В иберийской Туделе еще со времен прихода арабов существовала община сефардов. Город был большим и богатым и поэтому еврейская колония была крупной. Из нее вышли несколько известных личностей. Самым знаменитым был, пожалуй, Авраам Абулафия бен Самуэль, живший в XIII веке. В романе Умберто Эко Маятник Фуко так назывался редакционный компьютер. Известен этот Абулафия был тем, что объявив себя пророком и мессией, отправился в Рим обращать папу Николая III в иудаизм. Его спасла только преждевременная смерть понтифика, иначе гореть на костре этому сумасшедшему нечестивцу. По всем параметрам у Абулафии наблюдался так называемый Иерусалимский синдром – довольно редкое психическое расстройство или вид бреда величия и мессианства, известный современным ученым. Не реализовав себя на религиозной ниве, Абулафия решил заняться каббалой. Он перебрался на Сицилию [все в том же ранге мессии]. Но и там не преуспел – был объявлен сицилийскими раввинами шарлатаном. Впрочем, наш рассказ не о нем.
Веком ранее в той же в Туделе проживал некто Вениамин бен Иона. Был он то ли раввином, то ли купцом. Скорей последним, ибо как выяснится позже по его записям, был довольно осведомленным в географии человеком, много повидавшим. Предположительно в 1159 [а может и в 1167-м], отправился он в далекое путешествие в сторону Святой Земли. К нашему счастью о своих странствиях он оставил подробное описание, сообщая множество интересных деталей, с некоторыми из-которых я вас сейчас и ознакомлю.
Началось путешествие в славном граде Сарагосе, откуда Вениамин через Тортосу и Таррагону добрался до Барселоны на побережье Mare Mediterranea. Отметив в своем путевом дневнике, что там “живет благочестивая еврейская община, состоящая из людей умных и образованных…”. Надо сразу отметить, что этот сефард будет скрупулезно отмечать наличие, количество членов и род занятий членов еврейских общин на всем пути своего следования. Так что его отчет, кроме его географической составляющей, несет на себе все признаки “переписи лиц иудейского вероисповедания”. Это весьма странно, если вспомнить, чем в ветхозаветных мифах переписи оборачивались для иудеев – царь Давид было попытался, но Бог тут же наслал на Израиль болезни…
Миновав южные земли франков [больше всего иудеев оказалось в Бокере], Вениамин высадился на Апеннинах, в Генуе, далее устремившись, разумеется, в Рим. Описывая городские достопримечательности, в числе прочих баек, он сообщал следующее:
“В Риме есть церковь Св. Иоанна у ворот латинских, где у алтаря стоят две медные колонны – произведение царя Соломона блаженной памяти, и на каждой из них вырезаны слова: «Соломон, сын Давидов». Живущие там евреи сказали мне, что ежегодно в девятый день месяца ава (июль — начало августа), на колоннах этих выступает пот большими каплями. Там же находится пещера, в которой Тит, сын Веспасиана, спрятал сосуды Святого храма, привезенные им из Иерусалима”.
Этот факт сокрытия храмовых сокровищ тамплиерам, видимо, известен не был. Выходит зря всю гору Мориа перерыли… Что же касается колонн, то Вениамин имел ввиду очевидно эти:
Реконструкция Первого храма
“И сделал он два медных столба, каждый в восемнадцать локтей вышиною [3 Царств 7]”
Реконструкция Первого храма
С колоннами, однако, неувязочка выходит. Храм Соломона разрушил Навуходоносор, царь вавилонский. Его вновь отстроили по приказу персидского царя Кира и реконструировали при Ироде Великом [который и евреем то толком не был]. Иудеи его назвали Вторым храмом. Так что соломоновы колонны в Риме ну никак оказаться не могли. В Дамаске или Багдаде еще может быть… Легенду о “царе Соломоне” стали активно развивать в период становления талмудического раввинистического иудаизма, что как раз приходится на время Вениамина. Или иберийский сефард не знал, что храмов было два, не говоря уже о третьем, временном, построенном Бар Кохбой? Я уже молчу о проекте Юлиана Отступника, византийского императора.
Упоминая о трофеях, взятых римлянами в Ершалаиме, и прочих памятниках Рима, Вениамин умалчивает о великолепной триумфальной арке, установленной в честь этого знаменательного события.
Триумфальная арка Тита
Вызывает улыбку и некоторые сообщаемые им подробности строительства италийских городов и мотивация появления некоторых римских дорог.
“Отсюда я отправился в Пуццуоли, иначе Сорренто, большой город, построенный Адраазаром (царем Сувским), бежавшим от страха пред царем Давидом блаженной памяти… Отсюда на расстоянии пятнадцати миль дорога идет под горами; построена она римским царем Ромулом, основателем города Рима, из страха перед Давидом, царем израильским, и его военачальником Иоавом…”.
Вениамин в самом начале своей книги пишет, что в ней будет все, что он видел или слышал. И это сразу видно из текста. То, что он действительно видел всегда красочно описано. А то, о чем только слышал, менее детализировано и по большей части почерпнуто в Иосифоне известного римско-иудейского мифотворца Иосифа Флавия и в сборнике иудейских сказок под общим названием Агада.
Опущу описание путешествия через Грецию и Константинополь и перейду сразу к Палестине. Здесь описание становится еще интересней, хотя и вызывает недоумение.
Само собой разумеется, что миновать Иерусалим Вениамин никак не мог – ведь это ж главный город для любого иудея. И неважно, сефард он или ашкеназ или даже черный фалаша. Ибо в городе этом некогда располагался знаменитый Храм – и город этот является центром всей иудейской религии. Хотя. По тону повествования и содержании книги в целом у меня сложилось впечатление, что город его интересует поскольку-постольку и большой вопрос, а был ли он в нем вообще?!
От Сихема Вениамин двинулся мимо горы Гельвуй, через Аилонскую долину до город Яло [город сохранился до нынешних времен], находящийся в 20 км к северо-западу от Иерусалима. Это сейчас, а во времена Вениамина, вероятно, еще дальше.
Далее в рукописи Вениамина проскальзывает довольно странное и удивительное для того времени сообщение. Наш путешественник утверждает, что гора Мориа расположена в трех фарсангах от Иерусалима [длина одного фарсанга колеблется в зависимости от его типа: персидского, египетского или среднеазиатского и составляет от пяти с половиной до восьми с половиной километров].Другими словами правоверный и образованный еврей в XII в утверждает, что Храмовая горы в Иерусалиме НЕТ. В этой связи вопрос: а что же тогда расположено в Святом граде? Выходит, что ничего. Ведь кроме мусульманских святынь НИКАКИХ даже признаков наличия там когда-либо существовавшего иудейского храма не обнаружено! И по сей день не обнаружено!
Некто Исаак Абраванель, раввин, в своем толковании книги пророка Захарии утверждает, что император Адриан, спустя восемнадцать лет после разрушения Второго Храма [хотя храм намеренно никто не рушил, он просто пострадал естественным образом в ходе военных действий] будто бы распорядился восстановить Иерусалим, дав ему новое название Элия Капитолина. Только построен он был на расстоянии пяти миль от «исторического места». Таким образом действительно, горы Мории в этом «новом Иерусалиме» не было. Крестоносцев, а заодно и тамплиеров, ввели в заблуждение!
А вот свидетельство из средневековой рукописи La Citez de Jherusalem [около 1220] «Иерусалим не стоит больше на том месте, где он стоял, когда Иисус Христос [пребывал на земле,] был распят и воскрес из мертвых. Когда Иисус Христос пребывал на земле, город Иерусалим находился на Сионской горе, но ныне не находится там. Ныне там только аббатство, и в этом аббатстве церковь святой Марии»
В Церковной истории знаменитого Евсевия Кесарийского, одного из первых отцов церкви, епископа Кесарии, есть любопытный фрагмент, описывающий событие, произошедшее примерно в 305 г. Отдельно замечу, что от Кесарии, столицы провинции, до Иерусалима чуть менее 100 км. В то время наместником там был некий Фирмилиан [в тексте он назван игемоном]. Приводят как-то к нему на суд каких-то христиан. Это как раз был период гонений. Их допросили и поинтересовались, откуда они? Все дружно, как порядочные христиане в один голос заявили, что, мол, из Иерусалима. Понятное дело, что все христиане оттуда — Иерусалим их вечное отечество, духовное, небесное. Однако игемон не только не понял о чем идет речь,он вообще никогда не слышал ни о каком Иерусалиме!!! Палестина не знает такого города!
Через 300 лет на сцене появляются арабы, войска халифа Умара подступают к Капитолине. Защитники решают сдаться. В договоре о сдаче-приеме город упоминается как Элия, а вовсе не как Иерусалим. Восток такого города не знал! Он знал лишь Элию Капитолину!
Выходит прав был сефард Веня и гора Мория существовала сама по себе, вне зависимости от того, существует Иерусалим или нет. Что не мешает приписывать ей места нахождения Храма. Которого, скорей всего, там никогда и не было. Но это другая история.
Римскому городу, построенному с нуля совершенно на новом месте почетно присвоили имя Иерусалим лишь при императоре Константине Великом, в 330-х, когда христианство получило официальной статус. Новой религии нужны была своя мифология, священные места, храмы, предметы культа и ритуалы и т.д и т.п…
Центральная улица Элии Капитолины
Так что по всему выходит, что мы до сих пор являемся жертвами чудовищного подлога и евреи продолжают водить всех за нос….Ведь то, что нынче считается Иерусалимом таковым не является…
Современный “Иерусалим” – Элия Капитолина повсюду
P.S.
Кроме описанного выше, книга интересна тем, что дает развернутую картину состояния еврейской мировой империи и ее внутренней иерархии образца XII века. Она была впервые опубликована в Константинополе в 1543 году, а затем в Ферраре известным издателем Авраамом Ушке в 1556 году. Переведена почти на все европейские языки. В интернете есть русская версия.
Дополнением к ней может служить книга аналогичного жанра, написанная пражским ашкеназом Петахией Регенсбургским, путешествовавшим [в том числе и по Руси] примерно в то же время. Думаю, что обе поездки – часть одного плана…
Анохин Вадим [Vad Anokhin] (с) Санкт-Петербург 2022
При перепечатке статьи указание на источник обязательно