Top.Mail.Ru
Чему учили монахов в XII веке - Тамплиеры | milites TEMPLI

Чему учили монахов в XII веке

Средневековые монастыри по праву считаются чуть ли не единственными хранителями знаний, собирателями и, в какой-то мере, популяризаторами трудов античных авторов. Именно непрекращающейся работе монастырских скрипториев мы обязаны тому, что цепь передачи знаний, сквозь века, от поколения к поколению, не была прервана.

Кто полагает, что монахи только тем и занимались, что пели псалмы, отстаивали службы и постились, глубоко заблуждается. Чтобы двигать вперед знания, надо и самому быть образованным.

Книга, которую я вам представляю в этой статье, была создана в Англии в конце XII века, предположительно в 1190 году. И была задумана именно как научное пособие по космографии для монахов. Учебник представляет собой компендиум [краткое изложение основных положений какой-либо дисциплины] космографических знаний на тот момент и составлен на основе трудов раннехристианских писателей VII века, таких, как Беда Достопочтенный и Исидор Севильский, а также автора более позднего времени, Аббона из Флери [945–1004]. Все эти писатели в свою очередь опирались на классические античные источники, в том числе работы Плиния Старшего, адаптируя их к христианского пониманию.

Для облегчения процесса понимания текст проиллюстрировали схемами и диаграммами: Земли и Неба, ветров, времен года, приливов и знаков Зодиака, обозначив их взаимосвязь с человеком. Большинство схем выполнено в виде rotae [круговая диаграмма]. Такой вид подачи космологических идей, благодаря четкому и упорядоченному представлению информации, существенно облегчал ее понимание, изучение и запоминание. Этот передовой метод часто использовался в Средние века. Кроме того, круг считался наиболее совершенной формой, а так же символом Бога, воплощающим в себе цикличную природу времени, мироздания и символизирующий логику, гармонию и порядок сотворенной Вселенной!

Итак, что же было в этом учебнике:

Диаграмма кровного родстваДиаграмма приливов [Rota]Диаграммы гармонии года и времен года, а также гармонии стихий, времен года и настроенияДиаграммы куба и микрокосмической гармонииДиаграммы климатических зон Земли с рифейскими горами и контуром Луны в ЗодиакеСхемы небесных и наземных климатических зонСхема движения планет в знаках ЗодиакаГармония сфер и планетных орбитСхема фаз ЛуныСхема солнцестояний и равноденствийСхема планетных орбит и зодиака и схема планетных цикловСхема ветровСхема Зодиака

1. Диаграмма кровного родства

Эта диаграмма в форме колеса показывает степени родства, которые определяют, могут ли два человека, связанных кровью, вступить в брак. Диаграммы кровного родства также использовались для определения наследования, когда умерший не оставлял завещания. Шесть концентрических колец на диаграмме представляют шесть поколений семьи. Каждое кольцо разделено на десять секторов, в которых записаны родословные

2. Диаграмма приливов [Rota]

Эта диаграмма в форме колеса иллюстрирует ежемесячное движение приливов и показывает соответствие между приливами и возрастом Луны, как это изложено в книге Беды Достопочтенного De natura rerum [О природе вещей, XXXIX]. Карта Т-О [тип средневековой карты мира] обитаемого мира занимает центр диаграммы. Двенадцать секторов содержат краткие характеристики двенадцати ветров. Первое из трех внешних колец показывает четыре приливных цикла по семь или восемь дней каждый; следующее кольцо, тридцать раз помеченное словом вода [aqua], представляет океан, окружающий мир.

3. Диаграммы гармонии года и времен года, а также гармонии стихий, времен года и настроения

Восемь пересекающихся дуг на верхней диаграмме показывают отношения между четырьмя временами года, четырьмя качествами года, четырьмя сторонами света и датами сезонных изменений. Таким образом, эта диаграмма иллюстрирует понятие единства времени и пространства, изложенной в научной работе Исидора Севильского De natura rerum [О природе вещей, X]. Нижняя диаграмма иллюстрирует отношения между четырьмя элементами – Землей, Воздухом, Огнем и Водой – четырьмя временами года и четырьмя физическими жидкостями – мокротой, кровью, желтой желчью и черной желчью – а также наделяющими качествами, связанными с каждым из них.

4. Диаграммы куба и микрокосмической гармонии

Два перекрывающихся квадрата с общей диагональю образуют куб на верхней диаграмме. Солнце изображено в верхнем левом углу, Луна – в правом нижнем. Четыре элемента: Земля, Воздух, Огонь и Вода, вместе с соответствующими свойствами, занимают верхний квадрат куба. Диаграмма в форме колеса в нижней части страницы визуализирует идею о том, что Человек – это микрокосм Вселенной, а Вселенная – макрокосм Человека. В центре кольца находятся слова [читаются сверху вниз] Мир, Человек и Год. Восемь пересекающихся дуг иллюстрируют отношения между частями мира – четырьмя элементами, четырьмя телесными юморами и четырьмя временами года. Форма креста, созданная дугами, выражает роль Христа в восстановлении природы, ее первоначальной гармонии, порядка и смысла.

5. Диаграммы климатических зон Земли с Рифейскими горами и контуром Луны в Зодиаке

На диаграмме в верхней половине страницы наблюдатель видит Северный полюс. Рифейские горы – мифический ряд пиков, которые, как считался, обозначал границу между Азией и Европой, а также арктической и северной умеренными зонами, – представленные в виде семи абстрактных цветных силуэтов. Диаграмма в нижней половине страницы показывает движение Луны по Зодиаку, соотнося лунные или синодические месяцы и знаки Зодиака. Согласно De natura rerum [О природе вещей] Беды Достопочтенного, Луна проходит через Зодиак тринадцать раз за двенадцать лунных месяцев.

6. Схемы небесных и наземных климатических зон

Вслед за античными писателями средневековые ученые выделили пять климатических зон: Арктика и Антарктика, или северная и южная холодные зоны; Северный и Южный умеренные зоны, простирающиеся от тропика Рака до Северного полярного круга и от тропика Козерога до Южного полярного круга; и жаркая зона между двумя тропиками. Только умеренные зоны считались пригодными для проживания. На верхней диаграмме пять климатических зон показаны в абстрактной конфигурации, напоминающей цветок с пятью круглыми лепестками. В своей De natura rerum Исидор Севильский связывает эти зоны с пятью пальцами человеческой руки. Поскольку рука была основным мнемоническим инструментом в древнем и средневековом мирах, сравнение Исидора лепестков с пальцами делает эту диаграмму эффективным запоминающим устройством.

7. Схема движения планет в знаках Зодиака

На этой диаграмме названия семи планетных тел – Солнца, Луны и пяти известных планет – написаны по вертикали слева. Вверху по горизонтали зодиакальные имена. Можно проследить путь каждого планетарного тела по Зодиаку, читая график слева направо. Диаграмма дает представление не только о независимости орбиты каждой планеты, но и о разной продолжительности времени, которое потребовалось каждой планете, чтобы завершить один цикл зодиака. Внизу диаграммы находится список планетных тел с их расстояниями, указанными как музыкальные значения – тон [tonus], полутон [semitonium] или три полутона [tria semitonia], а также сокращенное описание межпланетных расстояний, выраженных как пропорции расстояния от Земли до Луны.

8. Гармония сфер и планетных орбит

Идея гармонии сфер – числовые пропорции, соответствующие музыкальным гармониям, управляют как движением семи небесных тел, так и их расстоянием от Земли – была подхвачена средневековыми писателями древней мысли. На иллюстрации гармонии сфер в верхней части страницы Солнце, Луна и пять известных планет изображены как семь дисков равного размера. Между ними написаны музыкальные интервалы – тонус [tonus], полутон [semitonium] или три полутона [tria semitonia]. На схеме ниже в центре изображена Земля. Имена Зодиака написаны во внешней рамке. Названия планетных тел написаны над их орбитами и показаны красными кольцами. Поскольку каждое из этих небесных тел имеет свою собственную эксцентрическую орбиту, кольца, представляющие их орбиты, не являются концентрическими.

9. Схема фаз Луны

На этой диаграмме показаны фазы Луны в зависимости от ее расстояния от Солнца. Земля в центре окружена тремя концентрическими кольцами. Вдоль внутреннего кольца расположены семь дисков, показывающих фазы прибывающей и убывающей Луны, обозначенные бледно-желтой размывкой, исходящей от Солнца, справа. Как ясно показывает диаграмма и как признавали средневековые авторитеты, фазы Луны определяются степенью ее освещения Солнцем. Цикл начинается с нового серпа Луны в верхнем правом углу [примерно на 2 часа] и движется против часовой стрелки, при этом дни лунного цикла показаны красным цветом. Он заканчивается, когда Луна не видна, то есть когда она находится прямо между Землей и Солнцем [последнее обозначено как Sol XXX].

10. Схема солнцестояний и равноденствий

На этой диаграмме показано положение Солнца в дни солнцестояний и равноденствий. Центр представляет собой позицию наблюдателя, обращенного на юг [вверху диаграммы]. Тонкая желтая полоса, обрамляющая диаграмму, – это горизонт. Шесть желтых кругов, соединенных тремя красными дугами уменьшающегося размера, обозначают восход Солнца [слева] и закат [справа] в период летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствий и зимнего солнцестояния соответственно, в то время как сами дуги показывают путь Солнца над горизонтом в эти дни. В середине дуг – полуденные Солнца солнцестояний и равноденствий. Шесть прямых красных линий по обе стороны от полуденных Солнц указывают положение Солнца в третьем и девятом часах этих дней.

11. Схема планетных орбит и зодиака и схема планетных циклов

Колесная диаграмма вверху страницы показывает Землю в центре с семью небесными телами – Луной, Меркурием, Венерой, Солнцем, Марсом, Юпитером и Сатурном – вращающимися концентрическими кольцами. Зодиакальные имена даны в рамке диаграммы. Как и древности, в средневековье считали, что Земля находится в центре Вселенной и что Солнце, Луна и планеты вращаются вокруг нее. Также вслед за древними писателями средневековые авторы называли планеты «блуждающими звездами» из-за их эксцентричных орбит: слово планета происходит от греческого planetoi, что означает странник. Их орбиты были рассчитаны в соответствии с продолжительностью времени, которое им потребовалось, чтобы завершить один цикл Зодиака.

12. Схема ветров

Схематическая карта Т-О [тип средневековой карты мира] занимает центр диаграммы. Названия ветров написаны в цветных сегментах предпоследнего кольца. Характеристики каждого ветра, включающие выдержки или адаптации частей работы Исидора Севильского De natura rerum [О природе вещей, XXXVII, i-iv], заполняют соответствующие трапециевидные секторы. Средние века унаследовали от греко-римского мира как схему двенадцати ветров, так и условность ее изображения в схематической форме.

13. Схема Зодиака

Зодиак – это пояс из двенадцати созвездий, через который проходят семь планетных тел – Солнце, Луна и пять известных планет в течение года. На этой диаграмме в форме колеса изображена Земля в центре, окруженная названиями месяцев, соответствующими двенадцатью знаками Зодиака и надписью, объясняющей отношения между семью планетными телами, созвездиями зодиака и течением времени. и его цикличность. Поскольку это единственная иллюстрация в рукописи, изображенная на пустой странице, и единственная иллюстрация, которая включает подробные, сильно раскрашенные фигурные изображения, зодиакальная диаграмма служит как фронтисписом рукописи в целом, так и обзором научных и научных исследований. представленные в нем богословские идеи. Знаки Зодиака были изобретены на древнем Ближнем Востоке как вспомогательные средства навигации и вошли в средневековый репертуар через классическое искусство. Хотя греко-римские традиции изображения имели значительный авторитет, средневековые изображения зодиакальных знаков часто отходили от своих классических моделей. Здесь Близнецы изображены не обнаженными юношами, а вооруженными солдатами в кольчугах, несущих единственный щит. Вместо восьми ног и двух когтей или клешней у Скорпиона крылья птицы или дракона и пара длинных изогнутых шеек, каждая из которых оканчивается змееподобной головой.

***

Все это XII век. До времен Джордано и Галилея еще далеко. Но не будь этих монахов, сохранивших, осмысливших и передавших знания далее, будущим поколениям, Ренессанс никогда бы не наступил…

Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с) Санкт-Петербург 2021

При перепечатке статьи указание на источник обязательно