Top.Mail.Ru
Собратья, Донаты и Milites ad Terminum / Тамплиеры

Собратья, Донаты и Milites ad Terminum

Одетые в доспехи фигуры, помещенные бок о бок на полу Ротонды церкви Темпла [лондонского] до последнего времени считались памятниками тамплиерам, но это не так. Тамплиеров всегда хоронили в одеянии ордена, и в том же одеянии они изображены на надгробиях.

Оно, как уже говорилось, представляло собой длинный белый плащ с алым крестом на левой стороне груди; у этого плаща были короткая пелерина и капюшон, и он свободно спадал к ногам, не перехваченный никаким поясом. В длинном плаще такого вида, с вырезанным крестом ордена, изображен рыцарь-тамплиер Жан де Дре, в церкви Сент-Ивод-де Брен во Франции; надпись золотыми буквами на памятнике гласит: F. JEAN LI TEMPLIER FIUS AU COMTE JEAN DE DREUX [Monuments de la monarchie Françoise, par Montfaucon, tom. II, p. 184, plate p. 185. Hist, de la Maison de Dreux, p. 86, 276.] .

Но хотя это и не памятники тамплиерам, любопытные изображения фигур со скрещенными ногами привлекают наше внимание по другой причине. Возможно, их поместили в церковь Темпла в память о группе людей, которых называли «союзники ордена Храма»: они хотя и не давали обетов и не носили одежду ордена, состояли в некоей духовной связи с тамплиерами, что служит наглядным свидетельством предрассудков и наивности той эпохи.

Многие благочестивые люди, знатные и богатые, воспитанные в роскоши и мирских удовольствиях, горячо желали приобщиться к духовным благам и благословениям, изливавшимся на воинов-храмовников в знак почтения к добрым делам, которые совершало братство; но они были неспособны подчиниться строгой дисциплине и вести суровую жизнь монахов. Стремясь обратить желания и чувства таких людей на пользу ордену, магистр и капитул взяли на себя право принимать их в число духовных союзников ордена, которые, не отказываясь от удовольствий и продолжая жить в миру, могли принимать участие в добрых делах, осуществляемых тамплиерами. Как это обычно происходило, описано в нижеследующем документе, извлеченном Дюканжем из архива королевских регистров Прованса:

Да будет известно всем, что в год от воплощения Господня 1209, в декабре месяце, я, Гийом Д.Ж., граф Форкалькье, сын покойного Геральда, будучи вдохновлен любовью к Господу, моей собственной свободной волей и горячим желанием, по­свящаю тело мое и душу Господу, Пресвятой Деве Марии и общине рыцарей Храма таким образом. Если когда-либо я решу принять обеты религиозного ордена, я выберу орден Храма и никакой иной; но я не приму их иначе как чистосердечно, по доброй воле и без принуждения. Если же до конца дней моих я не отрину мирские соблазны, я буду погребен на кладбище ордена Храма. Я обещаю, из любви к Господу, для упокоения моей души, и душ моих родителей, и всех почивших во Христе, передать указанной обители Храма и ее общине, в случае моей смерти, собственного моего коня, двух других коней в полной сбруе, все мое воинское снаряжение и оружие, как стальное, так и деревянное, подобающее рыцарю, и сто марок серебра. Более того, подтверждая это дарение, я обещаю передавать указанной обители Храма и ее общине, пока веду я мирскую жизнь, сто пенни в год в праздник Рождества; и всю собственность указанной обители, где бы она ни находилась, я беру под свою защиту и покровительство и буду защищать ее в соответствии с законом и по справедливости от всех людей.

Сие дарение я произвел в присутствии брата Петра де Монтегаудо, прецептора Испании, брата Петра Каделли, прецептора Прованса, и многих других братьев ордена.

Мы же, брат Петр де Монтегаудо, магистр, по совету и с согласия других братьев, принимаем тебя, названного сеньора Гийома, графа Форкалькье, как благодетеля и брата (in donatum et confratrem) нашей обители и даруем тебе щедрое участие во всех благих делах, которые делаются в ордене Храма, равно здесь, как и за морем. Сему нашему дару свидетели, из братьев-храмовников: брат Вильгельм Каделли, прецептор Прованса; брат Бермонд, прецептор Руэ; достопочтенный брат Козоарди, прецептор Барля; брат Жордан де Мизон, прецептор Эмбруна; брат Г. де ла Тур, прецептор обители в Лимезе. От мирян свидетели госпожа графиня, мать указанного графа; Геральд, его брат и пр. [Ducange. Gloss, tom. Ill, p. 16, 17; ed. 1678, verb. Oblati.]

Уильям из Эшби в Линкольншире был принят в по­добное духовное братство с тамплиерами, как явствует из следующей дарственной ордену:

Уильям из Эшби, всем баронам и вассалам Линкольншира, а также всем своим друзьям и соседям, как англичанам, так и французам, привет. Да будет известно отныне и вовеки, что поскольку рыцари Храма приняли меня как своего собрата и взяли меня под свое покровительство, я, указанный Уильям, с согласия моих братьев Ингрема, Джерарда и Джордана, даровал и пожаловал Господу и Пресвятой Деве Марии, и указанным рыцарям-храмовникам, все мои пустоши и невозделанные земли, помимо тех, что я передал им в своем прежнем дарении и пр. [Peck. MS., vol. IV, p. 67.]

Устанавливая такие странные отношения с мирянами, тамплиеры включали знатных и влиятельных людей в круг своих интересов, а также получали большие пожертвования, как земельные, так и денежные. Возможно, что фигуры со скрещенными ногами в церкви Темпла были помещены там в память о мирских воинах, которые входили в союз с тамплиерами и завещали похоронить себя на их кладбище.

«История рыцарей — тамплиеров, церкви Темпла и Темпла,
написанная Ч. Дж. Аддисоном, эксквайром из Внутреннего Темпла»

Тамплиеры | milites TEMPLI