Вторжение киданей, или каракитаев, — монгольских кочевников во главе с гурханом Елюй Даши (耶律達實(1087 -1143)) — в Хорасан и земли караханидов в 1130 г., разгром киданями армии сельджукского султана Санджара в битве при Катванской равнине в окрестностях Самарканда 9 сентября 1141г. ознаменовали собой появление огромной кочевой империи в Средней Азии. Религиозная принадлежность Елюй Даши точно не установлена. По одной из версий, Елюй Даши исповедовал манихейство, по другой — христианство в несторианской форме, в то время как значительная часть киданей были буддистами [Silverberg, 1996, 3-73]. Несторианкой была супруга Елюй Даши уйгурская княжна Табуян. Елюй Даши оказывал активное покровительство несторианам, и с его правлением связан расцвет несторианской Уйгурии. Уйгурские купцы, контролировавшие значительную часть Великого шелкового пути, финансировали военные походы киданей, причем христиане пользовались широкими привилегиями, а мусульманские купцы облагались большими налогами. Как полагал Л. Н. Гумилев, покровительство, которое оказывали христианам уйгурские правители, могло само по себе породить легенду о пресвитере Иоанне — царе и священнике, который правит в глубинах Азии и придет на помощь крестоносцам [Гумилев, 1970, 110-113, 116-137]. Одним из первых эту легенду воспроизвел немецкий хронист Оттон Фрейзингенский.
Как писал Оттон, «несколько лет назад некий Иоанн, царь и священник народа, живущего по ту сторону Персии и Армении, на крайнем Востоке, и исповедующего христианство, хотя и несторианского толка, пошел войной на двух братьев Самиардов, царей Мидии и Персии, и завоевал их столицу — Экбатану, о которой было сказано выше… Пресвитер Иоанн — так его обычно называют — победил персов, обратившихся в бегство. Говорят, что после этой победы вышеупомянутый пресвитер Иоанн двинулся на помощь Иерусалимской церкви. Однако когда он достиг Тигра и за неимением корабля не смог переправить войска, то пошел к северу, туда, где, как он узнал, эта река покрывается льдом в зимнее время. Но, проведя там напрасно несколько лет, он не дождался мороза и, не достигнув из-за теплой погоды своей цели, был вынужден вернуться на родину, тем более что из-за нездорового климата он потерял многих своих воинов» (Ottoni Chronica, 1912, 365-367). Как отмечал Оттон, пресвитер Иоанн был столь великим, что пользовался изумрудным скипетром, и вел свой род от древних волхвов Нового Завета.
На чем основывался Оттон, сообщая эти сведения? Согласно Оттону, информация о пресвитере Иоанне была ему предоставлена в 1145 г. Гуго, сирийским епископом Габала. Через некоторое время, около 1165 г., в Европе распространилось письмо пресвитера Иоанна, адресованное византийскому императору Мануилу Комнину. Это письмо использовали продолжатели Оттона Фрейзингенского, желая подтвердить подлинность сведений своего мэтра (Ottoni Chronica, 1912, 366). Позднее выяснится, что письмо было фальшивкой.
Хронист XIII в. Альберик де Труа-Фонтен сообщал, что пресвитер Иоанн — индийский царь, написал письма как византийскому императору Мануилу Комнину, так и германскому императору Фридриху Барбароссе (Chronica Albrici Monachi, 1874, 848849). В 1177 г. папа Александр III отправил к пресвитеру Иоанну посольство во главе со своим медиком магистром Филиппом. Филипп более не вернулся в Рим и исчез.
Л. Н. Гумилев полагал, что под пресвитером Иоанном Оттон Фрейзингенский подразумевал либо хана монгольского племени кереитов, впоследствии завоеванного Чингисханом, либо Инанч Бильгэ Буку-хана, правителя племени найманов, владения которого на Севере простирались до Саянского хребта. Л. Н. Гумилев локализовал страну пресвитера Иоанна в Уйгурии. Возможно, изначально легенда о пресвитере Иоанне была придумана рыцарями ордена госпитальеров (иоаннитов) после 1141г., когда до магистра ордена дошли сведения о поражении султана Санджара (Самиарда) в битве с полчищами Елюй Даши [Гумилев, 1970, 136-139]. Через три года крестоносцы потеряли Эдессу, а Занги и Нур ад-Дин проводили политику консолидации сельджукских атабеков и арабских эмиров для борьбы против крестоносцев. Госпитальеры были заинтересованы в том, чтобы готовившийся Второй крестовый поход 1147 1149 гг. превратился в масштабное наступление крестоносцев в Сирии, что позволило бы форсировать Евфрат и начать вторжение в Месопотамию. Поэтому слухи о существовании пресвитера Иоанна, который хочет оказать помощь христианам, могли стимулировать усилия короля Конрада III и короля Людовика VII и побудить их к походу в Междуречье. Реальная обстановка делала невозможным взаимодействие крестоносцев, и Елюй Даши как по причине отсутствия связи с крестоносцами, так и в силу того, что Хорасан располагается все-таки достаточно далеко от Междуречья, не ставил своей целью западный поход.
Кроме того, Елюй Даши умер в 1143 г., за четыре года до начала Второго крестового похода. Тем не менее, создание империи киданей поставило под вопрос дальнейшее существование ислама в Средней Азии и в перспективе означало, что сельджукам придется воевать на «два фронта»: как против крестоносцев в Сирии и Палестине, так и против киданей в Мавераннахре. Поэтому легенда, вопреки мнению скептиков, ищущих прообраз пресвитера Иоанна в несторианском епископе Мар Иоанне — «патриархе Индий», посетившем Рим в 1122 г. [Панфилов, 2011], имела под собой реальные военно-политические проекты. Монах Альберик де Труа-Фонтен шел по пути более современного восприятия легенды. В своей хронике он отмечал, что пресвитер Иоанн управлял татарами — варварским народом, который он призвал в поход против персов и мидийцев. Татары, видя свою невиданную силу, убили пресвитера Иоанна, а на его место выбрали своего хана, выдавая его за Иоанна (Chronica Albrici Monachi, 1874, 942). Эта легенда была в несколько видоизмененном виде воспроизведена впоследствии Жаном де Жуанвилем в «Житии Людовика Святого». Согласно сообщению Жуанвиля, пресвитер Иоанн владычествовал над татарами и презирал их, из-за чего татары восстали и свергли его господство (Vie de Saint Louis, 1995, 424-437).
Связывая происхождение пресвитера Иоанна со своими героями, Вольфрам вплетает повествование в актуальный для современников контекст, связанный с планированием новых крестовых походов. Кровное родство рыцарей Европы с пресвитером Иоанном через анжуйского рыцаря Гамурета — в изложении Вольфрама, — происхождение Иоанна от прекрасной королевы Репанис, хранительницы Грааля, предоставляло крестоносцам дополнительный аргумент с точки зрения обычного рыцарского права, который оправдал бы поход в Междуречье или в Египет. Не исключено, что под видом Гамурета Анжуйского Вольфрам описал кого-то из представителей династии Плантагенетов: либо Ричарда Львиное Сердце, либо сына сестры Ричарда, Матильды Плантагенет, императора Оттона IV Вельфа. В связи с этим неслучайно, что легенда о пресвитере Иоанне обрела новую жизнь в период Пятого крестового похода, совпадающего по времени с последними годами жизни и кончиной Вольфрама.
Французский хронист Жак де Витри, участник этого похода, писал из Египта в письме от 18 апреля 1221 г. о том, что сын пресвитера Иоанна индийский царь Давид разгромил сарацин и был готов оказать содействие крестоносцам в их борьбе против государства Эйюбидов (Jacques de Vitry, 1970, 28). По мнению современных исследователей, под Давидом, сыном пресвитера Иоанна, Жак де Витри имел в виду Кучлука, хана монгольского племени найманов. Жак де Витри приложил к своему письму латинский перевод «Истории деяний Давида, царя Индий», которая, по мнению Р. Хаутала, представляет собой «смешанное описание военных кампаний хорезмшаха Ала Ад-Дин Мухаммеда II, найманского хана Кучлука и Чингиз-хана». Эта история была доставлена Боэмунду IV, князю Антиохии, разведчиками крестоносцев и переведена с арабского языка на латынь [Хаутала, 2014].
Заключение
На основании всех приведенных выше аргументов сделаем следующие выводы. Канонические представления Вольфрама, его восприятие Церкви и христианского благочестия находились под сильным влиянием традиций ордена тамплиеров. Эти традиции опирались на канонические постановления Собора в Труа 1129 г., буллу папы Иннокентия II Omne datum optimum и на духовные сочинения Бернарда Клервосского. Тамплиеры предстают в романе «Парцифаль» в качестве защитников Грааля, под которым следует понимать Христа Спасителя, краеугольный камень, и вероятно, бенедиктинского монастыря Девы Марии на горе Монсеррат в королевстве Арагон. В этом Вольфрам видел главную церковную миссию ордена тамплиеров, да и всего рыцарства. Нападение на тамплиера является для Вольфрама смертным грехом, искуплению которого Парцифаль посвящает последующую жизнь.
Преставления Вольфрама о рыцарском праве также были пропитаны идеологией тамплиеров, и, вместе с тем, эти представления сочетали традиционное для средневекового обычного права отношение к воинской доблести как к главному качеству истинного рыцаря, а также культ Прекрасной Дамы. С точки зрения Вольфрама, почитание рыцарской доблести нуждается в таком важнейшем дополнении, как куртуазный культ Прекрасной Дамы. Куртуазный культ определяет жизнь главных героев Вольфрама: Гамурета и Парцифаля, и этот культ находил в эпоху Вольфрама отклик в рыцарском и монашеском благочестии как в ордене тамплиеров, так и у тевтонских рыцарей. Некоторые сюжеты Вольфрама, в частности упоминание о пресвитере Иоанне, дают основания допустить возможность участия Вольфрама в крестовых походах на Восток или, по крайней мере, близкое знакомство Вольфрама с их непосредственными участниками.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Источники
- Chronica Albrici Monachi (1874) — Chronica Albrici Monachi Trium Fontium / Hrsg. von Paulus Scheffer-Boichorst // MGH. 23. Hannover, 1874.
- Chronicon Terrae Prussiae (1861) — Petrus de Dusburg. Chronicon Terrae Prussiae // Scriptores Rerum Prussicarum / Hrsg. von Th, Hirsch, M. Toeppen, E. Strehlke. Leipzig, 1861. B. I. S. 21-219.
- Ioannis Cinnami Historia (1836) — Ioannis Cinnami Historia / Ed. by A. Meineke // CSHB. 13. Bonn, 1836.
- Jacques de Vitry (1970) — Jacques de Vitry. Lettres / Ed. par R. B. C. Huygens. Leiden, 1970.
- La Mort du roi Arthur (2009) — La Mort du roi Arthur / Ed. par D. F. Hult. Paris, 2009.
- La Quete du Saint Graal (2006) — La Quete du Saint Graal / Ed. par F. Bogdanow, A. Berrie. Paris, 2006.
- Malory (1996) — Thomas Malory. Le Morte d’Arthur / Ed. by Helen Moore. London, 1996.
- Nicetae Choniatae Historia (1975) — Nicetae Choniatae Historia / Hrsg. von I. A. van Dieten. Berlin, CFHB 11/1; New York, 1975. Vol. I-II.
- Ottoni Chronica (1912) — Otton von Freisingen. Chronica de duabus civitatibus / Hrsg. von Adolf Hofmeister // MGH SS rer. Germ. (45). Hannover; Leipzig, 1912.
- Parzival (2017) — Wolfram von Eschenbach. Parzival Bd. II // Nach der Ausgabe Karl Lachmanns ubertragen von Dieter Kuhn. 5. Aufl. Frankfurt am Main, 2017. B. I-II.
- Vie de Saint Louis (1995) — Jean de Joinville. Vie de Saint Louis / Ed. par J. Monfrin. Paris, 1995.
- Willhelmus Tyrrensis (1986) — Willhelmus Tyrrensis. Chronicon / Ed. par R. B. C. Huygens // CCh. (Cont. Med.) 63. Turnholti, 1986. Vol. I-II.
- История Масуда (1962) — Абу-ль-Фадль Мухаммад ибн Хусейн аль-Байхаки. История Масуда / Пер. А. К. Арендс, Ташкент, 1962.
Литература
- Горелик (1987а) — Горелик М. В. Ранний монгольский доспех (IX — первая половина XIV в.) // Археология, этнография и антропология Монголии: Сб. статей / Отв. ред. А.П. Деревянко. Новосибирск, 1987. C. 163-208.
- Горелик (1987b) — Горелик М. В. Сакский доспех // Центральная Азия: новые памятники письменности и искусства: Сб. статей / Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1987. C. 110-133.
- Горелик (1993) — Горелик М. В. Защитное вооружение степной зоны Евразии и примыкающих к ней территорий в I тыс. н. э. // Военное дело населения юга Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 1993. C. 149-179.
- Гумилев (1970) — Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства (Легенда о «государстве пресвитера Иоанна»). М., 1970.
- Панфилов (2011) — Панфилов Ф. М. Пресвитер Иоанн // Православная энциклопедия. М., 2011. Т. 24. С. 577-581.
- Плетнева (1990) — Плетнева С. А. Половцы. М., 1990.
- Симоненко (2015) — Симоненко А. В. Сарматские всадники северного Причерноморья. 2-е изд., испр. и доп. Киев, 2015.
- Хазанов (2008) — Хазанов А.М. Очерки военного дела сарматов. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2008.
- Хаутала (2014) — Хаутала Р. История деяний Давида, царя Индий (1221): латинский текст, перевод и комментарии // Золотоордынское Обозрение. 2014. №4 (6). C. 25-49.
- Arnold (1983) — Arnold U. Elisabeth und Georg als Pfarrpatrone im Deutschordensland Preussen. Zum Selbstverstandnis des Deutschen Ordens // Elisabeth, der Deutsche Orden und ihre Kirche. Festschrift zur 700 jahrigen Wiederkehr der Weihe der Elisabethkirche / Hrsg. v. Udo Arnold, Heinz Liebing. Marburg, 1983. S. 163-185.
- Ayalon (1996) — Ayalon D. The Mamluks of the Seljuks: Islam’s Military Might at the Crossroads // Journal of the Royal Asiatic Society. Third Series. 1996. Vol.6. №3 (Nov.). P. 305-333.
- Bayer (1980) — Bayer H. “guotiu wip, hant die sin” (Parz. 827, 25). Wolfram von Eschenbach und der thuringische Landgrafenhof // Euphorion. 1980. № 74.
- Campbell (1990) — Campbell J. Transformations of Myth Through Time. New York, 1990.
- Gartner (2008) — Gartner K. Marienverehrung und Marienepik in Deutschen Orden // Mittelalterliche Kultur und Literatur im Deutschordensstaat in Preussen : Leben und Nachleben (sacra bella septentrionalia I) / Hrsg. v. J. Wenta, S. Hartmann, G. Vollmann- Profe. Torun, 2008. S. 395-410.
- Gibbs (1968) — Gibbs M. The Role of Woman in Wolfram’s Parzival // German Life and Letters. 1968. №21, 4. P. 296-308.
- Jung, Franz (1980) — Jung E., Franz M.-L. von. The Grail Legend. Boston, 1980.
- Kunitzsch (1984) — Kunitzsch P. Erneut: Der Orient in Wolframs Parzifal // Zeitschrift fuer deutsches Altertum und deutsche Literatur. 1984. № 113. S. 79-111.
- Nicolle (1999) — Nicolle D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050-1350. I: Western Europe and the Crusader States. London, 1999.
- Nicolle (2007) — Nicolle D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050-1350. II: Crusader Warfare: Muslims, Mongols and the Struggle Against the Crusades. London, 2007.
- Niederkorn, Hruza (2008) — Niederkorn J. P., Hruza K. Die Regesten des Kaiserreiches unter Lothar III und Konrad III. Zweiter Teil: Konrad III. Wien; Koln; Weimar, 2008.
- Peacock (2015) — Peacock A. C. S. The Great Seljuk Empire. Edinburgh, 2015.
- Reid (2001) — Reid H. Arthur the Dragon King: How a Barbarian Nomad became Britain’s Greatest Hero. London, 2001.
- Scavone (1999) — Scavone D., Joseph of Arimathea, the Holy Grail and the Edessa Icon // Arthuriana. 1999. № 9, 4. P. 3-31.
- Scholz (1983) — Scholz H. J. 1931-1941: Funfzig Jahre Elisabethforschung // Elisabeth, der Deutsche Orden und ihre Kirche. Festschrift zur 700 jahrigen Wiederkehr der Weihe der Elisabethkirche / Hrsg. v. Udo Arnold, Heinz Liebing. Marburg, 1983.
- Scott Littleton, Malcor (2000) — Scott Littleton C., Malcor L. A. From Scythia to Camelot: A Radical Reassessment of the Legends of King Arthur, the Knights of the Round Table, and the Holy Grail. New York, Abingdon, 2000.
- Silverberg (1996) — Silverberg R. The Realm of Prester John. Ohio, 1996.
- Tomaryn Bruckner (2009) — Tomaryn Bruckner M. Chretien Continued. A Study of the Conte du Graal and its Verse Continuations. Oxford, 2009.
- Wolf (2014) — Wolf J. Konig Artus im Preussenland. Merkwurdigkeiten der Oberlieferung und Wahrnehmung // Neue Studien zur Literatur im Deutschen Orden / Hrsg. v. Jurgen Wolf. Stuttgart, 2014. S. 79-92.
Андрей Юрьевич Митрофанов А.Ю. доктор исторических наук, доктор Лувенского католического университета