Как в конце марта сообщило агентство Reuters, ученым таки удалось установить авторов изображений крестов, которыми просто усеяны стены Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Ими [неожиданно] оказались вовсе не крестоносцы, не храмовые каноники, не тамплиеры, а профессиональные каменщики [масоны, буквально]. К такому выводу пришли археологи из Управления Древностей Израиля [IAA].
“Это уникальное явление всегда сбивало нас с толку. Что это: граффити паломников или что-то еще?”, – заявил в интервью Reuters руководитель Иерусалимского округа IAA Амит Реим.
По всей видимости, идея исследования родилась в ходе реставрационных работ, начатых еще в 2018 году в одной из часовен Храма [армянской]. Напомню, что права владения и пользования святынями храма принадлежат греческому православному Иерусалимскому патриархату, Иерусалимскому патриархату Армянской апостольской церкви и католическому ордену францисканцев. Реставрационные работы позволили ученым детально рассмотреть и изучить резьбу на камнях. Были составлены трехмерные изображения и с помощью цифровых технологий сравнения и датировки, археологи пришли к выводу, что тысячи религиозных символов созданы небольшим количеством мастеров.
“Мы увидели, что все кресты имеют одинаковую глубину и даже маркировку каменщика. Может быть, два или три мастера сделали эти кресты. Так что это не граффити, это что-то более организованное”, – продолжил Амит Реим, предполагая, что кресты изготавливались по индивидуальному заказу паломников. И, разумеется, услуга была платной.
Насчет два или три мастера возникают некоторые сомнения, учитывая сколько времени стоит этот Храм. Даже если брать только крестоносный период.
Честно говоря, я не вижу особого научного смысла в подобных исследованиях и открытиях. Видимо, лавры британских ученых не дают покоя их израильским коллегам. Как будто ранее не было известно, что средневековый пилигримаж был поставлен на коммерческую основу. Тут стоит вспомнить о бейджах – особых знаках, которые пилигрим мог получить во всех местах своего паломничества. Это было своего рода доказательством реальности их посещения. И их тоже задаром не давали. Их надо было покупать. Зато потом, по возвращении, можно было покрасоваться нагрудным иконостасом перед соседями, а заодно и перед местным аббатом. Ибо за состоявшееся паломничество в Святую Землю полагались налоговые послабления.
По материалам прессы подготовил Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с) Санкт-Петербург 2021