Командорства Ла Совта и Оллуа

История командорства Ла Совта, основанного в долине Алье, что в Оверни на дороге в Прованс, сложна и туманна. Этот городок, изначально принадлежавший епископу Пюи, впервые упоминается в 1164 году. Существуют документы, что с 1253 года тамплиеры получали здесь различную собственность, но было ли здесь их командорство?История командорства Ла Совта, основанного в долине Алье, что в Оверни на дороге в Прованс, сложна и туманна. Этот городок, изначально принадлежавший епископу Пюи, впервые упоминается в 1164 году. Существуют документы, что с 1253 года тамплиеры получали здесь различную собственность, но было ли здесь их командорство?

Командорства тамплиеров Ла Совта и Оллуа

На это счет существует один очень странный документ относящийся к 1270 году. Он говорит, что епископ Пюи Гильем де ла Ру дает право прецептору Пюи брату Руймунду де Шамбару построить здесь дом ордена, а также иметь церковь, посвященную Святой Деве, и кладбище, для членов ордена и его слуг [Augustin Chassaing — Cartulaire des Templiers du Puy-en-Velay, Paris, 1882, p 51-52]. Но при этом Гильем де Шамбару, совершенно очевидно, назван в этом документе госпитальером — praeceptori S. Johannis Aniciensis. Тогда получается, что здесь было командорство госпитальеров? Не все так просто! Брат Гильем де Шамбару определенно был тамплиером, и до того как стать в 1270 – 1273 годах прецептором Пюи, занимал высокий пост наставника очень крупного командорства тамплиеров Ришеранш в 1260-1270 годах [Jean-Luc Alias — Acta Templarorium ou la Prosopographie des Templiers — Paris, Les 3 spirales, 2002, р. 130]. Почему в этом документе была допущена столь вопиющая ошибка мы уже никогда не узнаем, но она привела к тому, что и сейчас многие источники говорят о Ла Совта как исключительно о командорстве госпитальеров. Скорее всего, именно тамплиеры возводят здесь высокий округлый донжон и небольшую церковь, которая ныне архитектурно является боковой капеллой более поздней церкви. Не сохранилось никаких свидетельств о деятельности тамплиеров из Ла Совта, ни малейших сведений о них нет и в сохранившихся документах процесса против ордена. Единственное, что известно, что командор Ла Совта брат Гильем приговорил одного вора к позорному столбу в 1286 году, что свидетельствует, что у храмовников здесь было также право вершить правосудие.

В 1309 году, еще до окончания расследования против тамплиеров, командорство передается госпитальерам. Причина по которой это происходит в 1309, а не в 1312 году после соответствующей папской буллы неизвестна, возможно это связано с тем, что тамплиеры Ла Совта заранее подались в бега. Как бы там ни было, но с этого момента Ла Совта подчиняется командорству госпитальеров в Оллуа. История самого командорства Оллуа, и особенно его происхождение, еще более покрыто мраком и среди историков нет единого мнения на этот счет. Некоторые исследователи предполагают, что оно также принадлежало тамплиерам [H.J.A. Sire – The Knights of Malta – Yale University Press, 1996, p. 127], другие наоборот, считают, что как минимум с 1293, года оно явно принадлежало госпитальерам [Jean-Bernard de Vaivre — Odon de Montaigu, prieur d’Auvergne de l’Ordre de Saint-Jean de Jérusalem au XIVe siècle. In: Comptes-rendus des séances de l’année… — Académie des inscriptions et belles-lettres, 136e année, N. 3,1992. p.598]. Неоспоримым является одно: оно было создано одним из этих рыцарских орденов на рубеже XII-XIII века, и к началу XIV века представляло из себя небольшой замок, окруженный рвом, имеющий четыре башни и две часовни. Одна из часовен, посвященная Святой Катерине, была внутренней часовней командорства и до наших дней не сохранилась, другая – посвященная Иоанну Крестителю имела функции приходской, и существует в этом качестве и сегодня, хотя и полностью перестроена с тех времен.

Собственно перенятием тамплиерской собственности в Ла Совта, да и во всей Оверни, занимался командор Оллуа и одновременно магистр этой провинции Одон де Монтайгу. Влияние и авторитет этого человека был весьма велик. Он происходил из знатной семьи местных феодалов, развалины их родового замка Монтайгу-ле-Блан сохранились и в наше время. Эта семья имела самое тесное отношение и к рыцарским орденам и к крестовым походам. Один из ее представителей, Пьер де Монтайгу, был Великим магистром тамплиеров в 1219-1232 годах, другой, Гарин де Монтайгу был Великим магистром госпитальеров в 1207-1232. Были в этой семье и великие драпиеры, и епископы Никосии и епископы Лимасола [Prier et combattre. Dictionnaire européen des ordres militaires au Moyen Age, Fayard, Paris , 2009, p. 624]. Действия Одона де Монтайгу были весьма успешными, исследователи отмечают, что после перенятия владений храмовников, собственность госпитальеров в Оверни увеличилась более чем вдвое.

Одон де Монтайгу в 1324 году выкупает у местных сеньоров всю территорию Ла Совта, а в 1327 отдельным соглашением договаривается с ними о проведении здесь ежегодных ярмарок и праве иметь здесь рынок. Соглашение с окрестными феодалами, было тем более важным, что из-за имущественных споров его прежних хозяев тамплиеров с окрестными сеньорами, часть собственности командорства находилась под арестом, который был снят королевским бальи лишь в 1329 году [Augustin Chassaing Cartulaire des Hospitaliers: (Ordre de Saint-Jean de Jérusalem) du Velay, A. Picard, 1888 p.39-41]. Командор госпитальеров также имел право вершить правосудие в Ла Совта и окрестностях, с правом вынесения смертного приговора. Донжон, имеющий четыре этажа и высоту в 24 метра при толщине в 2,7 метра, служил окрестной тюрьмой, в цокольном этаже которого находился каменный мешок для заключенных.

По приказу Одгона де Монтайгу госпитальеры значительно укрепляют Ла Совта, оно становится религиозным и оборонительным центром не только этого городка, но и окрестностей. Первоначально стены защищают только территорию самого командорства, но в XV веке возводится и вторая стена укреплений, включающая в себя также девять башен, защищающих уже весь городок целиком. Строительство госпитальерами укреплений, защищавших местных жителей и их собственность, способствуют росту этого городка, к 1324 году здесь уже около четырех сотен домов [P.-F. Guélon Histoire de la Sauvetat-Rossille: chef-lieu d’une commanderie de Saint-Jean de Jérusalem en Auvergne, F. Thibaud, 1882]. Интересно, что те дома которые мы видим в Ла Совта сегодня, построены несколькими столетиями позже, но построены они на фундаментах прежних домов, и многие из них сохранили свои старинные сводчатые погреба того периода. Они используются до сих пор в качестве винных погребов, ведь когда то, Ла Совта был окружен болотами, но госпитальеры провели здесь значительные работы по их осушению, а на их месте были разбиты виноградники существующие и сейчас. Одон де Монтайгу уделял достаточно внимания и религиозной жизни этого края. В 1319 году он дарит церкви Ла Совта удивительной красоты статую пресвятой Девы, которая становится весьма значимой местной реликвией. Выполненная из меди и состоящая из пятнадцати отдельных деталей он является поистине шедевром средневековой скульптуры и хранится ныне все в той же церкви Ла Совта.

Одон де Монтайгу умирает в 1345 году и захоронен в церкви командорства Оллуа, его могильный камень хоть и неоднократно менял свое местоположение, но сохранился до сих пор. Интересно, что на нем в ногах у магистра Оверни изображен пес, должно быть в знак верности церкви и своему долгу. Кстати, когда то в Оллуа был захоронен еще один магистр Оверни – Гильом де Маслю, но его могила до наших дней не сохранилась. Показательным является и тот факт, что уже в течении многих веков захоронение Одона де Монтайгу называется местными жителями могилой Святого Гуэрана (St.Gouerand).

Дальнейшая судьба Ла Совта, была достаточно типичной, в конце XIV века здесь бушуют события позже названные столетней войной, госпитальерам даже приходится мобилизовать население для защиты города от нападений. Однако, с конца XVI века укрепления Ла Совта теряют свой оборонительный смысл и используются как хранилища вина и других припасов. В 1586 году здесь бушует чума, а в 1590 году регион становится ареной кровопролитной религиозной войны между католиками и протестантами. К 1658 году укрепления, построенные когда то госпитальерами, были почти полностью разрушены, однако донжон и часовня, вероятно построенные тамплиерами Ла Совта сохранились до наших дней. Восстановительные и реставрационные работы, проводившиеся здесь с восьмидесятых годов прошлого века, во многом вернули этому месту его очарование и дух средневековья.

Командорству Оллуа повезло меньше. Оно потеряло свое значение к началу XVI века и с 1521 года главным командорством региона уже является командорство Шейна (Chaynat). К 1700 году Оллуа уже полностью разрушено, на данный момент сохранились лишь руины одной из башен и фрагмент крепостной стены.

История всего этого региона тесно переплетена с историей двух рыцарских орденов: тамплиеров и госпитальеров, но чрезвычайная скудость сохранившихся документов зачастую не позволяет делать однозначные выводы. Даже в местных легендах истории этих двух орденов причудливо переплетаются между собою. В двадцати километрах от Оллуа находятся таинственные пещеры Жонес, обжитые когда то еще троглодитами, но в XII веке они уже представляют из себя феодальный замок, вырубленный в скале. Здесь же в пещерах создана удивительная часовня, чьи великолепные фрески датируются X-XI веком. Имена ее строителей неизвестны, но в 1306 году она принадлежит госпитальеру Долме де Жонаку. Стоит ли удивляться утверждению местной легенды о том, что именно в этих пещерах, нашли приют в 1309 году, бежавшие храмовники из окрестных командорств, и именно здесь они прятали свои мифические сокровища? Кто знает…

Заборовский Э. Рига. 2010