Стараниями королевских историков XVII века просвещенная Европа вдруг узнала, что несколькими веками ранее она участвовала в крестовых походах. За это большое спасибо кардиналу Ришельё. Создавая нацию французы, он позаботился об ее достойной истории. Отмытой, напомаженной, и тщательно завитой. Правда позднее неблагодарные потомки в лице Вольтера назвали эту эпоху средневековым варварством, но кто же в свободном и просвещенном обществе слушает местных философов? Нет пророка в своем отечестве — истина еще со времен Трои. На брюзжание вечного изгнанника не обратили внимания.
Тамплиеры были порождением крестовых походов и, разумеется, их тоже не обошли вниманием. Книга Шарля Дюканжа ознакомила общественность с не самими лучшими сторонами деятельности этого некогда существовавшего военного ордена. Ересь всегда попахивала потусторонним, а значит тайной. Случившаяся несколько позднее Великая франко-масонская революция 1792 года лишь подогрела интерес, как к истории в целом, так и к ордену Храма в частности. Причем в качестве катализатора интереса выступил не кто иной, как Наполеон Бонапарт. Революционному генералу зачем-то понадобились протоколы допросов тамплиеров, хранившиеся в Ватикане. После победной Итальянской компании документы были доставлены в Париж. В то время, пока плебс салютовал храброму корсиканцу, соответствующие органы склонились над манускриптами – дела давно минувших дней были куда более интересней и эпохальней. Это был первый сигнал и начало возникновения литературно-мистического цикла под общим названием тайны храмовников. Второй сигнал не заставил себя долго ждать — Наполеон реквизировал собственность французских госпитальеров – наследников ордена тамплиеров. Мало того, он атаковал и захватил остров Мальта — штаб-квартиру госпитальеров. Какая поразительная настойчивость! Он явно что-то искал! И видимо то же, чего так и не нашел Филипп Красивый! Ну как тут не начать придумывать версии?! Выдуманное «наследие тамплиеров» стало призом в игре кто первый. И как следствие – появление многочисленных наследников, эдаких детей лейтенанта де Моле. Со всеми атрибутами, символикой и доказательствами. Часто явно бутафорскими – в виде рыцарского шлема, меча, подлинного (!) босеана и четырех (!) обломков костей последнего магистра, таинственно-чудесным способом спасенных из пламени инквизиторского костра. Вот вы смеетесь, а их императорское Величество уверовали. Впрочем, не надолго. Но все же…
Легенды о тайном круге берут свое начало как раз в те времена. Ибо наследники крайне нуждались в легитимизации. В некой непрерывной связи, преемственности. Неотамплиеризм, как и всякая религия, требовала своей традиции. И, разумеется, древней. Так в начале XIX века появился Carta Transmissionis, список великих магистров ордена Храма. Следом появился Устав Ронселенуса» или же «Крещение огнем» [читать статью: «Фальшивые тайные уставы тамплиеров»].
Впрочем, довольно иронизировать по этому поводу. Нет дыма без огня. И если отсутствуют прямые доказательства в пользу утверждения о наличии тайного круга, то существуют косвенные. С ними и ознакомимся.
***
Первые намеки на то, что в Ордене присутствовал особый круг, появились во времена Армана де Перигора, великого магистра Ордена в 1232—1244 годах . Речь идет о неких старых и наиболее мудрых мужах Дома. С ними магистр принимал решения по вопросам, которые он по всем правилам должен был бы рассматривать на Генеральном капитуле. Причем вопросы эти был действительно секретными [читать статью: «Тайна магистра де Соннака»]. Такое впечатление, что эти мужи практически были выведены из под юрисдикции Ордена и подчинялись исключительно великому магистру.
Период правления великого магистра Тома Берара [1256-1273 гг.] связан с большими изменениями во внутреннем укладе орденской жизни. Орден Храма испортился именно в его магистерство, так потом скажут на допросах тамплиеры. Именно этим временем датируется существенное редактирование первоначального устава и его статутов, или, по сути, создание новых. Парижский экземпляр Установлений, хранящийся ныне в Национальной библиотеке и объединяющий в себе первоначальный Устав и свод монастырских статутов, явно был переписан по приказу Тома Берара. Историки, изучавшие сохранившийся экземпляр каталонского Устава [барселонский манускрипт], приходят к выводу, что во время этого магистра в ордене образовалось нечто в роде конституционной монархии [Демурже А. «Жак де Моле. Великий магистр ордена тамплиеров»].
В чем это заключалось? Образовался некий круг компаньонов великого магистра. В него могли входить представители только благородного сословия, причем, не рядового. Они принимали непосредственное участие в решении наиболее важных вопросов, включая предоставление денежных ссуд. Характерно, что последнее магистр не мог сделать, предварительно не заручившись согласием компаньонов [Curzon, La Rиgle, §82.]. В новых статутах четко оговаривалось, что является исключительно прерогативами магистра, а чем ему дозволялось делиться со своими компаньонами [Там же, §§ 86, 152, 368..]. Другими словами, роль Генерального капитула сводилась до рутины и решения второстепенных вопросов – основное теперь решалось в кругах, приближенных в Великому магистру.
Знают ли историки, кто входил в этот круг? Да, это известно, хотя и в неполном объеме. Понс де Брозе, Ги Одемар, Берн и Ронселин де Фо. Все из Прованса, а последний был его прецептором и играл одну из ключевых ролей в новой орденской политике. Позже я назову еще одного компаньона.
Появление слухов о недостойных действиях, совершаемых во время ритуалов тоже датируется временами Берара. Изменения в процедуре приема в орден, все эти плевки и отречение от Христа, непристойные поцелуи, поклонение бородатым головам – результат деятельности круга? Невозможно ответить на этот вопрос. Были бы протоколы заседаний капитулов с описанием постановлений о введения новых ритуалов, можно было бы утверждать. Но их нет.
Однако, вот какой вывод можно сделать, если проанализировать протоколы допросов священников ордена. Независимо от того, признавали они или нет еретические ритуалы, все как один не смогли объяснить, почему они совершали те действия, которые ставились им в вину. Они ссылались на какие-то обычаи, они говорили, что просто выполняли приказ. Но ведь кто-то эти приказы отдавал! Кто? Несомненно те, кто имел на это право. Некая группа членов ордена, и называйте их как хотите, высшим, тайным или как иначе, но кругом, сообществом избранных, обладающих высшей властью и пониманием того, что должно быть именно так.
Теперь еще об одном компаньоне, в силу своего статуса вполне имевшего полномочия отдавать подобные приказы. Речь пойдет о самом знатном тамплиере – Амори де Ла Роше. В различное время он занимал самые значительные посты в орденской иерархии. Был в чине командора Утремера, иными словами — главнокомандующим всеми тамплиерами Святой Земли. По личной просьбе французского короля Людовика IX Святого, был переведен на должность прецептора Франции, несмотря на несогласие орденского Капитула. Были моменты, когда его фигура даже заслоняла Великого магистра – именно Ла Рошу, в 1267 году, пишет иерусалимский патриарх с просьбой ходатайствовать перед королем Людовиком, дабы он быстрей вмешался в трагические события Латинского королевства. Но самое интересное – Амори курировал процесс доставки во Францию христианских реликвий, приобретенных Людовиком для специально отстроенной церкви Сен-Шапель. Ла Рош знал толк в реликвиях, ведь он так долго пробыл на Востоке, сокровищнице христианства. А может он был искушен и в нечто большем, связанным с верой, ее символами и сутью? Может от него и растут ноги у пресловутого Бафомета, изображенного на стенах замка тамплиеров в Сафеде?..
Сохранился ли этот круг при последнем магистре Жак де Моле? Известия о том, что в ордене творится нечто непотребное стали курсировать уже в 1305 году, за два года до начала преследования тамплиеров, и стали известны Клименту V. Моле, безусловно, тоже был извещен. В курии у магистра были свои люди. К примеру, должность папского кубикулярия [читать статью: «Побег из Пуатье, или …»] традиционно занималась храмовниками. Но, судя по всему, Моле не предпринял никаких действий, ибо и к концу 1307 года ситуация оставалась без изменений. Может Моле не знал о тайном круге? Но это вряд ли. Ибо в орден его принимал тот самый Амори де Ла Рош. Со всеми теми ритуалами, шедшими в разрез с официальной католической доктриной. И Великим магистром он был выбран [преодолев сильную оппозицию] лишь потому, что стал адептом этой новой религии, внедряемой в орден компаньонами.
Моле прибыл во Францию в самом конце 1306 года. Встреча с Климентом V состоялась лишь летом 1307-го. Где в этом временном промежутке находился Великий магистр, современным историкам выяснить не удалось. Однако существует показание тамплиера Жана Фолиака, показавшего на следствии, что магистр Моле, прибыв с Кипра, привез с собой значительную сумму денег, которую он распределил, побывав в Провансе. Стоит ли напоминать о компаньонах из этой провинции?
И последнее. Это показания Николя де Амиана и Рауля де Жизи. В них упоминается, вне всякого сомнения, приемник Ла Роша – прецептор Франции Жерар де Вилье и его роль по созданию ордена в ордене. Кстати, его так и не удалось поймать ищейкам Филиппа Красивого. Побег был явно подготовлен и профинансирован. Круг исчез…
Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с) Санкт-Петербург 2020
При перепечатке статьи указание на источник обязательно