Top.Mail.Ru
Граф Жан Ибелин и «конституция» Иерусалимского королевства

Граф Жан Ибелин и «конституция» Иерусалимского королевства

Род Ибелинов, пожалуй, был одним из самых знатных среди ноблей Утремера и уступал, разве что, лишь королям.

Жан Ибелин [1215 —1266 ], граф Яффы [comte de Jaffa Jean d’Ibelin] и Аскалона, сеньор Рамлы, как и все остальные представители знати периода упадка Иерусалимского королевства, постоянно принимал участие в междоусобицах, активно досаждая своим собратьям во Христе. На фоне сжимания территорий королевства подобно шагреневой коже, благородные рыцари отчаянно пытались разжимать территории своих феодов.

Граф приходился внуком Балиану Ибелину, знаменитому крестоносцу, сумевшему сделать невозможное – организовать оборону Иерусалима после Хаттинской катастрофы. Ему же принадлежала заслуга успешных переговоров с Салах ад-Дином, результатом которых были приемлемые условия сдачи Святого города [октябрь 1187 года], сохранившие жизни его защитникам, казалось бы обреченным на неминуемую смерть. Его образ прекрасно воплотил Орландо Блум в фильме Царство небесное.

Балиан Ибелин

В 1249 году, вняв призыву принять крест, Жан принял участие в походе Людовика IX на Египет. Грандиозная военная операция, так удачно начавшаяся взятием Дамьетты, закончилась катастрофой и пленением французского монарха. Каким-то чудом Балиану удалось избежать каирских застенков. Столь плачевный финал похода, возглавляемого уже тогда почти святым королем, впрочем, не остудил его боевой пыл. Получив от Людовика «должность» королевского бальи [управляющего], Жан активно занялся дипломатией, заключив пакт о дружбе и ненападении с Дамаском [противниками Египта]. Обеспечив тем самым себе мирный тыл, граф двинулся освобождать уже не свой Аскалон, занятый мамлюками. В ответ египтяне предприняли попытку отобрать у него и Яффу [1256], но военный талант Жана утопил ее в крови. Вслед за этим Жан передал должность бальи своему тезке и кузену, сеньору Арсуфа и коннетаблю [главнокомандующему] королевства. Когда военным отдают руководство государством, значит перспектива его существования явно под угрозой. Так оно и было – мамлюкская туча, огромная и неотвратимая, постепенно закрывала небо над королевством. Еще несколько десятков лет и разразится буря, какой еще не видели латиняне Утремера. Страшной силы шквал, который сметет их всех в море, и живых и мертвых. Последних будет больше. Впрочем, я забегаю вперед…

До 1258 года Жан в основном был занят разруливанием внутренних проблем государства. Война св. Саввы, спровоцированная итальянскими торгашами Генуи и Венеции, серьезно подорвала обороноспособность страны. Это уже потом историки определят, что это вооруженное противостояние явилось прологом грядущей катастрофы 1291 года. Королевство без короля — что может быть хуже? Конрадин, последний отпрыск Гогенштауфенов, монарх Иерусалимский [формально], проживал в это время в Италии и на события не имел никакого влияния. Да и не мог, ибо был всего шести лет отроду. К тому же его права оспаривала Плезанция Антиохийская, королева-консорт и регент королевства Кипр, мать Гуго II Лузиньяна [тоже малолетнего], номинально имевшего права на иерусалимскую корону. В 1258 году Плезанция вместе с сыном высадилась в Акре и опираясь на поддержку своего брата, антиохийского князя Боэмунда VI и Жана Балиана, объявила себя регентом, а Гуго, соответственно, королем. Инициативу поддержали тамплиеры и тевтоны. Госпитальеры и мелкопоместные бароны отказались, храня верность Конрадину. На границах королевства собираются мамлюкские полчища, а местная знать затевает гражданскую войну.

Мотив участия Жана Ибелина в этой битве престолов вскоре прояснился. И весьма скандальным образом. В 1263 [возможно ранее, в 1261-м] году стало известно о любовном романе между Жаном и Плезанцией. Рассчитывал ли Ибелин таким плезиром примерить на себя корону Кипра или метил выше, на трон Иерусалима? Об этом история умалчивает, но в папской курии страшно всполошились. Понтифик, Урбан IV, даже разразился гневным письмом De sinu patris, в котором, как нетрудно догадаться, осуждал и клеймил. Ко всему прочему, Жан был женат. Мария, супруга его, доводилась сестрой царю Киликийской Армении Хетуму I и золовкой кипрскому королю Генриху I. Что жена, что любовница – в родне у ней все были короли, как в песне. Завершающим аккордом стала внезапная смерть Плезанции, последовавшая вскоре за окриком из Рима. Ей было едва за двадцать пять. Я ничего не утверждаю, но факты… Мария умерла буквально следом…

После скандала положение Ибелина в высших кругах королевства сильно пошатнулось. Он постепенно отошел от дел. К 1264 году граф окончательно потерял контроль над Яффой. Вернуть ее он уже не пытался, трезво оценивая соотношение сил. Возможно, предчувствуя скорый уход, он решил успеть сделать то, что считал важным и более значимым, чем все его предыдущие свершения. И оказалось, что напоследок он действительно приберег нечто выдающееся. Свое перо, недюжинный литературный талант и глубокие познания в средневековом праве.

Вплоть до 1266 года Жан трудился над эпохальным правовым трактатом, известным ныне, как Иерусалимские ассизы. К слову, это самое обширное и объемное сочинение на данную тему той эпохи. Замысел автора прост – восстановление некогда существовавшего письменного свода правовых, имущественных и прочих актов, регламентировавших жизнь Иерусалимского королевства. Своего рода конституции, созданной непосредственно герцогом Годфридом Буйонским сразу после захвата Иерусалима в 1099 году. Рукописи хранились в Храме Гроба Господня, отчего и назывались Lettre du Sépulcre и извлекались на свет всякий раз, когда возникали какие-либо трудноразрешимые споры или иные проблемы, решение которых требовало обращения к букве закона в буквальном смысле. Манускрипт был якобы утрачен в 1187 году, когда город перешел под власть Салах ад-Дина. Это очень странно, ибо по условиям сдачи, оговоренным дедом Жана Балианом и выполненным Саладином, уходящим из города латинянам разрешалось [и удалось] уйти со своим имуществом. Патриарх даже вывез все сокровища Храма, в котором этот документ, как утверждается, и хранился. Неужели манускрипт был таким огромным, что не поместился в повозку? Или не был таким уж ценным? Но еще более странно, что как выяснили историки, никто этого манускрипта и ДО утраты Иерусалима в глаза не видел. А Вильгельм Тирский [уж до чего информированный хронист] так и вовсе утверждает, что эти ассизы до катастрофы 1187 года были известны только в устной форме. Сплошные вопросы и загадки. Впрочем, тех, кто серьезно интересуется этой темой, отсылаю к фрагменту из книги Гастона Додю История монархических учреждений в Латино-Иерусалимском королевстве [1099-1291 г.], в которой подробно изложена история вопроса.

Жан успел дописать свой трактат [Книга Ассиз и добрых обычаев Иерусалимского королевства] и скончался в 1266. Как потом выяснилось, это интересное сочинение принесло ему посмертное признание. Довольно редкий случай, когда основой сборника законов послужило литературное произведение. Его приняли всерьез и запустили в дело, отправляя копии в соответствующие учреждения. Правда, не все копии были таковыми в прямом смысле. Появилось множество соавторов [ни одна эпоха без них не обходится]. Последних было много и их версии часто противоречили друг другу. К 1368 году их накопилось столько, что возникла полная неразбериха и королю Кипра, Петру II Лузиньяну, пришлось срочно создавать комиссию по авторским правам. Ученые мужи подтвердили «Книгу Жана Ибелина», как единственный достоверный источник по древнему праву. Здесь следует заметить, что в отличии от легендарных ассизов, оригинал ибелиновских хранили более тщательно. Ибо с чем же тогда комиссия сравнивала копии?

Так длилось до 1489 года, когда Кипр перешел под власть Венецианской республики. К 1531 году подтвержденная версия опять обросла дополнениями и венецианцам не оставалась ничего иного, как вновь созывать комиссию. А в 1570 г. Кипром овладели турки и не успей венецианцы вывезти экземпляр ассизов в Венецию, мы бы так о них и не узнали. Ни их содержания, ни выдающейся роли во всем этом Жана Балиана, блистательного графа Яффы и Аскалона, сеньора Рамлы.

Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с) Санкт-Петербург 2021

При перепечатке статьи указание на источник обязательно