Падение столицы армянского царства Багратидов – Ани [1045 г.] и, в особенности, разрушительные нашествия сельджуков и поражение Византии в битве при Mанцикерте [1071 г.] стали причиной переселения части армянского населения из Великой Армении в Mалую Азию, Сирию и Верхнюю Mесопотамию. Вследствие чего на этих территориях, в основном – в Каппадокии, Киликии и в Приевфратской области появился ряд армянских княжеств. Наиболее жизнеспособным из них оказалось княжество Рубенидов. Благодаря этому княжеству [в коннце XII в. превратившемуся в царство] на северо-восточном берегу Средиземного моря образовалось новое армянское государство, которое просуществовало три столетия [1080-1375].
В период с конца XI в. и в первой половине XII в. княжество Рубенидов в основном располагалось на территории Горной Киликии. Постепенно завладевая и Равнинной Киликией с ее крупными городами, каковыми являлись Тарс, Адана, Mаместия и т.д., княжество Рубенидов стало важным политическим фактором в регионе, а в последние десятилетия XII в. включало в себя уже всю Киликию.
Для внешней политики Киликийской Армении в этот период, в условиях противостояния мусульман и крестоносцев, самой сложной задачей было обеспечение безопасности страны, а также, при возможности, расширение армянского государства. Переломным моментом этого противоборства стал 1187 г., когда в битве при Xаттине крестоносцы понесли серьезное поражение и Аййюбидский султан Салах ал-Дин [1171-1193] занял Иерусалим и большую часть Палестины.
Весть о падении Иерусалима произвела гнетущее впечатление на Западную Европу и послужила поводом для Третьего крестового похода [1189-1192]. Поход возглавили трое европейских монархов: владыка священной Римской империи Фридрих I Барбаросса [1155-1190], король Франции Филлип II Огюст [1180-1223] и король Англии Ричард I Львиное сердце [1189-1199].
Войска под предводительством королей Англии и Франции переправились в Палестину на кораблях и осадили Акру, в то время как многочисленное войско Фридриха Барбароссы двинулось к той же цели сухопутным путем. Преодолев большие трудности и понеся ощутимые потери, войско императора дошло до Иконии [Painter S. The Third Crusade: Richard the Lionhearted and Philip Augustus, A History of the Crusades, vol II (The Later Crusades, 1189-1311), University of Wisconsin Press, 1969.; 20] – столицы Сельджукского султаната.
К тому моменту, когда войско Фридриха Барбароссы находилось на подступах к Киликии, княжество Рубенидов уже было готово провозгласить себя царством. Это дало бы возможность Рубенидам не только узаконить свое господство над фактически уже подвластных им владениях, но и выйти за пределы Киликии.Завоевания Салах ал-Дина привели к тому, что ближневосточные государства крестоносцев перестали быть важным военно-политическим фактором, в то время как княжество Рубенидов [которому, в основном, удалось избежать столкновений с Аййюбидами], имело возможность взять на себя важную роль опорного пункта для крестовых походов. Все это прекрасно понимал как Папа римский, так и Фридрих I Барбаросса. Последние к концу 1180 г. вели активную переписку с Левоном II [1187-1198], был коронован как Левон I [1198 по1219] и с католикосом Григором IV Отроком, всячески стремясь сделать Киликийское армянское княжество участником очередного крестового похода.
Следует отметить, что армяно-латинские церковные связи заметно активизировались еще в середине 1180-х, что подтверждается письмом [1184] [Вардан Вардапет. История. Венеция, остров Св. Лазаря, [б.м.] 1862. 184 с. (На арм.).Vardan Vardapet. Istoriya (History). Venetsiya, 1862., p. 134] Григора IV Отрока, адресованном Папе Луцию III [1181-1185].В том же году было получено ответное письмо Папы. А уже в 1189 г. инициатором возобновления переписки стал Климент III [1187-1191],целью которой, вне всякого сомнения, было заручение поддержкой армян для обеспечения содействия крестоносцам во время уже начавшегося крестового похода.
Такова была предыстория сложившейся ситуации на тот момент когда Фридрих Барбаросса со своей армией дошел до границ Киликии и армянские духовные и светские предводители должны были быстро уточнить свои позиции по отношению к крестоносцам.
Спешащий в Иерусалим Фридрих Барбаросса должен был пройти через Киликию, посему он, находясь в Иконии, посылает письма Левону II и Григору IV Отроку. Историк Вардан Аревелци свидетельствует об этом следующими строками:
«И три раза отправил [он] своих послов к Левону и не смог донести до него [свои послания], а когда вышел из Иконии, дошло до него письмо от патриарха Григория о том, что «Дошли мы до города Сис и здесь тебя ожидаем» [Вардан Вардапет. История. Венеция, остров Св. Лазаря, [б.м.] 1862. 184 с. (На арм.). Vardan Vardapet. Istoriya (History). Venetsiya, 1862., p. 136].
Эта запись прежде всего говорит о том, что католикос, по всей вероятности по приглашению князя Левона, поспешил из престольной Ромклы в столицу Сис – чтобы посовещаться о дальнейших шагах. Показательно также, что послы, трижды отправленные императором так и не дошли (или не смогли встретиться) с Левоном. Это доказывает, что вначале князь избегал личных встреч. Также не исключается, что именно Левон предложил прибывшему в Сис католикосу ответить на письмо императора, для того чтобы смягчить возможный гнев или месть последнего
Историк Вардан далее пишет, что письмо католикоса было воспринято императором с большим воодушевлением «И тогда король (имеется в виду император), собрав всех своих вельмож, дал им прочитать [письмо] и заплакали они от радости» [Вардан Вардапет. История. Венеция, остров Св. Лазаря, [б.м.] 1862. 184 с. (На арм.).Vardan Vardapet. Istoriya (History). Venetsiya, 1862, p. 136]. В ответном письме император сообщает о своем желании передать католикосу находящуюся у него корону для того, чтобы патриарх смог бы короновать того кандидата, которого он предпочитает [Там же, p. 136]. Понятно, что корона предназначалась для Левона II. Совершенно очевидно, что в письмах, отправленных раннее в Европу (ответные письма Клименту III), католикос или князь [или оба вместе] развивали мысль о признании независимости Киликии и коронации Левона.
Письмо Фридриха создает такое впечатление, что он уже везет с собой готовые корону и царские одеяния специально для Левона, в то время как все это, по-видимому, было способом задобрить армян, учитывая незавидное положение крестоносцев и осторожность, про являемую армянским князем, что, несомненно, было замечено императором. Это подтверждается и тем фактом, что после того как Фридрих неожиданно утонул в реке Селевкия, которая являлась границей между Исаврией и Киликией [или Сельджукским султанатом и армянским княжеством Рубенидов], его сын, возглавивший армию, воздержался от коронации Левона, что наводит на мысль, что предложение Фридриха было добавлено в письмо в последний момент и что, по-видимому, никакой короны и одеаний не было и в помине.
Впрочем, то, что Фридрих и его сын по-разному подходили к этому вопросу, могло иметь и весьма простое объяснение. При Фридрихе-отце крестоносцы еще не вошли в Киликию, и не знали, какого приема они удостоятся, армия была уставшей и голодной, нечем было кормить животных и воины были вынуждены питаться мясом своих коней. При сыне же им ператора, войско уже преодолело Исаврию и большую часть Киликии, и Левон II предоста вил им кров, обеспечил провиантом и кормом для скота [Иноязычные источники об Армении и армянах, 11, Арабские источники 2, Ибн ал-Асир, перевод с оригинала /пред. и прим. А. Тер-Гевондяна. Ереван: АН Арм. ССР, 1981. 443 с. (На арм.).Inoyazychnye istochniki ob Armenii i armyanakh (Foreign sources on Armenia and Armenians). 11, Arabskie istochniki 2, Ibn al-Asir, translated by A. Ter-Gevondyan. Erevan, 1981., p. 275]. Вот почему коронация Левона II потеряла свою актуальность, в обратном случае он был бы коронован еще в 1190 г. Фридрих Mладший стал во главе войска и, перейдя через Mаместию и Тарс дошел до Антиохии, где и был захоронен Барбаросса. За тем немецкие крестоносцы продолжили свой путь, присоединившись к осаждавшим Акру,хотя жители Антиохии были против того, чтоб они покинули город. Надо сказать, что к этому времени войско сильно поубавилось, их осталось всего несколько тысяч человек [Eddé A.-M. Saladin / translated by Jane Marie Todd. Massachusetts & London, England: Cambridge, 2014., p. 43]. В Акре умер также и Фридрих Mладший.
В изложении всех этих событий сведения разноязычных историков в основном либо совпадают, либо дополняют друг друга. Основным спорным вопросом, относительно которого в последние 200 лет различаются мнения исследователей, является письмо [или письма] католикоса Григора IV Отрока, посланное Салах ал-Дину в 1190 г. О них упоминают лишь арабские источники, среди которых выделяется известный судья XII-XIII вв. Баха ал-Дин Ибн Шаддад с подробными сведениями [Ibn Saddad. Baha’ al-DTn, Kitab al-Nawadir al-sultaniyya wa-mahasin al-Yusufiyya. Dimasq, 1979.,p. 182-186], приведенными в его книге «Биография Салах ал-Дина Аййюбидского».