Top.Mail.Ru
Насколько тайной была церемония приема в Орден тамплиеров?

Насколько тайной была церемония приема в Орден тамплиеров?

Восемьдесят восемь обвинений против тамплиеров, которые использовались в качестве основы для допросов в процесса против Ордена на Британских островах (1309-11 гг.), включали обвинения в том, что прием в Орден был тайным и что во время церемонии присутствовали только братья Ордена.

Item xxxvj’ q[uo]d recepciones fratrum suo[rum] clamdestine fiebant.
Item xxxvij’ q[uo]d nullis presentib[us] nisi fratrib[us] dicti ordinis. [Oxford, Bodleian Library, MS Bodley 454, fol. 8r.]

Имеются некоторые свидетельства того, что за пределами Британских островов посторонние могли посещать церемонии приема в Орден. Часто приводится пример немецкого тамплиера, арестованного и допрошенного на территории Франции, который заявлял, что в Германии на церемонии могут присутствовать честные и приличные посетители [Malcolm Barber, The Trial of the Templars, 2nd edn (Cambridge, 2006), p. 70, citing Hans Prutz, Entwicklung und Untergang des Tempelherrenordens (Berlin, 1888), p. 327; also mentioned by Jonathan Riley-Smith, “Were the Templars Guilty?”, in The Medieval Crusade, ed. Susan J. Ridyard (Woodbridge, 2004), pp. 107-24, here p. 115.]. Однако на Британских островах все тамплиеры свидетельствовали, что на приемах присутствовали только члены Ордена. Но было ли это правдой? Доказательства, фактически предоставленные тамплиерами и не-тамплиерами, свидетельствуют о том, что некоторые из них присутствовали на церемониях приема, прежде чем стать полноправными членами Ордена.

Во вступление к своей книге о начале суда против тамплиеров Британских островах я утверждала, что мы не можем верить любым показаниям храмовников, сделанным во время процесса против них. Доказательства, которые я изложу в этой статье, просто подкрепят этот вывод. Тем не менее, для тех, кто все еще считает, что некоторые из свидетельств тамплиеров могут содержать точную информацию, эта статья покажет, что церемонии приема тамплиеров, вероятно, не были секретом: хотя братья на Британских островах утверждали обратное.

Начнем с рассмотрения тех нескольких свидетельств, которые указывают на то, что не-тамплиеры могли присутствовать на части церемонии приема. Брат Уильям Рейвен (William Raven) в своем первоначальном свидетельстве, данном без принесения присяги, заявил, что когда его принимали в Орден, на рассвете в часовне Комбе (Temple Combe), около пяти лет назад, то при этом присутствовало 100 светских лиц:

presentib[us]q[ue] circiter Centum personis secularium, circa horam prime, in capella loci eiusdem

но когда он произносил клятву, присутствовали только братья Ордена:

Dixit eciam q[uo]d istud iuramentum factum fuit in capella predicta presentib[us] dumtaxat fratrib[us] de ordine et uno presbitero dicti ordinis [MS Bodl. 454, fol. 11v.].

Однако, когда его допрашивали под присягой, он уже не упоминал посторонних и признался, что обвинения были правдой:

Item interrogatus super xxxtovj qui sic incipit, Item q[uo]d recepciones, et xxoxvijo articulis: respondit vera esse que in articulis continentur. [MS Bodl. 454, fol. 22r-v.].

Брат Хью из Тадкастера (Hugh of Tadcaster) пояснил, что братья принимались только в присутствии с другими членами Ордена. Церемония проходила с открытыми дверями, но их охраняли братья-тамплиерами, чтобы светские люди не могли войти:

Item interrogatus super xxxvjto qui sic incipit, Item q[uo]d recepciones, et xxxvijo articulis: Respondit q[uo]d recipiuntur fratrib[us] ordinis tantum presentib[us] et de die, ostiis apertis, t[ame]n per fratrem ordinis custoditis ne seculares ingrediantur [MS Bodl. 454, fol. 25v.].

Братья Уильям из Челси (William of Chalesey) и Джон из Ньюанта (John of Newent) подтвердили, что двери оставались открытыми:

Item interrogatus super xxxvj qui sic incipit, Item q[uo]d recepciones, et xxxovij articulis, confitetur q[uo]d nullis presentibus nisi fratrib[us] nec ostio clause; Item interrogatus super xxxvj et xxxvij articulis; contenta in dictis articulis confitetur; et dixit q[uo]d ostia fuerunt aperta [MS Bodl. 454, fols 29r, 51r.].

Если бы это было так, посторонние могли бы наблюдать за процессом из-за открытых дверей. Понятно, что в этом контексте толкование слова presentibus (присутствовать) было очень узким и применяется лишь к тем, кто находился в церкви – но не к тем, кто мог слышать или видеть, что происходит внутри. Если судить по заявлению Уильяма Рэйвена (William Raven), то это применилось только к определенной части церемонии взятия клятв.

Монах, брат Ричард из Бокингема (Richard of Bokingham), свидетельствовал, что присутствовал на церемонии приема в Орден, проходившей около пяти лет назад в командорстве Факсфлит (Faxfleet). Он и его товарищ ожидали со многими другими людьми (multis alijs) в зале за пределами часовни, в то время как тамплиеры проводили в ней свой капитул и церемонию приема. После собрания брат Ричард вошел в часовню и отслужил мессу [MS Bodl. 454, fol. 97r.]. Возможно, что это не распространялось на других членов семей кандидатов и их друзей. А брат Ричард был приглашен лишь для того, чтобы отслужить мессу после церемонии. Джеффри из Наффертона (Geoffrey of Nafferton), приходской священник, также сообщил, что он отслужил мессу для тамплиеров в связи с церемонией приема. Но в его случае месса состоялась в начале церемонии. Затем он покинул часовню и ждал снаружи пока разрешат вход [MS Bodl. 454, fol. 99r.].

Я предполагаю, что церемония приема в тамплиеры проходила в два этапа. Первый открыто, например, в зале командорства и в присутствии семей и друзей кандидата. А затем, на втором этапе церемонии, кандидат и тамплиеры удалялись в часовню, отставляя дверь открытой, либо закрытой. Выставив возле нее охрану, дабы препятствовать проникновению в часовню посторонних. Таким образом у Уильяма Рейвена (William Raven) могло быть 100 гостей на его приеме в Орден, но не было никого, кроме тамплиеров, кто присутствовал бы в комнате, где он давал свои клятвы. Однако мы должны отметить, что данное предположение основано на показаниях только четырех тамплиеров (из 108, давших показания) и одного монаха (из 179 не-тамплиеров, давших показания), поэтому оно едва ли окончательно.