«Антиохийская чаша»: несостоявшийся Грааль

Антиохийская чаша (потир)

Антиохия-на-Оронте, она же Антиохия Великая — город в Сирии. Древнейший и славный своей историей. Религиозный центр многих конфессий, святее самого Эль-Кудса. Здесь, на берегах Оронта, крепла и развивалась религия, впоследствии названная христианством. Рим и Александрия признавали Антиохию одним из величайших Храмов новой церкви. Да и само наименование христианин было изобретено именно здесь. Поэтому нет ничего удивительного в том, что находки, подобные той, о которой сейчас пойдет речь, продолжают отыскиваться здесь.

Но нам Антиохия более известна, как столица княжества, возникшего в результате Первого крестового похода. А также тем, что здесь чудесным образом было обретено так называемое «Копье Cудьбы», которым римский сотник Лонгин в свое время прекратил муки Спасителя на кресте. [1098. Осада Антиохии, копье Лонгина и Боэмунд Тарентский]

Наука археология в период своего становления развивалась как метод поиска материальных доказательств библейских писаний. Совместно с экзегетами [особенно из числа протестантов], копать стали везде, где так или иначе происходили заветные события. И что-то начали находить. Не то, что надо, но достаточно для литературного творчества и подтверждения. Археологи оказались на удивление отменными сказочниками. Ничто так не повышает стоимость находки, как привязанная к ней легенда, особенно в статусе все так и было на самом деле. Так что стоило все извлеченное из недр палестинской и сирийской земли совсем не дешево.

Самыми удачными археологами были [и есть] торговцы антиквариатом. Обычно в их лавках и находились сенсации, которые некоторые археологи потом вдруг обнаруживали в своих раскопах. Поговаривали, что легендарное золото Трои было тайно доставлено Шлиману его греческими братьями по вере и предварительно закопано.

Доподлинно неизвестно где, кто и когда нашел Антиохийскую чашу или потир [есть только предположения, о которых ниже]. Будто бы его случайно обнаружили в развалинах знаменитой антиохийской Золотой базилики в 1910 году. Каким-то образом это стало известно антикварной фирме братьев Кучакжи, коими она и была приобретена за неизвестную сумму. Затем, до 1933 года чашу якобы реставрировали во Франции. После чего она была выставлена на Всемирной выставке в Чикаго под скромным названием Святой Грааль.

Сосуд этот представляет собой простую серебряную чашу, без наворотов, на которую позднее была надета еще одна, позолоченная, с изящным декором и ножкой. Некие специалисты даже утверждали, что украшение было сделано в течении столетия после смерти Христа [понятно теперь, почему ее реставрировали более двадцати лет]. Причудливый узор из виноградной лозы, сидящие на ветках птицы, включая орла [вспоминаются строки: С ними золотой орёл небесный, Чей так светел взор незабываемый]. Тут и животные: ягненок [вероятно, Агнец Божий], кролик. Присутствуют и двенадцать человеческих фигур, держащих свитки и восседающих на стульях с высокими спинками, причем две из них считаются изображениями самого Христа. По поводу десяти оставшихся мнения разделились. Одни считают их апостолами [тогда почему их только десять?], другие видят в них философов классической эпохи, которые подобно древним пророкам, якобы предсказали пришествие Христа. В качестве аргумента приводится Иоаанн Малала, антиохийского писателя VI в., автора Хронографии — первой всемирной хроники, дошедшей до нас. В своем труде Иоанн пытается установить взаимосвязь между философами и христианами.

Как и следовало ожидать, проверку на идентичность грааль не прошел и до аукциона дело не дошло. Было точно определено, что вся конструкция изготовлена не позднее VI века и представляет собой обыкновенный потир для Евхаристии. На что надеялся владелец — непонятно. Должно быть на то, что на тот момент метод датировки радиоуглеродным анализом был еще в стадии разработки. С 1950 года антиохийская находка хранится в коллекции Метрополитен музея в США, как образец раннехристианского [византийского] искусства. Доступен для обозрения со всех сторон:

Антиохийская чаша (потир)Антиохийская чаша (потир)Антиохийская чаша (потир)Антиохийская чаша (потир)Антиохийская чаша (потир)Антиохийская чаша (потир)Антиохийская чаша (потир)

Сравнительно недавно исследователи установили, что форма антиохийского потира более походит на светильник, а узор на нем, якобы, иллюстрирует слова Христа: Я свет миру [Иоанна 8:12]. Кроме того было выдвинуто предположение, что потир входил в число так называемых сокровищ из Капер Кораона [ныне турецкий город Курин].

сокровища из Капер Кораона

Клад включал пятьдесят шесть предметов из серебра, включая кресты, чаши и светильники. Его нашли в 1908 [или в 1910] году к юго-западу от Антиохии. Считается, что схрон включал в себя предметы культа небольшой местной церкви Св. Сергия, вероятно спрятанных во время войны между персами и византийцами в VII веке. Вероятно кому-то, имевшему доступ к найденным предметам, удалось тайно изъять потир. И сделано это было явно в начальный период после находки, когда не все предметы еще были учтены. А потом началась Первая Мировая и кража так и осталась незамеченной.

Ныне коллекция сокровищ из Капер Кораона хранится в Балтиморе, в Художественном музее Уолтерса. К слову, там же хранится и весьма любопытный оригинальный экземпляр Устава ордена тамплиеров, Балтиморский манускрипт. Кстати, всплывший примерно в то же время, что и антиохийский грааль.

Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с) Санкт-Петербург 2021

При перепечатке статьи указание на источник обязательно