Говорят, что с этого папы все и началось, а его приемник заложил прочный фундамент несокрушимой и агрессивной власти Святого престола, самый расцвет которой пришелся на XI вплоть до начала XIV века.
Речь об Александре II [понтификат 1061-1073 гг.]. Именно при нем Запад начал вооруженную экспансию против всех, кто не принадлежал к римской секте христиан. Именно при нем стали отрабатываться методы мобилизации крупных воинских соединений, составленных из интернационального рыцарства и апробироваться способы ведения пропагандистских компаний. Впрочем, давайте по порядку…
Римское папство окончательно сформировалось к VI веку. Крупные землевладельцы, а по совместительству архиепископы, они приняли громкий и помпезный титул Pontifex Romanus — римский понтифик. А наиболее тщеславные – Pontifex Maximus — верховный суверенный понтифик. Понятное дело, что при таком высоком социальном статусе, да еще и с такими амбициозными титулами, они быстро подмяли под себя Рим, став фактически его правителями. В 756 году Пипин Короткий, отец Карла Великого, подарил папам земли, окружающие Рим. Так появилась Папская область. Это уже было государство. И государство это очень хотело расширяться… и непременно до maximus.
Однако с верховенством пока получалось не очень, уж слишком сомнительный контингент занимал престол святого Петра. То чернокнижник Герберт Аврилакский [папа Сильвестр II], то целая когорта каких-то развратников-порнократов, пьяниц и сребролюбцев. Да да, период с начала папства Сергия III [904 г.], длившийся целых 60 лет [по 963-й, год смерти Иоанна XI] так и назван – Порнократия. Папство тогда находилось под внешним управлением аристократических семей и в первую очередь семьи Теофилактов. Не сколь главы семейства, римского консула и комита Тускулума, сколь его жены с дочки – Феодоры и Марозии. Эти римские блудницы сажали на папский престол и прочие высшие церковное должности своих любовников, друзей и родственников. Потом к этой компашке присоединился еще и внучок – Альберих, герцог Сполетский. Эх, и веселая жизнь царила в Вечном городе! Сплошной праздник чрева и плоти. Где уж тут до праведности со святостью? И кто будет ревностно исполнять постановления, написанные в борделях?
Трезвые умы понимали – церковная власть в глубоком кризисе, авторитет Апостольского престола стремительно падает. Разве в таком положении поведешь мир за собой? Первым шагом по выходу из стагнации стал Латеранский собор 1059 года. Всем клиром порешили, что отныне папы будут избираться исключительно кардиналами и без всякого участия в этом процессе светских властей. А папы, в свою очередь, будут единолично назначать архиепископов, епископов и аббатов. Курс был взят верный – сначала навести порядок в своей епархии, а уж потом начинать кроить светский мир по своим лекалам. Крупные феодалы, корольки и прочие германские императоры с такой постановкой вопроса были крайне не согласны. До такой степени, что взялись за оружие. Так началась война за инвеституру [за право избирать самолично]. Ко всему прочему вечно интригующие феодалы изобрели новую игру. Называлась она – назначь себе папу. К моменту, с которого мы начали свою историю [время начала понтификата Александра II], вдова германского императора Генриха IV, Агнеса де Пуатье, объявила в 1061 году новым папой Гонория II, епископа Пармы [и плевать она хотела на Латеранский собор]. К слову, Александр II был первым папой, официально избранным в том же году по новым правилам. Появление антипапы Гонория, разумеется, внесло раскол и грозило развалом всего католического мира. Может поэтому Александр II первым из пап после Схизмы 1054 года пошел на сближение с греческим патриархом, направив делегацию к византийскому императору Михаилу VII?
И вот на фоне всего этого в не такой уж далекой Испании в это же время случилось нечто такое, что послужило катализатором возникновения такой цепочки событий, от которых весь мир вздрогнув, перешел в другое измерение – эпоху крестовых походов.
***
Случилось как-то, что Санчо Гарсес, бастард наваррского короля Гарсии III влюбился. Жениться молодому кабальеро время пришло. Невеста вот только была не местная, да и проблемная. Состояла одновременно в том же ранге у кастильского инфанта. Тоже Санчо. Тезками оказались. Но Гарсес так воспламенился чувствами, что не смог их удержать – взял, да и умыкнул девицу прямо из-под носа гордого кастильца. Поступок в духе Париса, плохо для последнего закончившегося. Так вышло и на этот раз. Сначала Гарсес пытался прятаться в Сарагосе, у арабов. Те вмиг смекнули, что могут навлечь на себя кастильские мечи и выдворили парочку в Арагон, где те пристроились ко двору.
Папа обманутого Санчо, разумеется, такой подлости от арагонцев не ожидал и стал собираться в поход, как Агамемнон, мстить за поруганную честь королевского дома. Вскоре к нему присоединились арабы [какая уж тут Реконкиста?] сарагосского эмира Ахмада ал-Муктадира и все это внушительное воинство двинулось в Каталонию, на Арагон, под командованием инфанта и Родриго Диаса де Вивара, всем известного, как Эль Сид Кампеадор [будущий национальный герой Испании,народных преданий, поэм, романсов и драм.]. Навстречу двинулась арагонская армия под командование самого короля Рамиро I. Войска сошлись у города Граус [1063] и… король погиб, а его армия позорно бежала. Как свидетельствует арабский историк аль-Туртюши, король Рамиро I был убит каким-то сарагосским солдатом, умевшим говорить на языке христиан. Ему удалось проникнуть в лагерь арагонцев и пресечь жизненный путь арагонского монарха. Он поразил его стрелой, как Ахиллеса. Последствия этого не замедлили сказаться…
Они убили нашего короля!. Нет, это кричали не в Арагоне – это кричали по всей христианской Ойкумене. И громче всех, разумеется, римский понтифик со своими клюнийцами. Конгрегация Клюни, или попросту монашеский орден с центром в одноименном монастыре к это времени представлял собой мощнейшую организацию, объединявшую около тысячи монастырей по всей Европе и подчинявшаяся только папе. Будучи по сути бенедектинцами, проповедовали аскетизм, строго контролировали целибат [запрет на браки священнослужителям] и фанатично боролись с симонией [торговля церковными должностями]. Во главе стоял главный аббат Клюни, сам назначавший аббатов и отчитывающийся во всем только перед папой. Ни дать ни взять – Великий магистр. Если бы тогда их додумались вооружить, то тамплиеры появились бы на полвека раньше. Но Бернар еще был слишком молод и еще не сочинил свою De laudatio novae militiae. Пока что похвалы рыцарству неслись со стороны клюнийцев. Началась отработка пропаганды не только будущего похода, но и всех последующих. Pax Catholicus достигал своего пика пассионарности и вода из закипающего котла уже начинала выплескиваться. А поход уже назревал. После поражения и смерти короля создалась реальная угроза Арагону.
Агитировать и расписывать все прелести священной войны принялись по всей Франции. Будущих бойцов с нехристями окружали ореолом мучеников за веру. Папа Александр II лично благословил предстоящий поход и попутно отпустил всем грехи. А для надежности приставил к южно-французским рыцарям своего комиссара – легата. И повод [главное, как известно – это найти убойный повод] нашли – ведь Испания, якобы с древних времен повиновалась св. Петру! Но рыцарей всегда было маловато и их всегда надо было собирать в толпы, чтобы они представляли хоть сколько-нибудь внушающую силу. И тогда клюнийская пропаганда пошла в народ, уверяя чернь, что не убив неверного в Царство небесное никак не попасть. Точно так же, уже по апробированной схеме, потом поступят и в Клермоне.
Итак, в 1063-1064 гг, за Пиренеи, в Арагон, отправились рыцари герцогства Аквитания и графства Тулузского. Первая битва произошла у Барбастро, арабы понесли поражение – город пал. Британский испанист Чейтор сообщает, что при захвате было убито 50 тыс. мусульман – Царство небесное значительно приблизилось. Впрочем, кому царство, а кому и, как некому Гильому де Монтревилю – пятьсот молодых мусульманок, горы одежды, посуды и мебели.
Эта была первая волна. Агитпункты работали круглосуточно и вскоре следом двинулось ополчение графа Эбля де Руси. Кстати, основной мотивацией этого похода было образование собственного государства на отвоеванных землях. Как это в недалеком времени станет знакомо! Во второй волне участвовали уже и немецкие рыцари. Папа сумел собрать многонациональную армию. Арабский хронист Ибн Хайан, рассказывая о битве при Барбастро, называет предводителя христианского войска начальником рыцарства Рима Технология потом легла в основу организации похода на Иерусалим. В рядах крестоносцев сражались и Гуго I, герцог Бургундский, и граф Тулузский – один из будущих руководителей Первого крестового. Хорошая тренировка получилась. Отметились в Испании и вездесущие норманны. Впрочем, о них отдельная история…
Потомки викингов прибыли в Италию в 1046 году. Их привел Роберт Отвиль по прозвищу Гвискар. Они пришли своим обычным путем – морем. При каждой остановке ввиду какого-нибудь населенного пункта его воны спрашивали: “Не Константинополь ли это?”. Любопытная деталь. Но вскоре она станет понятна.
В это время Южной Италией еще владели византийцы, а Сицилия была в руках сарацин. Понятное дело, что Святой престол был от этого не в восторге. Так что норманны оказались как раз кстати. Это не может не навести на подозрение, что прибыли они сюда по приглашению все того же организатора Александра II. И сначала были изгнаны греки, в 1072 году пришла очередь Сицилии. Арабы, турки, византийцы…. какая разница с кем воевать за мировое господство? А немного спустя, знаменитый папа Григори VII [приемник Александра II] уже призвал milites Christi [воинов Христовых] отправиться на Восток, якобы спасать захваченный турками Иерусалим. Кстати, когда в 1009 году халиф Аль-Хаким би-Амруллах разрушил Храм Гроба Господня – никто в Европе даже пальцем не пошевелил. На призыв Григория откликнулся, похоже, только некий Руссель де Байоль [норманн из команды Гвискара], но несколько своеобразно. В 1073 году он отправился наниматься в знаменитую варяжскую гвардию византийских императоров, прямиком в Константинополь. Одержав победу в одной из битв с сельджуками на окраине Империи, он решил больше на службу не возвращаться. Вместе со своими воинами обосновался в самом центре Малой Азии и провозгласил собственное государство. И это за четверть века до официального Первого крестового похода! К слову, своей столицей он объявил Анкару, столицу нынешней Турции. Настоящий исторический анекдот! Государство рухнуло менее, чем через год после того, как в одной из стычек этот князек был пленен Алексеем Комниным, будущим императором Византии…
Те же норманны еще в 1066 захватили Англию. И это все в одно время с испанским походом в Арагон. На Туманном Альбионе жили хотя и не мусульмане с византийцами, а просто неправильные христиане – исповедовавшие не католицизм, а кельтское христианство. Такому не место в новом мировом порядке, провозглашенном римскими понтификами.
Похоже попытка Русселя де Байоля не оставила равнодушным Роберта Гвискара и в 1091 году он двинул своих норманнов на Константинополь. Возьми он его тогда и с Первым походом было бы все иначе… Но Роберту не повезло. Полного поражения он избежал, но получил по полной. Покидая Грецию он поклялся не мыться до тех пор, пока вновь не вернется сюда. Но этого ему было сделать уже не суждено…
Война, начатая с похода на Барбастро, теперь шла буквально по всему периметру католического мира. Запад атаковал по всем направлениям. Организованно, с прекрасно подготовленной пропагандой. С монахами-подпевалами, с отпущением всех грехов и апостольским благословением на убийство. Фактически это был Первый перед первым крестовый поход. И предводители рыцарских воинств… все эти франкские, прованские, лотарингские, фландрские, тулузские и немецкие герцоги, графы и бароны задолго до собора в Клермоне, под председательством римского папы разработали план еще одного похода. Того, который историки XVII века [когда впервые появился термин крестовый поход] и назовут Первым.
За это время власть и авторитет пап возросли неимоверно. В 1075 году папа Григорий VII выпустил свою энциклику Диктат папы, состоявшую из 27 пунктов. Приведу некоторые из них, особенно выдающиеся:
Только римский папа вправе называться вселенским. Один папа может носить императорские регалии. Папа вправе низлагать императоров. Только имя папы упоминают в церквах Во всем мире лишь он удостоен имени папы. Римская церковь ещё никогда не ошибалась, она, согласно свидетельству Писания, вечно будет непогрешимой. Нельзя считать католиком того, у кого нет единства с римской церковью.
Это был манифест нового мирового порядка…
Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с) Санкт-Петербург 2020
При перепечатке статьи указание на источник обязательно