Top.Mail.Ru
Рыцари-тамплиеры в городах Англии

Рыцари-тамплиеры в городах Англии

Тайны, мифы и легенды долгое время заслоняли исторические исследования о рыцарях-тамплиерах, хотя последние исследования начали подчеркивать эффективность этих монахов-воинов в качестве сельских землевладельцев в Англии. Несмотря на растущую литературу о роли монашеских и религиозных орденов в развитии средневековых городов, роли тамплиеров в английских городах пока уделяется относительно мало внимания. В данной статье рассматривается, как орден развивал новые городские поселения и рынки, приобретал собственность в существующих городах и создавал там резиденции и часовни для своих братьев. Рыцари-тамплиеры просуществовали в Англии менее двух столетий, начиная с визита в Англию первого великого магистра ордена Хуго де Пейнса в 1128 году и до роспуска ордена папой в 1312 году, после ареста его братьев и последующего суда над ними. Тем не менее, за этот короткий период рыцари-тамплиеры оказали глубокое и продолжительное влияние на несколько английских городов.

Рыцари-тамплиеры в городах Англии

По мере увеличения разнообразия религиозных услуг в Англии в XII и XIII веках, роль религиозных домов в городах становилась все более многосторонней, поскольку они выступали в качестве домовладельцев и потребителей, поставщиков духовных услуг и городской инфраструктуры. Многие религиозные дома были городскими домовладельцами, даже если они сами не располагались в городе. К ним относились бенедиктинцы, различные ордена регулярных каноников (священнослужителей, живущих совместно и следующих монашеским правилам) и даже цистерцианцы. Хотя последние изначально налагали запрет на создание городских общин или содержания городской собственности, к 1134 году цистерцианцы признали, что их аббатства могут приобретать собственность в городах, и большинство из них в конечном итоге стали таковой обладать. Эти монастырские городские владения выполняли, по крайней мере, три функции: служили местом проживания для братии, свободной от мирских соблазнов; являлись прибыльным источником дохода от аренды; и базой для коммерческой и административной деятельности, своего рода городским собранием. Типы недвижимости варьировались, отражая различные функции городских владений, и включали хостелы, магазины и склады [J.G. Clarke, The Benedictines in the Middle Ages (Woodbridge, 2014), 137, 144; R.A. Donkin, The Cistericans: Studies in the Geography of Medieval England and Wales (Toronto, 1978), 162-70;B. Golding, Gilbert of Sempringham and the Gilbertine Order c. 1130-c. 1300 (Oxford, 1995), 432-43.].

Более крупные и богатые религиозные дома, особенно бенедиктинские приорства, были важными городскими потребителями продуктов питания, топлива, строительных материалов и более дорогих товаров, а также нанимателями слуг и строительных рабочих [P. Slavin, Bread and Ale for the Brethren: The Provisioning of Norwich Cathedral Priory, 1260-1536 (Hatfield, 2012); M. Threlfall-Holmes, Monks and Markets. Durham Cathedral Priory 1460-1520 (Oxford, 2005).]. Некоторые дома нанимали внештатных писцов и основывали школы, стимулируя более широкое образование и грамотность [J. Barrow, ‘Churches, education and literacy in towns 600-1300’, in D. Palliser (ed.), The Cambridge Urban History of Britain, vol. I: 600-1540 (Cambridge, 2000), 145-52.]. Они также могли создавать инфраструктуру, которая приносила пользу как другим городским жителям, так и их собственной общине, например, водопроводы, построенные монахами и другими религиозными домами [C.J. Bond, ‘Water management in the urban monastery’, in R. Gilchrist and H. Mytum (eds.), Advances in Monastic Archaeology (Oxford, 1993), 43-78; J.S. Lee, ‘Piped water supplies managed by civic bodies in medieval English towns’, Urban History, 41 (2014), 369-93.]. Если более широкая роль религиозных домов в средневековых городах, возможно, все еще не получила должного внимания в связи с ее значением в средневековом английском обществе, то особая роль ордена тамплиеров серьезно недооценена.

Орден рыцари Иерусалимского храма Соломона были создан около 1120 года после Первого крестового похода для защиты паломников, направлявшихся в Иерусалим. Вскоре эти рыцари, бывшие членами религиозного ордена, стали участвовать в защите государств крестоносцев, а затем в распространении христианства на Пиренейском полуострове, в Центральной и Восточной Европе. Тамплиеры владели обширными поместьями по всей Западной Европе, которые приносили доход и ресурсы для их братьев в Святой земле. Помимо владений в городах государств крестоносцев, тамплиеры имели дома в ключевых городах Западной Европы, включая большинство важных портов на побережье Атлантического океана и Ла-Манша, а также в итальянских городах Сиена, Лука, Пиза, Флоренция и Венеция [N. Jaspert, ‘Military orders and urban history – an introductory survey’, in D. Carraz (ed.), Les ordres militaires dans la ville medievale (1100-1350) (Clermont-Ferrand, 2013), 15-16, 24; M. Barber, The New Knighthood. A History of the Order of the Temple (Cambridge, 1994), 250-67.]. Недавнее исследование деятельности Ордена в Северной Италии, на Пиренейском полуострове и в Южной Франции показало, что они были активно вовлечены в жизнь городских общин, формируя материальные и физические характеристики городов, а также социальную, экономическую и юридическую практику [D. Carraz, ‘Templars and Hospitallers in the cities of the west and the Latin east (twelfth to thirteenth centuries)’, Crusades, 12 (2013), 103-20.].

Оценка городской роли тамплиеров в Англии осложняется отсутствием источников, относящихся к ордену. Сохранившиеся архитектурные и археологические свидетельства можно найти в основном в сельском контексте, хотя недавно были проведены исследования английской штаб-квартиры тамплиеров и госпитальеров в Лондоне [P. Ritook, ‘The architecture of the Knights Templar in England’, in M. Barber (ed.), The Military Orders: Fighting for the Faith and Caring for the Sick (Aldershot, 1994), 167-78]. Многие административные документы, созданные самими тамплиерами, в том числе их судебные протоколы и счета, были утеряны, но одним из важных сохранившихся документов является Inquest of Lands [Земельное дознание], проведенное в 1185 году по просьбе Джеффри Фицстефана, магистра Храма в Англии. Собранные присяжными заседателями и собранные в централизованном порядке, эти документы содержат сведения о дарителях земли, арендаторах и причитающихся им рентах и услугах [The National Archives, London (TNA), E 164/16, published as Records of the Templars in England in the Twelfth Century: The Inquest of 1185, ed. B.A. Lees (Oxford, 1935).]. Последующее развитие собственности ордена, в частности, королевские пожалования рынков и ярмарок, можно проследить по упоминаниям в хартиях и Патентных списках королевского правительства, а также в городских арендных договорах. После ареста братьев в 1308 году корона составила описи товаров, найденных в местных домах, и вела подробный учет доходов и расходов поместий, а показания, данные на суде над тамплиерами, содержат дополнительные сведения об ордене [TNA, E 142/10-22, E 142/89-118, E 358/18-20; The Proceedings against the Templars in the British Isles, vol. II: The Translation, ed. H.J. Nicholson (Farnham, 2011).].

Историки опирались на эти данные, чтобы продемонстрировать влиятельную роль, которую рыцари-тамплиеры играли в Англии как сельские землевладельцы [E. Lord, The Knights Templar in Britain (Harlow, 2002); H.J. Nicholson, The Knights Templar on Trial: The Trial of the Templars in the British Isles: 1308-1311 (Stroud, 2009); H.J. Nicholson, The Everyday Life of the Templars: The Knights Templar at Home (Stroud, 2017); P. Slavin, ‘The fate of the former Templar estates in England’, Crusades, 14 (2015), 209-35.]. Они подсчитали, что в 1308 году тамплиеры владели более 300 000 овец, производя около 39 000 фунтов шерсти в год, что составляло около 50 процентов всего их дохода в Англии и Уэльсе [P. Slavin, ‘Landed estates of the Knights Templar in England and Wales and their management in the early fourteenth century’, Journal of Historical Geography, 42 (2013), 44-5.]. В Линкольншире тамплиеры применяли лучшие сельскохозяйственные практики начала XIV века, включая широкое использование навоза, многократную вспашку, прополку, зернобобовые культуры, манипуляции с нормой высева и эффективное животноводство [J.M. Jefferson, The Templar Estates in Lincolnshire, 1185-1565: Agriculture and Economy (Woodbridge, 2020).]. Недавние исследования показали, что центры владений тамплиеров, известные как прецептории, были центрами их сельскохозяйственных владений [J.E. Burton, ‘The Knights Templar in Yorkshire in the twelfth century: a reassessment’, Northern History, 27 (1991), 26-40]. Гораздо меньше внимания уделялось городской деятельности ордена, хотя в единственном исследовании, посвященном Британским островам, отмечается их влияние на городскую жизнь через их владения, привилегии, арендаторов и предложение некоторых духовных услуг, а также их попытки создать новые городские поселения [H. Nicholson, ‘The military religious orders in the towns of the British Isles’, in Carraz (ed.), Les ordres militaires, 113-26.]. Основываясь на этом первоначальном исследовании, в данной статье рассматривается и оценивается влияние, оказанное Орденом на создание новых городов и на владение городской собственностью и привилегиями, которые были неотъемлемой частью более широкой эксплуатации сельских ресурсов.

ПРОМОУТЕРЫ ГОРОДОВ И РЫНКОВ

В XII и XIII веках многие монастыри и епископы основывали новые города на территории своих владений, причем пик такого строительства пришелся на период 1180-1220 годов. Бенедиктинские монастыри создавали поселения у ворот своих аббатств, включая ранние поселения в Сент-Олбансе, Бери-Сент-Эдмундсе, Питерборо и Эли, а также спекулятивные застройки в пригородах существующих городских центров, как в Бате, Дареме и Вустере. Они также закладывали новые городские поселения на территории сельских владений, особенно в XIII веке, как, например, аббатство Рэмси застраивало речной порт Сент-Айвс, а приорат Вустера – Шипстон-на-Стуре [T.R. Slater, ‘Benedictine town planning in medieval England: evidence from St Albans’, in T.R. Slater and G. Rosser (eds.), The Church in the Medieval Town (Aldershot, 1998), 159-60]. Хотя цистерцианцы обычно не селились в городах и не поощряли их развитие непосредственно за пределами своих владений, они основали особенно успешный город Уайк, впоследствии приобретенный короной и известный как Кингстон-на-Халле, а также несколько небольших поселений, включая Кингсбридж [Девон] и Уэвермут [Камберленд] [M. Beresford, New Towns of the Middle Ages (London, 1967), 416, 422, 515-16; K.D. Lilley, Urban Life in the Middle Ages 1000-1450 (Basingstoke, 2002), 114-17; Donkin, Cistercians, 161-2.]. Другие религиозные дома воспользовались растущим значением существующих городов, чтобы преобразовать часть своих сельскохозяйственных владений в плановые поселения, как, например, кембриджское приорство августинских каноников в Барнуэлле и Честертоне [C. Casson, M. Casson, J.S. Lee and K. Phillips, Compassionate Capitalism. Business and Community in Medieval England (Bristol, 2020), 167, 299-301.].

Однако усилия тамплиеров по развитию городов и рынков в Англии не считаются успешными или значительными. Историки утверждают, что Болдок был “единственным городским предприятием тамплиеров в Англии”, или что они основали всего несколько новых городов в Англии, несколько из которых оказались неудачными предприятиями [Beresford, New Towns, 133; Lilley, Urban Life, 114-18.]. Однако более тщательный анализ городских оснований тамплиеров показывает другую картину скромного успеха, как это видно на примере Бристоля. Рыцари-тамплиеры вместе с графами Глостерскими и лордами Беркли создали поселение, которое началось с пожалования Робертом графом Глостерским восточной части территории за Эйвоном, которая стала известна как Temple Fee. О степени сотрудничества между тамплиерами и аристократическими инвесторами в инфраструктуру Бристоля свидетельствует строительство рва Лоу – границы между землями, освоенными орденом и семьей Фицхардингов, лордов Беркли, которые владели соседним пригородом Редклифф. Этот ров был спланирован и вырыт, чтобы служить стоком для домов, расположенных по обе стороны. Три улицы также соединяли пригород тамплиеров с улицей Святого Томаса Фицхардинга [R. Leech, The Town House in Medieval and Early Modern Bristol (Swindon, 2014), 18.]. В 1240 г. на основании письма жителям Редклиффа и арендаторам тамплиеров было предписано построить стену к югу от предместья на средства, полученные от сбора пошлин на воротах. Темпл-Фи быстро превратился в процветающий городской район с собственным рынком; в 1306 году был отмечен район, и там обосновались ремесленники, включая ткачей [Bristol Charters, ed. H.A. Cronne, Bristol Record Society Publications, 11 (1946),  (entry for Temple Gate, Somerset]. Создание городской плантации рядом с другим городским поселением в попытке извлечь выгоду из слияния экономической деятельности происходило и в других местах, в частности в Девоне, где цистерцианское аббатство Бакфаст основало Кингсбридж рядом с Додбруком, а премонстрантские каноники из аббатства Торре развили Ньютон Аббот рядом с конкурирующим районом Ньютон Бушел, но в отличие от этих примеров, Темпл Фи дополнял, а не конкурировал со своим более крупным соседом [Beresford, New Towns, 244-6, 422-4.].

Болдок. Рыцари-тамплиеры в городах Англии

Болдок. Церковь тамплиеров св. Девы Марии.  Построена примерно в 1150 г.  В 1330 г.значительно перестроена госпитальерами.

Болдок был еще одним успешным городским поселением, основанным тамплиерами, одним из городских кластеров, наряду с Челмсфордом, Брейнтри, Брентвудом, Эппингом, Чиппинг Барнетом и Ройстоном, которые были построены в конце XII века, в основном церковными землевладельцами, на дорогах, ведущих на северо-восток из Лондона [J. Blair, ‘Small towns 600-1270’, in Palliser (ed.), Cambridge Urban History, 265.]. Опираясь на расположение Болдока на пересечении главного маршрута из Лондона и Икнилдского пути, тамплиеры, по-видимому, перестроили дороги в форме креста с двумя расширенными рукавами вдоль Хай-стрит и Уайтхорс-стрит [бывшей Брод-стрит], чтобы создать вытянутые треугольные рыночные площади. Приходская церковь возвышается над местом их пересечения. Вдоль улиц располагались участки бургаджа [Burgage – средневековый термин, обозначающий “землю”, используемый в Англии и Ирландии, прочно утвердившийся в XIII веке. Бургадж был городской арендуемой собственностью, принадлежавшей королю или лорду – прим. пер.] Этот крестообразный план мог быть намеренным использованием христианской иконографии, но мог быть и просто случайностью [T.R. Slater and N. Goose (eds.), A County of Smail Towns: The Development of Hertfordshire’s Urban Landscape (Hatfield, 2008), 80.]. Тамплиеры также построили здесь новую церковь. Церковь посвящена св. Марии, популярному посвящению тамплиеров. В XIV веке она была перестроена [I. Thompson, Baldock Extensive Urban Survey Project Assessment Report (Hertfordshire County Council, 2002]. Хотя некоторые предполагают, что название местности является искажением французского слова, обозначающего восточный город Багдад, известный в Западной Европе как Балдак [Baldac], более вероятным кажется происхождение от Bald-oak или мертвый дуб [M.W. Beresford and J.K.S. St Joseph, Medieval England. An Aerial Survey, 2nd edn (Cambridge, 1979), 229-31; Lord, Knights Templar].

Балдок, возможно, не был совершенно новым поселением, так как размер и богатство поместья Уэстон, указанные в Domesday Book [Книга Судного дня – ср.-англ. Domesday Book — свод материалов первой в средневековой Европе всеобщей поземельной переписи, проведённой в Англии в 1085—1086 годах по приказу Вильгельма Завоевателя – прим. пер.], с количеством в 75 домохозяйств, включая двух священников, позволяют предположить, что здесь было позднесаксонское поселение, возможно, уже выполнявшее какую-то городскую функцию. Гилберт де Клэр, граф Пемброк [ум. в 1148 г.] предоставил Ордену землю из своего поместья Уэстон, и к 1185 г. Болдок был процветающим районом со 117 арендаторами, владевшими участками в 1 1/2 акра, включая различных ремесленников и торговцев (Таблица 1). Арендная плата с рыночных лотков и лавок составляла более 6 фунтов стерлингов. В период правления Генриха II, примерно до 1185 года, в округе был создан лицензированный рынок, и это право было подтверждено в 1189 и 1199 годах. Поскольку поселенцы прибывали из Кембриджа, Эссекса и Лондона, было высказано предположение, что тамплиеры могли переселять своих арендаторов в новые города, а также привлекать поселенцев, предлагая низкую арендную плату и отсутствие трудовых услуг [E. Lord, ‘The Knights Templar in Hertfordshire: farmers and landlords’, Herts Past & Present, 6 (2005)]. Когда в начале XIII века граф Пемброк подтвердил дарственные своих предшественников, он отметил, что тамплиеры “построили отдельный город, который называется Болдок, и значительно улучшили это владение по сравнению с его стоимостью на момент приобретения” [W. Dugdale, Monasticon Anglicanum, new edn (London, 1846), vol. VI, part 2, 820.].

Еще одним городским поселением, выросшим из деревни благодаря тамплиерам, был Уитэм [Эссекс]. Приобретенная орденом в 1147 году, деревня была местом, где находился бург Эдуарда Старшего, и, возможно, была центром местной торговли до нормандского завоевания. Рынок, на который тамплиеры получали подтверждения в 1153, 1189 и 1199 годах, принадлежал приходской церкви в Чиппинг-Хилле, а в 1185 году рынок, со всеми пошлинами и арендными платами за прилавки и магазины, был передан в аренду на 60 лет. Более трети перечисленных арендаторов владели менее чем 8 акрами земли, что говорит о том, что они не полагались в своей жизни только на собственную землю [R.H. Britnell, The Commercialisation of English Society 1000-1500, 2nd edn (Manchester, 1996)]. Примерно в начале XIII века тамплиеры решили основать новый город примерно в полумиле от рынка в Чиппинг-Хилле. В 1212 году была получена грамота на рынок и ярмарку “в нашей новой деревне Вулуэсфорд в приходе Уитэм”, которая стала называться Ньюленд. Около 44 1/2 акров земли были отведены под строительные участки для нового города со стандартной годовой арендной платой в 2 шиллинга за акр. Общий годовой доход от Ньюленда, включая рынок, судебные сборы и пошлины, в конце XIII века составлял от 8 до 9 фунтов стерлингов. Вероятно, это было лишь на 7 фунтов в год больше, чем доход, который можно было бы получить за сельскохозяйственные угодья [Britnell, Commercialisation, 81; R.H. Britnell, ‘The making of Witham’, History Studies, 1 (1968), 13-21.].

Приобретение тамплиерами рыночных привилегий в Уэзерби в Йоркшире, как и в Уитэме, похоже, стало катализатором городского развития. Всего через два года после получения двух крупных земельных наделов в Уэзерби в 1238 году, орден получил королевский грант на перенос в Уэзерби вторничного рынка и ежегодной ярмарки в честь Рождества св. Иоанна Крестителя, которые они получили в 1227 году для проведения в соседнем Уолшфорде, в 4 милях к северу. Помимо переноса места расположения, в гранте от 1240 года день торговли был перенесен на четверг, а ярмарка – на праздник св. апостола Иакова. В 1242 году соседний лорд, Марджери де Риверс, согласилась с тем, что рыцари могут торговать без помех со стороны ее самой или ее наследников, хотя ранее она утверждала, что рынок наносит ущерб ее поместью Харевуд, расположенному в 5 милях к западу от Уэзерби. К 1308 году этот небольшой город был прибыльным торговым центром, тамплиеры получали доход от торговли на рыночной площади, сдаваемой в аренду за 30 шиллингов, от пошлин и привилегий манориального суда [низшие суды Англии в феодальный период. Занимались делами, над которыми лорд поместья имел юрисдикцию. Распространялись только на тех, кто жил на землях поместья и те земли, которые лорд передал другим, и на тех, кто владел там землей – прим. пер.] стоимостью 2 фунта стерлингов, двух водяных мельниц стоимостью 10 марок и лососевого промысла [R. Unwin, Wetherby. The History of a Yorkshire Market Town (Leeds, 1986)].

Однако другие рынки, основанные тамплиерами, несмотря на близость к прецепториям, так и не превратились в городские поселения, как Уитэм или Уэзерби. В Саут-Кейв [Йоркшир], в 2 милях от их прецептории в Уидли, тамплиеры получили от Роджера де Эйвилля в 1253 году рынок и ярмарку, которые принадлежали Роджеру де Моубрею между 1170 и 1184 годами. Тамплиеры управляли этим рынком поколение спустя, когда в ходе расследования Quo Warranto [ср. лат.. – буквально “по какому ордеру?” – прерогативное судебное требование, требующее от лица, которому оно направлено, предъявления полномочий, которыми оно обладает для осуществления какого-либо права или власти – прим. пер.] в 1279-81 гг. им было предъявлено обвинение в чрезмерном взимании пошлины. В 1291 году тамплиеры получили еще один грант в Саут-Кейв на торговлю в понедельник и пятидневную ярмарку на Троицу, хотя создавал ли он дополнительный рынок и ярмарку или просто оформил права тамплиеров на существующий предписанный рынок и ярмарку, неясно. Новое поселение, по-видимому, возникло в Саут-Кейв вокруг рынка, на главной дороге из Бро в Йорк, примерно в полумиле от старой части деревни вокруг церкви в Вест-Энде. Рынок и ярмарка продолжали проводиться и в ранний современный период, что говорит о том, что это было относительно успешное основание [Lee, ‘Weedley’, 110-11.]. В 1268 году тамплиеры получили разрешение на проведение четвергового рынка и двух ярмарок: в четверг, праздник и день памяти св. Георгия Мученика и в день памяти св. Матфея [Calendar of Charter Rolls, 1257-1300 (London, 1906), 112.]. Были также попытки создать район, предоставляющий право владения свободной недвижимостью без обязательств, требующих владения вилланами. Свидетельства о владении бургом сохранились в обзоре 1538-39 гг. и аренде 1648 года. Учитывая усилия тамплиеров в других местах, кажется вероятным, что они были первоначальными инициаторами создания бурга в Темпл Балсолл, хотя нет никаких свидетельств того, что рынки и ярмарки там когда-либо проводились [E. Gooder, Temple Balsall: The Warwickshire Preceptory of the Templars and Their Fate (Chichester, 1995)].

Темпл Бруер (Линкольншир) был местом другого прецептория, где тамплиерам был дарован рынок, который не получил развития. В 1259 году, поскольку рынок в четверг, предоставленный во время правления Генриха II, “до сих пор не использовался”, был изменен на среду, и в то же время была предоставлена трехдневная ярмарка на праздник св. апостола Иакова [Calendar of Charter Rolls, 1257-1300, 19.]. В относительно отдаленном месте, на полпути между дорогами из Линкольна в Стэмфорд и в Слеафорд, рынок и поселение тамплиеров, по-видимому, не были успешными, и сейчас здесь находится лишь одна изолированная ферма, хотя о поселении, основанном тамплиерами, свидетельствуют следы почвы к юго-востоку от прецептории [Lincolnshire Historic Environment Record (HER), MLI84449; Beresford and St Joseph, Medieval England, 161-4.]. Несостоявшаяся городская плантация рыцарей-госпитальеров в Нью-Игл (Линкольншир) находилась в таком же изолированном месте на Фосс Вэй между Линкольном и Ньюарком и не получила развития, несмотря на предоставление рынка и двух ярмарок в 1345 году и близость командорства госпитальеров [Beresford, New Towns, 84-5, 465-6.]. Несмотря на дорожное сообщение, и Темпл Бруер, и Игл находились в изолированных местах, а соответствующие прецептории были слишком малы, чтобы вызвать значительный спрос для поддержания этих городских образований.

Темпл Бруер. Рыцари-тамплиеры в городах Англии

Темпл Бруер

Еще один неудачный рынок тамплиеров вместе с прецепторией был в Ротли [Линкольншир]. Тамплиеры получили грант на рынок и ярмарку по понедельникам в праздник св. в Ротли в 1284 году, но в 1306 году Эдуард I даровал им рынок и ярмарку по средам в праздник св. Марии Магдалины, которые должны были проводиться в их поместье Гаддесби, где у них был ферма. Этот рынок не был зарегистрирован в счетах шерифа в 1308 году, что позволяет предположить, что он потерпел неудачу или никогда не был материализован [Calendar of Charter Rolls, 1257-1300, 276; Calendar of Charter Rolls, 1300-26 (London, 1908)]. В Кросс-Грин есть треугольный рынок, но в списках Ротли XIII века указаны только имена плотников, мельников, лесника и священников из Ротли и Гэдсби [McLoughlin, ‘Medieval Rothley’]. Причина смены места расположения рынка неясна. Возможно, Ротли, расположенный между более крупными рынками Лестера и Лафборо, с трудом привлекал покупателей, или трудности тамплиеров с арендаторами не способствовали развитию рынка, а создание рынка и ярмарки в соседнем поселении Маунтсоррел в 1292 году также могло создать конкуренцию.

Хотя получение рыночных хартий не обязательно являлось показателем развития городов, как показали несколько приведенных выше примеров, степень урбанизации поселений тамплиеров можно оценить по профессиональному разнообразию их жителей. В небольших городах средневековой Англии обычно насчитывалось от 20 до 40 отдельных профессий [Dyer, ‘Small towns’]. Исследование тамплиеров 1185 года – ранняя дата для такого суждения, но в Болдоке уже было зарегистрировано 17 различных профессий, включая ювелира, mercer [торго́вец шёлком и ба́рхатом – прим. пер.] и прочих торговцев. В Уизаме среди арендаторов было несколько ремесленных фамилий, включая кузнецов, пекаря, скорняка и мясника. Еще два арендатора были заинтересованы в торговле солью. В исследовании, проведенном около 1258 года, перечислены различные ремесленники в Уитэме, включая двух капелланов, упаковщика, носильщика, плотника, мельника, каменщика, гончара, красильщика и fuller [валяльщик, работник, который очищает шерсть в процессе валяния – прим. пер.]. Около 1262 года, возможно, даже существовало учебное заведение, поскольку упоминается “земля Сколусов” [Britnell, Commercialisation, 81; Britnell, ‘Witham’].

Еще одним показателем успеха этих новых городов является их богатство, определенное по субсидиям 1334 году. Темпл Фи не был оценен отдельно, но был включен в оценку Бристоля, который был вторым по богатству городом в Англии. Болдок в 1334 году выплатил субсидию в размере 132 фунтов стерлингов, что всего на 1 фунт стерлингов меньше, чем 100-й самый богатый город страны, в то время как Уитэм был оценен в 118 фунтов стерлингов, Гаддерсби – в 83 фунта, Саут Кейв – в 71 фунт, Темпл Балсолл – в 60 фунтов, Ротли – в 46 фунтов, Темпл Бруэр – в 32 фунта и Уэтерби – всего в 14 фунтов [Palliser (ed.), Cambridge Urban History, 755-7]. Исследование Бересфорда, проведенное им среди городов по всей Англии, показало, что средняя оценка составляла чуть более 44 фунтов стерлингов, а одна треть оценивалась менее чем в 30 фунтов стерлингов, так что, исходя из этого, городские поселения тамплиеров, за исключением Темпл Бруера и Уэзерби, были, по большому счету, умеренно успешными. Как и в случае с городскими колониями в целом, наиболее успешными были самые старые поселения, в Болдоке и Уитэме [Beresford, New Towns, 263-4.]. Об успехе городских построек тамплиеров в Уитеме, Балдоке и Уэзерби свидетельствует и тот факт, что все три поселения были достаточно значительными, чтобы быть отмеченными на карте Гофа конца XIV века.

Более успешные новые города, основанные тамплиерами, имели схожие характеристики. Каждый из них находился в пределах легкой досягаемости от прецептории: Уизам расположен в 3 милях к юго-востоку от Крессинг Темпл; Болдок находится в 6 1/2 милях к северо-востоку от Темпл Динсли; а Уэзерби имел как свою собственную прецепторию, так и еще одну в 5 милях к югу в Рибстоне. В каждом из них был рынок, и тамплиеры, несомненно, искали возможности для продажи собственной продукции, особенно кукурузы. Бритнелл отметил “тесную связь между расширением их владений в течение XIII века и созданием и ростом местных коммерческих сообществ” [Britnell, ‘Witham’, 19.]. В 1185 году арендаторы-тамплиеры в Коули [Оксфордшир] оказывали услуги по перевозке кукурузы на рынок, а в Темпл Юэлл [Кент] услуги включали перевозку зерна на рынок, а на обратном пути перевозка соли, колес и хомутов из Кентербери.

Хотя эти местные рынки, вероятно, занимались экспортом небольшого количества шерсти, они давали возможность приобрести шерсть для пополнения запасов домов. Рынки и ярмарки тамплиеров также давали выход для другой местной торговли, увеличивая их доход от пошлин, лавок и судебных пошлин. Что еще более важно, наиболее успешные городские рынки располагались в ключевых точках пересечения основных дорог и рек или на перекрестках дорог. Болдок располагался на пересечении дороги в Лондон и Икнилд Уэй, Уитэм – на пересечении Лондонской дороги с рекой Брейн, а Уэзерби – на пересечении Великой Северной дороги с рекой Уорф. Другие религиозные ордена предпочитали основывать города в географически выгодных местах, как, например, Сент-Айвс, основанный аббатством Рэмси на месте нового моста [Beresford, New Towns, 456.]. Однако тамплиеры не стали повторять практику, часто встречающуюся в городах, устроенных бенедиктинскими монастырями, – размещать рыночные площади у ворот монастырского участка [Beresford and St Joseph, Medieval England, 182-3; Slater, ‘Medieval town-founding’]. Это отражало меньший размер и менее престижный характер тамплиерских прецепторий.

РЕЗИДЕНЦИИ ТАМПЛИЕРОВ: ГОРОДСКИЕ ПРЕЦЕПТОРИИ И CAMERAE

В отличие от многих монашеских орденов, у тамплиеров не было крупных городских монастырей, которые служили бы основными центрами потребления. Английские дома военных орденов больше напоминали манориальные комплексы мелких лордов, чем крупные монастырские центры. Поместья тамплиеров управлялись из прецепторий, за которыми следили рыцари ордена, известные как прецепторы, и в них редко проживало более нескольких братьев. Они собирали продукты и доходы, служили базами для вербовки и приема в Орден и выступали в качестве духовных центров, где братья совершали ежедневные службы, а капелланы поминали души благодетелей. Хотя только один английский прецепторий был полностью раскопан, в Саут-Уитэм в Линкольншире, документальные, архитектурные и археологические свидетельства из различных мест показали, что большинство сельских прецепторий имели одни и те же основные элементы: зал, часовню, сельскохозяйственные постройки, пекарни, пивоварни, молочные заводы и кузницы. Территория прецептории могла быть обнесена стеной, иногда на ней располагались башни или сторожки [P. Mayes (ed.), Excavations at a Templar Preceptory, South Witham, Lincolnshire, 1965-67 (Leeds, 2002), 1-79; R. Gilchrist, Contemplation and Action: The Other Monasticism (London, 1995)]. Camera [буквально – комната или палата – прим. пер.] относилась к поместью или имению, которое давало средства на содержание Храма.

Строуд. Рыцари-тамплиеры в городах Англии

Строуд

Городские дома тамплиеров в Англии изучены еще хуже. Они, как правило, располагались в малонаселенных, полусельскохозяйственных пригородах городов. Среди них были лондонская штаб-квартира за пределами города; в Дувре, в изолированном месте на скалах между городом и портом; в Йорке, за пределами городских стен за замком; и в Уорике в Бридж-Энде, на южной стороне Эйвона от центра города. Физически от них мало что осталось, кроме часовни их главного дома, церкви Темпл в Лондоне, руин церкви Темпл в Бристоле и сохранившейся камеры тамплиеров в Строуде в Кенте. Camera представляет собой здание начала XIII века из бутового камня и кремня с залом первого этажа, разделенным на западную комнату высокого статуса с аркадой по обеим сторонам и более простую комнату на востоке, и подвалом с тремя пролетами ребристых сводов . Возможно, эта камера была построена для одного из тамплиеров-альмонеров [раздающий милостыню – прим. пер.] Генриха III, которые путешествовали по Дуврской дороге между 1228 и 1245 годами [Historic England, Heritage List for England (HLE) 1120910; S.E. Rigold, ‘Two camerae of the military orders’, Archaeological Journal, 122 (1965)].

Строуд. Рыцари-тамплиеры в городах Англии
Строуд. Рыцари-тамплиеры в городах Англии
Строуд. Рыцари-тамплиеры в городах Англии

Современный вид и план камеры Строуд

Административная роль городских баз тамплиеров в управлении окружающими их сельскими владениями в целом снизилась за два столетия деятельности ордена. В 1185 году прецептория Бристоля была административным центром орденских земель в Глостершире, Дорсете, Сомерсете, Девоне и Корнуолле, но позже эти земли были разделены между прецепториями Темпл-Гайтинг [Глостершир] и Темплкомб (Сомерсетшир) [Читайте на нашем сайте: Голова из Темплкомба, или Бородатые лики тамплиеров]. Уорик, основанный Роджером, графом Уорика [ум. 1153 г.], был одним из самых ранних домов тамплиеров в стране, но Темпл Балсолл, где в 1185 году уже был дом, превратился в более важную базу в графстве, став прецепторией примерно к 1220 году [Gooder, Temple Balsall, 15-16, 64.]. К 1292 году мельницами тамплиеров в Йорке управлял прецептор Копманторпа, расположенного в нескольких милях к юго-западу. В 1308 году тамплиеры не были арестованы ни в одном из домов, ни в Уэзерби, хотя из показаний на суде следует, что в этом месте за 20 лет до этого жили братья [Victoria County History (VCH) Yorkshire, vol. III, 257; Proceedings against the Templars, 192, 599. ]. Несколько сельских домов, однако, к 1308 году, похоже, также контролировались из других прецепторий, поскольку Орден, вероятно, пытался рационализировать свои административные накладные расходы [Lee, ‘Weedley’, 121.].

В то время как их более широкие функции по управлению поместьем могли сократиться, городские дома тамплиеров продолжали оказывать важные услуги ордену и обществу в целом, что отражалось в постоянном физическом присутствии в этих городах. Как и многие другие религиозные ордена, городские дома тамплиеров оказывали услуги гостеприимства. Владельцы корроди [corrody – пожизненное пособие на питание и одежду, а часто кров и уход, предоставляемое аббатством, монастырем или другим религиозным домом. – прим. пер.] получали пансион и жилье или другую поддержку в обмен на предыдущую службу или существенное пожертвование. Например, Уильям Доксворт в 1292 году за хорошую службу и уход за мельницами тамплиеров в Саутварке получил пожизненное право на пансион, жилье и 20 шиллингов в год в Новом храме [Documents Illustrative of English History in the Thirteenth and Fourteenth Centuries, ed. H. Cole (London, 1844)]. Это гостеприимство могло также распространяться на паломников и путешественников, как это, например, практиковалось в нескольких сельских домах тамплиеров на важных коммуникационных маршрутах [H.J. Nicholson, ‘Relations between houses of the Order of the Temple in Britain and their local com¬munities, as indicated during the trial of the Templars, 1307-12’, in N. Housley (ed.), Knighthoods of Christ: Essays on the History of the Crusades and the Knights Templar]. Как орден, смысл существования которого заключался в защите паломников, путешествующих в Иерусалим, их владения в Англии могли выполнять аналогичную функцию.

Монашеские дома служили местами хранения ценных предметов и документов, их могли попросить предоставить ссуды или в залог для паломничества и крестовых походов. Тамплиеры с их сетью домов по всей Европе, включая комплексы в Париже и Лондоне, разработали ряд банковских и финансовых услуг [Barber, New Knighthood, 266-79.]. Новый Храм в Лондоне служил местом безопасного хранения, выдавал и выплачивал по векселям, ссужал деньги королю и знать, выплачивая долги от их имени, а к 1270-м годам в нем хранились юридические и государственные документы [Nicholson, ‘Military religious orders’, 115.]. Городские базы тамплиеров в других местах в основном не выполняли этих функций, хотя Роберт де Сеффельд, пастор из Брэмптона, в 1308 году передал тамплиерам на хранение более 111 фунтов стерлингов в Данвиче [Саффолк].

Несколько часовен тамплиеров в английских городах, как и многие другие в городских общинах на континенте, по-видимому, использовались орденом как возможность взаимодействия с широкой общественностью и привлечения прихожан [J. Schenk, ‘Aspects and problems of the Templars’ religious presence in medieval Europe from the twelfth to the early fourteenth century’, Traditio, 71 (2006)]. На суде над тамплиерами брат Майкл де Баскервиль, бывший прецептор Нового Храма в Лондоне, сказал, что любой из людей мог прийти на утреннюю мессу. Другие свидетели говорили о том, что слуги тамплиеров и другие люди заходили в часовни прецептории [Nicholson, ‘Relations between houses’, 198-201.]. В Бристоле цех городских ткачей с 1299 года пользовалась часовней, пристроенной к церкви тамплиеров, а к 1308 году в церкви появился викарий, что свидетельствует о том, что территория вокруг прецептория стала приходом [Calendar of Patent Rolls, 1307-13 (London, 1894)]. В некоторых городских часовнях хранились реликвии, как, например, в Данвиче, где в 1308 году был один небольшой сундук с мощами святых и еще один небольшой сундук с другими реликвиями. В часовнях тамплиеров также поминались умершие жертвователи, начиная от священников, совершавших мессу в церкви Нового Храма за душу короля Иоанна, и заканчивая капелланом, поставленному там Идонией де Ветери Понте после смерти ее мужа в 1228 году [N.D. Hamonic, ‘The Order of St John of Jerusalem in London, Middlesex, and Surrey, c. 1128-c. 1442]. В Йорке Уильям де Эпплби платил 48 шиллингов в год на содержание капеллы [Lord, Knights Templar, 81; William de Appleby, clerk, was witness to the grant of a messuage in Coney Street, York in 1335: Yorkshire Deeds, vol. VI, ed. C.T. Clay, Yorkshire Archaeological Society Record Series,76 (1930), no. 572.]. Тамплиеры могли испытывать недовольство со стороны других религиозных организаций, когда они предоставляли эти духовные услуги в городах, как это произошло в Шорхэме.

Настоятель Флорента в Самуре, которому была пожалована приходская церковь Олд Шорхема, пожаловался, что ораторий тамплиеров, основанный ок. 1170 г., противоречит его привилегиям. Но поскольку папа Александр III предоставил тамплиерам лицензию на строительство часовни, аббат согласился, что тамплиеры не должны собирать десятину и не должны допускать прихожан к ежедневным службам или похоронам, но после прослушивания мессы в их собственной приходской церкви им разрешалось в торжественные дни и воскресенья слушать обетные мессы в часовня. Только проезжающим и странникам разрешалось совершать там подношения [W.H. Blaauw, ‘Saddlescombe and Shipley, the preceptories of the Knights Templars in Sussex’, Sussex Archaeological Collections, 9 (1857)]. Привлечение тамплиерами городских общин через свои часовни и недовольство, которое это иногда вызывало со стороны устоявшихся религиозных групп, предвосхитило роль нищенствующих монахов в городах, которая вызывала аналогичные жалобы. Тамплиеры также были похожи на монахов тем, что их дома располагались за пределами города [Carraz, ‘Templars and Hospitallers’, 113, 119.]. В Англии эти две группы имели особые связи, поскольку свидетельства, полученные на суде, показывают, что тамплиеры полагались на монахов в качестве своих священников, проводивших службы и выслушивавших исповеди, так как на момент ареста тамплиеров в Англии было всего 11 собственных священников [Nicholson, Knights Templar on Trial, 118-19.].

В качестве физической основы для предлагаемых ими духовных услуг тамплиеры вложили значительные средства во многие из своих городских часовен, хотя уровень затрат на церковь Нового Храма в Лондоне, освященную в 1185 году, который включал использование пурбекского мрамора, не имел аналогов в других современных домах тамплиеров в Западной Европе. Круглый неф был отличительной архитектурной особенностью нескольких ранних тамплиерских часовен, в том числе Старого и Нового Храма в Лондоне, Бристоле, Дувре и в сельских прецепториях Темпл Бруэр и Гарвей [Херефордшир] [A. Telfer, ‘Locating the first Knights Templar church’, London Archaeologist, 10 (2002)]. Перестройка алтаря церкви Нового Храма в 1240 году в виде трехнефного прямоугольного сооружения также была уникальной для ордена и, вероятно, отражает королевское участие, в частности, намерение использовать хор в качестве усыпальницы для Генриха III. Хотя король был похоронен в Вестминстерском аббатстве, церковь была местом погребения знати, которая, вероятно, была покровителем ордена, в частности Уильяма Маршала, четвертого графа Пембрука [ок. 1146-1219 гг.], похороненного под военным чучелом в нефе [Pluskowski, ‘Archaeology’, 114.]. Как и первоначальная планировка церкви Нового Храма, церковь тамплиеров в Бристоле начала XII века состояла из круглого нефа и алтаря, заканчивающегося полукруглой апсидой, с западным крыльцом. В конце XIII или начале XIV века апсидальный алтарь был заменен более длинным прямоугольным алтарем с часовней на северной стороне, которая, как считается, была посвящена св. Екатерине и была пожалована бристольскому цеху ткачей Эдуардом I в 1299 году [S. Brown, ‘Excavations at Temple Church, Bristol: a report on the excavations by Andrew Saunders, 1960’, Transactions of the Bristol and Gloucestershire Archaeological Society, 126 (2008)].

Гарвей. Рыцари-тамплиеры в городах Англии

Гарвей

В Вестерн Хайтс над Дувром находятся остатки часовни с круглым нефом диаметром 33 фута и прямоугольным алтарем. Ее связывают с тамплиерами, хотя по другим версиям с тамплиерами связывают часовню на вершине скалы, построенную как навигационный знак для мореплавателей [Canterbury Archaeological Trust, Dover, Western Heights, Water Upgrade, 2007-08, Watching Brief Report (2008)]. Несомненно, антиквар Джон Лиланд в 1540-х годах заметил, что на вершине высокого утеса в Дувре есть разрушенная башня, которая служила маяком для кораблей в море, ” и там было место тамплиеров»”.  [The Itinerary of John Leland in or about the Years 1535-1543, ed. L. Toulmin Smith, 2nd edn, 5 vols. (London, 1964), vol. IV, 50.]. В Йорке тамплиеры получили часовню XII века, построенную для Йоркского замка и отделенную от него заполненным водой рвом.  В 1292 году в качестве капеллана замка Миллс был указан священнослужитель, а в 1308 году в обстановке часовни находились позолоченный потир стоимостью в 100 тысяч, девять богослужебных книг, облачения и украшения. Церковь тамплиеров в Данвиче была описана в 1631 году как прекрасное здание со сводчатым нефом и приделами, покрытыми свинцом. В завещаниях она называлась “храм Богоматери в Данвиче” и оставалась в пользовании до распада ордена госпитальеров в 1540 году. В 1308 году обстановка включала пару органов, облачения, два позолоченных потира и богослужебные книги. Описи, составленные в 1308 году, показывают, что городские резиденции тамплиеров в Англии были очень скудно обставлены, и только в часовнях, таких как в Данвиче и Йорке, имелись предметы, представляющие значительную ценность.

Western Heights. Рыцари-тамплиеры в городах Англии

Вестерн Хайтс в Дувре

О постоянном присутствии физической инфраструктуры тамплиеров в городской структуре свидетельствует то, что многие их часовни продолжали использоваться после роспуска ордена. В Данвиче и Уорвике часовни использовались рыцарями-госпитальерами, конкурирующим военным орденом, который получил многие из бывших владений тамплиеров. Часовня тамплиеров в Йорке стала известна, как “королевская часовня”, и после периода запустения, в 1447 году, стала основой для гильдии св. Христофора и св. Георгия. Когда гильдии были распущены в 1549 году, здание было приобретено корпорацией Йорка, верхние части разобраны и впоследствии использовались в качестве исправительного дома, рабочего дома, ткацкой мастерской и, наконец, гостиницы Windmill Inn, а затем были снесены в 1856 году  [E. White, The St Christopher and St George Guild of York (York, 1987)]. В Бристоле неф церкви Темпл был перестроен в конце XIV века, а башня была добавлена около 1460 года. Было предусмотрено место для священников и захоронения местных прихожан в церкви и на кладбище стали частыми. К концу XV века мэр, шериф и другие члены городского совета присоединялись к цеху ткачей во время праздника св. Екатерины, посещали службы в их часовне, объезжали город и возвращались в церковь на мессу [Brown, ‘Excavations at Temple Church’, 117, 128.]. Церковь Темпл продолжала служить своему приходу, пока в 1940 году не получила серьезные повреждения во время бомбежки.

ВЛАДЕЛЬЦЫ НЕДВИЖИМОСТИ

Недавние исследования показали размеры и мощности рынка недвижимости в средневековых провинциальных городах, а также участие в нем многих религиозных учреждений, часто благодаря их фондам и имуществу, подаренному благотворителями, а также благодаря осознанным инвестиционным решениям. В Кембридже, например, помимо крупных активов, которыми владели бенедиктинский женский монастырь св. Радегунда и августинские каноники Барнуэлла, недвижимостью в городе владели еще около 30 других религиозных домов [C. Casson, M. Casson, J.S. Lee and K. Phillips, Business and Community in Medieval England: The Cambridge Hundred Rolls Source Volume (Bristol, 2020); R. Goddard, ‘Church lords and English urban investment in the later Middle Ages’, in C. Dyer, P. Coss and C. Wickham (eds.), Rodney Hilton’s Middle Ages: An Exploration of Historical Themes (Oxford, 2007)]. Важным исключением были нищенствующие монахи, которые не могли владеть собственностью и полагались на милостыню и завещанные средства к существованию. Дознание 1185 года показывает, что тамплиеры имели земельные владения в городах от Бристоля до Йорка и получали дары городской собственности от короны, местных лордов и горожан. Городские владения тамплиеров, по-видимому, поддерживали различные виды экономической деятельности, поскольку арендаторов с профессиональными фамилиями можно было найти во владениях тамплиеров в Бристоле, Лондоне, Оксфорде, Струде и Уорике, а также в новых городах Болдок и Уитэм. Некоторые из этих жителей могли иметь несколько занятий: в Струде 20 арендаторов платили пенни, когда превращали свои дома в таверны. Многие из этих городских владений выросли в следующем столетии по мере того, как Орден получал дополнительные владения и привилегии. Например, в маленьком линкольнширском городке Грэнтем тамплиеры в 1185 году владели по меньшей мере 5 tofts [англ. – усадьба], но к 1275 году они приобрели 14 tofts и ассиз хлеба и эля [Ассиз хлеба и эля (лат. Assisa panis et cervisiae) – закон 13-го века в Англии, который регулировал цену, вес и качество хлеба и пива, производимых и продаваемых в городах и деревнях. – прим. пер.] [D. Stuart and D. Stocker (eds.), The Making of Grantham: The Medieval Town (Heckington, 2011)]. Тем не менее, в количественном и денежном выражении городские владения оставались очень малой частью общего землевладения тамплиеров. В Линкольншире в 1185 году ордену принадлежало более 17 000 акров земли в 167 поселениях, из которых городские владения Линкольна, Бостона, Гримсби и Грэнтэма составляли лишь очень малую часть. В 1308 году доход, получаемый из Йорка, составлял менее 1 процента от общего дохода, получаемого от поместий в графстве [Lee, ‘Weedley’, 113].

Среди разнообразных источников городского дохода наиболее ценными для ордена часто были их мельницы. В 1185 году мельница Касл Миллс в Йорке была сдана в аренду за исключительно большую сумму в 15 1/2 марок [10 фунтов 6 шиллингов 8 пенсов]. В 1331 году мельницы в Хакни и Лейтоне стоили 26 шиллингов 8 пенсов в год каждая, а поместье Уайдфлит в Саутварке владело четырьмя мельницами, которые были приливными мельницами, расположенными на Темзе. К 1308 году, однако, этими мельницами часто пренебрегали. Лондонская водяная мельница на Флите была списана короной, а бревна перетаскивались с реки в Новый Храм для продажи, что стоило больше, чем выручка. Три близлежащих участка пустовали, что приносило убытки в размере 30 шиллингов и 4 пенса в год. Имущество тамплиеров в Саутварке включало один дом, настолько ветхий и разрушенный, что его содержание обходилось дороже, чем он стоил, а также три коттеджа и шесть водяных мельниц, также в основном требовавших ремонта [Survey of London, vol. XXII: Bankside (The Parishes of St. Saviour and Christchurch Southwark) (London, 1950]. Мельница тамплиеров в Уитэме также была заброшена в 1308 году, и королевские чиновники потратили 100 шиллингов на ее ремонт и поставку новых жерновов для водяных мельниц [E.A. Gooder, ‘South Witham and the Templars. The documentary evidence’, in Mayes (ed.), South Witham, 91.]. Поскольку, несмотря на запущенность, эти объекты были ценным имуществом, корона, приобретая их, часто считала целесообразным вкладывать средства в их ремонт. В 1309 году чиновник короны начал ремонт мельниц в Саутварке, а дальнейшие работы были проведены в 1311 и 1312 годах. Сообщалось, что мельницы в Йорке сильно нуждались в ремонте, когда находились во владении тамплиеров, впоследствии некоторые смотрители не обращали на них внимания, и в 1316 году колеса были унесены большим наводнением. В 1320 году шерифу было приказано отремонтировать их [Calendar of Patent Rolls, 1313-17 (London, 1898), 402; Calendar of Close Rolls, 1313-18 (London, 1893), 262; Calendar of Inquisitions Miscellaneous (London, 1916), vol. II, 59-60; Calendar of Close Rolls, 1318-23 (London, 1895), 273; Survey of London, vol. XXII, 94-100.].

Пришедшее в упадок имущество не ограничивалось городскими владениями тамплиеров. Ветряная мельница в Ротли не приносила прибыли, так как была разрушена, а здания в Гислингеме [Саффолк] были настолько разрушены, что их нельзя было отремонтировать без больших затрат [Gooder, ‘South Witham’]. Ценность мельниц как имущества для тамплиеров и их преемников предполагает, что орден мог сосредоточить свои инвестиции на приобретении этих активов, даже если впоследствии они не могли позволить себе содержать их в полном объеме, и здесь могут быть параллели с цистерцианцами, которые приобретали имущество с производственными элементами, включая кукурузные мельницы и солеварни, которые могли поддерживать инфраструктуру их домов [C.B. Bouchard, Holy Entrepreneurs: Cistercians, Knights, and Economic Exchange in Twelfth-Century Burgundy (Ithaca, NY, 1991)].Практическая ценность некоторых видов городской собственности могла быть более важна для монашеских орденов, чем доход, который она приносила, особенно собственность в портовых городах, из которых можно было экспортировать продукцию и закупать припасы. Экспорт шерсти во Фландрию из портов восточного побережья был особенно ценным товаром для цистерцианцев, особенно в Бостоне, на границах Шотландии, где аббатство Мелроуз, а также многие монастыри Линкольншира и Йоркшира приобрели собственность [S. Rigby, Boston, 1086-1225. A Medieval Boom Town (Lincoln, 2017), 47-8; Donkin, Cistercians]. В 1308 году тамплиеры заключили контракт на поставку шерсти из линкольнширских домов Темпл Бруер, Игл и Уиллоутон купцам Барди и Портенаре, которая, возможно, экспортировалась через Бостон [A.R. Bell, C. Brooks and P.R. Dryburgh, The English Wool Market, c. 1230-1327 (Cambridge, 2007), Appendix 3, no. 179.]. В 1185 году тамплиеры владели в Бостоне двумя tofts [усадьба], одна из которых находилась в поместье, которые, как и собственность цистерцианцев, могли служить базой для ведения дел с купцами, особенно во время крупной ярмарки, проходившей в городе. Владения тамплиеров в портовых городах Данвич, Шорхэм и Дувр могли выполнять аналогичную функцию.

ГОРОДСКАЯ ВЛАСТЬ

Владения в городах, благодаря таким полномочиям, как контроль над въездом и выездом, передача собственности и вопросы правосудия, были, как и владения сельскими поместьями, важным источником дохода для многих монастырских домов. Бенедиктинским домам принадлежало 20 английских районов, а августинским – 5 [J.P. Greene, Medieval Monasteries (Leicester, 1994), 173; J. Burton, The Monastic Order in Yorkshire, 1069-1215 (Cambridge, 1999)]. Как и другие религиозные ордена, тамплиеры ревностно охраняли свои юрисдикционные права в пределах городов, о чем свидетельствует пример Бристоля. В Темпл-Фи, который до 1305 года имел отдельный статус, постоянно возникали споры с властями Бристоля и графства. В 1221 году тамплиеры заявили, что они должны отвечать перед судьями в Сомерсете, а не в Бристоле, а в 1325 году мэр и простолюдины Бристоля пожаловались в парламент на эту аномалию, что привело к тому, что люди из Бристоля уклонялись от шерифа Глостера, просто перевозя свои товары через реку в Темпл-Фи [Rotuli Parliamentorum; ut et petitiones, et placita in Parliamento (London, 1783), vol. I, 434a; Bristol Charters]. Кроме того, тамплиеры требовали значительной свободы на рынке в Бристоле, где они владели земельными участками [The Great Red Book of Bristol. Text (Part I), ed. E.W.W. Veale, Bristol Record Society Publications 4 (1933)]. Тамплиеры также пользовались правами, предоставленными короной. Они включали право иметь одного человека в каждом округе, называемого hospes и который должен был быть свободен от налогов и поборов [C. Perkins, ‘The Knights Templars in the British Isles’, English Historical Review, 25 (1910)]. В Темпл Нормантон близ Честерфилда в ходе расследования 1185 года было записано 5 шиллингов «королевского сбора».

Эти юрисдикционные привилегии смогли пережить Орден. Существование церкви в бывшем поместье тамплиеров в Саутварке, впервые зафиксированной в 1420 году, предположительно, вытекало из папского мандата, защищавшего дома тамплиеров в 1200 году [M. Carlin, Medieval Southwark (London, 1996)]. Хотя в 1373 году Темпл-Фи [Temple Fee] перешел под юрисдикцию Бристоля, мнение о том, что он не был полностью частью города, сохранялось, о чем свидетельствуют формулировки, использованные в споре в 1543-44 годах по поводу ярмарки Сретения Господня, которая представляла Редклифф отдельным от остальной части Бристоля [P. Fleming, Time, Space and Power in Later Medieval Bristol, University of the West of England: Working Paper (2013)]. Однако городские привилегии тамплиеров не всегда могли быть получены их преемниками. В Бальдоке, в то время как магистр тамплиеров в 1287 г. заявилял о праве на frankpledge [Франкпледж был системой совместного поручительства, распространенной в Англии на протяжении раннего и высокого средневековья. Существенной характеристикой было обязательное разделение ответственности между лицами, связанными десятинами – прим. пер.], свою собственную тюрьму и ассиз на хлеб и эль [Placita de quo warranto (London, 1818)], когда хранитель земель тамплиеров Джеффри де ла Ли в 1312 году попытался удержать право на франкпледж, весы и меры были насильно изъяты у судебных приставов. Генрих II жаловал Ордену по марке каждый год от каждого шерифа Англии и по марке от каждого города, городка или замка, выплачивающих королю 100 или более фунтов стерлингов в год, что, как жаловались госпитальеры в 1320-х годах, не распространялось на них.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рыцари-тамплиеры оказали значительное влияние на городскую жизнь средневековой Англии, которое не получило того внимания со стороны ученых, которого заслуживает его социальное и экономическое значение. Орден имел базы в ведущих городских центрах – Лондоне, Бристоле и Йорке, окружном городе Уорик, портах Бостон, Данвич, Шорхэм и, возможно, Дувр, а также в небольших городах Струд и Уэтерби. Арендная плата также взималась с владений в Честерфилде, Дерби, Грэнтэме, Линкольне, Ньюарке, Ноттингеме и Оксфорде, хотя доходы ордена в подавляющем большинстве случаев поступали из сельских поместий. Ряд часовен тамплиеров предоставлял услуги для своих городских общин, а городские лордства ордена действовали под юрисдикцией, независимой от прилегающих городских властей. Хотя на момент ареста некоторые городские владения ордена, по-видимому, плохо содержались, такое пренебрежение было заметно и в некоторых сельских владениях. Городские интересы тамплиеров следует рассматривать в более широком контексте: Англия XIV века оставалась преимущественно сельским обществом, где более трех четвертей населения проживало в сельской местности.

Городского поселение тамплиеров в Темпл-Фи стало важной частью Бристоля, а Болдок, Витэм и Уэзерби превратились в процветающие рыночные города. Тамплиеры получили гранты на проведение рынков и ярмарок в этих и других местах. Хотя поселения Саут-Кейв, Темпл-Балсолл, Темпл-Бруер и Ротли так и не приобрели значительных городских черт, возможно, это и не было целью тамплиеров. Недавние исследования показали, что такие небольшие районы следует рассматривать как адаптируемые экономические зоны, где землевладельцы могли реагировать на расширение или сокращение коммерческой деятельности [R. Goddard, ‘Small boroughs and the manorial economy: enterprise zones or urban failures?’, Past & Present, 210 (2011)]. Они обеспечивали сбыт сельскохозяйственной продукции с земель тамплиеров. Аналогичным образом, приобретение городской недвижимости в портовых городах могло отражать деловые интересы ордена, в частности, экспорт шерсти. Как и у цистерцианского ордена, городские фонды тамплиеров были относительно ограниченными, и более важным было приобретение ими собственности в известных центрах для облегчения торговли, предоставления временного жилья и в качестве источника дохода. Небольшие размеры тамплиерских прецепторий означали, что, в отличие от многих более крупных городских монастырей, они никогда не обеспечивали значительный потребительский спрос в городе или его внутренних районах. Городские прецептории, как правило, располагались во внегородских местах, подобно братствам, а предоставление духовных услуг тамплиерами напоминало услуги нищенствующих монахов, от священников которых они частично стали зависеть к началу XIV века.

Наследие Ордена в городской структуре, возможно, было их самым значительным влиянием в средневековых английских городах. Часовни тамплиеров в Бристоле, Данвиче, Уорвике и Йорке продолжали использоваться после роспуска ордена. В Уорике и Саутварке тамплиерские владения сохраняли отдельную юрисдикцию и в более поздний средневековый период. Даже сегодня географические названия и названия улиц продолжают свидетельствовать о присутствии Ордена, в частности, две лондонских гостиницы и главный железнодорожный вокзал Бристоля. Хотя их присутствие, возможно, не было столь широко распространено, как у некоторых других религиозных орденов, в частности, у бенедиктинцев, английские тамплиеры заслуживают внимания как эффективные городские промоутеры и инвесторы, а также как производительные сельские землевладельцы.

Джон С. Ли
Перевод с английского

При перепечатке статьи указание на источник обязательно