Боевой дух и логистика
ТАМПЛИЕРЫ Хронист аль-Харави, человек, хорошо знакомый со смутами, бушевавшими на Латинском Востоке в 1180-90 годах, и впоследствии написавший Дискуссию о стратегиях войны для Салаха ад-Дина, придерживался твердого мнения, что султану следует остерегаться [госпитальеров и тамплиеров] монахов … потому что он не может достичь своих целей через них; поскольку они имеют большой религиозный пыл и не обращают внимания на вещи [этого мира]. Захваченных тамплиеров чаще казнили сразу, а не просили за них выкуп [как это было принято], подтверждает тот факт, что враги знали о их неумолимости.
![Тампдиеры против мамлюков](https://templi.ru/wp-content/uploads/templars_mamluk_2.jpg)
Такая надежность в сочетании с их боевым опытом означали, что тамплиеры обычно выступали в качестве авангарда франкской армии и выстраивались справа, когда вступали в бой. На марше, особенно на враждебной территории, рыцари и конные сержанты собирались вместе в тесные отряды, окруженные стенами пехоты и арбалетчиков, которые могли бы отразить преследование конных лучников противника, не позволяя им взять слишком высокую дань лошадьми. Такие формирования опирались на дисциплину и тесную сплоченность между конницей и пехотой, чему франкские армии, всегда находившиеся в состоянии постоянной войны, вскоре научились и эффективно использовали.
![Место тамплиеров в бою](https://templi.ru/wp-content/uploads/shema_1.jpg)
Вся франкская армия прикрывалась пехотой, лучниками и арбалетчиками [A], чтобы гарантировать, что турецкие конные лучники будут более или менее сдержаны, таким образом сохраняя целостность кавалерии. Рыцари и конные сержанты [B] совершали вылазки через промежутки, оставленные в рядах пехотинцев, как того требовала возможность или необходимость. Тамплиеры традиционно становились на якорь справа от линии фронта и обычно составляли авангард Армии на марше. Обоз [С] должен был оставаться в безопасности в центре отряда в течение всего времени столкновения.
Тамплиер должен был иметь верховую [a palfrey] и вьючную [a rouncey] лошадей , а также одного или двух боевых коней [destriers, каждый из которых сопровождался оруженосцем, чтобы следить за потребностями лошадей], на которых он садился только в момент битвы. Были установлены четкие правила в отношении того, как вести себя на марше, в том числе особые предписания против нарушения строя, а также порядок организации в случае внезапного нападения и защиты лагеря армии. Все повседневные дела военной жизни были упорядочены со строгостью, которая, должно быть, была весьма необычной для франкских войск в то время, и которая дает хорошее представление о том, насколько важную роль иерархия, дисциплина и послушание играли в сплоченности сил тамплиеров — сплоченности, которая приносила бы дивиденды на поле боя.
МАМЛЮКИ Будучи профессиональными войсками, мамалюки уделяли особое внимание повседневной походной жизни, такой как создание лагеря; выбор правильного места был важен, потому что, как отметил египетский писатель XIV века аль-Ансарл, место, в котором останавливаются войска должно обладать водой, пастбищами, дровами и другими вещами, от которых зависит [жизнеобеспечение] армии . Лагерь также должен быть расположен таким образом, чтобы позволить армии приготовиться к бою или к отступлению по мере необходимости. В нем должен быть арьергард из естественной защиты [горы, реки], чтобы защититься от неожиданных нападений и усиленный сторожевыми пикетами. Если нападение было вероятным, лагерь окружали рвом с частоколом. Входы охранялись кавалерией и лучниками. Кроме того, за пределами периметра лагеря должен был быть скрыт кавалерийский корпус, чтобы нанести внезапный удар по флангам или тылам любого противника, который попытается начать наступление.
![Постороение армии мамлюков](https://templi.ru/wp-content/uploads/shema_2.jpg)
Армии Айюбидов, особенно собранные для конкретной цели, такие как войска, посланные в Газу султаном ас-Салихом в 1244 году, почти полностью состояли из кавалерии. В идеале они должны были бы объединиться в пять линий: Авангард [A], состоящий из самых выносливых и хорошо вооруженных кавалеристов армии; вторая линия [B], почти такая же; третья линия [C], предназначенная для защиты обоза [D]; четвертая линия [E], состоящая из легкой кавалерии, чтобы обеспечить тыловую безопасность обоза; и последняя, пятая линия [F], как арьергард армии. Забота о сохранности обоза [третья линия, как предполагалось, всегда состояла из проверенных войск, которыми командовали опытные офицеры] была значительной.
К непривлекательной роли охраны припасов также относились серьезно; для охраны обоза первым необходимым условием было иметь надежного человека с отрядом опытных воинов для защиты казны армии. Это было не пустым занятием, ибо, как заметил аль-Ансар, обоз должен быть охраняем теми, кто пятна бегства боится больше, чем смерти, поскольку для армии нет средств к существованию без ее обоза.
Обучение и тактика
ТАМПЛИЕРЫ Заметки анонимного паломника 1160-1180 – х годов [записанные в Трактате о местах и состоянии Святой Земли] дают убедительное представление о воинском долге тамплиеров:
Тамплиеры-прекрасные рыцари, они носят белые плащи с красным крестом. Их двухцветный штандарт, который называется босеан, ведет вперед их на битву. Они идут в бой по порядку и без шума, они первыми желают вступить в бой и более энергичны, чем другие; они первыми уходят и последними возвращаются, и они ждут команды своего командира, прежде чем действовать. Когда они принимают решение, что им будет выгодно сражаться, и трубные звуки дают приказ наступать, они благочестиво поют Псалом Давида: “Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему воздай славу”, обнажают копья и бросаются на врага. Как один человек, они решительно несутся на крыльях битвы, они никогда не соглашаются уступить дорогу, они либо полностью разбивают врага, либо умирают. Возвращаясь с битвы, они идут последними, присматривая за всеми остальными и прикрывая их.
Рыцари и сержанты вступали в орден уже обученными воинами. Весь этнос средневекового западного общества был воинственным, в нем преобладали войны большие и малые, государственные и частные, и в таком обществе рыцари начинали учиться ездить верхом, охотиться и сражаться уже в раннем и среднем подростковом возрасте; в то время было признано, что суровость такого процесса была жизненно важна. Как отмечает английский хронист XII века Роджер из Ховедена, ветеран Третьего крестового похода:
“юноша должен был видеть, как течет его кровь, и чувствовать, как его зубы хрустят под ударом его противника, и быть [сброшенным] на землю двадцать раз. Только так он сможет встретить настоящую войну с надеждой на победу “
Как и в случае с их врагами – мамлюками, молодые рыцари многое узнавали о верховой езде и групповом сотрудничестве на охоте, а также на турнирах, которые были популярны в то время, на больших и часто поразительно жестоких военных играх, где цель состояла в том, чтобы заставить своих противников подчиниться и получить за них выкуп в награду.
Рыцарем Ордена должен быть опытный всадник, владеющий искусством владения мечом [как с обычным мечом, так и большим grete war sword], а также владением копьем, булавой, луком и арбалетом, как с седла, так и пешим. Почти нет записей о каких-либо тренировочных мероприятиях или практических занятиях, что, вероятно, скорее свидетельствует о том, что само собой подразумевалось, а не о том, что этого не было. Эти люди понимали, что смысл их жизни – сражаться, и поэтому они должны были практиковать индивидуальные навыки, а также групповую тактику, особенно атаку, для овладения которой требовались дисциплина и опыт.
Рыцари были ключевым компонентом сил тамплиеров, но не единственным. Сержанты, более легковооруженные, чем рыцари, играли значительную роль, как конные, так и пешие, и были дополнены туркополами: легковооруженными всадниками, набранными из коренного христианского населения, основными ролями которых, вероятно, были стрельба из лука на скаку и разведка. Кроме того, имелось некоторое количество пеших войск [в основном не упоминающихся в письменных источниках], предположительно представлявших собой смесь сирийцев [местных христиан] и наемных арбалетчиков.
Самой известной [а когда она срабатывала, то и самой эффективной] тактикой рыцарей Ордена была кавалерийская атака. Всадники формировались в ряд эшелонов [эскадронов], образующих кавалерийскую линию во главе с маршалом, которую поддерживала вторая линия, состоящая из конных сержантов. Цель атаки состояла в том, чтобы разбить вражеский строй, в идеале прорвавшись прямо через него, а затем напасть на врага в рукопашной схватке с удерживаемыми линиями кавалерии, использующими беспорядок [или обеспечивающими прикрытие для отступления после неудачной атаки]. Успешная атака могла иметь разрушительные последствия, как, например, атака тамплиеров в битве при Монжизаре в 1177 году. Ральф де Дичето, декан Лондонского университета, отмечал, как Одо де Сент-Аман [Великий Магистр 1171-79] во главе восьмидесяти четырех рыцарей своего личного отряда предпринял решительную атаку на сарацин: все вместе, как один человек, они бросились в атаку, не поворачивая ни влево, ни вправо. Увидев отряд, которым командовал сам Саладин, окруженный многими воинами, они мужественно бросились на них, молниеносно проникнув внутрь их рядов, моментально сбивая с ног, рассеивая и нанося удары сокрушали … [враг был] рассеян повсюду, везде обращен в бегство и предан мечам .
Применение столь мощной тактики было учтено мусульманскими армиями, чья главная тактика стала состоять в том, чтобы отказаться выступать в качестве мишени для западных рыцарей, а вместо этого отступать за пределы досягаемости и преследовать их стрелами и ложными атаками. То, что эти методы использовались не случайно, подтверждает францисканский монах Фиденцио из Падуи, который описал мусульманскую тактику, когда они сталкивались с нападением франков: .
«сарацины отступают и разбегаются; они торопятся, некоторые здесь, другие там. Впоследствии, при звуке трубы … они воссоединяются и нападают на христиан, поражая людей и их лошадей множеством стрел и убивая их»
ОРУЖИЕ, ОДЕЖДА И СНАРЯЖЕНИЕ
![Вооружение рыцаря тамплиера](https://templi.ru/wp-content/uploads/templar-1.jpg)
Тамплиер носил каппу [1], относительно плотно облегающую белую мантию, которая в 1240-х годах уступила место сюрко без рукавов. Он вооружен копьем [2], длиной не менее 10-12 футов и идеально сделанным из ясеня; мечом [3] длиной около 37-38 дюймов и весом около 2,5 фунта; а также grete sword of war [4], более крупным оружием длиной около 46 дюймов и весом около 3,25 фунта, подвешенным к его седлу и которым можно было пользоваться одной или двумя руками.
![Вооружение рыцаря тамплиера](https://templi.ru/wp-content/uploads/templar_2.jpg)
Он носит полный кольчужный доспех [5], состоящий из кольчужной рубахи [хауберк (hauberk) ] длиной до бедер с кольчужным капюшоном [coif ], полными рукавами и кольчужными рукавицами, который весит 25-30 фунтов, надетый поверх доспешной куртки гамбезон [gambeson], вместе с кольчужными чулками, которые покрывают его ноги и ступни и весят 13 фунтов. Его шлем [6], надетый поверх капюшона [coif ] и, возможно, также металлический arming cap – это эволюция “закрытых” шлемов, популярных на рубеже веков [и которые эволюционируют в зарождающуюся версию “Большого шлема” с плоским верхом, которая начнет появляться примерно с 1240 года], и весит 2-3 фунта. Он несет клиновидный щит типа heater [7], сделанный из дерева обтянутой кожей поверхностью весом 8 фунтов, с шейным ремнем, который позволяет повесить щит через плечо или через спину, когда он не используется.
Боевой конь тамплиера облачен в попону [8] без подбивки и несет седло с высокой кантой [9], огороженной рукавами, предназначенными для удержания всадника в седле, особенно во время сотрясения от полученного удара. Полный вес оружия и снаряжения тамплиеров составляет около 53-60 фунтов.
МАМЛЮКИ Какой человек, каким бы опытным и образованным он ни был, осмелился бы написать о мастерстве, доблести и мужестве турок? . Это наблюдение из Gesta Francorum отчасти направлено на то, чтобы подчеркнуть мощь крестоносцев, приписывая их врагам большую силу. Но даже в этом случае она содержит в себе правду о том, что франки знали и ценили качества людей, с которыми они сражались. Такое признание существовало и в арабских армиях, где тюркские народы Внутренней Азии веками воспевались мусульманами как воины высочайшей степени доблести и военного мастерства