Top.Mail.Ru
Андре де Бодман и первые годы тамплиеров в Шампани

Андре де Бодман и первые годы тамплиеров в Шампани

Андре де Бодеман

Что касается других, которые не были перечислены, то представляется выгодным предоставить гарантии, что они — любители истины: это граф Теобальд; граф Невер; [и] Андре де Бодман. Они присутствовали на Совете и действовали таким образом, что с совершенным, тщательным вниманием выискивали то, что было хорошо, и не одобряли то, что не казалось правильным [1]

Эта цитата из пролога к «Уставу рыцарей-тамплиеров» описывает обстоятельства, при которых в январе 1129 г. состоялся Собор в Труа, и перечисляет некоторых участников этого мероприятия. Подавляющее большинство собравшихся в Труа были церковнослужителями, но, как видно из приведенной цитаты, в нем приняли участие и некоторые светские сановники, в том числе граф Тибо II Шампанский, граф Вильгельм II Неверский и Андре де Бодман, которые сыграют ведущую роль в становлении нового ордена.

В своей монографии «Семьи тамплиеров: Землевладельческие семьи и орден Храма во Франции, ок. 1120-1307 гг.» [2012] Йохен Шенк обращает внимание на связи семьи Бодман с тамплиерами, а также на их контакты с другими религиозными орденами, например, с цистерцианцами [2]. В силу объема своей работы Шенк не останавливается подробно на этом конкретном случае, однако, на мой взгляд, он настолько значим и интересен, что заслуживает отдельного исследования. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что члены семьи Бодман, в частности упомянутый выше Андре и его сын Вильгельм, принадлежали к группе основателей этого нового военно-религиозного ордена и играли ведущую роль в развитии тамплиеров в Шампани вплоть до середины XII века.

Связь семьи Бодман с рыцарями-тамплиерами прослеживается прежде всего через деятельность Андре де Бодмана, поскольку, будучи сенешалем графства Шампань, он был наиболее ярким представителем своей семьи в рассматриваемый период [а именно в 1120-1130-е гг.]. Не случайно его имя мы находим в прологе к орденскому Уставу, составленному на Соборе в Труа. Для иллюстрации аргументов, приведенных в этой главе, в конце даны два приложения с источниками и три генеалогические таблицы.

***

Хотя жизнь Андре де Бодмана хорошо документирована, мы не знаем ничего определенного о происхождении его рода. Поскольку род Бодманов был тесно связан с двором графов Шампани и Блуа, возможно, что первое упоминание об Андре относится к 1099 г.: в документе, выданном графом Стефаном [или Стефаном-Генрихом] де Блуа, в качестве свидетеля фигурирует человек по имени Andreas, filius Leteri [3]. Это произошло в то время, когда граф Стефан вернулся из Первого крестового похода, но до того, как его жена Аделаида отправила его обратно в Святую землю, и мы не знаем, принимал ли Андре участие в экспедиции Стефана на Восток. Стоит отметить, что отец Андре в этой грамоте назван Летериком – имя, которое также встречается в Бодмане в первой половине XII в. [1133 г.] [4]. Документ 1099 г. касается прав графа Стефана на землю и доходы в Бри, где и расположен Бодман [департамент Марна, кантон Англюр, побережье реки Об].

Граф Стефан умер на Востоке в 1102 г. [5], а его земли и власть в Блуа перешли к его вдове Аделаиде Нормандской, выступавшей в качестве регентши при их еще несовершеннолетнем сыне [Тибо II]. Между тем с 1093 г. власть в Шампани находилась в руках графа Хуго [Юга] из Труа, сводного брата Стефана. В документах, изданных Аделаидой в период с 1102 по 1109 г., имя Андре де Бодмана больше не встречается. Однако с 1103 г. Андре присутствует в качестве свидетеля в хартиях, выданных графом Хуго из Труа: так, мы находим его в свите Хуго в документах 1103, 1104 и 1108 гг. [6]. В 1109 г. граф Тибо II де Блуа издал документ для аббатства Молем и указал, что среди свидетелей были его milites et homines [воины и люди], в том числе его вассалы Andreas de Baldimento, Rocelinus de Vendoperio et multi alii [Андреас де Бальдименто, Роцелинус де Вендоперио и многие другие] [7]. Если мое предположение верно, то Андре, сын Летерика, получил владение Бодманом примерно до 1103 г. и стал прямым вассалом графов Шампани и Блуа; документ Тибо II 1109 г., по-видимому, подтверждает это.

Заслуживает внимания и крестоносная деятельность владельца Бодмана в этот период. Хотя нам неизвестно, участвовал ли Андре де Бодман в походах графа Стефана [доступные нам источники ничего не сообщают на этот счет], он принимал участие в крестоносной деятельности своего сюзерена, графа Хуго де Труа/Шампань. Первую экспедицию в Святую землю Хуго организовал в 1104 г., отправившись в Иерусалим и пробыв там как минимум до конца 1107 или начала 1108 г. Второе паломничество на Восток Хуго совершил в 1114-1116 гг. и есть веские основания полагать, что Андре де Бодман участвовал в обеих этих экспедициях. В документе, выданном королем Иерусалима Балдуином I и датированном Рейнхольдом Рорихтом и Хансом Эберхардом Майером 1108 годом, в качестве свидетеля указан Andreas de Valdement, а Майер идентифицирует его как Андре де Бодмана [8]. Эта идентификация связана с другим документом, также изданным Балдуином I и датированным 1115 г., в котором в качестве одного из свидетелей указан Andreas de Baldement, которого, несомненно, следует отождествить с Андре де Бодманом [9].

Примечательно, что в обеих экспедициях в Святую Землю принимал участие и другой вассал графа Хуго Шампанского – Хуго де Пейн [будущий соучредитель и первый магистр тамплиеров]. В списках свидетелей вышеупомянутых документов, выданных королем Иерусалима Балдуином I, значится и имя другого шампанца: Ги де Милли. Очевидно, что в 1104-1116 гг. крестоносцы из Шампани под предводительством своего графа составляли значительную группу паломников, посещавших Святую Землю. Некоторые из них, в том числе Ги де Милли и Хуго де Пейн, в конце концов решили навсегда обосноваться на Востоке, но не порывали своих связей с Францией и Шампанью.

Хорошо известна карьера Андре де Бодмана при дворе графа Хуго Шампанского, где он исполнял обязанности сенешаля Шампани. Андре сохранил этот титул и после 1125 г., когда Хуго сложил с себя полномочия, передал власть своему племяннику, графу Тибо II де Блуа, и вступил в ряды рыцарей-тамплиеров: в документе, изданном в 1128 г., он упоминается [в родительном падеже] как domini Andreae, dapiferi sui, графа Тибо [10]. Во Франции XII века титул и обязанности управляющего [dapifer] были включены в обязанности придворного сенешаля. Таким образом, в начале XII века Андре де Бодман и его семья были представителями знати графства Шампань, имевшими тесные связи с Латинским Востоком.

Карьере Андре, безусловно, способствовал его брак с Агнес, наследницей владения Брен [департамент Эн], имя которой также встречается в документах первой половины XII века [11]. Мы не знаем, когда именно был заключен их брак, но, видимо, в конце XI или начале XII века, поскольку в 1128-1133 годах их многочисленные дети уже были взрослыми. Точное происхождение владений Брен неясно, но в 1049 году здесь жил сеньор по имени Хуго, который был отлучен от церкви за свою политическую и церковную деятельность. Сыном этого Хуго, вероятно, был Ги де Брен, которого с 1070-х гг. можно встретить в окружении графа Тибо I Блуа-Шампанского [ум. 1089 г.]. Агнес де Брен, по-видимому, была дочерью Ги и наследницей владения, которое уже тогда являлось вотчиной графов Шампани [12]. Однако нет убедительных доказательств того, что в это время лордство Брейн имело «семейный» статус. Брак между Агнес де Брен и Андре де Бодманом, вероятно, был заключен с согласия их сюзерена, в данном случае графа Шампани: это мог быть либо Тибо I, либо его старший сын Стефан [или Стефан-Генрих], либо его младший сын Хуго [сводный брат Стефана].

У Андре де Бодмана был, по крайней мере, один брат по имени Энгенуль [Ingenulfus, Ingenurfus], о чем ясно говорится в документе 1133 г., где подробно описывается пожертвование тамплиерам [13]. Кроме этого, об Энгенуле больше ничего не известно. Мы можем только предполагать, что он мог быть священником, возможно, каноником собора святых Гервасия и Протасия в Суассоне: Это предположение я основываю на грамоте об основании цистерцианского аббатства в Лонпоне [департамент Эна, около 15 км к юго-западу от Суассона], выданной епископом Суассона Жоссленом де Верзи в 1132 г.; в следующем году епископ также предоставил тамплиерам церковные привилегии [14]. Основание аббатства в Лонпоне произошло по инициативе Бернара Клервоского, но соответствующая грамота была выдана епископом Жоссленом, который предоставил новому учреждению множество церковных привилегий, включая независимость от верховенства местного настоятеля. В то же время пожалование Лонпона [земля и доходы] исходило от Жерара из Chirisiaco [возможно, Cherisy/Шеризи, департамент Па-де-Кале], но именно Андре де Бодман, как светский феодал, подтвердил этот акт, что свидетельствует о том, что Жерар, вероятно, был вассалом Андре. В списке свидетелей документа, среди прочих иподиаконов, стоит подпись некоего Ingenulfus. Это имя не очень распространено, и тот факт, что оно встречается в документе с участием Андре де Бодмана, позволяет предположить, что этим Ingenulfus мог быть брат Андре – Энгенуль [15]. Если это предположение верно, то Энгенуль де Бодман действительно выбрал церковную карьеру – решение, вполне соответствующее политике семьи Бодман в отношении Церкви и новых религиозных орденов, таких как премонстраты, цистерцианцы, а также рыцари-тамплиеры.

Однако эти ордена были новыми учреждениями, основанными в конце XI – начале XII века и отражавшими глубокие изменения в существующей структуре церковных институтов – явление, известное нам как григорианская реформа. Из сохранившихся документов следует, что семья Бодманов сыграла активную роль в реформировании церкви в Шампани в этот период. Однако еще до этого Андре де Бодман, будучи одним из высших чиновников графа Шампанского, уже был одним из главных действующих лиц на политической и религиозной сцене, и его влияние, безусловно, прослеживается в появлении рыцарей-тамплиеров и их размещении в Шампани, родине Хуго де Пейна.

Историки в основном сходятся во мнении, что сообщество [и будущий орден] рыцарей-тамплиеров было образовано в первые недели 1120 г. группой рыцарей из франкоязычных стран, среди которых ведущую роль играли Хуго де Пейн [Шампань], Годфри де Сент-Омер [Фландрия] и Андре де Монбар [Бургундия], который был дядей Бернара Клервоского [16]. В первые годы своего существования тамплиеры сосредоточили свою деятельность на Святой Земле, но они также поддерживали контакты со своими родными регионами в Западной Европе. Одним из важнейших событий в ранней истории нового сообщества стало решение Хуго Шампанского присоединиться к нему: это произошло, вероятно, во второй половине 1125 года.

Одним из последствий решения Хуго стал переход власти в Труа к его племяннику, графу Блуа и Шартра Тибо II [17]. Нам неизвестно, какие пожертвования сделал Хуго тамплиерам в своих шампанских владениях до того, как он решил покинуть Францию и отправиться в Иерусалим, но мы знаем, что два года спустя, в октябре 1127 г., когда Хуго де Пейн находился во Франции, Тибо II сделал свое первое пожертвование тамплиерам, передав им земли и привилегии в окрестностях Провена и Сезанна в северной Шампани [Бри] [18]. Несомненно, Андре де Бодман должен был быть свидетелем этого акта – как в силу своего высокого положения, так и в качестве сенешаля Шампани, который он занимал во времена правления Хуго де Труа [до 1125 г.] и продолжал занимать при Тибо II [с 1125 г.].

Если верить Вильгельму Тирскому, тамплиеры в течение первых девяти лет своего существования были довольно бедны, существовали за счет пожертвований и даров, переданных им королем Иерусалима, патриархом Святого города и другими вельможами в Утремере, и ко времени собора в Труа состояли всего из девяти человек [19]. Если это так, то мы, вероятно, можем идентифицировать этих девятерых тамплиеров: помимо тех, кто упоминается в прологе их Устава, а именно: Хуго де Пейна, Роланда, Годфри [де Сент-Омера], Годфри Бизоля, Пайена де Мондидье и Аршамбо де Сент-Аманда [20], были еще Андре де Монбар, Гондемар и, конечно, Хуго де Труа [21]. Однако нам известно, что в середине 1120-х годов по Европе путешествовали еще несколько тамплиеров, в том числе некий Генрих и некий Роберт [22]. В 1127 г. многие братья-тамплиеры прибыли из Святой Земли в Европу, чтобы рекрутировать новых членов и получить дополнительные пожертвования для своей общины, чтобы укрепить ее силы на Востоке. Согласно прологу Устава, Хуго де Труа не был в числе шести тамплиеров, присутствовавших на Соборе в Труа; он остался в Святой Земле, где упоминается в документах, изданных в 1129-1130 гг [23].

Хорошо известно, чем занимались Хью де Пейн и другие тамплиеры в период с октября 1127 г., когда они прибыли во Францию, до января 1129 г., когда состоялся Собор в Труа. В этот период они провели успешную пропагандистскую кампанию, в результате которой увеличилось количество пожертвований для их общины и были привлечены новые люди, решившие вступить в ряды ордена [24]. Обращает на себя внимание определенная закономерность в поведении местной знати: она делала как пожертвования в пользу новой организации, так и поддерживала с ней личные связи. Особенно хорошо эта закономерность прослеживается во Фландрии и Шампани. В обоих случаях первые пожертвования тамплиерам поступили от местных графов. В 1127 г. тамплиеры получили свои первые земли и права от графа Вильгельма Фландрского и графа Тибо II Шампанского [25], что хорошо согласуется с деятельностью тамплиеров, которые в том году отправились из Святой Земли в Европу. В 1128 г. во Фландрии появились дополнительные пожертвования, среди которых особо следует отметить пожертвования Вильгельма, кастеляна Сент-Омера [26]. Хотя у нас нет прямых подтверждений того, что граф Вильгельм Фландрский и Годфри де Сент-Омер, один из основателей тамплиеров, были родственниками, представляется весьма вероятным, что они ими были, и интересно, что в соответствующих документах, подробно описывающих пожертвования тамплиерам как графа Фландрии, так и кастеляна Сент-Омера, Хосто де Сент-Омер фигурирует в качестве свидетеля [27].

Хосто де Сент-Омер был сыном кастеляна Вильгельма де Сент-Омера и Мелисенды де Пикиньи [в жилах которой текла кровь Карла Великого – если верить одному из хронистов] и братом двух последующих кастелянов, Вальтера и Вильгельма III. Кроме того, Сен-Омеры имели тесные родственные связи с Иерусалимским королевством [28]. Хосто вступил в ряды тамплиеров примерно в 1137 г. [29], но я полагаю, что он мог появиться в их рядах несколькими годами раньше, возможно, непосредственно перед или после Собора в Труа. В документах Вильгельма де Сент-Омера его сын Хосто всегда упоминается на первом месте, перед своим братом Вильгельмом, поэтому у нас есть все основания полагать, что он был старшим сыном кастеляна. Если мое предположение верно, что кастелян Сент-Омера планировал для своего старшего сына карьеру в новом тамплиерском сообществе, то его пожертвование, выданное в 1128 г., вероятно, было связано с этим. В более поздние годы Хосто неоднократно появляется в документах в качестве брата-тамплиера: в 1140-х годах мы можем найти его во Фландрии, Англии, Каталонии и Палестине [30].

Удивительно, что почти такие же отношения после 1129 года сложились и между семьей Бодман и тамплиерами, и в этом случае ведущую роль играл Андре де Бодман, сенешаль Шампани. Присутствие Андре на Соборе в Труа неудивительно, особенно если учесть его крестоносные походы [1108, 1115 гг.], место в окружении графов Шампани и тесные связи с Бернаром, аббатом Клерво, с которым он разделял мнение о необходимости реформирования Церкви. Эти связи подтверждаются несколькими документами, относящимися к 1128-1132 гг.

В 1128 г. архиепископ Реймсский Рейнальд издал документ, в котором сообщается, что Галеран де Бодман, бывший аббат монастыря Святого Мартина в Эперне и сын Андре де Бодмана, сложил с себя полномочия. Это произошло по совету Бернара Клервоского, графа Тибо II Шампанского и самого архиепископа, который решил учредить в Эперне службу регулярных каноников. Документ указывает на то, что Тибо II сыграл важную роль в первоначальном назначении Галерана аббатом в Эперне, которое произошло до 1128 года [31]. Теперь Галеран де Бодман стал монахом в Клерво, а оттуда – в 1129 г., согласно Йохену Шенку [32] – Бернар отправил его в недавно основанный монастырь Оурскамп, где Галеран к 1130-м гг. служил аббатом [33].

В 1130 г. Андре де Бодман, его жена Агнес де Брен и их сыновья Вильгельм и Ги приняли активное участие в основании другого цистерцианского монастыря – Нотр-Дам д’Иньи в епархии Реймса [34]. Двумя годами позже, в 1132 г., Андре также был в числе основателей цистерцианского монастыря Лонпон [35]. В обоих случаях нет сомнений в решающем участии Бернара Клервоского в основании этих двух новых монастырей. Андре де Бодман позаботился и о церковной карьере других своих детей. Его сын, также носивший имя Андре, стал монахом цистерцианского монастыря в Понтиньи, а затем стал первым аббатом цистерцианского монастыря Шали, основанного королем Франции Людовиком VI в 1136 году [36]. Еще один из сыновей Андре, Тибо де Бодман, стал монахом в Премонтре [37]. Через некоторое время [после 1142 г.] две дочери Андре, Матильда и Гельвида, поступили в монастырь Жюли-ле-Ноннен. Аббатство Жюли-ле-Ноннен было филиалом аббатства Молем в епархии Лангра и было основано около 1113/1115 г. Мило II Бриеннским, графом Бар-сюр-Сен. Жена Мило, Агнес, была дочерью Ги Бодмана [еще одного сына Андре де Бодмана], который приходился братом Матильде и Гельвиде [38].

Единственным сыном Андре де Бодмана, оставшимся в светской жизни и продолжившим род Бодман, был вышеупомянутый Ги. Он был женат на Аликс [Алисе], о происхождении которой на данный момент ничего не известно. Две дочери Андре, а именно вышеупомянутая Гельвида [ставшая впоследствии монахиней в Жюли-ле-Ноннане] и Гумбелин, были замужем за сыновьями из знатных шампанских семей. В 1130-х гг. мужем Гельвиды был Ги де Дампьер-сюр-Об, виконт Труа, который также фигурирует в документах, содержащих сведения о пожертвованиях тамплиерам [39]. Гумбелин же вышла замуж за Вальтера II, графа Бриеннского, и мы встречаем их обоих в документе, изданном в 1133 г., когда они одобрили пожертвование тамплиерам, сделанное Андре де Бодманом [40].Единственным сыном Андре де Бодмана, оставшимся в светской жизни и продолжившим род Бодман, был вышеупомянутый Ги. Он был женат на Аликс [Алисе], о происхождении которой на данный момент ничего не известно. Две дочери Андре, а именно вышеупомянутая Гельвида [ставшая впоследствии монахиней в Жюли-ле-Ноннане] и Гумбелин, были замужем за сыновьями из знатных шампанских семей. В 1130-х гг. мужем Гельвиды был Ги де Дампьер-сюр-Об, виконт Труа, который также фигурирует в документах, содержащих сведения о пожертвованиях тамплиерам [39]. Гумбелин же вышла замуж за Вальтера II, графа Бриеннского, и мы встречаем их обоих в документе, изданном в 1133 г., когда они одобрили пожертвование тамплиерам, сделанное Андре де Бодманом [40].

Учитывая «религиозную» деятельность Андре де Бодмана и его детей в начале 1130-х годов, их политика в отношении рыцарей-тамплиеров была естественным дополнением. Сын Андре Вильгельм вступил в орден, вероятно, до конца 1132 года [41]. Этот шаг сопровождался значительным количеством пожертвований – не только от самого Андре, но и от других дарителей, которые реагировали на растущую популярность ордена в начале 1130-х годов. Примерно в 1132-1133 гг. мы наблюдаем соответствующую деятельность в северной Шампани, в частности, в окрестностях деревень Барбонн, Сезанн, Шантермерль, Бодман и Плер. Все эти места находятся недалеко друг от друга, расстояние между ними составляет в среднем от 7 до 15 км.

Более того, мы видим и родственные связи между людьми, сделавшими эти пожертвования тамплиерам. Особенно интересен в этом отношении документ, выданный епископом Хато из Труа, датируемый 1129-1143 гг. и опубликованный маркизом д’Альбоном [42]. В этом документе перечислены пожертвования, сделанные тамплиерам в северной Шампани, и хотя датой подписания хартии является 1143 год, есть основания полагать, что некоторые из перечисленных пожертвований были сделаны гораздо раньше: например, пожертвование, сделанное Симоном, господином из Бройеса, должно быть датировано ранее января 1137 года, месяца и года смерти Симона. Документ епископа Хато следует рассматривать вместе с другим документом, частично опубликованным маркизом д’Альбоном и полностью отредактированным Феликсом Буркелотом [43]. В этом документе, датированном 1133 годом, некто Летерик де Бодман [не путать с отцом Андре де Бодмана] передает Ордену тамплиеров все, чем он владеет между Бодемом и Шантемерлем [44]. Если учесть географический диапазон пожертвований, о которых идет речь в этих двух документах, то они прекрасно дополняют друг друга, а связующим звеном между ними является Андре де Бодман, сенешаль Шампани [45].

Тамплиеры в Шампани

Нашей отправной точкой здесь является дарение Летерика де Бодмана в 1133 г., которое обсуждалось Йохеном Шенком [46]. Шенк предполагает, что Летерик может быть родственником Агнес Бодман [т.е. дочери Ги де Бодмана и внучки Андре де Бодмана] и что он может быть идентичен Летерику д’Онуа, но убедительных доказательств этому нет. Однако очевидно, что Летерик из Бодмана был вассалом Андре, и его решение сделать пожертвование тамплиерам в 1133 г., вероятно, было результатом аналогичного решения самого сенешаля Шампани: феодальные [хотя и не родственные] отношения между Летериком и Андре четко прослеживаются в документе, поскольку Андре должен был одобрить пожертвование Летерика как сделанное из его вотчины [de feodo domini Andree Senescalci]. Согласно тому же документу [в редакции Буркело], Андре де Бодман также сделал пожертвование во имя спасения душ своих предков и особенно во имя своего сына Вильгельма, «который был рыцарем Бога и Храма Соломона» [qui miles Dei Templique Salomonis tunc fuerat]. В случае с Андре его пожертвование было одобрено графом Шампанским, феодальным сеньором Андре, и всеми теми детьми Андре, которые в это время не были монахами или монахинями. Так, здесь мы видим его сына и наследника Ги де Бодмана с женой [Аликс], графа Бриенна [Вальтера II], его жену [дочь Андре Гумбелин] и их сыновей Ги и Евстахия, а также Гельвиду де Бодман с мужем Ги де Дампьер-сюр-Об и их сыновей Ансерика де Монреаля [от первого брака Гельвиды с Хуго де Шасне] и Вильгельма де Дампьер-сюр-Об [47].

К документу 1133 г., составленному Летериком де Бодманом, следует отнестись более внимательно, поскольку он состоит из трех частей. Первая часть – это дарственная Летерика, подтвержденная его сыновьями Леоном и Евстахием и засвидетельствованная восемью лицами, из которых Иоганн Руфус и Витерс были родом из Бодмана, Марк и Филипп – из Плера, а Эсселин – из Коннантре. Мы можем быть уверены, что эти люди были ближайшими сподвижниками Летерика де Бодмана, и некоторые из них также фигурируют в вышеупомянутом документе 1129-1143 годов, изданном епископом Хато из Труа. Вторая часть документа касается пожертвования, сделанного Андре де Бодманом. Андре передал тамплиерам все, что у него было во владениях Бодмана: крепостных и служанок, возделанные и невозделанные земли, водоемы, луга, мосты [а именно доход от мостов], доход от всего замка, кроме самого замка Бодман и слуги по имени Ги из Corbosum. Все это, как уже говорилось выше, было подтверждено членами семьи Андре, а также еще одиннадцатью свидетелями, в том числе двумя людьми из списка Летерика де Бодмана – Иоганном Руфусом и Эсцелином из Коннантре. Что касается остальных девяти свидетелей, то следует особо отметить присутствие Дрё де Пьерфона, родственника Андре [48], «которым было сделано пожертвование» [per quem donum factum fuit] и подарившего ордену плуг; упомянутого выше брата Андре Энгенуля [Ingenufus] [49]; а также Гизельберта и Андре из Ла-Ферте-Гоше, где впоследствии будет основано командорство тамплиеров [часовня которого сохранилась до сих пор]. Третья, заключительная часть документа – подтверждение пожертвования графом Тибо II Шампанским и тремя его сподвижниками: Хуго, Николасом и Вальтером [50].

Наше особое внимание к свидетелям этого документа 1133 г. оправдано тем, что некоторые из них также фигурируют в качестве свидетелей или дарителей в вышеупомянутом документе 1129-1143 гг., изданном епископом Хато из Труа [51], к которому мы сейчас и обратимся. На самом деле эти два документа имеют много общего. Грамоту Хато можно разделить на тридцать пять параграфов, и девять из них, подтверждающих различные пожертвования, имеют прямое отношение к Андре де Бодману и пожертвованиям тамплиерам, сделанным в 1133 году [52]. Четыре из этих девяти параграфов относятся к родственникам или сородичам Андре де Бодмана, а пять из этих девяти параграфов – к решениям некоторых людей, которые были свидетелями документа 1133 года. Эти девять параграфов, которые касаются ограниченного числа пожертвований тамплиерам, следует датировать «между 1132 и 1137 годами». Я проанализирую эти параграфы, принимая во внимание соответствующую роль Андре де Бодмана. Во-первых, я проанализирую параграфы, подтверждающие пожертвования знати [в документе она обозначается как dominus]. За исключением, пожалуй, одного случая, эти вельможи были либо членами семьи Бодман, либо их родственниками по браку.

Ближайшим родственником Андре де Бодмана в документе Хато является Ги де Дампьер-сюр-Об, его зять, который передал тамплиерам земли, полученные им ранее от своего тестя [53]. Ги был сыном Тибо де Дампьера и Елизаветы де Монлери [54], и в 1127 г. он побывал в Святой Земле вместе со своим двоюродным братом Ги де Ле Пюизе. Следует подчеркнуть тесные связи между латинской знатью Утремера и семьей Монлери [55]. Дарственная Ги была подтверждена его женой Хельвидой [Арвис] де Бодман и двумя их сыновьями: старшим сыном Вильгельмом и младшим сыном Ги, который впоследствии стал епископом Шалона [56]. Список свидетелей включает епископа Хато из Труа, архидиакона Манассию из Ромилли-сюр-Сен, самого Андре де Бодмана, а также трех тамплиеров: Вильгельма Фалько, Регимунда и Адама де Noers [возможно, Нуайе] [57].

Другим дворянином из северной Шампани, также сделавшим пожертвование тамплиерам в это же время, был Симон, владельца Бройе. Симон передал ордену ренту в размере 100 solidi, взятую из Сезанна [58]. Это пожертвование было подтверждено графом Тибо II Шампанским, Дрё де Lacheio [т.е. Лаши, к северу от Сезанна] и Эраром, прево Сезанна. Симон де Бройе был сыном Хуго Bardoul де Бройе и Эмелин де Монлери, сестра которой Елизавета уже известна нам. Женой Симона была Фелисита де Бриенн, сестра графа Вальтера II [который был свидетелем вышеупомянутого дарения Андре де Бодмана в 1133 г. и являлся его зятем] [59].

Пожертвование Симона де Бройе может быть связано с другим пожертвованием [60], согласно которому некий Losbertus de Vico Forti передал тамплиерам себя, свое хозяйство и все свое имущество. Решение Лосбертуса было принято Фредериком де Бройе de cujus casamento iste tenebat и братом Фредерика Симоном, который может быть идентичен господину Бройе.

Последний из дворян Шампани, которого мы встречаем в качестве дарителя тамплиеров и который фигурирует в двух параграфах документа епископа Хато, – это Хуго де Планси [-l’Abbaye] [61]. Согласно первому из этих параграфов, он передал ордену то, что получил ранее от Агнес де Брен, жены Андре де Бодмана. Из второго параграфа мы узнаем, что Хуго передал ордену ренту в размере 20 солидов с земель Планси. Хуго был сыном Филиппа де Планси, который был женат на дочери [имя которой неизвестно] Мило де Монлери [62]. Следует отметить территориальную связь между пожертвованиями Хуго де Планси и Ги де Дампьера [63]: они оба передали тамплиерам земельные владения, полученные ими ранее от Андре де Бодмана и его жены. Дарение Хуго де Планси [64] было подтверждено тремя тамплиерами: неким Виллером, [Вильгельмом] Фалько и Регимундом.

В каждом из этих пожертвований общим знаменателем являются не только родственные отношения между знатными дарителями и Андре де Бодманом, но и тесные родственные связи различных дарителей с домом Монлери [65]. Таким образом, деятельность Андре де Бодмана и его родственников в отношении тамплиеров в это время связана с деятельностью иерусалимского короля Балдуина II и [позднее] его дочери, королевы Мелисенды [потомков дома Монлери], а также графа Яффского [потомков семей Монлери и Ле Пюзе] [66].

Кроме того, существует тесная связь между этими пожертвованиями и пожертвованиями Иоанна де Плерса, Гварнеруса де Креси [-ла-Шапель, бывший Креси-ан-Бри] и Эсцелина де Коннантре [67]. Хотя последние не принадлежали к высшей знати Шампани, они представляли значительную группу местных землевладельцев; они были достаточно влиятельны, чтобы выступать в качестве свидетелей в документах знати; Эсцелин де Коннантре и другие имели достаточно земли и доходов, чтобы делать пожертвования тамплиерам; а толчком к их действиям, вероятно, послужили соответствующие решения таких дворян, как Бодемы, Дампьерры, Бройи и Планси.

Согласно тринадцатому пункту документа 1129-1143 гг., изданного епископом Гато из Труа, некий Dominus Guarnerus de Creciaco передал тамплиерам меньшую десятину [minuta decima], которую он собирал в de Laceio. Под этим местом, несомненно, подразумевается современный город Лачи, расположенный в нескольких километрах к северу от Сезанна. Титул донора dominus позволяет предположить, что он мог быть господином Кресиако [т.е. современного Креси-ла-Шапель]. Это возвращает нас к семейным связям с домом Монлери.

Креси-ла-Шапель – это владение, которым в XI веке de jure uxoris [Латинское выражение, использовавшееся применительно к тем представителям знати, которые получали титул как мужья его обладательниц в собственном праве. Супруг такой женщины мог быть законным обладателем её владений. – прим. пер.] управлял Ги де Монлери, сеньор Рошфора, первую жену которого звали Елизавета [68]. После смерти Елизаветы Ги женился на Изабелле [Аделаис] де Креси, наследнице владения Креси. От первого брака у Ги де Монлери были дети, в том числе сын по имени Ги, унаследовавший владения Рошфор. От второго брака с Изабель [Аделаис] де Креси у Ги было как минимум двое детей: сын Хуго и дочь Беатрис. В результате политических событий, связанных с восстанием против короля Франции, Хуго де Креси был вынужден уйти в монастырь, вероятно, в Клюни. Он не был женат и не оставил детей, поэтому владение Креси перешло к его сестре Беатрис. Известно, что последняя дважды выходила замуж. Первым ее мужем был Манассия де Турнан-ан-Бри, а вторым – Дрё де Пьерфон, с которым мы уже встречались в документе 1133 г. Андре де Бодмана. Дрё и Беатрис оставили дочь Аликс, которая стала наследницей владений Креси и Пьерфон. Мужем Аликс был Гоше II де Шатильон-сюр-Марн, который de jure uxoris получил во владение Пьерфон и Креси, и они оставались во владении этой семьи до рубежа XIII и XIV веков [69]. Возможно ли, что вышеупомянутый Dominus Guarnerus de Creciaco из документа епископа Хато 1129-1143 гг. идентичен Гоше II де Шатильону, мужу Аликс де Креси?

Имя Guarnerus, встречающееся в документе, обычно переводится как Гарнье, но его звучание напоминает латинскую форму имени Gaucher / Гоше, а именно Gualcherus / Гвальхер. Именно в этой форме оно встречается, например, в грамоте, выданной в 1130 г. архиепископом Реймским Рейнальдом, основателем аббатства в Иньи-ан-Тарденуа, в подтверждение пожертвования этому аббатству отцом Гоше Генрихом де Шатильоном [ум. вскоре после 1130 г.] [70]. Поскольку мы не можем исключить возможность простой ошибки переписчика или копировщика в написании этого имени, я склонен отождествлять Гварнеруса с Гоше. Если же отказаться от этой интерпретации, то Dominus Guarnerus de Creciaco должен остаться неопознанным [по крайней мере, на данный момент]. Среди свидетелей его дарения вновь появляется Вильгельм Фалько [тамплиер].

Как пожертвование dominus Креси тамплиерам, так и соответствующее пожертвование Андре де Бодмана в 1133 г., возможно, связаны с пожертвованием некоего Иоанна де Плера [Johannes de Plaitro] [71]. Последний передал ордену ежегодную ренту в размере 100 солидов, которая должна была взиматься с его доходов в Плере. Свидетелями пожертвования Иоанна являются братья-тамплиеры Вильгельм де Бодман [т.е. сын Андре де Бодмана] и Иоанн де Креси [Johannes de Creceio]. О тамплиере Иоанне де Креси нам больше ничего не известно, но можно предположить, что он вступил в орден во время ранней волны энтузиазма по отношению к этому новому институту, охватившей регион Шампани после 1129 года. Связь между пожертвованием, сделанным тамплиерам сеньором Креси , и решением Иоанна де Креси вступить в орден представляется вероятной, но конкретные детали нам пока неизвестны.

В документе, подробно описывающем пожертвование Летерика де Бодема тамплиерам в 1133 г., среди свидетелей указан некий Hecelinus de Cantarana [72]. Я отождествляю «Кантарану» с Коннантре, деревней, расположенной примерно в 15 км к востоку от Сезанна и примерно в 20 км к северо-востоку от Бодема, прямо в окрестностях Плера. Тот же Эсцелин фигурирует в двух параграфах документа 1129-1143 годов, изданного епископом Хато из Труа [73]. Согласно первого из них [74], Эсцелин продал тамплиерам свои земли и леса в окрестностях деревни Карме за 60 солидов и одну лошадь; это подтвердили несколько человек, в том числе уже известные нам по документу 1133 года [75], а именно: Иоганн Руфус де Бодман и Ги де Корбезум [или Корбозум], который был famulus Андре де Бодмана; сам Андре также занимает видное место в этой сделке. Из второго из этих двух параграфов документа епископа Хато [76] мы узнаем, что Эцселин ежегодно получал 3 солиди и 3 денария в terra Evardi от некоего Тьерри, служителя ордена тамплиеров. Возможно, эта terra Evardi – то же место, что и prata Emenardi, отмеченная в упомянутых выше пожертвованиях тамплиерам Ги де Дампьера и Хуго де Планси [77]. Второй параграф [78] также содержит дополнительную информацию об условиях этого договора, в том числе об обязательстве Тьерри оказать помощь в размере до 20 солидов Эскелену, если тот будет заключен в тюрьму, его сын будет посвящен в рыцари, его дочь выйдет замуж или решит выкупить свои земли. Список свидетелей очень похож на список из первого документа Эсцелина, в него входят [опять же] Иоганн Руфус де Бодман и Ги де Corbesum.

***

Представленный ранее анализ документов, а также связанный с ним процесс утверждения тамплиеров в северной Шампани после собора в Труа [1129 г.], подчеркивает очень тесные семейные связи между группами дворян из Шампани, сделавших первые пожертвования ордену в 1130-х годах. Основным человеком, принимавшим участие во всех этих событиях, был Андре де Бодман, крестоносец начала XII века и сенешаль графов Шампани во времена правления как Хуго де Труа, так и Тибо II. Родственные связи Андре де Бодмана со знатными домами Дампьер-сюр-Об, Бруа и Планси привели к серии пожертвований , которые заложили основу для дальнейшей истории тамплиеров в Шампани. Не менее важными были родственные связи этих шампанских семей с домом Монлери, из которого вышли многие первые правители и вельможи Латинского Востока; естественно, что «крестоносный долг» членов этой семьи, оставшихся во Франции, состоял в том, чтобы помогать рыцарям-тамплиерам, предоставлять им земли, средства и защиту.

Участие семьи Бодман в утверждении тамплиеров в северной Шампани послужило примером и привело к тому, что в орден стали поступать пожертвования от менее состоятельных, но связанных феодальными узами с сенешалем Шампани лиц и семей, таких как Летерик де Бодман, Эсцелин де Коннантре и Иоанн де Плер. Это, в свою очередь, способствовало интенсивному набору в новый орден в этом регионе. В проанализированных ранее документах можно выделить целую группу новых братьев-тамплиеров, среди которых Вильгельм де Бодман [сын Андре де Бодмана], Иоанн де Креси-ан-Бри, Вильгельм Фалько, Виллер, Регимунд, и весьма вероятно, что к этой группе следует добавить Адама де Нойера и Иоганна Руфуса де Бодмана; последний, вероятно, был идентичен брату-тамплиеру Иоганну Руфусу, который фигурирует в современных документах [79].

Вырисовывается следующая последовательность событий: в 1126 г. король Иерусалима Балдуин II направил Бернару Клервоскому письмо с просьбой поддержать Хуго де Пейна, лидера тамплиерской общины, в его попытках получить помощь для борьбы с врагами христианской веры в Утремере; в 1127 г. граф Тибо II Шампанский сделал первое пожертвование в пользу рыцарей-тамплиеров; в январе 1129 г. Тибо вместе со своим сенешалем Андре де Бодманом присутствовал на Соборе в Труа, где рассматривался вопрос о помощи тамплиерской общине. Лучшим способом обеспечения этой помощи было основание нового ордена во Французском королевстве, что обеспечило бы ему постоянный приток рекрутов, земли и средств, а также защиту. Деятельность Андре де Бодмана в начале 1130-х годов – прекрасный пример того, как достигались эти цели. На Совете в Труа были достигнуты лишь теоретические договоренности, а последующие действия Андре де Бодмана придали этим договоренностям практическое измерение.

Кароль ПОЛЕЙОВСКИ, профессор истории [Гданьск, Польша]

Присоединяйтесь к нашей группе MILITES TEMPLI во ВКОНТАКТЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Judith M. Upton Ward, The Rule of the Templars: The French Text of the Rule of the Order of the Knights Templar (Woodbridge 1992), 21.
[2] Jochen Schenk, Templar Families: Landowning Families and the Order of the Temple in France, c. 1120— 1307 (Cambridge-New York 2012), 128-32, 171.
[3] Michel Bur, «Chartes Comtales pour la Champagne et la Brie (963—1151)»
[4] Приложение 1.
[5] Willelmi Tyrensis archiepiscopi Chronicon / Guillaume de Tyr, Chronique, ed. Robert B. C. Huygens (identification of historical sources and determination of dates by Hans Eberhard Mayer and Gerhard Rösch), Corpus Christianorum Continuatio Mediaevalis 63-63A (Turnhout 1986), 477 (X 19 (20)).
[6] Bur, «Chartes Comtales, » doc. HOgg (p. 3), dated [1103]; doc. HOhh (p. 3), dated Troyes, April 2, 1104; doc. HOii (p. 3), dated Troyes, April 2, 1104; and doc. HOqq (p. 7), dated Chàtillon-sur-Seine, 1108.
[7] Henri d’Arbois de Jubainville, Histoire des ducs et des comtes de Champagne, vol. 3 (Paris 1861), 414 no. LXXXI. Vendoperio is Vendeuvre-sur-Barse.
[8] Regesta Regni Hierosolymitani (MXCVII-MCCXCI) with Additamentum, ed. Reinhold Röhricht (Innsbruck 1893—1904), no. 52; Die Urkunden der lateinischen Könige von Jerusalem, ed. Hans Eberhard Mayer (Old French texts by Jean Richard) (Hannover 2010), 149-51 no. 32.
[9] Regesta Regni Hierosolymitani, ed. Röhricht, no. 80; Urkunden der lateinischen Könige, ed. Mayer, 195—8 no. 64.
[10] Gallia Christiana in provincias ecclesiasticas distributa, Tomus Decimus: De provincia Remensi (Paris 1751), Instrumenta Ecclesiae Remensis, col. 39 no. XXXVII. The donation is referenced in a document issued by Archbishop Rainaldus of Reims.
[11] Gallia Christiana, Instrumenta Ecclesiae Remensis, cols. 39—41 no. XXXVIII, dated 1130: domnus Andreas de Baldimento & uxor ipsius Agnes; Gallia Christiana, Instrumenta Ecclesiae Suessionensis, col. 118 no. XXXI, dated 1145; Le chartrier de l’abbaye prémontrée de Saint-Yved de Braine, ed. Les élèves de l’École nationale des chartes sous la direction d’Olivier Guyotjeannin (Paris 2000), no. 19.
[12] Michel Bur, La formation du comté de Champagne, v 950—v. 1150 (Nancy 1977), 431—2; Chartrier de l’abbaye prémontrée de Saint-Yved de Braine, ed. Guyotjeannin, 13—16.
[13] Félix Bourquelot, «Notice sur le cartulaire des Templiers de Provins (XIIe et XIIIe siècle), » Biblio¬thèque de l’École des Chartes 19 (1858): 171—90, here 185—6 no. I. See also Cartulaire général de l’Ordre du Temple 1119? —1150: Recueil des Chartes et des Bulles relatives à l’Ordre du Temple formé par le Marquis d’Albon, ed. Guigues Alexis Marie Joseph André d’Albon (Paris 1913), 43 no. LX.
[14] Gallia Christiana, Instrumenta Ecclesiae Suessionensis, cols. 111—12 no. XXII, dated 1132; Cartulaire général de l’Ordre du Temple, ed. d’Albon, 42—3 no. LIX, dated 1133 (26 mars 1133—14 avril 1134).
[15] Gallia Christiana, Instrumenta Ecclesiae Suessionensis, cols. 111—12 no. XXII.
[16] Malcolm Barber, The New Knighthood: A History of the Order of the Temple (Cambridge 1994), 9.
[17] «Chronica Albrici monachi Trium Fontium a monacho Novi Monasterii Hoiensis interpolata, » ed. Paul Scheffer-Boichorst, in Monumenta Germaniae Historica, Scriptores, vol. 23 (Hanover 1874), 631—950, here 826; Cartulaire général de l’Ordre du Temple, ed. d’Albon, 3 no. V.
[18] Cartulaire général de l’Ordre du Temple, ed. d’Albon, 6 no. IX. Provins in northern Champagne became one of the most important Templar commanderies in Northeastern France. For more details, see Victor Carrière, Histoire et cartulaire des Templiers de Provins, avec une introduction sur les débuts du Temple en France (Paris 1919). See also Bourquelot, «Notice sur le cartulaire des Templiers de Provins, » which features an analysis of the Templar cartulary of Provins, including documents from the twelfth and thirteenth centuries (until 1243), but there are additional documents relating to the Templars of Provins. See, for example, Paris, Archives Nationales de France (ANF), J 206, no. 2, a document issued in May 1268 by Amaury de La Roche, commandeuir des mesons de la chevallerie dou Temple an France, which confirms a donation of 40 barrels of wine made by Thibaut II (V), king of Navarre (and count of Champagne).
[19] Willelmi Tyrensis archiepiscopi Chronicon, ed. Huygens, 553—5 (XII, 7).
[20] La Règle du Temple, ed. Henri de Curzon (Paris 1886), 19 § 7.
[21] For Andrew de Montbard, Gondemar, and Hugh of Troyes, see Barber, New Knighthood, 11—13.
[22] Cartulaire général de V Ordre du Temple, ed. d’Albon, 2—3 no. 4.
[23] Regesta Regni Hierosolymitani, ed. Röhricht, nos. 130, 133.
[24] Barber, New Knighthood, 12—14.
[25] Cartulaire général de l’Ordre du Temple, ed. d’Albon, 5 no. VII; 6 no. IX.
[26] Cartulaire général de l’Ordre du Temple, ed. d’Albon, 11—12 no. XVII. For the castellans of Saint-Omer, see Arthur Giry, Histoire de la ville de Saint-Omer et de ses institutions jusqu’au XIVe siècle, Bibliothèque de l’École des hautes études 31 (Paris 1877); Arthur Giry, «Les châtelains de Saint-Omer, 1042— 1386″ part 1, Bibliothèque de l’École des Chartes 35 (1874): 325—55; part 2, Bibliothèque de l’École des Chartes 36 (1875): 91-117.
[27] Cartulaire général de l’Ordre du Temple, ed. d’Albon, 5 no. VII; 11-12 no. XVII.
[28] «Lamberti Ardensis historia comitum Ghisnesium, ” ed. Johannes Heller, in Monumenta Germaniae Historica, Scriptores, vol. 24 (Hanover 1879), 550-642, here 584; Giry, «Châtelains de Saint-Omer, ” part 1, 340-1; Schenk, Templar Families, 126-7.
[29] Cartulaire général de l’Ordre du Temple, ed. d’Albon, 99 no. CXLI.
[30] Cartulaire général de l’Ordre du Temple, ed. d’Albon, 143 no. CCV; 172 no. CCLX; 204-5 no. CCCXIV; 227 no. CCCLIII; 239 no. CCCLXXV; Giry, «Châtelains de Saint-Omer, ” part 1, 345-6.
[31] Gallia Christiana, Instrumenta Ecclesiae Remensis, col. 39 no. XXXVII.
[32] Schenk, Templar Families, 130.
[33] André Du Chesne, Histoire généalogique de la maison royale de Dreux et de quelques autres familles illustres qui en sont descendues par femmes (Paris 1631), Preuves, 233-4; «Ex historia coenobii Mortui-maris ab anno MCXXX usque ad annum circiter MCC, » in Recueil des historiens des Gaules et de la France, vol. 14, ed. Michel-Jean-Joseph Brial (Paris 1877), 509-14, here 510; Cartulaire de l’abbaye de Notre-Dame d’Ourscamp de l’ordre de Cîteaux, fondée en 1129 au diocèse de Noyon, ed. Achille Peigné-Delacourt (Amiens 1865), 82 no. CXXI.
[34] Gallia Christiana, Instrumenta Ecclesiae Remensis, cols. 39-41 XXXVIII; L’Abbé J. Chardron, «Monographie de l’abbaye d’Igny, » Revue de Champagne et de Brie: Histoire, biographie, archéologie, documents inédits, bibliographie, beaux-arts 7 (1879): 25-9, 100-8, 215-17, 356-67, here 101.
[35] Gallia Christiana, Instrumenta Ecclesiae Suessionensis, cols. 111-12 no. XXII.
[36] Eugène Lefèvre-Pontalis, L’église abbatiale de Chaalis (Oise) (Caen 1903), 3-4; Schenk, Templar Fami¬lies, 130.
[37] Du Chesne, Histoire généalogique de la maison royale de Dreux, Preuves, 233—4.
[38] Ernest Petit, Cartulaire du prieuré de Jully-les-Nonnains (Auxerre 1881), 13—14; first published in Bul¬letin de la Société des Sciences Historiques et Naturelles de l’Yonne 34, no. 1 (1880): 249—302, here 261—2; Genealogy 1.
[39] For more on him, see later in this chapter.
[40] Du Chesne, Histoire généalogique de la maison royale de Dreux, Preuves, 233—4; Genealogy 1.
[41] Cartulaire général de l’Ordre du Temple, ed. d’Albon, 19 no. XXVII.
[42] Cartulaire général de l’Ordre du Temple, ed. d’Albon, 20—3 no. XXVIII.
[43] Cartulaire général de l’Ordre du Temple, ed. d’Albon, 43 no. LX; Bourquelot, «Notice sur le cartulaire des Templiers de Provins, » 185—6 no. I.
[44] Приложение 1.
[45[ ГЕНЕАЛОГИЯ I, ГЕНЕАЛОГИЯ II.
[46] Schenk, Templar Families, 131.
[47] Приложение 1; ГЕНЕАЛОГИЯ I, ГЕНЕАЛОГИЯ II; Karol Polejowski, «The Counts of Brienne and the Military Orders in the Thirteenth Century» in The Military Orders, Volume 5: Politics and Power, ed. Peter W. Edbury (Farnham 2012), 285-95, here 286.
[48] ГЕНЕАЛОГИЯ III.
[49] ГЕНЕАЛОГИЯ I.
[50] Bourquelot, «Notice sur le cartulaire des Templiers de Provins», 185—6 no. I.
[51] Cartulaire général de l’Ordre du Temple, ed. d’Albon, 20—3 no. XXVII.
[52] Приложение 2.
[53] Приложение 2 § 27.
[54] ГЕНЕАЛОГИЯ I, ГЕНЕАЛОГИЯ III.
[55] ГЕНЕАЛОГИЯ 3; Jonathan Riley-Smith, The Crusades. A History, 2nd ed. (London 2005), 95—8.
[56] «Chronica Albrici monachi Trium Fontium», ed. Scheffer-Boichorst, 846.
[57] It is possible that Adam de Noers (referring to Noyers in northern Burgundy) was a son of Hugh, lord of Noyers. Adam is mentioned in an undated charter issued by his father in which the latter makes a donation to the abbey of Molesme; see Cartulaire général de l’Yonne: Recueil de documents authentiques pour servir à l’histoire des pays qui forment ce département, ed. Maximilien Quantin, vol. 2 (Auxerre 1860), 26 no. 24.
[58] Приложение 2 § 11.
[59] ГЕНЕАЛОГИЯ I, ГЕНЕАЛОГИЯ II. For the familial connections between Broyes and Brienne, see «Chronica Albrici monachi Trium Fontium, » ed. Scheffer-Boichorst, 818; «Genealogiae Scriptoris Fusniacensis», ed. Georg Waitz, in Monumenta Germaniae Historica, Scriptores, vol. 13 (Hanover 1881), 251—6, here 254. See also Schenk, Templar Families, 98—9.
[60] Приложение 2 § 34.
[61] Приложение 2 § 28 and 29.
[62] ГЕНЕАЛОГИЯ II; Du Chesne, Histoire généalogique de la maison royale de Dreux, Maison de Broyes et de Chasteauvillain, Preuves, 11.
[63] Приложение 2 § 27 and 28.
[64] Приложение 2 § 28.
[65] См. ГЕНЕАЛОГИЯ I, ГЕНЕАЛОГИЯ III.
[66] ГЕНЕАЛОГИЯ III.
[67] Приложение 2 § 1, 13, 30, and 33.
68 Jean Mesqui, «Les enceintes de Crécy-en-Brie et la fortification dans l’Ouest du Comté de Cham¬pagne et de Brie au XIIIe siècle, » in Paris et Ile-de-France: Mémoires publiés par la Fédération des Sociétés Historiques et Archéologiques de Paris et de l’Ile-de-France 30 (1979): 7-86 (reprinted Paris 1981), here 9-10; Jacques-Amédée Le Paire, Le Comté de Crécy-en-Brie (Lagny 1910), 7-8.
[69] Le Paire, Comté de Crécy-en-Brie, 8.
[70] André Du Chesne, Histoire de la maison de Chastillon-sur-Marne, avec les généalogies et armes des illustres familles de France et des Pays-Bas, lesquelles y ont été alliée (Paris 1621), Preuves, 23.
[71] Приложение 2 § 1.
[72] Приложение 1 (part I, part II).
[73] Приложение 2 § 30 and 33.
[74] Приложение 2 § 30.
[75] Приложение 1.
[76] Приложение 2 § 33.
[77] Приложение 2 § 27 and 28.
[78] Приложение 2 § 33.
[79] См., к примеру, Cartulaire général de l’Ordre du Temple, ed. d’Albon, 39 no. L; 142 no. CCIV

ГЕНЕАЛОГИЯ I

Генеалогия I

ГЕНЕАЛОГИЯ II

Генеалогия II

ГЕНЕАЛОГИЯ III

Генеалогия III

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ed. Bourquelot, “Notice sur le cartulaire des Templiers de Provins, ” 185—6 no. I. Ed. (part I) Cartulaire général de l’Ordre du Temple, ed. d’Albon, 43 no. LX.

[part I] In nomine sancte et individue Trinitatis, in nomine Patris et Filii et Spiritus Sancti, Amen. Notum sit omnibus hominibus tam futuris quam presentibus quod dom[i]nus Lethericus de Baudimento, Dei amore et pro anime sue salute et pro animabus suorum antecessorum omnium, Deo et militibus Templi dedit quicquid habebat apud Baldimentum et quicquid habebat a Cantumerula usque ad Baldimentum de feodo domini Andree Senescalci; dedit etiam quandam mulierem quam habebat apud Alnetum villam; hoc donum laudavit et concessit Leonius, filius ejus, et Eustachius, alter filius. Hujus rei testes sunt: Marco et Philippus de Plarro, Johannes Rufus de Baldimento et Hecelinus de Cantarana, Robertus Dorivol, Viters de Baldimento et Gonterius et Vivianus de Virtutibus. Hoc donum iterum laudavit dom[i]nus Andreas a quo tenebat;

[part II] postea vero ipse Andreas, pro anima sua et pro animabus omnium anteces¬sorum suorum et maxime pro filio suo nomine Willelmo, qui miles Dei Templique Salomonis tunc fuerat, eisdem militibus dedit quicquid in dominio apud Baldimentum habebat in servis et in ancillis; dedit etiam quicquid habebat in agris cultis et incultis, in aquis et in pratis et in pontibus, videlicet redditus pontium, dedit et redditus tocius castri, nichil que retinuit preter firmitatem et preter casamentum suorum militum et preter unum famulum, scilicet Guidonem de Corbosum. Hoc donum laudavit Theobaldus comes, a quo totum movebat. Guido, filius domini Andree, iterum laudavit atque uxor ejus; comes Brinie laudavit et uxor ejus et filii eorum Guido et Eustachius; Guido de Dampetra iterum laudavit, et uxor ejus nomine Elvidis, et filii Ansericus et Guillelmus. Hujus rei testes sunt: Drogo de Petrafonte, qui cultrum dedit per quem donum factum fuit; Ingenurfus, frater domini Andree, Odo de Campinius, Gislebertus de Firmitate, Andreas de Firmitate, Matheus Lothorigensis, Robertus de Cultato Monte, Furco de Jotro, Johannes Rufus de Baldimento et Ecelinus de Cantarana, Ecelinus de Anglaura.

[part III] De familia comitis Theobaldi, testes sunt: Hugo de Lisiaco, Nicholaus de Sezania, Galterius de Bernum. Facta sunt hec anno ab incarnatione Domini Mo Co XXXo IIIo, Ludovico rege regnante, Athone Trecis episcopante.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ed. Cartulaire général de l’Ordre du Temple, ed. d’Albon, 20—3 no. XXVIII (excerpts).

[§ 1] In nomine sancte et individue Trinitatis. Ego Hato, Dei gratia Trecorum epis¬copus, notum facio tam presentibus, quam posteritati sequentium, quod Johannes de Plaitro dedit militibus Templi centum solidos singulis annis, in foro Plaiotri, laudante filio suo Manasse. Hujus rei Johannis testes: Galterus de Cohairardo, Marcus de Plaiotro, Berengerus de Baldimento. Testes vero militum Dei: Johannes de Creceio, Guillelmus de Baldimento.

[§ 11] Dominus autem Symon Brecensis dedit militibus Templi centum solidos in perpetuum habendos in suo censu Sezanne. Hujus rei testes sunt: comes Theobaldus et Drago de Lacheio et Erardus, Sezanne prepositus.

[§ 13] Dominus Guarnerus de Creciaco dedit militibus Templi quicquid in minuta decima de Laceio habebat. Hujus rei testes sunt: Manasses de Rumiliaco, archidia[co]nus et Tegrinus canonicus, Guillermus Falco.

[§ 27] Guido de Dampe[t]ra dedit Deo et militibus Templi prata que Andreas dedit ad censum, et prata Emenardi et omnia que in Emenardo habebat et querebat, concedentibus hoc uxore Arvis et filius suis W. et G.; testibus: Hatone episcopo Trecensium, et Manasse archidiacono, et A(ndrea) de Baldimento et Adam de Noers et W(illelmo) Falc(one) et Regimundo, militibus Templi.[§ 27] Guido de Dampe[t]ra dedit Deo et militibus Templi prata que Andreas dedit ad censum, et prata Emenardi et omnia que in Emenardo habebat et querebat, concedentibus hoc uxore Arvis et filius suis W. et G.; testibus: Hatone episcopo Trecensium, et Manasse archidiacono, et A(ndrea) de Baldimento et Adam de Noers et W(illelmo) Falc(one) et Regimundo, militibus Templi.

[§ 28] Dominus Hugo Planceii concessit in eodem dono dominis Templi quicquid habebat in Emenardo et in pratis domine Agnes, uxoris A(ndree) de Baldimento. Hoc donum factum est Willer et Falc(oni) et Regimundo, militibus Templi; testes: Hugo, filius Roberti, Airardus, p(re)tor Sezannie, Albuinus, villicus Sancti Justi.

[§29] Prefatus Hugo dederat dominis Templi XX solidos de censu pratorum Planceii, quod ipse volens retinere, dedit eis supradictum donum in cambio.

[§ 30] Hecelinus de Canturane dedit Deo et militibus Templi id quod habebat in terra Carme et in orto et en la forest, pro LX solidis et uno equo. Hujus rei testes: Johannes Rufus de Baldimento, Robertus de Magno Prato, Bernerus, Gunterus, Guido de Corbesu(m), ea conditione quod uxor sua, ejus precepto, laudaret hoc. Et hoc factum tali pacto fuit, ante A(ndream) de Baldimento, quod si milites Templi de hac re, vel Hecelinus, se ipsos retraherent, sine jurejurando, sicut supradicti testes sub fidei interpositione dicerent, ita concederetur.

[§ 33] Hecelinus de Canturane recipiet in unoquoque anno III solidos et III denarios in terra Evardi, de Theoderico quondam rustico militum Templi. Theodericus autem, si aliquid forisfecerit, eidem Hecelino rectum faciet; et si H(ecelinus) incarceratus fuerit, vel de filio suo militem fecerit, vel filiam suam viro dederit, vel terram propriam redemerit, tot nummos quot de censu reddit, ei in adjutorium dederit, scilicet XX denarios et nichil amplius. Testes: Johannes Rufus de Baldimento, Robertus de Magno Prato, Guido p(re)tor, Guido de Corbesu(m).

[§ 34] Losbertus autem de Vico Forti reddidit se ipsum Deo et militibus Templi, et omnia que habebat, scilicet medietatem magne decima de Straheles et medietatem furni et medietatem molendini et dimidium atrii et hospites suos et prata sua et terram suam et terragium et viros et feminas, ubicumque sint, excepto uno quem concessit Petro Beez de Sezannia, laudante Frederico Brecensi, de cujus casamento iste tenebat; et hoc concessit Simon, frater Frederici. Testes sunt: comes Theobaldus, Nicholaus Brecensis, Angelbertus magnus, Hermannus medicus, Airardus, preses Sezannie, Albuinus Rufus, Malenturitus, Petrus Beez.