В 1808 году в главном святилище христианства, Храме Гроба Господня [он же Храм Воскресения Христова], произошел пожар. Одним из последствий этого ужасного бедствия стала невосполнимая утрата некоторых «достопримечательностей» – саркофагов иерусалимских королей времен недолгого владычества западноевропейских оккупантов в Палестине. Злые языки поговаривали, что греки таки отомстили франкам…
Вопрос о том, каким образом в церкви Гроба Господня оказался саркофаг Готфрида Буйонского отпадает сам собой, когда мы вспоминаем о титуле, возложенном на себя покойным. А он не принял королевского сана, постеснявшись «носить золотой венец там, где Царь царей носил терновый» и скромно провозгласил себя Advocatus Sancti Sepulchri [Защитником Гроба Господня]. В земной жизни ему не удалось должным образом воплотить свое намерение, ибо смерть настигла его едва ли не через год после захвата Иерусалима. Так хоть тень его послужила невидимым стражем…
Однако, таким образом была создана традиция и все последующие иерусалимские короли, царствовавшие до 1187 года, даты захвата города Саладином, были похоронены под сводами храма.
В каком же месте Храма располагалась могила герцога Лотарингского, славного защитника Гроба? Каноник церкви в Аахене, Альберт [1060-1120], один из известных хронистов времен Первого крестового, в своей Historia Hierosolymitana сообщает:
«Post haec die quinta sepultus est in valle Golgatha Calvariae montis, in porticu templi Dominici sepulchri»
[И было так, что на пятый день он был погребен у Calvariae montis (Голгофы), в притворе храма Гроба Господня].
Ему вторит Рауль Канский [род. ок. 1080] в Gesta Tancredi:
«Sed interim sepulto ante Golgota»
[Тем временем он был похоронен перед Голгофой]
И, наконец, самый известный хронист, Вильгельм, он же Гийом [Гильом] из Тира [1130-1186]:
«Sepultus est vero in ecclesia Dominici Sepulchri sub loco Calvarie»
[И он был похоронен в церкви Гроба Господня, под Голгофой].
Адвокат скончался 18 июня 1100 г. и был погребен после пятидневного траура в указанном выше месте. Что ж там было… под Голгофой? Или перед ней? И почему захоронение находится именно там?
ГОЛГОФА
С XII века парадным входом на Голгофу служила Капелла Франков, носившая так же и другие названия: часовня Св. Елены и придел Богоматери Скорбящей. Капелла была пристроена крестоносцами к обновленному фасаду, отстроенному в романском стиле, справа от главного входа в Храм, во время масштабной перестройки всего церковного комплекса в первой половине XII века. Таким образом, к месту Распятия можно было попасть минуя центральные ворота. При Саладине проход через капеллу закрыли…
Капелла франков [справа]
Миновав капеллу паломники прямиком оказывались в латинском приделе Calvariae montis, пройдя через который, попадали в православную часть, где могли наконец, лицезреть место казни своего Бога. Теперь, собственно, о самом комплексе Голгофы.
Комплекс Голгофы. Православный [слева] и Латинский [справа] приделы. Гравюра XVII века.
Комплекс Голгофы. Современный вид
Лестница на Голгофу. Современный вид
В настоящее время в комплекс Голгофы можно попасть, повернув направо сразу после входа Но так было не всегда. Да и устройство Храма ныне совсем не то, что было изначально. До 614 года, времени захвата Иерусалима персами, Голгофа не входила в базилику, построенную при Константине Великом, а возвышалась одиноким утесом на фоне окружающих стен Трипортика [внутреннего двора базилики, с трех сторон окруженного колоннадой], с золотым крестом на вершине. Выступившие союзниками Сасанидов иудеи разрушили Храм Воскрешения. Его реликвии, включая Животворящий Крест, были расхищены. Через два года церковь начали восстанавливать, но в несколько ином виде — в церковный комплекс решили включить и Голгофу. На ней была построена церковь, как об этом сообщает в своем описании путешествия паломник Аркульф [около 670 г., Adamnan De locis sanctis. кн. I гл. VI], накрывшая скалу архитектурным футляром. Работами руководил местоблюститель Модест, заменивший угнанного в плен патриарха Захарию. Позднее его канонизировали. По свидетельствам археологов, церковь Голгофы времен Модеста была круглой или многогранной. Невольно вспоминаются круглые церкви тамплиеров…
В 1009 году комплексу Гроба Господня опять не повезло. Арабский халиф Абу Али Мансур ибн аль-Азиз аль-Хаким Биамриллах, на этот раз без помощи иудеев, повелел разрушить до основания как сам храм, так и все остальные христианские церкви города. Реакции Запада на это не последовало — крестовых походов никто не объявлял и даже не призывал…
Византийскому императору Константину Мономаху удалось договориться с сыном аль-Хакима – христианам было разрешено восстановление церкви в обмен на открытие мечети в Константинополе. Гроб Господень, по сути, строили заново. Вплоть до 1048 года. А тот архитектурный облик, каким мы его видим сейчас, Голгофа приобрела после ремонта храма в 1810 году…
К месту Распятия ведут две лестницы. Правая [латинский всход] начинается сразу же после входа в Храм. Левая [греческий всход] идет со стороны Кафоликона [церковь Воскресения, внутренний православный «храм в храме», примыкающий непосредственно к Ротонде].
Место установки креста [в православном приделе Голгофы], на котором распяли Спасителя, находится под алтарем [престолом] и отмечено серебряным обрамлением с отверстием. Места установки двух других крестов для разбойников Гестаса и Дисмаса [к слову, которые никогда так и не были найдены] отмечены черными кругами. Поверхность скалы скрыта под мраморными плитами и лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую, согласно легенде, через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя [Мф 27, 51].
Комплекс Голгофы. Место установки Креста
Комплекс Голгофы. Алтарь [слева] и фрагмент горы [под стеклом]
Комплекс Голгофы. Та самая трещина
Кстати, в этом же Храме Гроба есть и вторая Голгофа… дубликат, так сказать. Согласно письменным источникам, построена армянами:
«Лишившись права на владение Голгофой в результате сложных интриг в 1422 г., армяне строят в 1439 г., в период владычества Святейшего Патриарха Мартироса [1419–1450] новую церковь – Вторую Голгофу, или Горниц…»
ПРИДЕЛ АДАМА
С конца IV [возможно и с III] века бытует предание, будто распятие Христа произошло прямо над могилой Адама, расположенной у подножия скалы. Об этом сообщают Ориген, Епифаний Кипрский, утверждавший что «Христос омыл и очистил Своей кровью кости нашего праотца», а также блаженный Иероним и др. отцы церкви
«В земле же под этим камнем лежит голова первозданного Адама. А во время распятия Господня, когда Господь наш Иисус Христос предал свой дух на кресте, тогда разорвалась церковная завеса, и камень тогда же распался; и разошелся тот камень над головой Адама; и через ту расселину кровь и вода из ребер Владыки сошли на голову Адама и омыли все грехи рода человеческого. И есть расселина эта на камне том и до сегодняшнего дня»
– сообщает нам в своих путевых заметках русский игумен Даниил, совершивший паломничество в Святую землю в 1104—1106 годах. Это объясняет, почему в иконографии принято изображать под основанием Креста череп и перекрещенные кости – они символизируют останки Адама.
К VII веку легенде дали ход и в письменных источниках появляются упоминания о некой пещере Адама, которую уже знакомый нам Модест якобы расширил при строительстве храма Голгофы. Известен ее размер: два метра высотой и полтора шириной. Считается. что этого было достаточно для отправления церковной службы. Пещера явилась визуальным воплощением идеи могилы Адама, обнаруженной задолго до этого строителями эпохи императора Константина Великого в IV веке, периода, когда создавалось эпос новой версии древней религии. Придел Адама расположен как раз под православным приделом церкви Голгофы. Там же можно наблюдать и конечный фрагмент вышеупомянутой трещины.
Как под этой горой оказалась голова первочеловека, точно не знает никто. И от этого количество версий только выигрывает. Приведу самые известные. По одной мощи нашего пращура были взяты Ут-Напиштимом [иудеи, укравшие этот старозаветный сюжет, называют его Ноем] на свой ковчег и после окончания Потопа им же и захороненные в Хевроне [по поздней иудейской версии]. Потом останки были перенесены к иевусеям. Кто это сделал — неизвестно. Даже еврейские сказочники не могут внятно назвать исполнителя. По другой версии Адам захоронен в Эдеме. И основная версия: останки были захоронены Мельхиседеком, первым и единственным царем-священником сакрального Салима [Иерусалима], истинным строителем Храма. Кстати, могила Мельхиседека находилась у придела Адама. И это только подтверждает истинность этой версии. По свидетельствам паломников, эта гробница пережила пожар 1808 года и ее показывали богомольцам с правой стороны от входа из придела Адама в греческую канцелярию. [см. ниже на гравюре Бернардино Амико]
Вот здесь, как уже было сказано, латиняне и решили устроить кладбище своих монархов. Первых двух захоронили у притвора в Адамов придел, огородив место низкой стеной, устроив нечто вроде атриума, подчеркивая, что гробницы связаны с приделом, даже не находясь внутри него. Но почему именно в приделе Адама? На этот вопрос лучше всего ответить цитатой из великолепной книги Михаила Короля Храм Гроба Господня:
«Место погребения и очищения от грехов первого человека, становясь символом надежды на спасение, не может не притягивать к себе грешников нового времени. И вполне предсказуемый шаг – оказаться после смерти поближе к месту Искупления. Так возникает средневековая традиция захоронения земных владык под Голгофой».
Придел Адама. Современный вид. На заднем плане [по центру] под стеклом виден фрагмент трещины.