Top.Mail.Ru
Таинственный Алатри: «Христос в лабиринте» и... тамплиеры

Таинственный Алатри: «Христос в лабиринте» и… тамплиеры

Итальянский город Алатри, расположенный в ста километрах к югу от Рима, известен своей древней историей. Правда, когда она началась – не известно, но явно задолго до образования Римской империи. В городе до сих пор сохранились невесть кем возведенные крепостные стены, сложенные из огромных глыб. Из-за них Алатри даже прозвали городом циклопов.

Среди прочих достопримечательностей, коих в Алатри немало, следует особо выделить две – церковь Санта-Мария-Маджоре и бывший храм францисканцев Сан-Франческо с прилегающей к нему обителью.

Алатри. Монастырь Сан-Франческо и церковь Санта-Мария-Маджоре

Санта-Мария стоит на месте древнего святилища Венеры и основана примерно в V веке. Ранние христиане предпочитали возводить свои храмы на местах культовых сооружений своих конкурентов, тем самым перекрывая или запечатывая языческие места силы. Но я сейчас не об этом. В XIII-XIV веках церковь перестроили. В этот же период, буквально рядом, францисканцы возводили монастырь и церковь св. Франциска Ассизского, своего патрона. Строительство шло при помощи ордена тамплиеров, ближайшее командорство которого, Чепрано, располагалась всего в тридцати шести километрах от Алатри. Вполне возможно, что храмовники, имевшие собственный штат каменщиков, сами и построили весь этот комплекс. И в этом нет ничего удивительного, ибо это было время понтификата Николая IV – первого в истории римского папы-францисканца. А тамплиеры, как известно, находились в прямом подчинении у Рима…

В общем, традиционный городок-музей под открытым небом, каких в Италии множество. Вроде ничего особенного. Но это только на первый взгляд. Город хранит тайну, над разгадкой которой бьются вот уже более двадцати лет, как ученые, так и прочие исследователи-энтузиасты.

В 1996 году городские власти задумали провести реставрационные работы во францисканском монастыре и церкви. В них располагались экспозиции исторического музея Алатри и часто проводились выставки и культурные мероприятия. И когда рабочие принялись пробивать стену, предполагая, что попадут в соседнее помещение, им вдруг открылся потайной туннель. А там…

Алатри. Христос во лабиринте

То, что обнаружили в этом узком коридоре, вызвало неподдельное удивление. Стены потайного хода были украшены фресками: круги, спирали, цветы, растения. И среди этого – изображение лабиринта, в центре которого находилось изображения Христа Пантократора [Вседержителя]. Кто, когда и зачем разрисовал стены этого скрытого от посторонних глаз помещения? И что все это означает? Вот те вопросы, на которые пока нет четких ответов. Есть только версии.

Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что подобного изображения нет больше ни в одном из старинных сохранившихся христианских храмов Европы. Имеется в виду изображение лабиринта с Христом в центре. Исследуя этот тему, итальянский медиевист Джанкарло Пават обратил внимание, что рисунок лабиринта из монастыря в Алатри почти идентичен лабиринту из Шартрского собора. С той только разницей, что в центре шартрского изображен шестилистник.

Лабиринт Шартрского собора

Но и рядом с фреской лабиринта из Алатри тоже есть изображение шестилистника.

Алатри. Фреска из туннеля

Кроме того, существовали и более древние лабиринты, чем в Алатри и Шартре, ныне утраченные, но о которых достоверно известно – в базилике Сан-Савино в Пьяченце и церкви Сан-Капрасио в Тоскане. Исчезли и римские лабиринты церкви Санта-Мария-ин-Акиро и базилики Санта-Мария-ин-Трастевере. В Равенне сохранились фрагменты лабиринта церкви Сан-Джованни-Эванджелиста. Подобное можно видеть и в Павиии в базилике Сан-Микеле-Маджоре. Факты их создания известны и задокументированы. Еще два лабиринта были недавно обнаружены в небольших деревнях в Абруццо и Молизе. И с ними тоже все понятно.

Из этого следует, что изображения лабиринтов не были чуждыми или инородными для христианских храмов. Зачем же тогда надо было прятать лабиринт в Алатри? Да так прятать, что о нем нет никаких письменных свидетельств. От слова совсем.

Интересный факт – профессор Министерства культурного наследия Италии Грациелла Фрезза датирует фреску XI-XIV веками. Напомню, церковь и монастырь начали возводить в XIII и закончили в XIV вв. Это что же получается, их строили вокруг этого фрагмента стены с фреской? Или на месте будущей постройки уже было какое-то культовое строение XI века, часовня или что-то в этом роде? Но об этом тоже ничего не известно.

Таким образом, напрашивается вполне логичный вывод – туннель с фреской Христос во лабиринте изначально планировался как тайное помещение. О его предназначении можно лишь догадываться. Но первое, что приходит на ум – туннель использовался в неком секретном обряде инициации. О неких тайных ритуалах тамплиеров достаточно много известно из протоколов допросов на процессе. Был ли этот ритуал связан с неофитами или с посвящением во внутренний круг? Вряд ли мы узнаем. Да и наличие этого тайного круга – не факт. Доказательства этому лишь косвенные.

И напоследок – об изображение Христа. Изображение Спасителя относится к типу Пантократор [Вседержитель] или Христос во славе. Это центральный иконографический образ Христа, он всегда левой рукой держит свиток либо Евангелие, а правая согнута в благославляющем жесте. Иисус может изображаться в полный рост, сидящим на троне , по пояс, или погрудно.

Христос Пантократор

Но в данном случае есть один нюанс — рука Христа на фреске в Алатри не благаславляет, а словно указывает. Куда или на что?

Стена с фреской обращена на юг и таким образом вход в лабиринт находится слева от изображения, на западе и последний путь ведет на восток. Получается, что ориентация лабиринта такая де, как и в большинстве христианских церквей — вы входите со стороны, где заходит солнце и движетесь в направлении, в котором оно поднимается. К свету! А может к Знаниям?..

Вспоминается Дэн Браун и его Ангелы и Демоны, там, где говорится о таинственном Пути Просвещения.

Карта состояла из символов, размещенных в общественных местах города и в то же время невидимых постороннему взгляду. Первый знак указывал путь к следующему, тот к очередному и так далее вплоть до самого убежища братства “Иллюминати… Каждый, кто желал встать в ряды братства, должен был пройти ее от начала до конца. Это являлось своего рода испытанием.

Может и в данном случае этот Христос в лабиринте является одним из указателей? А лабиринты в других храмах были подсказками, где следует искать следующий указатель?..

Анохин Вадим (с)
Санкт-Петербург 2019