О чем могут рассказать печати тамплиеров

Печати тамплиеров, при их внимательном изучении, всегда порождают вопросы. Например, почему будучи рыцарями Храма Соломона [Templi Solomonis], сиречь мечети Аль-Акса, на своих печатях они упорно изображали Храм Господа [Templum Domini], шедевр арабской архитектуры, мечеть Куббат-ас-Сахра [Купол скалы]? У Соломона была два храма и все в одном месте? Это в качестве вступления. Но статья не об этом…

тамплиеры и грааль

Когда на сигилиях славных храмовников изображается агнец Божий, или родовой герб магистра, или затертые до дыр в словесных прениях пресловутые два рыцаря на одном коне или попросту крест, либо Тампль, как на печати парижского казначея ордена – то это все понятно, это все по теме и не вызывает желания усмотреть в этом нечто тайное, сакральное или мистическое. И не было бы этой темы, ежели бы не существовали другие печати тамплиеров. Печати совсем с другой символикой, мягко говоря, не очень понятной, а потому и рождающей догадки и домыслы.

Вот и вашего покорного слугу они, домыслы, однажды и настигли. Случилось это после прочтения некой книги о всяких тайных знаниях и, разумеется, прочих секретах западной эзотерической традиции, заставившей его по иному взглянуть на тамплиерскую сфрагистику…

Посему сразу подчеркну — все, что следует далее – не более, чем плод авторской фантазии. И прошу к статье отнестись именно в этом ключе…

тайный круг тамплиеров

Если рассматривать тайный круг, как рыцарей-тамплиеров, прошедших или находящихся в процессе прохождения некого Пути Посвящения, то это как-то должно быть отражено в символике. В каких-то тайных знаках, по которым все эти тайные братья могли бы узнавать друг друга. [читать: КОМПАНЬОНЫ ВЕЛИКОГО МАГИСТРА: БЫЛ ЛИ В ОРДЕНЕ «ТАЙНЫЙ КРУГ»?]

Как известно, тамплиеров и поныне упорно связывают с Граалем. И традиции этой уже несколько сотен лет. Литературную форму она обрела начиная с века XII. Кретьен де Труа, Вольфрам фон Эшенбах, Робер де Борон были первыми, кто популяризовал эти поиски… гнозиса. Не был ли метод вербовки неофитов способом пополнения потенциальных членов круга?

И ныне некоторые особо одаренные тамплиерцы [как их назвал У. Эко] утверждают, что традиция эта берет свое начало несколько ранее, веке в IX-X, когда был создан некий тайный орден, активно контактирующий с бескорыстными арабскими суфиями, передавшими им сокровенные тайные знания и, разумеется, информацию о Граале. И предмет этот, грааль, является не совсем физическим, не материальным объектом, а представляет собой нечто, символизирующее процесс Посвящения. И будто бы он, процесс, состоит из семи ступеней. И поиски его, Грааля, есть ни что иное, как последовательный подъем по этим ступеням. Как по лестнице Иакова… вслед за ангелами… ad astra, разумеется…

Тамплиеры, оказавшись на Востоке, очень быстро поняли, что та религия Иисуса, которую насаждали римские потомки секты апостола Павла, имела очень мало общего с истинным учением Спасителя. Завоевывая Утремер, они получили доступ к книгам, которых уже нельзя было найти в Европе. Они были либо уничтожены, либо надежно упрятаны в ватиканских хранилищах…

Этот Путь Посвящения начинался в португальской Синтре, где автору этих строк довелось побывать в благословенные доКовидные времена. И даже пройти полным маршрутом масонской инициации, спустившись в Колодец Посвящения.

Славная страна Португалия есть ни что иное, как Приют Грааля – Порт-у-Грал [PORT-U-GRAL] [читать: ТОМАР, ТАМПЛИЕРЫ И PORT-U-GRAL]. Именно так она была обозначена на печати Афонсу Энрикеша, первого португальского короля и как известно, назвавшего тамплиеров своими братьями.

Синтра – это первый город Пути Посвящения. Семь городов – семь ступеней. Для каждой ступени свой знак. Конечный пункт — часовня Рослин.

Первый отрезок пути – от Синтры до Сантьяго-де-Компостела служил своего рода тестом, испытанием на преданность и терпение. Осиливший его доказывал своим кураторам и наставникам свое смирение и повиновение, дающие ему право на дальнейший путь. Символом этой ступени был ворон. К слову, из семи символов – пять птичьи. Тут невольно вспоминается Грасе д’Орсе с его Языком птиц

В Сант-Яго соискателя, в отличии от первого этапа, подробно инструктировали, как достичь второго пункта этого маршрута – церкви Нотр-Дам-де-ла-Дальбад в Тулузе, построенной на месте древнейшего оракула Меркурия [Гермеса].

Церковь Eglise Notre Dame de La Dalbade в Тулузе

В крипте собора, ночью, в присутствии членов тайного круга, неофита посвящали во вторую ступень. Ее символом был павлин. Считалось, что пышное и многоцветное оперение этой птицы символизирует бесконечные возможности созидательного воображения. Ступень также носила название уровень оккультиста и давала возможность вступать в контакт с самим Гермесом Трисмегистом, триждывеликим повелителем срединного мира и демонов, покровителем магии и знатоком заклинаний. И все это под боком у католической церкви. В священном для нее месте. А статуя Гермеса, словно в насмешку, смотрит с фасада дома на площадь Тринита [Троицы] прямо в центре Тулузы.

площадь Тринита [Троицы], Тулуза

Печати с павлином среди тамплиерских сигилий обнаружить не удалось. Но не факт, что их нет. Известно, что в качестве печатей тамплиеры иногда использовали античные геммы, инталии и камеи. Одним из примеров таковых, в свое время наделавший немало шуму, может служить печать прецепторов Андре де Колура [André de Coloors] и Эймарда [Aimard], датированная 1214-35 годами, изображающая абраксаса. Были геммы и с Гермесом, часто изображаемоего бородатым. Так может быть орденские печати с бородатыми головами, которые так и не могут объяснить историки, изображают Гермеса, или, говоря языком этой статьи, адепта второго уровня?! Такая печать была, к примеру, у Terrici de Nussa, магистра Германии.

За третьим уровнем надо было добираться в Орлеан. Там, на месте древнего капища друидов, возвышался католический собор Сен-Круа [Святого Креста]. Мне вот думается, откуда такая поразительная осведомленность у церковных заказчиков храмового строительства? Они ж как пробками позатыкали своими церквями все места силы, нарушая мироустройство…

Собор Сен-Круа, Орлеан

Здесь, в Орлеане, братьев учили противостоять злу. Надо думать, что учителя четко объясняли, что следует понимать под этим. Возможно, давали почитать иные священные тексты, отличные от общепринятых евангелий и откровений апостола Павла.

Символом этого уровня посвящения, уровня воина, был рыцарь, ибо считалось, что здесь достигается достаточный запас духовной силы для «войны». Вот печати двух высокопоставленных тамплиеров: Гийома де Кордоны [Guillaume de CORDONA], mestre del Temple a Arago i Catalunya и прецептора командорства Ришеренш [читать: КОМАНДОРСТВО РИШЕРАНШ] Рустана де Компа [Roustan de COMPS]. Вполне возможно, что на них тот самый рыцарь

Печати тамплиеров

Идем дальше. Шартр. Первый христианский храм, возведенный на этом сакральном месте датируется IV веком. С 876 года здесь хранится одна из самых драгоценных реликвий христианства — плащаница [покров] Богородицы. Кроме того, собор известен своим лабиринтом [читать: ТАИНСТВЕННЫЙ АЛАТРИ: «ХРИСТОС В ЛАБИРИНТЕ» И… ТАМПЛИЕРЫ]. Храм, как и большинство его готических собратьев, стоит на месте друидского святилища. Сейчас оно называется Notre-Dame-sous-Terre и выполняет роль крипты, где хранится мадонна [в Шартском соборе их две]. Говорят, что эта самая крупная крипта из всех европейских. Одним словом, знаковое место.

Собор в Шартре

Здесь посвящали в четвертый уровень, уровень льва, символом которого, как ни странно, был лебедь. Любопытно, что в геральдике, включая сфрагистику, лев определялся не своим характерным видом, а позой или действием. Поясню. Если лев шествующий [passant], как, к примеру, на гербе Англии, что это уже не лев, а леопард. Леопардами также считались львы,  шествующие и смотрящие вперед [Passant Guardant]», а также Rampant Guardant , что означало восстающего и смотрящего на «зрителя». Так что не стоит удивляться различию в названиях уровней и их символов.

А леопард [он же лев] в тамплиерской сфрагистике присутствует. Вот, извольте:

Печати тамплиеров

Печать Франкона де Борта [Francon de Bort], прецептора Оверни и Лимузена [слева]. Присутствует на актах от марта 1280 и 1288 годов.

Печать неизвестного английского прецептора [в центре] со леопардом, датирована 1303 годом. Кому конкретно принадлежала установить невозможно, ввиду частичной утраты надписей, сохранилось лишь S.PRECEPTOR. Ни в одном известном историкам средневековом акте не замечена. Ныне хранится в Британском Музее.

Лев, который справа, гораздо более интересен. Эта печать принадлежала Отто Брауншвейгскому, командору Супплинбурга в Германии. Присутствует на акте 1304 года. Отто приходился младшим сыном герцогу Альберту Великому. К слову другой сын герцога, Лютер, был великим магистром Тевтонского ордена. Эта семейка была известна на протяжении многих веков. Один из потомков, герцог Фердинанд, в 1770 году был избран Великим магистром Брауншвейга, находившегося под покровительством Великой Ложи Англии. Через год он перешел в масонскую систему Строгого послушания а в 1776 году основал престижную ложу в Гамбурге. В 1782 году он созвал Конвент в Вильгельмсбаде, большой конгресс всех масонов. С ним хорошо были знакомы и видные русские масоны, получившие на этом конвенте «независимость». Отныне российские «каменщики» более не подчинялись иностранным центрам и не перечисляли туда денег. Россия стала IX Провинцией Ордена и получали новую систему Исправленный шотландский устав. Вот такой вот «лев» 4-й ступени. Вот такие вот корни у тайных обществ, наследников тайного круга ордена Храма. Смело можно утверждать о преемственности.

Символом пятого уровня был пеликан. Печать с его изображением [не привожу из-за плохого качества скана] принадлежала капеллану ордена фра П. Пелиссье [Pelissier]. Известны две ветви Пелиссье – одна из графства Венайссен, другая из Фелигонды, во Форезе. К каким принадлежал священник — неизвестно. Однако пеликан входил в герб обеих семей. Это несколько не вписывается в мою гипотезу. Но можно предположить, что мы имеем дело просто с совпадением, дающим возможность скрыть принадлежность к тайному кругу вполне легальным способом. И если говорить о религии тамплиеров, то кому быть ее носителем, как не орденским священникам?!

Церемония посвящения в этот уровень проходила [традиционно] в подземелье. В данном случае это было подземелье собора Парижской Богоматери, стоящего на месте кельтского и римского святилищ. Их останки нашли в 1710 году во время перестройки соборного хора. А в 1980 году на паперти перед собором при строительстве обнаружили крипту. Теперь это Crypte archéologique du parvis Notre-Dame [Археологическая крипта паперти собора Парижской Богоматери] и туристы даже не знают, что, возможно, спускаются в место посвящения…

Собор в Амьене

Следующим, шестым по счету, и как я думаю, уровнем иерархов тайного круга, был уровень орла. Местом посвящения был выбран собор в Амьене. Почему именно в нем? Может быть ответ на этот вопрос кроется в том, что главной реликвией храма является… голова? Вернее, лицевая часть головы Иоанна Крестителя, без нижней челюсти. В 1204 году ее украли из поверженного Константинополя пикардийский крестоносец Валлон де Сартон и его подельник каноник Пикиньи. Стоит ли упоминать о культе голов в ордене Храма? [читать: ГОЛОВА ВЕЛИКОГО МАГИСТРА] В документах процесса над тамплиерами об этом достаточно изложено. Да и об особом отношении тамплиеров к Иоанну Крестителю тоже известно…

Печати тамплиеров

Эту печать [слева] использовали разные братья-тамплиеры. В 1296 году Бертрам фон Эсбеке [Bertram von Esbeke], германский прецептор [Dei gratia preceptor domorum militie Templi per Alemaniam et Sclaviam], скрепил ею договор, касающийся аббатства Св. Иоанна в Хальберштадте. А в 1300 году, брат Фридриха фон Алвенслебена [Frederic von Alvensleben], также прецептор Германии, поставил ее на документе, связанном с продажей недвижимости в Брауншвейге. Судя по всему, речь идет об одном временном отрезке и разных прецепториях. Мне известны случаи, когда на несколько прецепторий был один прецептор. Но что б на несколько прецепторий — одна печать [кроме абраксаса], нет. Вот и думается мне, что не печать это, а знак… точнее, не только печать.

Печать [справа] Гийома де Льежа [Guillaume du Liège], последнего прецептора Ла-Рошели [humilis preceptor domus milicie de Rupella]. Известна по акту от 1269 года. Очень интересная печать, если вспомнить, какое место Ла-Рошель занимает во всякого рода гипотезах, связанных с наследием ордена и местах его нахождения. Поговаривали об Америке. Не туда ли смотрит одна из голов? Достигшие этого уровня могли перемещаться в духовном мире.

Двуглавый орел — это еще и символ власти, и за ней следовало лететь в Росслин. Там, в часовне этот Путь Посвящения заканчивался восхождением на высшую седьмую ступень короля Грааля, символом которой была корона. Осилившему путь открывались тайны времени и приходило понимание законов человеческой судьбы — а это и давало безграничную власть.

P.S.

Автор, писавший о тайнах готических соборов под псевдонимом Фулканелли, утверждал, что все тайные алхимические знания спрятаны в разных соборах на виду у священников и прихожан. Мне представляется, что обходя все эти места посвящения, неофиты собирали некий пазл, полностью сложив который, они обретали гнозис. И называйте его, как хотите… грааль, философский камень, эликсир бессмертия…и тд. и тп…

Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с) Санкт-Петербург 2023

При перепечатке статьи указание на источник и автора обязательно

Следите за анонсами новых публикаций в нашей группе milites TEMPLI во ВКонтакте