Top.Mail.Ru
Владения тамплиеров и других орденов на Кипре: 1191-1313 - Страница 2 из 4

Владения тамплиеров и других орденов на Кипре: 1191-1313

Владения тамплиеров после 1273 г.

Хорошие отношения с кипрской короной, которые тамплиеры сохраняли на протяжении большей части XIII века, закончились в 1270-х годах. Еще в 1268 году орден поддержал претензии Марии Антиохийской на корону Иерусалима, в то время как Карл Анжуйский, брат французского короля Людовика IX, стал королем Неаполя и Сицилии. До того, как она продала свои права Карлу Анжуйскому в 1277 году, великий магистр тамплиеров Гийом де Боже, состоявший в родстве с французской королевской семьей и сменивший на этом посту Тома Берара, умершего в марте 1273 года, выступил против короля Кипра Гуго III, соперника претендента на корону Иерусалима. После своего прибытия в Акру в сентябре 1275 года, он принялся энергично способствовать претензиям Карла противодействую попыткам Хуго III, в конце 1276 года с раздражением покинувшего Святую Землю, будучи не в состоянии утвердить там свою власть [M. BARBER, The New Knighthood, A History of the Order of the Temple, Cambridge, 1994, pp. 169-172; – P. EDBURY, The Kingdom of Cyprus and the Crusades 1191-1374, Cambridge, 1991, 1994, p. 95.]. Это стало важной вехой в истории тамплиеров Кипра. С этого момента они столкнулись с враждебностью короля Хуго III и его преемника, короля Генриха II, враждебностью, которая продолжалась вплоть до их ареста в 1308-м и роспуска ордена в 1312 году. Эта враждебность вызвала негативные последствия для существования орденских владений на Кипре, их содержания, а так же на готовности ордена к предстоящим изменениям, последовавшим после падения в 1291 году Акры и Тира, последних форпостов в латинской Сирии.

Несмотря на отъезд со Святой Земли, король Гуго III в 1279 году вернулся в Тир с мощной армией, надеясь установить контроль над этим городом. Его планы опять потерпели неудачу из-за мощной оппозиции в лице Гийома де Боже, и по возвращении на Кипр король наложил санкции на местные владения тамплиеров. В анонимной хронике Амади начала XVI века, основанной на утраченной версии другого анонимного источника, тамплиера из Тира, написанного в начале XIV века, говорится, что по возвращении на Кипр король Гуго приказал уничтожить дома тамплиеров в Лимассоле и Пафосе вместе с их замком в Гастрии и конфисковал все их имущество на Кипре. Существующая и опубликованная версия тирского тамплиера содержит меньше деталей, утверждая, что король разрушил только дом тамплиеров в Лимассоле и конфисковал все их имущество на Кипре. Летопись конца XVI столетия Флорио Бустрона, по сути, повторяет историю из Амади.

Неизвестно как долго длились эти репрессии [M. BARBER, The New Knighthood, op. cit., p. 173; The Chronicle of Amadi, trans.N. Coureas and P. Edbury, op. cit., pp. 210-211, §442; – Cronaca del Templare di Tiro (1243-1314), ed. L. MINERVINI, Naples, 2000, p. 150-151, §165 (401); – The Templar of Tyre Part III of the ‘Deeds of the Cypriots’, trans. P. Crawford, Aldershot, 2003, p. 75, §401; – P. EDBURY, “The Templars in Cyprus”, op. cit., p. 193.]. В период с начала своего правления и до падения Акры и Тира король Генрих II [1285-1324] отправил папе письмо с жалобой на тамплиеров. В этом недатированном послании говорилось, что король Хуго III, возмущенный действиями тамплиеров против него, приказал уничтожить все их крепости, которые они имели на острове, не касаясь их домов, и что увидев это, Гийом де Боже тоже обратился с письмом к папе. Далее в тексте утверждается, что великий магистр тамплиеров с архидьяконом Тортосы и епископом Сидона, которые были описаны как его люди проживавшие в поместьях тамплиеров, вынесли приговор королю Гуго III. Это показывает, что это письмо предшествовало падению Акры [L. DE MAS LATRIE, Histoire, op. cit., II, p. 108-109.]. Что очевидно из всех вышеперечисленных сообщений несмотря на их несколько противоречивую информацию, так это то, что территориальные структуры тамплиеров на Кипре были серьезно ослаблены конфликтом с короной Кипра.

Тамплиеры, как орден римско-католической церкви, непосредственно подчиненный папе, стали еще более зависимыми от папства после конфликта с кипрскими королями и прибегли к помощи понтифика, чтобы не только сохранить свои владения на острове, но и иметь возможность далее развивать их. Это стало особенно актуальным после падения латинской Сирии в 1291 году, что вынудило тамплиеров и госпитальеров перебраться на Кипр и наложило новые обязанности на оба ордена, особенно в плане военных действий на море. В конце 1282 года папа римский Мартин IV написал письмо королю Кипра Хуго III, в котором он изложил жалобы, поданные против него великим магистром Гийомом де Боже. В частности, великий магистр заявлял, что король Хуго конфисковал активы ордена и теперь не позволяет тамплиерам свободно использовать и распоряжаться ими, как это разрешено законом и обычаями. Вследствие этого они не могут посылать доходы и продукты, полученные со своих кипрских активов в Акру, как они привыкли делать это до сих пор не только для своего собственного блага, но еще больше для блага всей Святой Земли, за которую магистр и братья ордена были особенно преданными бойцами [Bullarium, ed. C. SCHABEL, op. cit., II, pp. 128-129, l-3.]. Если утверждения в письме верны, то из этого следует, что кипрские короли начали ограничивать свободное перемещение товаров и доходов ордена с последних лет правления короля Гуго III и позднее.

В ответ на такие ограничения и вызванные ими жалобы, Бонифаций VIII в письме к великому магистру Жаку де Моле, написанному 21 июля 1295 года, призвал тамплиеров бдительно защищать Кипр, а также предоставил кипрским тамплиерам те же привилегии и права, которыми пользовались сирийские тамплиеры [Bullarium, ed. C. SCHABEL, op. cit., II, pp. 201-202, o-12.]. Возможно, папа надеялся таким образом укрепить свое положение в отношениях с кипрскими королями.

После падения Акры и Тира в 1291 году Кипр стал штаб-квартирой ордена тамплиеров. На общем собрании ордена, состоявшемся в Никосии, присутствовало около 400 его членов. На приеме в орден итальянских рыцарей Антонио и Иакова де Ла Рошель в доме тамплиеров в Лимассоле присутствовало более 120 братьев.

В 1300 году тамплиеры, госпитальеры и королевские галеры, действовавшие с Кипра, совершали набеги на египетскую Александрию и сирийское побережье. К 1301 году на Кипре был учреждена должность адмирала ордена тамплиеров [N. COUREAS, The Latin Church in Cyprus 1195-1312, Aldershot, 1997, pp. 131-132.]. Возросшее число братьев и новые требования в области военно-морского флота потребовали развития существующих орденских владений на Кипре и увеличения количества припасов, а так же свободного перемещения этих припасов для большей оперативности и эффективности. Это объясняет письмо от июля 1295 года, которое Бонифаций VIII направил английскому королю Эдуарду I с просьбой разрешить тамплиерам вывозить деньги и припасы из своих английских владений на Кипр [Ibid., p. 135.]. Орден госпитальеров св. Иоанна, который также переехал в Кипр после 1291 года, оказался точно в такой же ситуации. Король Кипра Генрих II был встревожен враждебностью тамплиеров, проявленной к его предшественнику королю Гуго III и опасался, что с увеличением количества провианта и развитием поместий оба ордена станут более независимыми от короны. Поэтому он применил ограничительную политику в отношении их кипрских владений в тот самый момент, когда тамплиерам и госпитальерам требовалась большая свобода в управлении ими.

Король Генрих II упорно оставался непреклонным по отношению к тамплиерам, несмотря на то, что 13 июня 1298 года Бонифаций VIII написал ему письмо, в котором прямо разрешил королевским офицерам взимать налог для защиты Кипра, известный как testagium с латинских клириков, прелатов и военных орденов.

Папа сделал это несмотря на то, что это противоречило папскому же постановлению от 25 февраля 1296 года под названием Clericis Laicos [Bullarium, ed. C. SCHABEL, op. cit., II, pp. 228-231, o-28.]. Королевская непреклонность вызвала папский протест. 10 июня 1299 года Бонифаций VIII написал королю Генриху II сообщая о разрешении спора, возникшего между королем с одной стороны, и латинским духовенством c главами военных орденов с другой. Согласно условиям соглашения, братьям всех военных орденов было запрещено приобретать какие-либо постоянные владения на территории королевства, включая замки, без разрешения короля или папы. Любое имущество, полученное без такого разрешения, будет считаться незаконным. С другой стороны, в том же письме папа протестовал против чрезмерной строгости короля. Он убеждал короля разрешить орденам создавать средние или небольшие владения и постройки, а не враждовать с ними. Таким образом их пребывание на Кипре, где их присутствие было полезным, было бы более удобным [Bullarium, ed. C. SCHABEL, op. cit., II, pp. 242-243, o-37 and 245-252, o-40.]. Очевидно, что папа делал все возможное, дабы изменить откровенную враждебность, проявленную Генрихом II по отношению к госпитальерам, а не только к тамплиерам, в отношении приобретения и развития их территориальных активов на Кипре, вызванного новыми обстоятельствами. Усилия папы были безрезультатны.

И тамплиеры, и госпитальеры арендовали суда, используя при этом и свои собственные корабли для транспортировки товаров на Кипр и с острова. Их морские операции приобрели большую важность после 1291 года. К сожалению, сохранившиеся материалы мало что говорят о том, имели ли тамплиеры на Кипре свои собственные гавани или другие прибрежные сооружения для получения оружия, лошадей, военных припасов и продуктов питания, прибывающих из-за пределов Кипра. Они, вероятно, использовали Фамагусту, главный порт острова после 1291 г., и подписывали различные контракты с торговцами в своем орденском доме. Тамплиеры оставили свой след в топографии городской Фамагусты, ибо два генуэзских нотариальных акта от 3 и 4 января 1301 года, фиксирующие соглашения между каталонцами и тамплиерами, относятся к прецептору de volta Templi. Термин volta в Генуе обозначает лавку частного торговца. Они также использовали порт Лимассола, а поместья тамплиеров Хирокития, Фасури и Гермасойя находились недалеко от моря [N. COUREAS, “The Role of the Templars and the Hospitallers in the movement of commodities involving Cyprus”, in The Experience of Crusading, 2. Defining the Crusader Kingdom, eds. P. EDBURY and J. PHILLIPS, Cambridge, 2003, pp. 259-265 and 268.]. Первые два были недалеко от Лимассола, что ускоряло транспортировку сельскохозяйственной продукции в порт. Замок тамплиеров в Гастрии выходил окнами на бухту и устье реки, пригодную для размещения галер и taride. Ибелинцы, прибывавшие во время гражданской войны из Сирии, высаживались там по пути в Никосию, преодолевая сопротивление имперцев. Незадолго до ареста тамплиеров, здесь высаживался король Киликийской Армении Смбат, посетивший Кипр в апреле 1308 года, а в феврале 1310 года сюда прибыли две галеры из Фамагусты, чтобы увести короля Генриха II в ссылку в Киликию [P.-V. CLAVERIE, L’Ordre du Temple, op. cit., I, p. 325; – Guerra di Federico II, ed. S. MELANI, op. cit., p. 116-117, §48 (144); – The Chronicle of Amadi, trans. N. Coureas and P. Edbury, op. cit., pp. 140-141, §262, pp. 261-262, §§560-561 and p. 300, §628.].

Письмо папы Бонифация VIII от 11 июня 1299 года содержит интересную информацию относительно ограничений, наложенных кипрской короной на судоходство военных орденов. В этом письме прямо указывается на право тамплиеров и госпитальеров вооружать свои корабли для помощи королям Кипра в морской войне против мусульман. Но при этом король имел преимущество в привлечении свободных людей для службы на борту своих кораблей, и что любая добыча должна была распределятся пропорционально количеству людей и судов, принимающих участие в кампаниях. Королевские baillis были уполномочены инспектировать корабли военных орденов, дабы иметь возможность убедиться, что нежелательные лица не проникли на Кипр на этих кораблях, и что рабы и подневольные лица не могли покинуть на них остров. Папа напрямую запретил этим baillis повреждать рули, паруса или другое оборудование кораблей, или чинить этими инспекциями неоправданные задержки их отправки [Bullarium, ed. C. SCHABEL, op. cit., II, pp. 252-253, o-40, nos (6) to (10)]. Из этих положений следует, что усилия короля Генриха II и его офицеров по контролю и ограничению деятельности тамплиеров на Кипре распространялись как на морские, так и на сухопутные предприятия, и что они рассматривали судоходство тамплиеров и госпитальеров как средство проникновения и ухода с острова неблагонадежных лиц, беглых крепостных и других, которым было запрещено покидать Кипр.

Поддержка тамплиерами Амори, сеньора Тира, свергнувшего своего брата короля Генриха II в ходе переворота 1306 года, была мотивирована, по крайней мере частично, их негодованием по поводу ограничений, наложенных королем на управление их кипрской собственностью и на транспортировку товаров и грузов с острова. Тем не менее поддержка Амори, который был должен ордену 50 000 белых безантов, не помешала ему в мае 1308 года арестовать их в соответствии с указом папы Климента V. Будучи узурпатором, Амори стремился не злить папу, особенно в свете предполагаемого крестового похода 1308 года, направленного на отвоевание Святой Земли, и, возможно, надеялся избежать выплаты причитающейся суммы.

Примечательно, что кипрское дворянство не препятствовал аресту храмовников [M-A. CHEVALIER, « De la prise d’Acre au procès chypriote : les conditions de la survie et du déclin des templiers en Orient », in La fin de l’ordre du Temple, ed. id., Paris, 2012, p. 202-206 ; – P. W. EDBURY, “The Arrest of the Templars in Cyprus”, in The Debate on the Trial of the Templars (1307-1314), eds. J. BURGTORF, P.F. CRAWFORD and H.J. NICHOLSON, Farnham, 2010, pp. 249-258.]. Тамплиеры были заключены под стражу, в то время как все их основные и движимые активы были конфискованы. Убийство Амори в 1310 году с последующим восстановлением власти короля Генриха II не помогло тамплиерам, которых судили в 1310-1311 годах. Показания свидетелей, данные на суде, были в целом благоприятными и против них свидетельствовали только слухи. Однако в серии писем от 13 августа 1311 г. папа велел подвергнуть тамплиеров пыткам, чтобы добиться от них признаний. В 1312 году орден был официально распущен, а их имущество на Кипре перешли к госпитальерам [The Chronicle of Amadi, trans. N. Coureas and P. Edbury, op. cit., pp. 262-271, §§563-577, pp. 305-306, §§641-642, p. 346, §717 and p. 350, §725; – The Trial of the Templars in Cyprus, A Complete English Edition, ed. A. GILMOUR-BRYSON, Leiden, 1998; M. BARBER, The Trial of the Templars, Cambridge, 2006, pp. 252-258 and 267- 271; – Bullarium, ed. C. SCHABEL, op. cit., II, pp. 409-414, q-86 to q-91 and pp. 422- 424, q-97.]. Тамплиеры на Кипре утратили королевское расположение с 1273 года. Как только папа выступил против них, их уничтожение стало вопросом времени.

Casalia тамплиеров в Псимолофу

Записи, касающиеся администрации, персонала, социальных отношений и экономической деятельности, происходившей в casalia военных орденов за рассматриваемый период, являются весьма скудными. Это делает более значимыми дошедшие до нас отчеты из Псимолофу, бывшей тамплиерской casale в округе Никосия, датированные периодом с марта 1317 по февраль 1318 года, сделанные латинским патриархом Иерусалима. Нет оснований полагать, что условия в этой casale радикально изменились после ее передачи иерусалимскому патриархату, хотя урожай винограда за 1316-1317 годы был скудным и вино пришлось импортировать из Келлаки [J. RICHARD, «Le casal de Psimolofo et la vie rurale en Chypre au XIVe siècle», in Id., Les relations entre l’Orient et l’Occident au Moyen Âge, Aldershot, 1992, 19993, IV, pp.121-124 and 129.]. Таким образом, можно ретроспективно подтвердить факты, иллюстрирующие социальную и экономическую среду сельского поместья тамплиеров на Кипре. Это casale была расположена недалеко от истоков реки Педияйос в том месте, где она выходит на равнину Месаория, к юго-западу от Никосии. Согласно отчету, полный годовой доход поместья составил 5 000 белых безантов и госпитальеру Бернару де Мюре, управляющему casale с 1315 года, было поручено доставить их часть в патриархат в два приема: в сентябре 1319 и феврале 1320 гг.

Георгий Панегири был местным писцом, смотрителем зернохранилища и catepano, старостой деревни, собирающим налоги, выплачиваемые крепостными поместья. Другими представителями администрации были присяжный по имени Василий Бугас и еще один писец по имени Георгий Каппадока, действовавший от имени Балдуина, латинского епископа Фамагусты, и Томас де Пинкени, bailli в secrète, то есть королевской сокровищницы. Василий Конидес был привратником и сержантом двора. Среди сельскохозяйственных рабочих значился лесник Лимбитий из Кундуракиса, свинопас Василий Кундуракис, конюх Василий из Фулони, винодел Феодор Захария, плотник Епифаний сын Трифиллия, возчик Катакаллос, кузнец Михаил Провасали и пастух Георгий Ператикос из Скутариотоса. В этих отчетах также упоминаются два пекаря сирийского происхождения, Бена и Ханна, но определить, были ли они мелькитами, якобитами или несторианами, невозможно. Также неизвестно, следовал ли кто-нибудь из греков, занятых в поместье, латинскому обряду или греческому. Вероятнее всего, учитывая сельскую местность, они следовали последнему. Греческий священник, отец Георгий из Митины, упоминается в этих отчетах, как продавший поместью телку за 14 безантов, в то время как другой греческий священник, отец Георгий из Гавриила, продал быка. Это указывает на то, что греческое духовенство, преобладающее по всему сельскому Кипру, также присутствовало и в этом бывшем поместье тамплиеров [J. RICHARD, «Le casal de Psimolofo», art. cit., p.140-142, 141-142bis, 145-146, 148.].

Эти отчеты содержат информацию о полученных доходах в натуральной форме, а также об их распределении. Из общего количества полученных 3694 мер пшеницы 255 были выделены церкви Никосии в качестве десятины, 216 – слугам поместья, в том числе 48 мер – четырем невольникам из Эгейского региона, 181 мера была выплачена семи плотникам и 1500 мер были проданы пекарям Бене и Ханне из расчета чуть более одной меры на безант. Еще 400 мер были использованы в качестве семян для урожая следующего года, 404 были одолжены крестьянам-земледельцам, вероятно, чтобы засеять земли, не входящие в церковные владения, а 733 меры хранились в амбаре поместья, оставив около пяти мер неучтенными. Из 6 584 полученных мер ячменя 2 000 мер были проданы по 2,5 меры за безант, 431 были припасены крестьянам для посева, 325 использовались для посева на следующий год, 1186 хранились в амбаре, 900 использовались в поместье в качестве корма для лошадей и ослов и 994 в качестве платы слугам поместья. Из этого последнего количества управляющий поместьем и писец получили по 90 мер, присяжный – 48, а 11 солдат, привратник, придворный старшина, свинопас, конюх и деревенский старшина – по 36 мер каждый. Кроме того, меньшое количество было предоставлено невольникам из Эгейского региона, тем, кто охранял пастбища на сезонной основе, охраннику водяной мельницы и другим [J. RICHARD, « Le casal de Psimolofo », art. cit., p. 140-142.].

В документах зафиксировано поступление меньшего количества овса, бобов и гороха и их распределение таким же образом, как и для пшеницы и ячменя, явно основных зерновых культур. Стоит отметить, что горох был экспортной культурой, предположительно обладающей противоревматическими свойствами [P.-V. CLAVERIE, L’Ordre du Temple, op. cit., I, p. 324.]. Другие продукты питания, произведенные в Псимолофу, которые были израсходованы и потреблены, включали оливки, вино, мед, лук и сыр. Произведенные 14 мер оливок были израсходованы в курии, предположительно резиденции латинского патриарха Иерусалима в Никосии. Практически все произведенные 2 226,5 metretas вина были приобретены Бернаром де Мюре, братом госпитальером, который был назначен управляющим поместьем в 1315 году во время патриархата Петра де Плейн Шассань, прибывшего на Кипр в качестве папского легата, и еще одним братом по имени Николай. На вино не платили десятину, и 344 metretas были распределены между работниками поместья, плотником и другими рабочими, а также виноградарями, которые перевозили вино в casale Псимолофу. В casale не выращивали ни льна, ни хлопка. Шести пчеловодам в имении было выплачено по 16 денье каждому за произведенный мед, общий расход составил 2 безанта, хотя конкретное количество меда в документах не указано. Кроме того, было произведено 95 rotuli сыра, из которых 9,5 rotuli были выплачены в качестве десятины церкви Никосии.

Оставшаяся часть была выделена для нужд двора патриарха и урожая. В поместье также был скот. От продажи цыплят было выручено 103,5 безанта. Более крупные животные включали овец, коз и свиней, причем в виде десятины поместье отдавало 32 овцы и восемь коз, а местные крестьяне отдавали еще 38 овец и восемь коз из своего собственного поголовья. Некоторое количество коз, числом сорок три, были проданы в Никосии за 79 безантов и 18 денье. В поместье имелись волы. Их шкуры и шкуры других убитых животных были проданы еврейским кожевникам в Псимолофу. Из всех свиней, находившихся в поместье, десять были забиты, чтобы обеспечить соленым беконом дом патриарха, а еще одну съели солдаты на Рождество [J. RICHARD, « Le casal de Psimolofo », art. cit., p. 142-146.].

Информация, полученная из этих отчетов, показывает, как тамплиеры получали значительные доходы от урожая и скота своего casale, а его административный и сельскохозяйственный персонал включал греков, сирийцев, а также евреев. Трудно сказать, была ли эта casale с точки зрения ее доходов и этнической неоднородности ее населения показательной для большинства других casale Кипра, принадлежащих тамплиерам или для военных орденов в целом. Те casale, которые находились вдалеке от крупных городов, возможно, имели исключительно греческое население и, возможно, имели меньшие доходы, если они были расположены в горных районах и вдали от источников воды, таких как реки и родники. Однако из информации, которую предоставляют отчеты из Псимолофу, можно составить представление о casale, как об основной территориальной единице, которой владели тамплиеры и другие военные ордена в сельских районах Кипра, его социальной структуре и экономической деятельности.