Top.Mail.Ru
Часть II. Дома ордена, подчиненные главному дому [особняку] тамплиеров в Ла-Рошели

Часть II. Дома ордена, подчиненные главному дому [особняку] тамплиеров в Ла-Рошели

дома ордена тамплиеров

Часть I. Главный дом [особняк] тамплиеров в Ла-Рошели

СЕШБУ [Sècheboue]

Первый населенный пункт – это Сешбу, сегодня часть коммуны Шателайон кантона Ла-Рошель-Эст департамента Приморская Шаранта. В настоящее время здесь мало что известно о собственности тамплиеров. Впервые она упоминается в 1218 году как уже существующая, что свидетельствует о более раннем прибытии Ордена в Сешбу, но точная дата на сегодняшний день неизвестна. Единственное известное здание тамплиеров здесь – это церковь, посвященная Богоматери.

БУРНЕФ [Bourgneuf]

Ныне Бурнеф возглавляет одноименный муниципалитет кантона Ла-Жарри в департаменте Приморская Шаранта [J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., p. 44.]. Некоторые ученые датируют прибытие тамплиеров в эту местность 1240-ми годами. [J. Frizot, cit., p. 43.]. Первый известный документ, доказывающий их присутствие, относится к 1242 г. в нем упоминается Burgus novus Templi и это свидетельствует, что поселение основано именно орденом Храма [F. Serafini, cit., pp. 119-120; J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., p. 44; J. Frizot, cit., p. 43.].

Также следует помнить, что в 1242 году английский король Генрих III послал несколько писем прецептору Бурнефа, имя которого в настоящее время неизвестно и в Ла-Рошель брату Пьеру де Бузе [Pierre de Buzay] [F. Serafini, cit., pp. 119-120; J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., p. 44; id., Les Templiers et la mer: l’exemple de La Rochelle, ne La commanderie. Institution des ordres militaires dans l’Occident médiéval, a cura di A. Luttrell, L. Pressouyre, Paris 2002, pp. 312-313.]. Однако на сегодняшний день ни причина посылки этих писем, ни их содержание не известны.

Остались также руины церкви, по которым можно судить, что она была построена Орденом в романском стиле и была посвящена Св. Екатерине. Те немногие еще видимые сегодня останки являются частью колокольни [J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., p. 44; J. Frizot, cit., p. 43.]. Булла Omne datum optima 1139 года позволил Храму строить свои собственные церкви [F. Serafini, cit., pp. 115-116; A. Demurger, I Templari – Un ordine cavalleresco cristiano nel medioevo, Milano 2007, pp. 109-120; G. Bordonove, / Templari nelXIIIsecolo, Milano 2001, pp. 40-50.].

Из имеющихся документов известно, что до прибытия тамплиеров в Бургнеф церковь там отсутствовала: поэтому можно предположить, что работы по строительству храма Св. Екатерины были начаты после 1244 года. Церковь Св. Екатерины – не единственный храм, построенный тамплиерами в этом регионе [F. Serafini, cit., pp. 115-116; J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., pp. 24-36.].

Согласно другим авторам, в 1283 году прецептор Бурнёфа – имя неизвестно – установил совместное выполнение религиозных функций епископом Сента и местным капелланом тамплиеров,  совершавшихся в церкви Святой Екатерины по средам с исполнением Oculi mei [J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., p. 44.]. Последняя информация о Бурнёфе относится к наличию гробницы внутри храма Св. Екатерины. Видимо, она находилась там вплоть до XVIII века, когда была перемещена в музей Орбиньи-Бернон на территории Ла-Рошели, где она экспонируется и ныне. Некоторым ученым хотелось бы приписать ее тамплиерам, но археологические исследования датируют гробницу периодом между XIV и XV веками [Ivi, pp. 44-45.], следовательно, временем уже после Ордена.

БЕРНЕ [Bernay]

Третий населенный пункт – Берне, который, по мнению некоторых ученых, является нынешним Le Grand Bernay из муниципалитета Маран, принадлежащим кантону с таким же названием [Ivi, p. 43.], в то время как Loredana Imperio отождествляет его с Берне-Сен-Мартеном, городом в кантоне Луле [Loulay] [L. Imperio, Parigi 1307 – Il venerdì maledetto dei Templari. Le inquisizioni parigine contro l’Ordine del Tempio, Tuscania 2007, p. 496.].

В июне 1227 года Гуго де Нуайе [Hugues de Nuaillé], сеньор Берне и Луке [Luchè], пожертвовал тамплиерам Ла-Рошели два своих поместья: одно из них находилось в Берне и включало в себя здания с пристройками и в том числе несколько заболоченных земельных участков [J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., pp. 42-43.]. Позже пожертвование было подтверждено Гийомом, сеньором Сюржера [Surgères], у которого Хуго де Нуайе [Hugues de Nuaillé] был вассалом [Ibidem.]. Можно предположить, что это произошло в том же июне 1227 года. В Берне также имелась церковь [J. Frizot, cit., p. 43.], о которой в настоящее время ничего не известно.

Однако ее наличие подтверждается протоколом одного из допросов во время процесса: как было заявлено братом Бартелеми Бартоле [Barthélemy Bartholet] 7 апреля 1311 года, он был принят в орден в часовне Берне в сентябре 1283 года [L. Imperio, Parigi 1307, cit., pp. 495-496; F. Serafini, cit., pp. 123-124; J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., p. 43.]. Кроме того, другими свидетелями этого приема были капеллан брат Мишель [Michel] и сержанты братья Бартелеми Салигат и Пьер Мейнард [Barthélemy Saligat, Pierre Maynard], умершие в 1311 году: можно предположить, что последние были жителями Берне, а присутствие капеллана стало еще одним доказательством наличия церкви.

Стоит отметить, что фра Гийом де Льеж [Guillaume de Liège] бывший еще одним свидетелем приема брата Бартелеми [Barthélemy]: брат Гийом [Guillaume] в то время служил прецептором Ла-Рошели, и его присутствие показывает, насколько он заботился об орденском доме, за который он был непосредственно ответственен [L. Imperio, Parigi 1307, cit., p. 495; F. Serafini, cit., pp. 123-124.]. Выше упоминались заболоченные земельные участки. Между 1244 и 1270 годами тамплиеры Берне превратили их в здоровые земли ; кроме того, после особых договоренностей между приходским священником Бенона [Benon] и прецептором Ла-Рошели братом Пьером де Бузе [Pierre de Buzay], аналогичные работы были выполнены на землях других владений [F. Serafini, cit., p. 119; J. Frizot, cit., p. 42; J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., p. 43.]. Эти земли затем легко обрабатывались, повышая их стоимость.

Согласно исследованиям, тамплиеры Берне также участвовали в расширении la Brune, одного из самых важных каналов в этой области [J. Frizot, cit., p. 42.]. Деятельность дома Берне также засвидетельствована документом от 16 мая 1301 года, когда в командорстве Андриво [Andrivaux] проводился капитул Храма, на котором участвовал прецептор Берне [L. Imperio, Parigi 1307, cit., p. 496.]. Последнее, откуда мы знаем о доме Берне – два отчета ордена госпитальеров, оба датируемых 1699 годом. В них сообщается, что в бывшем доме тамплиеров в Берне был проведен ремонт, чтобы вернуть его в хорошее состояние, но этого оказалось не достаточно, чтобы избежать дальнейшего разрушения всего комплекса и вскоре он окончательно исчез [J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., p. 43; J. Frizot, cit., p. 43.].

ТЕРЕ [Thairé]

Селение Тере входит в состав кантона Эгрефёй-д’Они [d’Aigrefeuille-d’Aunis] департамента Приморская Шаранта [Ivi, p. 48.]. В этой деревне тамплиеры обосновались в мае 1228 года, после получения дарений от Хьюга де Сире [Hugues de Ciré], рыцаря. В настоящее время невозможно установить, что представляло собой это пожертвование. Видимо в доме Тере также была церковь, поскольку орден госпитальеров, после перенятия собственности тамплиеров, добавил к ней колокольню между XIV и XV веками [Ibidem.]. Как уже говорилось в статье об особняке Ла-Рошель [F. Serafini, cit., pp. 124.], некоторые ученые сообщают, что в 1297 году Гюг де Сюржер [Hugues de Surgères] совершил дар Тере и его окрестностей в обмен на полученную сумму денег от тамплиеров Ла-Рошели, а после смерти де Сюржера [Surgères] между вдовой последнего и Храмом возник спор, который разрешился в следующем 1302 году в пользу Ордена через арбитраж королевских уполномоченных [J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., p. 48.]. Однако в настоящее время не удалось найти никаких доказательств по этому поводу.

церковь тамплиеров в Thairé

церковь тамплиеров в Тере [Thairé]

ЛЕ-МЁН [Le Mung]

Местность Ле-Мён сегодня является частью муниципалитета Гей [Geay], который входит в кантон Сен-Поршер [Saint-Porchaire] и также принадлежит департаменту Приморская Шаранта [Ivi, p. 47.]. О владениях тамплиеров здесь известно очень мало. Присутствие ордена в Ле-Мёне достоверно подтверждается тем, что фра Пьер де Бузе [Pierre de Buzay] был его прецептором в 1231 году, в то время как он, возможно, занимал ту же должность также и в Ла-Рошели и в Ле-Эпо [Les Epaux] [F. Serafini, cit., pp. 119; J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., pp. 19,47.]: храмовники прибыли в эту местность в течение  вышеупомянутого года .

Согласно исследованиям, одна из задач тамплиеров Ле Мёна заключалась в том, чтобы помогать паломникам пересекать реку Шаранта, протекающую недалеко от города. В настоящее время об этом напоминает установленный крест на месте, где путники пересекали водный поток [J. Frizot, cit., p. 43.]. Другие исследователи сообщают, что в 1286 году в доме Ле-Мёна прецептором Ла-Рошели проводился прием в орден. Об этом свидетельствуют показания тамплиеров во время процесса [J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., pp. 46-47.].

Фра Гийом де Льеж [Guillaume de Liège], прецептор Ла-Рошели в то время, присутствовал на приемах, проходивших в различных домах ордена [F. Serafini, cit., pp. 123-126; J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., p. 20; L. Imperio, Parigi 1307, cit., pp. 422-423, 495-496.]. Однако, как заявил фра Гийом де Тере [Guillaume de Théré] 9 марта 1311 года, в 1286 году имел место только прием в Омани [Aumagne] [J. Michelet, Procès des Templiers, t. II, Paris 1851, pp. 13-14; L. Imperio, Parigi 1307, cit., pp. 423-425.]. Лоредана Империо сообщает, что  Омань принадлежала епархии Святых [di Saintes] [L. Imperio, Parigi 1307, cit., p. 424.]. Вполне возможно, что средневековую Aumagne можно отождествить с нынешней одноименной местностью, принадлежащую департаменту Приморская Шаранта.

церковь тамплиеров в Le-Mung

церковь тамплиеров в Ле-Мён [Le-Mung]

Несомненно, что в доме Ле-Мён была церковь, однако, существуют некоторые сомнения по поводу ее идентификации. Большинство ученых считает ее посвященной Рождеству Богоматери [J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., p. 47; id., Les Templiers et leurs commanderies en Aunis, Saintonge, Angoumois, 1139-1312, La Rochelle 1983.]

РОМАНЬЯ [Romagné]

Город Романья, ныне является частью муниципалитета Сен-Ксандр [Saint- Xandre], входящего в кантон Ла-Рошель-Уэст [La Rochelle-Ouest] департамента Приморская Шаранта [J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., p. 47.]. Первое упоминание о доме тамплиеров в этой местности относится к 1246 году, когда он был упомянут в terrier Гранд-Феод-д’Онис [Grand-Fief- d’Aunis]. Terrier представлял собой регистр, в который заносились все данные, касающиеся каждой отдельной собственности, и поэтому его можно сравнить с чем-то вроде регистра земельной книги сегодня. Гранд-Фьеф-д’Они был территорией, которая включала несколько приходов и простиралась к северу от Ла-Рошели; Романье также был включен в эту территорию. [J. Frizot, cit., p. 43; J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., p. 47.]. Последние достоверные данные об этом доме тамплиеров относятся ко времени роспуска ордена Храма, произошедшего в 1312 году.

ГУ [Goux]

Населенный пункт Гу сегодня часть коммуны Сен-Лу [Saint- Loup] и входит в состав кантона Тонне-Бутон [Tonnay-Boutonne] департамента Приморская Шаранта [J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., p. 44.]. В средневековье местность входила в Сен-Жан-д’Анжели [Saint-Jean-d’Angely], где проходил один из маршрутов паломничества в Сантьяго-де-Компостела. Орден Храма появился в Гу относительно поздно: фактически, в 1291 году, а затем в 1298 году аббат Сен-Жан-д’Анжели передал Ордену некоторые активы Гу, на которые он имел некоторые права. Орден получил их через прецептора Ла-Рошель, фра Гийома де Льежа [Guillaume de Liège] [Ivi, p. 46; J. Frizot, cit., p. 43.]. Однако точный размер этих пожертвований не известен, но, по всей видимости, церкви не было, что могло привести к тому, что среди проживающих в Гу не было капелланов. Согласно исследованиям, собственность тамплиеров в Турне [Tournay] стала зависима от Гу [J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., pp. 18, 46, 55.]: Орден прибыл в Турне между 1205 и 1208 годами [Ivi, p. 55.], следовательно, зависимость от Гу берет начало после 1291 года.

ЛА КАБАНА [La Cabanne]

Последний город – Ла Кабалин [La Cabaline], сегодня часть муниципалитета Сен-Жорж-дю-Буа [Saint-Georges-du-Bois], принадлежащего кантону Сюржер [Surgères], также входящему в департамент Приморская Шаранта: уверенность в том, что здесь находилась собственность тамплиеров, дают документы XV века, в которых утверждается, что дом Храма имел некоторые права на лес Бенон [Benon], права на рыбную ловлю, а также владел церковью [J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., p. 46; R. Favreau, cit., p. 462.].

Фра Гийом де Тере [Guillaume de Thérè], говоря о приеме, упомянутом выше, вспоминает среди свидетелей фра Гийома де ла Кабанна [Guillaume de La Cabanne] или Ла Кабана [La Cabane], написанных одним или двумя буквами «n» в зависимости от исследования, в котором оно упоминается [L. Imperio, Parigi 1307, cit., pp. 423-425; J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., p. 46.]. В одном из них сообщается, что фра Гийом [Guillaume] жил в доме Ла Кабана [La Cabanne], учитывая близость этого места к Омани [Aumagne], где проходил прием, о котором уже говорилось [J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., p. 46.]. Кроме того, по словам французского автора, который предполагает проживание фра Гийома [Guillaume] в Ла-Кабанна [La Cabanne], владения тамплиеров в Турне перешли бы во владения Ла-Кабана [La Cabanne] [Ivi, p. 55.], предполагая, что Храм уступил собственность, принадлежавшую им в пользу Турне [Tournay].

Если это последнее утверждение является правдой, то необходимо датировать продажу дома Ла Кабана [La Cabanne] в период между 1205 и 1208 годами, когда Орден поселился в Турне, или немного позже. Однако это означало бы, что фра Гийом де ла Кабанна [Guillaume de la Cabanne] не мог проживать в Ла Кабанна [La Cabanne], поскольку в 1286 году он жил, что называется, «верхом на лошади», т.е практически постоянно находился в разъездах. Дальнейшие исследования, как в Ла-Кабанне, так и в Омани, вероятно, могли бы выявить возможную связь между домом Ла Кабанн и собственностью в Турне, и узнать больше о фра Гийоме [Guillaume].

ДРУГИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ

Прежде чем делать выводы, следует отметить, что предыдущие исследования помещали Бове-сюр-Мата [Beauvais-sur-Matha], Белур [Beloire], Шерзак [Cherzac], Дефанс [Le Deffens], Ле Эпо [Les Epaux], Рито [Rétaut], Rosne, Вильнев [Villeneuv] или Вивиль [Viville] среди мест, где присутствовал Орден, предполагая, что эти дочерние владения тамплиеров также зависели от дома Ла-Рошель [J. Frizot, cit., pp. 42-43.].

На сегодняшний день присутствие Храма установлено только для Ле Эпо [Les Epaux], потому что известны некоторые из его прецепторов [F. Serafini, cit., pp. 119, 123; J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., pp. 19-20.], и потому что это название упоминается во время начального периода присутствия ордена в Ла-Рошели [L. Imperio, Parigi 1307, cit.].

дом тамплиеров в Les-Epaux

дом тамплиеров в Ле Эпо [Les-Epaux]

Отдельного обсуждения требует Дефанс [Le Deffens]: автор, сообщающий об этом месте, возможно, перепутал его с Деффенд [Le Deffend], также называемым Бень [Baignes], где, как показали некоторые протоколы следствия французского процесса, определенно присутствовал дом Храма [Ivi, pp. 422,426-427, 452,497, 564-565.]. Однако о других упомянутых местах в контексте тамплиеров в настоящее время ничего не известно: целевое исследование может подтвердить, а может и не подтвердить то, что цитирует автор.

ТАМПЛИЕРЫ, ПРОЖИВАЮЩИЕ В ЗАВИСИМЫХ ПОСЕЛЕНИЯХ

Теперь о тех тамплиерах, которые со временем оказались жителями домов Ордена, о которых говорится в этом исследовании, хотя некоторые из них уже упоминались.

Первый – фра Пьер де Бузе [Pierre de Buzay], который в 1231 году был прецептора дома Ле-Мён [Le Mung], очевидно, занимая ту же должность и в особняках Ла-Рошель и Ле Эпо [Les Epaux] [F. Serafini, cit., p. 119; J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., pp. 19, 47.]: в настоящее время ничего не известно о его работе в Ле-Мёне, так же не известен и фактический период его пребывания в этой местности, хотя можно предположить, что он находился в Ле-Мёне только в 1231 году. В этом же году он также являлся прецептором Ла-Рошели и Ле Эпо. По крайней мере, очевидно, что он занимал одновременно три должности: возможно, можно выдвинуть гипотезу о том, что фра Пьер де Бузе [Pierre de Buzay] был вынужден постоянно путешествовать от одного владения к другому, с постоянным отсутствием в двух из них в пользу третьей, хотя расстояния между вышеупомянутыми местами не было столь большим.

Фра Пьер де Бузе [Pierre de Buzay] также связан с домами Берне [Bernay] и Бурнёфа [Bourgneuf], оба из которых стали собственностью тамплиеров во время его магистрата в Ла-Рошели [F. Serafini, cit., pp. 119-120.]: поэтому можно сказать, что при нем Орден Храма извлек выгоду из услуг этого тамплиера, поскольку сам Орден увеличил свои владения и, следовательно, свое богатство. Это предположение может быть подтверждено, если вспомнить, что каналы Берне [Bernay], о которых говорилось выше, начали строиться во время магистрата фра Пьера де Бузе [Pierre de Buzay] в Ла-Рошели.  Именно он всегда получал вместе с настоятелем дома в Бурнефе охранные письма от английского короля Генриха III в 1242 г. [Ibidem.].

Cержант фра Бартелеми Бартоле [Barthélemy Bartholet], связанный с домом Берне [Bernay] был допрошен папской комиссией 7 апреля 1311 г. Первым делом он заявил, что ему 50 лет и он происходит из епархии Сент [diocesi di Saintes] [L. Imperio, Parigi 1307, cit., p. 495.]. Если заявленный возраст верен, фра Бартелеми Бартоле [Barthélemy Bartholet] родился в 1261 году. Место его рождения неизвестно, однако епархия Сент была расположена к югу от Ла-Рошели. Фра Бартелеми Бартоле [Barthélemy Bartholet] стал тамплиером в сентябре 1283 года, в возрасте 22 лет. Его принимал прецептор Пуату, фра Амблар де Вьенн [Amblard de Vienne]: о последнем фра Бартелеми говорит, что он умер в 1311 году и что он навязывал ему отречение от Иисуса и приказывал плюнуть на крест, чего он не сделал [Ibidem.].

В настоящее время место, где находился брат Бартелеми Бартоле [Barthélemy Bartholet] во время арестов, неизвестно, но сам он заявляет, что к тому времени он уже был оправдан, примирился, а затем был допрошен офицером в Пуатье [Ivi, pp. 495-496.]: это, возможно, дает основание предполагать, что в октябре 1307 года он жил в Пуатье или в месте недалеко от этого города, а не в Ла-Рошели или в одном из зависимых домов.

Кроме того, фра Бартелеми Бартоле [Barthélemy Bartholet] упоминает свидетелей своего приема: помимо фра Гийома де Льежа [Guillaume de Liège], о котором уже говорилось [F. Serafini, cit., pp. 123-124; L. Imperio, cit., p. 495.], это были сержанты Бартелеми Салига [Barthélemy Saligat], Пьер Мейнар [Pierre Maynard] и капеллан фра Мишель [Michel], умершие до этого допроса 1311 года [L. Imperio, Parigi 1307, cit., p. 495.]. Хотя на сегодняшний день при отсутствии определенных доказательств, все же можно предположить, что эти три Бедных Рыцаря Христа проживали в доме Берне [Bernay], по крайней мере, во время приема: если это так, то присутствие капеллана было бы дополнительным доказательством наличия церкви в только что упомянутом владении тамплиеров.

Последний тамплиер – вышеупомянутый фра Гийом де Ла Кабанна [Guillaume de La Cabanne] или Ла Кабана [La Cabane]. Как уже сообщалось, он упоминается как один из свидетелей приема, который имел место в Омани в 1286 г. [L. Imperio, Parigi 1307, cit., pp. 423-425; J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., p. 46.] и некоторые предыдущие исследования предполагают, что он проживал в доме Ла Кабанна [La Cabanne] [J.-C. Bonnin, Les Templiers de La Rochelle, cit., p. 46.]. Как мы видели, Омань и Ла Кабанна – это два разных места, расположенных, возможно, недалеко друг от друга.

Тем не менее, следует поболее выяснить о монахе Гийоме, дабы получить о нем больше информации и понять, где на самом деле он служил во время своего пребывания в Ордене Храма. Фактически, единственное, в чем есть уверенность это то, что он жил и был тамплиером на рубеже 1286 года, когда он присутствовал на вышеупомянутом приеме. Он умер до 9 марта 1311 года, даты допроса, на котором его упоминают [L. Imperio, Parigi 1307, cit., p. 424.].

Часть I. Главный дом [особняк] тамплиеров в Ла-Рошели

Фабио Серафини
перевод с итальянского

При перепечатке статьи указание на источник обязательно