1.4. Перевозка людей и грузов для других
Корабли тамплиеров перевозили не только людей и припасы ордена. Возможно, они начали перевозить паломников вскоре после середины XII века, и, согласно соглашению, подтвержденному в 1216 году, им было разрешено перевозить неограниченное количество паломников из Марселя на Восток, а аналогичная концессия была предоставлена в Тулоне в 1224 году [109]. Однако после споров в 1233 году было решено, что тамплиеры и госпитальеры могут загружать в Марселе по два корабля в год – один для пасхального перехода, другой в августе – и было введено ограничение в 1500 паломников на корабль [110]. Однако было бы удивительно, если бы корабли тамплиеров могли перевозить гораздо большее число людей [111]. Сообщалось, что в 1279 году одно судно тамплиеров перевозило 600 паломников из Южной Италии в Акру [112], но обычно число паломников, зарегистрированных как отправившиеся на кораблях в Святую землю, было гораздо меньше [113].
И в Тулоне, и в Марселе ордену было разрешено перевозить неограниченное число купцов, и они, очевидно, часто пользовались судами тамплиеров. Однако подробных свидетельств об этих купцах и их грузах, перевозимых через Средиземное море на Восток на кораблях тамплиеров сохранилось мало. Свидетельства из Марселя показывают, что в XIII веке несколько человек везли в Сирию на кораблях тамплиеров денежные суммы, которые, предположительно, должны были быть вложены в восточные товары [114] ; в 1248 году Денис Анконе перевез в Сирию четыре тюка ткани на корабле тамплиеров Bonne Aventure, а в 1288 году в груз La Rose входил pacotille [дешевые товары] стоимостью четырнадцать фунтов, который Раймон Массон отправлял в Акру [115]. Тем не менее, предположительно, в путешествиях на Восток собственные товары тамплиеров обычно составляли значительную часть многих грузов. Тем не менее, орден хотел получить товары торговцев при возвращении на Запад. Об этих обратных путешествиях опять же сохранились скудные сведения, хотя в одном из рейсов в 1301 году корабль тамплиеров Falcon перевозил сахар, хлопок, шелк и другие товары из Фамагусты в Марсель для купца из Пьяченцы Даниэля Мети [116].
Тамплиеры также предусматривали денежные переводы на Запад. В 1302 году тамплиер, командовавший кораблем Sancta Anna, получил 900 безантов от Бернарда Агустина из Барселоны и согласился выплатить в Генуе 180 ливров в генуэзской валюте; а генуэзские купцы Леонелло из Виндерчио и Якоб Пихус, путешествовавшие на этом корабле, аналогичным образом получили кипрские безанты в Фамагусте, чтобы произвести в Генуе выплаты в генуэзской валюте [117]. Мунтанер сообщает, что в 1291 году тамплиерский корабль Falcon также доставил значительное число беженцев из Акры на Кипр, хотя отмечается, что у «Тирского тамплиера» об этом ничего не говорится и основное внимание уделяется использованию судов, которые, вероятно, не принадлежали ордену [118].
Если тамплиеры перевозили людей и товары, не принадлежащие ордену, то во многих случаях они должны были платить пошлину в порту выхода, тогда как сами братья и товары тамплиеров обычно освобождались от уплаты пошлины. Подобное освобождение для самого ордена было включено в соглашения, заключенные в Тулоне в 1224 году и в Марселе девять лет спустя. Тамплиерам также разрешалось свободно перевозить паломников и их имущество из обоих этих портов, но с купцов и их товаров, перевозимых на кораблях ордена, взимались пошлины [119]. Лицензии на экспорт, выданные анжуйскими правителями в Южной Италии, также обычно упоминают об освобождении от пошлин имущества самого ордена [120], хотя в 1299 году пошлины были взысканы, когда тамплиерам было разрешено вывезти 300 солей пшеницы в дополнение к зерну, которое было предметом лицензии, выданной ранее в том же году [121]. Эти исключения касались в основном товаров, которые отправлялись в Святую землю или позже на Кипр, хотя в 1279 году Карл Анжуйский разрешил тамплиерам отправить 100 солей пшеницы из Апулии в Зару без всяких налогов [122]. В 1295 году Карл II даже освободил от налогов 4000 салмов пшеницы, которые тамплиеры должны были отправлять на Кипр каждый год, хотя и предполагал, что орден может продать часть этого зерна; но взамен король получал транспорт для пшеницы, которую он отправлял для знатных беженцев на острове [123]. Однако, поскольку в анжуйских лицензиях часто указывалось, что продовольствие, экспортируемое тамплиерами, предназначалось для потребления братьями на Востоке, можно сделать вывод, что товары, перевозимые купцами на кораблях тамплиеров, обычно облагались пошлиной [124].
Однако иногда возникали проблемы, когда тамплиеры перевозили людей, которые в портах, куда они заходили, были персонами нон грата. В 1283 году, вскоре после того, как Петр III отвоевал Сицилию у Карла Анжуйского, орден был вынужден получить от него конспирацию для провансальцев и других членов экипажа корабля тамплиеров, плывшего из Марселя; и в том же году, после того как корабль тамплиеров, возвращавшийся с Востока, зашел в сицилийский Трапани, к арагонскому королю были отправлены посланники с просьбой обеспечить безопасность провансальских купцов, находившихся на борту. Но поскольку корабль снова отплыл, не дождавшись ответа, Петр III приказал конфисковать его, если он остановится в любом другом сицилийском порту [125]. Папское постановление о разногласиях между Генрихом II Кипрским и военными орденами в 1299 году также позволило представителю короля подниматься на борт кораблей тамплиеров и госпитальеров, прибывающих на Кипр, чтобы убедиться, что persone periculose vel suspecte не попали на остров [126].
Корабли тамплиеров, как и корабли других владельцев, в некоторых случаях либо нанимались, либо захватывались правителями для транспортных целей. В феврале 1230 года английский король Генрих III разрешил судну тамплиеров покинуть Портсмут при условии, что орден гарантирует, что оно вернется туда к Вербному воскресенью, чтобы затем сопровождать короля [127]. В 1252 году, через два года после принятия креста, Генрих обратился с письмом не только к Храму, но и к Госпиталю и Тевтонскому ордену, требуя, чтобы, поскольку у них есть хорошие корабли, были подготовлены суда, чтобы лошади, оружие и другие товары могли быть перевезены на Восток для подготовки к его крестовому походу; он также потребовал, чтобы суда были предоставлены в следующем году, когда он и его последователи планировали отплыть на Восток [128]. Генрих так и не выполнил свою клятву, но в 1254 году Людовик IX, возвращаясь из крестового похода, покинул Святую землю на корабле тамплиеров [129], а в 1267 году Альфонс из Пуатье, готовясь к крестовому походу, также искал корабль у тамплиеров Пуату [130].
1.5. Тамплиеры, участвующие в организации доставок
В сохранившихся источниках упоминаются два чиновника тамплиеров, занимавшихся морскими перевозками: commendator navis и commendator passagii. Первый был капитаном корабля: среди тех, кто занимал эту должность, были Петр Карбонеллус, который в 1271 году командовал кораблем Alegranza, и Vassal и ремонтировал свой корабль в Бриндизи, когда дал работу молодому Рожеру де Флору; а сам Рожер позже командовал кораблем тамплиеров под названием Falcon [131]. В число Commendatores passagii входили Уильям из Гонесса в 1255 г., Генрих из Дола в 1267 и 1274 гг. и Джон из Вилламора, вероятно, в 1306 г. [132]. Различие между этими двумя должностями было, по-видимому, аналогично различию, проведенному в статуте госпитальеров 1268 г., где проводится различие между afratris commendator navis и commendator qui super fratres erit. [133]. Если commendator navis был капитаном корабля, то commendator passagii отвечал за людей, животных и товары, отправляемые на Восток. Один брат, дававший показания во время процесса над тамплиерами, рассказал, что был принят в орден в Марселе около 1303 года Симоном Квиниако, presidentem tunc fratribus transeuntibus ultra mare и в присутствии других тамплиеров, собиравшихся отправиться на Кипр [134]. Commendatores passagii иногда были также главами домов на Западе – Генрих из Доле был командиром Шалон-сюр-Саона в 1267 году и Буре в 1274 году – и были назначены ответственными за братьев, путешествующих с ними в Святую землю или на Кипр [135]. Такая должность была особенно необходима, если путешествие совершалось на корабле, не принадлежащем Храму: Иоанн из Вилламора, например, очевидно, нанимал корабль для путешествия, которое он совершал в начале XIV века.
Поскольку члены военных орденов обычно нанимались светскими правителями и папами на различные административные должности, неудивительно, что тамплиеры иногда использовались ими в вопросах, касающихся морских перевозок. Хотя на протяжении большей части правления Иоанна в Англии ведущим чиновником в морских делах был Уильям Вротхэмский, архидиакон Таунтона [136], позже он встал на сторону мятежников против короля, и в последние месяцы 1215 года тамплиер Роджер, который был королевским almoner [раздающий милостыню], взял на себя различные морские обязанности [137]. В их число входили приобретение и наем кораблей, взимание фрахтовых сборов, выплата жалования или пособий морякам, предоставление компенсации за потери, понесенные моряками, и оценка ущерба, нанесенного кораблям штормом. По сути, он был администратором, но десять лет спустя тамплиер Томас был поставлен во главе magna navis Генриха Ill, а в январе 1226 года корабельным магистром и морякам было приказано подчиняться ему во время плавания флота Генриха в Гасконь [138].
В 1246 году магистр французской провинции Райнальд из Вишерио был среди тех, кого Людовик IX отправил в Геную и Марсель для переговоров о найме кораблей для его крестоносной экспедиции [139], а в 1269 году тамплиеры были также привлечены Альфонсом из Пуатье для получения кораблей и припасов для его плавания [140]. В 1275 году местный прецептор тамплиеров и его коллега-госпитальер были приглашены Карлом Анжуйским для наблюдения за строительством маяка в Бриндизи [141], а магистра Храма в Акре часто запрашивали анжуйскими правителями для предоставления свидетельств о разгрузке торговых грузов, отправленных в Святую землю из южно-итальянского королевства [142].
1.6. Порты
В Западной Европе морская деятельность тамплиеров, как правило, сосредотачивалась в определенных портах. Поставки на Восток из арагонских земель обычно отправлялись из Барселоны и Порт-Фангоса, который был портом для города Тортоса. В Италии большинство рейсов осуществлялось из апулийских портов Бриндизи, Барлетта и Манфредония, хотя иногда использовалась и Мессина. На юге Франции, вероятно, большинство рейсов осуществлялось из Марселя. На атлантическом побережье Франции Ла-Рошель был обычным пунктом отправления в северную Испанию и Англию. В 1233 году, в обмен на определенные уступки, тамплиеры и госпитальеры согласились не использовать другие порты между Кольюром и Монако, кроме Марселя [143]. В 1271 году, когда Альфонсо X Кастильский стремился способствовать развитию Аликанте и Картахены, он постановил, что Храм и Госпиталь и другие желающие отправиться на Восток должны всегда отплывать из этих портов, а не из каких-либо других [144]. Тем не менее, иногда тамплиеры экспортировали товары из Кастилии через Арагон и отправляли их из каталонских портов: в 1286 году арагонский король Альфонсо III разрешил тамплиерам ввозить лошадей из Кастилии через свои владения для отправки в Святую землю [145].
В некоторых местах тамплиеры либо владели собственными гаванями, либо имели легкий доступ к морю. В государствах крестоносцев сохранились остатки причала на южной стороне крепости Атлит, а на западе и севере от замка, очевидно, также были гавани [146] Оливер Падерборнский, рассказывая о строительстве этой крепости, писал: Habet hec structura portum naturaliter bonum, qui artificio adiutuspoterit esse melior [147]. Замок тамплиеров в Тортосе, судя по всему, имел несколько гаваней или якорных стоянок, хотя некоторые из них могли вместить только небольшие лодки [148]. Комплекс ордена в Акре [ссылка на видео] граничил с морем, но морской справочник XIII века советовал кораблям держаться подальше от берега в районе тамплиеров и церкви Святого Андрея из-за песчаной отмели [149]; тем не менее, у тамплиеров был подземный канал, ведущий на восток от их комплекса к городской гавани, что давало им доступ в порт [150].
В Айясе в Армении тамплиеры имели собственную пристань [discarrigatorium] в конце XIII века [151]. На Западе в 1224 году они получили право строить здания у берега в Тулоне, а их дом в Марселе выходил на порт [152]. В ряде случаев ордену принадлежали портовые города, такие как Порт-Боннель в Армении, Шибеник на восточном побережье Адриатики, а после 1294 года – Пенискола в Валенсии [153]. Эти города приносили ордену доход от судоходства, а также от гаваней. Но тамплиеры не всегда имели быстрый доступ к портам, которые они использовали: Порт Фангос находился в нескольких милях от монастыря тамплиеров в городе Тортоса.
2. ВОЙНА НА МОРЕ
2.1. Война против ислама
Тамплиеры начали участвовать в морских войнах еще до конца XII века. В письме английскому королю Генриху II великий прецептор тамплиеров Террикус сообщал, что в 1187 году, когда Саладин осаждал Тир, Конрад Монферратский возглавил флот из семнадцати галер и десяти других кораблей и атаковал мусульманские галеры с помощью тамплиеров и госпитальеров: одиннадцать вражеских кораблей были захвачены [154]. Однако он не дает никакой дополнительной информации о роли ордена в этом сражении, и до конца XIII века сохранилось мало подробных свидетельств об участии тамплиеров в морской войне в восточном Средиземноморье. В 1219 году, во время пятого крестового похода, Гонорий III отправил тамплиерам и госпитальерам по 2500 марок, чтобы они потратили их на galeis sive in machinis aliis seu in alio apparatu, но неизвестно, как эти суммы были использованы.155 В это время орден понес потери и ущерб от морских перевозок в Египте, но в пятом крестовом походе корабли тамплиеров, похоже, использовались в основном как транспорты и осадные башни. При выполнении этих задач корабли тамплиеров, однако, иногда подвергались нападению мусульманских судов. Во время осады Дамиетты корабль тамплиеров, переправлявший братьев через Нил, был отнесен ветром к стенам города, где его атаковали мусульманские корабли, оснащенные грейферами, и взяли на абордаж: столкновение закончилось уничтожением тамплиерского судна [156]. Галеры тамплиеров также участвовали в египетском крестовом походе Людовика IX: Жуанвиль упоминает, что для выплаты выкупа Людовика были захвачены деньги, хранившиеся на одной из них [157]. Но дальнейшая информация опять же отсутствует. Немного больше свидетельств сохранилось о последних десятилетиях XIII и первых годах XIV веков, хотя тамплиеры и госпитальеры играли лишь подчиненную роль. Когда в 1272 году Григорий X пытался оказать временную помощь Святой Земле, он попросил тамплиеров, если потребуется, взять заем в размере до 25 000 марок, чтобы обеспечить людей и галеры [158] , но за поставками обратился к Венеции, Генуе, Карлу Анжуйскому и Филиппу III: первые три должны были предоставить по три галеры [159]. Хотя в сентябре 1289 г. Николай IV объявил, что отправляет двадцать галер на год в помощь Святой Земле, только год спустя он заявил, что следует проконсультироваться с военными орденами о назначении капитана, который будет ими командовать: в предыдущих буллах на эту тему они не упоминались [160].
Когда в августе 1291 года, после краха государств крестоносцев, Папа планировал отправить новые корабли в восточное Средиземноморье, он попытался финансировать экспедицию частично за счет половины отчислений и любой другой помощи, которую главы провинций тамплиеров и госпитальеров в Западной Европе обычно направляли в штаб-квартиры своих орденов: роль орденов заключалась в предоставлении денег, а не в перевозках [161]. Этим флотом командовал итальянец Рожер из Тодино [162]. Annales Ianuenses, предположительно, имеют в виду этот эпизод, когда сообщают, что папа постановил постоянно содержать двадцать галер за счет тамплиеров и госпитальеров для защиты Кипра и Армении, а также для наступательных действий [163]. Однако до конца 1291 года Николай IV дополнительно поручил Храму и Госпиталю содержать галеры для операций в восточном Средиземноморье, включая оборону Армении [164]. В 1292 г. генуэзец Мануэль Заккария нанял восемь галер на имя Бонифация Каламандранского, магистра госпитальеров dega mer, и они служили на Востоке в течение шести месяцев [165]. Мануэль Заккария в это время также занимался военно-морской деятельностью от имени кардиналов, которые стремились продолжить меры Николая IV по обеспечению морских сил в восточном Средиземноморье [166 ].Нет никаких доказательств того, что Мануэль Заккария предоставлял тамплиерам галеры, но источники хроники сообщают, что в 1293 году четыре венецианские галеры отправились на Восток на службе Храма и что они перевозили экипажи еще двух галер, которые Храм имел на Кипре [167]. О судьбе этих кораблей известно лишь то, что во время плавания они столкнулись с группой генуэзских галер и потерпели поражение. После того как в 1291 году штаб-квартира ордена была перенесена на Кипр, морская деятельность неизбежно возросла, а участие в морских войнах стало достаточным поводом для Генриха II Кипрского ввести ограничения на использование военными орденами морских перевозок, о чем свидетельствует постановление Бонифация VIII в 1299 году, когда он пытался уладить разногласия на Кипре, что
[…] quando rex Ciprigaleas vel alia vasa marina armare voluerit, maxime contra inimicos fidei, in auxilium fidelium, aut alias vasis uti marinis, et archiepiscopus vel ejus suffraganei, magistri Hospitalis et Templi, aut eorum vicarii seu fratres Hospitalis et Templi, aut aliquis ex eis armare voluerint et huiusmodi vasis uti marinis, cum armis vel sine armis […] hoc libere facerepossint.[168]
В июле следующего года король Кипра, тамплиеры и госпитальеры предприняли совместную морскую кампанию с флотом, который, согласно «Тирскому тамплиеру», состоял из шестнадцати галер, пяти saities и нескольких panfiles. Они атаковали Розетту, Александрию и Акру, выгружали лошадей и совершали набеги на сушу. Размер вклада тамплиеров неизвестен, но командиром галеры был Балдуин Пиквинийский, а не тамплиер [169]. Позже в том же году был захвачен остров Руад, расположенный недалеко от Тортосы, и тамплиеры совершили оттуда набег, захватив несколько мусульманских судов [170]. В 1306 году на западе Имбер Бланш, магистр провинции Овернь, вместе с гражданином Марселя планировал начать морскую экспедицию и
tam infideles eosdem quam etiam impios Christianos, qui contra prohibitionem prefatam adpredictas partes [infidelium] ferrum, lignamina, et alia vetita commercia differunt et differi faciunt, ibi et alibi ubicunque invadere, capere […],
хотя о результатах этого предложения, очевидно, ничего не известно [171]. В своих рассуждениях о мореплавании некоторые, но не все [172] , теоретики крестовых походов последнего десятилетия XIII века и первых лет XIV века ссылаются на тамплиеров. Карл II Неаполитанский, утверждая, что папе следует издать указ о привлечении пятидесяти галер и пятидесяти huissiers для нападения на мусульманские берега, заявил, что слышал, будто тамплиеры, госпитальеры и король Кипра держат по десять галер для защиты христианских земель [173]. Магистр госпитальеров Фульк де Вилларе считал, что, когда начнется проповедь креста, на Восток следует отправить двадцать пять галер, которые, cum armamento per illustrem regem Cipri, per Templum et nos faciendo, смогут предотвратить поставки военных материалов неверным со стороны христианских купцов. Далее он утверждал, что после этого пятьдесят или шестьдесят галер должны в течение года атаковать мусульманские берега, прежде чем начнется крестовый поход; но он не сказал, кто должен их предоставить [174]. Эти авторы, очевидно, считали, что военные ордена играют ограниченную роль в морской войне, но магистр тамплиеров Жак де Моле, похоже, опасался посвящать в это свой орден. Он выступал за «большую [общую] переправу» [Для крестовых походов всего два термина: общая переправа [раssagium generale] и частная переправа [passagium particulare . Первая соответствовала большому крестовому походу под руководством церкви, в котором участвуют короли и князья Запада и их рыцарские войска. Частной переправой прежде всего назывались маленькие экспедиции, которые какой-то король, князь или более мелкий сеньор предпринимает в промежутке между большими крестовыми походами. – прим. пер.] и хотел, чтобы Генуя, Венеция и другие морские регионы как можно скорее предоставили корабли для перевозки лошадей и продовольствия на Восток. Он также предложил папе выделить десять галер, которые должны были пересечь Средиземное море для защиты Кипра и предотвращения провоза христианскими купцами запрещенных товаров мусульманам. В качестве командира этих галер он выбрал Рожерона, сына Рожера Лаврийского. Он был против того, чтобы во главе галер стоял тамплиер или госпитальер, опасаясь репрессий со стороны венецианцев и генуэзцев [175]. Приняв такую позицию, он, очевидно, мог быть подвергнут критике за то, что поставил интересы своего ордена выше интересов Святой земли, но через несколько лет госпитальерам предстояло испытать подобную месть после задержания генуэзского судна [176]. Тем не менее, задача прекращения торговли запрещенными товарами не могла быть легко возложена на венецианцев или генуэзцев, и ее могли взять на себя военные ордена.
На то, что военные ордена внесли лишь ограниченный вклад в борьбу с исламом на море в восточном Средиземноморье, указывает и тот факт, что Госпиталь учредил должность адмирала, который должен был отвечать за военные корабли своего ордена, только в 1300 году [177], а к началу судебного разбирательства против ордена Храм так и не учредил эту должность. Иногда, правда, утверждается, что к началу XIV века существовал адмирал тамплиеров [178] , но единственным источником для такого утверждения является требование одного купца из Фамагусты в 1301 году предоставить ему cartam sive scripturam factam ex parte domini admirati sive capitanei vel comiti Templi в связи с депозитом [179]. Похоже, что он просто просил подтверждения от соответствующего должностного лица тамплиеров, независимо от его титула, и этот документ нельзя считать свидетельством того, что должность адмирала в то время действительно существовала.
В западном Средиземноморье некоторые испанские военные ордена стали участвовать в морских войнах против ислама. В 1253 году между Альфонсо X и орденом Сантьяго было заключено соглашение, по которому король выделил ордену галеру, а тот, в свою очередь, должен был предоставить команду из 200 человек и нести службу на корабле в течение трех месяцев каждый год [180]; недолговечный кастильский орден Санта-Мария-де-Эспана участвовал в морских войнах [181]. Свидетельств участия тамплиеров в морских действиях против мусульман в западном Средиземноморье меньше, но в 1305 году сообщалось, что командор Пеньисколы, на валенсийском побережье, снарядил корабль для использования против Гранады и Марокко, но был остановлен арагонским королем Яковом II, который в то время хотел мира с этими мусульманскими государствами [182]. Однако после окончания процесса над тамплиерами бывший брат Варфоломей из Вильяфранки, который ранее был в плену в Египте, в 1316 году намеревался сопровождать архидиакона Барселоны в морской экспедиции против мусульманского судоходства, которую планировала cofradia Барселоны [183].
2.2. Война против христиан и пиратство
Корабли тамплиеров использовались не только в морских войнах против враждебных мусульманских держав. В мирном соглашении между генуэзцами и тамплиерами в 1267 году первые отказались от всех претензий за причиненный ущерб per quascumque galearum et ligna alia ipsius domus [Templi] in Cypri vel in alio quocumque loco, in terra vel mari [184]. Подробности не приводились, но больше известно об использовании кораблей в конфликте между тамплиерами и Боэмундом VII Триполитанским в следующем десятилетии. В «Тирском тамплиере» сообщается, что магистр Гийом де Боже привел галеры и другие суда в Гибелет и осаждал его в течение нескольких дней, а затем вооружил тринадцать галер, которые отправились в Гибелет и затем в Триполи, хотя пять сели на мель из-за плохой погоды [185]. В 1293 году тамплиер Вильгельм де Ла Тур погиб в столкновении венецианских и генуэзских галер, но он был всего лишь пассажиром на корабле, который в то время находился под венецианским контролем [186].
Очень немногие тамплиеры в Западной Европе участвовали в морских сражениях с христианами. Утверждают, что брат по имени Томас, возглавлявший magna navis Генриха III, в 1220-х годах вел боевые действия в морях между Англией и западным побережьем Франции [187]. Он, конечно, захватывал корабли, перевозившие грузы с вражеских территорий. Однако один из них был задержан в неизвестном порту Баспал: в действительности, захват кораблей в порту не был редкостью [188]. Однако иногда корабли захватывали и в море: в 1212 году тринадцать нормандских нефов были захвачены судами под командованием Джеффри Люси [189]. Однако их брали галеры, в то время как большой круглый корабль был не самым подходящим для морских действий такого рода. Однако Томас мог воспользоваться помощью галер, поскольку в нескольких документах говорится о захвате кораблей в Вениендо де Васкония [190]. Но если Томас и участвовал в морской войне, то только в личном качестве, как и лишь немногие отдельные тамплиеры участвовали в сухопутных кампаниях, проводимых английскими королями [191]. Также утверждалось, что Петр III Арагонский привлек корабли тамплиеров для сопротивления французам в 1285 году, но ни один сохранившийся источник не подтверждает это утверждение, хотя Альфонсо III позже жаловался, что корабли госпитальеров оказали помощь вторгшимся войскам Филиппа III [192]. Морскую оборону каталонского побережья в 1285 году осуществляли от десяти до двенадцати королевских галер под командованием Раймона Марке и Беренгера Маллола, к которым позже присоединился с подкреплением Рожер Лаурийский [193]. Нет никаких свидетельств того, что тамплиеры участвовали в морской обороне Каталонии, хотя арагонский король в то время испытывал трудности с набором рекрутов [194]. Задача, поставленная перед арагонскими тамплиерами, заключалась в снабжении конных и пеших войск, чтобы противостоять любой высадке французских войск [195].
В первые годы XIV века тунисский правитель утверждал, что во времена перемирия Арагона и Туниса в Пеньисколе, находившейся тогда под властью тамплиеров, были снаряжены три корабля для salir en corso, но эти и другие корабли, подготовленные в то время в других местах для той же цели, не были под командованием тамплиеров [196]. Однако после своего дезертирства из ордена Храма Рожер де Флор занимался пиратством, как описано Мунтанером [197], и аналогичные действия после суда над тамплиерами предпринял бывший сержант тамплиеров Джеймс Мас. Он должен был проживать в тамплиерском доме Aiguaviva в северной Каталонии, но в июне 1316 года стало известно, что он снарядил корабль на Сицилии и ограбил христианского купца, который лишился товаров на 10 000 шиллингов [198]. Яков II приказал арестовать его, но в августе того же года бывший тамплиер ограбил другого купца, и в этом случае король распорядился, чтобы пенсия этого тамплиера была назначена его жертве до тех пор, пока тот не возместит все убытки [199].
3. НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ О КОРАБЛЯХ ТАМПЛИЕРОВ
Хотя можно доказать, что тамплиеры постоянно перевозили людей и товары по морю и в какой-то степени участвовали в морских войнах, остается ряд вопросов, касающихся кораблей тамплиеров. Неясно, как тамплиеры обычно приобретали свои собственные суда – для перевозки товаров или для ведения морской войны. Летописец Мунтанер сообщает, что их большой корабль под названием Falcon, который помогал эвакуировать беженцев из Акры в 1291 году, был куплен у генуэзцев, и это не единственный случай покупки кораблей военными орденами [200]. Тем не менее, в соглашении, подтвержденном Фридрихом II в 1216 году, говорилось, что тамплиеры Марселя имеют право facere et habere navem vel naves [201], и было высказано предположение, что Храм и Госпиталь, в 1234 году, когда городские власти подтвердили еще одно соглашение о правах тамплиеров и госпитальеров в Марселе, имели обязанности, которые включали строительство кораблей в Марселе. Но хотя госпитальер Вильгельм из Валанса был назван commendator navium, что подразумевает, что у него были более широкие функции – хотя и не уточненные – чем командование одним кораблем, тамплиер Вильгельм из Капмейлера был назван просто commendator navis Templi [202]. Можно также отметить, что в этом более позднем соглашении говорилось только о том, что оба ордена могли каждый год иметь и чествовать два своих судна: никаких упоминаний о строительстве кораблей не было [203]. Однако в 1216 г. Госпиталь жаловался, что архиепископ Арля и его ставленники пытались взыскать с него pedagium [дорожная пошлина], когда братья de diversis mundi partibus pro navibus fabricandis […] super aquas et terras deferant [204]. Можно также предположить, что госпитальеры построили новую галеру, которую они продали Карлу I в 1273 г. [205]. Darsana госпитальеров в Акре упоминается в документе середины XIII века, и утверждается, что это была верфь [206] ; однако отмечается, что она находилась на некотором расстоянии от берега и, предположительно, представляла собой мастерскую [207].
Хотя сохранившиеся источники предполагают, что Госпиталь строил некоторые из своих кораблей, свидетельства о кораблестроении тамплиеров полностью отсутствуют. Орден определенно не имел верфи в Акре [208]. Можно также отметить, что в 1278 году вице-адмирал Карла I оплатил ремонт или переоборудование корабля тамплиеров под названием Sancta Maria в Бриндизи: Орден не брался за эту работу сам [209]. Это позволяет предположить, что судно тамплиеров, которое ремонтировалось в Бриндизи, когда Роджер де Флор поступил на службу в Орден, не находилось на тамплиерской верфи [210]. Вскоре после осады Ятивы в 1244 году Яков I Арагонский подарил Храму половину daraçana в Дении на юге Валенсии [211]. Однако у тамплиеров было мало владений и не было командорства в южной части этого королевства. Пожертвование, вероятно, было источником дохода для Храма, а не базой для кораблестроения. В 1273 году арагонский король также предоставил жителям Пеньисколы в Валенсии право рубить лес для строительства кораблей, но нет никаких указаний на то, что тамплиеры строили там корабли после того, как в 1294 году они получили право владения Пеньисколой [212]. Хотя строительство кораблей не обязательно требовало создания постоянных сооружений [213], не сохранилось никаких свидетельств того, что у тамплиеров были собственные верфи, и можно сомневаться, что количество кораблей, которыми владел орден, оправдывало бы создание собственных верфей.
Командиры тамплиеров обычно командовали кораблями ордена, но подробных сведений о людях, служивших под их началом в качестве моряков или арбалетчиков, сохранилось мало. Однако, судя по всему, обычно это были не братья. Роже де Флор работал на кораблях тамплиеров до того, как был принят в качестве брата-сержанта, а то, что ордену пришлось получить от Петра III в 1283 году конспиративную грамоту только для провансальцев и других моряков, позволяет предположить, что это были не тамплиеры [214]. Далее «Тирский Тамплиер» сообщал, что в 1292 году вооруженные люди для двух тамплиерских галер были доставлены на Кипр на венецианских кораблях [215] , а в документе, составленном в Фамагусте в июне 1301 года, упоминаются пять человек, которые по контракту должны были служить на корабле тамплиеров в течение двух месяцев, хотя в нем не указано, в каком качестве они должны были быть наняты [216]. Двумя годами ранее Бонифаций VIII, пытаясь урегулировать разногласия между военными орденами и Генрихом II Кипрским, постановил, что тамплиеры и госпитальеры могут оснащать свои суда et habere homines ad hos aptos gratis vel ad stipendia: очевидно, некоторые служили в этих орденах добровольно, как и на суше, а другим платили [217]. Похоже, что ситуация была похожа на ту, что сложилась на кораблях госпитальеров. В Уставе Госпиталя от 1293 года упоминаются вооруженные люди на кораблях, которым платили из казны ордена, и аналогичный комментарий содержится в другом уставе, принятом в 1300 году [218]. Позднее Госпиталь также наложил обязательство нести морскую службу на греческое население Родоса [219]. Однако сохранилось мало информации о размерах экипажей, хотя navis, нанятый тамплиерами у генуэзцев в 1300 году, должен был состоять из пятидесяти пяти человек [220]. Поскольку даже парусные корабли имели большие экипажи, а на галерах могло работать от пятидесяти до 250 гребцов [221], Храму не удалось бы укомплектовать свои корабли за счет братьев, а члены Ордена в любом случае часто не обладали необходимыми навыками для такой работы.
Наконец, мало что известно о количестве и характеристиках кораблей тамплиеров. Были сделаны различные оценки первых, и высказывались разные мнения о том, был ли у Храма флот или нет [222]. Но «флот» – довольно неточный термин. Однако утверждается, что ни один из военных орденов не имел более четырех-шести крупных судов, а у Храма в 1230-х годах было не более дюжины транспортов [223]. Но во многих источниках упоминаются безымянные корабли тамплиеров, использовавшиеся в качестве транспортов, и, вероятно, в этих документах речь идет о судах, принадлежавших ордену, а не нанятых им: поэтому невозможно дать точную оценку их количества. Однако ничто не указывает на то, что тамплиеры могли выставить флоты из семидесяти или более галер, как это делали генуэзцы и венецианцы [224]. Хотя у ордена были и галеры, и корабли, которые в основном полагались на паруса, включая териды [225], а также нефы, точных сведений об их конструкции и размерах не сохранилось.
По словам хрониста Мунтанера, Falcon был самым большим кораблем, построенным в то время, но ни в одном из сохранившихся документов нет подробной информации о конструкции и размерах кораблей тамплиеров, как, например, в договорах между Людовиком IX и генуэзцами, которые должны были обеспечить транспорт для крестового похода французского короля в 1248 году: в них указывались не только размеры корпусов, но и информация о мачтах, парусах, якорях и вооружении, а также о количестве членов экипажа [226]. Хотя очевидно, что Храм часто использовал корабли для транспортировки, а также участвовал в морских войнах, на некоторые вопросы о собственных кораблях ордена невозможно ответить в полной мере.
Алан ФОРИ, почётный профессор истории в Даремском университете и специалист по истории военных орденов Средневековья
ПРИМЕЧАНИЯ-II
[109] Gallia Christiana Novissima, vol. 5, ed. Joseph H. Albanès and Ulysse Chevalier [Valence: Imprimerie Valentinoise, 1911], 90-93 no. 146; Acta imperii inedita, vol. 1, Urkunden und Briefe zur Geschichte des Kaiserreichs und des Konigreichs Sizilien in den Jahren 1192 bis 1273, ed. Eduard Winkelmann [Innsbruck: Wagner’sche Universitats-Buchhandlung, 1880], 117 no. 139; cf. Cartulaire générale, 2, ed. Delaville Le Roulx, 186 no. 1464.
[110] Cartulaire générale, 2, ed. Delaville Le Roulx, 462-464 no. 2067.
[111] Michel Balard, «Les transports des occidentaux vers les colonies du Levant au moyen âge», in Maritime Aspects of Migration, ed. Friedland, 14-15; John H. Pryor, «The Naval Architecture of Crusader Transport Ships: A Reconstruction of some Archetypes for Round-hulled Sailing Ships», The Mariners’ Mirror 70 [1984]: 374-375.
[112] I Registri, 44, no. 2, ed. Filangieri, 631 no. 308.
[113] Eugene Byrne, Genoese Shipping in the Twelfth and Thirteenth Centuries [Cambridge, Mass.: The Mediaeval Academy of America, 1930], 86, 100, 107; Balard, «Les transports maritimes», 167-168.
[114] Documents inédits sur le commerce de Marseille, vol. 1, ed. Louis Blancard [Marseille: Barlatier-Feissart, 1884], 28-29 no. 22, 102-103 no. 68, 134-136 no. 87; Documents inédits, 2, ed. Blancard, 446 no. 79.
[115] Documents inédits, 2, ed. Blancard, 272 no. 952, 436, no. 49.
[116] Notai genovesi, ed. Polonio, 291-292 no. 246.
[117] Notai genovesi, ed. Pavoni, 179-180 no. 150, 184-185 no. 155, 192 no. 162.
[118] Les quatre grans, 3, ed. Soldevila, 324, cap. 194; García-Guijarro Ramos, «La orden del Temple y el mar», 738-740.
[119] Gallia Christiana Novissima, 5, ed. Albanès and Chevalier, 90-93 no. 146; Cartulaire générale, 2, ed. Delaville Le Roulx, 462-464 no. 2067.
[120] Mas Latrie, Histoire de l‘ile de Chypre, 2: 91-92; I Registri, 3, ed. Filangieri, 239 no. 715; I Registri, 45, ed. Filangieri, 108 no. 56.
[121] Mas Latrie, Histoire de l‘ile de Chypre, 2: 97-98. Pierre-Vincent Claverie, L’ordre du Temple en terre Sainte et à Chypre au XIIIe siècle, vol. 3 [Nicosia: Cyprus Research Centre, 2005], 293-294 no. 341, вводит в заблуждение, утверждая, что в 1250 году Иннокентий IV постановил, что Ордену будет разрешено перевозить западную продукцию без налогов: см.: Papsturkunden für Kirchen in Heiligen Lande, ed. Rudolf Hiestand [Gottingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1985], 386-387 no. 193. Однако в 1246 и 1247 годах он добился того, чтобы в Марселе тамплиеры могли беспрепятственно загружать свои корабли, направлявшиеся в Святую землю: Damien Carraz, L’ordre du Temple dans la basse vallée du Rhône [1124-1312]: ordres militaires, croisades et sociétés méridionales [Lyon: Presses Universitaires de Lyon, 2005], 502.
[122] I Registri della cancelleria angioina, vol. 42, no. 2, ed. Riccardo Filangieri [Naples: Accademia Pontaniana, 1995], 593-594 no. 198.
[123] Housley, «Charles II of Naples», 534-535 [Source edition 1]. В королевстве Южная Италия и Сицилия тамплиеры также были освобождены от обязанности поставлять королю арбалеты на кораблях: см., например, I Registri, 47, ed. Filangieri, 303 no. 250.
[124] О том, какие пошлины обычно взимались, см.: Pryor, «‘In subsidium’», 129.
[125] De rebus regni Siciliae, ed. Silvestri, 273 no. 359, 290, nos. 384-385; instruction by Peter III to officials and others in Sicily, 19 January 1283, Barcelona, ACA, Cancillería Real, Registro 53, fol. 126v.
[126] Claverie, L’ordre du Temple, 2: 440-441 [Source edition no. 19]; Bullarium Cyprium: Papal Letters concerning Cyprus, 1196-1314, vol. 2, ed. Christopher Schabel [Nicosia: Cyprus Research Centre, 2010], 253 no. 0-40.
[127] Close Rolls, 1227-1231, ed. Trice Martin and Stamp, 291.
[128] Foedera, conventiones, litterae, 1, no. 1, ed. Rymer, 282; Calendar of the Patent Rolls, 4, ed. Black and Isaacson, 158. Тевтонский орден, очевидно, не имел своих кораблей в Средиземноморье: Hubert Houben, «Between Sicily and Jerusalem: The Teutonic Knights in the Mediterranean [Twelfth to Fifteenth Centuries]», in Islands and Military Orders, c. 1291 – c. 1798, ed. Emanuel Buttigieg and Simon Phillips [Farnham: Ashgate, 201 3], 162.
[119] Joinville, Histoire de Saint Louis, ed. Natalis de Wailly [Paris: Renouard, 1868], 221, cap. 122.
[130] Correspondance administrative d’Alfonse de Poitiers, vol. 1, ed. Auguste Molinier [Paris: Imprimerie Nationale, 1894], 61-62 no. 96.
[131] I Registri, 6, ed. Filangieri, 42 no. 147; Les quatre grans, 3, ed. Soldevila, 323, cap. 194; cf. Беренгер из Кардоны – командор Пеньисколы [1302], см. выше [note 107]; Actes de Famagouste, ed. Balard, Duba and Schabel, 236-237 no. 222.
[132] Jean Richard, «Les Templiers et les Hospitaliers en Bourgogne et en Champagne méridionale [XIIe-XIIIe siècles]», in Die geistlichen Ritterorden Europas, ed. Josef Fleckenstein and Manfred Hellmann, Vortrage und Forschungen XXVI [Sigmaringen : Jan Thorbecke Verlag, 1980], 233; Peter of Castellón to John of Villamore, the commander of the passage at Marseille, 14 June [1306], see above [note 52].
[133] Cartulaire générale, 3, ed. Delaville Le Roulx, 186-188 no. 3317, clause 6.
[134] Le Procès, 1, ed. Michelet, 564.
[135] Demurger, «Between Barcelona and Cyprus», 65, states: «At Marseille, a maître du passage […] supervised all the maritime activities of the Order of the Temple in the western Mediterranean»; Беренгер из Кардоны – командор Пеньисколы [1302], см. выше: id., Les Templiers: Une chevalerie chrétienne au moyen âge [Paris: Editions du Seuil, 2005], 340. Правда, в Марселе неоднократно упоминается commendator passagii, но поскольку эта должность иногда совмещалась с должностью командора дома тамплиеров, который находился неподалеку, она явно не была долгосрочной; к тому же плавания совершались не только из Марселя, но и из других западных портов. По всей видимости, commendator passagii назначался ответственным за один груз и отправлялся с ним на Восток.
[136] Frederick W. Brooks, «William de Wrotham and the Office of Keeper of the King’s Ports and Galleys», English Historical Review 40 [1925]: 570-579.
[137] Rotuli Litterarum Clausarum, 1, ed. Duffy, 228-234, 237.
[138] Rotuli Litterarum Clausarum, 2, ed. Duffy, 33; Patent Rolls, 1225-1232, ed. Black and Trice Martin, 11, 14. In 1190 Robert of Sablé, ставший магистром тамплиеров в 1191 году, был назначен одним из ductores и constabularii крестоносного флота Ричарда I.: Roger of Hoveden, Chronica, vol. 3, ed. William Stubbs, Rolls Series 51 [London: Longman and Trübner, 1870], 36; see also: Gesta Henrici Secundi, vol. 2, ed. William Stubbs, Rolls Series 49 [London: Longman, Green, Reader, and Dyer, 1867], 110; Но Роберт к тому времени еще не вступил в орден, а поскольку среди его коллег были архиепископ Auch и епископ Байонны, нельзя считать, что его назначение свидетельствовало о военно-морском опыте..
[139] Documenti inediti, ed. Belgrano, 28-32, 369-373; Layettes du Trésor des Chartes, 2, ed. Teulet, 632-633 no. 3537.
[140] Correspondance administrative d’Alfonse de Poitiers, vol. 2, ed. Auguste Molinier [Paris: Imprimerie Nationale, 1900], 358-359 no. 1755, 374-375 no. 1779, 385-386 no. 1796, 390-392 no. 1801, 396 no. 1808, 399-400 no. 1814, 411-412 no. 1832.
[141] Georges Yver, Le commerce et les marchands dans l’Italie méridionale au XIIIe et au XIVe siècle [Paris: Fontemoing, 1903], 168.
[142] I Registri, 44, no. 2, ed. Filangieri, 618 no. 361; Codice diplomatico, ed. Nicolini, 1-3 no. 2, 120-125 nos. 139-140, 126-129 no. 142, 163-164 no. 163, 179-181 no. 175, 217-218 no. 205; Cartulaire générale, 3, ed. Delaville Le Roulx, 208-209 no. 3360. See also: Vic and Vaissete, Histoire générale de Languedoc, 8: 1743.
[143] Cartulaire générale, 2, ed. Delaville Le Roulx, 462-464 no. 2067.
[144] Fueros y privilegios de Alfonso X el Sabio al reino de Murcia, ed. Juan Torres Fontes [Murcia: Academia Alfonso X el Sabio, 1973], 111 no. 100.
[145] Alfonso III to the bailiff of Calatayud, 1 March 1286, see above [note 48].
[146] Cedric N. Johns, «Guide to ‘Atlit: The Crusader Castle, Town and Surroundings», in id., Pilgrims’ Castle [Atlit], David’s Tower [Jerusalem] and Qal’at ar-Rabad [Ajlun], ed. Denys Pringle [Aldershot: Ashgate, 1997], essay 1, 49-50, 68, 70-71.
[147] Oliver of Paderborn, Historia Damiatina, ed. Hoogeweg, 171, cap. 6.
[148] Mathias Piana, «A Bulwark never conquered: The Fortifications of the Templar Citadel of Tortosa on the Syrian Coast», in Archaeology and Architecture of the Military Orders, ed. Mathias Piana and Christer Carlsson [Farnham: Ashgate, 2014], 133-171; Balázs Major, «Observations on Crusader Settlements between the Nahr al-Kabîr and the Nahr as-Sinn», in Le comté de Tripoli: État multiculturel et multiconfessionel [1102-1289], ed. Gérard Dédéyan and Karam Rizk [Paris: Geuthner, 2010], 122-123.
[149] Il compasso da navegare: opera italiana della meta del secolo XIII, ed. Bacchisio R. Motzo [Cagliari: Università, 1947], 62.
[150] Adrian J. Boas, Archaeology of the Military Orders: A Survey of the Urban Centres, Rural Settlement, and Castles of the Military Orders in the Latin East [c. 1120-1291] [Abingdon: Routledge, 2006], 29.
[151] Cornelio Desimoni, «Actes passés en 1271, 1274 et 1279 à L’Aïas [Petite Arménie] et à Beyrouth par devant des notaires génois», Archives de l’Orient latin 1 [1881]: 495 no. 4; Notai genovesi in oltremare: atti rogati a Laiazzo da Federico di Piazzalunga [1274] e Pietro di Bargone [1277,1279], vol. 2, ed. Laura Balletto [Genoa: Università di Genova, 1989], 291-292 no. 64.
[152] Gallia Christiana Novissima, 5, ed. Albanès and Chevalier, 90-93 no. 146; Carraz, «Causa defendende,» 24-25.
[153] Chevalier, «Les ordres militaires et la mer», 64; Pierre-Vincent Claverie, L’ordre du Temple en Terre Sainte et à Chypre au XIIIe siècle, vol. 1 [Nicosia: Cyprus Research Centre, 2005], 385; El Templers de les terres de l’Ebre [Tortosa]: De Jaume I fins a l’aboliciô de l’orde [1213-1312], vol. 2, ed. Laureà Pagarolas i Sabaté [Tarragona: Diputació de Tarragona, 1999], 198-209 no. 172.
[154] Gesta Henrici Secundi, 2, ed. Stubbs, 40-41; Roger of Hoveden, Chronica, vol. 2, ed. William Stubbs, Rolls Series 51 [London: Longman and Green, 1869], 346-347.
[155] Claverie, Lordre du Temple, 2: 411-412 [Source edition no. 1].
[156] Oliver of Paderborn, Historia Damiatina, ed. Hoogeweg, 181 cap.11, 194 cap. 21, 271 cap. 74; Jacques de Vitry, Lettres de la cinquième croisade, ed. Robert B. C. Huygens and trans. Gaston Duchet-Suchaux [Leiden: Brill, 1998], 116; Quinti belli sacri scriptores minores, ed. Reinhold Rohricht [Geneva: J.-G. Fick, 1879], 44, 80, 121, 145.
[157] Joinville, Histoire de Saint Louis, ed. Wailly, 135-136, cap. 75.
[158] Les Registres de Grégoire X, ed. Jean Guiraud [Paris: Thorin et Fils, 1892-1960], 53 no. 159, 136 no. 348.
[159] Claverie, L’ordre du Temple, 2: 428-430 [Source edition no. 14]; Les Registres de Grégoire X, ed. Guiraud, 135 no. 343, 137-138 nos. 356-359, 336 nos. 799-800, 339, no. 811; Pietro M. Campi, Dell’historia ecclesiastica di Piacenza, vol. 2 [Piacenza: Giovanni Bazachi, 1651], 413 [Source edition no. 124].
[160] Les Registres de Nicolas IV, ed. Langlois, 396-397 nos. 2257-2258, 640 no. 4387; Cartulaire générale, 3, ed. Delaville Le Roulx, 544-545 no. 4054; Bullarium Cyprium, 2, ed. Schabel, 154-156 no. n-11, 163-164 no. n-17. В папском письме от 15 октября 1290 года венецианец Jacob Tepuli упоминается как капитан галеры, посланной папой, но он, очевидно, уже вернулся на Запад и, предположительно, командовал ею только во время путешествия.: Bullarium Cyprium, 2, ed. Schabel, 167-168 no. n-21.
[161] Cartulaire générale, 3, ed. Delaville Le Roulx, 598-599 no. 4168; Les Registres de Nicolas IV, ed. Langlois, 903 nos. 6796-6799; Alan J. Forey, «Royal and Papal Interference in the Dispatch of Supplies to the East by the Military Orders in the Later Thirteenth Century», in The Military Orders, vol. 5, Politics and Power, ed. Peter W. Edbury [Farnham: Ashgate, 2012], 101.
[162] Les Registres de Nicolas IV, ed. Langlois, 913 no. 6856.
[163] Annali genovesi di Caffaro e de’ suoi continuatori, dal MXCIXalMCCXCII, vol. 5, ed. Luigi T. Belgrano [Genoa: Istituto sordi-muti, 1929], 143-144.
[164] Les Registres de Nicolas IV, ed. Langlois, 913 nos. 6854-6855; Cartulaire générale, 3, ed. Delaville Le Roulx, 602 no. 4177, 604 no. 4183.
[165] Josserand, Jacques de Molay, 453-456 [Source edition no. 4]; см. также: Accame, Notizie e documenti, 124-136 [Source edition no. 4].
[166] Annali genovesi, 5, ed. Belgrano, 144; Josserand, Jacques de Molay, 453-456 [Source edition no. 4].
[167] Annali genovesi, 5, ed. Belgrano, 167; Cronaca del Templare, ed. Minervini, 256, cap. 301 [537]; Chroniques d’Amadi et de Strambaldi, ed. Mas Latrie, 230. On the date, see: Josserand, Jacques de Molay, 115-116.
[168] Bullarium Cyprium, 2, ed. Schabel, 252 no. 0-40; Claverie, L’ordre du Temple, 2: 440 [Source edition no. 19]. Этот вопрос был вновь поднят в связи с Госпиталем в 1306 году: Regestum Clementis papae V, vol. 1 [Rome: Typographia Vaticana, 1885], 232-233 nos. 1247-1248; Cartulaire générale de l’ordre des Hospitaliers de Saint-Jean de Jérusalem, vol. 4, ed. Joseph Delaville Le Roulx [Paris: Ernest Leroux, 1906], 132-134 nos. 4727-4728.
[169] Cronaca del Templare, ed. Minervini, 300, cap. 379 [615]. Согласно Marino Sanudo, Liber secretorum, 242, III, part 13, cap. 10, в нем приняли участие только семь галер. Корабль, который тамплиеры наняли у генуэзцев в феврале 1300 года, должен был находиться в их распоряжении с марта до середины июля.: Desimoni, «Actes passés à Famaguste», 42-43 no. 74; Actes de Famagouste, ed. Balard, Duba and Schabel, 83-86 no. 74; см. выше. Возможно, он использовался для предварительных рейдов, а возможно, запланированная экспедиция началась позже, чем предполагалось изначально.
[170] Makrizi, Histoire des sultans mamlouks, de l‘Egypte, vol. 2, no. 2, trans. Etienne M. Quatremère [Paris: Oriental Translation Fund of Great Britain and Ireland, 1845], 190; Pierre-Vincent Claverie, L’ordre du Temple dans l’Orient des croisades en Orient [Brussels: De Broek, 2014], 322.
[171] Regestum Clementis papae V, 1: 191-192 no. 1035.
[172] Fidentius of Padua, например, в своей Liber recuperationis Terre Sancte выступал за использование от тридцати до пятидесяти галер, но не указывал, кто должен их предоставить : Projets de croisade [v 1290 – v. 1330], ed. Jacques Paviot, Documents relatifs à l’histoire des croisades 20 [Paris: L’Academie des Inscriptions et Belles-Lettres, 2008], 138.
[173] Georges I. Brâtianu, «Le conseil du roi Charles: Essai sur l’internationale chrétienne et les nationalités à la fin du moyen âge,» Revue historique du sud-est européen 19 [1942]: 355.
[174] Informatio et instructio super faciendo generali passagio pro recuperatione Terre Sancte, in Projets de croisade, ed. Paviot, 192-193.
[175] «Conseil sur le saint passage», in Projets de croisade, ed. Paviot, 186-188; о предложениях прекратить поставки военных материалов мусульманам см.: Sophia Menache, «Papal Attempts at a Commercial Boycott of the Muslims in the Crusader Period», Journal of Ecclesiastical History 63 [2012]: 252; Antony Leopold, How to recover the Holy Land: The Crusade Proposals of the Late Thirteenth and Early Fourteenth Centuries [Aldershot: Ashgate, 2000], 132. Была предложена связь между трактатом Жака де Моле и предполагаемой морской экспедицией магистра Оверни: Carraz, «Causa defendende», 37; Demurger, Jacques de Molay, 209-210; Однако намерение магистра Оверни нападать на христианские корабли с запрещенными товарами вряд ли отражает намерение Жак де Моле в этом вопросе.
[176] Joseph Delaville Le Roulx, Les Hospitaliers à Rhodes jusqu’à la mort de Philibert de Naillac [1310-1421] [Paris: Ernest Leroux, 1913], 10-11. О более раннем нападении генуэзцев на корабли госпитальеров см.: Maria T. Ferrer i Mallol, «Incidència del cors en les relacions catalanes amb l’Orient [segles XIII-XIV]», in Els Catalans a la Mediterrània oriental a l’edat mitjana, ed. ead. [Barcelona: Institut d’Estudis Catalans, 2003], 261.
[177] Cartulaire générale, 3, ed. Delaville Le Roulx, 810-816 no. 4515, clause 13.
[178] Peter W. Edbury, The Kingdom of Cyprus and the Crusades, 1191-1374 [Cambridge: Cambridge University Press, 1991], 103, note 8; Coureas, «The Role of the Templars», 258-259.
[179] Notai genovesi, ed. Polonio, 493-494 no. 413.
[180] Repartimiento de Sevilla, vol. 2, ed. Julio González [Madrid: CSIC, 1951], 172-174; Diplomatario andaluz de Alfonso X, ed. Manuel González Jiménez [Seville: El Monte, Caja de Huelva y Sevilla, 1991], 33-34 no. 37.
[181] Carlos de Ayala Martínez, Las órdenes militares hispánicas en la edad media [siglos XII-XV] [Madrid: Marcial Pons, 2003], 108-112; Juan Torres Fontes, «La orden de Santa María de España», Miscelánea Medieval Murciana 3 [1977]: 73-118.
[182] Maria T. Ferrer i Mallol, La frontera amb l’Islam en el segle XIV: Cristians i Sarraïns al Pais Valencià [Barcelona: CSIC, 1988], 239-241 [Source edition no. 19]; James II to the Templar provincial master, 1 February 1304, Barcelona, ACA, Cancillería Real, Registro 235, fol. 184r.
[183] James II to Bartholomew of Villafranca, 17 April 1316, Barcelona, ACA, Cancillería Real, Registro 277, fol. 160r. О морских действиях в это время см.: Charles-Emmanuel Dufourcq, L’Espagne catalane et le Maghrib au XIIIe et XIVe siècles [Paris: Presses Universitaires de France, 1966], 583-584; Ferrer i Mallol, La frontera, 109.
[184] I Libriiurium della Repubblica di Genova, vol. 1, no. 5, ed. Elisabetta Madia [Genoa: Ministerio per i beni culturali e ambientali, 1999], 13-16 no. 824.
[185] Cronaca del Templare, ed. Minervini, 146 cap. 156 [392], 150 cap. 163 [399]; see also: Marino Sanudo, Liber secretorum, 228, III, part 12, cap. 17.
[186] Cronaca del Templare, ed. Minervini, 301, cap. 301 [537]. Похоже, нет никаких оснований утверждать, что он командовал венецианской флотилией или управлял ею: Paul Crawford, «The Military Orders and the Last Decade of the Thirteenth Century», Epeterida 33 [2007]: 81.
[187] Demurger, Les Templiers, 375; see also: Helen J. Nicholson, «The Military Orders and the Kings of England in the Twelfth and Thirteenth Centuries», in From Clermont to Jerusalem: The Crusades and Crusader Societies, 1095-1500, ed. Alan V. Murray [Turnhout: Brepols, 1998], 213, note 33.
[188] Rotuli Litterarum Clausarum, 2, ed. Duffy, 62; Close Rolls, 1227-1231, ed. Trice Martin and Stamp, 291, 368, 477; Susan Rose, England’s Medieval Navy, 1066-1509: Ships, Men and Warfare [Barnsley: Seaforth Publishing, 2013], 35.
[189] Beryl E. R. Formoy, «A Maritime Indenture of 1212», English Historical Review 41 [1926]: 556-557.
[190] Rotuli Litterarum Clausarum, 2, ed. Duffy, 110, 112, 113.
[191] Alan J. Forey, «Military Orders and Secular Warfare in the Twelfth and Thirteenth Centuries», Viator 24 [1993]: 86; Helen J. Nicholson, «The Hospitallers’ and Templars’ Involvement in Warfare on the Frontiers of the British Isles in the Late Thirteenth and Early Fourteenth Centuries», Ordines Militares: Colloquia Torunensia Historica: Yearbook for the Study of the Military Orders 17 [2012]: 107-111; ead., «Holy Warriors, Worldly War: Military Religious Orders and Secular Conflict», Journal of Medieval Military History 17 [2019]: 69-71.
[192] Demurger, Les Templiers, 338; Cartulaire générale, 3, ed. Delaville Le Roulx, 518-519 no. 4007.
[193] Maria T. Ferrer i Mallol, «Les flottes catalanes, XIIe-XVe siècles», in The Sea in History: The Medieval World: La mer dans l’histoire: Le moyen âge, ed. Michel Balard [Woodbridge: Boydell Press, 201 7], 286.
[194] Lawrence V. Mott, «Serving in the Fleet: Crews and Recruitment Issues in the Catalan-Aragonese Fleets during the War of Sicilian Vespers [1282-1302]», Medieval Encounters 13, no. 1 [2007]: 70-73.
[195] Peter III to the Aragonese provincial master, 7 June 1285, Barcelona, ACA, Cancillería Real, Registro 25, fol. 242r and Barcelona, ACA, Cancillería Real, Registro 56, fol. 124r; Cartulaire générale, 3, ed. Delaville Le Roulx, 479-480 no. 3903; Stefano M. Cingolani, Historiografia, propaganda i comunicació al segle XIII: Bernat Desclot i les dues redaccions de la seva crónica [Barcelona: Institut d’Estudis Catalans, 2006], 748; Les quatre grans cróniques, vol. 2, Crónica de Bernat Desclot, ed. Ferran Soldevila [Barcelona: Institut d’Estudis Catalans, 2008], 294, cap. 139.
[196] Ángeles Masiá de Ros, La Corona de Aragón y los estados del Norte de África: Política de Jaime II y Alfonso IVen Egipto, Ifriquia y Tremecén [Barcelona: Instituto Español de Estudios Mediterráneos, 1951], 196; Maria T. Ferrer i Mallol, «La guerra en cors amb els països musulmans occidentals en els primers anys del regnat de Jaume II [1291-1309]», Anuario de estudios medievales 38 [2008]: 862; cf. требование командора Пеньисколы от 22 января 1307 года о выделении доли в добыче, полученной на море одним из местных жителей: Barcelona, ACA, Cancillería Real, Pergaminos, Jaime II 2360.
[197] Les quatre grans, 3, ed. Soldevila, 325-326, cap. 194; see also: Diplomatari de F Orient català [1301-1409], ed. Antoni Rubio i Lluch [Barcelona: Institut d’Estudis Catalans, 2001], 5-8 nos. 4-8, 98 no 78, 723-724 no. 699.
[198] James II to the former Templar Dalmacio of Timor, 3 June 1316, Barcelona, ACA, Cancillería Real, Registro 251, fol. 116r.
[199] James II to his official Bertand of Valle, 6 August 1316, Barcelona, ACA, Cancillería Real, Registro 277, fol. 242r. Судя по всему, к 1319 году он снова получил свою пенсию.: Joaquím Miret y Sans, Les cases de Templers y Hospitalers en Catalunya [Barcelona: Casa Provincial de Caritat, 1910], 392.
[200] Les quatre grans, 3, ed. Soldevila, 323-324, cap. 194; Notai genovesi in oltremare: atti rogati a Cipro: Lamberto di Sambuceto [31 marzo 1304 – 19 luglio 1305, 4 gennaio-12 luglio 1307], Giovanni di Rocha [3 agosto 1308 – 14 marzo 1310], ed. Michel Balard [Genoa: Università di Genova, 1984], 172-173 no. 103, 180-181 no. 110, 185-186 no. 115.
[201] Acta imperii inedita, 1, ed. Winkelmann, 117 no. 139. For a similar concession to the Hospitallers, see: Cartulaire générale, 2, ed. Delaville Le Roulx, 186 no. 1464.
[202] Cartulaire générale, 2, ed. Delaville Le Roulx, 469 no. 2079; Sarnowsky, «The Military Orders and their Navies,» 48-49; id., «The Ships of the Knights of St John», in The Sea in History, ed. Balard, 360; Jonathan Riley-Smith, The Knights Hospitaller in the Levant [Basingstoke: Pal- grave Macmillan, 2012], 150.
[203] Cartulaire genérale, 2, ed. Delaville Le Roulx, 462-464 no. 2067. The agreement was made in October 1233.
[204] Ibid., 203 no. 1518. Marie-Luise Favreau-Lilie, Die Italiener im Heiligen Land vom ersten Kreuzzug bis zum Tode Heinrichs von Champagne [1098-1197] [Amsterdam: Hakkert, 1989], 17; and ead., «The Military Orders», 207, утверждает на основании этого документа, что госпитальеры строили корабли на Востоке из древесины, привезенной с юга Франции. Однако вряд ли было бы экономически выгодно экспортировать древесину, когда корабли можно было строить на Западе, за исключением, возможно, небольших лодок. Упоминание о super aquas могло относиться к речному транспорту на Западе..
[205] Cartulaire générale, 3, ed. Delaville Le Roulx, 288-289 no. 3502.
[206] Cornelio Desimoni, «Quatre titres des propriétés des Génois à Acre et à Tyre,» Archives de l’Orient latin 2, no. 2 [1884]: 222-224 no. 3; Favreau-Lilie, Die Italiener, 23; ead., «The Military Orders», 207-208; Riley-Smith, The Knights Hospitaller, 92.
[207] Jacoby, «Hospitaller Ships», 61.
[208] In The Rule of the Templars: The French Text of the Rule of the Order of the Knights Templar, trans. Judi M. Upton-Ward [Woodbridge: Boydell Press, 1992], 49, пункт 119; 54, пункт 143, термин voute переводится как «верфь», но это вводит в заблуждение..
[209] Fulvio Bramato, Storia dell’ordine dei Templari in Italia, vol. 2, Le Inquisizioni; Le Fonti [Rome: Atanor, 1994], 152 no. 337.
[210] Les quatre grans, 3, ed. Soldevila, 323, cap. 194.
[211] Documentos de Jaime I de Aragon, vol. 2, 1237-1250, ed. Ambrosio Huici Miranda and María D. Cabanes Pecourt [Valencia: Anubar Ediciones, 1976], 181, doc. 393.
[212] James I to the inhabitants of Peñíscola, 12 May 1273, Barcelona, ACA, Cancillería Real, Registro 21, fol. 147v.
[213] Rose, England’s Medieval Navy, 80.
[214] Les quatre grans, 3, ed. Soldevila, 323, cap. 194; De rebus regni Siciliae, ed. Silvestri, 273 no. 359.
[215] Cronaca del Templare, ed. Minervini, 256, cap. 301 [537].
[216] Notai genovesi, ed. Polonio, 493-494 no. 413.
[217] Claverie, L’ordre du Temple, 2: 440 [Source edition no. 19]; Bullarium Cyprium, 2, ed. Schabel, 252 no. 0-40.
[218] Anthony Luttrell, «The Earliest Documents on the Hospitaller ‘Corso’ at Rhodes, 1413 and 1416», Mediterranean Historical Review 10 [1995]: 179; Cartulaire générale, 3, ed. Delaville Le Roulx, 810-816 no. 4515, clause 13.
[219] Anthony Luttrell, «The Servitudo Marina at Rhodes: 1306-1462» in id., The hospitallers in Cyprus, Rhodes, Greece and the West 1291-1440. Collected studies, part 4, Variorum collected studies series 77 [London: Ashgate Variorum, 1978], 50-65.
[220] Desimoni, «Actes passés à Famagouste,» 42-43 no. 74; Actes de Famagouste, ed. Balard, Duba, and Schabel, 83-86 no. 74. Некоторые из галер, нанятых для госпитальеров в 1292 году, должны были перевозить 140 человек: Accame, Notizie e documenti, 124-136 [Source edition 4].
[221] Charles-Emmanuel Dufourcq, La vie quotidienne dans les ports méditerranéens au moyen âge [Provence – Languedoc – Catalogne] [Paris: Hachette, 1975], 64, 70; Byrne, Genoese Shipping, 10, 23, 31; Pryor, «The Naval Architecture», 375.
[222] Sarnowsky, «The Military Orders and their Navies», 45; Toomaspoeg, «Carrefour de la Méditerrannée», 106; Demurger, Les Templiers, 339; Malcolm Barber, The New Knighthood: A History of the Order of the Temple [Cambridge: Cambridge University Press, 1994], 2; Damien Carraz, Les Templiers et la guerre [Clermont-Ferrand: Lemme, 2012], 85.
[223] Claverie, «Quelques réflexions»; id., L’ordre du Temple, 1: 382.
[224] Cronaca del Templare, ed. Minervini, 270 caps. 320-321 [556-557], 272-274 caps. 324 [560], 326-327 [562-563].
[225] I Registri, 44, no. 2, ed. Filangieri, 631 no. 308.
[226] Luigi T. Belgrano, «Une charte de nolis de S. Louis», Archives de l’Orient latin 2, no. 2 [1884]: 231-236; René Bastard de Péré, «Navires mediterranéens du temps de Saint Louis», Revue d’histoire économique et sociale 50 [1972]: 327-356.