Top.Mail.Ru
О рыцарях Храма Гроба Господня

О рыцарях Храма Гроба Господня

О самом Храме Гроба Господня я уже писал. Настала очередь для его рыцарей и их ордена. Был ли он?

Рыцари Храма Господня

Рядом со входом в придел Явления Богородице [во времена крестоносцев известный как церковь Марии Магдалины] расположена дубовая дверь, ведущая в ризницу монастыря францисканцев. Сам он находится на северо-западе от Ротонды и практически недоступен обычным посетителям. Но прежде чем мы туда войдем, расскажу немного об этом приделе – некоторые нюансы роднят его с ризницей.

Как уже было сказано выше, в период крестоносцев придел носил имя церкви Марии из Магдалы, спутницы Христа [а по некоторым апокрифам — Его жены]. В канонических Евангелиях она упоминается двенадцать раз. Это больше, чем количество упоминаний о большинстве апостолах и любых иных женщинах, кроме семьи Иисуса. Эту экклесию возвели в процессе восстановления и реконструкции Храма императором Константином I Мономахом в XI веке. Предание гласит, что на этом месте мать императора Константина Великого Елена [ныне святая], вскоре после обретения Животворящего Креста [он же Истинный Крест, он же Крест Господень, он же Честной Крест, он же Животворящее Древо], исцелила им [или воскресила] некую женщину, то ли страдающую недугом, а то ли и вовсе умершую. Непонятно, почему же тогда церковь Марии Магдалины? Логичней было бы ее назвать в честь Елены Исцелительницы. Однако, если вспомнить, кем была Мария из Магдалы, все становится понятным. Нет, она не была блудницей – в 1969 году католики были вынуждены это признать. Она была первой из окружения Христа, кому Он явился после воскрешения. Так что название церкви, так близко находящейся от Кувуклии, вполне объяснимо. Процесс дискредитации Марии Магдалины, затеянный католиками, длился не один век. Венцом его стало утверждение, что все же первым Христос явился Деве Марии, матери, а уж потом всем остальным. Так церковь Марии Магдалины превратилась в придел Явления Богородице. Такая вот подмена.

Главная достопримечательность этого придела – столб Бичевания, одно из «орудий страстей Христовых» [Arma Christi].

«После сего ходили по Церкви в разныя ея отделения. Были у гробов праведных Иосифа и Никодима, высеченных из натурального грунта. Близ них хранится часть столпа, к коему Спаситель будучи привязан, был мучен. Она стоит в шкафе за железною решеткою, сквозь которую тростию достают оную и придвинув лобызают конец онаго. Приделом сим владеют франки» – так сообщает паломник Серапион в XIX в.

То, что и ныне показывают паломникам представляет собой фрагмент колонны из порфира. Однако еще один русский паломник, Иоанн Лукьянов, в самом начале XVIII веке в своих путевых заметках отмечает:

«…Въ той же болшой церкви стоитъ столпъ каменной от бѣлаго мрамору, за него же привязанъ бысть Господь нашъ Исусъ Христосъ от беззаконныхъ иудей…

И далее поясняет:

…От того столпа вторая часть въ вѣтхомъ Римѣ въ церкви Святыхъ апостолъ Петра и Павла; а третья часть въ Царѣградѣ въ церкви Успения Пресвятыя Богородицы, гдѣ патриархъ служитъ, и тую мы часть въ Царѣградѣ видѣли и цѣловали…»
Колонна Бичевания

Колонна Бичевания. Слева из иерусалимского Храма Гроба Господня, справа – из римской базилики Санта-Прасседе [Santa Prassede]

Не станем углубляться в расследование мест нахождения прочих частей столпа и материалов их изготовления — это вне темы данной статьи. Дробить реликвии на части и фрагменты — обычная церковная практика. Причем части в большинстве своем – подделки. Или не то, за что их выдают. Так будет точнее.

И последнее об этом приделе. В связи с ним упоминается еще одна святыня – частица Честного Креста, чудом уцелевшая после поражения франков в сражении при Хаттине 4 июля 1187 года. Утверждается, что этот фрагмент Креста хранился в приделе Явления Богородице до 1537 года, пока не был похищен…

Теперь идем в ризницу [сакристию]. Она не такая древняя, как монастырь, утвержденный римским понтификом в 1342 году. Как сообщал Эльзеариус Хорн, глава иерусалимской миссии францисканцев в XVIII веке:

«… монастырь их находится в северной части Храма Гроба. Нижние помещения располагаются под землей, там сыро и темно. Условия жизни постоянно ухудшались, и монахи страдали от недугов и болезней. И прежде не было у них кухни и ризницы. Священники обряжались прямо в храме, а пищу готовили на костре, который разводили на полу в трапезной. Но в 1721 г. монастырь отремонтировали и усовершенствовали, и воздвигли и кухню, и ризницу…»

Теперь о том, какое отношение эта ризница имеет к заявленной теме статьи. Там, справа от входа, в витрине под стеклом демонстрируются меч, шпоры и крест герцога Готфрида Буйонского, славного защитника Гроба Господня и по одной из легенд, учредителя ордена рыцарей Гроба Господня [milites sancti Sepulcri]. Монахи-францисканцы утверждают, что подлинность экспонатов не подлежит даже тени сомнения. В общем, такая же история, как и с колонной из придела Явления Богородице.

Меч Готфрида Буйонского

Меч, шпоры и крест Готфрида Буйонского в ризнице францисканцев

«В приделе явления Спасителя Богоматери показывают меч и шпоры Готфрида Бульонского. Подлинны ли они или нет, не знаю; но говорят, что принесены они во храм потомками героя. На мой взгляд, хотя меч и весок, но немного короток, в особенности если припомнить, что при осаде Никеи Готфрид срубил сарацина с седла и в городские ворота лошадь прискакала с нижнею частью туловища ее всадника. Сомневаюсь, чтоб это было возможно сделать этим мечом. Могилы Готфрида и брата его Балдуина находятся во храме, но достоверно неизвестно где, так как греки при каждом удобном случае ухищрялись скрыть ее следы, напоминавшие права латинян» [Скалон, Дмитрий Антонович [1840-1919] – военный историк и мемуарист, адъютант великого князя Николая Николаевича Старшего. В 1872 году сопровождал великого князя в путешествии по Турции, Сирии, Палестине и Египту.]

Меч, крест и шпоры, принадлежавшие, как утверждают, Годфруа де Буйону, действительно могут быть средневековыми по дате изготовления, но их связь с Годфридом основана только на непроверенной позднейшей традиции, авторами которой выступают францисканцы. Оно и понятно — этот меч, как и шпоры с крестом они используют в церемонии посвящения в рыцари Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского, ордена, созданного ими в XV веке. Он, как вы уже поняли, существует и поныне. Со всеми своими церемониями, атрибутами и прочей бутафорией. Но это не те рыцари, о которых я хочу рассказать.

Рыцари ордена Гроба Господня

Современные «рыцари ордена Гроба Господня»

Одна из легенд гласит, что любимый ученик Христа, апостол и первый епископ Иерусалима Иоанн, набирал охранников Храма из числа римских легионеров, принявших христианство. Вот мол они то и послужили предтечей будущего ордена. Только вот Храм то был не тот,  да и письменные источники, подтверждающие этот миф, отсутствуют. Кстати, у первых христиан не было культа священных погребений.

Елена, мать императора, во время проведения своих раскопок, повелела охранять их какому-то контингенту войск, о чем сообщает Прокопий Кесарийский. На основании этого возник еще один миф, приписывающий авторство создания ордена рыцарей Храма Гроба этой святой. Разумеется, бездоказательно.

Основой для еще одного мифа послужила chansons de geste начала XII века [жеста — жанр французской средневековой литературы эпического содержания. Букв. — «песнь о деяниях»] с длинным названием, но коротким содержанием – Паломничество Карла Великого в Иерусалим и Константинополь. В июне 1879 года единственный экземпляр  оригинала жесты на старофранцузском языке  украли из Британского музея  и с тех пор она так и не была найдена. Однако сохранились несколько пересказов на других языках. Курьез в том, что данный миф ссылается на литературный труд, где ни словом ни жестом [каламбур] не упоминается факт создания Карлом какого-либо воинского образования при Храме Гроба Господня. Но разве мифотворцев всех времен подобное когда-либо останавливало? Раз ездил — значит учредил! Железная логика! Главное, что перед этим, якобы по поручению патриарха Иерусалимского Георгия II, Карлу доставили святые мощи Гроба Господня, а халиф Харун-ар-Рашид якобы подарил Карлу ключи то ли от Храма Гроба, то ли от Иерусалима. Несокрушимые аргументы! Кто в Средневековье знал, что никакого паломничества не было, равно как и подарков…кроме слона, которого все таки привезли в зверинец в Ахене не без помощи самого Карла… Мифы есть мифы, хотя и всегда содержат крупицу правды…

В реальности же все обстояло несколько иначе. Сразу после захвата Иерусалима [так и хочется написать Элии Капитолины] и мусульманских святынь на горе аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф, папские эмиссары происпектировали комплекс церкви Воскресения Господня и остались недовольны результатами мономаховской реконструкции. В результатом родился новый «генеральный план» перестройки, которую крестоносцы осуществили в течении первой половине XII века.

Франки довольно быстро национализировали храмовое хозяйство, назначив своих священнослужителей. Их называли канониками. Они сопровождали богослужения, надзирали за храмом и поддержании его в должном состоянии. Организационно братией управлял Капитул во главе с приором. В 1101 году к ним в помощь латинский патриарх прислал тридцать рыцарей из числа оставшихся в Утремере крестоносцев – об этом сообщает Альберт Ахенский. С этого момента и начинается история рыцарей Гроба Господня [milites sancti Sepulcrì]. О рыцарях, пожелавших встать под начало каноников и защищать храм, сообщает и Эрнуль:

«Когда христиане завоевали Иерусалим, довольно большое число рыцарей направилось в храм Гроба Господня, и после многие из разных земель направились туда. И они подчинились приору Гроба Господня…»

В 1114 году каноникам дали устав [regula juris] святого Августина. И каноники стали не простыми, а уставными [canonici regulares]. В 1122 г. их утвердил папа Каликст II. А вот храмовые рыцари, подчиненные капитулу регулярных каноников, своего устава так и не получили. И в их адрес понтифики не писали посланий, святые не создавали правил, и церковные соборы для их утверждения не собирались. И ни один средневековый автор не упоминает такой организации, как Орден Рыцарей Храма Гроба Господня. Как рыцари они, несомненно, были, в вот как орден, в том смысле, к примеру, как орден тамплиеров или госпитальеров — нет. Это была всего лишь охрана Храма. И кроме того, на первых порах существования Латино-Иерусалимского королевства активно практиковалось вооруженное сопровождение паломников от порта прибытия до Иерусалима. Каноники курировали и это. Всегда имея под рукой вооруженный контингент для выполнения подобных задач. От этих сопроводителей в какой-то момент и откололись будущие тамплиеры, вовремя почувствовавшие трэнд текущего момента. Храм Гроба Господня был их альма матер.

Так что речь может идти только о Капитуле регулярных каноников – ордене, владевшим большой собственностью в Иерусалимском королевстве и за его пределами и берущем к себе на службу рыцарей. Кого на охрану собственности и Храма Гроба, кого на конвой паломников. А в военное время, как землевладельцы с населением, поставляли в королевское войско определенное законом количество воинов. К слову, в 1130 году король Арагона и Наварры, Альфонс I Воитель в своем знаменитом предсмертном завещании упоминает каноников Гроба Господня в Иерусалиме, а совсем не орден рыцарей….

В 1489 году регулярные каноники Гроба Господня, как орден, были распущены папой Иннокентием VIII. Ходили слухи, что это решение понтифик принял под давлением ордена госпитальеров… Однако, тут вмешались германские императоры и в 1499 году после буллы Александра VI все вернулось в исходное. Однако в 1819 году орден все же распустили. Вот, собственно, и все. Осталось только выяснить, в каком месте Храма эти каноники квартировались.

План Храма Гроба Господня

В процессе перестройки комплекса, предпринятого франками, участвовали и киликийские армяне. Часовня Святой Елены, построенная тогда же, в XII веке, до сих пор принадлежит их конфессии. Правда, они называют ее иначе – приделом св. Григория Просветителя. Часовня расположена ниже уровня самого Храма, другими словами, на ее крышу можно спокойно пройти, в буквальном смысле, никуда не поднимаясь. В крестоносный период здесь находился внутренний двор монастыря регулярных каноников  [claustrum canonum] и тех самых рыцарей Гроба Господня, его охранявших. Арочными пролетами двор соединялся с внутренними помещениями Храма. Может именно здесь, в этом дворике, первый магистр проводил смотр своему воинству?! В определенном смысле это были те, кого впоследствии у себя в ордене тамплиеры именовали milites ad terminum [рыцари на время]. И действительно, все они были временные, приходяще-уходящие – кто на небо, кто в другие ордена или иным приорам

Купол часовни св. Елены в Иерусалиме

Крыша часовни св.Елены и ее купол

Внутренний двор монастыря регулярных каноников

Внутренний двор монастыря регулярных каноников. На заднем плане видны арки заложенных проходов внутрь храма Гроба Господня.

После полного изгнания франков из Леванта, помещения монастыря регулярных каноников долгое время пустовали. До тех пор, пока один из турецких султанов в XVI веке не подарил их коптской церкви, повелев называть его Дейр-эль-Малак [монастырь Ангела]. Позже название сменили и все это стало называться Дир ас-Султан [монастырь султана]. Эфиопы именуют его Царским монастырем и утверждают, что именно на этом месте состоялась легендарная встреча Соломона и царицы Савской, от последствий которой и берет начало родословная эфиопских императоров.

И в качестве постскриптума – крест ордена регулярных каноников Храма Гроба Господня вовсе не такой, какой приписывают его рыцарям

Крест регулярных каноников

Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с) Санкт-Петербург 2023

При перепечатке статьи указание на источник и автора обязательно

Следите за анонсами новых публикаций В НАШЕЙ ГРУППЕ MILITES TEMPLI ВО ВКОНТАКТЕ