Top.Mail.Ru
Карты-планы Иерусалима времен крестоносцев [XII в.]

Карты-планы Иерусалима времен крестоносцев [XII в.]

Завоевание крестоносцев вновь пробудило интерес европейцев к Святой Земле в целом и к Иерусалиму, где находился Гроб Господень, в частности. Особый интерес вызвали места, освященные христианской традицией, и в Европу хлынуло множество сообщений о строительстве и восстановлении Иерусалима. Наряду с многочисленными словесными описаниями, появившимися в XII веке, стали появляться многочисленные графические образы, особенно карты. В настоящее время известно четырнадцать карт, на которых изображен Святой город под властью франков в XII веке. Эти карты продолжали копировать вплоть до конца XIV века, несмотря на то, что в 1187 году Иерусалим перешел в руки мусульман и, за исключением короткого периода с 1229 по 1244 год, перестал быть христианским городом. Четырнадцать карт составляют одну основную группу из одиннадцати поразительно похожих круглых карт и еще трех карт, сильно отличающихся друг от друга [Камбрэ, Монпелье, Кодекс Харли] [Cambrai, Médiathèque municipale, MS. B 466, fol. I r; Bibliothèque interuniversitaire de Montpellier; section médecine H. 142, fol. 67v; London, British Library, Cod. Harleian 658, fol. 39b.].

Наиболее ярким из трех единичных примеров является знаменитая карта Камбрэ [рис. 1]. Нарисованная в XII веке, эта ромбовидная карта ориентирована на север. Ее важность заключается в том, что ее создатель хорошо знал Иерусалим крестоносцев и представил зрителю чрезвычайно подробную и сравнительно правильную карту города. Точное изображение храма Гроба Господня в его новом виде включает новую колокольню и внутренний двор, обращенный на юг, которые были построены крестоносцами. Прилегающий комплекс госпитальеров также представлен очень подробно. На бывшей мечети Аль-Акса появляется надпись Domus Militum Templi, а на западе изображены Curia Regis [Королевский двор] и Turris Tancredi [Башня Танкреда]. Еще один элемент, указывающий на знакомство художника с городом, можно обнаружить в северо-восточной части городской стены: Hic capta est civitas a Francis [Отсюда город был захвачен франками]. Интересной особенностью, присущей только карте Камбрэ, является ее осведомленность с восточно-христианских церквями Иерусалима. По крайней мере, шесть виз них фигурируют на карте: церковь Св. Саввы, вероятно, иерусалимское подворье монастыря Мар Саба; церковь Харитона, где сирийцы выставляли мощи святого в деревянном сундуке; якобитская церковь Святой Марии Магдалины; церковь Святого Георгия, расположенная на рынке; церковь Святого Авраама и церковь Святого Варфоломея. Уникальным является и то, что для церкви Гроба Господня на карте использовано греческое название Анастасис. Это вполне может свидетельствовать о том, что создатель карты получил информацию от местных восточных христиан. Наконец, необычное включение псевдотопографических линий, очерчивающих холмы вокруг Иерусалима, свидетельствует о знакомстве автора с топографией города и его окрестностей.

Карта Камбрэ

Рис.1. Карта Камбрэ

Из внушительной и значительной группы круглых карт семь были составлены в XII веке и четыре – в XIII-XIV веках. Их весьма очевидные общие черты указывают на то, что они прямо или косвенно происходят от одного первоначального круглого прототипа. На всех одиннадцати картах круг образуют городские стены, а две главные улицы – Roman cardo и decutnanus – образуют крест в его центре. Круглая форма может быть результатом влияния либо mappa mundi [карт мира] типа Т-О [Тип карты мира, распространенный на средневековом Западе. На этих картах мир изображается в виде круга (буква 0), который пересекают две основные оси – вертикальная и горизонтальная в форме буквы Т. Вертикальная ось обозначает Средиземное море, правая горизонтальная – Нил, левая – Дон.], либо распространенного изображения Небесного Иерусалима из Откровения Иоанна [гл. 21-22], которое было популярно еще до крестовых походов. Как и карты Т-О, эти изображения всегда обращены на восток, в то время как квадратная карта Монпелье [рис. 3] и трапециевидная карта Камбрэ обращены на север.

Карта типа Т-О

Рис.2. Карта типа Т-О. Раздел земли между сыновьями Ноя

Карта Монпелье

Рис.3. Карта Монпелье

План города, включая ворота, главные дороги и улицы, основные здания, изображенные на картах, идентичен на всех картах. От ворот Давида на западе симметрично расходятся две дороги: одна ведет на юг, в Вифлеем, другая – на север, в Mons Gaudii [Наби Самвиль], откуда, по преданию, крестоносцы впервые увидели Святой город в 1099 году. Две главные артерии внутри городских стен пересекаются в центре круга на Рыночной Площади [Forum rerum Venalium], образуя четыре квартала одинакового размера. Кроме этих двух перекрестков, указана еще одна улица, ведущая к воротам Иосафата, а на большинстве карт еще одна улица начинается у ворот Святого Стефана и проходит ниже Храмовой горой вдоль Тиропеонской долины. Несмотря на то, что этот план весьма схематичен, он действительно отражает основную схему улиц Иерусалима. На всех картах доминирует ряд сооружений: Гроб Господень и Templum Domini часто представлены в виде двух дополняющих друг друга кругов, также выделяются Башня Давида [Цитадель] и Templum Salomonis.

Одной из наиболее ярко выраженных особенностей этих круглых карт является то, что, в отличие от карты Камбрэ, на них не только названы места, но и часто представлены многие библейские и апокрифические предания, связанные с теми или иными объектами. Эта особенность, которая впоследствии станет весьма характерной для карт Иерусалима, превращая их в краткую визуальную историю города, впервые появляется на круглых картах. Общая группа традиций и объектов, как внутри города, так и за его пределами, регулярно изображается на всех картах. Практически во всех случаях выбор объектов, их расположение на карте и названия идентичны, что подчеркивает сильную зависимость карт друг от друга и, в конечном счете, от одного прототипа, созданного примерно в середине XII века. Помимо уже упомянутых основных памятников, на всех картах присутствуют следующие объекты и традиции: Porta speciosa [Красивые ворота; Деян. 3:2, 10]; Ecclesia S. Anna, где, по преданию, родилась святая Анна; Piscina [Бассейн Вифезда; Ин. 2:2-15]; Templum Salomonis; Forum rerum Venalium [Рыночная площадь]; Cambium monete [Денежная биржа]; Lapis scissus [камень, расколовшийся при Распятии; Мф. 27:51]; и так называемая Ecclesia Latina [Ecclesia Sanctae Maria Latina], представляющая собой весь комплекс ордена Святого Иоанна, т.е. госпитальеров, который находился в городе Иоанна, т.е. Госпитальеров, который в действительности располагались чуть южнее Гроба Господня].

На большинстве круглых карт Calvaria и Голгофа встречаются рядом: первая – название места распятия в эпоху крестоносцев, вторая – часовня Адама под местом распятия. За пределами стен изображены следующие основные предания и достопримечательности: Ascensio domini [церковь Вознесения Господня; Лк. 24:50-51; Мк. 16:19]; Porta aurea [Золотые ворота, через которые Иисус вошел в Иерусалим; Мф. 21.7-11, Мк. 11:7-10; Лк. 19:36-40]; Ecclesia/Sepulchrum S. Maria [место погребения Марии по преданию, восходящему к V веку] и Villa Gethsemant [место страданий в саду и ареста Иисуса; Мф. 26:36]. Два последних места находились в долине Кедрона, или долине Иосафата. На картах также обозначены Fans Syloe [бассейн Силоам] и Cenaculum – комната, в которой проходила Тайная вечеря, расположенная, согласно традиции, на горе Сион. Включены также некоторые объекты, расположенные вдали от города.

Хотя все круглые карты имеют общую основу, они, тем не менее, обладают индивидуальными чертами и часто представляют нам уникальные места или предания из еврейской Библии, Нового Завета и апокрифов. Гаагская карта [The Hague, Koninklijke Bibliotheck, MS. 76 F5, fol. I r] [рис. 4] – самая известная и самая красивая из круглых карт. Ее отличают прежде всего необычные графические особенности. Особенно выделяется изображение святого Георгия в одежде рыцаря-тамплиера, побеждающего мусульманского врага. К северу от города видна группа людей злодейского вида: это иудеи готовятся побить камнями святого Стефана, который появляется ниже [Деян. 7:54-60]. Церковь, посвященная святому Стефану, была смещена в нижнюю часть карты, чтобы показать эту сцену, что еще раз свидетельствует о том, что точность и реалистичность не были первостепенными. Упсальская карта [Uppsala, Universitetsbibliotek, MS. C. 691 fol., F. 39] [рис. 5] особенно богата библейскими традициями. Автор решил назвать Mons Gaudii [“гору Радости”, с которой крестоносцы впервые увидели Иерусалим], Masphat, т.е. Mizpah, место, где Самуил собрал израильский народ и призвал его к покаянию [I Цар. 7:5]. Пастушье поле [Лк. 2:8-20] названо «местом, где Иаков пас овец своих»; рядом изображен Hay [Ай, второй город, завоеванный Иисусом Навином; Иис. 8:1 и далее]. Недалеко от Вифлеема показано место избиения невинных [Мф. 2:16-19]. У Овечьего бассейна рядом с одинокой колонной появляется интересная надпись: «Здесь Иисус был бичеван». Эта надпись, а также дополнительные объекты, указанные в итинерариях, возможно, указывают на формирование предания Via Dolorosa уже в XII веке. Таким образом, эти карты, несмотря на их схематичность и зачастую неточность, могут дать нам важную информацию о реалиях своего времени.

Гаагская карта

Рис.4. Гаагская карта

Упсальская карта

Рис.5. Упсальская карта

Какова была цель всех этих изображений Иерусалима крестоносцев? Были ли они реалистичным изображением города? Должны ли они были помочь паломникам найти дорогу к христианским святыням или к хостелам военных орденов? И почему круглые карты были так популярны? Уже при беглом взгляде на сами карты становится ясно, что они не задумывались как точные, практичные путеводители. Нет никаких оснований полагать, как утверждают некоторые, что художники не имели технической возможности нарисовать реалистичную карту. Идеальный круг, символизирующий стены Иерусалима на круглых картах, как и квадрат на карте Монпелье и трапеция на карте Камбрэ, не не претендует на то, чтобы изобразить реальные очертания городских стен. Прямые симметричные улицы также не воспроизводят извилистые переулки Иерусалима крестоносцев. Здания часто смещены с их истинного места, чтобы освободить место для других или придать им более эстетичный вид. Поэтому очевидно, что создание карты в современном понимании этого слова – точного, пропорционального описания города – не входило в задачи этих художников. Это, безусловно, справедливо для круглых карт; но даже автор карты Камбрэ, который, несомненно, знал Иерусалим не понаслышке и был наиболее реалистичным из всех, не ставил перед собой задачу создания точной карты.

Таким образом, эти карты должны были иметь другое назначение. Они были призваны создать определенный образ Иерусалима – в случае круглых карт – образ славного города, сочетающего христианские традиции и реалии крестоносцев, иллюстрацию возрождения христианского правления в историческом Иерусалиме. Они представляли новый христианский Иерусалим, построенный новыми Давидом и Соломоном, Эзрой и Неемией, и управляемый ими, о чем недвусмысленно говорится в тексте, сопровождающем Парижскую карту [Paris, Bibliothèque Nationale, Fonds lat. 8865, f. 133.] [рис. 6]. [Действительно, есть некоторые основания полагать, что Парижская карта является одним из ранних образцов круглых карт, которые, по-видимому, были приложены к тексту, описывающему завоевание Иерусалима – Gesta Francorum Expugnantium Hierusalem]

Парижская карта

Рис.6. Парижская карта

Их темой было новое избранное Богом царство на земле, и поэтому художники соединили священные христианские места и традиции с важными памятниками и зданиями крестоносцев. Город, который они изображали, нельзя было увидеть, и некоторые названия, которые они упоминают, относятся, прежде всего, к прошлому. Например, ворота Давида иногда называются библейским именем рыбные ворота [Неем. 3:3], дорога на Вифлеем – путь в Вифлеем Эффрата [Мих. 5:1], а сам Вифлеем – Вифлеем Иудейский [Руфь 1.1]. На этих картах есть места, далекие в пространстве и времени: Мон-Сеир [Эдом], Мон-Синай, Содом и Гоморра.

Иерусалим представлен на этих картах как славное место, смесь истории и реальности, зрелище, будоражащее воображение. Перед зрителем предстает красочный город, полный монументальных зданий, над которыми возвышаются церковные шпили, – столица крестоносцев, величественно окутанная своим прошлым и сияющая королевским великолепием. Именно такой вдохновляющий образ Иерусалима художники хотели донести до христиан Запада. Видимо, именно благодаря своей особенности круглые карты были предпочтительнее других изображений города. Хотя на карте Камбрэ и была нарисована прекрасная картина Иерусалима, она была явно современной. На карте Монпелье традиции смешивались с реальностью крестоносцев, но славного королевского города на ней не было. Именно круглые карты, наполненные как далекой историей, так и современной пышностью, ограниченные идеальным кругом, символизирующим идеальный город – круглый небесный Иерусалим, очаровывали западного христианина.

Штутгардская и Копенгагенская карты

Рис.7. Штутгардская [слева] и Копенгагенская карты

карты Кодекса Харлей и Сент-Омера

Рис.8. карты Кодекса Харлей и Сент-Омера

Брюссельская и Лондонская карты

Рис.9. Брюссельская [слева] и Лондонская карты

Милка Леви-Рубин [Университет Иерусалима]
Перевод с английского