Попался тут мне номер старого французского журнала с комиксами за 1926 год. Находка удивила, поскольку искал то я визуал о тамплиерах для статьи, и искал не где-нибудь, а во Французской национальной библиотеке. Оказалось, что в этом номере журнала был «сторителлинг» о храмовниках, благодаря которому он и попал в поисковую раздачу. Рассказик понравился, – прямо готовый сценарий для фильма или книжки. Не поленился — перевел. Не благодарите.
Более века предки Ренуса Мингре, от отца к сыну, занимали должность табеллиона [писец, составлявший нотариальные и другого рода форменные записи] в маленьком городке Шамбли. Ренусу было суждено продолжить традицию и в свою очередь занять это место, но эта скромная работа едва ли улыбалась молодому человеку, который считал, что его интеллект и способности достойны лучшего. Граф д’Антрей оценил эти способности и дал Ренусу возможность существенно продвинуться по службе и образованию, он отнесся к молодому человеку доброжелательно и великодушно. Внешне Ренус отвечал на это с глубокой благодарностью, но в глубине души им владела ненависть к этим аристократам, которые…
…считали себя намного выше и пользовались всеми милостями судьбы. Ренусу было позволено пользоваться великолепной библиотекой замка столько, сколько он хотел. Там он проводил долгие часы занятий, роясь на пыльных полках среди множества книг, которые никто, кроме него самого, никогда не открывал. Однажды он достал из какого-то забытого уголка старинный фолиант и обнаружил, что в его страницы были вложены несколько манускриптов времен Филиппа Красивого. Ренус погрузился в изучение этих рукописей, которые, помимо исторических сведений, внезапно открыли для него неожиданные перспективы.
В этих рукописях рассказывалось о том, что в те времена, когда король Франции, жаждущий огромных богатств Ордена Храма, был готов дать приказ начать суд над всеми его членами, один из высших сановников ордена разыскал графа д’Антрея, и предложил ему значительное богатство в обмен на помощь. Все найденные предметы убедили Ренуса в том, что эти сокровища действительно были спрятаны где-то в укромном и безопасном месте замка. С того дня план обнаружения этих сокровищ стал преследовать его. У графа д’Антрея было два сына. Старший, Роберт, с открытым и великодушным характером, представлял собой разительную противоположность своему брату Раулю, грубому и хитрому, таящему в глубине души…
…ревность, что он младший. Однажды Ренус вновь был занят перечитыванием и изучением драгоценных рукописей; он был так поглощен, что не услышал, как открылась дверь библиотеки. Только когда чья-то рука опустилась ему на плечо, он обернулся: позади него стоял Рауль. «Эти гримуары, кажется, интересуют вас, — сказал он, — что это такое? И Рауль взял куски манускрипта в руки, чтобы по-лучше рассмотреть их. Ренус побледнел, когда увидел, что его секрет может быть раскрыт другим. Взгляд Рауля остановился именно на самом откровенном фрагменте текста; его возбужденное любопытство побудило его читать дальше…
…несмотря на трудности с расшифровкой этих древних символов, вскоре он узнал о самой интересной стороне дела. Ренус был потрясен, но старался не показывать этого; он понимал, что больше не может пользоваться своей находкой в одиночку, и, кроме того, думал, что союз, заключенный с Раулем, если и уменьшит его прибыль, то, по крайней мере, облегчит нахождение клада. Двое молодых людей пришли к соглашению по этому вопросу и взяли на себя обязательство начать поиски как можно скорее. Но они оказались тщетными. От старого замка времен Филиппа Красивого остались только две заброшенные и полуразрушенные башни…
…именно там они сосредоточили свои усилия. Из текста некоторых, довольно неясных отрывков, которые они изучили, можно было предположить существование подземелья, о котором до сих пор никто никогда не слышал. Все их усилия и все их терпение не дали результата. Тем временем вспыхнули первые события Революции. Ренуса и Рауля связывали общие интересы, и они с радостью приветствовали происходящее, потому что одна и та же ревность объединяла их в едином мнении. Но их постигло разочарование…
…они каждый день продолжали говорить об открытии, которое, как они надеялись, вот вот должны было произойти, так и не произошло. Поскольку граф д’Антрей был объявлен подозреваемым в контрреволюции, был отдан приказ о его аресте. Ренус, который знал об этом приказе, позаботился о том, чтобы Рауль не предупредил графа, поскольку надеялся, что Рауль тоже будет арестован вместе со своей семьей. Отряд вооруженных людей окружил замок и перекрыл все выходы; но когда они вошли внутрь, то несмотря на все поиски, им не удалось обнаружить ни графа, ни кого-либо из его семьи: все исчезли. Ренус, который ждал этого события с…
…плохо скрываемой радостью, не мог объяснить этого исчезновения. Раздумья привели его к догадке: старый Мишель, верный слуга семьи, проживший в замке сорок лет, наверняка знал о входе в подземелье, и именно им он вывел графа с семьей… Вот если бы он, Ренус, знал, куда ведет это подземелье, то смог бы войти в него с другой стороны. Затем он вспомнил, что у старого Мишеля был друг, крестьянин по имени Пеллегрин, который жил в окрестностях замка. Он предположил, что последний тоже участвовал в этом деле и решил отправиться на его поиски…
…его дом был в полумиле от замка и Ренус сразу же отправился туда. Он был очень удивлен, встретив по дороге своего сообщника Рауля, направлявшегося туда же с такими же намерениями. Хотя оба были сильно раздосадованы тем, что повстречались, но тем не менее достигли жилища Пеллегрина вместе. В изумлении остановились они перед этим бедным домом. Среди манускриптов, которые они так глубоко исследовали и изучили во всех деталях, их заинтересовала одна вещь – это была своего рода каббалистическая надпись, знаки тамплиеров, значение которых они так и не смогли расшифровать.
Так вот, на одном из старых камней, служивших фундаментом жилища Пеллегрина, было несколько знаков, вырезанных в углублении и немного стертых временем. Это были точно воспроизведенные знаки тамплиеров из манускрипта. При этом виде в головах обоих сообщников возникла мысль – у них появилось предчувствие, что этот знак указывает на то место, которое они так долго искали. Но для того, чтобы воспользоваться этим ценным открытием, нужно было действовать скрытно. Смущало присутствие Пеллегрина и они решили его устранить. Это было легко, потому что Пеллегрина, как друга старого Мишеля, можно было без труда…
…обвинить в соучастии в побеге графа. Именно это и сделал Ренус. На следующий день Пеллегрина задержали и доставили в городскую тюрьму. Ренус и Рауль стали хозяевами его дома. Их поиски на этот раз были короче, чем в замке; проникнув в нечто вроде подвала, они обнаружили вход, который, казалось, был только что расширен и вел в темную подземную галерею. Сообщники переполнились радостью. С первых же шагов открылся глубокий колодец. Когда Ренус миновал эту зияющую дыру, ему пришла в голову адская мысль; теперь, когда путь, казалось, вел к долгожданной цели…
…он с гневом посмотрел на своего сообщника. Должен ли он поэтому делить прибыль с человеком, который случайно узнал его тайну? Ренусу не потребовалось много времени, чтобы принять решение, и как только Рауль осторожно подошел к краю колодца, он столкнул его туда. Ренусу пришлось отложить осмотр галереи на несколько часов, чтобы раздобыть фонарь. Вооружившись им, а также киркой, которая, по его мнению, должна была ему пригодиться, он вошел в галерею. Почва была сырой, и стены также сочились влагой; этот факт не показался Ренусу странным, поскольку его можно было объяснить наличием в непосредственной близости небольшого пруда, воды которого…
…проникали внутрь галереи. Ренус в затруднении продолжал свой путь по этой раскисшей земле, покрытой лужами воды. Наклонившись, он узнал следы, оставленные на мягкой земле, и увидел, что его догадка была верна и что вся семья графа бежала этим путем. Он двигался медленно, с предельной осторожностью. Пройдя таким образом двести ярдов, он вдруг остановился, и в траурном свете этого подземелья все лицо его просияло. С одной из сторон стена была укреплена каменной кладкой, а на одном из камней все еще довольно отчетливо был виден таинственный знак тамплиеров. «Это здесь!» — подумал Ренус. Он не сомневался, что за этим камнем спрятано сокровище…
…Поставив свой фонарь на выступ, он тут же начал киркой отделять камень от раствора вокруг него. Хотя Ренус был не очень крепок, работа не требовала больших усилий, так как раствор не оказывало большого сопротивления – воздействие влажности, несомненно, разрушило материал. Через некоторое время тонкие струйки воды начали понемногу просачиваться вокруг рыхлого камня. Забыв о всякой осторожности, в пылу своего вожделения Ренус, просунув пальцы в образовавшиеся щели, схватил камень руками и рванул изо всех сил. Но это привело к неожиданному результату: из образовавшегося отверстия хлынул поток мутной воды и ила, увлекая камень вперед…
…он сильно ударил Ренуса в грудь, сбив с ног. В этом месте образовался водяной карман из-за фильтрациями воды из пруда и негодяй только что сам вскрыл его. Вода теперь с силой вырывалась из отверстия, опрокинутый фонарь погас, и Ренус тщетно пытался встать на ноги в грязи, в середине которой он тонул. Он поднялся только на мгновение, чтобы снова упасть; его силы были истощены в этой ужасной борьбе среди тьмы, и вода понемногу поднималась в подземелье. Так был похоронен Ренус, о котором никто больше никогда не слышал, среди неприкосновенных богатств тамплиеров, чье наследие он надеялся присвоить себе.
Les Belles Images №1125
перевод с французского
P.S.
По старой привычке проверять любую информацию, я навел справки о этом, кем мог быть этот «один из высших сановников ордена» или вернее, кто был его реальным прототипом. В результате я пришел к выводу, что им был Пьер де Шамбли, занимавший в свое время пост камергера при Филиппе Красивом. Это действительно было очень высокая должность.
И еще. Не помню, где читал, но тамплиеры действительно предпочитали устраивать тайники где-нибудь под водой. Т.е после закладки ценностей устраивали над ними искусственные водоемы, типа прудов и т.п.
А с другой стороны эти комиксы меня немного расстроили. Потому как именно вот такими вот рассказиками, комиксами, фильмами, где историю просто «насилуют», заменяя чернокожими белых европейских королев и ввели в заблуждение уже целое поколение. Оно вообще воспринимает историю лишь в ее голливудском варианте, вовсе не интересуясь историей академической. Мне вспомнилась цитата из прекрасной книги Шаран Ньюман «Подлинная история тамплиеров»:
«Как-то раз мне случилось выступать во Франции перед читателями книги Дэна Брауна «Код да Винчи». Я разъясняла те места в романе, где авторский вымысел разошелся с историческими фактами. На одном из выступлений ко мне на прекрасном английском обратился юноша из Нидерландов. Он спросил меня о тамплиерах. В ответ я заговорила о том, как литература связывает тамплиеров со Святым Граалем, и о легендах, окружающих исчезновение ордена в 1312 году. Какое-то время юноша вежливо слушал, а потом прервал меня вопросом: «Они что, существовали на самом деле?»
Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с) Санкт-Петербург 2022