Византийская ставротека, или Зачем Генрих фон Ульмен в крестовый поход ходил

Средневековые манускрипты

Список культурных ценностей, утраченных в результате взятия Константинополя ордами крестоносных варваров в 1204 году, достаточно велик. Здесь и реликвии, и произведения ювелирного искусства, и скульптуры, и бесценные рукописи, безвозвратно канувшие неизвестно куда, частью переплавленные на металл, частью растащенные по фамильным замкам, многократно перепроданные или попросту сгоревшие в огне. Судьбу большей части из них восстановить уже не представляется возможным. Но о некоторых мы можем рассказать. К числу таковых относится византийская ставротека X века с частичками Животворящего Креста, ныне известная как Лимбургская ставротека.

Основным хранилищем драгоценных церковных реликвий, связанных со Страстями Господними, была церковь Богородицы Фара, расположенная на территории огромного комплекса Большого Дворца византийских императоров. На стыке XII-XIII веков хранителем и смотрителем этих сокровищ был Николай Месарит, оставивший нам самое полное из известных описаний наиболее почитаемых святынь, составленное им в 1201 году. Среди них значились: терновый венец, гвоздь распятия, копье, трость и сандалии Спасителя, багряница и лентион – полотенце, которым Спаситель вытирал ноги апостолам, погребальные пелены и камень от Гроба…

Когда крестоносцы ворвались в Великий Город и начался грабеж и резня, Большой императорский дворец заняли войска маркграфа Бонифация Монферратского, одного из предводителей похода. Так у реликвий появился новый хозяин…

Карта Иерусалима XIII века

Род фон Ульмен происходил из гористой рейнской области Айфель, расположенной на западе немецких земель. Первые упоминания о нем относятся к самому началу XII века. Развалины их родового замка до сих пор можно найти в окрестностях одноименно города.

Генрих фон Ульмен был рожден в 1175 году и смолоду начал свою военную карьеру под знаменами германских императоров из династии Гогенштауфенов. Когда в 1197 году папа Иннокентий III призвал к очередному, четвертому крестовому походу, Генрих не колебался и поспешил в Венецию – там был назначен конечный пункт сбора Христовых рыцарей удачи. С ним вместе следовали и его соседи – Дитер фон Диез, Вирих фон Даун и Вернер фон Боланден. О последнем мы еще услышим в конце этой истории.

Имел ли Генрих уже тогда секретное предписания от короля Филиппа Швабского, сына известного Барбароссы, или получил его позднее – неизвестно. Но то, что оно определенно имелось, судя по дальнейшим событиям, не вызывает сомнений…

… 12 апреля 1204 Константинополь пал. Трое суток царила кровавая вакханалия. Бонифаций Монферратский, пируя в великолепных залах дворца Буколеон совместно со своими головорезами, забрызганными по макушку кровью христиан, уже мнил себя властителем всей Византии. Он собирался стать императором. Присвоенные им главные сокровища и реликвии Империи, обнаруженные во дворце и церкви Богородицы Фара, казалось, давали на это неоспоримое право. К тому же другой руководитель похода, венецианский дож Энрико Дандоло отказался «баллотироваться» на этот пост. Но Бонифаций плохо знал веницианцев…

В итоге императором выбрали фландрского графа Балдуина, а венецианцы выторговали себе право назначить константинопольского патриарха. И быть бы междоусобице, если бы Дандоло не нашел соломонова решения, примирившего маркграфа со столь печальным финалом его тщеславных устремлений – Бонифация женили на Марии Венгерской, вдове византийского императора Исаака II Англела. И в качестве приданого отдали второй по величине город империи – Фессалоники. Маркграф сделал его столицей своего государства и объявил себя королем. К слову, >em>королевство Фессалиники

Каких-либо сведения о пропаже реликвий и ценностей во время переезда или уже в Фессалониках при Бонифации, отсутствуют. 4 сентября 1207 года Бонифаций, король Фессалоник, погиб в битве с болгарами в южной части Родопских гор. Ему отсекли голову и отправили ее в качестве военного трофея болгарскому царю Калояну в Тырнво. А в самом начале 1208 года, в Рейнской области Германии, в своих родных краях, внезапно объявился Генрих фон Ульмен. И не с пустыми руками – его обоз был полон византийскими реликвиями. Этот факт отмечен в «Книге чудес» цистерцианского монаха Цезария из Хейстербаха. Каким образом они оказались у фон Ульмена – неизвестно.

***

В 1201 году, еще до начала крестового похода, папа Иннокентий III отлучил от церкви германского короля Филиппа Швабского. По тем временам событие, равносильное катастрофе. Римские понтифики, в своем стремлении к установлению верховной церковной власти над светскими правителями частенько использовали это супероружие. Объявление анафемы влекло за собой, кроме всего прочего, освобождение подданных от клятвы на верность своему сюзерену. У Филиппа начались проблемы – вассалы подались в сторону Оттона Брауншвейгского, представителя конкурирующей с Гогенштауфенами династии Вельфов. К 1204 году количество королевских сторонников заметно поредело. Надо было что-то предпринимать. И тогда он решил использовать предстоящий Крестовый поход в своих целях. Для этого и был снаряжен в поход его верный рыцарь Генрих фон Ульмен. Восток всегда был источником сокровищ и реликвий, там всегда можно было найти что-нибудь, чем можно было подкупить и переманить недругов в свой лагерь. Священные реликвии для этого подходили лучше всего. Как бы там ни было, но в 1207 году папа снял отлучение с Филиппа. Как раз в то время, когда византийские реликвии, по всей видимости, уже были в руках Генриха…

Но Филипп Швабский так и не дождался возвращения своего эмиссара. 21 июня 1208 года он был заколот баварским пфальцграфом фон Виттельсбахом. По официальной версии причиной убийства был отказ Филиппа выдать за графа свою дочь, ранее ему обещанную. Может и действительно дело было в этом. А может и нет…

***

Знал ли Генрих о смерти короля или его предупредили, не известно. Но он не поехал в королевскую резиденцию. Не передал он священных реликвий и королеве. Он решил оставить их у себя, запершись в фамильном замке. Однако вскоре Ульмен был атакован войсками Вернер фон Боланден. Того самого рыцаря, совместно с которым Генрих отправлялся в крестовый поход. Штурм удалось отбить, но стало ясно, что о тайне византийских сокровищ уже известно. Оставлять их далее в замке становилось опасным. И тогда фон Ульмен принял решение спрятать их. Но куда? В замке бессмысленно – рано или поздно он будет взят и тогда они разберут его по камушкам, но все равно найдут тайник – так, вероятно, думал Генрих. И тут он вспомнил о своей старшей сестре – аббатисе женского августинского монастыря в Штубене, расположенного на реке Мозель, близ современного города Брем. Под покровом ночи праздника в честь св. Лаврентия, византийская реликвия была доставлена туда. Только в 1272 году, спустя почти семьдесят лет, монахини решились построить для реликвии >em>Крестовую часовню.

Монастырь хранил ставротеку более пяти столетий. И только в 1802, когда обитель закрыли, реликвию переместили сначала в крепость Эренбрайтштайн, а затем, в 1835 году, она была передана герцогом Вильгельмом I Нассауским епископству Лимбург, незадолго до этого учрежденному. Там ныне и пребывает.

Визаетийчкая ставрортекак

Теперь, собственно, о самой ставротеке. По своему предназначению – это реликварий, хранилище для креста. Крест Лимбургской ставротеки не простой – он содержит в себе семь соединенных между собой тонких фрагментов Животворящего Честного Древа Господня, иными словами креста, на котором был распят Спаситель. Что делает эту византийскую реликвию поистине священной. Для верующих, разумеется. И в «рангах» прочих реликвий занимает верхнюю позицию. Именно эту святыню выносили на поклонение в праздник Воздвижения Креста Господня из императорской сокровищницы в храм святой Софии – Премудрости Божией.

Ставротека изготовлена в X в. лучшими мастерами Константинополя на пожертвования византийских императоров. При весе в одиннадцать килограммов, ее длина составляет сорок восемь, ширина – тридцать пять, а высота – шесть сантиметров. Богато украшена драгоценными камнями (изумруд сапфир, гранат, жемчуг) и перегородчатой эмалью. Деревянная основа ставротеки изготовлена из сикоморы или так называемой «библейской смоковницы». На поверхности ставротеки расположены ковчежцы-контейнеры для десяти ценных реликвий, связанных с жизнью Спасителя и Божией Матери. Крышки контейнеров украшены изображениями святых и ангелов. Но в настоящее время контейнеры пусты. Что находилось в них изначально доподлинно неизвестно. Есть предположение, что этими реликвиями могли быть: капли Святой Крови на ткани; шип от Тернового венца; часть пеленок Богомладенца; фрагменты убруса для омовения ног и Плащаницы; части плата и пояса Богородицы; части льняного сукна из туники и багряницы Иисуса Христа. Ставротека закрывается выдвижной крышкой, выполненной в том же стиле.

Визаетийская ставрортекак

Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с)
Санкт-Петербург 2019