От Англии до Иерусалима: как паломники добирались до Святой земли

Пилигрим собирается в дорогу

Дорогу в Иерусалим стали осваивать начиная с IV-V веков. Западные адепты сравнительно еще молодой и неокрепшей христианской Церкви, вчерашние римляне, страстно желали воочию увидеть места Страстей Господних и, такова уж порода человеческая, потрогать их руками. Сотворить молитву у Гроба Господня и снять с себя грехи…

В VIII веке бенедиктинский монах Беда Достопочтенный, этот отец истории Туманного Альбиона, составил описание Иерусалима. Жителям англосаксонского королевства Нортумбрия, где и проживал преподобный патер, сразу стало понятно, куда следует отправляться на покаяние. И поскольку Беда в своем эпохальном труде Церковная история англов объявил всех англов совместно с саксами – новыми израильтянами и божьими избранниками, то и вопрос зачем тоже отпадал.

Епископ благославляет на пелегримаж

Идея с новым божьим народом англосаксам чрезвычайно понравилась и хожение в Палестину стало весьма популярным у знатных и простых, клириков и мирян, мужчин и женщин. Усилиями ног и копыт транспортных средств этих паломников и была проторена Via Romea – дорога римлян. Потому как тот же Беда рекомендовал вначале посетить Рим, ибо веру свою новоявленные израильтяне получили именно оттуда. В обратном направлении этот же путь имел уже иное название: Via Francigena – дорога франков.

Искупительное путешествие в центр мира – так стало называться путешествие в Иерусалим. По географическим представлениям средневековья земля была плоской, в центре которой находился Святой город Иерусалим. Как это представляли в те времена можно судить по mappa mundi, коих сохранилось к нашему времени более тысячи…

Епископ благославляет на пелегримаж

К началу IX века Карл Великий, новый император возрожденного Запада, стал официальным покровителем Палестины, получив ключи от святого гроба и стяг града Иерусалима. Их привез Карлу монах Захария, побывавший с дипломатической миссией у тамошнего патриарха. Куда потом все это подевалось и было ли вообще – неизвестно, но это другая история. Имперский патронаж благоприятно сказался на безопасности паломничества в святые земли. В Иерусалиме образовалась большая франкская колония: были построены обитель на Елеонской горе, женский монастырь подле Храма Гроба Господня, странноприимный дом, рынок и даже библиотека…

Но вернемся к маршруту. Паломники, шедшие из английской глубинки, непременно заворачивали в скромную деревушка Уолсингем, c XI века ставшую крупным центром поклонения. Как гласит предание, в 1061 году Ричельде де Фаверше, знатной даме из саксов, во сне привиделась Дева Мария. И будто бы она повелела построить в Уолсингеме точную копию дома Святого Семейства в Назарете. Не известно, по каким чертежам [если они вообще в те времена существовали], но строение было воздвигнуто. А вскоре в нем появилась и настоящая реликвия – фиал с молоком Богоматери. Что свидетельствует о том, что к XI веку товарообмен между Англией и Палестиной был уже достаточно налажен. Позже здесь было основано аббатство…

Развалины аббатства Уосилгем

По большому счету, путешествие начиналось в Кентербери, с посещения церкви святого Мартина, куда паломники заходили получить благословение перед отправкой на континент. Церковь эта располагалась на окраине города и была построена, по преданию, еще в VI веке королевой Бертой Кентской. В ней же она и была похоронена в 612 году. В ее жилах текла кровь Меровингов. Сразу после смерти ее канонизировали. Однако, современные историки подвергают этот факт сомнению…

Развалины аббатства Кантербери

Ступив на землю после пересечения Английского канала в Кале, пилигримы устремлялись в направление Арраса. В 1030 году там был воздвигнут один из красивейших готических соборов и паломники не упускали возможности его посетить.

Следующим значимым пунктом на пути был Реймс, город, неразрывно связанный со святым Ремигием. В аббатстве, посвященном ему, основанном в VIII века, хранилась Святая Стеклянница. Миро в ней находящееся, использовали при помазании на царство сначала франкских, а затем и французских королей. Так паломники могли убедиться, что всякая королевская власть – от Бога. В аббатстве находилась и могила св. Ремигия. К сожалению, аббатство не дошло до нас в своем первозданном виде и то, что теперь могут видеть туристы, датируется XVII—XVIII веками…

В Безансон паломники входили через Черные ворота, постройку II века, оставшуюся еще с древнеримских времен. Великолепный собор св. Иоанна, воздвигнутый между 1127 и 1161 годами на месте базилики IX века, был очередным местом поклонения на пути пилигримов.

Черные ворота в Безансоне

Следует отметить, что путешествие по святым местам было делом отнюдь не безопасным. Дороги были буквально наводнены разбойниками и любителями легкой поживы. Несмотря на то, что законодательство в их отношении было достаточно суровым и беспощадным, нападения на паломников были регулярными и носили характер эпидемии. Тамплиерам следовало бы начать с Европы…

Лозанна была последним крупным поселением на пути в Северную Италию. Далее паломникам предстоял горный перевал Большой Сен-Бернар. В середине XI века святой Бернар из Ментона основал там монастырь. При нем существовал и приют для странников. Там пилигримы могли ожидать удобного момента для пересечения перевала…

Вот и Италия. Павия встречала пилигримов базиликой св. Петра XII века. Ее еще называли базиликой в Золотом небе. В ней находится усыпальница св. Августина Блаженного.

На завершающем этапе пути к Риму оставалось еще немало мест, куда направляли свои неутомимые стопы благочестивые паломники. Это и Фиденца – поселение св. Домина, и Парма – город святителя Илария Пиктавийского, и Сиена святого Ансана. В Витербо паломников селили в особом квартале Сан-Пеллегрино, славный своим собором св. Лаврентия. До Рима оставалось еще сотня километров, а дневной переход составлял чуть более двадцати.

Достигнув Вечного города, большинство паломников оставалось там надолго – в Риме было к чему прикоснуться и где помолиться. Как никак здесь располагался престол св. Петра – божьего наместника. Отсюда и молитвы слышнее…

Далее путь вел в область Апулию – там располагались порты, откуда начиналось морское сообщение с Палестиной – Бари [здесь с 1087 года хранятся мощи св. Николая Чудотворца], Бриндизи, Монополи и Сипонто. Однако последний был заброшен после землетрясения в XIII веке. Наиболее благочестивые пилигримы не упускали возможность посетить знаменитый монастырь Монтекассино, чтобы прикоснуться к мощам св. Бенедикта и храм св. Архангела Михаила в Монте-Гаргано, дабы своими глазами узреть след на камне, оставленный по преданию, этим предводителем небесного воинства в V веке…

Хран Архангела Михаила

Корабли пересекали Адриатическое море в направлении Греции и следовали вдоль побережья, совершая остановки на островах Корфу и Кефалония. В Патре высаживались, чтобы поклониться св. Андрею, некогда здесь погребенному. Позднее его мощи были перенесены в Константинополь и, вероятно, стали добычей крестоносных грабителей в 1204 году. Далее проливом между материковой Грецией и полуостровом Пелопоннес достигали Коринфа. Знаменитого города, избранного св. Павлом для проповеди слова Божьего, и к жителям которого апостол обратился с посланием, вошедшим в Новый завет. От Коринфа вновь начинался пеший переход. Шли до Фив на побережье Эгейского моря. Оттуда морским путем, минуя остров Эвбею, плыли на Патмос. Остров знаменит тем, что именно на нем апостолу Иоанну было видение, легшее в основу книги Апокалипсиса и паломники с благоговейным трепетом осматривали пещеру, где это произошло.

Пешера Апостола Иоанна

Корабли плыли дальше, через Кикладские острова на Родос. Удивительно, но в XII века паломники знали, что в глубокой древности здесь находилось одно из семи чудес света – знаменитый Колосс Родосский, былое месторасположение которого они с интересом осматривали. Об этом сообщает в своих путевых заметках английский монах Зевульф, посетивший остров в 1102 году. Вот вам и темные века

Далее следовали к побережью древней Ликии (территория совр. материковой Турции), в город Мира. В его гавани останавливался корабль апостола Павла на его пути в Рим. Город известен и как место, где в IV веке проповедовал архиепископ Николай, известный позднее, как св. Николай Угодник (Чудотворец). Сохранился храм святого, неоднократно разрушаемый, но не смотря ни на что, восстанавливавшийся.

Развалины храма святогг Николая в Мире

И, наконец, последняя остановка перед Палестиной – остров Кипр и город Пафос. Здесь, по преданию, сразу после вознесения Спасителя собрались все апостолы и держали совет относительно устройства дальнейших дел по внедрению новой религии. С этой целью отсюда затем и был послан св. Варнава…

А уже спустя несколько дней паломники сходили на берег в порту Яффы – преддверии Иерусалима. После Первого крестового похода Яффа станет главным портом Латино-Иерусалимского королевства. Паломникам оставался еще пеший двухдневный переход и они оказывались у цели…

Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с)
Санкт-Петербург 2019-2020