Боевой дух и логистика
ТАМПЛИЕРЫ Хронист аль-Харави, человек, хорошо знакомый со смутами, бушевавшими на Латинском Востоке в 1180-90 годах, и впоследствии написавший Дискуссию о стратегиях войны для Салаха ад-Дина, придерживался твердого мнения, что султану следует остерегаться [госпитальеров и тамплиеров] монахов … потому что он не может достичь своих целей через них; поскольку они имеют большой религиозный пыл и не обращают внимания на вещи [этого мира]. Захваченных тамплиеров чаще казнили сразу, а не просили за них выкуп [как это было принято], подтверждает тот факт, что враги знали о их неумолимости.
Такая надежность в сочетании с их боевым опытом означали, что тамплиеры обычно выступали в качестве авангарда франкской армии и выстраивались справа, когда вступали в бой. На марше, особенно на враждебной территории, рыцари и конные сержанты собирались вместе в тесные отряды, окруженные стенами пехоты и арбалетчиков, которые могли бы отразить преследование конных лучников противника, не позволяя им взять слишком высокую дань лошадьми. Такие формирования опирались на дисциплину и тесную сплоченность между конницей и пехотой, чему франкские армии, всегда находившиеся в состоянии постоянной войны, вскоре научились и эффективно использовали.
Вся франкская армия прикрывалась пехотой, лучниками и арбалетчиками [A], чтобы гарантировать, что турецкие конные лучники будут более или менее сдержаны, таким образом сохраняя целостность кавалерии. Рыцари и конные сержанты [B] совершали вылазки через промежутки, оставленные в рядах пехотинцев, как того требовала возможность или необходимость. Тамплиеры традиционно становились на якорь справа от линии фронта и обычно составляли авангард Армии на марше. Обоз [С] должен был оставаться в безопасности в центре отряда в течение всего времени столкновения.
Тамплиер должен был иметь верховую [a palfrey] и вьючную [a rouncey] лошадей , а также одного или двух боевых коней [destriers, каждый из которых сопровождался оруженосцем, чтобы следить за потребностями лошадей], на которых он садился только в момент битвы. Были установлены четкие правила в отношении того, как вести себя на марше, в том числе особые предписания против нарушения строя, а также порядок организации в случае внезапного нападения и защиты лагеря армии. Все повседневные дела военной жизни были упорядочены со строгостью, которая, должно быть, была весьма необычной для франкских войск в то время, и которая дает хорошее представление о том, насколько важную роль иерархия, дисциплина и послушание играли в сплоченности сил тамплиеров — сплоченности, которая приносила бы дивиденды на поле боя.
МАМЛЮКИ Будучи профессиональными войсками, мамалюки уделяли особое внимание повседневной походной жизни, такой как создание лагеря; выбор правильного места был важен, потому что, как отметил египетский писатель XIV века аль-Ансарл, место, в котором останавливаются войска должно обладать водой, пастбищами, дровами и другими вещами, от которых зависит [жизнеобеспечение] армии . Лагерь также должен быть расположен таким образом, чтобы позволить армии приготовиться к бою или к отступлению по мере необходимости. В нем должен быть арьергард из естественной защиты [горы, реки], чтобы защититься от неожиданных нападений и усиленный сторожевыми пикетами. Если нападение было вероятным, лагерь окружали рвом с частоколом. Входы охранялись кавалерией и лучниками. Кроме того, за пределами периметра лагеря должен был быть скрыт кавалерийский корпус, чтобы нанести внезапный удар по флангам или тылам любого противника, который попытается начать наступление.
Армии Айюбидов, особенно собранные для конкретной цели, такие как войска, посланные в Газу султаном ас-Салихом в 1244 году, почти полностью состояли из кавалерии. В идеале они должны были бы объединиться в пять линий: Авангард [A], состоящий из самых выносливых и хорошо вооруженных кавалеристов армии; вторая линия [B], почти такая же; третья линия [C], предназначенная для защиты обоза [D]; четвертая линия [E], состоящая из легкой кавалерии, чтобы обеспечить тыловую безопасность обоза; и последняя, пятая линия [F], как арьергард армии. Забота о сохранности обоза [третья линия, как предполагалось, всегда состояла из проверенных войск, которыми командовали опытные офицеры] была значительной.
К непривлекательной роли охраны припасов также относились серьезно; для охраны обоза первым необходимым условием было иметь надежного человека с отрядом опытных воинов для защиты казны армии. Это было не пустым занятием, ибо, как заметил аль-Ансар, обоз должен быть охраняем теми, кто пятна бегства боится больше, чем смерти, поскольку для армии нет средств к существованию без ее обоза.
Обучение и тактика
ТАМПЛИЕРЫ Заметки анонимного паломника 1160-1180 – х годов [записанные в Трактате о местах и состоянии Святой Земли] дают убедительное представление о воинском долге тамплиеров:
Тамплиеры-прекрасные рыцари, они носят белые плащи с красным крестом. Их двухцветный штандарт, который называется босеан, ведет вперед их на битву. Они идут в бой по порядку и без шума, они первыми желают вступить в бой и более энергичны, чем другие; они первыми уходят и последними возвращаются, и они ждут команды своего командира, прежде чем действовать. Когда они принимают решение, что им будет выгодно сражаться, и трубные звуки дают приказ наступать, они благочестиво поют Псалом Давида: “Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему воздай славу”, обнажают копья и бросаются на врага. Как один человек, они решительно несутся на крыльях битвы, они никогда не соглашаются уступить дорогу, они либо полностью разбивают врага, либо умирают. Возвращаясь с битвы, они идут последними, присматривая за всеми остальными и прикрывая их.
Рыцари и сержанты вступали в орден уже обученными воинами. Весь этнос средневекового западного общества был воинственным, в нем преобладали войны большие и малые, государственные и частные, и в таком обществе рыцари начинали учиться ездить верхом, охотиться и сражаться уже в раннем и среднем подростковом возрасте; в то время было признано, что суровость такого процесса была жизненно важна. Как отмечает английский хронист XII века Роджер из Ховедена, ветеран Третьего крестового похода:
“юноша должен был видеть, как течет его кровь, и чувствовать, как его зубы хрустят под ударом его противника, и быть [сброшенным] на землю двадцать раз. Только так он сможет встретить настоящую войну с надеждой на победу “
Как и в случае с их врагами – мамлюками, молодые рыцари многое узнавали о верховой езде и групповом сотрудничестве на охоте, а также на турнирах, которые были популярны в то время, на больших и часто поразительно жестоких военных играх, где цель состояла в том, чтобы заставить своих противников подчиниться и получить за них выкуп в награду.
Рыцарем Ордена должен быть опытный всадник, владеющий искусством владения мечом [как с обычным мечом, так и большим grete war sword], а также владением копьем, булавой, луком и арбалетом, как с седла, так и пешим. Почти нет записей о каких-либо тренировочных мероприятиях или практических занятиях, что, вероятно, скорее свидетельствует о том, что само собой подразумевалось, а не о том, что этого не было. Эти люди понимали, что смысл их жизни – сражаться, и поэтому они должны были практиковать индивидуальные навыки, а также групповую тактику, особенно атаку, для овладения которой требовались дисциплина и опыт.
Рыцари были ключевым компонентом сил тамплиеров, но не единственным. Сержанты, более легковооруженные, чем рыцари, играли значительную роль, как конные, так и пешие, и были дополнены туркополами: легковооруженными всадниками, набранными из коренного христианского населения, основными ролями которых, вероятно, были стрельба из лука на скаку и разведка. Кроме того, имелось некоторое количество пеших войск [в основном не упоминающихся в письменных источниках], предположительно представлявших собой смесь сирийцев [местных христиан] и наемных арбалетчиков.
Самой известной [а когда она срабатывала, то и самой эффективной] тактикой рыцарей Ордена была кавалерийская атака. Всадники формировались в ряд эшелонов [эскадронов], образующих кавалерийскую линию во главе с маршалом, которую поддерживала вторая линия, состоящая из конных сержантов. Цель атаки состояла в том, чтобы разбить вражеский строй, в идеале прорвавшись прямо через него, а затем напасть на врага в рукопашной схватке с удерживаемыми линиями кавалерии, использующими беспорядок [или обеспечивающими прикрытие для отступления после неудачной атаки]. Успешная атака могла иметь разрушительные последствия, как, например, атака тамплиеров в битве при Монжизаре в 1177 году. Ральф де Дичето, декан Лондонского университета, отмечал, как Одо де Сент-Аман [Великий Магистр 1171-79] во главе восьмидесяти четырех рыцарей своего личного отряда предпринял решительную атаку на сарацин: все вместе, как один человек, они бросились в атаку, не поворачивая ни влево, ни вправо. Увидев отряд, которым командовал сам Саладин, окруженный многими воинами, они мужественно бросились на них, молниеносно проникнув внутрь их рядов, моментально сбивая с ног, рассеивая и нанося удары сокрушали … [враг был] рассеян повсюду, везде обращен в бегство и предан мечам .
Применение столь мощной тактики было учтено мусульманскими армиями, чья главная тактика стала состоять в том, чтобы отказаться выступать в качестве мишени для западных рыцарей, а вместо этого отступать за пределы досягаемости и преследовать их стрелами и ложными атаками. То, что эти методы использовались не случайно, подтверждает францисканский монах Фиденцио из Падуи, который описал мусульманскую тактику, когда они сталкивались с нападением франков: .
«сарацины отступают и разбегаются; они торопятся, некоторые здесь, другие там. Впоследствии, при звуке трубы … они воссоединяются и нападают на христиан, поражая людей и их лошадей множеством стрел и убивая их»
ОРУЖИЕ, ОДЕЖДА И СНАРЯЖЕНИЕ
Тамплиер носил каппу [1], относительно плотно облегающую белую мантию, которая в 1240-х годах уступила место сюрко без рукавов. Он вооружен копьем [2], длиной не менее 10-12 футов и идеально сделанным из ясеня; мечом [3] длиной около 37-38 дюймов и весом около 2,5 фунта; а также grete sword of war [4], более крупным оружием длиной около 46 дюймов и весом около 3,25 фунта, подвешенным к его седлу и которым можно было пользоваться одной или двумя руками.
Он носит полный кольчужный доспех [5], состоящий из кольчужной рубахи [хауберк (hauberk) ] длиной до бедер с кольчужным капюшоном [coif ], полными рукавами и кольчужными рукавицами, который весит 25-30 фунтов, надетый поверх доспешной куртки гамбезон [gambeson], вместе с кольчужными чулками, которые покрывают его ноги и ступни и весят 13 фунтов. Его шлем [6], надетый поверх капюшона [coif ] и, возможно, также металлический arming cap – это эволюция “закрытых” шлемов, популярных на рубеже веков [и которые эволюционируют в зарождающуюся версию “Большого шлема” с плоским верхом, которая начнет появляться примерно с 1240 года], и весит 2-3 фунта. Он несет клиновидный щит типа heater [7], сделанный из дерева обтянутой кожей поверхностью весом 8 фунтов, с шейным ремнем, который позволяет повесить щит через плечо или через спину, когда он не используется.
Боевой конь тамплиера облачен в попону [8] без подбивки и несет седло с высокой кантой [9], огороженной рукавами, предназначенными для удержания всадника в седле, особенно во время сотрясения от полученного удара. Полный вес оружия и снаряжения тамплиеров составляет около 53-60 фунтов.
МАМЛЮКИ Какой человек, каким бы опытным и образованным он ни был, осмелился бы написать о мастерстве, доблести и мужестве турок? . Это наблюдение из Gesta Francorum отчасти направлено на то, чтобы подчеркнуть мощь крестоносцев, приписывая их врагам большую силу. Но даже в этом случае она содержит в себе правду о том, что франки знали и ценили качества людей, с которыми они сражались. Такое признание существовало и в арабских армиях, где тюркские народы Внутренней Азии веками воспевались мусульманами как воины высочайшей степени доблести и военного мастерства