Дом тамплиеров в Меце — это первое приобретение ордена в Лотарингии в частности и в Германии, на тот момент носившей пышное название Священной Римской империи, в целом. Большинство историков утверждает, что событие это произошло в 1133 году, спустя четыре года после известного церковного собрания в Труа.
Дом стал богатеть — окрестная знать и состоятельные бюргеры очень быстро уловили новые веяния или, говоря современным языком, тренд и не поскупились на подарки. Тамплиеры брали всем: фермами, мельницами, лугами, земельными угодьями, лесами и, разумеется, наличностью. Вскоре вокруг главного дома возникли более мелкие владения и Мец получил статус командорства. В 1180-1220 годах тамплиеры возвели великолепную часовню, восьмигранную, единственную подобную в Лотарингии.
Далее рассматривать историю этой прецептории мы не будем, статья не об этом. Лишь упомяну, что в тот злосчастный год, когда орденские братья познали всю глубину королевской подлости, командор Меца Гуго Гумбахский в полном вооружении и в сопровождении двадцати рыцарей ворвался на собрание следственной комиссии, назвал папу «подлым обманщиком, незаконно занимающим трон святого Петра» и… объявил его низложенным. А всем остальным предложил решить вопрос о виновности ордена на божьем суде, т.е. поединке. Желающих не нашлось и комиссия в панике самораспустилась…
Постройки тамплиеров в своем почти первозданном виде сохранились вплоть до 1560 года. К этому времени та часть Лотарингии, где находился Мец, перешла под власть французской короны. Было решено построить здесь цитадель. Ибо граница рядом, а времена неспокойные. Впрочем, Европа всегда воевала и воюет до сих пор. По генеральному плану строительства сносу подлежало двести пятьдесят домов. В том и числе и здание бывшего капитула командорства тамплиеров. Одному Богу известно, кому в голову пришла идея в свое время сделать из него магазин [склад] свинца и пороха, тем самым сохранив его. Не случись этого, мы бы никогда не узнали, что было изображено на деревянных балках, поддерживающих потолок.
Случилось так, что на месте стройки оказался молодой археолог. Эта братия любит покопаться на местах строительства. Случайно или неслучайно, но он проник внутрь этого склада и увидел многочисленные фрески, о которых тут же сообщил местному светилу археологии Фелисьену де Салси. Тот немедленно примчался и сделал первые зарисовки.
А потом в авторитетном издании Revue Archelogique появилась его статья, где он делится впечатлениями от этого открытия. Мне удалось найти этот номер журнала и перевести с французского. Почитайте, это занятно. И еще раз подчеркну — речь идет о фресках в помещении капитула тамплиерского командорства, т.е места, где решались все самые важные и наиважнейшие дела.
«Они[фрески — прим. Пер.]представляют все самое гротескное, что может вообразить художник; это длинная вереница реальных и фантастических животных в разных позах. Те, кто фигурируют первыми, представляют собой кота, а может быть, теленка, стоящего на задних лапах; третий предстает огромным, в черных крапинах, но с совершенно фантастической головой кабана; затем идет страус, затем лиса, стоящая на задних лапах вслед за петухом; перед ним появляются три животных, стоящих на ногах, которых я не узнаю. Тот, что посередине, отличающийся чудовищным хвостом, как будто играет палкой.
«…этой группе предшествует заяц, несущий треугольник между передними лапами, затем грифон, держащий в когтях неопределенный предмет. Два следующих животных сильно потерты; однако в первом узнаются огромные рога, а второй, кажется, играет на цимбалах. Далее идет единорог, несущий узелок под передней правой лапой; возможно, она так держит котомку. Обезьяна идет впереди и подбрасывает в воздух палку, которую собирается поймать; затем появляется лиса, держащая раскрытую книгу; за ней следует теленок, несущий неопределенный предмет. Впереди виден медведь, который, кажется, внимательно слушает лису, жестикулирующую на чем-то вроде кафедры, наверно проповедуя; другое животное, прислонившись к этой лисе, тоже сидит на амвоне и поднимает ноги к фантастическому животному, полузайцу, полуоленю, которое опирается на длинную палку и несет в правой лапе чашу. Лиса, идущая за этим, кажется, держит его двойной веревкой.
«…кажется, что леопард приветствует огромную собаку, которая опирается на дорожную палку и несет на спине свою котомку. Далее идет животное, также идущее с помощью палки и волочащее за собой на веревке свинью, которая, кажется, прилагает величайшие усилия, чтобы сопротивляться и цепляться за ноги другого странного животного, которое, кажется, хочет его удержать. Наконец к какому-то столбу прикован кабан…»
Подходящий декор для зала заседаний монахов-рыцарей, не правда ли?!
Когда я это читал то не мог отделаться от мысли, что нечто подобное мне уже где-то встречалось. И я вспомнил о загадочном английском Часослове, о котором я когда-то писал. Почитайте и вы поймете, о чем я… [«Загадка английского Часослова XIII века»]
Несколько слов об этом Луи Фелисьене Жозефе Кеньяре де Солси [известен так же как Феликс де Солси]. Считается одним из основателей французской библейской археологии. Прославился тем, что на весь мир объявил, будто нашел могилы царей Давида и Соломона. Потом, правда, выяснилось, что захоронения датируются I в. н.э. и могилами этих царей ну никак не могут быть. Но это его не очень смутило. Был другом Проспера Мериме. Именно его стараниями удалось спасти часовню тамплиеров. Мериме тогда занимал пост генерального инспектора исторических памятников. Часовня сохранилась до сих пор и превращена в музей. А вот зданию капитула все же не повезло — его снесли в 1904 году. Снесли вместе с фресками…
Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с)
Санкт-Петербург 2022/2023
При перепечатке статьи указание на источник и автора обязательно
Следите за анонсами новых публикаций в нашей группе milites TEMPLI во ВКонтакте