископ Лондонский неоднократно публично заявлял, что он присутствует только для того, чтобы обеспечить соблюдение надлежащих процедур, а не для того, чтобы кого-то судить – ведь он представлял интересы короля [42].

Тамплиеры должны были быть допрошены по восьмидесяти восьми обвинениям, которые папа Климент разработал для использования в епископских расследованиях против тамплиеров и которые также применялись в Арагоне и Кастилии [43]. В отличие от Франции, где использовался список из 127 обвинений, тамплиеров в Британии и Ирландии не спрашивали, почему они не сообщили Святой Матери Церкви о предполагаемых еретических злоупотреблениях, а также о том, оказывал ли Орден благотворительную помощь. Ошибка была допущена и в списке обвинений, использованном в Англии, где братьев спрашивали, совершали ли они свои предполагаемые богохульные процедуры набожно [devote], а не ночью [de nocte]; в отличие от этого, список обвинений, использованный в Ирландии, был верным [44].

В отношении двух великих командоров Британии и Ирландии, братьев Уильяма де ла Мора [великий командор Англии] и Уильяма де Варенна [бывший великий командор Ирландии], не сохранилось никаких записей о допросах по первоначальным восьмидесяти восьми обвинениям. Возможно, что они были избавлены от допроса из уважения к своему рангу, но более вероятно, что их допрос был поручен папе, который в августе 1308 г. в своей булле Faciens misericordiam прямо указал, что дела провинциальных командоров и великого магистра он оставляет за собой. Эти два великих командора не были отправлены на допрос к папе Клименту V, и хотя возможно, что протокол их допроса был отправлен, никаких записей не сохранилось, или, по крайней мере, до сих пор не удалось найти. С другой стороны, сохранились протоколы допросов великого командора Оверни брата Гимберта Бланка и нынешнего великого командора Ирландии Генриха Данета. Неясно, почему эти двое должны были подвергаться допросам, несмотря на свой ранг, и почему в сохранившихся протоколах содержатся записи их допросов, а не допросов де ла Мора и Варенна. Однако сохранились протоколы допроса де ла Мора по дополнительным обвинениям, выдвинутым папскими инквизиторами по ходу судебного процесса.

По всей видимости, инквизиторы рассчитывали, что допросы в Лондоне займут не более трех недель, планируя затем переместиться в Линкольн и Йорк [45]. На самом деле они добрались до Линкольна только в конце марта 1310 г., а в Йорке допрос был завершен только в начале июня 1310 г. Причина такой задержки заключалась в том, что в ходе первых допросов в Лондоне выяснилось, что тамплиеры из провинции Кентербери не готовы признаться в какой-либо ереси.

Тамплиеры признали, что при приеме в Орден братья давали клятву не покидать Орден без разрешения своего настоятеля [обвинение 34], признали, что братья считались полностью посвященными сразу после приема и что прием происходил «подпольно», тайно, в присутствии только членов Ордена [обвинения 35-37], но все согласились, что все это делалось не по каким-либо зловещим причинам. Все остальные обвинения они отрицали, хотя некоторые сомневались в том, что великий магистр и должностные лица ордена могут отпустить грехи тамплиерам [обвинения 24-28]. Одни тамплиеры считали, что могут, поскольку им даны привилегии папой; другие говорили, что не могут, поскольку они всего лишь миряне, но могут отпустить грехи тамплиеров, если те нарушат собственный устав. Также существовала путаница в вопросе о том, может ли великий командор отпускать братьям проступки, о которых они сожалеют, но в которых не исповедовались. Вера в то, что светские чиновники могут отпускать грехи, по-видимому, была искренним недоразумением и путаницей в понимании разницы между грехом [против Бога] и преступлением [против Ордена]. Однако, поскольку даже великий командор Англии запутался в этом вопросе, и его пришлось поправлять великому командору Оверни, стало ясно, что в ордене тамплиеров в провинции Кентербери произошла как минимум ошибка в процедуре [46].

Провинциальный церковный совет, собравшийся в Лондоне 24 ноября 1309 г., намеревался обсудить дело тамплиеров, но обнаружил, что никаких признаний для обсуждения нет. Совет решил обратиться к королю с просьбой разрешить применить к тамплиерам пытки и тем самым прервать работу Совета до сентября 1310 г., чтобы дать инквизиторам время собрать дополнительные доказательства. Король дал разрешение на применение пыток, а в феврале 1310 г. объявил, что Уильям Дин [возможно, тот самый чиновник, который в конце 1307 г. прибыл из Ажена, чтобы сообщить королю о тамплиерах] назначен следить за процессом против тамплиеров и помогать инквизиторам – то есть следить за применением пыток. Но в июне 1310 г. инквизиторы пожаловались, что ни Уильям Дин, ни тюремная стража не оказывают им должной помощи [47]. В отсутствии активной поддержки со стороны королевских чиновников они винили отсутствие прогресса в получении признаний.

В январе 1310 г. инквизиторы начали второй раунд допросов в Лондоне, основываясь на том, что Орден является жестко структурированной организацией, построенной по принципу «сверху вниз», и утверждая, что, поскольку ведущие члены Ордена во Франции признали себя виновными, тамплиеры в Англии также должны быть виновны. Тамплиеры провинции Кентербери отрицали это. Тогда инквизиторы стали допрашивать тамплиеров, исходя из того, что все они знали друг друга и были приняты одинаково. Они рассуждали так: поскольку несколько братьев, принятых в Англии, но арестованных во Франции, признались в обвинениях, то все английские тамплиеры были замешаны в одной и той же ереси. Эти признания были отправлены папским инквизиторам в Англии для ознакомления. Но тамплиеры в Лондоне и Линкольне отрицали все, что говорили тамплиеры во Франции, и обвиняли во лжи тех, кто признался во Франции.

В Йорке, а также в Шотландии и Ирландии тамплиеры разделяли путаницу в вопросе об отпущении грехов. В Йорке брат Ральф из Растона, священник, считал, что командор ордена Храма может отпускать грехи, поскольку он эквивалентен аббату в монастыре, упуская из виду тот факт, что аббат был священником, тогда как командор тамплиеров – мирянином [48]. В Шотландии брат Уолтер из Клифтона считал, что папа наделил великого магистра и командоров ордена правом отпускать грехи, за исключением убийств и насилия над священниками, хотя его коллега Уильям из Миддлтона утверждал, что магистр делегировал право отпускать грехи брату-священнику [49]. Ирландские братья также считали, что чиновники тамплиеров обладали папской привилегией, позволявшей им отпускать грехи. В конце концов, путаница с отпущением грехов стала единственной виной, которую смогли выявить инквизиторы [50].

Не получив доказательств от самих тамплиеров, в ноябре 1309 г. инквизиторы приступили к поиску внешних улик. В течение XIII века следователи по делам о ереси по-новому интерпретировали старые правила доказывания, предусмотренные римским правом и, следовательно, каноническим [церковным] правом. Римское право требовало «несомненных признаков» вины, но поскольку ересь – это, по сути, скрытое преступление, спрятанное в душе, то видимых доказательств ее существования зачастую не было. Поэтому инквизиторы ереси переосмыслили старые правила использования общественной репутации или fama [«слава» или «позор»], чтобы удовлетворить эту потребность. Если общественная репутация могла служить «несомненным свидетельством», то инквизиторам достаточно было найти убедительные доказательства общественной репутации тамплиеров на Британских островах. Но здесь следовало быть осторожными, поскольку римское право запрещало использовать слухи, а «общественная репутация» могла легко оказаться просто свидетельством со слуха [51]. В случае с судом на Британских островах большинство свидетельств, собранных инквизиторами у не тамплиеров, оказались слухами, клеветой и ничем не подкрепленными красочными анекдотами.

К поиску внешних свидетелей привлекались все, кто когда-либо имел контакт с тамплиерами. Например, архиепископ Йоркский Уильям Гринфилд поручил своему чиновнику допросить приходских священников и монахов, которые обычно выслушивали исповеди тамплиеров, священников и мирян, состоявших на службе у тамплиеров, а также их домашних слуг и друзей [52]. Он также послал двух настоятелей в места, расположенные вблизи поместий тамплиеров Рибстон, Уэтерби и Ньюсам в Западном Райдинге Йоркшира, и вызвать людей, которые, по имеющимся данным, в прошлом состояли на службе у тамплиеров. Настоятели должны спросить их, служили ли они тамплиерам, и если да, то где и когда, а также когда они оставили свою службу. Следует спросить, принимались ли тамплиеры в орден, когда они служили тамплиерам, и если да, то принимались ли они ночью, и присутствовал ли при этом свидетель. Их также следует спросить, знают ли они что-либо о церемониях приема, и вообще, знают ли они, слышали или видели что-либо о тамплиерах, что заставляет их подозревать, что они виновны в предполагаемых злоупотреблениях. Ответы должны были быть зафиксированы в письменном виде за печатями двух настоятелей и отправлены архиепископу. Опрошенные должны были быть предупреждены, что под страхом отлучения от церкви они не должны рассказывать о своих показаниях другим [53]. Это была попытка предотвратить «подражательные» показания, хотя она и не препятствовала тому, чтобы свидетели заранее договаривались о том, что они будут рассказывать.

В результате все, кто имел какое-либо отношение к тамплиерам, оказались под давлением, чтобы дать показания против них. Среди внешних свидетелей, которые теперь давали показания, явно были и те, кто имел личную неприязнь к тамплиерам, и те, кто хотел привлечь к себе внимание, и сплетники, и искатели наград. Однако в сохранившихся свидетельствах из Лондона и Шотландии есть и много положительных показаний, или свидетелей, которые просто говорили, что ничего не знают о тамплиерах [54]. Среди свидетелей были бывшие служащие ордена, люди, получавшие от тамплиеров корроди, некоторые из них присутствовали на собраниях тамплиеров [55].

Всего от разбирательств в Британии и Ирландии сохранились показания 170 человек, не являвшихся тамплиерами. Документы из Лондона, Шотландии и Ирландии, по-видимому, представляют собой полные записи всех явившихся для дачи показаний, однако окончательный свод семидесяти четырех показаний, составленный инквизиторами в апреле-мае 1311 г., был отредактирован и включал только те свидетельства, из которых следовало, что тамплиеры виновны [56].

Лишь немногие из враждебно настроенных свидетелей дали показания, которые, как оказалось, имели под собой какую-то основу. Семь человек утверждали, что когда светские члены ордена наказывали слуг ордена, они заявляли, что это их епитимья, как будто эти миряне были священниками. Ключник [claviger] командорства, административный чиновник, который всегда был мирянином, а иногда даже не был исповедуемым тамплиером, порол слугу, совершившего какое-либо преступление против Ордена – например, кражу хлеба, – произнося при этом слова «во имя Отца и Сына и Святого Духа» [57]. Обращение к Богу указывало на то, что это религиозная церемония, и в этом случае ее должен был совершать священник. Когда их спросили об этой процедуре, несколько тамплиеров подтвердили, что таков был обычай в Ордене [58].

Другая история, имевшая под собой основание, заключалась в том, что благочестивых тамплиеров намеренно отправляли за границу на смерть [59]. Согласно обвинениям, тамплиеры «наказывали» благочестивых братьев за их набожность, отправляя их на смерть за границу. Нетрудно понять, почему люди на Западе были готовы поверить в такую историю: за предыдущие двадцать лет Орден потерял много воинов, в том числе тяжелые потери при падении Акры в 1291 г. и при падении острова Арвад [Руад] в 1302 г., и семьям погибших могло показаться, что любой хороший рыцарь, вступивший в ряды тамплиеров, будет убит.

Брат Адам из Сметона, остинский монах, свидетельствовал, что встретил пожилого человека, служившего в тамплиерском командорстве Сэндфорд в Оксфордшире, который рассказал о почитании тамплиерами каменной плиты. Во время этой церемонии в часовню никого не пускали [60]. Записи инквизиторов свидетельствуют о том, что это была тайная еретическая церемония, но поскольку описание камня братом Адамом предполагает, что это был переносной алтарь с реликвиями, почитание должно было быть ожидаемым поведением для христиан-католиков в то время.

Джеффри из Наффертона, священник и монах-францисканец, в течение шести месяцев служил тамплиерам в Рибстоне [Западный Рейдинг, Йоркшир], но в ноябре 1306 г. покинул их ряды. Джеффри рассказал, что, пока он находился в Рибстоне, тамплиер брат Уильям из Покелингтона был принят в орден. Он рассказал, что ему пришлось встать с постели, чтобы отслужить мессу для тамплиеров в часовне в начале церемонии приема, но затем он был отправлен до того, как братья принесли свои обеты. Из его показаний следовало, что в часовне совершались противоправные действия, свидетелем которых не мог быть допущен посторонний. Действительно, часовня Рибстона, которая стоит до сих пор, представляет собой небольшое здание: когда в ней находились Уильям из Покелингтона, Джеффри и пять братьев, о которых упоминал Джеффри, она была бы переполнена [61]. Если показания Джеффри правдивы, то он, вероятно, не увидел бы ничего неразумного в том, что его попросили покинуть переполненное помещение на ту часть церемонии, которая его не касалась. Только на допросе у инквизиторов он понял бы, что должен предъявить причину своего ухода с церемонии, иначе его обвинят в пособничестве еретикам.

Многие другие монахи в Британии и Ирландии также дали показания против тамплиеров; фактически большинство внешних свидетелей были монахами, поскольку именно они могли лучше всего обнаружить и сообщить о предполагаемых ересях тамплиеров. Из показаний судебного процесса следует, что до арестов орден Храма имел всего десять собственных священников в Британии и одного в Ирландии. Для удовлетворения духовных потребностей тамплиеров в домах, где не было священника-брата, францисканцы, доминиканцы и другие нищенствующие монахи выступали в роли священников для тамплиеров [62]. Как священники, выслушивавшие исповеди тамплиеров и проводившие для них службы в часовне, монахи должны были знать о предполагаемых еретических практиках тамплиеров и либо сами принимать меры по их исправлению, либо сообщать о них местному епископу. Если же они этого не делали, то под подозрением оказывались сами монахи, не сообщившие о ереси.

Это было трудное время как для нищенствующих, так и для тамплиеров. Францисканские монахи уже находились под подозрением в ереси из-за споров о важности абсолютной бедности [63]. Не исключено, что некоторые надеялись, что, обвинив тамплиеров в ереси, они поставят себя вне подозрений. В начале XIV века доминиканские монахи также столкнулись с проблемами дисциплины и неправильного поведения внутри своего ордена [64]. Выдвижение обвинений против тамплиеров могло отвлечь внимание от недостатков самих монахов. И францисканцы, и доминиканцы вызывали гнев светского духовенства. В 1305-1310 гг. настоятели лондонских церквей обратились к архиепископу Кентерберийскому с жалобой на то, что монахи превышают свои права и отнимают работу и доходы у светского духовенства [65]. Такая враждебность давала монахам дополнительный стимул выступать против тамплиеров, чтобы продемонстрировать, что они являются врагами ереси, и отвести от себя другую критику. Кармелиты также были уязвимы, поскольку Второй Лионский собор [1274 г.] объявил, что ни один религиозный орден, основанный после 1215 г., не должен существовать. Кармелиты не могли позволить себе противостоять папским распоряжениям против тамплиеров, поскольку дальнейшее существование их собственного ордена оставалось под вопросом. Один из английских кармелитов, чьи показания против тамплиеров были включены в резюме инквизиторов, написал также книгу, в которой изложил вину тамплиеров, но она не сохранилась [66]. В Ирландии монахи особенно критиковали тамплиеров, но не приводили против них веских доказательств, а просто повторяли, что тамплиеры вызвали скандал в Церкви и наносят вред душам.

Инквизиторы тщательно использовали свидетельства не тамплиеров для составления отчетов, подтверждающих их вину перед тамплиерами. Первый такой отчет, судя по всему, был подготовлен в апреле 1311 г. либо как официальная подборка доказательств против тамплиеров для представления самим тамплиерам, либо для использования вновь созванным Провинциальным советом Лондона [67]. Вскоре после этого было подготовлено еще одно резюме, вероятно, для использования папскими комиссарами в Малауцене при подготовке к отложенному церковному собору во Вьенне, который наконец открылся в октябре 1311 г. Окончательное резюме было подготовлено в начале июля 1311 г., вероятно, для церковного совета в Лондоне, на котором решалась судьба тамплиеров в провинции Кентербери [68]. В него были включены лишь некоторые отрывки из показаний самих тамплиеров, представленные таким образом, что из них следовало, что тамплиеры виновны, несмотря на то, что они отрицали практически все обвинения. Некоторые сторонние свидетели утверждали, что им известны высказывания тамплиеров, которые не были допрошены в ходе процесса, и эти высказывания были приведены в итоговых отчетах инквизиторов так, как будто они были сделаны самими тамплиерами. Инквизиторы также отправили во Францию стенограммы ответов тамплиеров на втором раунде допросов в Лондоне, начиная с января 1310 г., которые подтвердили, что процедуры приема в орден и проведения собраний глав были одинаковыми для всего ордена, и что некоторые тамплиеры в Англии не понимали разницы между отпущением грехов брату или слуге, совершившему преступление против ордена, и церковным отпущением грехов. Поскольку эти стенограммы были собраны вместе с резюме свидетельств тамплиеров из Флоренции, Кипра и Франции, они могли быть использованы папскими комиссарами в Малауцене [69].

Конец тамплиеров Британии и Ирландии

КОНЕЦ ТАМПЛИЕРОВ БРИТАНИИ И ИРЛАНДИИ

К июню 1310 г. судебные разбирательства проходили в Англии, Шотландии и Ирландии, но ничего существенного против тамплиеров собрать не удалось, кроме слухов, донесенных свидетелями, не принадлежавшими к тамплиерам, и путаницы в исповеди и отпущении грехов в ордене, допущенной самими тамплиерами. Папские инквизиторы пожаловались архиепископу Кентерберийскому на то, что их работе мешают король и его чиновники, и предложили возможные пути решения проблемы, включая легкие пытки. На заседании провинциального церковного совета в Лондоне в сентябре 1310 г. были зачитаны собранные к настоящему времени доказательства и принято решение о том, что тамплиеры из Линкольна должны быть доставлены в Лондон, где все тамплиеры провинции Кентербери могут быть снова допрошены, и к ним должны быть применены пытки. Король Эдуард согласился с тем, что все тамплиеры провинции Кентербери должны быть доставлены в Лондон, но только в марте 1311 г. тамплиеры, заключенные в Линкольне, прибыли в Лондон [70].

В начале марта 1311 г. умер епископ Антоний Бек. С тех пор как в августе 1308 г. папа Климент V назначил его руководителем судебного процесса в Англии, он проходил медленно и со значительным снисхождением к тамплиерам. Только после смерти епископа становится ясно, что пытки в Англии применялись; возможно, он сыграл важную роль в предотвращении пыток, хотя жалобы папских инквизиторов в июне 1310 г. свидетельствуют о том, что все королевские чиновники были против них. Возможно, что пытки уже применялись к тамплиерам в Ирландии, хотя доказательства этого неубедительны [71].

В конце июня – начале июля 1311 г. три тамплиера, заключенные в лондонскую тюрьму, были вынуждены дать признательные показания. Почти наверняка они подвергались пыткам [72]. Стефан из Стапельбрюгге специально заявил, что дал показания не из-за пыток, а из-за беспокойства за свою душу, и это заявление было бы излишним, если бы пытки не применялись. Томас Тотти из Торалдби значительно изменил свои показания после перерыва в даче показаний, что свидетельствует о том, что он давал их под принуждением; окончательные показания Джона из Стока резко отличались от его предыдущих показаний.

Эти три тамплиера были особенно уязвимы для допросов. Стефан из Стапельбрюгге и Томас Тотти из Торалдби уклонились от поимки, а Томас впоследствии сбежал после ареста. Их неявка по вызову свидетельствовала о том, что они виновны, и ни один из них не смог дать удовлетворительного объяснения, почему они ранее не выдали себя. Третий, Джон из Стока, был священником, присутствовавшим при погребении Уолтера Бачелора, бывшего великого командора Ирландии; во время разбирательства в Англии было высказано предположение, что Уолтер был убит Орденом. Джон, который также был казначеем Нового Тэмпла в Лондоне, поначалу не спешил давать показания, и, возможно, оставались вопросы о его финансовом управлении в Новом Тэмпле, который использовали в качестве депозита лондонские купцы, король, многие английские дворяне и юристы [73]. Что еще более усугубляло его положение, его свидетельства были постоянно ненадежными: он упоминал тамплиеров, существование которых невозможно проверить, утверждал, что брат Йоханнес de Sancto Georgio присутствовал в Англии в качестве тамплиера в 1293 г. [он вступил в орден только в 1300 г.], и что священник-брат Ричард Графтонский был в Англии и слышал предсмертную исповедь брата Уолтера Бачелора в 1301 г., хотя свидетельство, данное братом Ричардом на Кипре, указывает на то, что он вступил в орден только в 1303 г. [74]. Такие несоответствия наводили на мысль о том, что он был в Англии и слышал предсмертную исповедь брата Уолтера Бачелора [74]. Подобные несоответствия наводили на мысль, что он мог что-то скрывать.

Эти три признания были добавлены к окончательной сводке свидетельств против тамплиеров и предоставили Лондонскому церковному совету доказательства, необходимые для вынесения заключения по делу тамплиеров. Собор постановил, что тамплиеры должны отречься от ереси. После этого с них были сняты обвинения, они были примирены с Церковью и отправлены в отдельные религиозные дома для покаяния. Исключение составили лишь великие командоры Англии и Оверни, братья Уильям де Ла Мор и Гимберт Бланк, которые отказались отречься от ереси, которую всегда отрицали. Они оставались в тюрьме, ожидая решения Церковного собора [75]. Поскольку Церковный совет отложил решение по их делам, похоже, что оба оставались в тюрьме до самой смерти.

В Йорке пытки не применялись, и никаких уличающих признаний не было. Тем не менее провинциальный совет принял такое же решение в отношении тамплиеров допрошенных в Йорке и Шотландии, как и их коллеги в Лондоне: они должны были отречься от ереси и были направлены в отдельные религиозные дома для покаяния. Протоколы церковного совета, решавшего дело тамплиеров в Ирландии, не сохранились, но осенью 1312 г. великий командор Ирландии был выпущен из тюрьмы под залог [76]. Нет никаких сведений о том, что ирландских тамплиеров отправляли в монастыри для покаяния, но они регулярно получали пенсию [77].

Самым суровым наказанием для тамплиеров из провинции Кентербери было постоянное заточение в своей комнате, за исключением посещения церковных служб. Выходить на свежий воздух в монастырский двор разрешалось лишь на четыре часа раз в неделю. Питание включало дешевое мясо два раза в неделю, рыбу четыре дня и пост на хлебе и воде по пятницам. Ежедневно необходимо было читать большое количество молитв. Братья Иоанн из Муна, Иоанн из Экла или Игла и Роберт из Хамельдона были одними из тех, кто подвергся этому суровому наказанию. Джон из Муна к моменту первого допроса состоял в Ордене около тридцати восьми лет, а Джон из Игла и Роберт из Хамельдона – около двадцати лет, так что, по-видимому, причиной столь сурового покаяния был их долгий срок службы [78]. Джон из Стока, бывший казначей лондонского Темпла, также был подвергнут суровому наказанию [79]. Он состоял в Ордене всего семнадцать лет, но был одним из трех тамплиеров в Англии, признавших себя виновным в предъявленных обвинениях, и Церковный совет, вероятно, решил, что он, скорее всего, виновен в большем, чем признал.

На другом конце шкалы тамплиеры с наименее строгой епитимьей могли два раза в неделю заниматься физическими упражнениями в монастырских садах, три дня в неделю есть мясо и три дня в неделю – рыбу, а также не должны были произносить никаких дополнительных молитв. Такую меру наказания получали тамплиеры, пробывшие в Ордене менее четырех лет, например, Роберт из Саутра, вступивший в Орден чуть более чем за год до арестов [80]. Алан Фори отмечает, что, хотя ограничения на употребление мяса были знакомы, принудительное заключение и отсутствие цели были бы самой тяжелой частью епитимьи. Тамплиеры не привыкли к тому, что их держат в замкнутом пространстве одного дома; они вступили в действующий орден и должны были работать [81].

В Англии тамплиеры, пережившие допрос и ушедшие в религиозные дома, практически не фигурировали в более поздних записях, за исключением случаев, когда они не прижились. В регистрах английских епископов записано, что некоторые тамплиеры доставляли неприятности в монастырях, где они находились. Генри Крейвен, отправленный в аббатство Понтефракт, был отлучен от церкви за то, что продолжал носить тамплиерскую мантию в нарушение запрета папы; в сентябре 1312 г. архиепископ Йоркский отпустил его и отправил обратно в Понтефракт с указанием настоятелю и монахам держать его у себя и присматривать за ним до тех пор, пока папа не пришлет новых указаний. Роджер из Шеффилда сбежал из аббатства Кирксталл, и его пришлось разыскивать и возвращать обратно, а Томас из Стаунфорда был обвинен в оскорблении аббата и монахов аббатства Фаунтейнс. Некоторые аббатства просто не хотели брать на себя ответственность за этих предполагаемых еретиков – даже несмотря на то, что тамплиеры почти все отрицали обвинения и отреклись от ереси [83]. Монахи также были недовольны возложенными на них расходами, поскольку пенсии тамплиеров не всегда поступали своевременно; и даже когда деньги были в наличии, некоторые тамплиеры отказывались платить за их содержание [84]. К сожалению, мы ничего не знаем о тамплиерах в Ирландии после 1312 г., кроме того, что им продолжали выплачивать пенсии.

Король Эдуард II поддержал решения церковных соборов, неоднократно отдавая распоряжения своим шерифам и бейлифам сотрудничать с епископами в доставке тамплиеров в назначенные им монастыри, а также следить за тем, чтобы эти монастыри получали деньги, причитающиеся за содержание тамплиеров [85]. Далее он действовал так, как будто решение Собора утвердило его во владении имуществом тамплиеров. В октябре и ноябре 1311 г. он разослал всем своим верным подданным информацию о том, кому он доверил земли тамплиеров. В одних случаях это были королевские чиновники, ответственные за сбор и учет доходов, в других – король передавал владения тамплиеров частным лицам, которые могли оставлять доходы себе [86]. Далее были разосланы письма различным хранителям с указанием того, какие выплаты они должны производить пенсионерам и держателям корроди тамплиеров [87]. Кроме того, король даровал новые владения тамплиеров своим друзьям и союзникам [88]. Эдуард был не единственным землевладельцем в Англии, который вел себя так, словно земли тамплиеров теперь принадлежали ему: его двоюродный брат, граф Томас Ланкастерский, конфисковал все земли, которые тамплиеры арендовали у него [89].

Пока король таким образом распоряжался бывшим имуществом тамплиеров, его отношения с вельможами достигали кризисной точки. В марте 1310 г. Эдуард согласился на назначение Ordainers, которые должны были реформировать управление королевским домом [90]. Их требования включали изгнание фаворита Эдуарда II Пирса Гавестона, решение вопросов политики и назначения должностных лиц должно приниматься баронами в парламенте, а король больше не должен иметь возможности собирать деньги, не проходящие через парламент. Во время подготовки проекта ордонансов некоторые из Ordainers присутствовали при заключительных событиях судебного процесса против тамплиеров в Лондоне: Граф Томас Ланкастерский, кузен короля, Хамфри де Бохун, граф Херефорд, Аймер де Валенс, граф Пемброк, и Ги де Бошамп, граф Уорик, присутствовали в понедельник 12 июля 1311 г., когда архиепископ, епископы и весь церковный совет собрались для рассмотрения дела тамплиеров при большом стечении народа из Лондонского Сити. Официальная запись не объясняет причин их присутствия. Поскольку они сами претендовали на большую часть земель тамплиеров, которые их предки первоначально передали ордену, возможно, они присутствовали для того, чтобы их интересы были представлены на Совете [91].

11 октября 1311 г. ордонансы получили королевскую санкцию, наложив ограничения на право короля получать товары и деньги, что сделало собственность тамплиеров как никогда ценной для Эдуарда. Гавестон отправился в изгнание 4 ноября, но к началу 1312 г. вернулся в Англию. В течение следующих нескольких месяцев, пока Ordainers и король готовились к войне друг с другом, Эдуард использовал имущество тамплиеров для своих приготовлений: 21 января 1312 г. он приказал хранителю принадлежащего тамплиерам поместья Рибстон отправить из принадлежащего ему имущества 100 четвертей пшеницы, 10,5 четвертей ячменя, 20 волов, 80 овец и две телеги с железными обручами в замок Гавестона в Кнаресборо для укрепления этого замка [92]. В марте архиепископ Кентерберийский Уинчелси отлучил Гэвестона от церкви за возвращение в Англию, а оппозиционное духовенство и графы развернули кампанию против короля и его фаворита [93]. Гражданская война казалась неизбежной.

Тем временем 22 марта 1312 г. папа Климент V распустил Орден Храма «не по приговору, а по папскому постановлению». Он не объявил орден виновным, но его репутация была настолько очернена, что он не мог продолжать свою деятельность. Это решение было опубликовано 3 апреля. 2 мая в булле Ad Providam папа Климент V объявил, что все владения ордена должны быть сохранены по их первоначальному назначению: для помощи христианам-католикам в Святой Земле и их защиты от врагов христианской веры. За исключением владений на Пиренейском полуострове, он передал бывшие владения тамплиеров госпитальерам, которые должны были продолжать войну на Востоке. 15 мая Климент направил письмо с этими инструкциями королю Эдуарду, архиепископам, епископам и дворянам Англии [94].

Вероятно, повеление папы дошло до Эдуарда только после смерти Гавестона 19 июня 1312 г., за которой последовали дальнейшие военные маневры как со стороны короля, так и его противников [95]. Король разрешил продавать древесину из владений тамплиеров и распорядился перечислять платежи из доходов тамплиеров непосредственно в Wardrobe или Палату – на его личные счета. Запасы с земель тамплиеров в Уорикшире и Лестершире были взяты для королевского хозяйства; сено и овес должны были быть отправлены для покрытия расходов на лошадей короля в следующем парламенте. Земли тамплиеров были отданы союзникам короля [96]. В начале августа Эдуард направил настоятелю госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского письмо, в котором запретил ему предпринимать какие-либо попытки получить земли тамплиеров, «поскольку исполнение папского мандата, если оно произойдет, нанесет явный ущерб нам и королевскому достоинству нашей короны» [97].

Войну удалось предотвратить благодаря посредничеству двух графов – представителей папы Римского, доставивших Эдуарду инструкции относительно земель тамплиеров, и графа Людовика Эврё, брата короля Франции Филиппа IV. Официальный мир был заключен 20 декабря 1312 г. [98]. 17 октября 1312 г. Фульк де Вилларе, великий магистр госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского, объявил, что отправляет своих представителей на Запад, чтобы взять под свою опеку бывшие владения тамплиеров [99]. Эдуард яростно сопротивлялся папскому приказу передать имущество госпитальерам, пока в ноябре 1313 г. в Англию не прибыли представители госпитальеров Альберт фон Шварцбург – бывший маршал [военный командир] Госпиталя, затем командир Госпиталя на Кипре, а теперь великий командор и лейтенант великого магистра в Европе – и Леонард де Тибертис, приор Венеции и генеральный прокурор госпиталя. Альберт был выходцем из знатной семьи, происходившей от графов Шварцбургов из Тюрингии и Саксонии; возможно, его знатная родословная и влияние, которым он мог пользоваться в результате, произвели впечатление на короля. Кроме того, папа Климент согласился предоставить Эдуарду частный заем в размере 160 000 флоринов, и это соглашение было окончательно подтверждено 20 января 1314 года. Хотя Эдуард продолжал протестовать, опасаясь опасности для своего королевства и подданных, если он передаст эти владения Госпиталю, он все-таки согласился это сделать [100].

5 декабря 1313 г. Альберт Шварцбургский и Леонард Тибертисский выступили с заявлением о том, что король Англии передал им все бывшее имущество рыцарей-тамплиеров, насколько это было в его силах, и приказал своим подданным вернуть им бывшее имущество тамплиеров, которым они владели. Они заявили, что удовлетворены, отказываются от всех претензий к нему и его наследникам и больше не будут добиваться ничего от этих владений. Однако многие владения, такие как Бишэм в Оксфордшире, Бруер в Линкольншире, Комб в Сомерсете, Факсфлит, Херст и Ньюсам в Йоркшире и даже сам Нью-Темпл, на самом деле по-прежнему находились в руках короля или местного землевладельца. Пройдет много лет, прежде чем госпитальеры получат многие из этих владений, а некоторые они так и не получат [101].

Суд над тамплиерами в Англии и Ирландии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Орден Храма в Великобритании и Ирландии был распущен не из-за событий на этих островах, а потому, что церковь и английское королевское правительство не могли или не хотели оставаться в стороне от событий во Франции. После того как инквизиторы французского короля Филиппа IV вырвали признания у тамплиеров во Франции, поскольку обвиняемые в ереси считались виновными до тех пор, пока не была доказана их невиновность, судебные процессы против тамплиеров не могли быть остановлены, а английское, ирландское и шотландское духовенство было полно решимости защитить свою паству путем искоренения ереси в своей стране. В августе 1308 г. папа Климент V передал расследование предполагаемой ереси тамплиеров провинциальным церковным советам, на основании чего церковные советы Лондона, Йорка и Дублина приняли решение о судьбе тамплиеров и фактически распустили орден на этих островах летом 1311 г., задолго до того, как папа Климент V объявил в апреле 1312 г. о своем решении распустить орден.

Несмотря на все усилия инквизиторов, английского и ирландского духовенства, против тамплиеров на этих островах, отрицавших вплоть до пыток всякую ересь, ничего не было доказано. У них были все возможности объяснить смысл предполагаемых ритуалов посвящения, но они просто настаивали на том, что таких ритуалов не существовало. Наиболее простое объяснение заключается в том, что эти тамплиеры были невиновны в обвинениях в богохульстве, идолопоклонстве и ереси. Они были виновны в некотором непонимании разницы между грехом против Бога и преступлением против Ордена, и им казалось, что они приравнивают преступления против Ордена к грехам против Бога. Но этого вряд ли было достаточно для того, чтобы оправдать роспуск Ордена.

Несмотря на недоказанность обвинений против тамплиеров, Орден Храма был распущен в Британии и Ирландии, поскольку ни один светский или духовный лидер не имел ни власти, ни желания противостоять приказу папы о расследовании обвинений. Сам папа не смог противостоять требованию короля Франции провести расследование, после того как тамплиеры во Франции дали признательные показания под пытками. Недостаток финансовых средств короля Эдуарда II сделал собственность тамплиеров более ценной для него, чем сам орден Храма; он смог использовать ценные владения тамплиеров для погашения долгов своего отца, а также для войны с шотландцами и собственными баронами. Будучи королем Англии, он представлял самую большую семью тамплиеров в Британии и Ирландии, но на протяжении всего Суда он использовал свое покровительство для реализации собственных интересов. Он начал Судебное разбирательство с протеста против него папе Римскому, позаботился о том, чтобы тамплиеры и их имущество оставались под его контролем, чтобы тамплиеры не подвергались пыткам, а их доходы поступали в его казначейство, и закончил тем, что отказался передать имущество тамплиеров их наследникам – госпитальерам, согласившись на это только после того, как папа предоставил ему кредит. Более двухсот лет спустя английский король Генрих VIII будет проводить аналогичную политику, распуская ради финансовой выгоды религиозные дома, которые искали у него защиты.

Хелен Дж. НИКОЛСОН

Присоединяйтесь к нашей группе MILITES TEMPLI во ВКОНТАКТЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] This article is based on and develops my research in Helen J. Nicholson, The Knights Templar on Trial: The Trial of the Templars in the British Isles, 1308—1311 (Stroud 2009); Helen J. Nicholson, “The Trial of the Templars in Ireland”, in The Debate on the Trial of the Templars (1307—1314), ed. Jochen Burg¬torf, Paul F. Crawford, and Helen J. Nicholson (Farnham 2010), 225—35; and Helen J. Nicholson, The Proceedings Against the Templars in the British Isles, 2 vols. (Farnham 2011). A further article on this subject is due to appear in the published proceedings of the conference “Gli Ordini di Terrasanta: Questioni aperte nuove acquisizioni (XII—XVI secolo)”, at Perugia, 14—15 November 2019, to be edited by Mirko Santanicchia, Sonia Merli, and Arnaud Baudin.
[2] Evelyn Lord, The Knights Templar in Britain (Harlow 2002), 1.
[3] Philip Slavin, “Landed Estates of the Knights Templar in England and Wales and Their Management in the Early Fourteenth Century, ” Journal of Historical Geography 42 (2013): 36—49.
[4] Lord, Knights Templar, 138.
[5] Aubrey Gwynn and R. Neville Hadcock, Medieval Religious Houses: Ireland, with an Appendix to Early Sites (London 1988), 329.
[6] Helen J. Nicholson, “The Military Orders and the Kings of England in the Twelfth and Thirteenth Centuries”, in From Clermont to Jerusalem: The Crusades and Crusader Societies, 1095—1500, ed. Alan V Murray (Turnhout 1998), 203—18; Lord, Knights Templar, 155—69.
[7] Ignacio de la Torre, “The Monetary Fluctuations in Philip IV’s Kingdom of France and Their Rel-evance to the Arrest of the Templars, ” in Debate on the Trial, ed. Burgtorf, Crawford, and Nicholson, 57-68, here 66.
[8] Barbara F Harvey, “Introduction: The ‘Crisis’ of the Early Fourteenth Century”, in Before the Black Death: Studies in the ‘Crisis’ of the Early Fourteenth Century, ed. Bruce M. S. Campbell (Manchester 1991), 1-24.
[9] Timothy Guard, Chivalry, Kingship, and Crusade: The English Experience in the Fourteenth Century (Woodbridge 2013), 23-31.
[10] Guard, Chivalry, 31, 139.
[11] Nicholson, Knights Templar, 24, 45; Malcolm Barber, The Trial of the Templars, 2nd ed. (Cambridge 2006), 216-17.
[12] David Bryson, “Three ‘Traitors’ of the Temple: Was Their Truth the Whole Truth?” in Debate on the Trial, ed. Burgtorf, Crawford, and Nicholson, 97—103, here 98; Jeffrey S. Hamilton, “King Edward II of England and the Templars”, in Debate on the Trial, ed. Burgtorf, Crawford, and Nicholson, 215—24, here 215—16; Nicholson, Knights Templar, 24.
[13] Barber, Trial, 219; Nicholson, Knights Templar, 46.
[14] David Knowles and R. Neville Hadcock, Medieval Religious Houses: England and Wales, 2nd ed. (Harlow 1971), 293.
[15] Kew, The National Archives of the UK, E 142/13 (Exchequer: Templars’ Lands in Oxfordshire and Berkshire), mem. 2.
[16] Nicholson, Knights Templar, 228; Simon Phillips, “The Hospitallers’ Acquisition of the Templars Lands in England”, in Debate on the Trial, ed. Burgtorf, Crawford, and Nicholson, 237—46, here 241.
[17] Nicholson, Knights Templar, 45, 133, 135, 146.
[18] Jeffrey S. Hamilton, Piers Gaveston, Earl of Cornwall 1307—1312: Politics and Patronage in the Reign of Edward II (Detroit 1988), 19-20.
[19] Seymour Phillips, Edward II (New Haven-London 2010), 125-51; Sophia Menache, Clement V (Oxford 1998), 269-75; John Carmi Parsons, “Isabella (1295-1358)”
[20] Elizabeth Hallam, ed., The Itinerary of Edward II and His Household, 1307—1328 (London 1984), 52-4, 62-76.
[21] Nicholson, Knights Templar, 72.
[22] Nicholson, Knights Templar, 54, 70—1.
[23] Gearoid MacNiocaill, ed., “Documents Relating to the Suppression of the Templars in Ireland, ” Analecta Hibernica 24 (1967): 183-226, here 191, 192, 196, 199, 200, 205, 207, 209, 212, 214.
[24] MacNiocaill, ed., “Documents”, 210, 211, 216-17.
[25] Slavin, “Landed Estates”; Nicholson, Knights Templar, 69—86.
[26] Nicholson, Knights Templar, 80—1.
[27] Barber, Trial, 267—9; Thomas Rymer, ed., Foedera, conventiones, literae, et cujuscunque generis acta publica, revised by Robert Sanderson, Adam Clarke, and Frederic Holbrooke, 4 vols. in 7 (London 1816— 1869), 2. 1: 167-9.
[28] Rymer, ed., Foedera, 2. 1: 235, 236-7.
[29] Kew, The National Archives of the UK, E 358/19 (Exchequer: Pipe Office: Miscellaneous Enrolled Accounts; Accounts: Accounts for the Lands of the Templars, Confiscated by the Crown), rot. 47v.
[30] Kew, The National Archives of the UK, E 368/79 (Exchequer: Lord Treasurer’s Remembrancer: Memoranda Rolls, 8 July 1308—7 July 1309), rot. 107; Calendar of the Close Rolls Preserved in the Public Record Office, Prepared under the Superintendence of the Deputy Keeper of the Records, Edward II, A. D. 1307—1313 (London 1892), 284, 394, 493, 511; Rymer, ed., Foedera, 2. 1: 155, 182; Calendar of the Close Rolls Preserved in the Public Record Office, Prepared under the Superintendence of the Deputy Keeper of the Records, Edward II, A. D. 1313-1318 (London 1893), 130, 205.
[31] Phillips, “Hospitallers’ Acquisition”
[32] Nicholson, Knights Templar, 147-8.
[33] The Register of William Greenfield, Lord Archbishop of York, 1306—1315, ed. William Brown and A. Hamilton Thompson, Surtees Society 145, 149, 151-3 (1931-1940), 4: 286, 337.
[34] Calendar of the Patent Rolls Preserved in the Public Record Office, Edward II, A. D. 1313—1317, Prepared under the Superintendence of the Deputy Keeper of the Records (London 1898), 595. My thanks to Ray¬mond E. O. Ella for this point.
[35] Alan Forey, “Ex-Templars in England”, Journal of Ecclesiastical History 53, no. 1 (2002): 18-37, here 36.
[36] Nicholson, Knights Templar, 52-3.
[37] “Lamentacio pro Templariis”, ed. Christopher R. Cheney, in “The Downfall of the Templars and a Letter in their Defence”, in Medieval Texts and Studies, ed. Christopher R. Cheney (Oxford 1973), 314-27, here 321-2; Larissa C. Tracy, “Lamentacio: Inquisition, Torture and the English Templars”, unpublished paper presented at the International Medieval Congress, University of Leeds, 10 July 2012; Larissa C. Tracy, Torture and Brutality in Medieval Literature: Negotiations of National Identity (Woodbridge 2012), 138 n. 29.
[38] Lambert B. Larking, ed., The Knights Hospitallers in England: Being the Report of Prior Philip de Thame to the Grand Master Elyan de Villanova for A. D. 1338, introduction by John Mitchell Kemble, Camden Society, First Series 65 (1867), 230, note on p. 78: quoting Thomas Tanner, Notitia Monastica, ed. James Nasmith (Cambridge 1787), vi.
[39] Barber, Trial, 125-7, 139.
[40] Nicholson, Knights Templar, 92.
[41] Barber, Trial, 124.
[42] Nicholson, Proceedings, 1: 142, 159, 171, 364, 369; 2: 139; Calendar of the Close Rolls 1307—1313, 230.
[43] Nicholson, Knights Templar, 31-8; Nicholson, Proceedings, 1: 11-15; 2: 12-16.
[44] Nicholson, Proceedings, 2: 15.
[45] Nicholson, Knights Templar, 98.
[46] Nicholson, Proceedings, 2: 175-85, 396.
[47] Nicholson, Knights Templar, 99.
[48] Nicholson, Proceedings, 2: 298.
[49] Nicholson, Proceedings, 2: 384-5, 387.
[50] Nicholson, Knights Templar, 100-9.
[51] Paul Hyams, “Due Process versus the Maintenance of Order in European Law: The Contribution of the ius commune, ” in The Moral World of the Law, ed. Peter Coss (Cambridge 2000), 62-90, here 82.
[52] Register of William Greenfield, ed. Brown and Thompson, 4: 286, end of no. 2271.
[53] Register of William Greenfield, ed. Brown and Thompson, 4: 334—5, no. 2301.
[54] Nicholson, Proceedings, 2: 104—11, 387—95.
[55] Nicholson, Proceedings, 2: xxix—xxx.
[56] Nicholson, Proceedings, 2: 188—230.
[57] Nicholson, Proceedings, 2: 215-17, 220, 221, 227, 394.
[58] Nicholson, Knights Templar, 106-7.
[59] Nicholson, Proceedings, 2: 209, 214; Helen J. Nicholson, “Myths and Reality: The Crusades and the Latin East as Presented during the Trial of the Templars in the British Isles, 1308-1311, ” in On the Margins of Crusading: The Military Orders, the Papacy, and the Christian World, ed. Helen J. Nicholson, Crusades Subsidia 4 (Farnham 2011), 89-99, here 95-6.
[60] Nicholson, Proceedings, 2: 214-15.
[61] Nicholson, Proceedings, 2: 76, 226-7.
[62] Nicholson, Proceedings, 2: xxxvi.
[63] David Burr, The Spiritual Franciscans: From Protest to Persecution in the Century after Saint Francis (Philadelphia 2001); Michael Robson, The Franciscans in the Middle Ages (Woodbridge 2006), 101-7, 119-219.
[64] William J. Courtenay, “Inquiry and Inquisition: Academic Freedom in Medieval Universities, ” Church History 58, no. 2 (1989): 168-81, here 175, 177; Andrew G. Little, “A Record of the English Dominicans, 1314, ” English Historical Review 5 (1890): 107-12, and 6 (1891): 752-3.
[65] Frederick M. Powicke and Christopher R. Cheney, eds., Councils and Synods with other Documents Relating to the English Church, II: A. D. 1205-1313, Part 2: 1265-1313 (Oxford 1964), 2. 2: 1255-63.
[66] Nicholson, Proceedings, 2: xxxvii-xxxviii.
[67] Nicholson, Proceedings, 2: xxvi.
[68] Nicholson, Proceedings, 2: xxviii.
[69] Paris, Bibliotheque nationale, MS lat. 5376, fols. 33-40. I am very grateful to Marie-Lise Tosi for drawing this manuscript to my attention. Folios 33 and 40 of MS lat. 5376 correspond to Oxford, Bodleian Library, MS Bodley 454, fols. 88v-90r, and London, British Library, Cotton MS Julius B xii, fol. 77r-v; folios 34 to 39 correspond to MS Bodley 454, fols. 74r-81r (edited in Nicholson, Proceedings, 1: 141-58, 173-8).
[70] Nicholson, Knights Templar, 120-3.
[71] Helen J. Nicholson, “The Testimony of Brother Henry Danet and the Trial of the Templars in Ireland”, in In Laudem Hierosolymitani: Studies in Crusades and Medieval Culture in Honour of Benja¬min Z. Kedar, ed Iris Shagrir, Ronnie Ellenblum, and Jonathan Riley-Smith, Crusades Subsidia 1 (Aldershot 2007), 411-23, here 420.
[72] Nicholson, Proceedings, 2: xxv-xxvi.
[73] Nicholson, Knights Templar, 177.
[74] Nicholson, Proceedings, 2: lv—lvi.
[75] Nicholson, Proceedings, 2: 415—25.
[76] Maeve Brigid Callan, The Templars, the Witch, and the Wild Irish: Vengeance and Heresy in Medieval Ireland (Ithaca 2015), 50.
[77] Herbert Wood, “The Templars in Ireland, ” Proceedings of the Royal Irish Academy 25C, no. 14 (1906): 327—77, here 357—9; Philomena Connolly, ed., Irish Exchequer Payments, 1270-1446 (Dublin 1998), 217.
[78] Forey, “Ex-Templars, ” 24-6; Registrum Simonis de Gandavo, Diocesis Saresbiriensis, A. D. 1297—1315, ed. Cyril T. Flower and Michael C. B. Dawes, Canterbury and York Society 40-1 (1934), 1: 404.
[79] Forey, “Ex-Templars”, 25.
[80] Forey, “Ex-Templars”, 24-6; Registrum Simonis de Gandavo, ed. Flower and Dawes, 1: 404; for Rob¬ert of Sautre, see Nicholson, Proceedings, 1: 68.
[81] Forey, “Ex-Templars”, 25.
[82] Register of William Greenfield, ed. Brown and Thompson, 5: 8.
[83] Forey, “Ex-Templars”, 23-4, 27, 28.
[84] Forey, “Ex-Templars”, 28-30.
[85] Calendar of the Close Rolls 1307-1313, 365, 369, 370, 373, 375, 468, 473, 490, 497, 504, 509, 512, 521.
[86] Rymer, ed., Foedera, 2. 1: 144, 148, 149, 150.
[87] Rymer, ed., Foedera, 2. 1: 150-1.
[88] Rymer, ed., Foedera, 2. 1: 155, 157, 166; Calendar of the Patent Rolls Preserved in the Public Record Office, Edward II, A. D. 1307-1313, Prepared under the Superintendence of the Deputy Keeper of the Records (London 1894), 414, 440, 442, 453, 466; Calendar of the Close Rolls 1307-1313, 410, 414, 426-7.
[89] John Maddicott, Thomas of Lancaster, 1307-1322: A Study in the Reign of Edward II (Oxford 1970), 34.
[90] Jeffrey S. Hamilton, “Lords Ordainer (act. 1310-1313)”, Oxford Dictionary of National Biography, avail¬able online, accessed 20 September 2020, www. oxforddnb. com/view/article/50153.
[91] Nicholson, Proceedings, 2: 419-20.
[92] Rymer, ed., Foedera, 2. 1: 154; Michael Prestwich, “The Ordinances of 1311 and the Politics of the Early Fourteenth Century, ” in Politics and Crisis in Fourteenth-Century England, ed. John Taylor and Wendy Childs (Gloucester 1990), 1-18; Hamilton, Piers Gaveston, 79-89, 94, 164 n. 36.
[93] Hamilton, Piers Gaveston, 87-94.
[94] Barber, Trial, 267-9; Rymer, ed., Foedera, 2. 1: 167-9. On the papal dissolution of the Templars, see now Elizabeth A. R. Brown and Alan Forey, “Vox in excelso and the Suppression of the Knights Templar: The Bull, Its History, and a New Edition”, Mediaeval Studies 18 (2018): 1-58.
[95] Hamilton, Piers Gaveston, 95-9, 104-5.
[96 Rymer, ed., Foedera, 2. 1: 169, 171, 172, 173, 180; Calendar of the Patent Rolls 1307-1313, 461, 465, 466, 467, 481, 484, 486, 501, 504, 511, etc.; Calendar of the Close Rolls 1307-1313, 424, 467, 482.
[97] Rymer, ed., Foedera, 2. 1: 174; Calendar of the Close Rolls 1307—1313, 544.
[98] Hamilton, Piers Gaveston, 104-5.
[99] Rymer, ed., Foedera, 2. 1: 182-4.
[100] Rymer, ed., Foedera, 2. 1: 209, 211, 214, 225, 235, 236-7; J. R. Seymour Phillips, Aymer de Valence, Earl of Pembroke 1307—1324: Baronial Politics in the Reign of Edward II (Oxford 1972), 71-2 and 72 n. 2.
[101] Phillips, “Hospitallers’ Acquisition”.