Тамплиеры и море: пример Ла-Рошели

Тамплиеры и Море: примерЛа-Рошели

Источники, касающиеся морской деятельности тамплиеров, не особо богаты. Так называемые народные традиции и выдумки писателей, плохо подтверждаемые историческими документами, регулярно заполняют эти лакуны весьма спорным образом. Даже французские порты приписываются тамплиерам! Чего только не измышляют по поводу их деятельности! Каждый год, вместе с наплывом туристов, Ла-Рошель получает и новинки на тему своего тамплиерского прошлого. Подобных нелепостей быть не должно.

Столкнувшись с исчезновением значительной части своего состава и своих средств на дорогах Венгрии и Малой Азии, первый крестовый поход продемонстрировал неудобства долгого и утомительного продвижения по суше. Если во время второго крестового похода французы совершают ту же самую ошибку, направившись по наземному пути, то англо-нормандцы и фламандцы предпочитают выйти в море и прибывают к место назначения в лучших условиях, ещё и отвоевав по пути у мавров Лиссабон для Португалии. Положение франков в Святой Земле остаётся непрочным. Для того, чтобы защитить завоевания, возводятся многочисленные крепости. Необходимость содержать здесь, с большими издержками, гарнизоны, требует значительных материальных средств, которые не может предоставить только Средний Восток. Западные государства вынуждены оказывать помощь, и для того, чтобы переправлять продовольствие, деньги, военные подкрепления и паломников в направлении Святой Земли, морской путь становится настоятельно необходимым по причине своей быстроты [В текстах упомянуты, главным образом, три типа судов времён крестовых походов: галеры, нефы или навы и юиссье. Галеры – это по преимуществу военные суда. Они могут равным образом служить при быстрых перебросках войск и при транспортировке лёгких грузов. Тамплиеры использовали их как раз для сопровождения денежных фонтов, как об этом свидетельствует Жуанвиль. До конца XIII в. галера остаётся преимущественно средиземноморским кораблём. Нефы, навы, барки или баржи были грузовыми судами для перевозки товаров и пассажиров. Так как они были снабжены башнями и зубцами, они превратились в настоящие маленькие форты, однако более тяжёлыми и менее удобоуправляемыми, чем галеры, в морских сражениях. Юиссье были в основном грузовыми судами, предназначенными для транспортировки кавалерии. Их конструкция допускала посадку и высадку лошадей.]. В эпоху, когда налоговая система государств является сложной, это также способ не растрачивать средства на различные сборы и дорожные пошлины. Будучи особенно заинтересованным, Храм основывает, начиная с первой половины XII в., важные дома своего ордена в некоторых крупных портовых городах.

Средний Восток предоставляет нам единственное упоминание о судах, наличествующее в статутах ордена Храма: «Tuit li vaissel de mer qui sont de la maison d’Acre sont au commandement dou comandeur de la terre» [Все морские суда, которые принадлежат дому Акры, находятся под командованием командора этой земли (ст.-франц.). // H. DE CURZON, La règle du Temple, Paris, 1886, p. 99.]. Судно Храма под названием Faucon («Сокол») упоминается при обороне и эвакуации этого города в 1291 г. [A. DEMURGER, Vie et mort de l’Ordre du Temple, Paris, 1989, p. 219.]. Организация морских коммуникаций тамплиеров в Средиземном море известна несколько лучше, чем в Атлантике [Ibid., p. 214 — 219.]. Мы сосредоточимся на первых, прежде чем перейти ко вторым.

На французских берегах Средиземного моря, число городов, близких к побережью и обладающих домами Храма, которые сначала были ограничены Сен-Жилем, Йером и Монпелье, возрастает в начале XIII в. К ним присоединяются Марсель и Тулон. Не обладая домом в Кольюре, тамплиеры получают разрешение обосноваться в укреплениях королевского замка. В то время флотилии Венеции и Генуи обладают чуть ли не монополией на перевозки в Средиземным морем. Наиболее эффективное средство для сохранения тамплиерами своей независимости – это обладать своими собственными кораблями. Однако те редкие свидетельства, которыми мы обладаем, приписывают им всего лишь незначительное количество судов в их собственности. Следовательно, они были вынуждены фрахтовать частные, в особенности генуэзские суда. Что касается морской деятельности тамплиеров, документы предоставляют нам полезные сведения только для Марселя и Тулона во Франции, для Барселоны в Испании, и для Мессины на Сицилии.

В 1212 г. Ронселен, виконт Марсельский, разрешает тамплиерам держать в порту Марселя все типы судов для перевозки принадлежащих им грузов, а также для перевозки паломников и купцов [Bibl. mun. Carpentras, ms 1856.]. Эти положения были подтверждены в 1216 г. императором Фридрихом II, которых добавляет к ним освобождение от всех налогов. Марсельцы, видя здесь покушение на свои привилегии, оспаривают эти решения. Последние были с определённостью регламентированы в 1246 г. папой Иннокентием IV, вынужденным пригрозить отлучением марсельскому консулату для того, чтобы заставить его уступить [P. LE BOURGEOIS, «Les Templiers et la mer» , Bulletin du Groupe International d’études templiers n° 29 , 1996, p. 31 — 32.]. Марсельские источники действительно свидетельствуют, с 1240 по 1290 г., о передвижениях судов в направлении Акры или Сирии [L. BLANCARD, Documents inedits sur le commerce de Marseille au Moyen Age, Marseille, 1884-1885.]. В них упомянуто, по ходу текста, названия принадлежащих тамплиерам судов: Bonne aventure («Доброе приключение») в 1248 г., и Rose du Temple («Роза Храма») в 1288-1290 гг [DEMURGER, op. cit., p. 218.].

Что касается Тулона, мы не знаем точно, в какой степени тамплиеры использовали дарованные им привилегии. В 1224 г. сеньоры Тулона позволили Ордену возводить дома и укрепления в городе. Они так же даровали кораблям Храма, галерам и другим судам, свободу беспошлинно использовать порт Тулона, для того, чтобы погружать и разгружать все принадлежащие им товары, продовольствие и лошадей; и для того, чтобы сажать на суда паломников с багажом и купцов с их свитой и товарами, при этом купцы были обязаны оплатить свое право на погрузку [Bibl. mun. Carpentras, ms 1859].

По поводу Барселоны – мы обнаруживаем организацию ежегодного паломничества, в основном летом, и порученного каталонским купцам [P. LE BOURGEOIS, op. cit., p. 28.]. В Сицилийском королевстве Мессина, один из последних промежуточных портов перед большим плаванием до Кипра и Сицилии, находится с 1266 по 1285 г. в руках Карла Анжуйского, брата короля Франции Людовика IX. Его администрация ведёт строгий учёт, которые представляет нам единственные статистические данные о перевозках, организованных военными орденами. Здесь мы констатируем организацию в среднем двух рейсов в год. Под этим подразумевается плавание под конвоем, предоставляющее лучшую защиту от пиратов и мусульманских флотов. Что касается Храма, сообщается главным образом о перевозке продуктов питания, но мы также обнаруживаем и подковы [Ibid., p. 27.].

От моря перейдём к океану: в XII-XIII веках торговля по морскому пути между разными государствами Западной Европы является весьма важной. На французском атлантическом берегу лишь в незначительном числе больших портов имеются дома Храма. Здесь можно назвать лишь Нант, Ла-Рошель и Бордо, и можно добавить, что во всех трёх имеется также по командорству госпитальеров [По поводу Нанта, GUILLOTIN DE CORSON, Les Templiers et les Hospitaliers de Saint-Jean de Jérusalem dits chevaliers de Malte en Bretagne, Nantes, 1 9 0 2 , p. 167 — 175 . – По поводу Ла-Рошели,J. C. BONNIN, Les commanderies templières et hospitalières du Pays d’Aunis, La Rochelle, 1982, p. 29 — 35 , 43 -48 . – По поводу Бордо, H. DE MARQUESSAC, Hospitaliers de Saint-Jean de Jérusalem en Guyenne, Bordeaux 1866 , p . 9 — 16 , 211 — 23.]. Это обстоятельство, возможно, является заранее обусловленным: госпитальеры занимаются предоставлением крова, а тамплиеры конвоированием судов. Здесь в основном находится тамплиерская провинция, называемая «Пуату», которая простирается от севера Бретани к области Бордо.

Кроме того, мы обнаруживаем в некоторых других портах французского атлантического берега наличие тамплиерского «городского дома», простого подсобного здания для более важного дома в сельской местности. В определённых случаях этот городской дом мог осуществлять незначительную морскую деятельность, довольно часто не оставляя никаких следов в современных архивах.

Расположенный посередине атлантического побережья Европы, порт Ла-Рошель естественным образом востребован как промежуточный порт для английских, фламандских и североевропейских судов, и, в другом направлении, для судов Португалии, Испании и даже Италии В прибрежном регионе Томара, в Португалии, существуют важные склады балласта, предназначенные для многочисленных судов, прибывающих из Ла-Рошели. Известняк кусков скальной породы здесь на самом деле идентичен известняку скал ла-рошельского берега.

В начале XII века Ла-Рошель – скромная рыбацкая деревня на краю берега, ограниченная с запада небольшим ручейком, а с востока – естественной протокой, в которую во время отлива стекает значительное количество воды, которую прилив заставил подняться в обширные пространства болот. Поступление воды, достаточно обильное для того, чтобы поддерживать глубину, необходимую для судов того времени, и заставить вращаться мельницы сеньора де Шательона, владельца местности. Имущество этого сеньора было конфисковано в 1131 г. его сюзереном герцогом Гильомом Аквитанским, который самостоятельно возвращает себе Ла-Рошель. Гильом Аквитанский приобретает, таким образом, непосредственно принадлежащий ему порт [R. FAVREAU, Les débuts de la ville de La Rochelle, Cahiers de civilisation médiévale, XXX, 1987, p. 3-32. p.5]. Первые «книги кутюмов (обычаев)», которые он жалует для стимулирования этого порта, впоследствии приводят к предоставлению городу специальной хартии [Ibid, p9-10]. До 1139 г. мельницы Ла-Рошели действующии за счет прилива/отлива переданы, вместе с прочим имуществом, тамплиерам. Алиенора Аквитанская, дочь и наследница герцога, дарует им к этой дате освобождение от налогов на их имущество и на перевозку их грузов во всех их владениях, как по земле, так и по воде [L.M. de Richemond, «Chartres de la commanderie magistrale du Temple de La Rochelle (1139-1268) » , Archives historiques de la Saintonge et de l`Aunis, t1, 1874, p. 25-26]

В 1150 г. дом Храма в Ла-Рошели упомянут в документах [J. J. CHAMPOLLION-FIQEAC, Documents historiques inédits, t. Il, Paris, 1843 , p. 26 – 27 (Collection de documents inédits sur l’histoire de France). — Ch. METAIS, «Cartulaire saintongeais de la Trinité de Vendôme», Archives historiques de la Saintonge et de l’Aunis, XXII, 1893 , p. 95 — 96.]. Судя по тому, каким он нам предстаёт в более поздних текстах, это не простой городской дом. Он возвышается посередине закрытого огороженного участка, имеет большую часовню с кладбищем и, прежде всего, имеет большие склады. Он окружён жилым кварталом, с домов которого тамплиеры взимают цензы и ренты. Этот бург вмещает в 1224 г. более 8% населения Ла-Рошели [Состав населения Ла-Рошели: из 1751 жителя города, что дали клятву верности королю Франции Людовику VIII в 1224 г., мы обнаруживаем: 1579 человек короля (90,18%), 142 человека Храма (8.11 %), 14 человек Госпиталя (0,80%), 16 человек принадлежащего аббатству Фонтевро монастыря Святой Екатерины (0.91%). Источник: Arch. nat, J 626, n° 135 (список, опубликованный в Archives historiques du Poitou, tome XX, 1889 , p. 235 — 261).]. Принадлежащий Храму огороженный участок возвышается рядом с портом, с которым он сообщается воротами, в настоящее время исчезнувшими.

В течение XII в. в окрестностях утверждается монокультура виноградников. Путём дарения, покупки или обмена тамплиеры также становятся собственниками многочисленных treuils, то есть виноградарских хозяйств. Часть продукции экспортируется в тамплиерские дома земель, расположенных севернее, остаток является предметом прибыльной торговли. Условия передачи другим домам нам неизвестны: интересно, что 2 октября 1216 г. король Англии приказывает мэру и влиятельным людям Ла-Рошели заплатить людям Храма, за счёт аренды своего города, 80 ливров за вино, закупленное в Англии, и обещает им их возместить [T. DUFFUS HARDY, Rotuli litterarum patentium in Turri Londinensi asservati, t. I, pars I ( 1201 — 1216), London, 1835, p. 198.].

Государства часто воюют между собой, и никакая торговля не может осуществляться в это время без охранных свидетельств. Те, которые были выданы королевскими чиновниками, не оставили никаких следов, но внесение в протокол тех, которые были дарованы самим монархом, даёт нам некоторые сведения о морской торговле винами Храма. В марте-апреле 1214 г. Иоанн, король Англии, пребывает в районе Ла-Рошели. Он выдаёт охранное свидетельство нагруженному вином кораблю, который Жильбер из Храма ведёт в Англию. Другим письмом он предоставляет тамплиерам Пуату беспрепятственную возможность вести торговлю, кроме как в Нормандии, вином которое поставляется кораблями в Дувр. В третьем документе он объявляет о том, что позволил прецептору Пуату нагрузить вином другой корабль [Ibid., p. 111 , 112 et 113.]].

Новая серия документов того же рода выдана его преемником Генрихом III. В 1226-1227 г. он жалует два охранных свидетельства английским тамплиерам для перевозки вина из Ла-Рошели в Англию. В первом, написанном в Вестминстере 23 марта 1226 г., выдаётся разрешение, распространяющееся до Сен-Мишель, для груза вина, погруженного на неф Этьена де Круа [Patent Rolls of the reign of Henry III preserved in the Public Record Office… A.D. 1225-1232, London, 1903, p. 24.]. Во втором, от 1 января 1227 г. разрешение на транспортировку не несёт в себе такого особого уточнения [Ibid., p. 105.]. В 1230-1231 гг. тамплиерам Ла-Рошели были дарованы новые разрешения на передвижение их судов, нагруженных вином. Тогда были упомянуты три корабля, принадлежащих дому Храма этого города: Templere, Buscart de Templo и Buszarde de Templo. 4 февраля 1230 г. Генрих III позволяет судну, которым управляет брат Жан из Храма, из Ла-Рошели, отбыть из Портсмута, при условии, что последний и экипаж поклянутся вернуть судно в этот порт до «Вербного воскресенья» для службы королю [Close Rolls of the reign of Henry III preserved in the Public Record Office… A.D. 1227-1231, London, 1902, p. 291.]. 4 мая охранное свидетельство выдано королём до дня «Обретения Святого Креста», нефу тамплиеров Ла-Рошели, называемому Templere, для перевозки вина и съестных припасов [Patent Rolls, op. cit., p. 368.]. В этот же день те же самые условия пожалованы судну Buszarde de Templo [Ibid., p. 368.]. 10 августа 1230 г. судном Buscard de Templo управляет брат Жан де Кисси. У него есть сопроводительные письма на транспорт с вином, и в этот день он получает разрешение отправляться туда, куда захочет [Close Rolls, op. cit. p.368]. 14 февраля 1231 года король приказывает бальи Портсмута разрешить отбыть обратно во Фландрию или в другое место, вместе с грузом, судну Templere, у которого имелись сопроводительные письма на погрузку старого гасконского вина [Ibid., p. 477.].

В июне 1242 г., воюя в Аквитании, Генрих III жалует охранные письма прецептору домов Храма Ла-Рошели и Бургнёфа, последний был расположен недалеко от города, посреди виноградарской зоны [FRANCISQUE-MICHEL, Rôles gascons, t. I, Paris, 1885, p. 42. (Collection de documents inédits sur l’histoire de France). – Calendar of the patent Rolls preserved in the Public Record Office…, Henry III A.D. 1232-1247, London 1906, p. 309]. В октябре он выдаёт, на определённых условиях, охранные свидетельства тамплиерам домов Ла-Рошели и Эпо. Так как условия договора не были выполнены, он отзывает эти акты несколько дней спустя и извещает об этом хозяев галер [FRANCISQUE-MICHEL, Rôles gascons, t. I, Paris, 1885, p. 69-70, p. 330; CHAMPOLLION-FIGEAC (Jean-Jacques), Lettres de rois, reines et autres personnages des cours de France et d’Angleterre, t. I, Paris, 1839, p. 68 (Collection de documents inédits sur l’histoire de France).].

Страница 1 из 212