САРКОФАГИ
Любопытно, что никто из паломников того периода, многие из которых любили после путешествий оставлять весьма подробные путевые заметки, о могиле Годфрида не упоминает и не описывает. Кроме аббата-историка из Ауры, Эккехарда, посетившего Святую землю в 1101 году и вернувшегося в Германию в 1115-м. В своей Libellus qui dicitur Hierosolymita он сообщает:
«Ante montem Calvariae, in vestibulo Golgotanae ecclesiae, extat ejus mausolaeum, lapide Pario constructum»
[Перед Голгофой, у входа в церковь Голгофы, стоит его мавзолей, сложенный из паросского мрамора»
К слову, мрамор этот назван так по месту его добычи на острове Парос. Это в Эгейском море. Он безупречно белый и мелкозернистый, что делает его очень пластичным. Многие известные греческие скульптуры вырезаны из паросского мрамора – Венера Милосская, Венера Медицейская, Ника Самофракийская…
Что касается материала гробницы, то барон де Ходи, автор Godefroid de Bouillon et les rois latins de Jerusalem [издание 1850 года] много-много позднее, после изучения различных источников колеблется в его определении, высказываясь за известняк, поскольку по его мнению, если это и был мрамор, то скорей всего повторного использования. Он утверждал, что трудно представить себе крестоносцев, добывающих новый мрамор в условиях перманентной войны. Размер гробницы по его утверждению, состовлял: «длина 8 футов минус два пальца, высота 4 фута и 1 ладонь; маленькие колонны, поддерживающие верхнюю продолговатую плиту, имеют высоту 1 фут и 3 ладони»
Следующим о саркофагах сообщает монах Теодорих [Дитрих] в своей Libellus de locis sanctis. Но его труд относится к 1168 -1174 годам. Иными словами, существование гробницы письменно подтверждается лишь после 1115 года. Впрочем, здесь нет ничего странного — в первые десятилетия XII в. крестоносцы приступили к глобальной перестройке Храма и не исключено, что могилу Годфрида тоже «перестроили» и ее таки «увидели» путешественники.
Самые ранние достоверные изображения королевского погребального комплекса появляются в XVI – начале XVII века. Вот как захоронение Готфрида и его брата, короля Балдуина I, выглядит в хронике Джованни Зуалардо Il devotissimo Viaggio di Gierusalemme, вышедшей в Риме в 1586 году.
A – придел Распятия; B – латинский придел Голгофы; D – придел Адама; E – могила Годфрида; F – могила Балдуина I
А вот так у Бернардино Амико, в Trattato delle Piante et Imagini de Sacri Edifizi di Terra Santa, вышедшей во Флорепнции в 1620 году.
12 – могилы Годфрида и Балдуина I; 13 – могила Мельхиседека
По этим же авторам можно судить и об архитектурном облике первых двух саркофагов. Правда, в Viaggio da Venetia al santo sepolcro ed al monte Sinai [Венеция, 1598], они изображены несколько иначе и с указанием, что саркофаги выполнены из дерева.
По своему типу могилы представляет собой отдельно стоящие прямоугольные гробницы с двускатными плитами-крышами, установленными на четырех витых опорах по углам. Все это напоминает то, что позже в Средние века назовут катафалком. В форме не было ничего необычного и такие саркофаги были довольно распространены в Средиземноморье. Вот, к примеру, подобный из Никосии того же периода.
У Амико и Зуалардо нет никаких видимых отличий между их версиями саркофагов, тогда как на изображении из книги Горна они есть. В его варианте крышка саркофага опирается не на четыре, а на пять опор. Вполне возможно, что это следствие ремонта захоронений после обрушения верхней крышки. Может быть венецианцы видели временные деревянные саркофаги, побывав в храме перед установкой новых.
Форма саркофагов у Джованни Зуалардо
Форма саркофагов у Елизариуса Горна в Iconographiae monumentorum Terrae Sanctae [изд. 1724-1744.]
К XVIII веку Клио стерла воспоминания о франкских королях. Ничего великого они не совершили и забвение для них – единственная возможность скрыть свой позор и проклятие потомков. Но людское мифотворчество, подобно природе, не терпит пустоты. Вот что сообщает в своих путевых заметках русский священник Иоанн Лукьянов в самом начале XVIII в.
«А зшедъ съ лѣствицы, налево подъ горою святыя Голгофы стоитъ церковь каменная. А въ ней на входѣ по обѣ стороны стоятъ два гроба царския; а какия были цари, никто не знает. И мы спрашивали у грекъ, и они не знаютъ: иной скажетъ греческихъ царей, иной скажетъ латинских – а подъпись на нихъ латинская. А тѣ гробы здѣланы зѣло хитро; мнится, не гробы – какое-то чюдо; а не вѣмъ что, Богъ вѣсть. А не цѣлуютъ ихъ, толко спинами трутся объ нихъ; а не вѣмъ, чего ради».
Из приведенной цитаты ясно, что к XVIII веку уже толком никто не знал, кто или что находится в этих уже, вероятно порядком обветшалых каменных гробах. Но место их нахождения уже само по себе придавало им некое сакральное значение, побуждавшее верующих совершать не вполне понятные, даже священникам, действия.
ЗАХОРОНЕНИЯ ДРУГИХ КОРОЛЕЙ
Как выглядели саркофаги остальных монархов, неизвестно. Скорей всего они были такими же и поэтому, видимо, путешественники не тратили времени на их зарисовку. Исключение составляет саркофаг короля Балдуина V, но именно потому, что его вид отличается и это только подтверждает мое предположение.
Саркофаг Балдуина V по Елизариусу Горну в Iconographiae monumentorum Terrae Sanctae [изд. 1724-1744.]
Король Балдуин I, двоеженец, вор, клятвопрестуник и убийца, ушел в царство теней спустя восемь лет после смерти его брата Годфрида и был захоронен рядом, в том же притворе у придела Адама.
Принимая во внимание «путевые заметки» монаха Теодориха, о котором уже упоминалось выше, можно утверждать, что в непосредственной близости от придела были захоронены еще двое королей – Балдуин II [1131] и Фульк Анжуйский [1144], бесславно проигравший в гражданской войне своей жене Мелисенде, к слову, дочери Балдуина II. [ЧИТАТЬ СТАТЬЮ «Королева Мелисенда, или Первая гражданская война в Латинском королевстве» ]
1 – могила Годфрида; 2 – могила Балдуина I; 3 – могила Балдуина II; 4 – могила Фулька Анжуйского;
По сути, могилы эти располагались не столь вблизи придела Адама, сколь у выхода из Храма. Ибо как уже говорилось, основной вход в те времена шел через Капеллу Франков. Теперь на месте погребений Балдуина и Фулька лестница, ведущая в латинский придел Голгофы.
По центру храмового комплекса, примыкая к Ротонде, находится Кафоликон — Кафедральный собор, возведенный крестоносцами для проведения богослужений с хоровым сопровождением в ходе предпринятой ими, предположительно с 1119 года, перестройки Храма. Его называют Храма в храме. Теодорих описывает получившеюся церковь, как «вызывающую восторг» и сообщает, что «латины поют в ней благодарственные гимны и днем и ночью». Купол церкви считался самым большим из всех куполов, возведенных крестоносцами на Святой земле. Диаметр его достигал 11 м. Вот вдоль внутренней стены, отделяющей Кафоликон от южного и северного трансепта и была расположена вторая группа захоронений, начиная с Балдуина III и заканчивая королем-ребенком Балдуином V Между ними находились саркофаги Амори I [ [ЧИТАТЬ СТАТЬЮ «Король Амори I и двенадцать повешенных тамплиеров»] и Балдуина IV Прокаженного [[ЧИТАТЬ СТАТЬЮ «Иерусалимское королевство при Балдуине IV»]
Кафоликон
… Пожар 1808 года, начавшийся по неизвестным причинам 30 сентября, длился два дня. Сгорело все, что могло гореть. Кроме этого, пожар вызвал обрушение каменных конструкций. Самое странное, что весть об этом бедствии достигла Европы не сразу. Например, во Франции лишь спустя полгода Journal de l’Empire от 21 марта 1809 г опубликовал эту «новость» , повторив ее 11 мая того же года. Майская статья завершалась фразой: «Сейчас все, что осталось от храма, это горстка пепла, камни и несколько стен, которые продолжают разрушаться, и трудно поверить, что они смогут долго простоять».
Иными словами, храм пришлось восстанавливать практически с нуля, как это уже было за его долгую историю. Права на строительство получили греки, буквально вымолившие разрешение у турецких властей. Но восстановление саркофагов в планы греков явно не входило. Помнили потомки «ромеев», кто заливал кровью православных Святой город…
«…Тщетно впоследствии латины домогались отыскать их останки; греки давали все тот же ответ, что в общем разрушении Храма они не имели времени думать о прахе двух франков», – так написал русский церковный историк А. Н. Муравьев в книге «Путешествие по Святым Местам в 1830 г. »
Одна их храмовых легенд утверждает, что хитрые греки спрятали останки королей-крестоносцев практически на виду у ненавистных латинов. В западной стене у входа в Храм Гроба Господня, где сидит стража, под нишами, врезанными в стену, выделяются два каменных блока в нижнем ряду кладки. Под ними-то и замуровано последнее пристанище Готфрида и Балдуина…
P.S.
Видимо идея захоронения значимых для Иерусалимского королевства людей в Храме Воскресения Христова витала в воздухе и была близка в реализации. В 1867 году между входом и «капеллой франков» была найдена могила. В ней были обнаружены останки рыцаря Филиппа д’Обинье, сопровождавшего императора Фридриха II в Иерусалим в 1229 году.
Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с) Санкт-Петербург 2023
При перепечатке статьи указание на источник и автора обязательно