Top.Mail.Ru
Паломничество на Святую Землю: Яффа, Акра, Александрия

Паломничество на Святую Землю: Яффа, Акра, Александрия

Паломники на Святую Землю

Первый крестовый поход открыл новую эру западного паломничества на Святую Землю. Ее двумя основными особенностями являются исключительное использование средиземноморских морских путей и массовое прибытие паломников, принадлежащих ко всем слоям общества, как мужчин, так и женщин. Церковь поощряла паломничество в качестве акта религиозного рвения, и установление западного правления над Святой Землей позволило облегчить доступ к святым местам, несмотря на нападения разбойников по пути от побережья до Иерусалима в первые десятилетия правления франков [Barber Malcom “The Origins of the Order of the Temple”, in: Studia Monastica 12 (1970), p. 220.].

Морское путешествие избавляло от пересечения территорий, находящихся под властью мусульман. Но за это пришлось платить: всем паломникам пришлось пережить опасности и страх моря во время долгого путешествия. Неопределенность в отношении продолжительности путешествия усиливало тревогу, и стремление к Святой Земле смешивалось с желанием побыстрей оказаться на твердой земле. Английский паломник Зевульф сообщает, что после отплытия с Кипра в Яффу в 1102 году судно, на котором он плыл, в течение семи дней и ночей было во власти шторма. Паломники были настолько обескуражены бурями, что почти теряли надежду когда-нибудь высадиться. Из-за того, что они были так подавлены опасностью, вид Святой Земли на восходе солнца приносил им во сто крат больше радости [Peregrinationes tres. Saewulf, John of Würzburg, Theodoricus, Ed. Huygens, Robert B. C. (Corpus Christianorum, Continuatio Mediaevalis, CXXXIX), Turnhout 1994, p. 61; dating by Pryor, John H., The Voyages of Saewulf, ibid., p. 51.]. Как и многие другие, Никола де Мартони, отплывший в 1395 году, был напуган бурей и перспективой утонуть, что лишило бы его погребения и прощения грехов. Он отметил, что моряков тоже сильно пугало море [Le Grand, Léon, Relation du pèlerinage à Jérusalem de Nicolas de Martoni, in: Revue de l’Orient latin 3 (1895), pp. 580–581, 664.]. Мореходный опыт Санто Браски побудил его воскликнуть в 1458 году: Как чуждо человеческому естеству плавание!, Quanto sia alieno de la natura homana el navigare [Viaggio in Terrasanta di Santo Brasca, 1480, con l ‘itinerario di Gabriele Capodilista, 1458, Ed. Momigliano Lepschy, Anna L., Milano 1966, pp. 116–117.].

Паломники на Святую Землю

Перед Первым крестовым походом паломники, плывшие по Средиземному морю, высаживались в Яффе, ближайшем к Иерусалиму прибрежном городе, который был конечной целью и завершением их путешествия в Святую Землю. Высадка в Яффе продолжалось в течение ещ нескольких лет после завоевания города крестоносцами в 1099 году. Русский настоятель Даниил Черниговский высадился там между 1106 и 1108 годами [Jerusalem Pilgrimage, 1099–1185, Eds. Wilkinson, John, with Hill, Joyce and Ryan, William F. (Hakluyt Society, Second Series, 167), London 1988, p. 126.]. Однако, в Яффе не было надлежащей гавани. Она обеспечивала лишь якорную стоянку, защищенную линией рифов, подходящую лишь для малых судов. Теодорик, во время своего паломничества в 1169 году, считал ее опасной при южном ветре [Huygens (note 2), p. 197; dating ibid., p. 28.]. Бертрандон де ла Брокер [Bertrandon de la Broquière] отметил в 1432 году , что якорная стоянка неглубокая [Le Voyage d ‘Outremer de Bertrandon de la Broquière, premier écuyer tranchant et conseiller de Philippe le Bon, Duc de Bourgogne, Ed. Schefer, Charles, Paris 1892, p. 10.]. :Жильбер Ланно, посетивший Яффу в 1422 году, заявил, что галера с трудом может войти в нее [Oeuvres de Ghillebert de Lannoy, voyageur, diplomate et moraliste, Ed. Potvin, Charles, Louvain 1878, p. 140.] Габриэль Каподилиста, путешествовавшая в 1458 году, сообщила, что это была рискованная операция, поскольку между двумя скалами слишком узкий проход, подходящий только для барок [Momigliano Lepschy (note 4), p. 180.]. В результате средние и крупные суда вставали на якорь на некотором расстоянии от Яффы, а пассажиров и товары на берег перевозили гребные лодки. В штормовую погоду рифы представляли серьезную опасность. В 1102 году Зевульф с берега наблюдал за свирепой бурей, в ходе которой погибло 23 больших корабля и утонуло более тысячи паломников. Божественное вмешательство спасло его, отметил он, поскольку он достиг берега до этой страшной бури [Huygens, pp. 62–63.].

В Яффе не было никаких святынь, только памятные места, связанные с Ветхим и Новым Заветами. Пилигрим была известна история об Ионе, сбежавшего от Бога и севшего на корабль в Яффе. Когда буря обрушилась на судно, Иона велел своим товарищам выбросить его за борт, чтобы успокоить море. Его проглотил кит, который через три дня исторгнул его на берег. Яффа был также местом, где Святой Петр воскресил Тавифу, где он рыбачил и где его, когда он молился на крыше дома Симона Таннера, посетило видение, в котором Бог повелел ему проповедовать Божье Слово и язычникам. Русский настоятель Даниил, прибывший в Яффу через несколько лет после завоевания города и поселения там латинян, сообщал обо всех этих традициях и том, что там существовала церковь, посвященная Святому Петру [Wilkinson, pp. 151–152. On the church: Pringle, Denys, The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem. A Corpus, 4 vols., Cambridge 1993– 2009, I, p. 267.].

Вставка в путеводителе паломника [итинерарии] XIII века Tractatus de locis гласит, что когда Бог приказал Святому Иакову отправиться в Галисию, скала, на которую он указал, разделилась на две части, одна половина была перемещена в Сантьяго-де-Компостела, а другая осталась в Яффе. Тот же итинерарий добавляет, что по словам рыбаков, раз в год рыба собирается, как паломники, more peregrinantium, рядом со скалой и лобзают ее. Согласно некоторым источникам, скала находилась на берегу, в то время как другие утверждали, что она находилась в местной церкви Святого Петра. Возможно это традиция, которая возникла после восстановления церкви около 1228 года и до ее разрушения в 1268 году. Другая традиция относится к обезглавленному Святому Иакову. Его тело было перенесено в Галисию, а голова осталась в Яффе. Ее, вероятно, показывали в местной церкви Святого Петра [Saletti, Beatrice, in: Romanini, Fabio and Saletti, Beatrice, I Pelrinages communes, i Pardouns de Acre e la crisi del regno crociato. Storia e testi, Padova 2012, pp. 83–85; Pringle (note 11), I, p. 268.]. Хроника так называемого Тирского Тамплиера сообщает, что когда мамлюки в 1268 году завоевали Яффу, они унесли голову Святого Иакова. Они также сожгли тело святого Кретьена, неизвестного святого, которое оставил там епископ Иоанн из Труа [Cronaca del Templare di Tiro (1243–1314). La caduta degli Stati Crociati nel racconto di un testimone oculare, Ed. Minervini, Laura, Napoli 2000, p. 124.]. Предположительно, он был епископом Лидды, который незадолго до завоевания города египетским султаном Бейбарсом в 1266 году оставил тело святого в Яффе по пути в Акру, где он засвидетельствован с октября того же года. В Яффе паломникам также показали скалу в море, к которой, согласно греческой мифологии, была прикована прекрасная Андромеда в качестве жертву морскому чудовищу, но была спасена Персеем, ее будущим мужем. Титмар, высокопоставленный священник посетивший Яффу в 1217 году, был довольно скептичен. Он рассказал эту историю, но добавил: Пусть верит, кто хочет!, Credat qui velit [Koppitz, Ulf, Magistri Thietmari Peregrenatio. Pilgerreise nach Palästina und auf den Sina in den Jahren 1217/1218, in: Concilium medii aevi. Zeitschrift für Geschichte, Kunst und Kultur des Mittelalters und der Frühen Neuzeit 14 (2011), p. 121-221, here 146.].

Паломники на Святую Землю

Сохранилось лишь несколько путеводителей паломников [итинерариев] XII и XIII веков и отчетов о поездках в Святую Землю. Однако увеличение числа путешествий, должно быть, способствовало распространению устной информации о святынях и памятных местах на Святой Земле. Тем не менее, существовали множество меняющихся и часто противоположных по смыслу традиций, касающихся библейских событий в Яффе и тех мест, в которых они произошли. Это можно объяснить двумя факторами. К 1110 году паломники перестали высаживаться в Яффе, так как Акра заменила ее в качестве главного порта паломников. Яффа не находилась на сухопутном маршруте из Акры в Иерусалим, и как результат паломники, по-видимому, посещали его редко. Что еще более важно, преемственность местных традиций была нарушена дважды. Египетский султан Саладин оккупировал Яффу с 1187 по 1191 год. Титмар, который посетил город в 1217 году, описал его как desolata и сослался только на историю Ионы, опустив любое упоминание о церкви. После того, как город был перестроен и укреплен, он вновь был захвачен, на этот раз мамлюками в 1268 году.

Акра была завоевана королем Иерусалима Болдуином I в 1104 году. Саладин отвоевал ее в 1187-м и удерживал до 1191 года. Затем вплоть до 1291 года, Акра служила единственным паломническим портом. Здесь была искусственная гавань, защищенная причалами, но Теодорих заметил, что очень часто трудно или опасно входить, когда дует южный ветер [Jacoby, David, Crusader Acre in the Thirteenth Century: Urban Layout and Topography, in: Studi medievali 3a serie, 20 (1979), pp. 8–14, reproduced in: id., Studies on the Crusader States and on Venetian Expansion, Northampton 1989, no. V; Huygens (note 2), p. 185.]. До 1187 года паломники путешествовали из Акры в святые места исключительно через франкские территории. С 1229 по 1244 годы Иерусалим и полоса земли, соединяющая его с Яффой, снова находились под властью франков, однако в другие годы посещение Священного города и других мест требовало проезда по территории, удерживаемой мусульманами. Тем не менее, в XIII веке западное паломничество оставалось массовым движением, продолжавшимся вплоть до падения крестоносцев в 1291 году [Jacoby, David, Pilgrimage in Crusader Acre: The Pardouns dAcre, in: De Sion exibit lex et verbum domini de Hierusalem. Essays on Medieval Law, Liturgy and Literature in Honour of Amnon Linder, Ed. Hen, Yitzhak (Cultural Encounters in Late Antiquity and the Middle Ages, volume 1), Turnhout 2001, pp. 106–107].

Этому способствовало снижение расходов на перевозку паломников. Как отмечалось ранее, в 1102 году Зевульф стал свидетелем гибели более тысячи паломников с двадцати трех судов, перевозящих помимо грузов в среднем около пятидесяти человек на корабле. Он покинул Святую Землю на судне, перевозящем 200 взрослых людей с оружием [Huygens, pp. 62–63, 75–76.]. Корабли повышенной грузоподъемности строились со второй половине XII века, а плавание через открытое море с конца XII века сокращало транс-средиземноморские путешествия, снижало их стоимость и еще больше повышало прибыльность перевозки паломников. В XIII веке военные ордены госпитальеров и тамплиеров были одними из основных организаций, занимавшихся этой деятельностью. В Марсельском порту начиная с 1233 года им разрешалось принимать на борт одного из своих судов до 1500 паломников два раза в год, что составляло до 6000 паломников в год только на этих судах. Были также туроператоры, которые предлагали по привлекательным тарифам пакетные поездки, включая все расходы на транспортировку, еду и напитки на борту судна, со слугами, сопровождающими паломников [Jacoby, David, Hospitaller Ships and Transportation across the Mediterranean, in: The Hospitallers, the Mediterranean and Europe. Festschrift for Anthony Luttrell, Eds. Borchardt, Karl, Jaspert, Nikolas and Nicholson, Helen J., Al- dershot 2007, pp. 57–72, reproduced in: Jacoby, Travellers (note 19), no. III.].

Церковь не считала Акру частью Святой Земли. Она не претендовала на святость и не могла похвастаться святынями и местами, связанными с евангельскими событиями [Graboïs, Aryeh, Les pèlerins occidentaux en Terre Sainte et Acre: d’Accon des croisés à Saint-Jean d’Acre, in: Studi Medievali 3a serie, 24 (1983), pp. 251–252, 260–261.]. Тем не менее, два места пользовались популярностью. Одним из них был Источник Быков внутри городских стен, где христиане, мусульмане и иудеи возносили молитвы Богу [Pringle, IV, pp. 165–166]. Это место не получило никакого официального одобрения церкви, предположительно из-за его использования нехристианскими религиозными общинами, которые явно восходило к периоду до крестоносцев. Вторым местом народного почитания было латинское кладбище Святого Николая, прилегающее к городским стенам, но находящееся за их пределами. Кладбище должно было быть основано во время завоевания крестоносцами Акры в 1104 году. Говорили, что в нем много святых тел [Ibid., pp. 151–155.].

До 1187 года Акра функционировала исключительно как транзитная станция для паломников на их пути к святым местам. Условия изменились после ее освобождения от Саладина в 1191 году. Она стала резиденцией иерусалимского Патриарха и церквей, перемещенных из Святого города и других святых мест, оставшихся под мусульманами. Реликвии, спасенные из их этих мест и другие приобретенные предметы, были доставлены в Акру. Тамплиеры владели привезенным из Иерусалима медным крестом, который они выносили на покаянные процессии. Считалось, что он вызывает дождь и обладает целебной силой против злого духа. У них также был кристаллический фиал с кровью Христа, который потом был отправлен в Лондон в 1247 году, и части Животворящего Креста, отданные мирянам в 1272 году. Диадема, украшенная драгоценными камнями, предположительно предложенная Христу Мельхиором, одним из трех царей [один из трех волхвов, принесших Иисусу дары при рождении], была привезена из Германии около 1200 и позже передана тамплиерам. Ордену удалось спасти некоторые реликвии во время эвакуации из Акры в 1291 году. Церковь Вифлеема, переехавшая в Акру, владела несколькими реликвиями, среди которых был гвоздь и молоток, используемые при распятии. Предположительно в первой половине 1245 года Балиан из Ибелина, сеньор Бейрута, а позднее bailli Иерусалимского Королевства, приобрел некоторые из этих реликвий. Госпитальеры отправили в 1283 часть принадлежащих им святых мощей в Маноску на юге Франции [Excidii Aconis Gestorum Collectio, Ed. Huygens, Robert B. C.  Turnhout 2004, p. 92.]. Те, что остался в Акре, были утрачены в 1291 году [Jacoby, pp. 114–116; Pringle, IV, pp. 43–44, 110, 171–172.]. Накопление мощей в Акре после 1191 года превратило город в священную территорию.

Помимо мощей, паломников привлекала возможность получения индульгенций на отпущение временных наказаний за посещение определенных мест в городе, которые давали различные папы. Эти индульгенции заслуживают особого внимания с учетом их влияния на роль Акры в паломничестве. Известно восемь случаев, все из XIII века:

13 декабря 1226 года Гонорий III предоставил 20 дней за посещение церкви и больницы Госпитальеров в день Св. Иоанна [Cartulaire général de l’Ordre des Hospitaliers de Saint-Jean de Jérusalem (1100–1310), Ed. Delaville le Roulx, Joseph, 4 vols., Paris 1894–1906, II, p. 357, no. 1849. Pringle (note 11), IV, p. 84.].
7 февраля 1253 года Иннокентий IV дал 40 дней за посещение церкви рыцарей Святого Лазаря на Пятидесятницу [Potthast, August, Regesta pontificum Romanorum: Inde ab A. Post Christum natum 1198 ad A. 1304, 2 vols., Berlin 1875, II, p. 1224, no. 14867; Pringle), IV, p. 122.].
11 июля 1256 года Александр IV предоставил 100 дней за посещение францисканской церкви в октавах праздников Св. Франциска, Св. Антония и Св. Клэра [Biblioteca biobibliografica della Terra Santa e dell’Oriente francescano, Ed. Golubovich, Girolamo, 5 vols., Quaracchi 1906–1927, I, p. 234.].
8 марта 1261 года Александр IV разрешил Ордену Пресвятой Девы Марии с горы Кармель строить церкви с колокольнями в тех местах, где они живут, включая Акру, и даровал индульгенцию на один год и 80 дней за посещение в день освящения новой церкви в Сирии и на Кипре [Potthast (note 28), II, p. 1468, nos. 18060, 18062; Les registres d’Alexandre IV (1254–1261): recueil des bulles de ce pape publiées ou analysées d’après les manuscrits originaux des archives du Vatican, Eds. Bourel de la Roncière, Charles et alii, 4 vols., Paris 1895–1959, III, p. 138, no. 3250; Pringle, IV, pp. 130–131.].
22 сентября 1288 года Николай IV предоставил один год и 40 дней за посещение кладбищенской часовни Святого Михаила госпитальеров на праздниках Святого Иоанна Крестителя, Святой Марии и Святого Михаила, и столько же за посещение церкви Св. Иоанна [Delaville le Roulx, III, pp. 523–524, no. 4020.].
23 октября 1290 года Николай IV предоставил 40 дней за посещение храма Св. Иоанна в день торжественного крестного хода [Les registres de Nicholas IV. Recueil des bulles de ce pape publiées ou analysées d’après les manuscrits originaux des archives du Vatican, 2 vols., Ed. Langlois, Ernest, Paris 1886–1893, I, p. 537, no. 3457.].

Были также индульгенции за финансовую поддержку церковных учреждений в Акре:

14 января 1234 года Григорий IX предоставил 20 дней всем, кто давал милостыню прокаженным рыцарям Святого Лазаря, тем самым фактически оказывая поддержку ордена [Les registres de Grégoire IX. Recueil des bulles de ce pape, publiées ou analysées d’après les manuscrits originaux du Vatican, Ed. Auvray, Lucien, 2 vols., Paris 1896–1955, I, p. 942, no. 1708.].
22 ноября 1255 года Александр IV предоставил 100 дней тем, кто будет способствовать завершению строительных работ больницы для рыцарей ордена Святого Лазаря [Bourel de la Roncière, II, p. 722, no. 2340.].

Паломники на Святую Землю

Есть веские аргументы в пользу того, что дополнительные индульгенции учреждениям Акры не были зарегистрированы в папских реестрах или не сохранились [Saletti (note 12), pp. 63–64, 91.]. Девятнадцатый раздел Кодекса Арундел 507 [Codex Arundel] Британской библиотеки представляет особый интерес в отношении индульгенций в Акре, хотя в нем не упоминается город. incipit этого раздела относится к индульгенциям, предоставленным паломникам, посетившим различные места на Святой Земле или за их присутствие на освящении церквей, и сообщает, что в сумме это составляет до 79 лет и девяти quadragesimae, или периодов по 40 дней. Тем не менее, следующий текст, являющийся итинерарием, охватывает сто мест без упоминания индульгенций. Судя по отчетам о паломничестве XIV века, в первоначальной версии итинерария Арундела, предположительно, были кресты на полях отдельных мест, в которых посетители пользовались индульгенциями., с вероятным указанием времени в годах и quadragesimae [Crosses in “Le pèlerinage du moine augustin Jacques de Vérone (1335)”, Ed. Röhricht, Reinhold, in: Revue de l’Orient latin 3 (1895), pp. 163–169.].

Итинерарий был убедительно датирован второй половиной XIII века, однако эта датировка может быть уточнена, если принять во внимание ссылку на папу Урбана IV и на Витербо в incipit. Эта ссылка и особенно связь Урбана IV с Витербо слишком конкретна, чтобы быть произвольным добавлением более позднего переписчика [Saletti (note 36), pp. 273, 278, contends that the incipit is a later gloss. This assumption may be safely dismissed.]. Поэтому, вероятно, что incipit в манускрипте Арунделя также был скопирован между 1386 и 1396 годами из оригинальной версии итинерария. Урбан IV был избран в Витербо 29 августа 1261 года, и последняя зарегистрированная дата его присутствия в городе 21 июля 1262 года, после которой он переехал в Орвието [Potthast (note 28), II, p. 1494, no. 13383.]. Поскольку ссылка на папу и Витербо фигурирует в названии итинерария, она предлагает надежную подсказку для датировки всего текста. Примечательно, однако, что в дошедших до нас папских записях нет никаких указаний на составление маршрута или на полученную папскую санкцию, что еще раз подчеркивает несовершенство нашей документации относительно индульгенций.

В Арундельском тексте прослеживается маршрут паломничества, начинающийся в Иерусалиме. Географическая последовательность его последнего раздела ведет нас вниз от горной области Святой Земли к Яффе, следует вдоль побережья на север к Кесарии и резко обрывается на «Deinde castellum». Замок был справедливо идентифицирован как Шастель-Пелерин [Chastel-Pèlerin], построенный в 1218 тамплиерами к северу от Кесарии [Identification by Salett, p. 276.]. Поскольку текст явно урезан, можно с уверенностью предположить, что первоначальный вариант маршрута паломничества пролегал дальше на север и достигал Акры, откуда паломники отправлялись домой. Это тем более вероятно, поскольку папы римские, находящиеся на посту до Урбана IV, уже дали разрешение на посещение нескольких учреждений в городе, как отмечалось выше, а именно церквей госпитальеров, рыцарей Св. Лазаря и францисканцев, а также на посвящение кармелитской церкви. Такое посвящение также включено в название итинерария Арунделя. Поэтому есть веские основания полагать, что эти учреждения были упомянуты в полном первоначальном варианте этого текста.

Однако маловероятно, чтобы раздел, касающийся Акры в этом варианте, был идентичен содержанию руководства по паломничеству на французском языке, озаглавленного Pardouns de Acres. В этом руководстве прослеживается маршрут, начинающийся с места на краю города и соединяет его с тридцатью девятью латинскими церквями, монастырями и больницами, среди которых три из четырех церковных учреждений, упомянутых выше. В нем также указана продолжительность индульгенций, полученных в этих местах, которая колеблется от 40 дней до 15 лет [Romanini, Saletti, pp. 143–156. Jacoby, pp. 107–111. Convenient listing in Pringle (note 11), IV, p. 22.]. Ни один из вышеупомянутых папских грантов не превышает один год и 80 дней. Общее количество индульгенций, накопленных паломником после полного маршрута Pardouns, составило 164 года и 2960 дней, что намного превышает срок жизни. Это общее количество также намного превышает 79 лет и 370 дней текста Арунделя. Широкое расхождение между двумя общими показателями требует объяснения.

Единственная дошедшая до нас рукопись Pardouns, недавно приписана к Англии. Она датирована 1330-ми годами или несколько позже, на основе почерка, англо-нормандского языка и церкви Св. Томаса, известного английского военного ордена [Romanini, pp. 96–99, 105–114.]. Для трех учреждений в тексте Pardouns de Acres указана продолжительность более высокая, чем уже упомянутая в более ранних папских письмах, относящихся к ним. Для Св. Лазаря продолжительность индульгенций, предусмотренная в 1253 году, увеличивается с 40 дней до 600 дней, в то время как продолжительность для францисканцев, установленная в 1256, увеличивается со 100 до 300 дней. Продолжительность в размере 20 дней, упомянутая в 1226 году за посещение больницы госпитальеров, составляет 40 дней, помноженная на количество раз, сколько это было сделано. Только один из этих умеренных показателей выше, чем максимальная продолжительность в один год и 40 дней, предоставляемая папами в других случаях, и поэтому все они представляются полностью надежными. Это не относится к другим ставкам.

Масштабы индульгенций, приписываемых учреждениям в Акре, возможно, в некоторой степени связаны с обладанием реликвиями. В одном случае народное почитание, возможно, стало решающим фактором. В паломническом тексте от 1268 года утверждалось, что гробница святого Вильгельма на кладбище святого Николая обладает целебными свойствами. Согласно Pardouns, посетители кладбища пользовались индульгенциями на четыре года и 160 дней [Pringle, IV, pp. 151–155, esp. 153–154. Niccolò da Poggibonsi, Libro d’Oltramare, 1346–1350, Ed. Bagatti, Bellarmino, Jerusalem 1945, p. 80.]. Однако даже эти факторы не могут объяснить, почему продолжительность индульгенций в Pardouns совершенно несовместима с церковными положениями и политическим влиянием отдельных институтов, получающих от них выгоду, и почему в этом тексте так много странностей. Начнем с того, что церковь Св. Фома предложила 15-летнее освобождение от епитимьи (самый высокий показатель), и сократила до 7 лет за посещение по вторникам, что составляет менее половины, но все же очень высокий показатель.

Цистерцианские монахини пользовались вторым по величине показателем. Существуют различия в продолжительности для трех основных военных орденов – госпитальеров, тамплиеров и тевтонских рыцарей, первые два из которых являлись самыми мощными церковными учреждениями в Акре. С другой стороны, продолжительность в Pardouns за участие в торжественном шествии госпитальеров составляла 240 дней, в шесть раз выше, чем та, которая была предоставлена позже папой Николаем IV, а именно в 1290 году. Снижение продолжительности индульгенций неправдоподобно. Непонятно, что орден Св. Фомы, институт довольно скромного значения, пользовался наивысшей продолжительностью. Английский переписчик, по-видимому, подделал текст, чтобы завысить статус ордена. Более того, уменьшение духовной выгоды за посещение в определенный день недели, а именно во вторник, довольно странно. В целом, ставки в Pardouns вызывают недоумение, и можно задаться вопросом, точно ли воспроизводит рукопись XIV века исходные цифры.

Не может быть никаких сомнений в том, что маршрут паломничества Pardouns был составлен в Акре до падения и разрушения города в 1291 году, поскольку он демонстрирует глубокое знание церковных учреждений города и городской топографии. Некоторые хронологические подсказки позволяют приблизительное датирование текста. Госпиталь Св. Мартина Бретонского был основан в 1254 году. Продолжительность индульгенций францисканцев выше, чем упомянутая папой Александром IV в 1256 году, и поэтому должна была быть определена позже. Существует большой разрыв между 40 днями, полученными в приходской церкви Св. Лаврентия, генуэзской церкви, и пятью годами в приходских церквях Венеции и Пизы. Этот разрыв четко отражает условия, существовавшие после войны св. Саввы в Акре, которая закончилась в последние дни июня 1258 года решительной победой Венеции и Пизы над Генуей, разрушением Генуэзского квартала, и исходом генуэзских поселенцев из Акры.

На первый взгляд, еще два учреждения также, по-видимому, предлагают хронологические подсказки. Церковь Св. Бригиты впервые упоминается в 1264 году как существующее учреждение, но мы не знаем, когда оно было основано [Pringle, IV, p.]. Поэтому возможно, что Pardouns был составлен до 1264, но более поздняя дата также должна быть принята во внимание. Кармелиты получили разрешение на строительство церкви в Акре в марте 1261 года, как отмечалось выше, и получили большое наследство в декабре того же года [Pringle, IV, p. 130.]. Это говорит о том, что церковь строилась или вот-вот будет построена, однако отсутствие кармелитов в Pardouns не помогает, так как почти половина церковных учреждений Акры не включена в его маршрут [Ibid., pp. 35–175]. Суммируем: Pardouns были составлены в начале второй половины 1258 года. Эта датировка еще не показывает, когда было основано официальное городское паломничество в Акре. Решающими в этом отношении, по-видимому, стали новая потеря франками Иерусалима в 1244 и отъезд французского короля Людовика IX из Акры в 1254 году, который похоронил все перспективы возвращения в Святой город. Паломничество в Иерусалим продолжалось в больших масштабах даже после 1244 года, но в значительной степени зависело от Айюбидов, а с 1260 года от мамлюкских властей.

Монгольские набеги и угроза монгольского вторжения создали довольно нестабильную обстановку в Сирии и Палестине [Jackson, Peter, The Crisis in the Holy Land in 1260, in: English Historical Review 95 (1980), pp. 481–513; Amitai-Preiss, Reuven, Mongols and Mamluks. The Mamluk-Ilkhanid War, 1260–1281, Cambridge 1995, pp. 26–45.]. В 1260 году наместник Иерусалима некоторое время не позволял большой группе паломников покинуть город и когда они в конечном итоге двинулись в Акру, многие из них были убиты, а другие потеряли свое имущество [Le Estoire de Eracles empereur et la conqueste de la Terre Sainte d’Outremer, in: Recueil des Historiens des Croisades, Historiens occidentaux, 5 vols. 56 Paris 1859, II, pp. 638–639.]. Война препятствовала или даже перекрывали доступ в Иерусалим и другие святые места, особенно с 1265 года в результате многочисленных нападений Байбарса на франкские территории. Эти условия укрепили положение Акры в качестве места паломничества. Pardouns de Acres представляют собой особое развитие паломничества в Акру, переход от индульгенций, связанных с отдельными учреждениями, к полностью интегрированному городскому паломничеству. Очевидно, что образование этого паломничества изначально предназначалось для того, чтобы предложить замену паломникам, вынужденным отменить свое посещение Иерусалима и других святых мест из-за неблагоприятных политических или военных обстоятельств. Это компенсировало им как посещение этих мест, так и потерю индульгенций, которые они могли бы там получить.

Вполне вероятно, что церковные учреждения в Акре были инициаторами расширения и увеличения индульгенций помимо существующих, чтобы повысить свою привлекательность и стимулировать пожертвования и завещания имущества. Предоставление индульгенций в больших масштабах также позволило им успешно конкурировать со святыми местами, имеющими давнюю традицию паломничества, даже когда поездки в эти места были возможны. Тем не менее, эти учреждения также откликнулись на запросы населения. Индульгенции, по-видимому, стали главной заботой паломников, направляющихся в Святую Землю, о чем свидетельствует также итинерарий Арундела.

Нет никаких документальных доказательств, позволяющих определить, был ли список учреждений в Акре, предоставляющих индульгенции, составлен или санкционирован папой, патриархом Иерусалима, папским легатом или епископом Акры. Последнее, по-видимому, исключено, поскольку четвертый Латеранский Собор, проведенный в 1215 году, ограничил продолжительность индульгенций, которую епископ может предоставлять, до одного года и 40 дней в годовщину освящения церкви [Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio, 31 vols., Ed. Mansi, Giovanni D., revised by Martin, Jean P., and Petit, Louis, Paris/Leipzig 1901– 1927, XXII, cols. 1050–1051, chap. 62.]. Однако есть некоторые основания полагать, что Жак Панталеон, патриарх Иерусалима, каким-то образом участвовал в организационном оформлении маршрута городского паломничества. Он проживал в Акре с июня 1256 года и все еще находился там в ноябре 1258-го [Fedalto (note 14), I, pp. 143–144.]. Его присутствие там позволило ему воочию увидеть деморализацию, последовавшую за отъездом короля Франции Людовика IX, и проблемы, с которыми сталкиваются паломники на территории, контролируемой мусульманами. Неудивительно, что он, должно быть, стремился содействовать паломничеству, что явно являлось способом укрепления Церкви на Святой Земле. За несколько месяцев до смерти папы Александра IV 25 мая 1261 года он находился в Италии именно для того, чтобы заручиться поддержкой для Иерусалимского королевства и его церкви. Он был избран папой римским 29 августа того же года и принял имя Урбан IV. Именно он является папой римским, упомянутым в названии маршрута паломничества по Святой Земле, воспроизведенного в рукописи Арундела, рассмотренной выше. Как отмечалось ранее, папа санкционировал предоставление индульгенций тем, кто следовал этому маршруту в 1261 или 1262 годах, во время пребывания в Витербо.

Представляется вполне правдоподобным, что паломнический маршрут Акры, иллюстрированный Pardouns, также был институционализирован в начале 1260-х годов. Как общие условия паломничества по Святой Земле, так и санкционирование маршрута Арундела папой Урбаном IV в то время поддерживают эту конструкцию. Такой шаг бывшего патриарха Иерусалима, жившего в Акре, не вызвал бы удивления. Однако, как отмечалось выше, весьма сомнительно, что существующая копия Pardouns достоверно отражает первоначальную продолжительность индульгенций.

Падение Латино-Иерусалимского королевства и разрушение Акры в 1291 году резко остановили западное паломничество на Святую Землю. Папы, их легаты и пропагандисты крестового похода были против его возобновления, утверждая, что значительные налоги, собираемые с паломников, укрепят мамлюкский Египет. Несмотря на папский запрет, паломничество возобновилось в первые годы XIV века, однако за это время произошли некоторые радикальные изменения. Акра перестала служить в качестве базы материально-технического снабжения, предоставляющей услуги паломникам по пути к святым местам, и была заменена в качестве транзитной станции Яффой и Александрией. Большинство паломников отплывали в Яффу, и в 1380-х годах Венеция установила для паломников регулярное галерное сообщение в этот город. Перевозки на борту коммерческих судов, более дорогостоящие, чем на паломнических судах XIII века, привели к значительному сокращению паломничества и изменению его социального профиля [Jacoby, David, Pèlerinage médiéval et sanctuaires de Terre Sainte: la perspective vénitienne, in: Ateneo veneto 173, NS 24 (1986), pp. 35–40, repr. in: Jacoby, Studies, no. IV.]. Многочисленные сообщения о паломничестве XIV и XV веков предоставляют информацию о размере и составе небольших групп, совершающих поездки, в которых редко были женщины [Women to Jaffa in 1474: Calamai, Andrea, Il viaggio in Terrasanta di Alessandro Rinuccini nel 1474, in: Toscana e Terrasanta nel Medioevo, Ed. Cardini, Franco, Firenze 1982, p. 243.].

Соглашения между франками Иерусалимского королевства и западными державами с одной стороны и египетскими правителями, с другой, обеспечивали довольно упорядоченное обращение с паломниками, путешествующими по мусульманской территории. В 1283 году султан Калавун пообещал свободу вероисповедания в церкви Благовещения в Назарете и четыре дома поблизости для размещения паломников. В 1290 году он пообещал охрану паломников, если у них были охранные письма арагонского короля Альфонсо III к наместнику Иерусалима [Holt, Peter M., Early Mamluk Diplomacy (1260–1290). Treaties of Baybars and Qalawun with Christian Rulers, Leiden 1995, pp. 86, 137.]. Власти Айюбидов и мамлюков были заинтересованы в продолжении массового западного паломничества, дававшего значительные налоговые сборы. Паломники не жаловались на произвол в обращении, за исключением некоторых случаев, как в 1260 году. С другой стороны, после падения Латинского царства паломники находились во власти мамлюкских чиновников, которые собирали дорожные пошлины, налоги, произвольные платежи и взятки в больших объемах, чем в XIII веке.

Бертран де ла Брокьер [Bertrandon de la Broquière] советовал богатым паломникам скрывать свое положение, и эти паломники одевались бедно, чтобы избежать высоких налогов [Schefer, p. 33; Momigliano Lepschy, p. 180.]. Местные жители взимали более высокую плату за свои услуги. Малое количество паломников побудило жадных чиновников и других лиц усилить давление на отдельных пилигримов. Они часто были вынуждены оставаться в течение нескольких дней на борту своего судна у побережья Яффы в ожидании прибытия чиновников из Рамлы или Газы, прежде чем им разрешалось сойти. Находясь на суше, группы паломников постоянно находились под наблюдением и давлением со стороны должностных лиц. Их селили в пещерах или развалинах Яффы, которая была полностью разрушена, если только они не отправлялись в Рамлу и Иерусалим сразу после высадки [Fratris Felicis Fabri Evagatorium in Terrae Sanctae, Arabiae et Aegypti peregrinationem, Ed. Hassler, Cunradus D., 3 vols., Stuttgart 1843–1849, I, p. 41.].

Некоторым паломникам все же удалось побывать в Яффе. Джакопо да Верона, совершавший паломничество в 1335 году, утверждал, что апостолы оставались там долгое время и всегда собирались недалеко от берега у источника с прекрасной водой. Это явно подтолкнуло его считать, что вода лучше, чем он когда-либо пил: Nunquam bibi meliorem aquam [Röhricht, pp. 180–181.]. Никола де Мартони утверждал, что видел в 1395 году резную колонну, к которой Святой Петр прикреплял свою лодку, когда рыбачил. На этой колонне Богородица сидела со своим сыном. Пилигримы отрезали куски от столба [Le Grand, p. 625.]. Санто Браска [Santo Brasca], который посетил Яффу в 1480 году, упоминает Иону, Тавифу и Святого Петра. Он также утверждает, что имя Яфа произошло от Иафета, сына Ноя, который построил город до потопа [Momigliano Lepschy, pp. 64–65.]. С другой стороны, Феликс Фабри, который проезжал через Яффу в 1480-х годах, утверждал, что Иафет жил там некоторое время и восстановил город после потопа [Hassler, I, p. 203.]. Согласно другой поздней средневековой версии одно из средневековых имен Яффа, Йоппен, происходит от Иова, который также считался жившим там.

В то время как некоторые традиции в отношении Яффы сохранились, другие были искажены. Жильбер де Ланнуа, посетивший Святую Землю в 1422 году, утверждает, что кит исторг Йону перед воротами Акры, в то время как итинерарий Ансельмо Адорно указывает на место к северу от Акры [Potvin, p. 93; Itinéraire d’Anselme Adorno en Terre Sainte (1470–1471), Eds. Heers, Jacques and de Groer, Georgette, Paris 1978, p. 350.]. Бертрандон де ла Брокьер в 1432, сообщает о Яффе, что там начинаются индульгенции для посещения Святой Земли, но не ссылается на конкретные места в городе, где их выдают [Schefer, p. 9.]. За появление новых традиций с некоторого времени в XIV веке, возможно, были ответственны францисканские монахи монастыря на горе Сион в Иерусалиме, служившие проводниками к святым местам]. В некоторых, но не во всех отчетах о паломничестве XIV и XV веков упоминаются индульгенции за посещение города [Friedman, p. 319.]. Интересно, что Санто Браска сообщает, что экипаж галеры, на которой он плыл, не мог сойти на берег из-за большого налога на высадку. Однако после исповеди, преклонения колен и чтения молитвы, посвященной воскрешению Тавифы святым Петром, они радовались индульгенциям, как если бы посетили Святую Землю.

После 1291 года второй крупной транзитной станцией для паломников, желающих посетить Святую Землю, стала Александрия , что выглядело удивительно на первый взгляд. Высадка в Александрии предполагала долгий, трудный и дорогостоящий крюк на пути в Иерусалим. В результате этот маршрут паломничества включал только небольшое количество людей, исключительно мужчин, и был социально избирательным. Однако паломники были готовы взять на себя трудности и расходы, потому что по пути они намеревались посетить православный монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове. Другие паломники отправились в противоположном направлении, из Иерусалима через Синай в Александрию, откуда отправлялись домой. В 1384 году Леонардо Фрескобальди встретил в Венеции венецианцев и французов, которые садились на галеры, перевозившие паломников в Яффу, чтобы отправиться к Гробу Господню, в то время как группа из четырнадцати флорентийцев, к которой он принадлежал, отплывала на коге в Александрию и намеревалась добраться до Синая [Nel nome di Dio facemmo vela: Viaggio in Oriente di un pellegrino medievale, Ed. Bartolini, Gabriella and Cardini, Franco, Bari 1991, pp. 124–125, 127, 129.].

Связь Александрии с Синайским монастырем с начала XIV века не ограничивалась ее ролью транзитной станции Она распространилась на культ Святой Екатерины. Монастырь был построен между 548 и 565 годами по приказу императора Юстиниана вблизи библейских мест, связанных с Моисеем, на горе, отождествленной с горой Синай и местом Неопалимой Купины у подножия горы. Неопалимая Купина находилась в нем и монастырь с давних времен носил имя Дева Неопалимой Купины. Первоначально он не имел никакого отношения к культу Святой Екатерины.

Византийский агиограф Симеон Метафраст написал жизнь Святой Екатерины в начале 960-х годов, к тому времени ее культ, должно быть, прочно утвердился в Александрии. Он описал ее как высокообразованную христианскую княжну, которая около 300 года выступала против языческого культа, установленного императором Максенцием, и отстаивала христианскую веру, за что была подвергнута пыткам и обезглавлена. После ее смерти ангелы перенесли ее тело на вершину самой высокой горы на Синайском полуострове. В более поздних источниках сообщается, что монахи Синайского монастыря принесли ее тело в свою церковь, где оно непрерывно мироточило. Культ святой, распространявшийся на Западе с первой половины XI века, связывал его с Синаем. Самое раннее надежное свидетельство о культе святой в монастыре появляется в 1160-х годах. Литургические богослужения в её честь были приняты там в 1214 году, по-видимому, чтобы стимулировать западное паломничество в монастырь, но это не нашло отклика у пилигримов [Jacoby, David, Christian Pilgrimage to Sinai until the Late Fifteenth Century, in: Holy Space, Hallowed Ground: Icons from Sinai, exh. cat., Eds. Nelson, Robert S. and Collins, Kristen M., Los Angeles 2006, pp. 79–84.].

Интересно, что итинерарий Арунделя предположительно созданный в 1261 или 1262 годах упоминает о переносе тела Святой Катерины на вершину горы на Синае, но не ссылается на монастырь [Saletti, p. 288.]. К началу XIV века культ Св. Екатерины приобрел большое значение на Западе [Chronopoulos, Tina, The Date and Place of Composition of the Passion of St. Katherine of Alexandria (BHL 663), in: Analecta Bollandiana 130 (2012), pp. 40–88, here 41, n. 1.]. Симон Семеонис, монах-францисканец из Ирландии, совершивший паломничество в 1323 году, предоставляет самый ранний отчет о путешествии через Александрию после падения государств-крестоносцев. Он сообщает, что в миле от города находится место, где Марк Евангелист и святой покровитель Венеции принял мученическую смерть. Внутри города находится место мученической смерти славной девы Екатерины, где сейчас находятся две большие и высокие колонны красного камня, между которыми проходит общественная дорога. Каталонский паломник, посетивший город в том же году, упоминает только колонну, на которой она была обезглавлена [Itinerarium Symonis Semeonis ab Hybernia ad Terram Sanctam (Scriptores latini Hiberniae, IV), Ed. Esposito, Mario, Dublin 1960, p. 48, par. 27; Pijoán, Joseph, Un nou viatge a Terra Santa en catalá, in: Anuari. Institut d’Estudis Catalans 1 (1907), p. 384.]. Этот визит также позволил паломникам увидеть тюрьму, в которой содержалась Св. Екатерина, и место, откуда ангелы перенесли ее тело на Синай.

Как ни странно, паломничество, связанное со святой Екатериной через Александрию, начало процветать именно в годы, последовавшие за провозглашением эмбарго на торговлю с мамлюками, введенного папой Николаем IV в 1291 году. Соблюдение эмбарго было неудовлетворительным и многие латинские купцы продолжали посещать Александрию в следующие десятилетия. Число латинских паломников, прибывающих на торговых судах в первые десятилетия XIV века, было небольшим, однако их регулярный поток побудил египетского юриста аль-Субки, умершего в 1335 году, определить их как особую категорию иностранцев-немусульман, отличную от класса латинских торговцев [Constable, Olivia R., Housing the Stranger in the Mediterranean World. Lodging, Trade and Travel in Late Antiquity and the Middle Ages, Cambridge 2003, p. 115.]. Прибытие латинских паломников в Александрию стало сезонным явлением после полного возобновления прямой западной торговли и судоходства с Египтом в 1345 году [Ashtor, Eliyahu, Levant Trade in the Later Middle Ages, Princeton, N. J. 1983, pp. 64–70.].

По прибытии в Александрию условия были намного лучше, чем в Яффе. Процедура, применявшаяся властями к паломникам, была строгой, но более упорядоченной, отчасти благодаря вмешательству консулов западных морских государств, находящихся в городе. Кроме того, паломникам было гарантировано надлежащее размещение, что особенно важно, поскольку они, как правило, оставались в Александрии в течение нескольких дней. Египетские власти строго контролировали передвижение латинских иностранцев в городе и определяли место их проживания. Пилигримы, как правило, помещались в fondaco в своеобразные караван-сараи, созданные их соотечественниками, если только они не были заполнен купцами. Один из консулов отвечал за размещение паломников из стран, не имевших своих fondaco в Александрии [Jacoby, David, Western Merchants, Pilgrims, and Travelers in Alexandria in the Time of Philippe de Mézières (ca. 1327–1405), in: Philippe de Mézières and His Age: Piety and Politics in the Fourteenth Century, Eds. Blumenfeld-Kosinski, Renate and Petkov, Kiril, Leiden/Boston 2011, pp. 418–422.].

В 1328 году папа Иоанн XXII предоставил годичную индульгенцию за посещение «церкви монастыря Святой Екатерины на горе Синай». Этот шаг был предпринят явно в ответ на сильное давление со стороны будущих и возвращающихся паломников. Это также объясняет использование папой уже общеизвестного названия как монастыря св. Екатерины, в отличие от официального папского наименования, которое относилось к Деве Марии и Неопалимой Купине [Hofmann, Georg, Sinai und Rom, in: Orientalia Christiana 9 (1927), pp.258–259.]. Кстати, в том же году через Александрию в монастырь были отправлены припасы с Крита. Всего семь лет спустя Джакопо да Верона отметил четыре места на Синае, где можно было получить индульгенцию: место в церкви монастыря, в котором хранились мощи Святой Екатерины, место Неопалимой Купины в той же церкви, гору, где Бог дал Моисею скрижали, и гору, на которую ангелы принесли тело Святой Екатерины [Röhricht, pp. 168–169].

Дополнительные близлежащие объекты появляются в более поздних списках, иногда с разными значениями [Friedman, pp. 308–309, 320.]. Монастырь Святой Екатерины ассоциировался на Западе с самыми святыми местами христианского мира. В 1352 году в Лондоне некий мастер-чулочник давал двадцать фунтов любому паломнику, направляющемуся в Иерусалим и монастырь Святой Екатерины [Webb, Diana, Pilgrims and Pilgrimage in the Medieval West, London/New York 1999, p. 140.]. Ожье VIII, правитель Англура, заявлял, что целью его паломничества в 1395–1396 годах было посещение Иерусалима, монастырь Св. Екатерины и первых скитов Св. Антония и Павла в египетской пустыне [Le Saint Voyage à Jherusalem du seigneur d’Anglure, Eds. Bonnardot, François and Longnon, Auguste, Paris 1878, p. 1, par. 1.]. В своем завещании от 1410 года королева Дании Маргарита выделила деньги для шести мужчин, которые должны были быть отправлены “в Иерусалим, Вифлеем и в святые места, а также в монастырь Святой Екатерины” [Webb, p. 141.]. В отличие от мест на Синае, мемориальные места мученичества Св. Екатерины и Св. Марка в Александрии не фигурируют в списке индульгенций до 1348 года [Friedman, p. 320.].

Неудивительно, что ввиду широко распространившегося на Западе культа Св.Екатерины два места, тесно связанные с ним, включены в морской итинерарий Sante parole со списком сооружений, носящих имена Богородицы или святых, чьей помощи просили в молитве, когда корабль терял из виду твердую землю и сбивался с курса в штиль или в шторм. Самая ранняя из дошедших до нас версий Sante Parole ориентировочно датируется 1470-ми годами. Эта версия отражает обстановку, существовавшую с начала XIV века и далее. Действительно, как монастырь Св. Саввы в Александрии, который считается местом заключения Св. Екатерины, так и монастырь Св. Екатерины на Синае, несмотря на отдаленность от побережья, появляются на южной оконечности этого маршрута [Bacci, p. 243.]. Напротив, Яффа и Акра в нем не упоминаются, поскольку оба города были разрушены и лишены действующих церквей.

Паломники, прибывающие в Яффу, Акру или Александрию, рассматривали эти порты главным образом как транзитные станции по пути в Иерусалим и другие крупные святые места, которые они хотели посетить. В трех городах не было святынь. Тем не менее, в Яффе паломники сразу же погружались в святость этой земли благодаря памятным местам, почитаемым еще до завоевания их крестоносцами. Включение двух других портов в священную географию паломничества произошло позже, в связи с политическими и военными событиями, в Акре, повторной потерей Иерусалима в 1244, и в Александрии разрушением Акры в 1291 году. Общественное давление объясняет центральное место, которое индульгенции приобрели в паломничестве на Святую Землю, что иллюстрируется итинерариями Арундела и Pardouns de Acre, которые, предположительно, были составлены в начале 1260-х годов. Эта центральная роль также подкреплялась верой в то, что индульгенции могут быть переданы тем, кто не предпринял путешествие, как сообщил Леонардо ди Фрескобальди в 1384 году [Bartolini/Cardini (note 77), p. 125.]. Можно задаться вопросом, могло ли разрушение Акры, его церковных учреждений и утрата или передача его реликвий и, как следствие, утрата его индульгенций в какой-то степени стимулировать поиск латинянами альтернативных объектов поклонения в окрестностях Святой Земли. Распространение почитания Св. Екатерины на Западе на конкретные свидетельства ее мученической смерти в Александрии и Синайский монастырь могли послужить в качестве частичной компенсации в этом отношении.

Давид Якоби
Профессор Иерусалимского университета
Перевод с английского

При копировании статьи указание на источник обязательно