После того, как в 1353 году Плащаница вдруг объявилась в Лирее, поместье Жоффруа I де Шарни, дальнейший ее путь известен и более не таит в себе никаких тайн. Кроме ее самой, как таковой. Подавляющее количество историков считает, что она представляет собой тот самый погребальный саван, упомянутый и виденный Робером де Клари в церкви дворцового комплекса Влахерна, сразу после захвата Константинополя крестоносцами Четвертого похода. Все это случилось в 1204 году, после чего ее след теряется и по словам того же Клари: «…никто — ни греки, ни французы — не знает, куда он исчез после взятия города». Где же Плащаница пропадала почти сто пятьдесят лет? На этот счет есть одна любопытная версия, не лишенная правдоподобности и снабженная более-менее убедительными доказательствами.
Афинский след
Как известно, в 1204 году, под ударами воинов Христовых, пала Византийская империя — оплот христианской веры на Востоке. После чудовищных актов вандализма, учиненных западными адептами римской секты, после рек крови, пролитых во имя торжества католицизма, предводители этого похода кинулись делить наследие великой Империи. Как грибы после дождя стали появляться новые княжества, герцогства и королевства, на престолы которых, отталкивая друг друга, уселись представители латинской знати.
Но православным грекам всем же удалось сохранить часть территорий. В частности, в Эпире, вокруг которого образовалось царство, основанное Михаилом I Комнином. Его сводный брат, Феодор Комнин Дука, уже в августе 1205 года обратился к папе Иннокентию III с письмом [Оригинал, ранее содержащийся в серии документов Chartularium Culisanense f. CXXVI, был утрачен во время Второй Мировой войны. Сохранилась копия, сделанная в XIX веке и ныне хранящаяся в музее Туринской плащаницы.]. Послание содержало требование немедленного поиска и возврата драгоценных реликвий, утраченных во время погрома Константинополя. В письме так же сообщалось, что саван Христа находится в Афинах.
В то же самое время, коим было датировано письмо, в Афинах, вместе со своим переводчиком и советником Николой Отранто, находился папский легат Бенедикт – шли трудные переговоры с византийским духовенством. В своем отчете об их итогах, написанном в 1207 году, Отранто упомянул, что «видел похищенные реликвии своими глазами». Используемый при этом греческий термин spárgana [лат. fasiae; итальянский: fasce] прямо указывает на присутствие среди них погребального савана.
В 1985 году, французский синдонолог [синдология — наука об изучении Плащаницы] Антуан Легран громко заявил, что им обнаружено еще одно письмо к Иннокентию III. На это раз от византийского императора Алексея V Мурзуфла, написанное свергнутым базилевсом сразу после его бегства из Константинополя в апреле 1204 года.
В тексте, кроме жалоб на бесчинства крестоносцев и разграбление святынь, говорится об Отоне де Ла Роше, как человеке, укравшем Плащаницу и переправившим ее в Афины…
Есть еще одно, пусть косвенное, доказательства нахождения Плащаницы в Афинах. Ее где-то должны были хранить. Лучше всего для этого, несомненно, подходил бы храм. В городе появился монастырь, посвященный Богородице Влахерне. В письме Иннокентия III от 1209 года она называется Sanctae Mariae de Blakernis, т.е так же, как и церковь в Константинополе, где до разграбления хранился погребальный саван Христа. Может быть там ее и видел Никола Отранто?
Отон де Ла Рош
Кем же был этот человек? Отон де Ла Рош, барон Ре-сюр-Сон, находился в составе бургундских рыцарей, принимавших участие в осаде Константинополя. Советник маркиза Монферратского, одного из главных предводителей Четвертого крестового похода. После образования на развалинах Византии Латинской империи, получил в дар за оказанные услуги герцогство Афинское. Увидел свет в 1170 году, будучи отпрыском одной из ветвей знатного рода Ре. Принял крест в 1201 году в цистерцианском аббатстве Сито. Был женат на своей кузине Изабелле, но вскоре овдовел. Предположительно в конце 1208 года женился вторично, на Елизавете де Шапп, дочери Клембо IV Шаппа, виконта де Труа и Элиссанды де Трейнель. Интересно, что жену первого Великого магистра тамплиеров Гуго де Пейна тоже звали Елизавета де Шапп…
Отон прибыл в Афины в конце 1204 – начале 1205 года, где летом 1205 года принял участие в переговорах с местными церковными властями, остававшимися верными православию. Оппозицию оккупационному режиму возглавил митрополит Михаил Кониат. По настоянию Ла Роша бунтовщика отправили в изгнание — он закончил свои дни на острове Кос в Додеканесе, архипелаге в юго-восточной части Эгейского моря.
Свой дворец Отон построил прямо в Акрополе. Остатки этого сооружения, в виде château-fort, сохранились вплоть до их разрушения в 1875 году.
Однако Афины не стали столицей герцогства. Политическим и военным центром провозгласили Фивы. Новоиспеченный герцог принялся проводить активную антиправославную политику, изгоняя монахов и передавая их монастыри прибывающим с Запада католикам. В 1207 году у византийцев был отобран монастырь Успение Богородицы в Дафни. В него тут же заселили монахов французского аббатства Бельво. Монастырь стал цистерцианским. Интересно, что аббатство Бельво было основано Понсом де Ла Рошем, отцом афинского герцога, в марте 1119 года. Таким образом монастырь в Дафни превратился в эдакий филиал семейной богадельни.
Родственный подход сохранился и в процессе раздачи земельных владений герцогства. Ги, наследник Отона, получил Беотию и Николя де Сент-Омера [тамплиерская династия], правой руки герцога, приставленного к Ги в качестве главного советника. Гийом, сын от второго брака, был произведен в губернаторы Арголиды. Еще один сын, Отон II, царствовал в Аргосе и Нафплионе.
Французский след
В апреле 1251 года, значительно позже смерти своего отца, первого герцога Афинского, Отон II отказывается от своих греческих владений в пользу своего брата Ги, взамен получая от него право на его долю семейной собственности в Бургундии и Шампани, получая полный контроль над Ре-сюр-Сон. В 1258 году король Людовик Святой подтвердил его права и закрепил эти владения за Отоном II и его потомками.
Замок Ре-сюр-Сон сохранился до наших дней, скорей всего, благодаря перестройке XVIII века. Не столь давно в нем скончалась графиня Диана-Регина де Сальверте, прямой потомок Отона де ла Роша по женской линии. [мужская линия де Ре пресеклась в 1623 году]. Старинные башни замка еще хранят многочисленные фамильные сокровища, чудом уцелевшие в огне Французской революции. Среди них есть и предметы, взятые сами Отоном I де Ла Рошем в крестовом походе. В частности, несколько реликвариев в виде крестов. Один из них содержит фрагменты Истинного Креста [традиционно для Средних веков], другие – частички почвы со Святой Земли. Но самое интересное — это сундук с надписью: сундук, в котором в замке Ре хранилась Плащаница Христа, принесенная Отоном де Ре из Константинополя. 1206.
Надпись, разумеется, современная, но вот сам сундук действительно соответствует указанной дате. Но это, конечно же, ничего не доказывает. Надпись установили два местных историка, утверждающие, что краденную Плащаницу в 1206 году Отон I прислал своему отцу Понсу. дабы тот преподнес ее в качестве дара собору в Безансоне. Если бы не факт, что Понс умер в 1203 году и, соответственно, подарить ее позже не имел никаких возможностей, то версию можно было бы принять. И кроме того, вряд ли семья стала бы лишать себя реликвии такого уровня, как Плащаница, полученной такой ценой. Нет, это не след. Тогда в каком же году Отон I привез Плащаницу во Францию?
Некоторое исследователи утверждают, что первый Отон де Ла Рош вообще никогда больше не возвращался во Францию и так и умер в Греции. Однако в монастыре Дафни, где похоронены все последующие герцоги, его могила отсутствует.
Последняя дата, свидетельствующая о присутствии Отона I в Афинах — 12 февраля 1225 года. Это следует из буллы папы Гонория III. Кстати, дата совпадает со временем передачи Отоном прав на управление герцогством своему наследнику Ги. Вероятно, что 1225 год и есть то время, когда Отон I вернулся во Францию. И уж конечно, не с пустыми руками…
В документе, хранящемся в аббатстве Шарльё, датированном 1234 годом, его сын Отон II сообщает о его смерти: Notum fit omnibus Presentes litteras Inspecturis, quot Otto de Roca, Dominus de Rayi, filius quondam Domini Ottonis, Ducis Athenarum. Кроме этого имеется и второй документ, хранящийся в Лангре. В нем свидетельствуется смерть Елизаветы, второй жены Отона I. В те времена в эпархию Лангра входили и владения де Ре. Другими словами, документы о смерти хранятся там, где люди и покинули этот мир – во Франции. Поэтому и нет могилы герцога в греческом Дафни.
Последнее звено
Но почему же тогда в бумагах Ла Рошей нет никаких упоминаний о Плащанице? Как нет их и в архиве Жоффруа I де Шарни, у которого она в конце концов оказалась. Некоторым объяснением этого факта могут послужить папские санкции за хищение и перевозку краденых реликвий. Достаточно жесткие санкции. Кроме того, как следует из решений, принятых на XII Вселенском [IV Латеранском] соборе 1215 года: «Святые мощи должны быть представлены в реликвариях и новые не могут быть почитаемы без разрешения Римской церкви». Иными словами, утаив реликвию от Церкви, они не могли ее открыто показывать. Поэтому все записи были уничтожены, дабы, не дай боже, информация случайно не стала бы предметом гласности…
Жоффруа I де Шарни был человеком во всех смыслах выдающимся. Чуть ли не первым рыцарем Франции, наряду с Бусико и Жаном Сертре. Приходился внуком знаменитому Жуанвилю, близкому сподвижнику короля Людовика Святого, большого любителя реликвий. Был членом тайного королевского совета при Филиппе VI. Вторым браком был женат на Жанне де Вержи. Исследование историков в области генеалогии позволило установить, что Жанна была потомком Отона де Ла Роша в пятом поколении. И не исключено, что Плащаница составляла часть ее приданого. Так священный погребальный саван и оказался в семье де Шарни. О том,что Плащаница действительно была собственностью Жанны, говорит тот факт, что после смерти Жоффруа, Плащаница хранилась не в Лирее, замке де Шарни, а в Монфор-ан-Оксуа, владениях семьи де Вержи…
Такая вот версия.
Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с) Санкт-Петербург 2020
При перепечатке статьи указание на источник обязательно