Top.Mail.Ru
Что же такое «конюшни Соломона» и кто их построил?

Что же такое «конюшни Соломона» и кто их построил?

Конюшни Соломона

В юго-восточном углу Харам эш-Шариф, известным также, как гора Мориа или Храмовая, находится обширное сводчатое подземелье, называемое конюшнями Соломона или, если точнее, Истаблат Сулейман. Зачем оно было сооружено и кем? По этой теме у меня накопился кое-какой материал. На его основе я и попытаюсь сформулировать ответ.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Самый ранний путеводитель паломника [был такой письменный жанр в средневековье], известный современным историкам, носит название Бордоский итинерарий [Itenerarium Burdigalense]. Он был составлен безымянным пилигримом из римской провинции Галлия [нынешняя Франция] в 333 году. Считается, что в нем содержится первое упоминание о подземном сооружение под горой Мориа. Правда не совсем понятно, на чем строится это утверждение. Потому как в самом тексте о «конюшнях» нет ни слова. Судите сами:

«…внутри же города имеются два смежных водоема с пятью крытыми ходами, называемые Беесаида [Bethsaida]. Здесь излечивались многолетние больные; вода же в этих водоемах мутная, красноватого цвета. Здесь же пещера, в которой Соломон мучил злых духов. Здесь же угол весьма высокой башни, на которую Господь взошел, и сказал ему искушавший Его: Если Ты Сын Божий, бросься вниз. И отвечал ему Господь: Но искушай Господа Бога твоего и Ему одному служи. Здесь большой угловой камень, про который сказано: Камень, который отвергли строители, сделался главою угла. Под зубцами той же башни находятся многие комнаты, на месте дворца Соломона. Здесь даже сохранилась комната, в которой он сидел и излагал премудрость; потолок этой комнаты сделан из одного камня….»

Другой европейский паломник, именем Феодосий [Theodosius], посетивший город в VI веке [римский город Элия Капитолина к тому времени уже давно была переименован в Иерусалим], в своем описании путешествия сообщает, что внизу под вершиной Храма [т.е. в каких-то то подземных помещениях]располагался монастырь девственниц. Некоторые историки, в частности израильский археолог Йорам Цафир, позиционируют этот монастырь в конюшнях.

Ранние мусульманские авторы связывали это подземелье с так называемой колыбелью Иисуса [Masjid Mahd ‘Isa], самые ранние сообщение о которой восходят к X веку и это предание сохранилось вплоть до времени крестоносцев.

Кстати, именно крестоносные пилигримы, позже переименованные в тамплиеров, и назвали эти подземелья конюшнями Соломона. Самым ранним письменным источником, в котором упоминалось это название, были записи Теодориха [Theodorich], датированные 1172 годом.

«У них [тамплиеров] есть конюшни для лошадей, построенные царем Соломоном … чудесное здание, покоящееся на опорах и содержащее бесконечное множество арок и сводов»

Парадоксальная ситуация – название родилось на более чем тысячу лет позднее строителя. Еще более парадоксально то, что мусульманские и иудейские авторы использовавшие в своих трудах это название, все – все, как один — признавали ошибочность исторической связи этого подземелья с царем Соломоном.

В XIX веке британский археолог, сэр Чарльз Уильям Уилсон, установил, что арабы уже давно называли их Эль-Масджид эль-Кадим [Древняя мечеть]. Название появились, вероятно, не ранее VII века. И несмотря на это, они продолжали упорно именовать их Истаблат Сулейман, т.е. буквально конюшни Соломона.

Самые ранние детальные описания подземелий были сделаны Фредериком Кезервудом в XIX в. За ним последовали и многие другие. Этот век был очень любопытен к библейской археологии.

План Храмовой горы
район конюшен Соломона на Храмовой горе

СТРУКТУРА ПОДЗЕМЕЛЬЯ

Площадь Истаблат Сулейман без учета площади прохода через Тройные ворота [900 кв.м] составляет 3390 кв.м. Протяженность с севера на юг составляет 62 м; с востока на запад она составляет 83 м. Уровень пола в настоящее время находится выше на 12.5 м. Это результат проводившихся здесь в 1991 году строительных работ, породивших крупный конфликт между мусульманским Фондом Вакуф [Waqf Fund],контролирующим Харам аш-Шариф и Израильским департаментом древностей [IAA].

В подземелье находится 12 аркад, идущих с севера на юг. Арки поддерживаются 88 колоннами. Дэн Бахат, израильский археолог, отмечает, что на самом деле их было 94. Пролеты между арками составляют от 3,5 до 7,4 м. Вдоль каждой аркады через равные промежутки расположены квадратные отверстия, предназначавшихся для поддержки деревянных каркасов, используемых при строительстве сводов. Расстояние между опорами колонн от 3 до 3,7 м. Они сложены из крупных прямоугольных блоков. Во многих опорах по углам пробиты отверстия, что заставило ранних путешественников предположить, что здесь были привязаны поставленные в конюшню лошади.

конюшни Соломона

Любопытная деталь: колонны для подземелья явно использовались вторично. Об этом говорил де Вогюэ [Шарль-Жан-Мельхиор де Вогюэ, граф, — французский дипломат и археолог]:

«Столбы были составлены из тесанных камней, украшенных грубыми выступами, которые были украдены из какого-то древнего сооружения и сложены друг над другом. Некоторые из них произошли от внешних фундаментов первой [иродианской] фазы строительства, о чем свидетельствуют формы граней. Другие фрагменты были добавлены позже».

В юго-восточном углу конюшен есть небольшое помещение [5,5 х 10,3 м], известное как Колыбель Иисуса [Масджид Махд ‘Иса]. Внутри находится вырезанная в цельном каменном блоке ниша римского или византийского периодов. Колыбель входила в число тамплиерских реликвий, обеспечивающих ордену немалый доход от их показа паломникам. С этой целью они пробили проход в южной стене Храмовой горы и соорудили Одинарные ворота, дававшие прямой доступ к святыне через конюшни Соломона. Строительные работы не остались без внимания окружающих. Так, вероятно, и появилась легенда о том, как тамплиеры что-то там икали в этих подземельях.

конюшни Соломона

Бывший британский полицейский, Чарльз Уоррен [1840 – 1927], известный тем, что принимал участие в расследовании убийств, совершенных Джеком Потрошителем, а затем увлекшийся раскопками в Палестине, выдвинул интересную версию. Основываясь на разнице в высоте скальных пород Храмовой горы и ее юго-восточного угла он предположил, что непосредственно под «конюшнями Соломона» существует еще одна система подземелий. Так ли это, до их никому не известно, но версия была принята ученым сообществом.

СТРОИТЕЛИ

Какого размера были «конюшни» во времена Ирода не знает никто. Единственным местом, где сохранились все признаки «иродианского» архитектурного стиля — это участок, прилегающий к проходам к Тройным воротам. Постройки же в районе Двойных ворот связывают с периодом Омейядов [661-750 гг]. Английский архитектор и археолог Джеймс Фергюсон предположил, что круглые аркады и своды подземелья относятся к византийскому периоду и скорей всего возводились во времена императора Юстиниана [527-565] и связаны со зданием церкви Nea Ekklesia [Νέα Ἐκκλησία], находившейся в южной части Храмовой горы.

Клод Ренье Кондер (1848 – 1910 ) — британский военный инженер, исследователь и картограф Палестины, антиквар и публицист предположил, что своды подземелья были разрушены землетрясением в XI веке и затем отремонтированы Фатимидами незадолго до Первого крестового. Позднее подземелья были вновь подвергнуты реставрации самими крестоносцами Не удивлюсь, если вдруг выяснится, что их восстановлением занимались наши вездесущие тамплиеры.

В конце XX века большинство ученых продолжало связывать первоначальное строительство со временами Второго Храма [иными словами. «соломоновыми» эти конюшни никак быть не могли]. Ирод расширил платформу Храмовой горы, дабы она смогла вместить возросшее количество людей, поднимающихся сюда в период трех ежегодных праздников паломников. После разрушения Иерусалима в 70 г. н.э. большая часть южной ограждающей стены и внутренние стены были утрачены. Следы этого разрушения можно увидеть до сих пор – стена была разрушена вплоть до уровня чуть выше порога Тройных ворот, где еще сохранилась иродианская кладка.

Единственное упоминание о сводчатом подземелье, которое использовалось между 70 г. и периодом Омейядов, было связано с монастырем девственниц VI века, который был описан как находящийся внизу, под вершиной Храма. Однако из описания неясно, был ли монастырь расположен в пределах Храмовой горы или сразу за ее стенами.

По другой версии, озвученной группой израильских археологов, таких, как Меир Бен-Дов. Дан Бахат и Шимон Гибсон, подземелья были перестроены правителями из династии Омейядов в VII веке в ходе обширных работ по восстановлению эспланады Храмовой горы. Работы омейядского периода включали ремонт внешних стен Храмовой горы, с тех пор известной, как Харам эш-Шериф — Благородное Святилище, и строительство Купола Скалы, мечети Аль-Акса и четырех дворцов к югу и западу от Мориа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конюшни Соломона окончательно потеряли всякое значение после взятия Иерусалима Саладином в 1187 году, когда подземелья были заброшены, а вход через Одинарные ворота был заложен.

Комментаторы со времен Средневековья и до османского периода отмечали скопление мусора и строительного отходов в Истаблат Сулейман. В XV веке н. э. немецкий паломник Феликс Фабер [Faber] описал, как мусульмане сметали грязь в подземелье через отверстие в крыше. Подземелья были заброшены и именно в этом состоянии комплекс достиг современной эпохи, оставаясь таким, каким он был в течение восьми веков. Сейчас там мечеть Мечеть Эль-Марвана [Masallah el-Marwani]

Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с) Санкт-Петербург 2022

При перепечатке статьи указание на источник обязательно