Top.Mail.Ru
Морская деятельность ордена Храма и его дома в Лигурии

Морская деятельность ордена Храма и его дома в Лигурии

Развитие западных монастырей тамплиеров также было связано с судьбой ордена на Востоке. Военные ордена отличались от других церковных институтов Северо-Западной Италии тем, что их политика не ограничивалась только Европой, но и зависела от динамики развития всего средиземноморского региона. Выбор ордена Храма в пользу расширения или ухода отражал его политику адаптации к различным местным условиям с целью получения максимальных выгод в плане поселений, собственности и пастырского влияния. Однако, чтобы действительно понять развитие западных домов этого ордена, необходимо также постоянно рассматривать его политические и военные действия на Востоке.

Орден тамплиеров в северо-западной Италии

Дома ордена тамплиеров в северо-западной Италии и Лигурии

Тамплиеры в Северо-Западной Италии поддерживали постоянные связи с Левантом. К сожалению, они плохо документированы. Единственный провинциальный магистр, о котором известно, что он действительно был в Утремере, – это Бонифаций, в 1167 г. находившийся в Иерусалиме. Отношения между магистрами Ломбардии и Италии и высшими властями ордена также спорадически документируются в течение XIII в., в основном в форме доверенностей для важных финансовых операций или споров с участием местных домов ордена [167]

Присутствие на Востоке братьев-тамплиеров и сановников из северо-западной Италии засвидетельствовано редко. Прецептор тамплиеров из Антиохии по имени Вильгельм Монферратский упоминается в Annales de Terre Sainte, но это имя было неверно транскрибировано, и его можно идентифицировать как Вильгельма Монферранского [168] В протоколах судебных процессов говорится о некоторых братьях-тамплиерах, рыцарях и сержантах, которые, будучи принятыми в Орден на северо-западе Италии или происходя оттуда, были призваны на службу в Утремер. На Кипре из семидесяти шести опрошенных тамплиеров только четверо были родом из этого региона. Однако эти данные важны, поскольку они фиксируют мобильность, которая в противном случае осталась бы совершенно незамеченной [169].

Действия лангобардских тамплиеров по подготовке к военным походам могли иметь особое значение во время Четвертого крестового похода, особенно в связи со сбором войск в Венеции и подчинением их командорам из Северо-Западной Италии. Единственная информация, которой мы располагаем, заключается в том, что провинциальный магистр Бароцио присоединился к крестовому походу, а затем получил задание отправиться к папскому двору с известием о взятии Константинополя, снабженным коллекцией реликвий и драгоценных предметов [170]. Часть из них должна была быть передана в дар папе, а часть предназначалась ad opus Templi [171].

Эта деталь подводит нас к вопросу о том, остались ли какие-либо следы восточных реликвий, привезенных тамплиерами в Северо-Западную Италию, поскольку они могли бы служить еще одним доказательством контактов между домами этого региона и Латинским Востоком. Например, в доме ордена в Милане находился ящик, содержащий ряд реликвий [172], но мы ничего не знаем о происхождении этих предметов. Одна из недавних реконструкций утверждает, что орден привез с Востока мощи св. Уара [раннехристианский святой, родом из Египта, почитается в лике мучеников – прим. пер.] в казаль Монферрато, однако никаких доказательств в пользу этой гипотезы нет [173].

Остается только рассмотреть морскую деятельность Храма в портах Лигурии, естественного выхода к морю для рассматриваемого региона. Морские экспедиции тамплиеры организовывали уже в 1162 г. [174]; корабли, принадлежавшие ордену, существовали уже в 1207 г. [175]. Основными портами, из которых эти суда отплывали на Восток или в которые они направлялись на обратном пути из Святой земли, находились в Апулия, Франция и Иберии. Реконструированные анжуйские регистры показывают, насколько интенсивной была деятельность ордена по вывозу ресурсов в Сирию и Палестину [176]. На французском побережье городом, наиболее вовлеченным в морские экспедиции, организованные тамплиерами и госпитальерами, был Марсель [177]. Многие тамплиерские конвои также отплывали от пиренейского побережья [178].

В целом свидетельств непосредственного участия в этой деятельности сил из Северо-Западной Италии немного. В документах, нотариально заверенных в Лигурии, очень мало признаков присутствия тамплиеров, и ни в одном из документов из рассматриваемой в данном исследовании области не упоминаются обязательства такого рода. Однако мы можем сделать вывод, что в 1167 г. провинциальный магистр Бонифаций отправился из Иерусалима в Лигурию [179]; и нам известно, что корабль «Сокол», которым управлял знаменитый тамплиер Рожер де Флор, был родом из Генуи [180].

Не упоминается и участие тамплиеров из лигурийских домов в подготовке крестоносных экспедиций Людовика IX, в которых принимали большое участие генуэзцы, а генуэзские судоходные компании имели дело в основном с французскими сановниками ордена [181]. Этот факт также заставляет нас осознать, что тамплиеры, являясь важными посредниками между Европой и Святой землей, создали собственную сеть финансовых контактов, которая в некоторых случаях вполне могла конкурировать с генуэзскими купцами [182].

Однако поразительно то, что в такой важной морской провинции, как Лигурия, существовало всего четыре определенных дома тамплиеров [Генуя, Альбенга, Осилья и Вентимилья] [183]. Остаются сомнения в существовании дома тамплиеров в Савоне, где удалось проследить только одно завещание, переданное Templum , в то время как другие завещания относятся к Templum Domini, который мог быть Куполом Скалы [Куббат-ас-Сахра]. Кроме того, ни в одном документе нет прямых ссылок на реальный местный дом [184].

Часто фрагментарное состояние источников не позволяет составить точную картину присутствия тамплиеров в Лигурии и его эволюцию в XIII веке [185]. Однако несомненно, что в лигурийских документах госпитальеры упоминаются чаще, а орден Храма – гораздо реже. За исключением документов, касающихся исключительно имущественных вопросов, связанных с различными домами ордена, можно заметить, что пожертвования и завещания госпитальерам значительно превосходят пожертвования и завещания тамплиерам [186]. Такое явное предпочтение можно объяснить прежде всего тем, что рыцари Святого Иоанна в Генуе вели интенсивную благотворительную деятельность, что, вероятно, способствовало их успеху [187]. То же самое нельзя сказать о тамплиерах, которые никогда не участвовали в такого рода акциях. Тесные связи между госпитальерами и генуэзским обществом еще более укрепились благодаря работе, которую вели для местной коммуны некоторые сановники госпитальеров, такие как, например, Гульельмо да Вольтаджио, который в 1232 г. вел переговоры о заключении мирного договора Генуи с Алессандрией [188].

Причины такой близости, проявлявшейся не только на уровне народного благочестия, но и на политическом уровне, носят локальный характер, но могут быть объяснены и в более общем контексте взаимоотношений генуэзцев и военных орденов в XII-XIII вв.

Когда орден Храма только начал распространяться на северо-западе Италии, Лигурия казалась одной из наиболее подходящих зон для становления. Тем не менее уже в конце XII века стали появляться признаки кризиса. В 1191 году дом Альбенга уступил значительную часть своих владений [189]. Ранее считалось, что после продажи дома местному епископу орден полностью покинул эту территорию. Однако при повторном изучении документа видно, что в это время тамплиеры осуществили прямую продажу своих владений, которые были разбросаны и, вероятно, очень разрозненны и трудно управляемы, в то время как другие владения и дом Сан-Калосеро были сданы в аренду местному епископу [190]. Следует также помнить, что с 1167 г. орден решил отказаться от прямого управления этим домом, передав все его владения компаньону, Робальдо Маработто, в обмен на выплату аннуитета. [фр. annuité от лат. annuus — годовой, ежегодный. Финансовая рента — график погашения финансового инструмента. Выплаты по аннуитету осуществляются равными суммами через равные промежутки времени. Сумма аннуитетного платежа включает в себя и основной долг, и вознаграждение. – прим. пер.] Вполне возможно, что тамплиеры Альбенги использовали эту систему и ранее, передав Сан-Калосеро в управление conversus [191].

Сделка 1191 г. принесла Храму значительную сумму в 750 генуэзских серебряных лир, и, учитывая последующий упадок порта Альбенга, тамплиеры, по всей вероятности, не пожалели о своем решении [192]. Однако между инвеститурой 1167 г. и актом 1191 г. есть существенное различие. Последний подразумевает не просто временный период управления, связанный с конкретным человеком, а фактическую передачу Сан-Калосеро местному епископу, хотя и не в собственность. На момент передачи порт Альбенга был еще действующим, так почему же тамплиеры решили отказаться от этого владения? Одним из факторов, несомненно, повлиявших на решение ордена, стала растущая зависимость коммуны Альбенга от Генуи. Конвенция, заключенная между двумя городами в 1179 году [193], ясно демонстрирует подчиненное положение Альбенги, что не менее важно, в торговых привилегиях, предоставленных князьями Святой Земли после падения Иерусалима [1187 г.], Альбенга, к тому времени полностью вошедшая в сферу влияния Генуи, больше не упоминается [194]. В то же время после лигурийских побед в первые десятилетия XII в. отношения между Генуей, Латинским королевством Иерусалима и другими государствами крестоносцев ухудшились [195]. Уже в 1155 г. Генуэзская коммуна обратилась к папе с жалобой на то, что князья Святой Земли не соблюдают ее привилегии [196]. Эти трудности обострились во время правления Амори I [1162-1174 гг.] и Балдуина IV Иерусалимского [1174-1185 гг.]. По требованию первого из них каноники храма Гроба Господня сняли и уничтожили памятную надпись, установленную в их базилике Балдуином I в память о помощи генуэзцев в основании королевства и предоставленных им привилегиях. Это безобразие, сурово осужденное Александром III, не было исправлено наследником Амори Балдуином IV, который не стал восстанавливать надпись [197].

В документе 1179 г. отмечается, что между тамплиерами и генуэзцами также существовали трения. В том же году Александр III вмешался в спор между орденом и генуэзской церковью. Спор возник из-за дома, который тамплиеры построили в районе Акры на земле, принадлежащей генуэзским каноникам, не спросив их разрешения. Папа призвал стороны прийти к взаимоприемлемому соглашению [198]. Не исключено, что тамплиеры воспользовались трудностями Генуи в Святой Земле, пытаясь завладеть частью ее собственности [199].

Ситуация изменилась только после того, как в 1187 г. Иерусалим перешел в руки Саладина. В этой безвыходной ситуации генуэзские войска вновь стали незаменимы для выживания государств крестоносцев, и бароны Утремера быстро восстановили ранее нарушенные привилегии Генуи [200].

Позднее, во время Третьего крестового похода [1189-1192 гг.], Генуя была на стороне Конрада Монферратского, кандидата Филиппа Августа II Французского на трон короля Иерусалима, а Ричард Львиное Сердце поддерживал другого претендента на престол, Ги Лузиньянского. На отношение ордена Храма в данном случае повлиял как выбор кандидата, так и позиция его великих магистров. Жерар де Ридфор [1185-1189 гг.] поддерживал Ги де Лузиньяна с момента его коронации. Его преемник, Роберт из Сабле [1191-1193 гг.], был вассалом Ричарда Львиное Сердце и, вероятно, был обязан своим избранием связям с королем Ричардом [201]. Таким образом, и в этот период политические позиции тамплиеров не были идентичны генуэзским [202].

Эта сложная ситуация, по-видимому, затронула и лигурийские дома тамплиеров. Продажа Альбенги произошла во время Третьего крестового похода, и орден вполне мог решиться на этот шаг в связи с ходом войны в Святой земле. К сожалению, нам не дано знать, как орден решил использовать полученные таким образом деньги. Покупка орденом Храма острова Кипр в 1191 г. произошла через несколько месяцев после продажи Альбенги, и орден не мог принять решение о продаже Лигурии с таким конкретным намерением, поскольку остров еще не был завоеван. Однако не исключено, что Храм использовал часть полученной суммы для этой покупки. Зимой 1190-1191 гг. христианская армия испытывала огромные трудности под стенами Акры, и вполне вероятно, что орден Храм использовал вырученные от продажи средства на нужды армии [204]. Что касается Храма и Госпиталя, то Джудит Бронштейн отмечает, что в этот период, «истощив свои ресурсы на защиту Латинского Востока от вторжений Саладина, они были вынуждены продавать имущество в Европе, чтобы покрыть свои расходы» [205]. Таким образом, Храм пожертвовал домом, которым ранее уже перестал управлять непосредственно, и который находился на территории, управляемой политическим субъектом, которое не всегда было легко приспособить.

Следующее столетие, характеризующееся продолжением тесных экономических связей между Генуей и Латинским Востоком [206], было отмечено серией конфликтов между итальянскими морскими городами и их последствиями в Святой Земле. Ситуация осложнялась внутренней борьбой за власть в Иерусалимском королевстве. Так, в 1222 г. генуэзцы столкнулись с пизанцами в Акре, в результате чего была разрушена генуэзская башня [207] После этого лигурийцы активно поддержали дворян Утремера против Фридриха II [208]. В 1245 г. произошли новые столкновения между итальянцами [209].

Антиштауфенские позиции, занятые генуэзцами в период правления Фридриха II, предполагали определенную согласованность между политикой тамплиеров и лигурийцев. Кроме того, папа римский в этот период, Синибальдо Фиески [Иннокентий IV], был генуэзцем. Возможно, именно по его настоянию генуэзец Пьетро стал магистром тамплиеров в Риме [210]. В 1247 г. другой член семьи Фиески, Опиццо, был назначен патриархом Антиохии [211].

Ожесточенность распрей между приморскими городами проявилась на Латинском Востоке в войне 1256-1258 годов, известной как «война святого Саввы». Этот конфликт получил свое название от монастыря, стоявшего на границе между венецианским и генуэзским районами Акры, поскольку именно спор о праве собственности на дом, принадлежавший этому монастырю, стал одной из причин войны. Спор вскоре перерос в открытые военные действия, что усугубило династические проблемы Иерусалимского королевства. Закончилось все тем, что генуэзцы потеряли свои позиции в столице королевства [212]. Однако это горькое поражение не положило конец отношениям между Генуей и Латинским Востоком, а привело к тому, что генуэзцы выбрали Тир в качестве рынка для своей торговли [213]. В этой сложной ситуации орден Храма встал на сторону венецианцев, вплоть до их открытой поддержки. Во время столкновений тамплиеры взяли под свою защиту венецианские и пизанские районы, обеспечив венецианцам и их союзникам свободу передвижения, необходимую для победы над врагом [214].

Напряженность в отношениях между Генуей и тамплиерами, вызванная, вероятно, этими событиями, привела к прямым столкновениям между двумя сторонами и, вероятно, завершилась утверждением в 1267 г. соглашения между коммуной Генуи и орденом [215]. Поскольку все, что мы имеем об этом соглашении, – это акт принятия, составленный в Генуе, мы не можем дать точную оценку условиям примирения. Оставив в стороне прежние обиды и разногласия, обе стороны обязались в будущем придерживаться более примирительной позиции. Интересно упоминание о столкновениях генуэзских кораблей с ligna […] ipsius domus [Templi] в королевстве Кипр и других местах, показывающее, насколько сильно ухудшились отношения между генуэзцами и тамплиерами. После заключения соглашения Военный орден попытался предотвратить дальнейшие вспышки вражды между Генуей и Венецией [216].

Новая эра сотрудничества между орденом Храма и Генуей началась только после падения Акры в 1291 г. В 217 генуэзских документах, составленных на Кипре, есть ряд упоминаний о морских действиях, предпринятых орденом тамплиеров в начале XIV в. совместно с генуэзскими войсками на острове. Спустя почти полвека после войны Саввы, когда пал последний бастион христианства в Святой Земле, Кипр стал точкой опоры новых отношений между Генуей и тамплиерами [218]. В документах, составленных на острове генуэзским нотариусом Ламберто ди Самбучето в 1296-1302 гг., говорится, что в морских операциях Храма участвовали корабли, зафрахтованные у лигурийских судоходных компаний, и генуэзцы без колебаний использовали корабли Храма для своих товаров [219].

25 февраля 1300 г. генуэзский судовладелец Пьетро Рубео зафрахтовал корабль Sanctus Iohannes для тамплиеров у фра Петра де Вареса на период с середины марта до середины июля для торгового плавания по нескольким направлениям к побережью Сирии. Доходы от плавания должны были быть разделены поровну между тамплиерами и владельцем [220].

В следующем году тамплиер Петр Визианус [221], прецептор корабля Sancta Anna, договорился с генуэзским купцом Джакомо де Соларио о перевозке его товаров. Согласно документам, корабль направлялся в Геную, где Петр Визианус должен был выплатить некую сумму денег человеку из Барселоны [222]. Подобные платежи по прибытии корабля тамплиеров должны были также произвести Леонелло де Виндерчио и генуэзский купец Джакомо Пичус. Леонелло де Виндерчио получил от Джованни Пинеллуса 2 тыс. белых безантов, за которые он должен был вернуть Пинеллусу 400 генуэзских лир в течение двух месяцев после прибытия корабля Sancta Anna в Геную. Кроме того, в качестве залога Джованни заложил определенное количество поташа, хранившегося на корабле тамплиеров. Кроме того, Джакомо Пичус заявил, что получил от Томмазо де Фоссато денежную сумму, которая должна быть возвращена в генуэзской валюте по прибытии корабля Sancta Anna в Геную. Джакомо использовал эти деньги для покупки значительной части груза корабля [223]. Эти документы свидетельствуют о положительных отношениях между генуэзской общиной на Кипре и тамплиерами и являются единственными найденными на сегодняшний день записями о корабле тамплиеров, направлявшемся в Геную [224].

Сотрудничество тамплиеров и генуэзцев становится еще более очевидным, если принять во внимание состояние кипрской политики и события в борьбе между королем Генрихом II [1285-1324] и его братом Амори [ум. 1310]. Генрих был в очень плохих отношениях как с генуэзцами [225], так и с тамплиерами [226]. Оба они стали сторонниками неожиданного шага Амори, в результате которого он захватил власть у своего брата. Тамплиеры в лице маршала ордена Эмо де Усселе обратились за помощью к генуэзцам в борьбе с Генрихом [227].

Наконец, следует отметить, что в некоторых документах, составленных Ламберто ди Самбучето, упоминается и генуэзский accarator Templi Пьетро – чиновник, в обязанности которого, скорее всего, входил контроль за вооружением и снабжением кораблей ордена [1300 г.]. [228]. Более того, один из тамплиеров, проходивших по делу на Кипре, был сержантом генуэзского происхождения [229], а все генуэзцы, допрошенные на суде, встали на сторону ордена. Они решительно защищали дело Храма, заявляя о его полной невиновности и отмечая действия, предпринятые им в пользу бедных и восстановления христианских позиций в Сирии и Палестине. Такие свидетели, как Персиваль де Мари, Оттолино [230] и Симоне Рубео [231] , не смогли представить никаких доказательств в поддержку обвинений, выдвинутых против ордена Храма. Действительно, за исключением Симоне Рубео, который говорил о секретности церемоний приема в орден, свидетели указывали на то, что тамплиеры часто отдавали свои жизни, сражаясь за веру. Кроме того, Персиваль де Мари заявил, что другой генуэзец, Маттео Заккариа, попавший в плен к неверным, рассказал ему о некоторых пленных тамплиерах, которые умерли в тюрьме, так как отказались отречься от своей веры [232].

Документы Ламберто ди Самбучето свидетельствуют о том, что упомянутые генуэзские свидетели имели отношения с тамплиерами либо лично, либо через их окружение. Персиваль де Мари [233]. брат генуэзского «подесты» Паскуале де Мари, был известным купцом и упоминается как прокуратор Джакомо де Соларио, судовладельца, зафрахтовавшего свое судно тамплиерам. Оттолино и Симоне Рубео, скорее всего, были родственниками Пьетро Рубео, который зафрахтовал другой корабль тамплиеров, и подробности их торговли приводятся в различных документах Ламберто ди Самбучето [234].

В заключение следует отметить, что иногда, например, в период борьбы с Фридрихом II и в первые годы XIV века, можно проследить определенные параллели между политикой генуэзцев и позицией тамплиеров. Однако следует подчеркнуть, что отношения между Генуей и князьями Латинского Востока в XII веке часто были весьма напряженными. Кроме того, в XIII веке тамплиеры часто выступали на стороне венецианцев, а госпитальеры – на стороне генуэзцев. Такие расстановки сил иногда приводили к прямым столкновениям между генуэзцами и тамплиерами, о которых, к сожалению, мы не имеем точных сведений. Эти трудности, безусловно, сыграли свою роль в создании в Лигурии домов госпитальеров за счет тамплиеров.

Новая эпоха сотрудничества генуэзцев и тамплиеров на Кипре в начале XIV в., продолжавшаяся вплоть до гибели ордена, возможно, дала новый импульс развитию домов в Лигурии. К сожалению, документы, которые нам удалось разыскать, слишком фрагментарны, чтобы можно было составить точное представление о присутствии тамплиеров в этом прибрежном регионе и о морской деятельности ордена в период, непосредственно предшествовавший судебному процессу.

Елена БЕЛЛОМО [Кардиффский университет]

Присоединяйтесь к нашей группе MILITES TEMPLI во ВКОНТАКТЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

[165] I registri della cancelleria angioina, ed. R. Filangieri et alii, 47 vols. (Naples, 1950-2003), VIII, no. 587, p. 209.
[166] Bramato, Storia, I, pp. 126-134; Guzzo, Templari, pp. 67-87; C. Guzzo, «Contributo alle relazioni fra Carlo d’Angiò e i Templari», Sacra Militia, 2 (2001), pp. 204218; Ciammaruconi, «L’ordine templare», pp. 91-92. For the involvement of Military Orders in Charles of Anjou’s campaigns in southern Italy see Bronstein, The Hospitallers, pp. 124-127; Carraz, L’Ordre du Temple, pp. 450-451. Still in 1289, Nicholas IV urged Templars from different places in northern Italy to pay the tithe for the negocium Regni Sicilie. Les registres de Nicolas IV, I, doc. 1146, p. 240.
[167] See below, Chapter III, pp. 91, 96, 97.
[168] Annales de Terre Sainte, ed. R. Rohricht, Archives de l’Orient latin, 2 (1884), p. 439; Mattew Paris, Chronica majora, ed. R. H. Luard, 6 vols., Rerum Britannicarum Scriptores or chronicles and memorials of Great Britain and Ireland in the middle ages 57 (London, 1872-1883), III, p. 405.
[169] See also E. Bellomo, «Mobility of Templar Brothers and Dignitaries: The Case of North-Western Italy», in J. Burgtorf, H. Nicholson, eds., International Mobility in Military Orders (Twelfth to Fifteenth Centuries): Travelling on Christ’s Business (Cardiff, 2005), pp. 102-113.
[170] Die register Innocenz’ III-, VII, doc. 147, p. 235, doc. 152, p. 262. Cf. also Exuviae sacrae Costantinopolitanae, ed. P. Riant, 2 vols. (Geneva, 1877-1878, repr. Paris, 2004), I, pp. CLV-CLVI. For these relics see V Polonio, «Devozioni di lungo corso: lo scalo genovese», in G. Ortalli, D. Puncuh, eds., Genova, Venezia, il Levante nei secoli XII-XIV. Atti del Convegno Internazionale di Studi, Genova-Venezia, 10-14 marzo 2000, Atti della Società Ligure di Storia Patria, n. s., 41 (2001), pp. 361-375.
[171] For the Templars’ devotion to relics see F. Tommasi, «I Templari e il culto delle reliquie», in Minucci, Sardi, eds., I Templari, pp. 191-210; H. Nicholson, «The Head of Saint Euphemia: Templar Devotion to Female Saints», in S. B. Edgington, S. Lambert, eds., Gendering the Crusades (Cardiff, 2001), pp. 108-120.
[172] Carte, I/2, doc. 336, p. 541.
[173] See below, Part II, p. 332.
[174] Documenti del commercio veneziano nei secoli XI-XIII, eds. R. Morozzo della Rocca, A. Lombardo, 2 vols., RCI 28 (Rome, 1940), I, doc. 158, pp. 155-156.
[175] Documenti del commercio veneziano, II, doc. 487, pp. 27-28.
[176] J. Pryor, «In subsidium Terrae Sanctae: Exports of Foodstuff’s and War Materials from the Kingdom of Sicily to the Kingdom of Jerusalem. 1265-1284», in B. Z. Kedar, A. L. Udovitch, eds., The Medieval Levant: Studies in memory of Eliyahu Ashtor (Haifa, 1988), pp. 127-146; J. Pryor, «Transportation of Hourses by Sea during the Era of the Crusades», Mariners’s Mirror, 68 (1982), pp. 9-27, 103-125; M. Barber, «Supplying the Crusader States: The Role of the Templars», in B. Z. Kedar, ed., The Horns of Hattin. Proceedings of the Second Conference of the Society for the Study of the Crusades and the Latin East, Jerusalem-Haifa, 2-6 July 1987 (Jerusalem-London, 1992), pp. 322-326; Demurger, Vie et mort, p. 169ff.; Barber, The New Knighthood, p. 229ff.; Guzzo, Templari, p. 73 ff.
[177] Acta imperii inedita saeculi XIII et XIV. Urkunden und Briefe zur Geschichte des Kaiserreiches und des Konigreichs Sizilien, ed. E. A. Winkelmann, 2 vols. (Innsbruck, 1880-1885), I, doc. 139, p. 117; CH, II, doc. 1464, pp. 186-187, doc. 2067, pp. 462-464.
[178] Forey, The Templars, p. 356 ff.
[179] In spring 1167 Bonifacio was in Jerusalem and in December he was attested to in Albenga. Grauert, «Eine Tempelherrenurkunde», pp. 294-295; Cennamo, I Templari, pp- 48-49.
[180] Ramon Muntaner, Crònica Catalana, ed. A. de Borafull (Barcelona, i860), pp. 368-369.
[181] Documenti inediti riguardanti le due crociate di s. Ludovico IX re di Francia, ed. L. T. Belgrano (Genoa, 1859).
[182] Cf. L. Delisle, Mémoires sur les opération financières des templiers (Paris, 1889). Thanks to Valeria Polonio for pointing this out to me.
[183] Unfortunately, there is no information from the Rationes Decimarum of Liguria. Rationes Decimarum Italiae nei secoli XIII e XIV. Liguria Maritima, eds. M. Rosada, E. Girardi, Studi e Testi 425 (Vatican City, 2005). Thanks to Elisabetta Girardi for telling me about the result of her work.
[184] See below, Part II, p. 349.
[185] The inventory of the Temple’s Ligurian possessions, drafted during the trial and taken directly to Avignon, has been lost.
[186] L. Tacchella, I Cavalieri di Malta in Liguria (Genoa, 1977), pp. 14-55. For the Hospitallers in Genoa see ibid., pp. 11-73; Rossini, ed., La Commenda; C. Cattaneo Mallone di Novi, Gli Hospitalieri di San Giovanni a Genova (Genoa, 1994); A. Dagnino, G. Rossini, San Giovannni di Prè: Chiesa e Commenda (Genoa, 1997); J. Costa Restagno, ed., Cavalieri di San Giovanni; J. Costa Restagno, ed., Riviera di Levante.
[187] Tacchella, I Cavalieri, pp. 33-42. For the Genoese bequests to the Hospital see Epstein, Wills and Wealth, pp. 149-150, 175-179; S. A. Epstein, Genoa & the Genoese. 958-1528 (Chapel Hill-London, 1996), pp. 92-95, 116-120, 129-135.
[188] R. Pavoni, «Un protagonista della politica genovese della prima metà del XIII secolo: il gerosolimitano Guglielmo di Voltaggio», in Costa Restagno, ed., Riviera di Levante, pp. 27-77.
[189] Cennamo, I Templari, pp. 79-81.
[190] Thanks to Primo Giovanni Embriaco for having procured the full text of the deed for me.
[191] See above, p. 16 and below, Chapter III and Part II, pp. 124, 229-231.
[192] Cennamo, I Templari, pp. 89-90, 99-101. For the silting up of the port of Albenga see N. Lamboglia, Albenga romana e medievale (7th edition, Bordighera, 1992), pp. 169-171; Varaldo Grottin, ed., Porti antichi, pp. 83-86.
[193] I Libri lurium, I/1, doc. 251, pp. 360-361.
[194] I Libri Iurium, I/2, doc. 333, pp. 142-143.
[195] Confirmation of Genoese privileges can, however, be found in I Libri lurium, I/2, docs. 337-339, pp- 152-157.
[196] Caffaro, Annales Ianuenses, in Annali genovesi, I, pp. 43-45. After this Genoa also encountered repeated difficulties in getting its sovereignty over the property assigned to the Genoese Embriaci family recognised. This lineage, settled in Jubail, was increasingly intent on freeing itself from the control of the mother country. Bellomo, A servizio di Dio, p. III.
[197] Caffaro, De liberatione civitatum Orientis liber, in Annali genovesi, I, p. 121; Regni Ierosolimitani brevis hystoria, in Annali genovesi, I, pp. 129, 135; I Libri iurium, I/1, doc. 59, pp. 9798, I/2, docs. 311-314, pp. 113-118, doc. 316, pp. 119-120, docs. 318-320, pp. 121-124. The Grand Master of the Temple was called to act as arbiter in this quarrel. For example, see I Libri iurium, I/2, doc. 317, pp. 120-121, doc. 321, pp. 125-126. On the debate over the actual existence of this inscription and the presumed inauthenticity of the charter attesting to the privileges granted to the Genoese by Baldwin I see H. E. Mayer, M. -L. Favreau, «Das Diplom Balduin I. fur Genua und Genuas Goldene Inschrift in dem Grabskirche», QFitAB, 55-56 (1976), pp. 22-69; B. Z. Kedar, «Genoa’s Golden Inscription in the Church of Holy Sepulchre: a Case for the Defence», in G. Airaldi, B. Z. Kedar, eds., I Comuni italiani nel regno crociato di Gerusalemme. Atti del Colloquio ‘The Italian Communes in the Crusading Kingdom of Jerusalem’, Jerusalem, May 24th – May 28th, Collana storica di Fonti e Studi 48 (Genoa, 1986), pp. 319-335, reprinted in B. Z. Kedar, The Franks in the Levant. 11th to 14th Centuries (Aldershot, 1993), essay, III; A. Rovere, ««Rex Balduinus Ianuensibus privilegia firmaverat et fecit». Sulla presunta falsità del diploma di Baldovino I in favore dei Genovesi», Studi Medievali, III ser., 37 (1996), pp. 95-133; H. E. Mayer, «Genuesische Falschungen. Zur einer Studie von Antonella Rovere», Archiv für Diplomatik, 45 (1999), pp. 21-60; Bellomo, A servizio di Dio, pp. 132139; B. Z. Kedar, «Again: Genoa’s Golden Inscription and King Baldwin I’s Privilege of 1104», in D. Coulon, C. Otten-Froux, P Paugès, D. Valérian, eds., Chemins d’outre-mer. Études d’histoire sur le Méditerranée médiévale offertes à Michel Balard, 2 vols., Byzantina Sorbonensia 20 (Paris, 2004), pp. 495-502. Similar difficulties arose in the county of Tripoli. I Libri iurium, I/2, doc. 323, pp. 127-129.
[198] Papsturkunden fur Templer und Johanniter, II, doc. 29, pp. 247-248.
[199] In Acre the Templar quarter was adjacent to the Genoese quarter. For crusader Acre see D. Jacoby, «Crusader Acre in the Thirteenth Century: Urban Layout and Topography», Studi medievali, III ser., 20 (1979), pp. 1-45, reprinted in D. Jacoby, Studies on the Crusader States and on Venetian Expansion (Northampton, 1989), essay V; D. Jacoby, «L’évolution urbane et la fonction méditerranéenne d’Acre à I’époque des croisades», in E. Poleggi, ed., Le Città portuali nel Medioevo (Genoa, 1989), pp. 95-109, reprinted in D. Jacoby, Trade, Commodities and Shipping in the Medieval Mediterranean (Alderhot, 1997), essay V; D. Jacoby, «Les communes italiennes et les ordres militaires à Acre: aspects juridiques, territoriaux et militaires (1104-1187, 1191-1291)», in M. Balard, ed., État et colonisation au Moyen Âge et à la Renaissance (Lyon, 1989), pp. 193-214, reprinted in Jacoby, Trade, essay VI; B. Z. Kedar, E. Stern, «Un nuovo sguardo sul quartiere genovese di Acri», in G. Airaldi, P Stringa, eds., Mediterraneo genovese. Storia e Architettura. Atti del Convegno Internazionale, Genova, 29 ottobre 1992 (Genoa, 1995), pp. 11-28; D. Jacoby, ‘Aspects of everyday life in Frankish Acre», Crusades, 4 (2005), pp. 73-105.
[200] Regni Ierosolimitana brevis hystoria, pp. 143-144; I Libri Iurium, I/2, docs. 330-331, pp. 135-140, docs. 333-336, pp. 142-152, docs. 342-343, pp. 160-163.
[201] Barber, The New Knighthood, p. 119.
[202] Philip II Augustus had, in fact, set off from Genoa. Ottobonus Scriba, Annales Ianuenses, in Annali genovesi, II, pp. 31-32, 34-36.
[203] P. W. Edbury, The Kingdom of Cyprus and the Crusades. 1191-1374 (Cambridge, 1991), pp. 6-8.
[204] J. Prawer, Histoire du royaume latin de Jerusalem, 2 vols. (Paris, 1969), II, p. 58ff.; H. E. Mayer, The Crusades, transl. J. Gillingham (Oxford, 1972), or. ed. Geschichte der Kreuzzüge (Stuttgart, 1965), pp. 141-142.
[205] Bronstein, The Hospitallers, pp. 65, 105.
[206] G. Pistarino, «Genova e il Vicino Oriente nell’epoca del regno latino di Gerusalemme», in Airaldi, Kedar, eds., I Comuni italiani, pp. 115-121; L. Balletto, «Fonti notarili genovesi del secondo Duecento per la storia del Regno latino di Gerusalemme», in Airaldi, Kedar, eds., I Comuni italiani, pp. 177-249; A. Ashtor, «Il regno dei crociati e il commercio di Levante», ibid., pp. 15-56; M. Balard, «Les transports maritimes génois vers la Terre Sainte», ibid., pp. 143-174.
[207] Annales Ianuenses, in Annali genovesi, III, pp. 182-184.
[208] Annales Ianuenses, III, p. 63 ff.
[209] Annales Ianuenses, III, p. 162. Several benefices were assigned to the Genoese in Holy Land, although they did not reside there. A. Ferretto, «I genovesi in Oriente nel carteggio di Innocenzo IV», Giornale Storico e Letterario della Liguria, I (1900), pp. 353368; N. Coureas, «The Genoese and the Latin Church of Cyprus, 1250-1320», in L. Balletto, ed., Oriente e Occidente tra Medioevo ed Età Moderna. Studi in onore di Geo Pistarino (Genoa, 1997), I, pp. 165-171; R. Hiestand, «Some Reflections on the Impact of the Papacy on the Crusader States and the Military Orders in the Twelfth and Thirteenth Centuries», in Z. Hunyadi, J. Laszlovszky, eds., The Crusades and the Military Orders. Expanding the Frontiers of Medieval Latin Christianity (Budapest, 2001), p. 14. On this issue see also R. Hiestand, «Der lateinische Klerus der Kreuzfahrerstaaten. Geographische Herkunft und politische Rolle», in H. E. Mayer, ed., Die Kreuzfahrerstaaten als multikulturelle Gesellschft (Munchen, 1997), pp. 43-68.
[210] S. Riccioni, «Di un’iscrizione templare a Roma. Preliminari di una ricerca», in Ciammaruconi, ed., L’ordine templare, pp. 275-293.
[211] G. Nuti, «Fieschi, Opizzo», DBI 47 (Rome, 1997), pp. 508-510; D. Calcagno, «Il patriarca di Antiochia Opizzo Fieschi, diplomatico di spicco per la Santa Sede tra Polonia, Oriente Latino ed Italia del XIII secolo», in D. Calcagno, ed., I Fieschi tra Papato e Impero. Atti del Convegno, Lavagna, 18 dicembre 1994 (Lavagna, 1997), pp. 145267.
[212] Annales Ianuenses, in Annali genovesi, IV, p. 31 ff.; G. Caro, Genova e la supremazia sul Mediterraneo (1257-1311), Atti della Società Ligure di Storia Patria, n. s., 14-15 (1974-1975), or. ed. Genua und die Machte am Mittelmeer. 1257-1311 (Halle, 1895-1899), I, pp. 36-79; Epstein, Genoa, p. 146 ff.
[213] See Pistarino, «Genova», p. 63 ff., where the parallel growth of Genoa’s interest in Romania is underlined.
[214] Cronaca del Templare di Tiro. 1243-1314, ed. L. Minervini (Naples, 2000), p. 63ff.
[215] I Libri lurium, I/5, doc. 824, pp. 13-16.
[216] Caro, Genova, II, pp. 85-87.
[217] Edbury, The Kingdom of Cyprus, pp. 101-102. The relations between Genoa and the Crusades in the thirteenth and fourteenth centuries are studied from a particular point of view in S. A. Epstein, «Genoa and the Crusades. Piety, Credit and the Fiscal-Military State», in Balletto, ed., Oriente e Occidente, I, pp. 245-259. For the Templars and the fall of Acre see M. L. Favreau-Lilie, «Gli ordini militari e la grande emigrazione dei Latini dalla Siria: problemi organizzativi e logistici», in F. Tommasi, ed., Acri 1291. La fine della presenza degli ordini militari in Terrasanta e i nuovi orientamenti nel XIV secolo (Perugia, 1996), pp. 7-21.
[218] For the Genoese community in Cyprus see R. Pavoni, «Liguri a Cipro tra i secoli XIII e XIV», in Airaldi, Stringa, eds., Mediterraneo genovese, pp. 47-64; Coureas, «The Genoese and the Latin Church», pp. 165-175; P. W. Edbury, «The Genoese Community in Famagusta around the year 1300: a Historical Vignette», in Balletto, ed., Oriente e Occidente, I, pp. 235-243.
[219] It is not my intention here to list every single deed where the Templars are mentioned, but rather to make references to the more important items of information regarding the Order in the cartularies of the Genoese notaries in Cyprus and Lesser Armenia. Numerous deeds were drawn up by the Templar house of Famagusta: «Actes génois passes à Famagouste de 1299 à 1301 par devant le notaire génois Lamberto de Sambuceto», ed. C. Desimoni, AOL, 2 (1884), docs. 17-22, pp. 12-17, doc. 42, pp. 2428; Notai genovesi in oltremare. Atti rogati a Cipro da Lamberto di Sambuceto (3 luglio 1300 – 3 agosto 1301), ed. V Polonio, Collana Storica di Fonti e Studi 31 (Genoa, 1982), docs. 226-227, pp. 266-268. The ruga Templi is mentioned in Notai genovesi in oltremare. Atti rogati a Cipro da Lamberto di Sambuceto (Gennaio-Agosto 1302), ed. R. Pavoni, Collana Storica di Fonti e Studi 49 (Genoa, 1987), doc. 60, p. 83. Worthy of note amongst the other members of the Order mentioned in the notarial documents is a medicus Templi named Theodore. Notai genovesi in oltremare. Atti rogati a Cipro da Lamberto di Sambuceto (3 luglio 1300 – 3 agosto 1301), ed. Polonio, Collana Storica di Fonti e Studi 31, doc. 148, p. 170. More information on the Templar hierarchical organisation in Cyprus is provided by another deed which mentions quadam cartam sive scripturam factam ex parte domini admirati sive capitanei vel comitti Templi. Ibid., doc. 413, p. 494. A preceptor de volta Tempi—the word volta means storehouse: Dizionario di marina medievale e moderna (Rome, 1937), p. 1214—appears ibid., doc. 166, p. 194, doc. 171 p. 200. There are also two deeds that mention Mossor of Acre, son of Simon of Acre, scriba of the Templar ship Sancta Anna. Notai genovesi in oltremare. Atti rogati a Cipro da Lamberto di Sambuceto (6 luglio-27 ottobre 1301), ed. R. Pavoni, Collana Storica di Fonti e Studi 32 (Genoa, 1982), doc. 206, p. 247; Notai genovesi in oltremare. Atti rogati a Cipro da Lamberto di Sambuceto (Gennaio-Agosto 1302), ed. R. Pavoni, Collana Storica di Fonti e Studi 49 (Genoa, 1987), doc. 150, pp. 179-180. Finally, there is a mention of the discarrigatorium Templi in the port of Laiazzo in the Lesser Armenia in a deed from 1279. Notai genovesi in oltremare. Atti rogati a Laiazzo da Federico di Piazzalonga (1274) e Pietro di Bargine (1277, 1279), ed. L. Balletto, Collana di fonti e studi 53 (Genoa, 1989), doc. 64, p. 291.
[220] «Actes génois», doc. 74, pp. 42-43; The Templars: selected sources, eds. M. Barber, K. Bate (Manchester, 2002), pp. 183-184; N. Coureas, «Provençal Trade with Cyprus in the Thirteenth and Fourteenth Centuries», ЕПЕТНРIАА, 22 (1996), pp. 73-74. One wonders whether the naval raids of July 1300 organised by the Templars, Hospitallers and Henry II of Cyprus, encouraged by the loss of Damascus to the Mongols in January of that year, had anything to do with this expedition. Malcolm Barber thinks that in fact the attacks were probably «intended to precede this venture», whereas Nicholas Coureas stresses the predominantly commercial nature of the expedition. Edbury, The Kingdom of Cyprus, pp. 104-106; Barber, The New Knighthood, p. 293; N. Coureas, «The Role of the Templars and the Hospitallers in the Movement of Commodities involving Cyprus. 1291-1312», in The Experience of Crusading, 2 vols., P. Edbury, J. Phillips, eds., II, Defining the Crusader Kingdom (Cambridge, 2003), p. 264.
[221] Coureas («The Role of the Templars», p. 265) argues that he could perhaps be identified as Peter de Vares, mentioned previously.
[222] Notai genovesi in oltremare, ed. Pavoni, Collana Storica di Fonti e Studi 49, doc. 104, pp. 132-133; Coureas, «The Role of the Templars», pp. 264-265.
[223] Notai genovesi in oltremare, ed. Pavoni, Collana Storica di Fonti e Studi 49, doc. 150, pp. 179-180, doc. 155, pp. 184-185, doc. 162, p. 192; Coureas, «The Role of the Templars», p. 265.
[224] In 1279 the Provencal merchant William Raimond sold Andrea Rasperio twenty- five barena of timber, which were to be delivered in two months at the discarrigatorium Templi of Laiazzo. Nothing in the charter suggests that the ship carrying the timber sailed from Genoa. Notai genovesi in oltremare. Atti rogati a Laiazzo, doc. 64, p. 291.
[225] The Lusignans, of which Henry was a member, were also responsible for the Genoese defeat in the war of St. Sabas. The quarrel between the Ligurians and Henry, who was inclined to take the side of the Venetians, had a profound effect on the kingdom. Edbury, The Kingdom of Cyprus, pp. 110-111.
[226] The Temple’s favourable attitude to the Angevins, rivals to the Lusignans’ for the crown of Jerusalem, had been a cause of tense relations between the Order and the Kings of Cyprus since the 1270s. Edbury, The Kingdom of Cyprus, pp. 111-112; P. W. Edbury, «The Templars in Cyprus», in M. Barber, ed., The Military Orders I. Fighting for the Faith and Caring for the Sick (Aldershot, 1994), p. 192.
[227] Chronique d’Amadi, in Chroniques d’Amadi et de Strambaldi, ed. L. de Mas Latrie, 2 vols. (Paris, 1891-1893), I, p. 290; Coureas, «The Role of the Templars», pp. 271-272. Simone Rubeo, witness in the trial against the Temple and relative of Pietro Rubeo, played a significant part in the internal struggles in the kingdom of Cyprus. K. Schottmüller, Der Untergang des Templer-Ordens, 2 vols. (Berlin, 1887), II, p. 161.
[228] Actes passes, docs. 76-78, pp. 44-45.
[229] Schottmüller, Der Untergang, II, pp. 191, 320-323; The Trial of the Templars in Cyprus. A complete English edition, ed. A. Gilmour-Bryson, The Medieval Mediterranean 17 (Leiden, 1998), pp. 115-116, 286-288. On this trial see also P. W. Edbury, «The Military Orders in Cyprus in the Light of Recent Scholarship», in Hunyadi, Laszlovszky, eds., The Crusades, pp. 102-104.
[230] The Trial of the Templars in Cyprus, pp. 67-69.
[231] The Trial of the Templars in Cyprus, pp. 69-70. Also Hugh of Carmandino was presumably from Genoa. Ibid., pp. 93, 97, 119, 406-407.
[232] For these testimonies see also A. Gilmour-Bryson, «Testimony of Non-Templar Witnesses in Cyprus», in Barber, ed., The Military Orders I, pp. 205-211.
[233] Notai genovesi, ed. Polonio, Collana Storica di Fonti e Studi 31, doc. 349, p. 416; Notai genovesi in oltremare, ed. Pavoni, Collana Storica di Fonti e Studi 32, doc. 19, p. 25, doc. 183, pp. 222-224, Notai genovesi in oltremare, ed. Balard, Collana Storica di Fonti e Studi 39, doc. 35, pp. 47-48, doc. 39, p. 52, doc. 62 pp. 77-78, doc. 71-72, pp. 8890, doc. 78, pp. 96-97, doc. 85, pp. 104-105, doc. 94, pp. 114-115, doc. 105, pp. 128-129, docs. 130-133, pp. 155-159, docs. 135-136, pp. 160-162, doc. 141, p. 166, doc. 143, pp. 167-168, doc. 147, pp. 172-173; Notai genovesi in oltremare, ed. Pavoni, Collana Storica di Fonti e Studi 49, docs. 47-48, pp. 68-70, doc. 123, pp. 152-153; Caro, Genova, I, p. 290, II, pp. 226, 296-297; Coureas, «The Role of the Templars», p. 269. In 1249 Zaccaria de Mari had remembered the Temple in his will.
[234] Notai genovesi, ed. Polonio, Collana Storica di Fonti e Studi 31, doc. 235, pp. 275276, doc. 260, pp. 308-309, doc. 303, pp. 363-364, doc. 305, pp. 365-367, docs. 308-309, pp. 370-371, docs. 319-320, pp. 383-385, doc. 325, pp. 389-390, doc. 330, pp. 394396, doc. 384, pp. 460-461, docs. 400-401, pp. 479-480, doc. 403, pp. 481-482, doc. 406, pp. 484-485, doc. 415, pp. 495-497; Notai genovesi in oltremare, ed. Balard, Collana Storica di Fonti e Studi 39, docs. 130-134, pp. 155-160, docs. 137-138, pp. 162-164, docs. 140-142, pp. 165-167.
Тамплиеры | milites TEMPLI