Top.Mail.Ru
Итальянский рыцарь Уго де Паганис - основатель ордена тамплиеров - Страница 4 из 4

Итальянский рыцарь Уго де Паганис – основатель ордена тамплиеров

Владения тамплиеров в Базиликате

Для небольшого местного сообщества любителей истории, которых в Базиликате достаточно, открытие их края в качестве места рождения основателя Ордена бедных рыцарей Храма, безусловно, является преимуществом, которое может принести солидную обратную связь на туристическом уровне. В вышеупомянутой статье Il Sole 24 ore, датируемой 2004 годом, вслед за тезисом Моираджи, тогдашний советник по культуре муниципалитета Форенцы заявил, что он хочет посвятить себя исключительно присутствию тамплиеров, подтвержденному историками, чтобы увеличить поток туристов».

На самом деле во Форенце и других луканских муниципалитетах всегда было сильное «присутствие тамплиеров», независимо от того, был ли основатель ордена итальянцем. Это стало возможным из-за особого географического положения, которое сделало нынешнюю Базиликату проходом для всех, кто хотел отправиться в заморские земли или для тех, кто хотел добраться до Сицилии.

Часто рыцари, которые путешествовали по Via Francigena, соединявшую Рим с Францией и Англией, останавливались на луканских территориях, нередко создавая постоянные резиденции. На этих землях проживали многие выдающиеся личности того времени.

Бернард Клервоский оставался здесь в течении нескольких месяцев, между Форенцей и Лагопесоле весной 1137 года. В то время Римская церковь была разделена между двумя папами, Иннокентием II и Анаклетом II [признанным антипапой]. Последнего поддерживал Рожер II Отвиль, герцог Калабрии, Апулии и граф Сицилии. Поддержка, предложенная Анаклету, принесла ему титул короля Сицилии, установленный специально для него Анаклетом II, что вызвало враждебность к нему со стороны Лотаря II, короля Германии, стремящегося стать императором Священной Римской империи. Столкновение между Лотаром II, поддерживаемым Иннокентием II, и Рожером II, поддерживаемым Анаклетом II, произошло в мае 1137 года недалеко от Лагопезоле, где, как полагают, также останавливался Бернар Клервоский, который поддерживал Иннокентия II.

Еще раньше, в 1090 году, папа Урбан II созвал собор в Мелфи, в котором приняли участие 70 епископов, издав шестнадцать важных канонов: против симонии, запрещения светской инвеституры, обязательства священнослужителей к безбрачию и реформирование монашеской дисциплины. О присутствии тамплиеров в различных местах Лукании свидетельствует рукопись [Il manoscritto che elenca tutti i possedimenti dell’Ordine dei Poveri cavalieri del Tempio di Salomone in Basilicata è il Ms. XV, D, 15, ff. 22v-27v.], хранящаяся в Национальной библиотеке Неаполя и датируемая 1268 годом.

В Мелфи тамплиеры были владельцами staciones tres posite in loco qui dicitur albana eiusdem terre que site sunt iuxta viam puplicam ex una parte [Ms. XV, D, 15, f. 23r.]; пяти виноградников [Ibidem.] из «Ecclesia Sancti Nicolai cum domibus et ortis sitis in territorio eiusdem terre ante terram eamdem que site sunt iuxta eamdem Ecclesiam et ex alia pate site sunt iuxta viam publicam [Ibidem.]. В Лавелло был “Magnum tenimentum terrarum situm in loco qui dicitur Gironus ubi dicta domus Templi habet massariam suam” [Ibidem, f. 23v.]

Сильной опорной точкой был город Веноза с его множеством пахотных земель и виноградниками, расположенными в долине под городом. В дополнение к трем домам, расположенным в приходе Санта-Барбара, Сан-Бьяджо и Сан-Никола, тамплиеры владели домом «Palatium […] magnum existens in platea Venusij quod fiut dopni bisancij et situm est iuxta domum heredis Magistri Riccardi fabij» [Ibidem, ff. 23v-24v.]

Другой город, который вместе с городом Орацио может похвастаться значительным присутствием рыцарей magister Hugo – это Форенца. В рукописи, хранящейся в Национальной библиотеке Неаполя, перечислены следующие места:

«Ecclesia Sancti Martini sita extra terram eandem et dicitur Sanctus Martinus de pauperibus cum dominibus Furno molndino uno aque vineis et terris ipsi Ecclesie contiuctis in eadem loco constructum est de novo post adventum domini Regis Karoli quoddam Casale de focularibus triginta et digitur Casale Sancti Martini que postea sunt iuxta Vineam Guillelmi de fulcone.

Item winea una sita in fluminis juxta Vineam Riccardi de dorabili ex una parte ex alia juxta Vineam Guillelmi de Venusio. […]. Item petia terra una alia que fuit Judicis bernardi sita in plano de meste iuxta terrram panis et vini. […]. Item petia an alia de terra, расположенный в долине Фелликл. […]. Item yscla de terra que fuit Rogerij de aytardo sita est prope eadem massariam et dictam Ecclesiam et juxta viam puplicam » [Ibidem, ff. 24v-26r.].

Этот документ позволяет нам узнать, что деревня Сан-Мартино была построена недалеко от Форенцы королем Карлом I Анжуйским, следовательно, после 1266 года. Мы также знаем, что 8 января 1306 года Карл II Анжуйский повелел не беспокоить местных жителей налогами, поскольку они были очень бедны. Король также добавил, что дом принадлежал ad sacram domum Militiae Templi, что дает нам понять, что в то время тамплиеры были уже неподалеку от Форенцы [A. PELLETTIERI, I Cavalieri del Tempio e la Basilicata, p. 20, in Normanni e Templari tra nord Europa e sud Italia, Atti del convegno Normanni in terra di Lucania (Forenza 5 giugno 2008), Potenza, Editric Ermes, 2008.].

Уго “луканский”

Филиберто Кампаниле открыл новый путь для всех, кто поддерживает версию об итальянских корнях Уго де Паганиса. Фактически, в тексте говорится, что родители Уго, Пагано и Эмма, были сеньорами Форенцы уже в 1084 году. Деревня Форенца расположена на севере Базиликаты, а не в Калабрии, как указано в генеалогическом древе, начертанном Моираджи. Нет ни одного документа, подтверждающего рождение Уго де Пагани, ни в Ночере, ни в других местах, и многие думали, что если родители Уго были сеньорами Форенцы, то основатель Храма мог также там родиться. Таким образом, место рождения нашего рыцаря перемещается примерно на сотню километров.

Уже в XIX веке этот тезис получил распространение, после того, как неаполитанский историк Франческо Капечелатро в 1850 году написал Diario di F.C. contenente la storia delle cose avvenute nel reame di Napoli negli anni 1647-1650 [Дневник Ф.С. с историей событий, произошедших в Неаполе в 1647-1650 годах] в котором он утверждал, что основатель тамплиеров был родом не из Ночера-де-Пагани, а из Форенцы, луканской деревни в провинции Потенца. Эту гипотезу решительно поддерживают некоторые местные историки, в том числе луканиец Ренато Манчини, который в интервью, опубликованном в журнале Libero Reporter, подтверждает существование других документов, свидетельствующих о присутствии семьи Пагани в феодальное владении Форенцы.

В библиотека Annibale De Leo в Бриндизи, хранится документ о пожертвовании, сделанном Пагано де Пагани и его женой Эммой в пользу церкви Trinità di Venosa [Текст этого акта пожертвования также присутствует в H. HOUBEN, Il «libro del capitolo» del monastero della SS. Trinità di Venosa (Cod. Casin. 334): una testimonianza del Mezzogiorno normanno, Lecce, Congedo Editore, 1984, стр. 33; Там же, Die Abtei Venosa und das Monchtum im normannisch-staufischen Süditalien (Bibliothek des Deutschen Historischen Instituts in Rom, 80) Tübingen 1995, pp.274-275. Фрагмет этого акта также опубликован в L. R. MENAGER, Les fondations monastiques de Robert Giuscard. Duc de Pouille et de Calabre, app. nr. 18 p. 94, в «Quellen und Forschungen aus italienischen Archiven und Bibliotheken», 39 (1959).]

Но этот документ, удостоверяющий факт дарения некоторых земель церкви Святой Троице в Венозе супругами Пагано и Эммой, предполагаемыми родителями Hugo de Paganis, не может рассматриваться как свидетельство в пользу итальянского происхождения основателя Храма. Фактически, из текста не видно родственных отношений, которые связывают первого тамплиера с Пагано и Эммой, потому что даже если одним из свидетелей пожертвования и является некий Hugo, он, тем не менее, указан как сын некого Aschittillus.

Если гипотеза происхождения из Кампании присутствует в нескольких генеалогических текстах, то гипотеза о Луканском происхождении Hugo не подтверждается никаким документами. Дарственная Пагано и Эммы, сеньоров Форенцы, сохранившаяся в Бриндизи, свидетельствует лишь о присутствии этой семьи в Форенце. Только Кампанила говорит о сеньорах этого поместья как о родителях основателя ордена тамплиеров. Никакой другой текст, который мы проанализировали, не представляет такой ассоциации.

Выводы

Марк Блоr писал, что «для того, чтобы работа историка функционировала и чтобы история была написана, историк должен обращаться к свидетельствам» [M. BLOCH, Apologia della storia, p. XI.]. Основатели «Annales d’histoire économique et sociale» научили нас, что задача историка состоит в том, в умении задавать непрерывные вопросы документам, находящимся перед ним, а не пытаться дать окончательный ответ на вопрос, который другие задавали до него.

Истинного историка от любителя истории отличает умение входить в темные места, о которых мало или совсем ничего известно и о которых очень мало документов, не претендуя на то, чтобы объяснить что-либо с точностью и достоверностью. Как только идентифицирована дыра, о которой мы ничего не знаем, первый шаг, который ожидает историка – это идентификация источников. Но «свидетельства ничего не значат без их интерпретации» [Ibidem], то есть вы должны подвергнуть документ сомнению, задавая как можно больше вопросов, пытаясь понять, что он говорит.

Не стоит удивляться, если невозможно ответить на все вопросы, которые задает себе историк. Происходит это оттого что, собственно говоря, источников нет, а если точнее – все можно рассматривать как свидетельство. Не существует с одной стороны, источника экономической истории, с другой – источника религиозной истории и так далее. Потому что, в зависимости от вопроса, который мы задаем себе, тот же текст может дать нам ответы экономического или религиозного характера или не может дать никакого ответа. Если верно, что исторические факты превращаются в историю только через их объяснение историком, то в равной степени верно и то, что в некоторых случаях историк вынужден делать выводы, а не объяснять. И иногда такой вывод может дать нам ответы, которые в конечном итоге оказываются неточными. По этой причине более важно уметь спрашивать, чем уметь подтверждать.

Проблема о происхождении основателя тамплиеров, самого известного военно-монашеского ордена в истории, безусловно, является очень привлекательным вопросом потому, что привлекательна история самого ордена. Хуго де Паганис определенно не рыцарь высокого происхождения, как Годфрид Бульонский и другие дворяне, поэтому история мало что могла сказать о нем до Ордена Бедных рыцарей Христа и Храма Соломона.

Жизнь магистра Хуго до основания ордена, безусловно, является одним из многих темных мест в истории, и необходимо задать несколько вопросов по этому поводу. Однако, как мы убедились, существует не так много документов, которые можно было бы исследовать. Важно сравнить имеющиеся у нас документы, чтобы лучше понять, какие вопросы нам нужно задать. Мария-Луиза Булст-Тиле и Малькольм Барбер подтвердили, что Хьюго был родом из небольшого городка в Шампани, нынешнего Пейнса, был сеньором Монтиньи и имел также владения в частях Тоннерра. Два ученых нашли имя Хуго в некоторых личных делах 1100 года, наряду с графом Бар-сюр-Сен и графом Рамераптом.

Существуют не только эти документы относительно биографии Хьюго. Есть также несколько геральдических и генеалогических документов, написанных в Италии XVII XVIII веков, которые вместо этого свидетельствуют об итальянском происхождении magister Hugo.

Это, конечно, противоположные документы, но каким из них мы действительно должны верить? Поскольку на эти вопросы невозможно дать однозначный ответ, мы ограничимся добавлением других вопросов. Цель состоит в том, чтобы обозначить скользкую землю, на которую мы наткнулись, вешками, оставив все, что может отвлекать нас, за забором.

Все генеалогические или геральдические документы могут отвлечь нас от исторической правды, потому что они часто рождаются с намерением прославить великолепие и благородство семьи, рассказывая историю, не соответствующую правде. Было бы несправедливо, если бы мы утверждали, что каждый генеалогический текст не соответствует действительности, но мы были бы слишком наивны, если бы считали правдой все эти документы, написанные начиная с XVI века. Мы часто сталкиваемся с причудливыми генеалогиями, не имеющими ничего общего с исторической правдой. Поэтому правильно задать себе вопрос о конкретной помощи, которую эти тексты могут принести историческим исследованиям.

Например, такой текст, как «письмо Амарелли», необходимо тщательно изучить, прежде чем делать какие-либо выводы. У нас нет оригинала этого документа, написанного на латыни, если он когда-либо существовал, а только предполагаемая копия XV века, заверенная в 1617 году. Кардини выразил сомнения в подлинности письма XV века, и в связи с отсутствием оригинального латинского текста мы не можем с уверенностью сказать о правдивости его содержания. В свете того, что у нас есть, можем ли мы считать «письмо Амарелли» достоверным свидетельством? Ответ может быть довольно уверенно отрицательным. В то же время, однако, критика противников тезиса о французском происхождении [с Моираджи в качестве последнего представителя] по-прежнему имеет достоинство в том, что указывает на слабые стороны тезиса французского происхождения, если не Труа, то самого Уго де Паганиса.

Аргумент, касающийся первой части жизни магистра Хьюго , все еще далек от окончательного прояснения. Если вы не можете полностью полагаться на генеалогические записи и lettera Amarelli, не исключено, что они могут пролить свет на дополнительные темы, возможно, более надежные, на которых via italiana сможет обрести прочную основу.

Библиография

D. ALIGHIERI, Inferno, la Divina Commedia annotata e commentata da Tommaso di Salvo, Bologna, Zanichelli, 2003;M. BARBER, La Storia dei Templari, Milano, Piemme, 2005; C. AZZARA, Le civiltà del Medioevo, Bologna, Il Mulino, 2004; M. BAIGENT – R. LEIGH – H. LINCOLN, Il Santo Graal, Milano, Mondadori, 2003; R. BIZZOCCHI , Genealogie incredibili. Scritti di storia nell’Europa moderna, Bologna, il Mulino, 2009; M. BLOCH, Apologia della storia o Mestiere dello storico, Torino, Einaudi, 2009; G. BRUNO, Le deposizioni davanti al tribunale dell’Inquisizione, a cura di A. GALGANO, Napoli, La Città del Sole, 2007; F. CAMPANILE, L’armi, overo insegne de’ nobili, Napoli, stampato presso i tipi di Tarquinio Longo, 1610; F. CARDINI, La tradizione templare, Firenze, Vallecchi, 2007; S. CERRINI, La rivoluzione dei Templari. Una storia perduta del dodicesimo secolo, Milano, Mondolibri, 2008; G. B. DI CROLLALANZA, Dizionario storico blasonico delle famiglie nobili e notabili italiane estinte e fiorenti, Bologna, Arnaldo Forni Editore, 1990; P. DELOGU, Introduzione alla storia medievale, Bologna, il Mulino, 2003; A. DEMURGER, Vita e morte dell’ordine dei Templari, Milano, Garzanti, 2005; U. ECO, Baudolino, Milano, Bompiani, 2000; Id., Il pendolo di Foucault, Milano, Bompiani, 2006; D. FO, Mistero buffo, 1969; K. FOLLETT, I Pilastri della Terra, Milano, Mondadori, 2007; B. FRALE, L’ultima battaglia dei Templari. Dal codice ombra d’obbedienza militare alla costruzione del processo per eresia, Roma, Viella, 2001; Ead., Il Papato e il processo ai Templari. L’inedita assoluzione di Chinon alla luce della diplomatica pontificia, Roma, Viella, 2003; Ead., I Templari, Bologna, il Mulino, 2007; Ead., La sindone di Gesù Nazareno, Bologna, il Mulino, 2009; Ead., I Templari e la Sindone di Cristo, Bologna, il Mulino, 2009; H. HOUBEN, Il “libro del capitolo ” del monastero della SS. Trinità di Venosa (Cod. Casin. 334): una testimonianza del Mezzogiorno normanno, Lecce, Congedo Editore, 1984; J. LE GOFF, Il bel Medioevo, Torino, Einaudi, 1999; Id., Il Medioevo. Alle origini dell’identità europea, Bari, Laterza, 2008; C. LEVI-STRAUSS, Mito e significato. Cinque conversazioni radiofoniche, Milano, il Saggiatore, 2010; Il Medioevo, a cura di U. ECO, Milano, Gruppo Editoriale l’Espresso, 2009; M. MOIRAGHI, L’italiano che fondò i Templari. Hugo de Paganis cavaliere di Campania, Milano, Ancora, 2005; A. MUSI, Le vie della modernità, Milano, Sansoni, 2000; Normanni e Templari tra nord Europa e sud Italia, Atti del convegno Normanni in terra di Lucania (Forenza 5 giugno 2008), Potenza, EditricErmes, 2008; M. PACAUT, Monaci e religiosi nel Medioevo, Bologna, il Mulino, 2007. P. PARTNER, I Templari, Torino, Einaudi, 2005; A. SANNINO, Le storie genealogiche, in Il libro e la piazza. Le storie locali dei Regni di Napoli e di Sicilia in età moderna, a cura di A. LERRA, Manduria-Bari- Roma, Lacaita ed., 2004; Storia Einaudi dei Greci e dei Romani, a cura di S. SETTIS, Torino, Einaudi, 1996. Fonti inedite Brindisi Biblioteca Arcivescovile “Annibale De Leo”, Ms. B 5, fol. 100v; Napoli Biblioteca Nazionale, Ms. XV, D, 15, ff. 22v-27v.

Антонио САБИА Перевод с итальянского

При перепечатке статьи указание на источник обязательно