О печатях ордена Храма

В средние века печать, «сигилия», [лат. Sigillum, уменьшительное от signum], составляла главный инструмент гарантии и подтверждения документов, касающихся законов, указов, контрактов и даже простых писем.

Придавая им официальный характер, она в конечном итоге стала выражением и осязаемым символом власти, как политической, так и религиозной. Примером может служить известная «булла», официальное сообщение, сделанное в письменной форме, сопровождаемое папской или императорской печатями. Термин bolla фактически происходит от латинского bulla, перешедший к печати, приложенной к делу, которое, таким образом, приобрело необходимую важность и торжественность. Точнее, bulla была сферической капсулой, используемой для защиты тонкой восковой печати, даже если со временем этот термин перешел, чтобы обозначать сначала саму печать, а затем тот же документ.

Печать обычно представляла собой небольшой инструмент, с прикрепленной к нему пластиной, чаще из металла или из соответствующим образом обработанного и установленного на нем камня [помимо сердолика, наиболее распространенного, также использовались яшма, оникс, аметист, агат и топаз], на которых были вырезаны надписи и цифры. Отпечатанные на расплавленном воске, они подтверждали подлинность официальных писем и документов. Наиболее распространенными были круглые и овальные печати, хотя позже были приняты и другие формы.

Большие печати-матрицы [около 3 см] почти всегда были изготовлены из бронзы, реже из серебра и еще реже из золота [железо исключалось, потому что оно подвергалось окислению.], и были снабжены деревянными ручками. Некоторые печати были прикреплены к цепочкам, и носились на шее, либо пристегивались к поясу. Все эти разновидности печатей назывались «secreta» и хранились у тех, кто имел непосредственное отношение к ним, или у доверенных лиц, guarda-sigilli, или хранителей печати.

Основной оттиск, основная печать, называвшаяся recto [лицевая], в некоторых случаях могла иметь второй оттиск, contro-sigillo [контр-печать], называемую verso, наносимую на оборотную часть. Это применялось в качестве меры предосторожности и служило для аутентификации самой печати, что предотвращало подделку.

В дополнение к обычным печатям, отпечатанным на воске, были также свинцовые пломбы [обычно используемые Папской канцелярией], состоящие из двух противоположных дисков, между которыми пропускались шнуры или ленты, спрессованные с помощью штамповочного пресса или пресс-формы. Для физического прикрепления печати к документу использовались различные материалы: веревка, кожа, конопля, шерсть, шелк, а иногда и золотые нити.

Сургуч, каким мы его знаем сегодня, в то время не существовал. Его специально изготавливали, добавляя различные красители, так как некоторые канцелярии, например папская и королевская, а также различные ордены, запечатывали свои акты печатями, окрашенными в разные цвета, в зависимости от содержания документов.

Цифры и надписи, нанесенные на печати, имели точное значение, связанное с лицом или учреждением, которое они представляли. Папы, короли и императоры заверяли документы с помощью оттиска, воспроизводящего их собственное изображение. Иногда печати и монеты, отчеканенные во время правления монарха или понтификата папы, могли иметь одинаковые характеристики. Дворяне, как правило, использовали в качестве печати геральдический герб дома.

Надписи [или легенды] — это то, что написано на печати, и при определенных обстоятельствах может также случиться, что записи лицевой стороны [recto] продолжаются на оборотной стороне [verso]. Ограниченная площадь не предоставляла достаточного места для надписей, и поэтому их укорачивали, что создает трудности для тех, кто сегодня пытается их расшифровать. На самом деле сокращения, усечения и аббревиатуры очень часты, как в случае буквы S, обозначающей Sigillum, за которой следует точка, апостроф или перечеркнутый дефис.

В большинстве случаев надписи наносятся на giro, контур печати — круглый, овальный или вытянутой, со словами, возможно разделенными точками, размещенными по часовой стрелке и начинающимися в верхней части матрицы. Надписям на средневековых печатях, часто предшествует равноправный крест. Символы почти всегда заглавные.

Печати тамплиеров

Известно, что архивы Храма были в значительной степени рассеяны после роспуска Ордена. К счастью, можно обнаружить несколько печатей этой организации, благодаря картуляриям, сохраненных в командорствах госпитальеров, перешедшим им от тамплиеров. Часть документов хранится в центральном архиве Мальтийского Ордена [J. Delaville Le Roulx, Documents concernant les Templiers extraits des archives de Malte, Paris 1882.], часть в коллекции пергаментов Archives Nationales в Париже, и кое что разбросано по частным коллекциям.

В своей превосходной работе о печатях Баскап указывает, что сфрагистика военных и госпитальных орденов была сосредоточена на повторяющихся иконографических темах: изображениях покровителей или держателей печати, изображении священных зданий, крестов формы, принятой в Ордене и религиозных аллегорий [G.C. Bascapй, Sigillografia. Il sigillo nella diplomatica, nel diritto, nella storia, nell’arte, 2 voll., Milano 1969-1978, cit., pp. 251-308.].

Среди печатей, используемых тамплиерами, мы находим типы с иерусалимскими изображениями, конные, геральдические, символические и часто даже аллегорические типы. Некоторые использовали говорящие печати, то есть печати, на которых цифры ссылаются на имя владельца. Это предметы, наиболее часто используемые в течение двухсотлетней истории Ордена.

Из печатей, найденных на сохранившихся документах, следует, что тамплиеры предпочитали матрицы круглой формы, за исключением капелланов, которые использовали миндальную печать, как и остальное духовенство. Каждый сановник, от магистра до прецептора или кто-либо другой, занимавший руководящую должность, имел право иметь свою собственную печать.

Во французском варианте Устава есть несколько статей, посвященных печатям и их использованию [Riferimenti al sigillo (boule) sono presenti nella Règie, agli articoli: 88, 99 (Statuti gerarchici); 204 (Elezione del maestro generale); 234, 236, 247* (Punizioni); 452, 459*, 478 (Tenuta dei Capitoli ordinari); 578, 579, 598*, 634 (Altri dettagli sulle punizioni); [* colpa che comporta la perdita dell’abito]. Cfr. H. De Curzon H., La Règle du Temple, Paris 1886.]. Основная матрица, называемая boule [или bolle], была серебряной и тщательно хранилась в кожаной сумке, называемой borse. Во время отсутствия магистра его предоставлял сенешаль, а когда магистериум был вакантным из-за смерти хозяина печати, она хранилась у «руководителя выборов». Как и Beauceant, черно-белое знамя Храма, boule и borse также считались священными. Тамплиер, потерявший или повредивший матрицу, мог быть приговорен к одному из самых суровых наказаний: лишению плаща. Когда брат умирал, переводился или уходил с должности, сумку с матрицами следовало передавать его непосредственному начальнику.

Наряду с другими орденами тамплиеры также использовали воск разных цветов в зависимости от тем, затронутых в документах. Зеленый воск был самым распространенным и наиболее часто используемым. Он был зарезервирован для оригиналов безотзывных или долгосрочных договоров, а также для всех договоров купли-продажи или передачи активов. Желтый, натуральный воск, использовался для документов, касающихся временных или срочных договоров, а также для текущей корреспонденции. Копии документов и подтверждений ранее составленных контрактов отмечались коричневыми печатями. Редко используемый красный воск был зарезервирован для актов, связанных с Уставом и правосудием. Наконец, был черный воск, используемый для актов протестов, жалоб и споров.

Печати тамплиеров можно условно разделить на три категории: печати центральных властей, печати периферийных властей и личные печати отдельных офицеров.

В определенных случаях верховные сановники Ордена могли поставить контр-печать [contro-sigillo]. Для этого они использовали собственное кольцо с фамильным гербом или гравированные камни восточного происхождения, такие как древние амулеты с изображением птиц, фавнов и других мифологических персонажей.

В этом отношении очень показателен случай контр-печати, которую использовал прецептор Франции Андре де Колур [1214-1235], изображающий фигуру с головой петуха, торсом мужчины и двумя змеями вместо ног [рис. 1].

печать прецептора Франции Андре де Колура

Рис.1 Печать Андре де Колура, прецептора. Contro-sigillo

 

Вероятно, это амулет гностического происхождения, античная гемма, на которой изображен Abrasax [менее правильно Abraxas], когда-то установленная в оправе, а затем повторно использованная вышеупомянутым сановником [G.C. Bascapé, cit., p. 262.].

Печать, на которой была выгравирована надпись SECRETUM TEMPLI, породила у многих версии о таинственном Бафомете, из-за которого, в том числе, тамплиеры были обвинены в ереси во время судебного процесса против них.

Однако этот вид оттиска также использовался и другими высокими персонами, такими как Людовик VII и Маргарита Фландрская, а также архиепископом Руаном и епископами Чичестера и Кентербери, все из которых жили между 1150 и 1200 годами [P. de Saint-Hilaire, Les sceaux templiers et leurs symboles, Grez-sur-Loing 1991, p.32.]. Действительно, печать Маргариты имеет девиз SIGILLUM SECRETI, почти аналогичный девизу прецептора тамплиеров. Фактически, Secretum следует понимать не как секрет, как это утверждается некоторые несведущими люди, а скорее как обозначение конфиденциальности сделки, как в случае финансовых операций, одобренных Казначейством.

Другой пример ошибочного толкования — печать, приписываемая брату Роберту [рис. 2], командору Реца, тенденциозно считающейся доказательством исламской контаминации Ордена. На самом деле полумесяц [расположенный горизонтально] и солнечная звезда [вверху], изображенные на оттиске, являются не чем иным, как ясными и очевидными намеками на Мадонну и Христа [В качестве альтернативы рассмотрим набор двух символов как представление Stella Maris “Морской звезды”. Средневековый культ почитание Девы Марии, как морской путеводной звезды].

печать брата Роберта. прецептора Реца

Рис.2. Печать брата Роберта, командора Реца [XIII век]

Среди священных символов на печатях мы находим крест [латинский и греческий], Agnus Dei, Купол Храма Господня [зарезервирован для Великих магистров), Св. Георгия, Пеликана. Светские темы, а по существу, рыцарские, распределены между конными и геральдическими символами, изображениями замков, щитов, а также животных [G.C. Bascapé, cit., pp. 260-267.].

О печати, изображающей двух рыцарей на одной лошади, самой знаменитой из печатей тамплиеров, были пролиты реки чернил. Заслуживает внимания интерпретация, приводящая нас к сути Ордена тамплиеров, к их товариществу, вызванному «общим предназначением» под знаменем Христа, при этом напоминая о бедности отдельного рыцаря в рамках совместной братской жизни, воспеваемой Псалмом 132: Ecce quam bonum et quam iucundum habitare fratres in unum [как хорошо и как приятно братьям вместе жить].

Эта знаменитая печать появляется на июльском акте 1255 года [рис. 3], касающемся соглашения между Орденом Храма и графом Шампани. Пергамент, хранящийся во французском Национальном Архиве в Париже, размером 500х440 мм, скреплен двумя зелеными восковыми печатями на красных шелковых лентах [Paris, Archives Nationales, J 198b, n. 100.]

печать тамплиеров

Рис.3. Печать тамплиеров на акте 1255 г.

Рено де Вишье, магистр Ордена Храма, объявляет о соглашении, достигнутом между тамплиерами [с одной стороны] и [с другой] Маргаритой де Бурбон, королевой Наварры и регентшй графства Шампань при ее сыне Тибо V, Изабеллой Французской, ее невесткой, после спора между ними по поводу собственности, принадлежащей Ордену в графстве Шампань.

Этот документ представляет собой последнюю часть соглашения, достигнутого между орденом Храма и графом Шампани в ссоре, возникшей между ними после того, как в 1228 году Тибо IV хотел принудить тамплиеров к уплате налога manomorta [термин manomorta обозначает недвижимое имущество юридических или церковных организаций, существование которых является бессрочным. Эти активы, обычно земельные, были неотчуждаемыми (то есть не передаваемыми другим лицам) в соответствии с юридическим институтом ломбардского происхождения. Таким образом, они снизили налоговые поступления, поскольку не приводили ни к уплате налогов с продаж, ни к налогам на наследство]. Окончательное решение дела, согласованное через два года после смерти Trovatore [Тибо IV был поэтом и получил прозвище трувер и принц труверов.], при несовершеннолетнем Тибо V, позволяло тамплиерам сохранить свое имущество, но не имея возможности приобрести новые феоды в графстве.

Акт на французском был получен Рено де Вишье, являвшимся в то время Великим магистром ордена [1250-1256] и visitatore cismarino [магистр Запада]. Он скреплен буллой визитатора и печатью Великого магистра, с обязательством графа Тибо V подтвердить это соглашение. На пергаменте, как уже упоминалось, есть две зеленые восковые печати, первая из которых [рис. 4], подвязанная слева, содержит изображением двух рыцарей и надпись: SIGILLUM MILITUM XPISTI. Вторая печать, изображает эдикулу иерусалимского Храма Гроба Господня, окруженная надписью S’ TUBE TEMPLI XPI [Это аббревиатура от Sigillum, а слово «TUBE» означает «купол». Cfr. G.C. Bascapé, cit., P. 260.].

печать магистра тамплиеров Рено де Вишье

Рис.4. Печать магистра Рено де Вишье. Recto [слева], Verso [справа]

Печати с такими же характеристиками были и у великих магистров Бертрана де Бланшфора [1156–1169] и Пьера де Монтегю [1219–1232]. Печать Бертрана де Бланшфора появляется в акте, датируемом 1167-1168 годами. Recto представляет двух рыцарей и надпись SIGILLUM MILITUM, которая продолжается на verso, где изображен купол с надписью CRISTI DE TEMPLO [рис. 5]

печать магистра тамплиеров Бертрана де Бланшфора

Рис.5. Печать магистра Бертрана де Блашфора. Recto [слева], Verso [справа]

Печать Пьера де Монтегю присутствует на акте, датируемом 1221 годом. На recto по прежнему два рыцаря, и по-прежнему начертано SIGILLUM MILITUM, с продолжением на versoDE TEMPLO CRISTI [рис. 6]

печать магистра тамплиеров Пьера де Монтегю

Рис.6. Печать магистра Пьера де Монтегю. Recto [слева], Verso [справа]

Не менее интересными являются оттиски, приписываемые некоторым французским магистрам и прецепторам [рис. 7], на которых изображены купола, возможно это купола Аль-Акса, окруженные надписью: MIL TEMPLI SAL [Воинство Храма Соломона].

печати французских магистров тамплиеров

Рис.7. Печати магистров[слева направо] 1. Жоффруа Фушье, визитатора и магистра Франции [1171]; Андре де Колура [1214 г.]; Эймара [1222-1223], прецептора Франции. 2.Оливье де ла Роша, магистра Франции [1225]. 3. Амори, прецептора Франции [1269].

Образцы с двумя рыцарями прослеживаются и на актах, составленными visitatori cismarini : Жильбером Эралем [1190], Айме де Айес [1202], Жоффруа де Вишье [1288] [рис.8].

печати магистров тамплиеров

Рис.8. Печати visitatori cismarini [слево направо]. 1. Печать Жильбера Эраля [1190]. 2. Печать Айме де Айеса [1202]. 3. Печать Жоффруа де Вишье [1288]

Самая старая идентифицированная печать, по-видимому, принадлежит великому магистру Эврару де Бару [рис. 9], изображающая купол, но с сильно поврежденной надписью.

печать магистра тамплиеров Эврара де Бара

Рис. 9. Печать великого магистра тамплиеров Эврара де Бара [1147]

Кроме того, представляет некоторый интерес контр-печать используемая в 1286 году великим магистром Гийомом де Боже [рис. 10], воспроизводящая геральдический герб дома и окруженная собственным именем на латыни: S’ FRATRIS G. BELLI IOCI [G.C. Bascapé, cit., p. 262.].

печать великого магистра тамплиеров Гийома де Боже

Рис. 10. Печать великого магистра тамплиеров Гийома де Боже. Contro-sigillo

В целом, разнообразие в печатях тамплиеров довольно широкое: от крестов, простых или вписанных в щит, крепостей с башнями, в том числе и Тампля в Париже, до фигур птиц и священных символов, например, Agnus Dei, довольно часто встречающегося. А в некоторых случаях даже человеческих лиц, которые сейчас уже крайне не легко идентифицировать.

Серджио Саммарко / Sergio Sammarco [Италия]

Литература

M. Barber, La storia dei Templari, Casale Monferrato 1997.
G.C. Bascapé, Sigillografia. Il sigillo nella diplomatica, nel diritto, nella storia, nell’arte, 2 voll., Milano 1969-1978.
M. d’Albon, Cartulairegénéral de l’Ordre du Temple, Paris 1913.
H. De Curzon, La Règle du Temple, Paris 1886.
J. Delaville Le Roulx, Documents concernant les Templiers extraits des archives de Malte, Paris 1882.
L. de Mas-Latrie, Lettre à M. Beugnot sur les sceaux de l ’ordre du Temple et sur le temple de Jérusalem au temps des croisades, in Bibliothèque de l’école des chartes, Paris 1848, tome 9, pp. 385-404.
A. Demurger, I Templari. Un Ordine cavalleresco cristiano nel medioevo, Milano 2006.
P. de Saint-Hilaire, Les sceaux templiers et leurs symboles, Grez-sur-Loing 1991.
Dictionnaire de Numismatique et de Sigillographie Religieuses, a cura di M. l’Abbé Migne, Paris 1852.
A.J. Forey, The Templars in the Corona de Aragón, Oxford 1973.
J. Fuguet Sans, Consideracions sobre l’ùs de la creu en l’Orde del Temple, in El temps sota control, Homenatge a F. Xavier Ricomà Vendrell, Tarragona 1997.
P. Galiano, I sigilli dell’Ordine del Tempio, in Documenti sull’Ordine del Tempio, Roma 1977.
Id., Isigilli dell’Ordine del Tempio, in «Simmetria», 4 (2000/2001).
Id., La Mistica della Cavalleria Medievale nei sigilli dell’Ordine del Tempio, in «Simmetria» 8 (2005), Atti del convegno “La spada, la dama, i cavalieri e la Croce».
L. Imperio, Sigilli templari, Latina 2006.