Top.Mail.Ru
Тамплиеры в Третьем крестовом походе - Тамплиеры | milites TEMPLI

Тамплиеры в Третьем крестовом походе

В это же время в Европе готовился третий крестовый поход. Гийом, епископ Тирский, появился при французском и английском дворах и описал в ярких красках несчастное положение Палестины, и все ужасы и мерзости, которые творят неверные в священном городе Иерусалиме.

Английский и французский монархи отбросили свою личную враж­ду и согласились сражаться под одним знаменем против неверных, и к концу мая, на второй год осады Акры, королевский флот Филиппа Августа и Ричарда Львиное Сердце торжественно вошел в залив Акры. К моменту прибытия короля Ричарда тамплиеры вновь остались без великого магистра, и брат Робер де Сабле, или Саблуа, воинственный рыцарь ордена, который командовал английскими кораблями в походе, встал во главе братства [Hist, de la maison de Sablé, liv. VI, chap. 5, p. 174, 175. Cotton MS. Nero, E. VI, p. 60, fol. 466, где он назван Роберт де Самбелл; L’art de Verif., p. 347.]. Самые гордые из знати и самые храбрые из европейских рыцарей, прибыв в Палестину, изъявили горячее желание сражаться под знаменами ордена тамплиеров. Великий магистр дозволил многим светским рыцарям встать в ряды воинов-монахов и даже носить красный крест на груди во время сражения.

Тамплиеры показывали чудеса храбрости. «Их доброе имя и слава об их святости, — пишет Жак де Витри, епископ Акры, — подобны сосуду с благовониями, распространяющему сладчайшее благоухание по всему миру, и все святые братства будут помнить их битвы и славные победы над врагами Христовыми, рыцари же из всех уголков земли, герцоги и князья, по их примеру сбросив мирские оковы, отказавшись от суетной жизни и плотских утех ради дела Христова, спешили присоединиться к ним и разделить их святой обет служения» [Jac. de Vitr., cap. 65.].

Утром двенадцатого июля, шесть недель спустя после прибытия английского флота, английский и французский короли, вожди христианского мира и турецкие эмиры с зелеными знаменами собрались в палатке великого магистра тамплиеров, чтобы заключить договор о сдаче Акры, и на следующий день ворота распахнулись перед торжествующими крестоносцами. Тамплиеры получили в собственность три участка земли в городе со стороны моря, где они основали свой знаменитый Храм, ставший отныне главной резиденцией ордена. Известно, что Ричард Львиное Сердце поселился вместе с тамплиерами, тогда как Филипп стал жить в крепости [Le roi de France ot le chastel d’Acre, ot le fist garnir et le roi d’Angleterre se herberja en la maison du Temple. — Contin. Hist. Bell. Sacr., col. 634.].

Когда свирепый английский монарх сорвал знамя эрцгерцога Австрийского с древка и швырнул его в ров, именно тамплиеры, встав между оскорбленными немцами и высокомерными англичанами, сохранили мир в христианском войске [Chron. Ottonis a S. Blazio, с 36, apud Scriptores Italicos, tom. VI, col. 892.].
Во время путешествия из Мессины в Акру король Ричард отомстил Исааку Комнину, правителю острова Кипр, за оскорбление, нанесенное прекрасной Беренгарии, принцессе Наваррской, его нареченной невесте. Английский государь высадился на Кипре, взял штурмом город Лимиссо.И завоевал весь остров; вскоре после прибытия в Акру он продал его тамплиерам за триста тысяч золотых ливров [Contin. Hist. Bell. Sacr., col. 633; Trivet, ad ann. 1191; Chron. de S. Denis, lib. II, cap. 7. Vinisauf, p. 328.].

Но время знаменитого похода Ричарда Львиное Сердце из Акры в Аскалон тамплиеры составляли передовой отряд христианской армии, а госпитальеры двигались в арьергарде [Primariam aciem deducebant Templarii et ultimam Hospitalarii, quorum utrique strenue agentes magnarum virtutum praetendebant imaginem. — Vinisauf, cap. 12, p. 350.]. Саладдин, с огромным войском, всеми силами пытался преградить им путь, и марш на Яффу стал непрекращающейся одиннадцатидневной битвой. В некоторых случаях сам Ричард с отборными рыцарями возглавлял авангард, и тамплиеры составляли его личную гвардию [Ibi rex praeordinaverat quod die sequenti primam aciem ipse deduceret, et quod Templarii extremae agminis agerent custodiam. — Vinisauf, cap. 14, p. 351.]. Они понесли огромные потери, особенно в лошадях, и это последнее обстоятельство, как сообщают источники, привело их в полное отчаяние [Deducendae extremae legioni praefuerant Templarii, qui tot equos ea die Turcis irruentibus, a tergo amiserunt, quod fere desperati sunt. — Ibid.].
Как мусульманские, так и христианские авторы рассказывают с восхищением о поразительных проявлениях героизма.

На шестой день, — пишет Бохаддин, — султан по обыкновению поднялся на заре и узнал от своего брата, что враги пробудились. Спали они в ту ночь подле Кесарии и сейчас одевались и ели. Второй гонец возвестил, что противник выступил; прозвучал наш боевой барабан; все поднялись по тревоге, султан вышел, и я сопровождал его: с отборными воинами он окружил вражескую армию и подал сигнал к атаке…
Их пешие воины были прикрыты толстыми кусками ткани, связанными кольцами наподобие кольчуг. Я видел собственными глазами нескольких, у кого не один и не два, но десять дротиков вонзилось в спину! И все же шли вперед спокойно и радостно, без малейшего трепета! [Bohadin, cap. 116, p. 189.]

Все меры принимались для того, чтобы поддержать мужество и энтузиазм христианской армии. Как-то раз, когда войско остановилось на ночлег и солдаты собирались отдохнуть, послышался громкий голос из середины лагеря, восклицающий: «Спасите Гроб Господень!» — и эти слова, повторяемые предводителями вновь и вновь, отзывались и сердцах воинов [Singulis noctibus antequam dormituri cubarent, quidam ad hoc deputatus voce magna clamaret fortiter in medio exercitu dicens, ADJUVA SEPULCHRUM SANCTUM; ad banc vocem clamabant universi eadem verba repetentes, et manus suas cum lacrymis uberrimis tendentes in caelum, Dei misericordiam postulantes et adjutorium. — Vinisauf, cap. 12, p. 351.]. Тамплиеры и госпитальеры, хорошо тающие страну, по ночам отправлялись за провизией и фуражом. Они часто выходили в полночь, прочесывали окрестности со своими туркополами или легкой кавалерией и возвращались в лагерь на заре с множеством быков, овец и различных припасов [Ibid., cap. 32, p. 369.].

В просторной долине возле Рамлы, когда тамплиеры возглавляли авангард христианского войска, Саладдин сделал последнюю отчаянную попытку остановить их продвижение, и за этим последовала одна из величайших битв века. Жоффруа де Венсоф, сопровождавший короля Ричарда в его экспедиции, дает живое и вдохновенное описание появления мусульманской армии на обширной равни­не в окрестностях Яффы и Рамлы. Со всех сторон, сколько мог охватить взор, от морского побережья до гор, ничего не было видно, кроме леса копий, среди которых развева­лись бесчисленные знамена. Лютые бедуины [Bedewini horridi, fuligine obscuriores, pedites improbissimi, arcus gestantes cum pharetris, et ancilia rotunda, gens quidem acerrima et expedita. — Vinisauf, cap. 18, p. 355.], сыны пустыни, на своих быстрых арабских скакунах, молниеносно пересекли широкую равнину, и в воздухе стало темно от их дротиков и копий. Свирепые и жестокие, устрашающего вида, с кожей чернее сажи, они старались быстрым движением и постоянными атаками нарушить строй христианских воинов. Бедуины кидались в атаку со страшными воплями и криками, которые, вместе с оглушительным звуком труб, горнов, цимбал и бронзовых литавр создавали шум, потрясавший всю равнину и способный заглушить даже громы небесные.

Бой начался на левом крыле госпитальеров, и христиане главным образом были обязаны своей победой доблестному королю Ричарду. Хотя войска Саладдина были смяты, он остался на равнине, не спуская своих знамен, и звук его литавр не умолк; он собрал свою армию, отступил к Рамле и приготовился защищать дорогу, ведущую на Иерусалим. Тамплиеры и госпитальеры, когда битва закончилась, отправились на поиски Жака д’Авена, одного из храбрейших рыцарей Ричарда, чье мертвое тело они на копьях принесли в лагерь под горестный плач и причитания своих соратников [Vinisauf, cap. 22, p. 360. Bohadin, cap. 120.].

Тамплиеры в одной из своих фуражирных вылазок были окружены отрядом из четырехсот мусульманских всадников, превосходившим их по силе; Ричард Львиное Сердце послал графа Лестерского с отборными английскими рыцарями им на помощь, но они оказались побеждены и неминуемо погибли бы, если б сам Ричард не подоспел к месту событий со своим знаменитым боевым топором и не спас тамплиеров в отчаянном положении [Expedite descenderunt (Templarii) ex equis suis, et dorsa singuli dorsis sociorum habentes haerentia, facie versa in hostes, sese viriliter defendere coeperunt. Ibi videri fuit pugnam acerrimam, ictus validissimos, tinniunt galeae a percutientium collisione gladionim, igneae exsiliunt scintillae, crépitant arma tumultuantium, perstrepunt voces; Turci se viriliter ingerunt, Templarii strenuissime defendunt (Тамплиеры быстро слезли с коней и стали спина к спине, лицом к врагам. Они защищались доблестно, и разгорелась же­сточайшая схватка: звенели шлемы, рассеченные мечами, рассыпались огненные искры, лязгали доспехи, голоса сливались в неумолчный гомон. Турки отчаянно рвались вперед, но тамплиеры стояли непоколебимо). — Ibid., cap. 30, p. 366, 367.]. Благодаря доблести и отваге короля Ричарда христианам удалось отбить город Гану, бывшую крепость ордена, захваченную Саладдином вскоре после битвы при Тверии, укрепления были восстановлены, и тамплиеры снова разместили там свой гарнизон. При приближении христианской армии Саладдин отступил к Иерусалиму, и авангард тамплиеров двинулся к маленькому городу Рамла.

В полночь после дня избиения младенцев группа тамплиеров отправилась из лагеря вместе с несколькими госпитальерами на фуражировку; они пересекли горы в направ­лении Иерусалима и на рассвете вернулись в Рамлу с двумя сотнями быков [Vinisauf, cap. 32, p. 369.].
Когда христианская армия удалилась на зимние квартиры, тамплиеры обосновались в Газе, а Ричард и его войско остановились по-соседству в Аскалоне, стены и дома которого английский монарх восстановил в течение зимы. Пока войска отдыхали на зимних квартирах, была достигнута договоренность между тамплиерами, королем Ричардом и Ги де Лузиньяном, «королем без королевства», о передаче последнему острова Кипр, который до этого Ричард продал ордену тамплиеров; в соответствии с этой до­говоренностью Ги де Лузиньян получил власть на Кипре и правил там под величественным титулом императора [Ibid., cap. 37, p. 392; Contin. Hist. Bell. Sacr., col. 638.].

Когда окончились зимние дожди, христианское войско вновь выступило в поход, но и тамплиеры, и госпитальеры настоятельно советовали Ричарду Львиное Сердце не идти на Иерусалим, да и сам английский король, по-видимому, не собирался начинать осаду священного города, ибо явно не имел шансов на успех. Ричард заявил, что он последует совету тамплиеров и госпитальеров, которые хорошо зна­ют страну и горят желанием вновь обрести свои прежние владения. Однако же армия подошла к Иерусалиму на расстояние одного дневного перехода, и тогда был созван совет из пяти тамплиеров, пяти госпитальеров, пяти восточ­ных христиан и пяти западных крестоносцев, и экспедиция была отменена [Vinisauf, lib. V, cap. 1, p. 403; Ibid., lib. VI, cap. 2, p. 404.].

Тамплиеры принимали участие в нападении на боль­шой египетский караван, захватив и привезя с собой в Акру четыре тысячи семьдесят верблюдов, пятьсот лоша­дей, провизию, палатки, оружие и одежду, а также большое количество золота и серебра. Их преследовал Саладдин, который в качестве ответной меры немедленно начал осаду Яффы. Тамплиеры по суше отправились на помощь городу, а Ричард спешил морем. Много доблестных подвигов было совершено, город удалось отстоять, и вся эта военная кампания завершилась подписанием договора, согласно которому христиане получили право посещать Иерусалим как паломники. Тир, Акра и Яффа, а также все побережье между ними предоставлялось христианам, но укрепления Аскалона должны были быть разрушены [Ibid., lib. VI, cap. 4, 5, p. 406, 407 etc, cap. 11, p. 410; cap. 14, p. 412. Король Ричард первым вошел в город. Tunс rex per cocleam quandam, quam forte prospexerat in domibus Templariorum solus primus intravit villam (Тогда король по винтовой лестнице [поднялся] и, осмотрев крепость, направился перво-наперво в обитель тамплиеров.) — Vinisauf, p. 413, 414.].

“История рыцарей – тамплиеров, церкви Темпла и Темпла,
написанная Ч. Дж. Аддисоном, эксквайром из Внутреннего Темпла”