Top.Mail.Ru
Тамплиеры в Центральной Европе

Тамплиеры в Центральной Европе

В начале четырнадцатого столетия, незадолго до роспуска ордена тамплиеров, ему принадлежало более 50 Домов в Центральной Европе, т.е. на территории Священной Римской империи к северу от Альп. Поскольку тамплиеры, как и другие военно-монашеские ордена, проявляли наибольшую активность в районе Средиземноморья, с их точки зрения Центральная Европа включала в себя и страны к северу и востоку от Священной Римской империи, в особенности Скандинавию и Польшу, чьи коммуникации со странами Средиземноморья во многом зависели от дорог, проходящих через Империю. Можно подсчитать количество Домов тамплиеров, domus, как их именуют источники, т.е. мест, где постоянно проживали небольшие группы тамплиеров, для региона Центральной Европы и стран к северу и востоку от Империи.

Не все Дома имели во главе командора, т.е. члена ордена тамплиеров, ответственного за местное управление, и таким образом не все Дома представляли собой командорства, но для оценки присутствия тамплиеров в регионе число их Домов, вероятно, является более показательным, чем число командорств.

В Центральной Европе владения, имения, замки и церкви тамплиеров располагались действительно более чем в 50 местах. Тем не менее, число в 50 Домов означает, что в количественном отношении роль Центральной Европы для тамплиеров была незначительна. По сравнению с Францией и Италией, тамплиеры не располагали здесь большим количеством владений, командорств и Домов, точно также в отличие от Франции и Италии не так много тамплиеров были родом из Центральной Европы [Данные расчеты были сделаны при подготовке к совместной с Энтони Латтрелом публикации об истории госпитальеров в Центральной Европе до 1421 г., где неизбежно речь зайдет, в том числе и о тамплиерах. На данный момент как в опубликованных, так и в неопубликованных источниках имен тамплиеров было обнаружено менее сотни. См. Anthony Luttrell, “The Hospitaller Province- of Alamania to 1428” в Ordinis Militares: Colloquia Torunensia Historica, vol. 8, ed. Zenon H. Nowak, Torun 1995, 21-41, а также Anthony Luttrell, The Hospitalier State on Rhodes and its Western Provinces, 1306-1462, Variorum Collected Studies Series. Aldershot 1999, no. XII.]. На этом фоне не кажется удивительным, что многие исследования, касающиеся ордена Храма, вообще не упоминают данный регион [Исключение составляет фундаментальное исследование Марии Луизы Бульст-Тиле, Marie Luise Bulst-Thiele, Sacrae Domus Militiae Templi Hierosolymitani Magistri: Untersuchungen zur Geschichte des Templerordens  1118/19-1314, Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen, philologisch-historische Klasse, 3rd series no. 86. Göttingen 1974. Касательно других исследований см. Malcolm Barber, The New Knighthood: A History, of the Order of the Temple, Cambridge 1994; Alain Demurger, Vie et mort de l’ordre du Temple, Paris 1985, перевод на немецкий Wolfgang Kaiser, Die Templer Aufstieg und Untergang 1120-1314, München 1991 [4th revised edn. 1994); John Charpentier, L’Ordre des Templiers, Paris 1961, перевод на немецкий Brigitte Weitbrecht, Die Templer, Stuttgart 1965; см. также Bibliographie  de l‘Ordre des Templiers, ed. Marguerite Dessubré, Paris 1928; репринтное издание Nieuwkoop 1966; Bibliographie des Templer-Ordens 1927-1965, ed. Heinrich Nau, Bonn 1965.]. Даже исследования, посвященные военно-монашеским орденам в Центральной Европе, обычно обходят тамплиеров стороной и вместо этого концентрируют свое внимание на Тевтонском ордене и иногда госпитальерах. Интерес к Тевтонскому ордену вполне естественно обусловлен его активностью на берегах Балтийского моря [Erik Christiansen, The Northern Crusades: The Baltic and the Catholic Frontier 1100-1525, London 1980. О госпитальерах см. Walter Gerd Rödel, Das Großpriorat Deutschland des Johanniterordens im Übergang vom Mittelalter zur Reformation an Hand der Generalsvisitationsberichte von 1494/95 und 1540/51, 2nd edn., Köln 1972. См. также Christoph T. Maier, “Forschungsbericht zur Geschichte der geistlichen Ritterorden in der Schweiz” Schweizerische Zeitschrift für Geschichte, 43 (1993), 419-428.].

В начале XIV в. Тевтонский орден и орден госпитальеров имели каждый где-то в районе между 100 и 150 Домами в Центральной Европе, не включая владения тевтонских рыцарей в Пруссии и Ливонии. Таким образом, в общей перспективе в Центральной Европе тамплиеры с их 50 Домами естественно не могут равняться по значимости с госпитальерами, не говоря уже про Тевтонский орден. Карта, созданная Вольфгангом Магером и опубликованная в 1970 году [Großer Historischer Weltatlas, ed. Josef Engel, vol. 2, München 1970, no. 82.], показывает расположение Домов и командорств трех крупнейших военно-монашеских орденов. Хотя на точность деталей полагаться не стоит, карта дает хорошее представление о распределении владений орденов по регионам. Дома тамплиеров раскинулись от Франции до Нидерландов и Лотарингии, но к востоку от Рейна их количество действительно весьма незначительно.

Как следствие, история тамплиеров в Центральной Европе изучалась крайне мало. Наиболее актуальной монографией по проблеме до сих пор остаются тезисы, опубликованные Микаэлем Шупферлингом в 1915 году [Michael Schüpferling, Der Tempelherren-Orden in Deutschland, PhD Freiburg im Üchtland, Bamberg 1915. Данная диссертация продолжает исследования, начатые в Hans Prutz, Entwicklung und Untergang des Tempelherrenordens, Berlin 1888, и Karl Falkenstein, Geschichte des Tempelherren-Ordens, Dresden 1833.]. Шупферлинг изучил все письменные источники почти исчерпывающе. Его главной целью было развеять мифы о якобы существовавших владениях тамплиеров, о которых не сохранилось никаких грамот. Будущие же исследования могут коснуться просопографии членов тамплиерского братства, локальной истории и предыстории отдельных Домов тамплиеров [Наглядным примером является работа  Georges Bordonove, La vie quotidienne des templiers au XIII siècle, Paris 1990. Касательно публикации устава ордена см. Simonetta Cerrini, “A New Edition of the Latin and French Rule of the Temple” The Military Orders: Welfare and Warfare, vol. 2, ed. Helen Nicholson, Aldershot 1998, 207-215. В числе более старых изданий см. Gustav Schnürer, ed.. Die ursprüngliche Templerregel, Studien und Darstellungen aus dem Gebiete der Geschichte, vol. 3, 2 parts, Freiburg/Br. 1903, Henri Curzon, ed., La Regle du Temple, Socicté de l’histoire de France vol. 74, Paris 1886, а также перевод с комментариями Judith M. Upton-Ward, ed. The Rule of the Templars: The French Text of the Rule of the Order of the Knights Templar, Studies in the History of Medieval Religion, vol. 4, Woodbridge 1992.]. Целью данной работы не может быть подробное рассмотрение истории всех 50 Домов ордена и их деятельности. Наоборот, можно выдвинуть лишь некоторые общие соображения, грубый набросок, показывающий, как тамплиеры, орден с ярко выраженным центром в Иерусалиме, проявляли свою активность в Центральной Европе. В целом можно выделить четыре фазы деятельности тамплиеров в данном регионе: первая фаза, охватывающая преимущественно XII в., вторая фаза преимущественно в первой половине XIII в., третья фаза преимущественно во второй половине XIII в. и конечная фаза – закат ордена. Все четыре фазы естественно частично накладываются друг на друга, и поэтому кажется излишним указывать для них точные временные рамки.

1. ПЕРВАЯ ФАЗА
Первая фаза, охватывающая приблизительно все XII столетие, характеризуется как время, в которое тамплиеры основывали свои базы в Святой Земле для защиты пилигримов следующих в Иерусалим от нападений мусульман. Для выполнения данной цели они собирали пожертвования и иные благочестивые подаяния не только в Святой Земле, но и в Западной Европе. Приток пожертвований всегда достигал своего пика в промежуток времени до и после крестового похода, т.е. тогда, когда европейцы желали укрепить силу тамплиеров или выразить свою благодарность. В Центральной Европе Второй крестовый поход вызвал волну подаяний в 1140-е и 1150-е годы, которые, вероятно, включали в себя и монастырь Альтмюльмюнстер [Дар Генриха и Оттона, графов Риденбурга, см. в Rödel, Groβpriorat, 167 ссылка 513. Данное утверждение, однако, остается спорным, поскольку его источником является поздняя хроника, никаких же дарственных грамот не сохранилось. Пересмотр сегодня работы Рейнхольда Рёрихта Reinhold Röhricht, Die Deutschen im Heiligen Lande, Innsbruck 1894, безусловно, смог бы снабдить нас дополнительной информацией о крестоносцах, покровительствовавших военно-монашеским орденам Святой Земли.]. С 1159 по 1177 год и тамплиеры и госпитальеры, будучи сторонниками Папы Александра III, потеряли поддержку со стороны многих людей в державе Фридриха Барбароссы, с одним значительным исключением в виде Генриха Льва, продолжавшего помогать тамплиерскому дому в Зюплингенбурге, недалеко от Брунсвика.

Пожертвования и подаяния, характерные для первой фазы, включали в себя деньги, снаряжение (оружие, лошадей и т.д.) и рекрутов. Тамплиерам приходилось организовывать перевозку людей и денег в Святую Землю, где на попечении ордена находились рыцари и замки, необходимые для защиты пилигримов и войны с мусульманами. Цистерцианцы, имевшие тесные связи с тамплиерами в Европе, должно быть помогали им в этом нелегком деле. Поэтому, возможно, не случайно, что первые тамплиеры в Вюрцбурге упоминаются именно в жалованной грамоте цистерцианцам в 1221 году [Брат Зибото из Вёльхнингена и брат Бертхольд из Мергентхайма названы свидетелями в грамоте епископа Вюрцбурга Оттона цистерцианцам Бронбаха в 1221 году: Leonhard Scherg, Die Zisterzienserabtei Bronnbach im Mittelalter: Studien zur Geschichte der Abtei von der Gründung bis zur Mitte des 14. Jahrhunderts, Mainfränkische Studien 14, Würzburg 1974, 258 no. 51; Friedrich Anton Reuß, “Ueber einen vormaligen Templerhof zu Würzburg” Archiv des Historischen Vereins von Unterfranken, 12/2-3 (1853), 236-246.]. Для перевозки людских и денежных ресурсов в Святую Землю тамплиеры освоили специальные навыки банкиров, торговцев и дорожных агентов, и именно участие ордена в ростовщических операциях вызвало подозрительность и во многом способствовало его падению [См. стандартное упоминание об этом в Léopold Deliste, Memoire sur les operations financières des Tempters, Paris 1889; репринтное издание Genève 1975.].

На протяжении первой фазы тамплиеры не были заинтересованы в приобретении поместий, церквей или замков в Центральной Европе, поскольку их содержание стоило бы денег и потребовало бы присутствия самих братьев в данном регионе. Как только во владении тамплиеров оказывались поместья или церкви, они старались их продать и как можно скорее переправить вырученную сумму в Святую Землю; так в 1168 году тамплиеры продали свои поместья в двух баварских деревнях пфальцграфу Оттону фон Виттельсбаху [27 апреля 1168 года: Dieter J. Weiß, Geistliche Ritterorden in Franken im Mittelalter, Düsseldorf-Nürnberg 1988, 4-6; 1167 год вместо 1168-го приведен в Bulst-Tiehle, Sacrae Domus, 74.]. Поскольку грамоты обычно писались при приобретении имущества в постоянное владение, для изучения первой выделенной нами фазы они являются довольно посредственным источником. Хотя и не упомянутые в грамотах, тамплиеры, стоит предположить, могли появляться во многих местах для сбора людей, снаряжения и денег для их отправки в Святую Землю. В некоторых из этих мест тамплиеры могли иметь более-менее постоянные резиденции. Не исключено, что они часто оказывались в подобных резиденциях в городах на важнейших дорогах, ведущих в Италию, как например в Триенте или Вене, а также в епископальных городах [Подобно Аугсбургу, Бамбергу, Вюрцбургу, Майнцу, Вормсу, Триру, Кёльну, Страсбургу, Магдебургу или Праге. Rödel, Großpriorat, 242s, 255, 296; Michel Fritz, “Der Templerorden am Mittelrhein und die Templer von Waldeck” Rheinische Heimatblätter, 1 (1924), 56-58, здесь 56. Мы не находим ни одной центральноевропейской грамоты в Cartulaire general de l’Ordre du Temple 1119—1 150: Recueil des Chartes et des Bulles relatives à l’Ordre  du Temple, ed. Marquis D’Albon, Paris 1913.], поскольку сбор пожертвований обычно организовывался епархией.

Для западных районов Центральной Европы путь в Святую Землю начинался во Фландрии, где наличие прецептора ордена фиксируется на очень раннем этапе, и шел через территорию Франции. Дороги в Палестину для центральных и восточных районов, начинаясь на Рейне (в Майнце, Вормсе, Страсбурге и Базеле), Аугсбурге и Вене, проходили через Альпы и вели в Италию. Резиденции тамплиеров в городах, постоянно ими посещаемые, вероятно, могли иметь свои собственные часовни и приносить какой-то доход. Именно в таких случаях дошедшие до нас грамоты упоминают о существовании подобных тамплиерских Домов. Однако для большинства городов совершенно неизвестно, когда тамплиеры прибыли в них впервые и прибыли ли вообще. Тем не менее, для деятельности ордена Храма на протяжении всего XII в. города должны были играть важную роль, пожалуй, даже более важную, чем хорошо документированные поместья, церкви или замки сельской округи.

2. ВТОРАЯ ФАЗА
Вторая фаза деятельности ордена Храма в Центральной Европе началась с Третьего крестового похода 1188-1190 гг., ознаменовавшего собой своеобразный прорыв для тамплиеров в данном регионе. Начиная с этого времени им удалось найти влиятельных друзей среди принцев крови, других представителей знати и состоятельных горожан. Для этой второй фазы, охватывающей приблизительно первую половину XIII в., стала характерной сознательная попытка тамплиеров обеспечить более регулярный и постоянный приток помощи для Святой Земли. Для этого тамплиеры, а одновременно и другие военно-монашеские ордена, начали самостоятельно управлять имениями и церквями, полученными в дар от представителей королевских родов, знати и горожан. По всей видимости, члены орденов осознали, что тем самым они могут обеспечить более регулярное снабжение для своих владений в Святой Земле. Это означало, что тамплиеры, подобно иным орденам, должны были назначать своих постоянных должностных лиц в Центральной Европе. В 1168 году продажа имений в Баварии все еще велась под надзором и с согласия preceptor Lombardie брата Бонифация. Но в 1208 году сделки уже велись provisor bonorum Theotonie, которому необходимо было добиваться одобрения minister citra mare во Франции [Schüpferling, 94. См. сноску 8 о споре о датировке 1168-м или 1167-м годом.].

На протяжении второй фазы дома, имения и церкви приобретались тамплиерами исключительно через пожертвования, продолжавшие поступать от принцев крови, представителей знати и состоятельных горожан. Их этих же социальных групп тамплиеры Центральной Европы черпали новобранцев, пополнявших ряды братии. При вступлении в орден новичок делал пожертвование, стремясь обеспечить тем самым свое продвижение. К примеру, Мюхельн на реке Зале был пожертвован в 1240 году, когда сын герцога Дитриха фон Брена вступил в ряды ордена Храма [Karl Heine, “Erzbischof Burchards III Gewalttätigkeiten gegen die Tempelritter des Erzbistums Magdeburg” в Heimatkalender für Halle und den Saalekreis, (1911), 41-49.]. Конкуренция между тремя ведущими военно-монашескими орденами за пожертвования и новобранцев была велика, ведь и госпитальеры и Тевтонский орден поддерживались теми же самыми тремя социальными группами: принцами, знатью и состоятельными горожанами.

В отличие от госпитальеров и Тевтонского ордена тамплиеры Центральной Европы не получали значительной поддержки от Штауфенов. Действительно, в Швабии и Франконии, сердце родовых владений Штауфенов [Исключением является Дорлисхайм в Эльзасе, где в 1217 году и тамплиеры и госпитальеры имели по Дому: Schüpferling, 25; Rödel, Großpriorat, 213.], не было почти ни одного дома тамплиеров. Напротив, орден Храма поддерживали три рейнских архиепископа Майнца, Трира и Кельна, а также знатные вассалы архиепископов (так в 1225 году тамплиеры получили Хённинген и Изенбург от графов Зайна, а в 1228 году Рот от графа Филиппа Вианденского)[Rödel, Großpriorat, 299s, 347; Theodor Bassing, “Geschichte der Kommende, Komturei oder Kommanderie der kirchlich-militärischen Ritterorden der Tempelherren und der Johanniter zu Roth bei Vianden” Ons Hemecht, 20 (1914), 86-90, 153-159, 319-333, 414-426, 449-458, здесь 414.]. Одним их объяснений этому может быть то, что рейнские архиепископы, особенно в Майнце и Трире, всерьез опасались территориальной экспансии Штауфенов и часто выступали против них на стороне Пап, с которыми у тамплиеров были дружеские отношения. Более того, тамплиерам симпатизировали некоторые знатные роды, обычно находившиеся в оппозиции к Штауфенам, особенно Вельфы в Баварии и Саксонии и Аскании в Бранденбурге, где недалеко от Берлина маркграфом Альбертом II (1184-1220) или Оттоном II (1184-1205) [Ernst Heinrich, “Die Dorfkirche in Tempelhof: Eine baugeschichtliche Untersuchung, unter Mitarbeit von Johann Seidenschnur und Walther Wünsch” Der Bär von Berlin: Jahrbuch des Vereins für die Geschichte Berlins, 4 (1954), 45-88; Johannes Schultze, “Das Alter des Tempelhofs: Nachweise und Argumente” Der Bär von Berlin: Jahrbuch des Vereins für die Geschichte Berlins, 4 (1954), 89-99.] был основан Темпельхоф, но не Пржемысловичи в Богемии, которые старались подражать Штауфенам, таким образом, владения, приобретенные тамплиерами в Богемии и Моравии с 1230-х годов, происходили обычно от знати, а не от королей династии Пржемысловичей.

Примерно в то же самое время, в 1230-е годы, тамплиеры получили во владение огромные, хотя и по большей части ненаселенные территории в пограничных районах между Силезией, Великой Польшей и Померанией. Тот факт, что дороги из Польши в Италию шли через Моравию, Богемию и Австрию, являлся, вероятно, причиной особой заинтересованности тамплиеров в новых землях в Богемии и особенно в Моравии. Правители Силезии, Великой Польши и Померании в эти же годы рассчитывали в свою очередь на связи и влияние тамплиеров для привлечения в свои малонаселенные владения новых умелых колонистов. Более того, иметь на границах своих держав церковные владения было выгодно из-за того, что любая атака на церковную собственность сурово каралась отлучением от церкви и интердиктом, и потому наличие земель тамплиеров на границах могло отпугнуть противников [Winfried Irgang, ed., Urkunden und Regesten zur Geschichte des Templeordens im Bereich des Bistums Cammin und der Kirchenprovinz Gnesen, nach der Vorlage von Helmut Lüpke, Veröffentli­chungen der Historischen Kommission für Pommern, series 4: Quellen zur pommerschen Geschichte, vol. 10, Köln-Wien 1987. Из-за ограничения доступа к архивам, налагавшегося на исследователей в ГДР, данная публикация 86 грамот не является всеохватывающей. См. также Helmut Lüpke, Untersuchungen zur Geschichte des Templerordens im Gebiet der Nordostdeutschen Kolonisation, Bernburg 1933; См. также Helmut Lüpke, “Untersuchung über den sagenhaft überlieferten oder fälschlich vermuteten Besitz der Tempelherren in Ostdeutsch­land” Jahrbuch für Brandenburgische Kirchengeschichte, 31 (1936), 29-97; Walter Kuhn, “Kirchliche Siedlung als Grenzschutz 1200 bis 1250 (am Beispiel des mittleren Oderraumes)” в Vergleichende Untersuchungen zur mittelalterlichen Ostsiedlung, Köln-Wien 1973, 369-418; Karl Eistert, “Der Ritterorden der Tempelherrn in Schlesien” Archiv für schlesische Kirchengeschichte, 14 (1956), 1-23; 15 (1957), 267-269; а также фундаментальное исследование: Maria Starnawska, Między Jerozolima a Lukowem: Zakony krzyzowe na ziemiach polikich w sredniowieczu, [Между Иерусалимом и Луковым: военно-монашеские ордена в Польше в средние века] Warszawa 1999.]. Сами рыцари Храма, однако, не участвовали в защите границ, и 500 воинов, посланные тамплиерами к Лигницу (Легнице) в 1241 году для отражения нашествия монголов, были крестьянами из имений ордена, а не рыцарями. Лишь три рыцаря-тамплиера и двое сержантов погибли при Лигнице, и еще троим рыцарям удалось бежать согласно письму прецептора Франции брата Понце д’Обо королю Людовику IX [Schlesisches Urkundenbuch, vol. 2, 1231-1250, ed. Winfried Irgang, Wien-Köln-Graz 1977, 133 no. 219.]. Как правило, тамплиеры не принимали участия в борьбе с язычниками на востоке Центральной Европы. Лишь в Лукове, к востоку от Вислы, существовало ополчение, изначально созданное для борьбы с язычниками-литовцами и являвшееся частью ордена тамплиеров, однако и его успех был непродолжителен [Maria Starnawska, “Notizie sulla composizione e sulla struttura dell‘ordine del Tempio in Polonia” в I Templari: Mito e storia, eds. Giovanni Minnucci and Francesco Sardi, Singalunga-Siena 1989, 143-151 с дальнейшей библиографией; Starnawska, Między Jerozolima a Lukowem, 63.], поскольку основные усилия ордена были сконцентрированы на Святой Земле.

3. ТРЕТЬЯ ФАЗА
Начало третьей фазы деятельности тамплиеров следует относить приблизительно к середине XIII в., когда массовая поддержка крестоносного движения в Святой Земле пошла на убыль, поскольку его неудача стала очевидной. Тамплиеры, как и другие военно-монашеские ордена, больше не могли рассчитывать на богатые пожертвования для защиты завоеваний крестоносцев. На протяжении второй половины XIII столетия они, также как и госпитальеры и Тевтонский орден, напротив были заняты преимущественно расширением своих владений. До этого времени члены ордена Храма жили почти исключительно за счет пожертвований, теперь же возобладала стратегия покупки земель, церквей и постройки замков. Основным намерением тамплиеров было создать поместья вблизи тех мест, где у них уже были резиденции. Руководствуясь им, они стали формировать небольшие области. Приведем примеры: недалеко от Вормса тамплиеры приобрели деревню Мюльхайм и основали там же командорство [Rödel, Gnßpriorat, 243.]. В Чейковице и Темпльштайне в Моравии они возвели замки, и их командор переехал из Ямолице в Темпельштайн [Libor Jan, “S templářským křížem” в Čejkovice 1248-1998, Čejkovice 1998, 33-60; Libor Jan и Vít Jesenský, “Hospitaller and Templar Commanderies in Bohemia and Moravia: Their Structure and Architectural Forms” в The Military Orders, 235-249.]. Другой характерной чертой третьей фазы стало то, что тамплиеры стремились приобретать малонаселенные земли для их последующей колонизации и превращения в свои поместья и вотчины. Так, например, в 1290-е годы они приобрели земли поблизости от Всетина в Моравии и Темпельбурга (Чаплинека) в Великой Польше [19 ноября 1286 [1290?] года: Irgang, Urkunden 60s no. 64; Pommersсhes Urkundenbuch, vol. 6, ed. Otto Heinemann, Stettin 1907; репринтное издание Aalen 1970, 371s no. 4006; Helmut Lüpke, “Das Land Tempelburg: Eine historisch-geographische Untersuchung” Baltische Studien, NF 35 (1933), 43-97, здесь 43-50 с картой.], чтобы превратить их в свои собственные небольшие области-владения.

В более ранние фазы тамплиеры отсылали новых членов своего ордена в Святую Землю как можно быстрее после их принятия. Управление владениями в Европе обычно являлось делом священников или рыцарей, более неспособных к выполнению обязанностей в Палестине. В третью же фазу выходцы из центрально-европейских родов, вступившие в орден, стали получать назначения в самой Центральной Европе. Такие новобранцы теперь могли становиться управителями владений ордена, находившимися от них по соседству. Поэтому расширение этих владений могло происходить в соответствии с территориальными интересами семей новых управителей. Будучи местным начальством, они оказывались вовлеченными в местные дела, и ордену стало необходимо наладить над ними более жесткий контроль. Вкупе с увеличением территориальных владений это могло стать дополнительной причиной тому, что тамплиеры укрепили иерархию своих региональных должностных лиц. В начале XIII в. орден располагал лишь одним официальным представителем на всю Центральную Европу. Он назывался preceptor Alemanie  (брат Гебхард в 1227 году) и, после огромных пожертвований на востоке на протяжении 1230-х годов, summus preceptor per Teutoniam, per Boemiam, per Moraviam et per Poloniam (брат Иоанн в 1251 году) и preceptor per Germanium et Slauiam или magister per Alemanniam et Slauiam (брат Ведекинд с 1253 года). Печать последнего, однако, всего лишь титулует его magister Templi Teutonici. Но к 1290-м годам тамплиеры располагали как минимум тремя должностными лицами для Центральной Европы: одним на северо-востоке, в 1291 году preceptor per Poloniam, Sclauiam, Nouam Terram et magister curie Quarczanes (Quartschen~Chwarszczany); одним на юго-востоке, в 1297 году com-mendator provincialis per Bohemiam, Moraviam et Austriam; и одним на Рейне, в 1306 году lant kommenthur der husere umbe den Ryn [Bulst-Thiele, Sacrae Domus, 211-213, 373-379.].

Создавая свои локальные владения или сеньории, тамплиеры Центральной Европы поступали точно также, как и госпитальеры во второй половине XIII в. В то же время Тевтонский орден окончательно перебрался в Пруссию, где война с язычниками стала новым оправданием его существования, особенно после падения Акры и утраты Святой Земли в 1291 году. У тамплиеров подобной альтернативы не появилось. Их существование становилось тем более сомнительным, что в отличие от Тевтонского ордена или госпитальеров они никогда не славились покровительством больницам, что могло рассматриваться как одна из важных задач религиозного ордена. Тамплиеры же не основывали и не имели больниц, хотя и существовали некоторые исключения. Так в XIII в. упоминается их госпиталь в Хённингене, хотя в данном случае мог подразумеваться и всего лишь hospitium для гостей [Jost Schäfer, ‘Templergüter” в Heimatkalender für den Kreis Neuwied, (1960), 70-74, здесь 70; Rödel, Großpriorat, 347.]. В Гнезно (нем. Гнезен) в 1232 году князь Владислав Одонич отдал тамплиерам госпиталь, которые те в скором времени передали ордену Святого гроба Господня [Irgang, Urkunden, 12s no. 6; Starnawska, Między Jerozolima a Lukowem, 56—60.]. Госпитальеры и тевтонские рыцари были известны своей заботой о больницах, и в Центральной Европе под их надзор часто отдавали госпиталя. Тот факт, что тамплиеры ничем не прославились на данном поприще, может быть объяснением тому, что именно они, а не два аналогичных военно-монашеских ордена, стали рассматриваться как избыточное, ненужное явление после 1291 года [Об общем состоянии дел см. Alan J. Forey, The Military Orders From the Twelfth to the Early Fourteenth Centuries, Houndmills-London 1992; Helen Nicholson, Templars, Hospitallers and Teutonic Knights: Images of the Military Orders, 1128—1291, Leicestcr-London-New York 1993.].

4. ГИБЕЛЬ ОРДЕНА
Роспуск ордена тамплиеров был инициирован французским королем Филиппом IV, заручившимся поддержкой Папы, однако на территории Центральной Европы папские ордена продолжали вполне естественно существовать, как и на территории других стран за исключением Франции. В 1307 году Папа Климент V приказал заключить тамплиеров в тюрьму и допросить, а в 1312 году запретил их орден и передал все их владения, за исключением территорий на Иберийском полуострове, госпитальерам. Выполнение поручений и временное ведение дел Климент V препоручил местным епископам и архиепископам [Среди множества работ, посвященных гибели ордена лишь немногие упоминают о Центральной Европе. См. Следующие: Konrad Schottmüller, Der Untergang des Templerordens mit urkundlichen und kritischen Beiträgen, 2 vols., 3 parts, Berlin 1887; репринтное издание Wiesbaden-New York 1970; Heinrich Finke, Das Papsttum und der Untergang des Templerordens, 2 vols., Münster 1907; Georges Lizerand, Clément V  et Philippe IV le Bel, Paris 1910; Malcolm Barber, The Trial of the Templars, Cambridge 1978; Marie-Luise Bulst-Thiele, “Der Prozeβ gegen den Templerorden” в Die geistlichen Ritterorden, eds. Josef Fleckenstein-Manfred Hellmann, Vorträge und Forschungen, vol. 26, Sigmaringen 1980, 375—402.]. Судьба тамплиеров и их владений в Центральной Европе демонстрирует, насколько сильно забота о расширении территорий отдалила их от ордена и сделала частью местных взаимоотношений. В 1314 году командор тамплиеров в Брунсвике и Зюплингенбурге брат Оттон, брат местного герцога, именовался dux Зюплингенбурга, будто бы он был светским феодалом. Позднее госпитальерам пришлось признать брата Оттона своим начальником в Зюплингенбурге с пожизненной пенсией в 100 марок ежегодно, а после его смерти в 1357 году заплатить 900 марок его семье за его командорство [Bulst-Thiele, Sacrae Domus, 376s.]. Большинство тамплиеров Центральной Европы находились под защитой своих семей. Исходя из сведений, которыми мы располагаем, а документы по процессу тамплиеров дошли до нас только за пределами Центральной Европы [Об утраченных документах см. следующие работы: Schottmüller, 435-446; Schüpferling, 226-230, Bulst-Thiele, Sacrae Domus 339 n. 215, 343 n. 231, 374; Barber, Trial, 215s. О документах в других регионах см. среди прочего Anne Gilmour-Bryson, The Trial of the Templars in Cyprus, The Medieval Mediterranean Series, Leiden 1998; Anne Gilmour-Bryson, The Trial of the Templars in the Papal State and the Abruzzi, Studi e testi, vol. 303, Città del Vaticano 1982; Roger Sevè, ed., Le procès des Templiers d’Auvergne (1309-1311) ed. de l’interrogatoire de juin 1309, Mémoires et documents d’histoire médiévale et de philologique, vol. 1, Paris 1986.], в этом регионе лишь немногие члены ордена попади в тюрьму, и ни один не был казнен. Что же касается владений тамплиеров, то их судьба решалась обычно скорее местными властями, чем централизованными монархиями как во Франции и Англии. Госпитальеры были вынуждены заплатить большие компенсации местным органам власти или семьям тамплиеров, и этот процесс продолжался три или четыре десятилетия. В итоге к госпитальерам Центральной Европы отошли около 35 домов, более двух третей бывших  тамплиерских домов, командорств, замков, церквей и поместий в Центральной Европе, включая те, которые госпитальерам пришлось тут же продать ради выплаты компенсаций и пенсий.

Показателен пример Майнца. Здесь владения тамплиеров перешли к семье горожан, чьи двое сыновей сами были тамплиерами. Поскольку семья находилась под протекторатом архиепископа, госпитальерам пришлось заплатить ей выкуп, после чего они незамедлительно продали бывшие владения ордена Храма в Майнце графу Катценельнбогена [В 1314 году два бывших священника-тамплиераб брат Якоб и брат Конрад, и их мать Элизабет, вдова Эммериха фон Бингена, горожанина Майнца, передали все тамплиерское имущество госпитальерам, однако на время сохранили право пользование данной собственностью (о чем упоминается под 1315 годом). Тем не менее в 1316 году брат Хельфрих фон Рюдигхайм, лейтенант генерала Леонардо де Тибертиса, продал имущество тамплиеров за 500 геллеров графу Катценельнбогена Вильхельму – 22 ноября 1314 года: Karl E. Demandt, ed., Regesten der Grafen von Katzenelnbogen 1060-1486, Veröffentlichungen der Historischen Kommission für Nassau XI, 4 vols., Wiesbaden 1953/57, здесь vol. 1, 196 no. 552. – 25 июня 1315 года: Demandt, Regesten, 197 no. 558 – 1316 год: Demandt, Regesten, 201 no. 572. – 11 октября 1316 года: Demandt, Regsten, 201 no. 574. – Rödel, Großpriorut, 255s; Walter Gerd Rödel, “Die Kommende Heilig-Grab des Johanniter-Ritter-Ordens zu Mainz” Mainzer Zeitschrift, 63-64 (1968^69), 67-75.]. Довольно поразительно, но мирские власти, такие как, например, Людовик Баварский, будущий император [Людовик разрешил госпитальерам получить во владение Альтмюльмюнстер, но в то же время они были вынуждены продать соседний Морссбрун епископу Айхштета в 1322 году за 1200 фунтов геллеров: Rödel, Großpriorat, 167s; Theodor David von Popp, ‘Urkunden, den vormaligen Templerhof zu Moosbrunn betreffend” Archiv des Historischen Vereins von Unterfranken, 12/2-3 (1853), 243-248.], или город Дорлисхайм [В Дорисхайме у госпитальеров было командорство, и поэтому они были в состоянии приобрести соседнее командорство тамплиеров: Rödel, Großpriorat, 213.], более благожелательно относились к госпитальерам, чем власти церковные, вероятно из-за того, что для мирян разница между тамплиерами и госпитальерами была невелика, в то время как епископы и архиепископы стремились увеличить собственные территориальные владения за счет приобретения в собственность тамплиерского имущества. Рейнские епископы и архиепископы, заинтересованные в поддержании хороших отношений с папской курией, в конечном итоге уступили, особенно в Трире, Роте, Вормсе и других городах данного региона [О Трире, Роте вблизи Виандена и Вормсе см. Rödel, Groβpriorut, 296s, 299s, 243. В Вормсе и соседнем с ним Мюльхайме госпитальеры сумели завладеть бывшими владениями тамплиеров, заручившись поддержкой горожан против епископа. В Нидербрайзиге госпитальеры сменили святого покровителя церкви на св. Иоанна: Rödel, Großpriorat, 344s., 347 с упоминанием событий 1495 года в Нидербрайзиге, Malta, National Library, AOM Cod, 45 foL 159r Primo dicta priceptoria fuit quondam dominorum Templariorum, quibus destructis data fuit ordini sancti Johannis.], но за исключением Майнца. Епископы Бамберга и Аугсбурга передали под строгим надзором имущество тамплиеров в этих городах монахиням. Архиепископ Магдебурга Бурхард (1307 – 1325 гг.) арестовал в 1308 году тамплиеров Мюхельна и даже развязал против них войну в 1311 году, но не из-за того, что подчинялся папским декретам, а потому что желал завладеть двумя замками тамплиеров в Мюхельне и Дройсиге, владением ордена Святого гроба Господня, после того, как род графов Бренны прервался в 1290 году.

В 1317 году капитул госпитальеров во Франкфурте назначил брата Паоло да Модена управляющим владениями тамплиеров, находивихся под контролем архиепископа Магдебурга и епископа Хальберштадта, при этом бывшим тамплиерам было разрешено становиться членами ордена Госпиталя или делать в его пользу пожертвования [Заверенная копия от 7 апреля 1318 г., Магдебург, с решения от 18 октября 1317 г., Франкфурт: Magdeburg, Landeshauptarchiv Cop. 391 fol. 139r-141v.]. Однако ни архиепископ Бурхард, ни госпитальеры не получили Мюхельн и Дройсиг [Мюхельн перешел во владение монашеского ордена Покаяния с центром в соборе св. Марка в Кракове, в то время как Дройсиг остался под контролем ордена Святого Гроба Господня, см. сноску 13 выше.]. В 1318 году Паоло да Модена согласился выплатить 1250 марок маркграфу Вольдемару Бранденбургскому взамен пожертвований, сделанных тамплиером маркграфом Оттоном Бранденбургским [Кремен, 29 января 1318 года: Codex diptomaticus Brandenburgensis, ed. Adolph Friedrich Riedel series A, vol. 19, Berlin 1860, 128s no. 8, series B vol. 1, Berlin 1843, 418-420 no. 505.], однако вскоре маркграф Вольдемар умер, и последовавшие распри не позволили итальянскому госпитальеру, изолированному и не обладающему достаточной силой, установить свой контроль над богатыми владениями тамплиеров в Бранденбурге. Вероятно, именно по этой причине местные госпитальеры добились его смещения у великого магистра Элиона де Вилльнёва, который назначил немецкого графа Альбрехта фон Шварцбург преемником Паоло да Модена [quia dictus frater Paulus est in ipsis partibus impotens et extraneus quoad amicos defensives: Malta, National Library, AOM Cod. 16 no. 15.]. Без подобной местной поддержки госпитальеры были не в состоянии удержать владения тамплиеров. Приведенные примеры хорошо иллюстрируют, в какой степени судьба тамплиеров в Центральной Европе определялась интересами локальной и региональной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование периодов появления, активной деятельности и упадка ордена тамплиеров в Центральной Европе проливает некоторый свет на пути и способы, с помощью которых военно-монашеский орден с центром в Иерусалиме первоначально добывал ресурсы в Европе для поддержки Святой Земли, а затем стал создавать небольшие владения ради выгоды своих знатных предводителей. Стоит отметить три главные характерные черты деятельности тамплиеров: 1) транспортировка пожертвованных mobilia в Святую Землю; 2) использование пожертвованных immobilia для поддержки Святой Земли и 3) сознательная попытка создания локальных владений, сеньорий, но уже не ради блага Святой Земли, а для сыновей местных правящих родов, знати и горожан, становившихся тамплиерами. Все названные черты справедливы для истории тамплиеров в Центральной Европе, и будущие исследования, вероятно, смогут установить, насколько справедливы они и для других орденов и регионов во время эпохи крестовых походов.

Борхард К. / Университет Вюрцбурга
Перевод с английского: Казаков Г.

Тамплиеры | milites TEMPLI