Top.Mail.Ru
Матримониальная политика графов Эдесских - Страница 2 из 2

Матримониальная политика графов Эдесских

Всё изменилось, когда графом Эдессы стал Бодуэн де Бурк. Он быстро женился на Морфии и забрал её из Мелитены в Эдессу [Anonymi Auctoris Chronicon ad A.C. 1234 pertinens / Trad. A. Abouna. Louvain, 1974., р. 46; Lignages d’Outremer / Éd. M.-A. Nielen. Paris, 2003., р. 79, 86, 140, 160; Willelmi Tyrensis Chronicon / Ed. R. В. C. Huygens. Tumhout, 1986.. р. 482]. Заключая этот матримониальный союз, Гавриил, как и в случае с Боэмундом Тарентским, искал, прежде всего, франкской защиты от постоянных атак эмира Данишменда. Как показали последующие события, этот его расчёт не оправдался: Мелитена была захвачена тюрками в 1102 г. [Cahen Cl. La Syrie du Nord à i’époque des croisades et la principauté franque d>Antioche. Paris, 1940., р. 232; Dédéyan G. Les Arméniens entre Grecs, musulmans et croisés. Étude sur les pouvoirs arméniens dans le Proche-Orient méditerranéen [1068-1150]. 2 vol. Lisbonne, 2003., t. II, р. 984-986]. В свою очередь, Бодуэн хотел включить в орбиту эдесского влияния Мелитену, северный форпост христиан на пути из Восточной Анатолии в Сирию. Не стоит также недооценивать его желание поправить своё финансовое положение с помощью тестя. В Линьяжах Заморья Гавриил назван богатым человеком [riche home] [Lignages d’Outremer / Éd. M.-A. Nielen. Paris, 2003., p. 86, 160]. Гиойм Тирский дважды отмечает, что нуждавшийся в деньгах Бодуэн получил богатое приданое за Морфию [Willelmi Tyrensis Chronicon / Ed. R. В. C. Huygens. Tumhout, 1986., p. 482, 551] и приводит примечательный рассказ [Willelmi Tyrensis Chronicon / Ed. R. В. C. Huygens. Tumhout, 1986., р. 510-512; разбор сюжета см.: 2, с. 126-129]. В нём Бодуэн де Бурк обманом убеждает Гавриила, что задолжал рыцарям жалование за службу общей суммой в 30 ООО безантов, а в качестве залога отдал свою бороду и должен будет сбрить её, если не сумеет выплатить долг к установленному сроку. Гавриил, по обычаю восточных народов считавший бороду символом истинного мужа, оказывается настолько шокирован перспективной иметь безбородого зятя, что уплачивает за Бодуэна весь его долг.

В правление Бодуэна де Бурка был заключён и первый брачный союз с княжеством Антиохийским. В нарративных источниках упоминается о сестре Бодуэна де Бурка, выданной замуж за князя Роже Антиохийского [Anonymi Auctoris Chronicon ad A.C. 1234 pertinens / Trad. A. Abouna. Louvain, 1974., р. 58; 28, S. 105; 60, р. 556]. Её имя можно найти в дарственной грамоте монастырю Девы Марии Иосафатской от 1126 г.: Сесилия, сеньора Тарса и сестра короля Бодуэна II Иерусалимского [Kohler C. Chartes de l’Abbaye de Notre-Dame de la Vallée de Josaphat en Terre-Sainte (1108-1291): Analyses et extraits // Revue de l’Orient latin. 1899. T. 7. P. 108—222.. № 13, р. 123; Regesta Regni Hierosolymitani (1097-1291). Additamentum / Hrsg. R. Rohricht. Oeniponti, 1904.,№114,р.9; см. также: Степаненко, В. П. Цицилия, «дама Тарса и сестра короля»: (Равнинная Киликия в составе Антиохийского княжества, 1108-1137 гг.)//Византийский временник. 1990. Т. 51. С. 119-123.; 19.р. 145-146,159; Hodgson N. R. Women, Crusading and the Holy Land in Historical Narrative. Woodbridge, 2007., р. 229-230]. М. Амуру-Мура называет её Годьерной [Amouroux-Mourad M. Le Comté d’Edesse, 1098-1150. Paris, 1988.. р. 71], видимо, путая с другой дочерью Бодуэна II и Морфии, выданной замуж за графа Раймунда II Триполийского. К. Макэвит отнёс брак Роже и Сесилии к 1116 г. [MacEvitt C The Crusades and the Christian World of the East: Rough Tolerance. Philadelphia, 2008., р. 87], однако это датировка ошибочна. Как указывает Гийом Тирский, перед изгнанием Жослена де Куртенэ из графства Эдесского Бодуэн де Бурк направил «по некоторым делам» послов к Роже, «князю антиохийцев… тому самому, которому он прежде отдал в жёны одну из своих сестёр» [Willelmi Tyrensis Chronicon / Ed. R. В. C. Huygens. Tumhout, 1986., р. 527]. Учитывая, что Жослен был лишен своей сеньории самое позднее весной 1113 г. [хронология: Nicholson R. L. Joscelyn 1, Prince of Edessa. Urbana, 1954., р. 46-49], можно полагать, что брак между Роже и Сесилией был заключён в конце 1112 — начале 1113 г. [см. также: Walter the Chancellor’s the Antiochene Wars / Trans. T. S. Asbridge, S. B. Aldershot, 1999., р. 145, note 168]. К декабрю 1112 г. относится и смерть Танкреда [Nicholson R. L. Tancred. A Study of 1 lis Career and Work in Their Relation to the First Crusade and the Establishment of the Latin States in Syria and Palestine. Chicago, 1940., р. 224, note 3], так что, вполне возможно, если не сам брак, то хотя бы брачные переговоры были проведены ещё при жизни последнего. Это свидетельствует о потеплении в отношениях между Антиохией и Эдессой после междоусобицы 1108—1109 гг. После гибели мужа в 1119 г. Сесилия вместе с патриархом Антиохийским управляла Антиохией до прибытия своего брата [Камал ад-Дин. Сливки, снятые с истории Халеба / Пер. Л. А. Семеновой // Семенова Л. А. Из истории средневековой Сирии. Сельджукский период. М., 1990. С. 103-217., с. 151]. О её влиянии свидетельствует и факт передачи ей во вдовью часть крупных антиохийских феодов Тарса и Мамистры [Степаненко, В. П. Цицилия, дама Тарса и сестра короля: [Равнинная Киликия в составе Антиохийского княжества, 1108-1137 гг.]//Византийский временник. 1990. Т. 51. С. 119-123., с. 121].

Под 1130 г. нормандский хронист Ордерик Виталий сообщает, что Левон I Рубенид, брата Тороса I [1100-1129] и князь Киликии [1129-1137], которого хронист ошибочно называет сыном Тороса, был дядей [avunculus] жены Боэмунда [Orderici Vitalis Historiæ Ecclesiasticae Libri Tredecim / Éd. A. Le Prévost. T. 4. Paris, 1852., t. IV, р. 267]. Упомянутая здесь племянница Левона — это Алиса, дочь короля Бодуэна II, выданная им замуж за князя Боэмунда II Антиохийского в 1126 г. [Asbridge T. S. Alice of Antioch: a Case Study of Female Power in the Twelfth Century // The Experience of Crusading. Vol. 2: Defining the Crusader Kingdom / Ed. P. Edbury, J. Phillips. Cambridge, 2003. P. 29-17.; 36, р. 67—68, 76, 181-186,220-221]. Можно выдвинуть гипотезу, что женой Левона была ещё одна сестра Бодуэна. В историографии она обычно фигурирует под именем Беатрисы или Сесилии [Dédéyan G. Les Arméniens entre Grecs, musulmans et croisés. Étude sur les pouvoirs arméniens dans le Proche-Orient méditerranéen (1068-1150). 2 vol. Lisbonne, 2003., t. II, tableau 9 Roubèniens; Mutafian Cl. L’Arménie du Levant (Xle-XIVe siècle). 2 vol. Paris, 2012.. t. II, tableau 31 Les huit princes roubénides; Rûdt de Collenberg W. H. The Rupenides, Hethumides and Lusignans: the Structure of the Armeno-Cilician Dynasties Paris, 1963., №6 bis. p. 49-50], но ни то, ни другое имя не подтверждается источниками. Впрочем, при современном состоянии источниковой базы эта предположение остаётся гипотезой [см.: Mutafian Cl. L’Arménie du Levant [Xle-XIVe siècle]. 2 vol. Paris, 2012., t. I. р. 67]. Некоторые историки полагают, что супругой Левона могла стать упомянутая выше вдовая княгиня Сесилия, вышедшая замуж во второй раз за князя Киликии [Hodgson N. R. Conflict and Cohabilitation: Marriage and Diplomacy between Latins and Cilician Armenians, с. 1097—1253 // The Crusades and the Near East: Cultural Histories / Ed. C. Kostick. London: Routledge, 2011. P. 83-106., р. 90-91; Rûdt de Collenberg W. H. The Rupenides, Hethumides and Lusignans: the Structure of the Armeno-Cilician Dynasties Paris, 1963., №6 bis, р. 49-50]. Однако, если брак между родственницей [сестрой?] Бодуэна де Бурка и Левоном Рубенидом и был заключён, то, скорее всего, это произошло в период правления Бодуэна в графстве Эдесском [между 1100 и 1118 г.], что, в свою очередь, не согласуется с датой заключения брака между Сесилией и Роже Антиохийским [до 1113 г.].

К сожалению, мало что известно об армянских браках эдесских вассалов в этот период, хотя таковые, несомненно, были. В частности, в 1117 г. Бодуэн де Бурк и его кузен и сеньор Саруджа Галеран после длительной осады вынудили армянского князя Аплгариба, владетеля Биры, сдать им крепость [Маттеос Урхаеци. Хронография / Древнеарм. текст М. Мелик-Адамьяна и Н. Тер-Микаеляна; новоарм. пер. и комм. Р. Бартикяна. Ереван, 1991 [на древнеарм. яз.]., с. 368]. Переход крепости к Галерану был оформлен через его женитьбу на дочери Аплгариба [Anonymi Auctoris Chronicon ad A.C. 1234 pertinens / Trad. A. Abouna. Louvain, 1974., р. 59]. В данном случае матримониальная политика использовалась для обоснования аннексии армянских княжеств Приевфратья, проводившейся графством в 1115-1117 гг. [Amouroux-Mourad M. Le Comté d’Edesse, 1098-1150. Paris, 1988., р. 72; 25, passim].

Жослен I граф Эдессы

БРАЧНЫЕ СОЮЗЫ ЖОСЛЕНА I [1119-1131]
На армянской княжне женился и Жослен де Куртенэ [Lignages d’Outremer / Éd. M.-A. Nielen. Paris, 2003., р. 111], сеньор Телль-Башира и крупнейший эдесский вассал [1102-1113], а впоследствии – граф Эдесский [1119-1131]. Его супругой стала сестра Левона Рубенида [Anonymi Auctoris Chronicon ad A.C. 1234 pertinens / Trad. A. Abouna. Louvain, 1974., р. 81; Willelmi Tyrensis Chronicon / Ed. R. В. C. Huygens. Tumhout, 1986., р. 635]. Имя армянской супруги Жослена I не сохранилось; в историографии её обычно называют Беатрисой [25, t. I, р. 413, 495, 513, t. II, tableau 9 Roubèniens; 51, p. 49, № 5, table 1 The Rupenides], однако это ошибка, вызванная, скорее всего, путаницей с супругой их сына Жослена II, которую действительно звали Беатрисой [Mutafian Cl. L’Arménie du Levant [Xle-XIVe siècle]. 2 vol. Paris, 2012.,1.1, р. 67].

Кл. Мутафян относит этот брак к периоду пребывания Жослена в Иерусалимском королевстве [1113-1119] [44,1.1, р. 67], но в действительности он был заключён гораздо раньше. Так, мосульский хронист Ибн ал-Асир, рассказывая под 502 г. х. [11 августа 1108г.-30 июля 1109 г.] о выкупе Бодуэна де Бурка и Жослена де Куртенэ из мусульманского плена, отмечает, что заложником за них выступал брат его [Жослена] жены и брат жены графа [Бодуэна де Бурка] [The Chronicle of Ibn Al-Athir for the Crusading Period from al-Kâmil fi’l-Ta’rlkh / Trans. D. S. Richards. Part 1: The Years 491-541/1097-1146: The Coming of the Franks and the Muslim Response. Aldershot, 2006., р. 138; см. также: 2, с. 85-86]. Из сирийских источников нам известно, что Жослен оставил за себя 12 заложников: у Михаила Великого они названы жителями Телль-Башира [Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d’Antioche (1166-1199)/Éd. et trad. J.-B. Chabot. T. 3. Paris, 1905., р. 195], а у анонимного сирийского хрониста — 12 знатных человек из его [Жослена] родственников [Anonymi Auctoris Chronicon ad A.C. 1234 pertinens / Trad. A. Abouna. Louvain, 1974., р. 52]. По логике, в числе этих 12 человек был и Левон Рубенид: в это время он ещё не был князем Киликии и вполне подходил на роль знатного заложника. Сведения Ибн ал-Асира позволяют сузить хронологический промежуток, в который был заключён брак между Жосленом де Куртенэ и сестрой Тороса и Левона Рубенидов. Их terminus ante quem в данном случае — это май 1104 г., когда в результате битвы при Харране и Бодуэн, и Жослен попали в плен и были уведены в Мосул. Бодуэн де Бурк освободился к осени 1108 г., Жослен — чуть ранее [Nicholson R. L. Joscelyn 1, Prince of Edessa. Urbana, 1954., р. 13-15; Stevenson W. B. The Crusaders in the East. Cambridge, 1907., р. 84]; следовательно, в период с 1104 по 1108 г. Жослен никак не мог породниться с Рубенидами. Что касается terminus post quem, то это 1102 г., когда Жослен прибыл в графство Эдесское и получил в нём феод [Nicholson R. L. Joscelyn 1, Prince of Edessa. Urbana, 1954., р. 5].

Свои плоды этот брак принёс значительно позже. После включения приевфратских армянских княжеств в состав графства Эдесского в Сирии оставалось лишь два христианских государства – потенциальных союзника Эдессы: Антиохия и армянская Киликия. Отношения между графством Эдесским и княжеством Антиохийским в рассматриваемый период осложнялись, помимо прочего, претензиями княжества на сюзеренитет над графством, а также соперничеством между двумя государствами за влияние на пограничную Марашскую сеньорию [подробнее см.: Гуринов, Е. А., Нечитайлов М. В. Войска и войны Латинского Востока: графство Эдесское. М., 2018., с. 30-45, 132-133]. К началу 1130-х гг. между княжеством Рубенидов и княжеством Антиохийским также назрел конфликт, вызванный армянскими претензиями на Равнинную Киликию [Степаненко, В.П. Княжество Рубенидов Киликии в международных отношениях па Ближнем Востоке в 20-30-е годы XII в. // Византийский временник. 1994. Т. 55 [80]. С. 162-168.; Dédéyan G. Les Arméniens entre Grecs, musulmans et croisés. Étude sur les pouvoirs arméniens dans le Proche-Orient méditerranéen (1068-1150). 2 vol. Lisbonne, 2003., t.I, р. 546 ff; Mutafian Cl. L’Arménie du Levant [Xle-XIVe siècle]. 2 vol. Paris, 2012., t.I, p. 70-73]. В этой связи вполне закономерно, что граф Жослен II и его дядя князь Левон I объединились против Антиохии в ходе антиохийско-киликийской войны 1135 г. [Dédéyan G. Les Arméniens entre Grecs, musulmans et croisés. Étude sur les pouvoirs arméniens dans le Proche-Orient méditerranéen [1068-1150]. 2 vol. Lisbonne, 2003., t. I, р. 566-569]. Очевидно, что этот союз стал возможен во многом благодаря династическим связям, возникшим в результате брака Жослена де Куртенэ и сестры Левона Рубенида. Впоследствии, после захвата Киликии василевсом Иоанном II Комниным и пленения Левона I [1137 г.], два его сына Степане и Млех бежали к Жослену II, своему двоюродному брату, и укрылись у него в Эдессе [Самуэл Анеци. Хронография / Изд. и комм. К Матевосяна; под ред. В. Тер-Гевондяна. Ереван, 2014 [на древнеарм. яз.]., с. 210-211; Lignages d’Outremer / Éd. M.-A. Nielen. Paris, 2003., р. 132; Vahram d’Édesse. Chronique rime des rois de la Petite Arménie // Recueil des historiens des croisades. Documents arméniens. Paris, 1869. t.I. p. 491-535., р. 501].

К 1123 г. первая супруга Жослена умерла, и он [уже в качестве графа Эдесского] женился во второй раз на Марии Салернской, сестре [Willelmi Tyrensis Chronicon / Ed. R. В. C. Huygens. Tumhout, 1986., р. 869] на тот момент уже покойного Роже Антиохийского. [Сирийские хронисты ошибочно называют её дочерью Роже [Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d’Antioche (1166-1199)/Éd. et trad. J.-B. Chabot. T. 3. Paris, 1905., р. 210; The Chronography of Gregory’ Abû’l Faraj, the Son of Aaron, the Hebrew Physician, Commonly Known as Bar Hebraeus. The First Part of his Political History of the World / Ed. and trans. E. A. W. Budge. Vol. 1. New Jersey, 2003., р. 250].] Приданым Марии стал Азаз [Anonymi Auctoris Chronicon ad A.C. 1234 pertinens / Trad. A. Abouna. Louvain, 1974., р. 64-65], захваченный ещё в 1118 г. Сэр С. Рансимэн считал, что предварительное соглашение о браке между Жосленом де Куртенэ и Марией Салернской было заключено ещё при жизни Роже [Runciman S. A History of the Crusades. 3 vol. Cambridge, 1951-1954., vol. II, р. 126, note 3]. Однако с 1113 по 1119г. Жослен жил в Иерусалимском королевстве и, следовательно, был слабо заинтересован в браке с антиохийской принцессой. Этот брак был заключён после прибытия Жослена в графство Эдесское [1119 г.] и в период династического кризиса в Антиохии, вызванного поражением и гибелью князя Роже в битве на Кровавом поле 28 июня 1119 г. [ Гуринов, Е. А., Нечитайлов М. В. Войска и войны Латинского Востока: графство Эдесское. М., 2018., с. 38-40; Asbridge T. S. The Creation of the Principality of Antioch, 1098-1130. Woodbridge, 2000., р. 126—127; Nicholson R. L. Joscelyn 1, Prince of Edessa. Urbana, 1954., p. 56ff]. Очевидны заинтересованность и прямое участие короля Бодуэна II [на тот момент регента в Антиохии] в заключении этого брака: выдавая Марию Салернскую замуж за своего кузена [Nicholson R. L. Joscelyn 1, Prince of Edessa. Urbana, 1954., р. 1] и вассала [Nicholson R. L. Joscelyn 1, Prince of Edessa. Urbana, 1954., р. 56-57], он одновременно усиливал собственное влияние в княжестве в противовес византийцам, начавших переговоры о брачном союзе ещё с Роже, а теперь ведших их с самим Бодуэном II [Степаненко, В. П. Византия в международных отношениях на Ближнем Востоке [1071-1176]. Свердловск, 1988., с. 84-86; Asbridge T. S. The Creation of the Principality of Antioch, 1098-1130. Woodbridge, 2000., р. 100-101; Lilie R. J. Byzantium and the Crusader States, 1096-1204 /Trans. J. С. Morris, J. Е. Ridmgs. Oxford, 1993., р. 94-95]. Что касается Жослена, то этот брак способствовал его признанию антиохийской знатью; кроме того граф Эдесский получал в приданое стратегически важную крепость Азаз [Stewart A. Azaz // The Crusades: An Encyclopedia / Ed. A. V. Murray. Santa Barbara, Denver, Oxford, 2006. Vol.I. p.128.]. Нельзя полностью исключать, что Жослен I мог питать надежду, пусть и призрачную, в будущем заявить о своих правах на антиохийский престол.

Жослен I граф Эдессы

МАТРИМОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЖОСЛЕНА II [1131-1149]
После 1133 г. Жослен II женился на Беатрисе де Саон, вдове сеньора Саона и Зарданы [Lignages d’Outremer / Éd. M.-A. Nielen. Paris, 2003., р. 111; Willelmi Tyrensis Chronicon / Ed. R. В. C. Huygens. Tumhout, 1986., р. 635; см. также: Nichoslon R. L. Joscelyn III and the Fall of the Crusader States, 1134-1199. Leiden, 1973., р. 1-2]. Этому браку предшествовали следующие события. В 1132 г., после смерти короля Бодуэна II и собственного отца, Жослен II поддержал мятеж, поднятый в Антиохии его троюродной сестрой Алисой, дочерью Бодуэна II. Алиса стремилась не допустить передачи регентства новому королю Фульку Анжуйскому и хотела самолично править в качестве регента при малолетней наследнице Констанции. Помимо Жослена II к ней присоединились граф Понс Триполийский, а также Гийом де Саон [Asbridge T. S. Alice of Antioch: a Case Study of Female Power in the Twelfth Century // The Experience of Crusading. Vol. 2: Defining the Crusader Kingdom / Ed. P. Edbury, J. Phillips. Cambridge, 2003. P. 29-17.]. Как видим, брак Жослена II со вдовой сеньора Саона и Зарданы был прямым следствием антииерусалимского союза, в котором оба этих мужчины приняли участие.

У Жослена II и Беатрисы было трое детей: сын Жослен [III] и дочери Изабелла и Агнесса. Последняя вышла замуж за Рено, сеньора Мараша [Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d’Antioche [1166-1199]/Éd. et trad. J.-B. Chabot. T. 3. Paris, 1905., р. 290; Willelmi Tyrensis Chronicon / Ed. R. В. C. Huygens. Tumhout, 1986., р. 635]. Рено был братом [не сыном, как ошибочно считает М. Амуру-Мура [Amouroux-Mourad M. Le Comté d’Edesse, 1098-1150. Paris, 1988., р. 125]] Бодуэна Марашского [Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d’Antioche [1166-1199]/Éd. et trad. J.-B. Chabot. T. 3. Paris, 1905., р. 275], сеньора Мараша и Кесуна, погибшего в 1146 г. при попытке вместе с Жосленом II отбить у тюрок Эдессу. Хотя Бодуэн [и, следовательно, Рено] приходился братом князю Антиохийскому Раймонду де Пуатье [Маттеос Урхаеци. Хронография / Древнеарм. текст М. Мелик-Адамьяна и Н. Тер-Микаеляна; новоарм. пер. и комм. Р. Бартикяна. Ереван, 1991 [на древнеарм. яз.]., с. 436], он был довольно независим от своего брата, в том числе и благодаря союзу с графом Эдесским. В 1146 г., узнав о смерти Имад ад-Дина Занги, Жослен II решился на отвоеване Эдессы и «со всей поспешностью» призвал на помощь Бодуэна Марашского [Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d’Antioche (1166-1199)/Éd. et trad. J.-B. Chabot. T. 3. Paris, 1905., р. 270; Willelmi Tyrensis Chronicon / Ed. R. В. C. Huygens. Tumhout, 1986., р. 734—735], однако Раймонд де Пуатье не поддержал их, поскольку был рассержен на них обоих из-за отказа признать его своим повелителем [Anonymi Auctoris Chronicon ad A.C. 1234 pertinens / Trad. A. Abouna. Louvain, 1974., р. 104]. Когда в 1149 г. Рено пал в битве при Инабе, Жослен ввёл свои войска в Кесун на том основании, что его дочь была женой Рено, и передал город франку Махи [Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d’Antioche [1166-1199]/Éd. et trad. J.-B. Chabot. T. 3. Paris, 1905., р. 290, 294].

Наконец, Михаил Великий упоминает о браке между Торосом II Рубенидом [1145— 1168], сыном Левона I, и дочерью франка Симона, сеньора Рабана [Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d’Antioche [1166-1199]/Éd. et trad. J.-B. Chabot. T. 3. Paris, 1905., р. 281-282], заключенном во второй половине 1140-х гг. В позднем армянском переводе хроники Михаила [1246/1248 гг.] в качестве невесты названа уже дочь Жослена II [Хронография господина Михаила, патриарха сирийского. Иерусалим, 1871 [на древнеарм. яз.]., с. 422423]. Историки до сих пор не выработали единой точки зрения по данному вопросу: одни поддерживают версию оригинальной сирийской хроники [Степаненко, В. П. Рубениды Киликии и графы Эдессы в первой половине XII в. [к структуре графства Эдесского] // Античная древность и средние века. 1990. Вып. 25. С. 151-159.; Mutafian Cl. L’Arménie du Levant [Xle-XIVe siècle]. 2 vol. Paris, 2012., t .I, р. 77], другие считают, что женой Тороса II стала Изабелла, дочь Жослена II [Hodgson N. R. Conflict and Cohabilitation: Marriage and Diplomacy between Latins and Cilician Armenians, с. 1097—1253 // The Crusades and the Near East: Cultural Histories / Ed. C. Kostick. London: Routledge, 2011. P. 83-106., р. 92; Rûdt de Collenberg W. H. The Rupenides, Hethumides and Lusignans: the Structure of the Armeno-Cilician Dynasties Paris, 1963., р. 50, №13 bis, table The Rupenides]. Л. Тер-Петросян, кажется, считает обе версии одинаково возможными [Тер-Петросян, Л. Крестоносцы и армяне. 2 тт. Ереван, 2005-2007 [на арм. яз.]., т. II, с. 115, 135].

На наш взгляд, версия о браке между Торосом II и Изабеллой, дочерью Жослена II, не выдерживает критики. Как сообщает Гийом Тирский, Изабелла была отдана в заложницы василевсу Иоанну II Коминну в 1142 г. [Willelmi Tyrensis Chronicon / Ed. R. В. C. Huygens. Tumhout, 1986., р. 701]. О дальнейшей её судьбе ничего не известно, однако во второй половине 1140-х гг. она, скорее всего, находилась в Византии. Биография Агнессы, второй дочери Жослена, известна относительно полно. Овдовев в 1146 г., после гибели графства Эдесского она переселилась в Антиохию, а затем – в Иерусалим, где в 1157 г. вышла замуж за Амори, графа Яффы и Аскалона и будущего короля [Hamilton В. The Titular Nobility of the Latin East: the Case of Agnes of Courtenay // Crusade and Settlement / Ed. P. Edbury. Cardiff, 1985. P. 197-203.; 34, р. 159ff]. Таким образом,она не подходит на роль супруги Тороса II. К тому же дочери Жослена II приходились Торосу II двоюродными племянницами, что является третьей степенью родства и, согласно каноническому праву, запрещает брак между ними. Впрочем, на практике это запрет не всегда выполнялся: в качестве примера можно привести хотя бы упомянутый брак Агнессы и Амори [Hamilton B. Women in the Crusader States: The Queens of Jerusalem (1100-1190) // Medieval Women / Ed. D. Baker. Oxford, 1978. P. 143-174., р. 159-160].

Упомянутый выше Симон появляется на страницах продолжения хроники Маттеоса Урхаеци как некий воин из рода сира Махи [Маттеос Урхаеци. Хронография / Древнеарм. текст М. Мелик-Адамьяна и Н. Тер-Микаеляна; новоарм. пер. и комм. Р. Бартикяна. Ереван, 1991 [на древнеарм. яз.]., с. 408; см. также: Гуринов, Е. А., Нечитайлов М. В. Войска и войны Латинского Востока: графство Эдесское. М., 2018., с. 135— 136]. В свою очередь, Махи, которому Жослен в 1149 г. передал Кесун, известен как сеньор Дулука, Айнтаба и Рабана [Маттеос Урхаеци. Хронография / Древнеарм. текст М. Мелик-Адамьяна и Н. Тер-Микаеляна; новоарм. пер. и комм. Р. Бартикяна. Ереван, 1991 [на древнеарм. яз.]., с. 448]. Видимо, он идентичен Матьё Дулукскому [Matheus Tuluppensis], упомянутому первым среди свидетелей в грамоте Жослена II от 1134 г. [Cartulaire Général de l’Ordre des Hospitaliers de S. Jeand de Jérusalem (1100-1310) / Éd. D. le Rolx. T.I. Paris, 1894., № 104, р. 89-90]. Ещё в 1124 г. Махи вместе с Жосленом I участвовал в битве при Манбидже [Anonymi Auctoris Chronicon ad A.C. 1234 pertinens / Trad. A. Abouna. Louvain, 1974., р. 70], а в 1150 г. попал в плен к тюркам при попытке деблокировать Каркар [Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d’Antioche [1166-1199]/Éd. et trad. J.-B. Chabot. t.3. Paris, 1905., р. 294].

Как видим, в ситуации, когда Жослен II не мог выдать за Тороса II одну из своих дочерей, он избрал на роль невесты представительницу рода сеньоров Дулукских. Надо полагать, этот род во второй четверти XII в. сосредоточил в своих руках ряд феодов в западной части графства Эдесского и, следовательно был достаточно знатен и влиятелен, чтобы породниться с армянскими князьями Киликии. В данном случае Жослен II вполне мог руководствовать примером собственного отца Жослена де Куртенэ, который в начале XII в., будучи крупнейшим эдесским вассалом, женился на сестре Левона Рубенида [разумеется, с одобрения тогдашнего графа Эдесского Бодуэна де Бурка]. Что касается Тороса, то его, кажется, нисколько не смущал брачный союз с вассалами графов Эдесских, поскольку после побега из Византии он пытался восстановить былое положение Рубенидов в Киликии [см.: Тер-Петросян, Л. Крестоносцы и армяне. 2 тт. Ереван, 2005-2007 [на арм. яз.]., т. II, с. 114-119; Mutafian Cl. L’Arménie du Levant [Xle-XIVe siècle]. 2 vol. Paris, 2012.,1.1, р. 77-78] и, соответственно, был заинтересован в любой поддержке.

***

Матримониальные союзы стали одним из важных инструментов внешней политики графов Эдесских и использовались ими для интеграции графства в систему христианских государств Северной Сирии, состоявшую как из армянских, так и из латинских княжеств. С самого начала существования графства его матримониальная политика имела чётко выраженный «армянский вектор». Династические союзы графов Эдесских с армянскими князьями Приевфратья преследовали сразу несколько целей. Это и поиск союзников, и стремление обосновать присоединение новых территорий к графству, и поиск дополнительных денежных средств, и, наконец, стремление повысить лояльность своих армянских поданных. При Бодуэне де Бурке оформились династические связи с Киликийским княжеством Рубенидов, сохранявшиеся вплоть до гибели графства и ставшие той основой, на которой в 1130-е гг. в условиях ухудшения отношений графства Эдесского с главными его союзниками — княжеством Антиохийским и королевством Иерусалимским происходило сближение Эдессы и Киликии.

Антиохийский вектор матримониальной политики графов Эдесских, ставший её вторым направлением, в полной мере несёт на себе отпечаток непростых отношений между двумя государствами. Графы Эдессы стремились с помощью брачных союзов с антиохийским княжеским домом, как правило, либо усилить собственное влияние на внутреннюю антиохийскую политику в период ослабления княжества, либо ослабить влияние Антиохии на приграничную Марашскую сеньорию. Особняком стоит брак Жослена II с Беатрисой де Саон, вызванный участием графа в антииерусалимском мятеже 1132 г.

Гуринов Е. А.
координатор проектов Фонда развития и поддержки арменоведческих исследований «АНИВ»