Top.Mail.Ru
Городские кварталы рыцарей орденов св. Лазаря и св. Фомы

Городские кварталы рыцарей орденов св. Лазаря и св. Фомы

орден прокаженных рыцарей св. Лазаря

ГОРОДСКИЕ КВАРТАЛЫ ПРОКАЖЕННЫХ РЫЦАРЕЙ ОРДЕНА СВ. ЛАЗАРЯ

Хотя Церковь и правители крестоносцев в целом были хорошо расположены к сообществу прокаженных, желание дистанцировать прокаженных от остальной части населения в целом на Латинском Востоке было таким же сильным, как и в других местах. Третий Латеранский собор [1179] постановил, что прокаженные должны быть отделены от общины, иметь отдельную церковь и быть похороненными в отдельных местах захоронения. Лепрозории в Иерусалимском королевстве обычно располагались за пределами городских стен, как это было принято на Западе и в восточных городах.

Квартал прокаженных за стенами Иерусалима

Дом прокаженных в Иерусалиме, приют Прокаженных рыцарей Святого Лазаря, занимал территорию к северу от городских стен к западу от ворот Святого Стефана. Хотя точное местоположение этого квартала неизвестно, есть указания из различных источников, включая археологические находки. Два источника указывают на местоположение за пределами западной городской стены. Одним из них является упоминание о мельнице, принадлежащей ордену, которая была снесена королевой Мелисендой в 1151 году, потому что она препятствовала въезду в город через ворота Давида. Другой – Карта Камбре XII века, на которой изображена церковь Святого Лазаря недалеко от северо-западного угла города на западной стороне [Röhricht, 1891, map facing p. 137.]. В другом источнике, Ernoul, I’estat de la cite de Iherusalem, квартал прокаженных находится за северной городской стеной, справа от ворот Святого Стефана, рядом со стеной, указывая, что задняя часть Святого Лазаря, соединяющая квартал прокаженных с городом, находилась недалеко от больницы и что в XIII веке, когда Иерусалим снова был под властью мусульман, ворота использовались христианскими паломниками, направлявшимися с проводниками в Церковь Гроба Господня [Michelant and Raynaud, 1882, p. 42.].

Арочный портал, построенный из типично франкских диагонально обработанных камней, расположенный в северной городской стене примерно на 2 метра ниже современного уровня земли, был найден в конце XIX века францисканцами при раскопках к северу от их недавно приобретенной собственности [Clermont-Ganneau, 1901, pp. 113-14.]. По-видимому, это был внутренний портал задней части церкви Святого Лазаря. В 1895 году была опубликовано сообщение о находке ступеней во рву неподалеку, ведущих вниз от внешнего портала, и порога внешнего заднего хода [Schick, 1895, p. 30.]. Похоже, что для того, чтобы войти в этот задний ход, необходимо было пересечь ров и подняться по лестнице; очевидно, что таким образом в город не въезжало ни одно транспортное средство. Обнаружение этих задних дверей указывает на расположение Квартала прокаженных, который, возможно, простирался вдоль значительной части северной стены и даже вдоль северной части западной стены, возможно, до ворот Давида.

Другим источником, указывающим на северное местоположение, является хартия 1177 года, в которой упоминается главная дорога, ведущая от дома прокаженных к водохранилищу: Stratum regium que ducit a domo leprosorum Sancti Lazari versus lacum Legerii [Bresc-Bautier, 1984, no. 162.]. Вторая дорога проходила на северо-восток к церкви Святого Стефана, поддерживавшей лепрозорий. Расположение открытого резервуара, известного как Бассейн Святого Лазаря [Lacus Legerii], который все еще можно увидеть к северу от северной стены в современном пригороде Мораша [Musrarah], также подтверждает северное расположение квартала. Однако другой источник предполагает, что прокаженные на самом деле занимали две области за стенами, как у ворот Давида, так и у ворот Святого Стефана. Это Estoire d’Eracles, в которой при обсуждении осады Иерусалима Саладином в 1187 году описывается атаку от женской maladerie у ворот Давида до maladerie для мужчин у ворот Святого Стефана. Таким образом, у нас есть две отдельные больницы для прокаженных, по одной для каждого пола, и владения ордена, возможно, простирались или были разбросаны по пространству между ними, с церковью Святого Лазаря примерно на полпути между ними у угла стены, как это показано на карте Камбре [Röhricht, 1891, p. 138.].

карта Камбре

Прокаженные покинули госпиталь в сентябре 1187 года, когда Саладин начал осаду города с территории, которую они занимали. Больница, вероятно, была оставлена заблаговременно, поскольку после битвы при Хаттине не могло быть сомнений в том, что осада города неизбежна, а прокаженные были полностью беззащитны. Куда они могли отправиться, остается открытым вопросом. Были бы они допущены в город? Если это так, а разумно предположить, что так и было бы в подобных обстоятельствах, то, скорее всего, они были изолированы в одном из районов на периферии города внутри стен. Возможно, именно в это время была основана колония, которая в турецкий период располагалась на юге города [у внутренней стороны южной городской стены к востоку от нынешних Сионских ворот].

О внешнем виде этих зданий ничего не известно. В ходе раскопок, проведенных в 1989 году в районе за пределами западной городской стены, археологи обнаружили ashlars [тесаный камень] с типично франкской диагональной обработкой, на одном из которых был знак каменщика [Maeir and Bahat, 2004, p. 185, figs. 7, 8.]. В 1988/89 гг. при раскопках на участке к северу от северо-западного угла города, где должно было быть построено новое здание муниципалитета Иерусалима, были обнаружены контрфорсные стены и множество тесаных камней. Нет возможности узнать, из какого здания они были извлечены и где именно оно находилось. Они могли происходить из любых других зданий вблизи стен, внутри или за пределами города. Что касается последних находок, то, кроме того факта, что они были обнаружены в непосредственной близости от квартала Святого Лазаря, нет никаких доказательств, подтверждающих предположение архелогов о том, что это могли быть остатки больницы для прокаженных [Bahat, NEAEHL, vol. 2, p. 796.]. В конце XIX века на участке земли напротив северной стены Иерусалима были обнаружены остатки погребального сооружения [Dunkel, 1902, pp. 403-5; Boas, 2001, p. 187.]. Расположение этого необычного здания к северу от городских стен, немного восточнее ворот Святого Стефана и рядом с территорией, принадлежащей ордену Святого Лазаря, позволяет предположить, что оно принадлежало ордену и, возможно, служило усыпальницей для прокаженных.

Квартал прокаженных рыцарей Святого Лазаря в Акре

Точно неизвестно, когда был основан квартал Святого Лазаря в Акре и существовал ли он, как и в Иерусалиме, до периода крестоносцев в качестве обычной колонии прокаженных. Если он существовал к середине XII века, то в то время располагался далеко за пределами городских стен. Однако, по мере расширения города на север во второй половине XII века новые поселения. возникающие за пределами стен, должны были приблизиться к нему. К XIII веку он уже находился в пределах новых городских стен вместе с этими новыми пригородами. На карте Матвея Парижского он изображен близко к северо-западному углу пригорода Монмузар [Domus Militum Ecclesia Sancti Lazari] [Dichter, 1973, pp. 10-16.]. На карте Марино Санудо это находится к северу от трактира госпитальеров и к югу от того, что, вероятно, было пастбищами, прилегающими к внутренней северной стене, на восточной стороне улицы, идущей с севера на юг от ворот в старой северной стене на юг [ворота Святого Михаила] до ворот Святого Лазаря в стене Монмузара [Ibid., pp. 17-30.].

Другие городские владения прокаженных рыцарей Святого Лазаря на Латинском Востоке

В 1160 году Гуго Кесарийский пожаловал ордену Святого Лазаря сад и два прилегающих дома, по-видимому, для использования в качестве больницы для прокаженных [De Marsy, 1884; Pringle, 1993, p. 180.]. Они должны были содержаться без арендной платы и других услуг, пока в них проживали члены ордена. Этот грант был мотивирован тем фактом, что брат Гуго, Евстафий, сам был членом Ордена. Один из этих домов действительно ранее принадлежал Хуго, другой – некоему Арнальду Галу, который также стал членом Ордена.

В Никосии был женский монастырь, зарегистрированный в 1310 году, который был посвящен Святому Лазарю [Enlart, [1899] 1987, p. 79.]. Похоже, это то же учреждение, что и то, которое получило наследство от Бернарда Файссы из Нарбонны в 1310 году. В этом завещании он записан как больница infiirmis Sancti Lazari – вероятно, больница для прокаженных [Ibid].

КВАРТАЛ РЫЦАРЕЙ ОРДЕНА СВЯТОГО ФОМЫ

Дома ордена Святого Фомы первоначально располагались на восточной стороне Акры, недалеко от госпиталя тевтонцев. По наущению Питера де ле Роша, епископа Винчестерского, орден переехал в 1220-х годах на новое место на севере предместья Монмузар, недалеко от квартала рыцарей Святого Лазаря [к югу от него на одной из средневековых карт]. Епископ построил здесь церковь для ордена. На карте Матвея Парижского XIII века над изображением церкви есть слова: La maisun de seint Thomas le mar[tir] [Dichter, 1973, p. 10-11.]. По всей длине северо-восточной стены Монмузара появляется надпись: C’est le Burg ki est apele Munt Musard: e’est tut le plus inhabi[t]e de Engleis [Ibid]. Принц Эдуард, ставший позднее Эдуардом I Английским, посетил Акру в 1271 году, когда орден строил новую церковь.  Вступивши на трон, он поддержал орден, предоставив им опеку над новой башней [Turris Anglorum], которую он построил у восточного конца внешней северной стены города.

Этот незначительный военный орден, насколько нам известно, не оставил никаких видимых физических следов, если только они не сохранились в некоторых стенах, которые можно видеть на нынешней береговой линии к северу от Старого Города Акры и к югу от прибрежной круглой башни, которая определяет линию северной стены Монмузара. У Ордена было немного других владений. В Никосии был приорат ордена Святого Фомы Кентерберийского, в котором была церковь, посвященная святому Николаю [позже упоминается как ecclesia S. Nicholai Anglicorum] [Ibid., p. 136.]. Энларт предположил, что это может быть сохранившаяся церковь Святого Николая [Enlart, [1899] 1987, p. 20.]. Эта церковь расположена на южной стороне кафедральной parvis [площадь]. Ее план несколько необычен, Энларт отмечает удивительное сочетание готики и византизма. В церкви хранятся работы конца от XIII [лиственная капитель на колонне между южными нефами датируется примерно 1270 годом] до XV и начала XVI веков. Главный дверной проем на севере, с его приземистыми готическими фронтонами, имитирующими западные дверные проемы Святой Софии, относится к XIV веку. Западный фасад церкви имеет крыльцо из четырех ребристых сводчатых проемов и имеет три дверных проема, соответствующих нефу, северному проходу и самому южному из двух южных проходов. Южная дверь дает доступ к монастырским зданиям, от которых сохранились лишь фрагментарные остатки. Возможно, это были монастырские здания дома ордена Святого Фомы.

ecclesia S. Nicholai Anglicorum

После ухода ордена, в началу XVI века церковь была принята греками в качестве своего собора. По описанию де Брюйна [1700], к началу XVIII века церковь использовалась как базар, а в XIX веке она использовалась как правительственный десятинный амбар.

В дополнение к церкви Святого Николая, была часовня, построенная по инициативе Джона де Поло, посвященная святому Томасу Кентерберийскому. Энларт предполагает, что это могла быть верхняя капелла сокровищницы, которая по стилю похожа на другие работы де Поло. Он описывает капеллу следующим образом:

Верхняя капелла сокровищницы освещена с восточной стороны тремя стрельчатыми окнами, а с северной – только одним. Эти окна имеют элегантные колоннеты [Колоннета – небольшая тонкая колонна, обычно декоративная, которая поддерживает балку или перемычку. – прим. пер. ] с круглыми капителями, украшенными лиственными капителями. На юге и западе, над плоскими крышами амбулатория и трансепта, они были заменены окнами oeil-de-boeuf [окно “бычий глаз”, представляет собой относительно небольшое эллиптическое или круглое окно, обычно для верхнего этажа, и иногда устанавливается в скате крыши в качестве мансардного окна или над дверью, чтобы пропускать естественный свет. – прим. пер.] с четырехлистниковыми наличниками.

Адриан Дж. БОАС. “Археология военных орденов”