Top.Mail.Ru
Об ордене тамплиеров в трудах авторов XII века

Об ордене тамплиеров в трудах авторов XII века

Сразу после взятия Иерусалима большинство участников крестовых похода, посчитав свой обет выполненным, двинулись обратно. Защищать это шаткое завоевание, пафосно названное королевством и со все строн окруженное враждебным Востоком, осталась горстка бойцов. В 1118 году, король Болдуин II принял услуги девяти рыцарей и выделил им часть своего дворца. Вскоре все узнали о «бедных рыцарях Храма» [pauvres chevaliers du temple]. И вот, что о них сообщали современники.

Первые тамплиеры

СИМОН, ЕПИСКОП ТУРНЕ И НУАЙОНА [Преамбула дарственной грамоты ордену Храма]

Епископ Симон [1093-1148] был из династии Капетингов. Его отец, Гуго де Вермандуа, был сыном короля Генриха I от его брака с княжной Анной, дочерью знаменитого русского князя Ярослава Мудрого. Избранный епископом Нуайона в 1123 году, он был отлучен от церкви в 1142 году папой Иннокентием II за помощь в разводе своего брата Рауля I, графа Вермандуа, с Элеонорой де Блуа. Впоследствии он отправился во Второй крестовый поход с Людовиком VII Французским и умер на обратном пути в Селевкии. Похоронен в аббатстве Урскамп, им же и основанном с помощью приглашенных монахов из аббатства Клерво под руководством Валерана де Бодемона в 1129 году. Эта хартия была написана между 30 марта 1130 года и 19 апреля 1131 года. Ссылка на Три ордена означает фактическую структуру общества, разработанную духовенством. Епископ Нуайона утверждает, что рыцари Храма представляют собой то, чем должны быть рыцари.

«Симон, епископ Нуайона, и каноники Нуайона, магистру рыцарей Храма Хуго и всем сражающимся под его началом, приветствуют вас, и да пребудете вы с верой в жизнь религиозного ордена, в который вы вступили. Мы благодарим Бога, ибо по милости Своей Он восстановил погибший орден. Ибо мы знаем, что три ордена были учреждены Богом и Церковью: орден молящихся, защитников и работников. Другие ордена находились в упадке, а орден защитников почти полностью погиб. Но Бог Отец и Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, смилостивился над Своей Церковью. Через вхождение Святого Духа в наши сердца, в эти последние времена Он соизволил восстановить утраченный порядок. Итак, в святом городе, где когда-то зародилась Церковь, начал восстанавливаться утраченный орден Церкви…»

Затем епископ описывает дар, который он делает ордену.
Cartulaire Général de l’ordre du Temple, ed. Marquis d’Albon [Paris, 1913], no.31.

СИМОН ИЗ СЕН-БЕРТЕНА [«Деяния аббатов»]

Сен-Бертен – бенедиктинское аббатство в Сент-Омере, Фландрия, в 68 километрах от Лилля. Святой Аудомар [умер около 670 года], более известный как Сент-Омер [один из первых членов ордена тамплиеров, Годфри, спутник Хуго де Пейна на приеме у короля Балдуина II, носил эту же фамилию]. Текст написан около 1135-7 годов. Ниже приводится часть записи за 1099 год, после взятия Иерусалима и коронации Годфри де Буйона в качестве короля Иерусалима.

«Во времена великолепного правления Годфруа, некоторые из крестоносцев решили не возвращаться во мрак грешного мира претерпев столько опасностей во имя Господа. По совету предводителей армии Господа, они посвятили себя храму Господню, отказавшись от мирской суеты, оставив собственное имущество дабы добровольно сохранять чистоту и вести совместную жизнь, носить бедную одежду, и обнажать оружие только ради защиты земель от нападений язычников [сарацин]»

Simon de St. Bertin, «Gesta abbatum Sancti Bertini Sithensium» ed. O. Holder-Egger, in Monumenta Germanica Historica Scriptores MGHS], vol. 13, p. 649.

АНСЕЛЬМ, ЕПИСКОП ГАВЕЛЬБУРГА. [«Диалоги»]

Немецкие епископ и государственный деятель, премонстрант [католический монашеский орден регулярных каноников, основанный в 1120 году святым Норбертом Ксантенским в аббатстве Премонтре, которое находится неподалёку от пикардийского города Лан.]. Был посланником Лотаря III, императора Священной Римской Империи, в Константинополе в 1136 году с миссией установления союза с Византией. В 1145 году Ансельм написал для папы Евгения III отчет о религиозных орденах, названный им «Диалоги», несколько напоминающий «Похвалу новому рыцарству» Бернара Клервоского. В отличие от тех, кто был шокирован появлением орденов, он рассматривал их как часть Божьего плана по обновлению Церкви. В «Диалогах» он сообщает, что «Они изобретают для себя новый [способ] пения псалмов; они устанавливают новые способы воздержания и меры питания; и не следуют за монахами, ни бенедиктинцами, ни августинцами». В церковной иерархии, Ансельм ставил чин «регулярных каноников» выше монашеского. За посредничество в разрешении конфликта между императором Фридрихом Барбароссой и папой Адрианом IV получил архиепископство в Равенне. Участник Второго крестового похода.

«Незадолго до этих времен в Иерусалиме, городе Божьем, возникло некое новое религиозное учреждение. Там собрались миряне, религиозные люди, и они называют себя рыцарями Храма. Оставив свою собственность, они живут общей жизнью и сражаться [под клятвой] повиновения одному господину. Они избавились от излишеств и дорогих одежд, готовясь защищать славный Гроб Господень от набегов сарацин. Дома – мирные, за дверью – стойкие воины; дома послушные дисциплине религиозного устава, вне дома соблюдающие военную дисциплину; дома – наставленные в святой тишине, за дверью – неустрашимые в столкновениях и битве [Все это предложение основано на письме Бернара Клервоcкого «Похвала новому рыцарству»]; и, если подвести краткий итог, они послушно выполняют все, что им приказано делать. Папа Урбан впервые утвердил образ жизни и намерения этих людей на соборе многих епископов [ошибка автора – тамплиеров утверждал папа Гонорий II, не присутствовавший на соборе в Труа в 1129 году], которых он созвал на совет, постановив, что тот, кто поместит себя в это общество, надеясь на вечную жизнь и будет преданно следовать ему, получит отпущение всех грехов. Он подтвердил, что они не должны быть менее достойными, чем монахи или каноники, которые живут общинной жизнью»

Anselm, bishop of Havelburg, «Dialogi», in Patrologiae Cursus Completus, ed. J. P. Migne, (Paris, 1834-64), 188, col. 1156

ОТТОН, ЕПИСКОП ИЗ ФРАЙЗИНГА [«Хроника» (История о двух градах)]

Писал примерно в 1143 -1147 годах. Касательно ордена и здесь наблюдается некоторое сходство с «Похвалой новому рыцарству» Бернара Клервоского.

Оттон Фрайзингенский – один из наиболее выдающихся историографов средневековья, исключительно знатного происхождения. Внук германского императора Генриха IV и единоутробный брат короля Конрада III, первого из династии Штауфенов. А знаменитый Фридрих I Барбаросса приходился ему племянником.Исключительная близость хрониста к королевскому двору делает его весьма осведомленным писателем, а его «Историю» – не только памятником историко-богословской мысли, но и важным историческим источником – особенно в отношении событий, современником которых был хронист.

«Примерно в это время, когда царство римлян было разделено гражданской и междоусобной войной, вызванной стремлением к господству [борьба за инвеституру — конфронтация между папским престолом и монархами Священной Римской империи в последней четверти XI века — первой четверти XII века], другие, презрев то, что они имели ради Христа, и поняв, что они не без оснований носят рыцарский пояс, направились в Иерусалим. И там они положили начало новому типу рыцарства. Так они вооружаются против врагов креста Христова, чтобы, непрестанно неся на себе крест умерщвление, они могли бы казаться в жизни и по образу жизни не рыцарями, а монахами».

Otto, Bishop of Freising, «Chronicon», ed. R. Wilmans, MGHS, 20, pp. 252-3

ХРОНИКА ЭРНУЛЯ И БЕРНАРА КАЗНАЧЕЯ

Эрнуль был оруженосцем у знаменитого Балиана д’Ибелина и очевидцем падения Иерусалима. Хроника была написана после 1187 года и охватывает период с 1100 по 1228 г. Бернар, казначей аббатства Корбей, продолжил ее до 1232 года.

«ГЛАВА I
«…Но прежде чем я расскажу вам, кем был ее муж [автор имеет ввиду Мелисенду, старшую дочь и наследницу иерусалимского короля Балдуина II], я хочу рассказать вам о тамплиерах и о том, как они появились. Ибо в то время тамплиеров не существовало.
ГЛАВА II: КАК ПОЯВИЛИСЬ ТАМПЛИЕРЫ
«Когда христиане завоевали Иерусалим, многие рыцари посвятили себя храму Гроба Господня; а позже многие из всех стран посвятили себя ему. Добрые рыцари, посвятившие себя этому, посоветовались между собой и сказали: ‘Мы оставили наши земли и наших близких и пришли сюда, чтобы возвеличить закон Божий. Итак, мы отдыхаем здесь, едим, пьем и тратим деньги, не выполняя никакой работы. Мы также не совершаем никаких боевых действий, хотя эта страна нуждается в этом. Мы повинуемся священнику, и поэтому не занимаемся вооруженным трудом. Давайте послушаемся совета, и с разрешения нашего приора мы сделаем одного из нас нашим магистром, который сможет повести нас в бой, когда это будет необходимо.
В то время королем был Балдуин [II]. Поэтому они пришли к нему и сказали: ‘Господи, посоветуй нам ради Бога. Мы решили сделать одного из нас магистром, который может повести нас в бой, чтобы помочь стране’. Король был в восторге от этого и сказал, что охотно даст им совет и поможет им. При этом король послал за патриархом [Иерусалимским] архиепископами, епископами и баронами страны, чтобы посоветоваться. Там они посоветовались и все согласились, что это было бы правильно. Король пришел к ним и дал им земли, замки и города. По его совету королю удалось убедить настоятеля храма Гроба Господня освободить их от повиновения ему, и они покинули его, но до сих пор носят часть знака Гроба Господня. Знак Гроба Господня – это крест с двумя алыми руками – такой, какой носит Госпиталь. А те, кто из Храма, носят крест полностью алый. – И вот Госпиталь отказался от Храма и дала ему свой reliet [устав] и штандарт, который называется Bauçaut [пегий].
Теперь я расскажу вам, почему они носят название «тамплиеры». Когда они покинули Гроб Господень, им негде было остановиться. У короля одно высоко, в башне Давида; и одно внизу, перед башней Давида; и третье перед Храмом, местом, где был представлен Бог. Это жилище называлось Храмом Соломона; оно было самым роскошным. Они просили короля передать им это жилище, пока они не построят себе новое. Король дал им это жилище, которое называлось Храмом Соломона, от которого они получили название тамплиеров, потому что они живут там. Там они принимают короля, на церемониях, требующих ношения короны Иерусалима. Позже они построили рядом с ним красивое и роскошное жилище, чтобы, если царь пожелает иметь свое жилище, они могли поселиться там, которое сарацины разрушили при взятии города. – Таким образом, тамплиеры с тех пор стали называться «тамплиерами».

Chronique d’Ernoul et de Bernard le trésorier, ed. L. de Mas Latrie (Paris, 1871), pp. 7-8.

Подготовил Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с) Санкт-Петербург 2023

При перепечатке статьи указание на источник и автора обязательно

Следите за анонсами новых публикаций В НАШЕЙ ГРУППЕ MILITES TEMPLI ВО ВКОНТАКТЕ