Top.Mail.Ru
Дети и женщины в рыцарских орденах - Тамплиеры | milites TEMPLI

Дети и женщины в рыцарских орденах

Во взрослом возрасте в военно-монашеский орден вступали свободно и добровольно. В принципе — потому что семья, род, вассальная группа, окружающая сеньора, иногда влияли на выбор индивидуума, побуждая его отправиться в крестовый поход или вступить в орден.

Так, Теодорих, маркграф Майсенский, во время крестового похода в Пруссию 1272 г. добился вступления в Тевтонский орден двадцати четырех членов своего рода. [Forey, A. J. Recruitment of the military orders (twelfth and mid-four­teenth century // M.O.C., II. P. 164. — Petrus (de Dusburg). Chro­nik des Preussenlandes (Chronicon terre Prussiae). Übers, u. eri. von Klaus Scholz u. Dieter Wojtecki. Darmstadt: Wissenschaftliche Buch­gesellschaft, 1984. III, 133. S. 252-253.]. Военный орден нуждался в воинах, а значит, во взрослых мужчинах. Показания, полученные от тамплиеров при допросах в ходе их процесса, выявляют, что в возрасте менее 20 лет в орден вступило едва ли 3% тамплиеров [Forey, A. J. Towards a profile of the Templars in the early fourteenth century // The Military orders, I. P. 197.]. Уставы и статуты не одобряли прием детей. Например, устав Храма: Хотя устав святых отцов допускает прием детей в монастырь, мы не советуем обременять себя ими [У.Т.1, t. I, c. 214 (лат., ст. 59) и 260 (фр., ст. 4).].

Тем не менее Храм — и вместе с ним все остальные ордены — если не набирал, то по крайней мере принимал детей, которых помещали в него родители. Как отвергнуть отпрыска семьи благодетелей ордена! Знать пристраивала младших сыновей в военные ордены, так же как в Клюни или другие места. Тамплиеры, госпитальеры и тевтонцы принимали облатов — детей, предложенных ордену, — как и клюнийцы [Magnou, E. Oblature, classe chevaleresque et servage dans les maisons méridionales du Temple au XIIe siècle // Annales du Midi. 73 (1961).]. Составляя завещание в 1172 г., Гильом де Монпелье завещал свое достояние старшему сыну, а за его отсутствием — первому из младших, присовокупив: Доверяю своего сына Ги на воспитание заботами и под охраной дома Рыцарства Храма и братьев Храма и прошу, чтобы они взяли его в ближайший праздник в означенном году на шесть лет. По истечении этого периода Ги даст обет. Но если тем временем скончаются два его старших брата, оставшийся в живых сын, ставший сеньором Монпелье, заберет его и будет содержать [Vic, Claude de; Vaissète, Joseph. Histoire générale du Languedoc. T. VIII. Toulouse: E. Privât, 1879. P. 287-292.].

Итак, детей не отвергали, но устанавливали минимальный возраст для принятия обета: у госпитальеров — 20 лет, у испанских орденов цистерцианского подчинения — 18 лет [Сито, в отличие от Клюни, не принимало облатов], у Сантьяго — 15 лет, у тевтонцев — 14 лет. У последних дети до 14 лет, приведенные в орден родителями, служили хористами. В любом случае, достигнув возраста обета, дети должны были вновь обрести свободу выбора [У.С., с. 102-103 (ст. 16); У.Тевт., с. 51 (ст. 30).] . Со временем этот возрастной барьер стали не всегда учитывать, как показывает difinicio моримонского аббата для Калатравы за 1468 г.: здесь говорится, что дать обет поступления в орден можно в возрасте не младше 10 лет, а получить командорство — в возрасте не раньше 17 лет [O’Callaghan, J. F. «Difiniciones» of the order of Calatrava… 1468 // Calatrava, IX. P. 248 (art. 23).]. Более строго ордены относились к возрасту братьев-священников или капелланов: Госпиталь принимал только тех, кто уже получил младший чин церкви; желающий получить священство должен был уже достичь совершеннолетия и пробыть год послушником; наконец, нельзя было стать священником в возрасте моложе 26 лет [Legras A.-M., Lemaître J.-L. La pratique liturgique des templiers et des hospitaliers de Saint-Jean de Jérusalem // L’écrit dans la société médiévale: divers aspects de sa pratique du XIe au XVe siècle: textes en hommage à Lucie Fossier. Paris: Éd. du Centre national de la recherche scientifique, 1991. P. 77.].

Женщинам доступ в военный орден следовало бы закрыть. Обычно старались не допускать (по крайней мере ограничивать) всякие контакты с женщиной, этим излюбленным агентом беса. «Общество женщин, — написано в уставе Храма, — пагубно, и в прошлом дьявол через посредство женщин нередко сбивал иных с истинного пути в Рай. Пусть в дальнейшем дам более не принимают в дом Храма в качестве сестер». И добавляется: И ради этого пусть никто из вас не посмеет целовать женщину: ни вдову, ни девственницу, ни мать, ни сестру [У.Т.1, т. I, с. 212 и 225 (лат., ст. 53 и 69); с. 305-306 (фр., ст. 53-54).]. Тем не менее реальность была иной — все ордены, включая Храм, принимали сестер или сосестер [consoeurs]: первые давали обет. Эрменгарда де Олуха и ее муж отдались ордену Храма в 1196 г. и жили в доме Барбера в Каталонии; овдовев, Эрменгарда дала обет и стала сестрой Храма [Tommasi, F. Uomini e donne negli ordini militari di Terrasanta // Doppelklöster und andere Formen der Symbiose männlicher und weiblicher Religiösen im Mittelalter. Hrsg. von Kaspar Elm und Michel Parisse. Berlin: Duncker und Humblot, 1992. S. 200.]. Статуты Гуго Ревеля за 1262 г. разрешают госпитальерским приорам Европы принимать в свои монастыри сестер при условии, что те достигли канонического возраста; ранее такое право имел только магистр [У.Г., с 59 (статуты Г. Ревеля, 1262, ст. 22).]. Точно так же тевтонцы принимали Halbschwester [сводных сестер {нем.)] (сестер или сосестер?], приносивших обет. В оправдание подобного присутствия женщин ссылаются на странноприимную миссию обоих орденов; довод необоснованный — те жили в монастырях традиционного типа, и это доказывает их автономию внутри военного ордена [Forey, A. J. Women and military order in the Holy land // M.O.C., IV. P. 77-79.]. Ведь если присутствуют женщины, поставленная проблема становится проблемой места их проживания. Статьи устава Храма, процитированные мной, положили конец некой практике, принятой в самом начале деятельности ордена, когда, похоже, женщин и мужчин еще строго не разделяли; отныне сестры и сосестры Храма должны были жить вне пределов дома Храма. Это положение переняли для своего устава и тевтонцы [У.Тевт., с. 52, ст. 31.]. Но как принимать в орден и при этом держать на дистанции? Сестрам было предложено два коллективных решения: либо смешанная структура двойных монастырей, где мужская обитель объединена с женской руководством единого аббата или аббатисы, либо традиционный женский монастырь.

Орден Храма, из всех военных орденов наименее склонный допускать женское присутствие, тем не менее имел образец двойного заведения в самом чистом виде. Эрменгарда де Олуха в 1198 г. была назначена «командор-шей» (preceptrix) командорства Роурелль — двойного командорства, как показывает акт от 11 августа 1198 г., где описано, как Беренгер Дюран вступает в рыцарство Храма в присутствии дамы Эрменгарды де Улуйя [Олуха], сестры рыцарства Храма и в то время командорши дома Роурелль, брата Раймунда де Сольсоны, брата Иоанна, брата Вильгельма Эскансе, Титборги и других братьев и сестер, которые присутствовали или должны были прийти [Tommasi, F. Uomini e donne negli ordini militari di Terrasanta // Doppelklöster und andere Formen der Symbiose männlicher und weiblicher Religiosen im Mittelalter. Hrsg. von Kaspar Elm und Michel Parisse. Berlin: Duncker und Humblot, 1992. S. 200-201.]. Два женских монастыря ордена Сантьяго первоначально были двойными обителями, которыми руководила одна comendadora: Санта-Эуфемия-де-Косуэлос и Сан-Матео-де-Авила [Echdniz Sans, Maria. Las mujeres de la Orden Militar de Santiago en la edad media. Valladolid: Consejería de Cultura y Turismo, 1992.].

Этот вариант остался исключением, и наиболее частым решением стал женский монастырь, где сестры вели духовную жизнь, более близкую к жизни традиционного бенедиктинского монашества, чем к жизни военно-монашеских орденов, в которые они вступили. У Калатравы было два женских монастыря [в том числе одна цистерцианская обитель, присоединившаяся к Калатраве в 1461 г., — Сан-Сальвадор-де-Пинилья]. Орден Госпиталя насчитывал их в Европе добрую дюжину, в том числе монастырь Сихена, основанный в 1187 г. в Арагоне, Болье и Мартель в Перигоре и Фьё в Оверни. Одна родственница Гильома де Вилларе, магистра ордена в конце XIII в., была настоятельницей Фьё, тогда как его племянница Бенедикта жила в Сихене. Тевтонский орден включил в себя такие монастыри, как Штерцинг [Випитено] в провинции Боцен [Больцано] [Это краткое (и неполное) резюме сделано на основе упомянутых выше работ Эчанис Сане, Стернса, Томмази, Фори, к которым нужно добавить: Winter, Johanna Maria van. Sources concerning the hospitallers of St John in the Netherlands, 14th-18th centuries. Leiden; Boston; Köln: Brill, 1998 и García Larragueta, S. La orden de San Juan de Jerusalem en Navarra // Las órdenes militares en el Mediterráneo occidental (s. XII-XVÍII): coloquio celebrado los días 4, 5 y 6 de mayo de 1983. Madrid: Casa de Velazquez, Instituto de Estudios Manchegos, 1989.]. Особенность ордена Сантьяго состояла в том, что он принимал супружеские пары, дававшие обет супружеской верности. Уже в первой редакции его устав включал обеты для незамужних женщин или вдов: они жили общиной в приспособленных местах, госпиталях или женских монастырях ордена. Что касается супруг, они вели с мужем и детьми нормальную семейную жизнь, прерывавшуюся в двух случаях: войны, когда их мужей мобилизовали, и периодов поста, на время которых им следовало уходить в монастырь ордена. В обоих вариантах жены удалялись вместе с сестрами-вдовами или незамужними в один из женских монастырей [У.С., с. 99-101 (ст. 12-14).]. Последних было семь: кроме упомянутых выше двух двойных, утративших свой мужской монастырь, надо отметить обитель Святого Духа в Саламанке, Дестриану [близ Асторги], Хункеру, Лериду (обе в Каталонии) и монастырь в Лиссабоне, все основанные до конца XIII в. [Echdniz Sans, María. Las mujeres de la Orden Militar de Santiago en la edad media. Valladolid: Consejería de Cultura y Turismo, 1992 P. 57-58.]. Восьмой будет создан в Гранаде и посвящен Madre de Dios [Porras Arboledas, Pedro A. La orden de Santiago en el siglo XV: la provincia de Castilla. Madrid: Dykinson, 1997. P. 253, 261.]. Для сестер монастыря в Саламанке была написана адаптированная версия устава Сантьяго [Echdniz Sans, María. Las mujeres de la Orden Militar de Santiago en la edad media. Valladolid: Consejería de Cultura y Turismo, 1992 P. 223-224.]. Госпитальеры, констатировав, что их статуты плохо подходят сестрам монастыря Сихена, вернулись для этого монастыря к уставу святого Августина [Paoli. T. 1. P. 312-313.].

Право вступать в брак было в XV в. даровано и членам других иберийских орденов: в 1438 г. — Калатраве, что позволило магистру Педро Хирону домогаться руки будущей королевы Изабеллы, в 1495 г. — ордену Христа [Pinto Costa, P.; Pestana de Vasconcelos, A. Christ, Santiago and Avis: an approach to the rules of the Portuguese military orders in the late middle ages // The Military orders, II. P. 257, n. 42.]. Военно-монашеские ордены, несмотря на свою предубежденность, принимали женщин. Тот факт, что почти во всей Европе женщины стремились вступить в военный орден, говорит о том, что эти ордены глубоко укоренились в обществе того времени.

Демурже А. “Рыцари Христа”
Спб.: Евразия; 2008, – 542, (2) с.