Top.Mail.Ru
Флот ордена иерусалимского госпиталя св. Иоанна Крестителя

Флот ордена иерусалимского госпиталя св. Иоанна Крестителя

Основными функциями Ордена Святого Иоанна после его милитаризации были поддержание христианского господства на Святой Земле и забота о паломниках и бедных. Западные приорства, особенно во Франции и в королевстве Сицилия, поддерживали штаб-квартиру в Леванте наличностью, рабочей силой, оружием, лошадьми и мулами, кормами, зерном, другими продуктами питания, и некоторыми дополнительными товарами. Морские перевозки имели важное значение для функционирования ордена, поскольку обеспечивали связь между его домами через Средиземное море. Удивительно, но участие ордена в морских перевозках до сих пор рассматривалось лишь мимоходом и не всегда точно. Несколько вопросов, касающихся этого участия, требуют тщательного исследования. Здесь будут рассмотрены три из них: с каких пор у госпитальеров появились корабли, функции этих судов и развитие флота ордена до падения франкских государств в 1291 году. Основное внимание в этом исследовании будет уделено роли Марселя. Она достаточно хорошо задокументирована.

Флот госпитальеров

Самая ранняя из существующих записей о кораблях госпитальеров появляется в отчете генуэзского купца, вернувшегося домой в 1156 году [J. Delaville le Roulx, Les Hospitaliers en Terre Sainte et à Chypre (1110–1310)(Paris, 1904), p. 343]. Учитывая ассортимент товаров, с которыми он работал, в том числе специи, вполне вероятно, что его корабль посетил Акру. Предположительно, Марсель был его конечным пунктом назначения, а не Генуя, которая никогда не служила базой для судов госпитальеров. В 1161 году другой генуэзский купец должен был отплыть на большом корабле, прежде принадлежавшем Ордену [M. Chiaudano and M. Moresco (eds), Il cartolare di Giovanni Scriba (Turin, 1935), 2: 248–50, no. I; pp. 32–3, no. 871.]. Причина его продажи не установлена. Интересно, что примерно в то же время корабли госпитальеров и тамплиеров перевозили паломников из Нарбонны, о чем свидетельствует договор этого города с Генуей от 1166 года [C. Devic and J. Vaissète, Histoire générale du Languedoc (Toulouse, 1872–1905), 8, pp. 263–4]. В 1178 году госпитальеры добились от Бертрана Марсельского и его племянников Вильгельма ле Гро [William le Gros] и Раймона Барраля [Raymond Barral], совместных виконтов Марселя, освобождение от налогов на транзит, продажу или покупку судов и товарных грузов из гавани, примыкающей к сектору города, и др. территорий под их властью.

В 1190 году госпитальеры получили от английского короля Ричарда I корабль [The Great Roll of the Pipe for the Second Year of the Reign of King Richard I, ed. D. M. Stenton Publications of the Pipe Roll Society 39 (London, 1925), p. 9.]. Вполне вероятно, что на нем они перевозили людей и провизию для ордена в окрестности Акры, вскоре осажденной войсками, участвовавшими в Третьем крестовом походе. Вскоре после смерти императора Генриха VI Гогенштауфена 28 сентября 1197 года его вдова, императрица Констанция, предоставила госпитальерам в королевстве Сицилия право экспортировать товары без уплаты налогов для поддержки ордена на Святой земле. Кроме того, им было разрешено перевозить peregrini на своих кораблях без необходимости передавать часть собранной с них платы королевскому двору. Термин peregrini охватывал как паломников, так и крестоносцев, что подтверждается, например, в отношении пассажиров корабля St. Victor в 1250 году [B.Z. Kedar, ‘The Passenger List of a Crusader Ship, 1250’, Studi medievali 3a serie, 13 (1972), 268, 270–72, 274–8, repr. in B.Z. Kedar, The Franks in the Levant, 11th to 14th Centuries (Aldershot, 1993), no. XVI.].

Иногда, однако, первые отличались от вторых, называемых milites peregrini или peregrini crucesignati [J.L.A. de Huillard-Bréholles (ed.), Historia diplomatica Frederici secundi (Parisiis, 1852–61), 5.2: 773, in 1240; Pernoud, Les statuts, p. 150 (IV, chap. 12)]. Peregrini плывущие со своими лошадьми, очевидно, были крестоносцами [Pernoud, Les statuts, pp. 49 (I, chap. 35), 158 (IV, chap. 24).]. Ходатайство госпитальеров к императрицы Констанции, по-видимому, было связано с их желанием участвовать в перевозках немецких крестоносцев из южной Италии в Акру, которая продолжалась с марта 1197 года [E.N. Johnson, ‘The Crusades of Frederick Barbarossa and Henry VI’, in K.M. Setton, History of the Crusades (Madison, Wis., 1969–89), 2: 120–1.]. Однако сомнительно, чтобы в то время орден регулярно перевозил паломников или крестоносцев из Сицилийского королевства в Левант. Важно отметить, что в 1211 году Оттон IV подтвердил налоговые привилегии ордена в Сицилийском королевстве, не касаясь кораблей. Фридрих II поступил аналогичным образом в 1209, 1215, 1216 и 1224 годах [Winkelmann, Acta, 1: 60–1, 107–9, 112–14, and 244–5, respectively nos. 63, 127, 134 and 268.].

С начала XIII века свидетельства, касающиеся кораблей госпитальеров, становятся более обширными. В 1210 году кипрский король Хуго I освободил от налогов на всей территории острова торговлю орденом его собственными товарами, закупку товаров для его собственных нужд и бесплатную стоянку в кипрских портах для его судов, перевозивших эти товары [Cart., 2: 121–2, no. 1354]. Однако орден не смог в полной мере обеспечить перевозку своих людей и провизии. Двумя годами позже, в 1212 году, Ги, сеньор Гибелета [Джубайль в современном Ливане], освободил госпитальеров от налогов за торговлю в городе и на территории его владений, а также за любой корабль, прибывший в Гибелет за провизией [Ibid., 2: 134–6, no. 1372]. Это не имело прямого отношения к собственным судам ордена, здесь явно имелись ввиду зафрахтованные суда.

В марте 1216 года Хью I де Бо [Hugh Baux] и его жена Барелль [Baralle] предоставили госпитальерам право постройки или стоянки в порту и на территории Марселя кораблей любого типа или количества, которые затем отправятся во Франкский Левант, Испанию или любой другой регион для защиты христианского мира. Перевозка их собственных товаров, паломников, крестоносцев, купцов и денег последних на этих кораблях, будь то за плату и фрахт или без оплаты, должна была быть освобождена от налогов. Концессия охватывала также эксплуатацию судов, зафрахтованных орденом для собственных нужд [Ibid., 2: 186, no. 1464]. Это предоставление привилегий орденскому судоходству в Марселе было не первым в своем роде, а скорее подтверждением более ранней уступок. Более короткая версия привилегий, которыми пользовались госпитальеры и тамплиеры, содержится в хартии 1233 года, которая показывает, что они были дарованы совместно пятью марсельскими виконтами, владевшими частями сеньоральных прав в городе, а именно Гуго I де Бо, Раймонд де Бо и Жиро Адемар и их жены, а также Ронселин и Раймон-Жоффруа де Тре [H. de Gérin-Ricard and É. Isnard, Actes concernant les vicomtes de Marseille et leurs descendants (Monaco–Paris, 1926)].

Это вполне вероятно, что уступка двум Орденам была сделана, когда пять виконтов владели всеми сеньоральными правами в своем секторе Марселя. Раймонд-Жоффруа де Тре и его сестра Alasacie, жена Раймонда де Бо, унаследовали часть прав виконтов от своего отца, Хью Жоффруа, в неизвестное дату до последних дней марта 1213 года. Первый продал часть своих прав коммуне Марсель 28 числа того же месяца, Ронселин сделал то же самое двумя днями позже, а третья продажа Раймоном де Бо состоялась 2 апреля [V.-L. Bourrilly, Essai sur l’histoire politique de la commune de Marseille des origines à la victoire de Charles d’Anjou (1264) (Aix-en- Provence, 1925), pp. 273–82, nos. XIII–XIV]. Отсюда следует, что госпитальеры и тамплиеры получили свои привилегии по перевозке до конца марта 1213 года.

Продажа сеньориальных прав коммуне Марсель в марте и апреле 1213 г. и дальнейшая продажа, о которой договорился Раймон-Жоффруа де Тре в марте 1216 г., должно быть, серьезно обеспокоила госпитальеров [Gérin- Ricard and Isnard, Actes, pp. xlix and 119–20, no. 391]. Кроме того, после смерти виконта Ронселина 21 декабря 1215 года аббатство Святого Виктора Марсельского потребовало всей его доли сеньоральных прав [Letter of Pope Innocent III in Patrologia Latina, CCVI, cols. 457–8, and Gérin-Ricard and Isnard, Actes, pp. xlvi–xlviii and 108–9, no. 352]. Госпитальеры явно опасались, что коммуна и аббатство откажутся поддерживать их привилегии на судоходство. Поэтому в марте 1216 года они запросили подтверждение первоначальной уступки от Хью I де Бо, который сохранил свою часть прав виконтов. Хартия, которую он издал совместно со своей женой Барелль, как представляется, точно отражает формулировку этой концессии. Кроме того, орден обратился к папе Гонорию III, который 20 декабря 1216 года подтвердил первоначальные привилегии судоходства, полученные от пяти виконтов Марселя [Cart., 2: 203–4, no. 1519].

Папа также распорядился, опять же в ответ на просьбу госпитальеров, чтобы архиепископ Арля и его суффраганы не позволяли церковникам и мирянам облагать Орден налогом за транзит древесины, предназначенной для судостроения, а также для товаров, предназначенных для помощи Святой Земле [Favreau-Lilie, “The Military Orders”, p. 207]. Формулировка Гонория III подразумевает, что древесина не обязательно происходила из владений ордена, но явно предназначалась для заказанных им кораблей. Запрос был мотивирован расположением Арля и нескольких городов епископства вдоль водных путей, что позволяло доставлять древесину на марсельские верфи.

Было высказано предположение, что древесину должны были отправить в Акру для постройки кораблей госпитальеров darsana или верфи, предположительно расположенной в Cale Dou Marquis к северу от пригорода Монмусар [M.-L. Favreau-Lilie, Die Italiener im Heiligen Land vom ersten Kreuzzug bis zum Tode Heinrichs von Champagne (1098–1197) (Amsterdam, 1989), pp. 17, 23, and Favreau- Lilie, “The Military Orders”, pp. 207–8.]. Эта конструкция неправдоподобна по нескольким причинам. Во-первых, перевозка древесины в Акру была бы дорогостоящей и противоречащей экономической целесообразности, поскольку строить корабли можно было в Марселе. Во-вторых, darsana госпитальеров, засвидетельствованная в 1250 году, была расположена в Старом городе Акры, потому как была смежной с Генуэзским двором и располагалась вблизи других домов ордена. Наличие орденских домов к северу от городских стен исключено. Наконец, darsana находилась на некотором расстоянии от берега. Поэтому, должно быть, это была мастерская для неизвестной деятельности, а не верфь [C. Desimoni, “Quatre titres des propriétés des Génois à Acre et à Tyr”, Archives de l’Orient latin 2/2 (1884), 224]. В любом случае, недавно раскопанная верфь в Акре, которая на картах XIV века значится как arsenal к востоку от Венецианского квартала, была пригодна только для строительства и ремонта малых и средних судов, в то время как Орден к 1250 году использовал большие суда.

Следует отметить, что тамплиеры, получившие от пяти виконтов Марселя те же судоходные концессии, что и госпитальеры, предположительно в тот же день, что и последние, столкнулись с теми же проблемами. Они также, по-видимому, были обеспокоены продажей виконтами сеньорских прав коммуне Марсель и смертью Ронселина. Однако вместо того, чтобы обратиться, как и госпитальеры, к папе Гонорию III для подтверждения своих привилегий, они попросили это сделать императора Фридриха II. В сентябре 1216 г. он издал соответствующую хартию, в которой упоминались пять виконтов [Winkelmann, Acta, 1: 117–18, no. 139.]. Примечательно, что в апреле 1207 года из Константинополя в Акру собиралось выйти судно тамплиеров [R. Morozzo della Rocca and A. Lombardo (eds), Documenti del commercio veneziano nei secoli XI–XIII (Turin, 1940), 2: 27–8, no. 487.]. Очевидно, тот же или другой корабль этого ордена, имя которого искажено, отплыл из Константинополя в Венецию весной 1210 года [A. Lombardo and R. Morozzo della Rocca (eds), Nuovi documenti del commercio veneto dei sec. XI–XIII (Venice, 1953), pp. 82–3, no. 75: cum nave que vocatur Teplera.].

Доказательства, изученные до настоящего времени, заслуживают нескольких замечаний. Примерно с середине XII века госпитальеры уже владели одним или несколькими транспортными кораблями, пересекавшими Средиземное море. Однако Орден также использовал частных перевозчиков или фрахтовал целые суда. Потеря многочисленных поместий в Леванте в 1187 г. существенно уменьшила его самообеспечение и доходы в этом регионе, а также доходы от продажи товаров и продуктов, таких как сахар, несмотря на временное возвращение некоторых земель до середины XIII в. В результате госпитальеры Леванта были вынуждены гораздо больше, чем до 1187 г., полагаться на поставки с Запада. Папа Римский помог им, запретив взимать налоги на перемещение их товаров [Bulls of Celestine III in 1194 and Innocent III in 1199: Cart., 1: 612, no. 964, and p. 668, no. 1071.]. Частая переброска подкреплений, и особенно припасов, через Средиземное море после 1191 года побудила госпитальеров покупать корабли или заказывать их строительство в гораздо больших масштабах, чем раньше, о чем свидетельствуют привилегии судоходства, которые они получили в Марселе до конца марта 1213 года. Как отмечалось выше, они включали широкое освобождение от налогов как на эксплуатацию, так и на постройку судов. Все эти компенсации также относились и к тамплиерам.

Приобретение и эксплуатация кораблей двумя орденами были в первую очередь направлены на сокращение транспортных расходов. Как отмечалось выше, они также позволяли вести прибыльную морскую деятельность, состоящую в перевозке купцов, частных грузов, крестоносцев и паломников на кораблях, не заполненных до отказа собственными людьми и товарами орденов. Некоторые из этих услуг уже засвидетельствованы к 1156 году, возможно, также к 1197 году в королевстве Сицилия, если мы можем полагаться на хартию, изданную императрицей Констанцией, и, во всяком случае, ко второму десятилетию XIII века. Госпитальеры и тамплиеры предлагали эти услуги вплоть до падения франкских государств в 1291 году. Три фактора объясняют вторжение двух орденов в высококонкурентный бизнес по перевозке паломников. После 1191 года на эту услугу был большой спрос, тесно связанный с большей географической мобильностью на Западе. Корабли повышенной грузоподъемности строились со второй половины XII века. А плавание через открытое море с конца XII века и далее сокращало транс-средиземноморские путешествия, снижало их стоимость и еще больше повышало прибыльность паломнических перевозок. Вполне вероятно, что два Ордена ожидали и поощряли паломников, плывущих в Акру на своих кораблях, проявлять особую щедрость по отношению к их домам в этом городе, оба из которых владели рядом реликвий [D.H. Weiss and L. Mahoney (eds), France and the Holy Land: Frankish Culture at the End of the Crusades (Baltimore, 2004), pp. 100–1.].

В Марселе ордена столкнулись с некоторыми жесткими конкурентами. Одним из них был граф Хью де Эмпури [Hugh Ampurias], который, как и они, пользовался судоходными и налоговыми привилегиями в городской гавани. Вернувшись из Акры, где он был засвидетельствован на корабле St Maurice 1 мая 1219 года [D. Puncuh (ed.), I Libri Iurium della Repubblica di Genova, I/2, Fonti per la storia della Liguria, IV; Pubblicazioni degli Archivi di Stato, Fonti XXIII (Genova, 1996), pp. 265–7, no. 369.], года он заключил соглашение с коммуной в Марселе 24 июля. В нем оговаривалось, что он или любой из его подданных, постоянно проживающих на территории, находящейся под его властью, имели право ставить на якорь один корабль в год в порту Марселя, будь то собственное судно или совместное судно с жителем сектора виконтов города. Кораблю было разрешено плыть из Марселя в Левант с паломниками на борту или в Александрию, Бужи, Сеуту (последние два города в Магрибе) и другие порты, с грузом или без него. Все эти операции не облагались налогом. Владелец судна также имел право установить в гавани место для набора пассажиров и сбора грузов. Тем не менее, он платил обычный налог и пошлину, взимаемую по морской таблице, по разным ставкам, как это было наложено на местных жителей за их корабли [R. Pernoud, “Le Moyen Age jusqu’ en 1291”, in R. Busquet [et] R. Pernoud, Histoire du commerce de Marseille (Paris, 1949), pp. 336–9.]. Граф де Эмпури, возможно, рассматривал транспортировку крестоносцев в Египет, где христиане осаждали Дамиетту.

Были также туроператоры, которые привлекали паломников, предлагая пакетные поездки по привлекательным тарифам [L. Blancard (ed.), Documents inédits sur le commerce de Marseille au moyen-âge (Marseille, 1884–85), 1: 333–4, no. 165, and 2: 248–9, no. 914.]. Андреа из Вентимильи, который забронировал большое количество мест на борту St Francis, заключил 25 марта 1248 года соглашение с двумя агентами, которые должны были ускорить набор пассажиров до предполагаемого отплытия ближе к концу месяца. За определенную сумму за паломника он обещал взять на себя все расходы на проезд, еду и питье для слуг, обслуживающих паломников, из расчета четыре на 100 паломников, в соответствии с муниципальным законодательством [Pernoud, Les statuts, p. 157 (IV, chap. 24).] и пятнадцать для более чем 400 из них, а также уплату налогов коммуне Марселя и гарантийный залог агентам.

Он также обязался сопровождать паломников в их морское путешествие за свой счет. 19 июня 1248 года три судовладельца корабля St Leonard предоставили 200 мест для паломников на борту своего судна капитану Гарнье де Мариньино [Garnier de Marignino] и пообещали воздержаться от аналогичных контрактов с другими лицами. В свою очередь Гарнье обязался выплатить остаток суммы, которую он должен был выплатить к дате отплытия в середине августа, вербуя паломников для путешествия. Деятельность судовладельцев, называемая cargatores, находилась под пристальным наблюдением коммуны Марселя, о чем свидетельствует ее устав – составленный в 1253 году, но отражающий предыдущее законодательство [Ibid., pp. 49–50 (I, chap. 35), 157–62 (IV, chaps. 24–9), 206–7 (VI, chap. 25).].

Тем не менее, госпитальеры имели явное преимущество перед конкурентами. Особое значение в этом отношении имеют привилегии в области судоходства, предоставленные виконтами Марселя до последних дней марта 1213 года. Они освободили госпитальеров от всех налогов, включая terciaria, треть стоимости, взимаемой с паломников, отправляющихся в Марсель, которые владельцы и операторы иностранных судов были вынуждены переводить в коммуну. Как отмечалось ранее, граф Эмпури получил такое же освобождение в 1219 году. Полное освобождение от налогов также установило преимущество перед горожанами, занимающимися перевозкой паломников, которые платили налоги за гавань. Кроме того, с 1216 года госпитальеры, по-видимому, получили освобождение от налогов на поставку военно-морской древесины со своих собственных земель и на транзит древесины в районе Арля, независимо от ее происхождения, что снижало стоимость судов, которые они вводили в эксплуатацию. С 1178 года они пользовались освобождением от налогов на транзит, покупку или продажу собственных товаров в порту и на территории Марселя, управляемой виконтами. В марте 1209 года или марте 1210 года Гуго I де Бо и его жена Барель предоставили им аналогичную концессию на транзит своих товаров через порты Тренктай, Пти-Рона, Бур, Сен-Жиль и другие, расположенные вдоль водных путей, ведущих в Средиземное море [Cart., 2: 106–7, no. 1327.]. Эти привилегии позволили госпитальерам поставлять еду и вино на борт своих кораблей по цене ниже рыночной, особенно когда эти товары происходили из их собственных владений.

Растущее вторжение госпитальеров и тамплиеров в область морских перевозок между Марселем и Акрой было явно успешным к 1230 году, особенно в отношении паломников. Это вызвало бурную реакцию со стороны лидеров коммуны Марселя, которые были купцами и операторами судов. Они облагали налогом транспортные услуги, предоставляемые Орденами, полностью игнорируя привилегии последних. Эта мера, которая также имела преимущество в обеспечении значительного дохода, была, по-видимому, введена вскоре после того, как коммуна завершила приобретение всех сеньориальных прав виконтов в Марселе 16 января 1230 года [Bourrilly, Essai, pp.356–64, no. XXXI; Gérin-Ricard and Isnard, Actes, pp. xlviii–xl and 146–7, nos. 465–6.].

Не позднее весны 1233 г. госпитальеры и тамплиеры в Акре пожаловались, что марсельцы нарушили их привилегии и причинили им убытки, оцениваемые в 2000 серебряных марок, а также еще больший ущерб. Упомянутая ими сумма была, по-видимому, той суммой terciaria которую они были вынуждены передать коммуне. Дополнительный ущерб, возможно, был причинен вынужденным расторжением контрактов и задержками в плавании из-за давления со стороны коммуны. Оба ордена представили свои жалобы констеблю Иерусалимского Королевства Эду Монбельяру и выразили готовность представить как письменные, так и устные доказательства в поддержку своих утверждений. Они потребовали немедленно конфисковать суда и товары марсельцев, чтобы компенсировать им их потери. Они, по-видимому, также стремились восстановить свои привилегии судоходства. Консул Марселя в Акре, Жан Сент-Илер [John de Saint-Hilaire], отказался отвечать на обвинения. Он утверждал, что ни он, ни какие-либо марсельцы в Акре, все они торговцы, не имели мандата на ведение дела ни от графа Раймонда VII Тулузского, которого коммуна Марселя признала сеньором в 1230 году, ни от самой коммуны.

Арест активов Марселя в Акре, которого требовали ордена, по-видимому, имел место, как следует из отправки в Акру двух представителей коммуны Марселя, которым было поручено урегулировать спор, летом или осенью 1233 года. Арбитражное разбирательство, проведенное Эдом Монбельяром при содействии Иоанна Ибелина Бейрутского и других франкских сеньоров, привело к компромиссу, который был подтвержден всеми сторонами 3 октября. Он предусматривал, что каждый из орденов сохранял полные налоговые льготы в порту Марселя для двух своих собственных судов, один в течение навигационного сезона в августа, а другой в течение марта или на Пасху. Они имели право на погрузку и выгрузку своих товарами и принятие на борт каждого корабля до 1500 паломников и неограниченное количество купцов, но только в Марселе. Ордена освобождались от обязанности, возложенной на всех владельцев или операторов судов, возвращающихся из Леванта, доставлять в коммуну арбалет, купленный за их счет, но купцы на борту были обязаны делать это.

Кроме того, коммуна сохранила за собой право облагать налогом купцов или других пассажиров на своей территории. Орденам разрешалось, в случае необходимости, управлять дополнительными судами для перевозки собственных товаров, но без посадки паломников или торговцев в Марселе. Это также было строго запрещено вдоль участка побережья, простирающегося от Монако до Коллиура, к юго-востоку от Перпиньяна. Тем не менее, судам ордена было разрешено перевозить свои соответствующие товары между портами этого региона и Марселем [Pernoud, Les statuts, p. 148 (IV, chap. 6)]. Два представителя коммуны обещали получить подтверждение соглашения от графа Раймунда VII Тулузского и коммуны Марселя. Последняя санкционировала его 17 апреля 1234 года.

Госпитальеры и тамплиеры были вынуждены пойти на существенные уступки. Широкие права и налоговые льготы, которыми они пользовались в прошлом при строительстве и эксплуатации судов, которые приносили значительную прибыль, были серьезно ограничены. В 1246 году коммуна Марселя пошла еще дальше: она в одностороннем порядке отменила соглашение 1233 года и помешала двум орденам ставить на якорь свои корабли в порту Марселя. Эта акция произошла во время переговоров с представителями короля Людовика IX о найме кораблей, необходимых для запланированного королем крестового похода. Скорее всего, она была направлена на то, чтобы помешать орденам участвовать в перевозке крестоносцев, снаряжения и лошадей. Соглашение между коммуной Марселя и королем было достигнуто 19 августа 1246 года [J.J. Champollion-Figeac (ed.), Documents historiques inédits sur l’histoire de France. Mélanges historiques, (Paris, 1841), 1: 605–9.]. Госпитальеры и тамплиеры обратились к папе Иннокентию IV, который 21 апреля и снова 7 декабря 1246 года вмешался от их имени в письмах, адресованных епископу Марселя, чтобы предотвратить посягательство на их привилегии.

Соглашение 1233 года было восстановлено в какую-то неизвестную дату и все еще действовало к 1253 году, о чем свидетельствует освобождение двух орденов от доставки арбалетов кораблями, возвращающимися из Леванта, упомянутыми в уставах коммуны. Он все еще сохранялся к декабрю 1270 года, когда король Карл I приказал своему представителю в Марселе, находившемуся тогда под его властью, позволить кораблю госпитальеров Angel, перевозившему его брата графа Альфонса Пуатье, встать на якорь в порту. Граф нанял корабль в Марселе. Король признал, что прибытие корабля в порт будет противоречить городскому обычаю, но последнее, тем не менее, останется в силе [R. Filangieri et al. (eds), I registri della cancelleria angioina (Naples, 1950–) (hereafter: Filangieri), VI, p. 266, no. 1441]. Формулировка подразумевает, что два корабля госпитальеров, участвовавших в коммерческих перевозках, уже посетили порт в начале этого года и что Angel превысил согласованное количество.

Официальные и частные документы дают убедительные доказательства о вместимости кораблей, высаживающих паломников в Марселе в XIII веке. В 1248 Андреа де Вентимилья предложил место для более чем 400 паломников на St. Francis. В 1250 году St. Victor, который, скорее всего, отплыл из Марселя, перевозил 453 пассажира, чьи имена были зафиксированы в порту Мессина [Kedar, ‘The Passenger List’, pp. 267–72.]. Неясно, перевозили ли эти корабли также грузы. Соглашение 1246 года между Марселем и королем Людовиком IX о найме кораблей относится к Countess, принадлежащей госпитальерам [Comitissa del Hospital], стандартное, цена, подлежащая уплате за суда, определяется в зависимости от того, будут ли они иметь большие или меньшие размеры и грузоподъемность, чем Countess. Каждая сторона контракта имела спецификации этого судна в письменном виде, но, к сожалению, они не зарегистрированы [Champollion-Figeac, Documents, pp.605–9, esp. 608.]. Тем не менее, сравнение с предложением, сделанным в 1268 году о найме кораблей в Марселе для второго крестового похода короля Людовика IX, дает полезную информацию в этом отношении. Он относится к относительной стоимости их услуг в терминах, аналогичных тем, которые были в 1246 году, принимая в качестве стандарта судно, способное перевозить 1000 паломников, для которого предусмотрены измерения. Таким образом, можно с уверенностью предположить, что эта цифра относится и к Countess.

Это ни в коем случае не было исключением, о чем свидетельствует один из уставов Марселя, записанный в 1253 году [Pernoud, Les statuts, p. 49 (I, chap. 35).]. Кстати, в 1248 году генуэзский корабль Oliva был способен перевозить 1 100 пассажиров. Большие цифры, от 1000 до 1 500 peregrini, последние, упомянутые в 1233 году, явно относятся к паломникам и исключают крестоносцев с их военным снаряжением и лошадьми. Вполне вероятно, что корабль тамплиеров Falcon, по-видимому, самое большое судно, плавающее в Средиземном море в 1291 году, также перевозил паломников, прежде чем эвакуировать людей из Акры в том же году [Ramon Muntaner, Crònica, chap. 194, in F. Soldevilla (ed.), Les quatre grans cròniques (Barcelone, 1971), pp. 841–2.]. Ссылка на максимальное количество peregrini в соглашении 1233 года между Марселем и госпитальерами и тамплиерами подразумевает, что корабли двух орденов, перевозивших паломников и крестоносцев, регулярно инспектировались офицерами коммуны, как и любые другие суда. Эти офицеры следили за тем, чтобы пассажиры пользовались надлежащим пространство и условиями, в соответствии с законодательством коммуны, и предотвращать посадку пассажиров сверх вместимости судна.

Некоторые корабли госпитальеров, плывущие из Марселя, перевозили частные грузы в Акру, а именно: Falcon в 1238 и 1248 годах [Blancard, Documents, 1: 120–2, no. 80; 1: 405, no. 345, and 2: 295–6, no. 1003.], безымянное судно в 1242 и 1243 годах, и Griffon в 1244 и 1248 годах. Countess, упомянутая в соглашении 1246 года между Марселем и королем Людовиком IX, была оборудована для плавания в гавани Марселя между апрелем и августом 1248 года. Есть веские основания полагать, что, как и Countess, все остальные naves или только что упомянутые парусные суда с круглым корпусом были построены в Марселе и что это был их порт приписки. Три из них плавали одновременно в 1248 году, а именно: Griffon, Falcon и Countess, последняя способна перевозить большое количество паломников. Тем не менее, между 1244 и 1249 годами часть большой партии зерна, отправленной орденом из Марселя в Акру, перевозилась частными судами, и госпитальеры иногда путешествовали на таких кораблях, как в 1250 году [Cart., 2: 615–16, no. 2322; Kedar, ‘The Passenger List’, p. 270: a knight Templar.].

Angel и Bonaventura, засвидетельствованные соответственно в 1270 и 1278 годах, также были naves, базирующимися в Марселе, которые иногда перевозили частных пассажиров и грузы, как показано в письмах короля Сицилии Карла I. В одном письме капитану королевских судов и верфи в Бриндизи говорится, что госпитальер приор Сен-Жиля, руководящий своими братьями в Марселе, предложил Bonaventura к услугам короля. Последний приказал отремонтировать и оборудовать судно за королевский счет [Filangieri, 19: 170, no. 249.]. Вместе с королевскими парусными кораблями St. Mark, St. Nicolas и St. Paul он должен был проследовать в Акру с провизией для Рожера Сан-Северино, королевскому представителю в Иерусалимском королевстве.

Марсель явно выполнял важную функцию в системе доставки госпитальеров. Город был выходом для крупнейшей сети снабжения ордена на Западе [Bronstein, The Hospitallers, pp. 64–97.]. Обильные поставки древесины в Провансе и налоговые льготы, которыми пользовались госпитальеры при ее транзите на верфи, упомянутые выше, несомненно, способствовали вводу в эксплуатацию судов в Марселе, хотя вполне вероятно, что госпитальеры также приобрели некоторые корабли, которые уже были в эксплуатации. В 1273 году Яков I Арагонский предоставил госпитальерам освобождение от налогов в Монпелье на шнуры, уплотняющие материалы и другие товары, необходимые для оснащения их судов [Pernoud, ‘Le Moyen Age’, p. 308.]. В 1248 году два брата-госпитальера, выступавшие в качестве капитанов Griffon, Falcon и Countess , получили кредиты в Марселе для оснащения своих судов и были ответственны за погашение.

Офицер госпитальеров, дислоцированный в Марселе, появляется в качестве первого свидетеля в каждом из трех договоров займа, заключенных в доме Ордена, а именно Беренгарий, упомянутый 7 апреля 1248 года в качестве казначея и 23 июля следующего года как предшествующий этому дому, с В. Гарда [W. of Garda], функция которого не указана, в качестве второго свидетеля [Blancard, Documents, 2: 21, no. 396 and p. 296, no.1003; 1: 404, no. 344.]. Эти офицеры находились под началом приора Сен-Жиля [Bronstein, The Hospitallers, pp. 156–65.]. В 1278 году последний вмешался, чтобы предложить услугу Bonaventura королю Карлу I, как отмечалось ранее. Из этого следует, что он отвечал за корабли, действовавшие из Марселя [Bronstein, The Hospitallers, p. 10.]. Город также служил транзитной и перевалочной станцией для ордена. Привилегии, которые он получил от виконтов до конца марта 1213 года, относятся к кораблям, плавающим в Испанию. Хотя это предполагает передачу поставок в этот регион, это также позволило передать товары для отправки в Левант на обратном пути. В 1290 году король Сицилии Карл II разрешил братьям с лошадьми, прибывшим из королевств Франции и Майорки, покинуть Марсель на корабле госпитальеров или другом судне [Filangieri, 35: 125–6, no. 322.].

Контракт, заключенный в Айасе или Лаяццо, в армянской Киликии, 24 марта 1279 года, документирует особый аспект финансовых сделок госпитальеров с участием их кораблей. St. Andrew был зафрахтован генуэзскими партнерами, которые согласились перевезти трех купцов и их груз в Геную или позднее на Riviera, простирающуюся от Порто-Венере до Нолы, в соответствии с решением большинства купцов на борту. Тот же тариф и фрахт будут применяться, если кто-либо из трех торговцев захочет добраться до Марселя. Генуэзские партнеры далее заявили, что они расторгли пункт своего контракта с Бонифацием Каламандранским, Великим Командором ордена, относительно даты отплытия судна, и пообещали, что судно отправится в плавание не позднее 19 апреля. Их одностороннее решение изменить дату отправления предполагает, что они наняли весь корабль у госпитальеров и управляли им самостоятельно без вмешательства членов Ордена. Это также объясняет, почему корабль бросил якорь в Аясе, чтобы принять пассажиров и груз на борт. Ссылка на Марсель как на конечный пункт назначения предполагает, что этот порт был базой судна и что партнеры должны были доставить его туда офицерам Ордена.

Немногие, если вообще были, госпитальеры, а также небольшой груз для плавания корабля на запад побудили великого командующего, проживающего в Акре, доверить судно генуэзским фрахтователям. Как коллега приора Сен-Жиля, он отвечал за эксплуатацию судов госпитальеров в Леванте [L. Minervini (ed.), Cronaca del Templare di Tiro (1243–1314). Riley-Smith, The Knights of St John, pp. 205–6, 298–300, 366–7, 370–1].

Доказательства, рассмотренные выше, дают некоторое представление о развитии флота госпитальеров. Орден эксплуатировал барки и небольшие суда для транспортировки на короткие расстояния, как в Мертвом море и между Акрой и его плантациями сахарного тростника вдоль реки Нааман [Na’aman], впадающей в залив Акры. Он использовал малые или средние суда, а не только свои собственные, для концентрации товаров в определенных портах, откуда они отправлялись на более крупных судах в Левант. Эта практика засвидетельствована, например, в 1273 году для порта Бари, куда были привезены продукты из поместий ордена в регионе [Filangieri, 10: 39, no. 134.], и, скорее всего, была правилом в отношении Марселя, о чем свидетельствуют различные налоговые льготы, которые госпитальеры получили для речного судоходства в Средиземное море.

Разумные экономические соображения побудили их приобрести большие суда, способные обеспечить перевозки на дальние расстояния, дорогостоящую услугу при использовании частных судов, тем более что орден должен был поддерживать регулярные перевозки в Левант. Очевидно, что его транспортные суда базировались в западных портах, откуда отправлялись подкрепления и припасы. Однако, поскольку Орден не всегда мог заполнить их до отказа, он иногда высаживал купцов, товары и паломников, чтобы сократить расходы на парусный спорт. Проблема особенно остро стояла на обратных рейсах, когда пониженный спрос оставлял достаточно места на кораблях. Вместо того, чтобы искать пассажиров и груз для путешествия в один конец, иногда было выгоднее сдавать в аренду весь корабль купцам, которые управляли им от своего имени, как в 1279 году.

Исключительная перевозка госпитальерами паломников на определенных судах практически гарантировала, что корабли были заполнены до отказа как на внешнем, так и на обратном пути, хотя некоторые паломники могли погибнуть по дороге в Святую Землю или в ней, а другие могли решить остаться там. Это была чисто финансовая операция. Хотя он и препятствовал погрузке грузов, она должна была приносить значительные доходы, которые можно было бы потратить на покупку судов, товаров или услуг. Корабли госпитальеров, перевозившие только паломников, засвидетельствованы в Марселе до 1253 г., но мы не знаем, как долго этот тип операции продолжался после этого года. Ввиду сильной конкуренции со стороны итальянских перевозчиков исключено, что такие корабли ходили из Апулии и Сицилии. С другой стороны, вполне вероятно, что некоторые из судов Ордена перевозили паломников вместе с торговцами и грузами в Акру, хотя доказательств этого недостаточно.

Рост флота госпитальеров в XIII, по-видимому, был довольно медленным. Нет никаких доказательств того, что суда госпитальеров перевозили крестоносцев во время Пятого крестового похода, который длился с 1218 по 1221 год, по-видимому, потому, что они перевозили только собственные силы и припасы для ордена. Несмотря на то, что в 1248 году у них было несколько кораблей, ни один из них, по-видимому, не перевозил паломников или крестоносцев во время крестового похода Людовика IX, который начался в том же году. Falcon, впервые засвидетельствованный в 1238 году, плавал по крайней мере десять лет к 1248 году. Корабли, нанятые королем Людовиком IX в 1246 году, должны были быть менее шести лет [Champollion-Figeac, Documents, p. 605.]. Венецианский морской статут 1233 года относится к погрузке судов той эпохи. Другой венецианский статут, датированный 1255 годом, касается максимального груза, который разрешено перевозить судну водоизмещением 94 метрических тонны или более, путешествующему за пределы Адриатики, и налагает сокращение после пяти лет плавания и еще одно через два дополнительных года. В 1248 году приорат Сен-Жиля имел готовые денежные средства, которые он вложил в расширение своего имущества [Bronstein, The Hospitallers, pp. 82–3.]. Однако, по-видимому, он не хотел финансировать замену Falcon в то время. Было отмечено, что госпитальеры не участвовали в эвакуации населения Акры в последние месяцы перед падением города, хотя Falcon тамплиеров участвовали в операции [Favreau-Lilie, “The Military Orders”, pp. 209–11]. Это было явно не из-за отсутствия кораблей у госпитальеров. Скорее, вполне вероятно, что суда ордена, перевозившие паломников и припасы, остановились по пути в Акру, когда до них дошли новости об осаде этого города.

Госпитальеры прибегли к четырем вариантам транспортировки своих людей, провизии и сообщений через Средиземное море. Они использовали в своих интересах частные суда, участвующие в коммерческих плаваниях, нанимали целые суда, покупали их или заказывали их строительство. Одновременное использование этих вариантов, которое, по-видимому, продолжалось до 1291 года, подразумевает, что Орден никогда не был способен самостоятельно обеспечить необходимый ему объем морских перевозок, несмотря на увеличение инвестиций в океанские суда после 1191 года. Это также противоречит распространенному мнению, вновь высказанному недавно, но никогда не подтвержденному документально, о том, что в XIII веке Ордену принадлежало значительное количество судов [Bronstein, The Hospitallers, p. 75]. Все упомянутые выше корабли были нефами. В 1288 году госпитальеры в Акры снарядили saitie, удлиненное весельное судно, способное быстро ходить под парусом, однако до 1291 года не было засвидетельствовано ни одной галеры Ордена [Minervini, Cronaca del Templare di Tiro, p. 192, par. 236.]. Это отличает флот госпитальеров до этого года от флота, действовавшего позже с Кипра, включавшего в свой состав галеры.

Дэвид Якоби
Профессор Иерусалимского университета
Перевод с английского

При копировании статьи указание на источник обязательно