О крестах тамплиеров и не только

О Крестах Тамплиеров и не только

То, что цвет креста тамплиеров должен быть красным, знает каждый так или иначе интересующийся историей Ордена Храма. В 1147 году так решил папа Евгений III, присутствующий на капитуле Ордена в Париже. Решение задокументировано и не вызывает разночтений. Но вот что касается формы этого креста — тут единодушия до сих пор не наблюдается. Говоря другими словами, есть группа из нескольких разновидностей крестов, которую принято ассоциировать с тамплиерами. Но вот какой из них самый-самый тамплиерский, присущий только им — ответа нет.

Попытаюсь исследовать этот вопрос и прояснить его детали. Будет весьма разумным, как мне кажется, сначала обратиться к самим носителям этой символики. Разумеется, по понятным причинам, напрямую мы об этом их спросить не можем. Но за них ответят документы Ордена, печати его командоров и манускрипты той эпохи и т.п..

О ЧЕМ МОЛЧИТ УСТАВ, НО ГОВОРЯТ МАНУСКРИПТЫ, ПЕЧАТИ И ФРЕСКИ
Над правилами, регламентирующими устройство и быт этого ордена, трудились лучшие умы того времени. К вопросу подошли со всей тщательностью и скрупулезностью. Казалось бы, учли все. Кроме креста. Ни в латинской, ни во французских версиях Устава нет пункта, который бы устанавливал или хотя бы как-то оговаривал его форму. Ну, вот нет и все. Напрашивается вполне логичный вывод — если в Уставе ничего об этом не говорится, значит форме креста не придавали никакого значения. Либо об этом сказано в какой-то другой версии этих правил, до нас не дошедшей. Например, в тайной. О наличии которой знают все, но никто не видел. Или видел, но не говорит, где. Или говорит, но проверка не подтверждает. Я не шучу. Вся тамплиерщина основывается на подобных “аргументах”.

То, что форме креста, видимо, действительно не придавали особого значения, следует и из картуляриев того времени, имеющих непосредственное отношение к тамплиерам. На приведенных ниже фотографиях показаны фрагменты двух из них. Рядом с текстом, в котором идет речь о землях, принадлежащих Ордену, стоят кресты. Своего рода маркеры.

То есть, обратившемуся к данному документу человеку, даже не вникающему в суть написанного, а просто просматривающему его, сразу становилось очевидным, что данный фрагмент текста касается храмовников. В итоге мы имеем два вида крестов, которые современники считали “точно тамплиерскими”. Идем дальше.

Несколько иного вида кресты представлены на рисунках ниже.

Они использовались магистрами и прецепторами Аквитании и Пуату. Различие с предыдущими заключается в наличии некого “шипа” снизу. Некоторые исследователи усматривают в нем стилизованное острие меча, объясняя это тем, что тамплиеры, хотя и были монахами, все ж таки являлись и рыцарями. Эдакий символ “церкви воинствующей”, как суть тамплиерского бытия. Вслед за ними и я чуточку пофантазирую. Лично у меня этот выступ вызывает ассоцииации с шипом из тернового венца Спасителя, закончившего свой земной путь на кресте…

Мы также можем их видеть и в церкви Сан-Савино, недалеко от Пизы. Правда, неизвестно, находилась ли она в собственности у храмовников, но кресты явно “один в один” с печатями.

Подобными же крестами была украшена и часовня тамплиеров Санта-Мария в Норбелло, что на острове Сардиния (читать о ней).

К слову, кресты были обнаружены в начале прошлого века, в 1911 году, во время реставрации. Они были скрыты под слоем гипса, покрывавшего стены. Но вернемся к сигиллографии.

Нет, это не печать еще одного командора храмовников. Это печать магистра ордена Меченосцев — Fratres militiæ Christi. Из далекой прибалтийской Ливонии. Вы спросите, какое отношение она имеет к тамплиерам? Да самое прямое. Орден образовался в 1202 году усилиями все тех же цистерцианцев, получив при этом устав ордена Храма. Папа Иннокентий III лично распорядился. Заодно и белые плащи выдали. Разумеется, с крестами. Красными. А теперь еще раз присмотритесь к печати. Иными словами, атрибутика братьев-меченосцев практически в точности совпадала с тамплиерской. Включая форму креста — нигде и никем не оговоренного, но, тем не менее, считавшегося “эмблемой” именно храмовников. К слову, в своих посланиях папа Григорий IX иногда обращался к ливонцам, как к Fratres templariorum ordinem in Livonia profitentes. И этот факт, вероятно, ввел в заблуждение некоторых ученых. Так Марион Мелвиль в своей книге об Ордене, с подачи Гарольда Лемба, называет их “тамплиерами округа Риги”. Но это уже другая история.

Это не единственный пример некой “преемственности” тамплиерской символики. Почти сразу после разгона Ордена все португальские экс-тамплиеры влились в только что учрежденный Орден Христа. Это был своего рода компромисс между папой и королем Португалии. Кому-то ведь надо было воевать с маврами. А без храмовников это была непосильная задача. И под сводами легендарного Томара появились чуть “модернизированные”, но все те же узнаваемые кресты.

Но вот вопрос: а как же изображались в манускриптах и прочих источниках все другие «основные» носители крестов?

На первой миниатюре изображен папа римский, раздающий благословение магистрам двух орденов — госпитальеров и тамплиеров. Сразу обращает на себя внимание то, что у госпитальера (тот, что слева) форма креста явно не соответствует действительности. А на двух других изображены брат и сестры Тевтонского ордена. Это если знать заранее. Ибо формы крестов ничем не отличаются от приведенных выше, «тамплиерских». Единственное, что отображено верно — это цвет крестов. У тамплиеров — красный, госпитальеров — белый, у тевтонов — черный. Судя по всему, именно ему, цвету, в средние века придавалось определяющее значение, а совсем не форме. Как отмечал известный хронист Матвей Парижский, «к XIII веку среди английских крестоносцев утвердился красный крест (крест Святого Георгия); среди французов — серебряный или белый; среди итальянцев — жёлтый или лазурный крест; среди немцев — чёрный, среди фламандцев — зелёный, среди испанцев — пурпурный, среди шотландцев — серебряный андреевский крест».

LA CROIX PATTÉE
Как утверждают некоторые исследователи, название этого типа крестов происходит от французского прилагательного pattée. Термин La croix pattée буквально означает “ножной крест”. Patte означает ногу, ступню, как правило животного. К слову, в упомянутой выше часовне тамплиеров Санта-Мария в Норбелло, рядом с крестами есть граффити напоминающие ослов. Другие предполагают, что название идет от латинского pateo, что означает “открывающийся” и видят в “раскрывающемся” окончании сходство с чашей (!) или канделябром. А вот в Германии этот же крест назывался Tatzenkreuz. Но опять же, от слова ноги, лапы — Tatze. На русском же он так и называется — лапчатый.

И, кстати, та форма креста, ставшая уже “классической” и которую буквально все, едва завидев, тут же ассоциируют с тамплиерами, появилась в их обиходе лишь в конце существования Ордена. К настоящему времени ее можно увидеть на фресках конца XIII века в церкви Сан-Бевигнате в Перудже.

Или вот на этой, из церкови Сан — Сильвестро в Алатри, изображающей, как утверждается, самого св. Бернара (отдаю должное богатой фантазии экскурсоводов).

Или в одной из церквей города Бари, в Апулии.

Это уже не те кресты, о которых шла речь в начале. Но в этом нет ничего удивительного — все течет, все меняется. Менялась «мода», менялся и “дизайн”. Хотя некоторые усматривают в этом признаки образования некого внутреннего круга внутри Ордена…

На протяжении всей своей истории у тамплиеров не было единой формы креста, как это наблюдается, например, у госпитальеров или испанских орденов. Вообще, по большому счету, кресты тогда носили почти все. Эпоха такая была, крестоносная. Откуда ж тогда такой интерес именно к тамплиерским крестам, коих, по сути то и не было, как чего-либо “собственного”?

РОЖДЕНИЕ «ТАМПЛИЕРСКОГО КРЕСТА»
Процессу “популяризации” якобы тамплиерской символики мы обязаны масонам, объявившими себя наследниками, последователями и носителями некой тамплиерской традиции и т.д. и т.п. [читать об этом].
Самое интересное, что они смогли ввести в заблуждение даже самого Наполеона Бонапарта. И кто знает, может именно это и побудило императора вывезти из Ватикана архив процесса тамплиеров во время своего итальянского похода. К слову, значительная часть документов была утеряна. А потом он реквизировал все имущество госпитальеров, являющихся, вот уж действительно в буквальном смысле, наследниками тамплиеров. Из документов процесса стало известно, что у храмовников был некий шифр. Вот тут все и началось. И крест, как оказалось, имел ко всему этому самое непосредственное отношение. Но эта уже тема для отдельной статьи…

XVIII-XIX века – время зарождения и бурного развития археологии. Копают по всему Ближнему Востоку и Северной Африке. В основном ищут подтверждения библейским писаниям. Отсюда и огромный интерес общества к результатам раскопок. Публика следит за новостями затаив дыхание. Находки следуют одна за другой. Среди них попадались и такие, «меченые» крестами. Такими знакомыми…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По сути, тамплиеры были первым военно-монашеским орденом. Можно, конечно возразить, памятуя о госпитальерах, ставших военными несколько ранее. Кстати, и вооруженные эскорты для своих клиентов они стали отряжать еще до того, как голову доблестного Гуго де Пейна посетила аналогичная идея. Но я не это имел в виду. Дело в том, что тамплиеров первыми так грамотно преподнесли сообществу. Говоря современном языком, пиар-компания была проведена на высшем уровне. Чего стоил только первый презентационный евротур “отцов-основателей” Ордена! Затем пышная церемония “утверждение креста” при большом стечении заинтересованной публики и представителей прессы. И как блестящий, но ожидаемый финал — появление командорств, прецепторий, домов и просто земельной собственности храмовников по всей христианской Ойкумене. И все это впервые для Европы. И, разумеется, храмовники “метили” свои постройки и прочую собственность своими знаками… крестами. В булле De insolentia Templariorum reprimienda от 1223 года папа упоминал, будто «Генрих, достославный король Английский, жаловался ему на узурпацию тамплиерами его королевских доменов, что они устанавливают свои кресты на домах, не принадлежавших им, что мешает сборщикам взимать подати и привлекать население к работам в пользу короны…» [Ч. Аддисон].И кресты эти, при всем своем видимом отличии, были объединены одним общим признаком. Все они имели расширяющиеся концы. И при всем при этом, в данном случае, тамплиеры не были оригинальны и не изобретали какого-то “своего” знака. Да и Устав того не требовал. Пользовались видами, наиболее распространенными на то время.

Анохин Вадим [Vad Anokhin]
Санкт-Петербург. 2018 (с)